Стадии психосексуального развития
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Вебинар №3
"Стадии
психосексуального
Развития.
Защитные механизмы
психики."
Светлана Павловна Эрик
член РОАП,
аналитический психолог
[email protected]
Вебинар №3
Психосексуальное развитие - процесс формирования полового самосознания, половой роли и
психосексуальных ориентаций.
-Объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума.
ТЕРМИНЫ
-Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт
личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.
• Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к
формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз
определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой
связано ощущение удовольствия в данном возрасте.
Вебинар №3
Фрейд обнаружил, что ранние фазы развития ребенка, названные им инфантильной
сексуальностью, связаны
с катексисом либидо определенных эротогенных областей тела - оральной, анальной и
фаллической. При этом каждая последующая фаза развития индивида
ФАЗЫ
развития
доминирует над предыдущими. Чувственный компонент переживаний, исходящих из
либидинозных зон, связан с приятными ощущениями и типичной активностью
ребенка.
Телесная активность ребенка и получаемые им приятные ощущения сопровождаются
соответствующими каждой стадии фантазиями, а также конфликтами с родителями
или значимыми для ребенка лицами из близкого окружения. В целом можно сказать,
что догенитальная сексуальность играет важнейшую роль в развитии невротических
симптомов, черт и нарушений характера, а также девиантной сексуальности .
[email protected]
Вебинар №3
1.Оральная (от 0 до 18 месяцев).
2.Анальная (от 18 месяцев до 3 лет).
ФАЗЫ
РАЗВИТИЯ
3.Фаллическая (от 3 лет до 6 лет).
4.Латентная (от 6 до 12 лет).
5.Генитальная (период полового созревания
и до 22 лет).
Вебинар №3
В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца
всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее
тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и
приятными ощущениями.
ОРАЛЬНАЯ
ФАЗА
Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально зависимого периода, состоит в закладке основных установок:
зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других
людей.
Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от
материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность
и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет
замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец
или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком
материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление
[email protected]
грудью, если мама в состоянии кормить его сама.
Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:
Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими
внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и
некомпетентности.
ФИКСАЦИЯ
Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения.
Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться
слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается
кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия. Фрейд выдвинул постулат,
согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во
младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности.
Основными его чертами является:
•
ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе, постоянно требует
•
одобрения, чрезмерно зависим и доверчив, испытывает потребность в поддержке и принятии,
жизненная пассивность.
В течении второй половины первого года жизни начинается вторая
фаза оральной стадии –
орально-агрессивная.
Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и
ОРАЛЬНОАГРЕССИВНАЯ
ФАЗА
.
жевание становятся важными средствами выражения фрустрации,
вызванной отсутствием
матери или отсрочкой удовлетворения.
Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в
таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное
отношение ко всему окружающему.
Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать
других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения
собственных нужд.
Вебинар №3
Анальная стадия начинается в возрасте
около 18 месяцев и продолжается до трех лет.
В течение этого периода ребенок учится самостоятельно
АНАЛЬНАЯ
ФАЗА
ходить в туалет.
Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к.
это одна из первых
функций, которая требует от него осознанности своих
действий.
Фрейд был убежден, что способ, каким
родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на
его более позднее
личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и
саморегуляции берут начало в анальной стадии.
Вебинар №3
Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка
контролировать свои внутренние процессы.
Принуждающая тактика - именно эта форма приносит наиболее выраженные
негативные последствия.
Некоторые родители ведут себя не гибко и ребовательно, настаивая, чтобы
ТАКТИКА
ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться
выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная
тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие
виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий
тип личности.
Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень
сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.
Вебинар №3
Второй отдаленный результат анальной
фиксации, обусловленный родительской
строгостью в отношении туалета – это
ФИКСАЦИЯ
анально – выталкивающий тип личности.
Черты данного типа включают в себя
склонность к разрушению, беспокойство,
импульсивность. В любовных отношениях в
зрелом возрасте такие люди чаще всего
воспринимают партнеров в первую
очередь как объекты обладания.
[email protected]
Вебинар №3
Другая категория родителей, наоборот,
поощряет своих детей к регулярному
использованию туалета и хвалят их за
ФИКСАЦИЯ
это.
С точки зрения Фрейда, подобный
подход, поддерживающий старания
ребенка контролировать себя,
воспитывает позитивную самооценку и
даже может способствовать развитию
творческих способностей.
Вебинар №3
Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую
зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут
рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять
заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями.
ФАЛЛИЧЕСКАЯ
СТАДИЯ
Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны,
ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что
большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно,
чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору,
на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они
рисуют «первичную» сцену.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что
Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек
получил название комплекса Электры).
Вебинар №3
Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него
главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его
наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он
воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен
терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по
его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления. В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов
ЭДИПОВ
КОМПЛЕКС У
МАЛЬЧИКОВ
комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать
себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций:
1, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для
него, что это значит – быть мужчиной.
2, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же
атрибутами, которые мать видит в отце.
Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные
моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием
разрешения эдипова комплекса. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и
опрометчивы.
Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и
постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это
так же может быть поведение по типу Дон Жуана.
Вебинар №3
Неразрешенные проблемы эдипова
комплекса расценивались
Фрейдом как основной источник
ФИКСАЦИЯ
последующих невротических моделей
поведения, особенно имеющих
отношение к импотенции и
фригидности.
Вебинар №3
В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка
посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется
во вне.
В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение сосверстниками.
ЛАТЕНТНАЯ
ФАЗА
Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней
психосексуальной стадии.
В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго.
Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть
человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в
первую очередь, с родителями.
Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это
восприятие, мышление, научение.
Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не
осознаваемые стремления.
Вебинар №3
Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже
сформированы все те качества личности и
варианты ответных реакций, которыми он будет
ЛАТЕНТНАЯ
пользоваться на протяжении всей своей жизни.
ФАЗА
И на протяжении латентного периода
происходит «оттачивание» и упрочение его
взглядов, убеждений, мировоззрения.
В этот период сексуальный инстинкт
предположительно
дремлет.
Вебинар №3
Генитальная (период полового созревандо 22-х лет).
После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают
восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному
полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода,
продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими
ГЕНЕТАЛЬНАЯ
ФАЗА
изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление
возбудимости и повышение сексуальной активности.
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы в раннем подростковом возрасте через«гомосексуальный»
период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола
(например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер,
чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола.
Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается
ухаживание.
Вебинар №3
Генитальный характер – это идеальный тип
личности в психоаналитической теории.
Это человек зрелый и ответственный в социальноГЕНЕТАЛЬНАЯ
ФАЗА
сексуальных отношениях. Фрейд был убежден:
для того, чтобы сформировался идеальный
генитальный характер, человек должен
брать на себя активную роль в решении
жизненных проблем, отказаться от
пассивности, свойственной раннему детству, когда
любовь, безопасность,
физический комфорт - в сущности, все формы
удовлетворения, легко давались, и
[email protected]
ничего не требовалось взамен.
Вебинар №3
• Недостаток внимания или гиперопека на
первой, Оральной стадии психосексуального
развития, ведет к пассивности или циничности
как свойству характера.
• Фиксация на анальной стадии – к упрямости,
ВЫВОДЫ
скупости, жестокости.
• Неразрешенные проблемы Эдипова
комплекса провоцируют склонность к
беспорядочным любовным связям,
невротическим моделям поведения,
фригидности или импотенции.
• Отсутствие понимания в Генитальный период
– неумению брать на себя ответственность и
[email protected]
пассивность в собственной жизни.
Вебинар №3
Почти каждый раз, упоминая сексуальность, Фрейду приходится оговаривать, что
ВЫВОДЫ
•
(1) «сексуальность не сводится только к взаимодействию гениталий»
•
(2) «сексуальность и продолжение рода не совпадают»
•
(3) «то, что называют сексуальностью вне психоанализа, относится только к ограниченной сексуальной
жизни».
Три эти ремарки принципиально важны, в частности, в теории детской сексуальности, поскольку её проявления не
имеют никакого отношения к половой жизни: например, сексуальный характер кормления грудью так же
неоспорим, как и его обособленность от половой функции. И мать и ребёнок включаются во время кормления в
обмен этим
специфическим телесным удовольствием/неудовольствием, связанным с нехваткой,
полнотой или избыточности, и которое не зависит напрямую от голода и его утоления. Не случайно Фрейд говорит,
что у именно материнской груди впервые встречаются два самые сильные человеческие чувства – голод и любовь.
.
Вебинар №3
В 1914 году он говорит, что сексуальность возникает
одновременно с фантазированием, что уже само по себе
даёт основания предполагать связь между ними.
Сексуальность начинает функционировать только тогда,
ВЫВОДЫ
когда при помощи фантазии человек становится способен
создавать объект своего влечения, первым из которых
является материнская грудь. То есть сексуальность
представляет собой не просто удовлетворение той или
иной физиологической потребности или реализацию
инстинкта, а конструирует образ другого и сценарий
отношений с ним.
Вебинар №3
"Мы выбираем друг друга
неслучайно. Мы встречаем только
тех, кто уже существует в
нашем подсознании". З.Фрейд
В основе всех наших поступков
лежат два мотива: желание стать
великим и сексуальное влечение.
Вебинар №3
это бессознательные действия или противодействия или
адаптивные способы переживания человека, направленные на
защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со
Механизмы
защиты
стороны окружающей его реальности и своего собственного
внутреннего мира; также они позволяют осуществлять
позитивную оценку собственного Я.
Защитные механизмы психики для самой психики являются
способом избежать невроз. Для установления контакта и
дальнейшего воздействия на человека становится возможным
первоначально выявлять защитные механизмы его психики (т.е.
правильно интерпретировать те или иные реакции организма).
Вебинар №3
Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений,
причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи
забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком
Механизмы
рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если
защиты
какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может
охватить такие отрезки прошлой жизни человека.
Проекция. При проекции — человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким
путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные
поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой
человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в
его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним. По типу — они этого
заслуживают.
Вебинар №3
Идентификация
Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации
один человек бессознательно уподобляется другому (объекту идентификации). В качестве объектов
Механизмы
идентификации могут выступать как люди, так и группы. Идентификация приводит к подражанию
защиты
действиям и переживаниям другого человека.
Интроекция
Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым определенный человек формирует различные
установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией
объекта в свое Я. З.Фрейд (2003) приводил пример, когда ребенок, чувствовавший себя несчастным
вследствие потери котенка, объяснил что он теперь сам котенок
Вебинар №3
Реактивное образование
В случае данной защитной реакции человек бессознательно переводит трансформацию одного
психического состояния в другую (например, ненависть — в любовь, и наоборот) . Например, чрезмерный
Механизмы
защиты
гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная
ненависть — является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее
за попыткой открытого выплескивания негатива.
Самоограничение как механизм адаптации
Суть механизма самоограничения в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее
значительны по сравнению с достижениями других людей, работающих в той же области, тогда его
самоуважение падает. В такой ситуации многие просто прекращают деятельность. Это своеобразный уход,
отступление перед трудностями.
Вебинар №3
Рационализация
Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек
бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для
Механизмы
защиты
объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения
собственного положительного представления о себе.
Аннулирование
Аннулирование — психический механизм, который предназначен для
уничтожения неприемлемых для человека мыслей или действий. Когда
человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым
неприемлемое деяние для него аннулируется, и он может дальше жить
спокойно.
Вебинар №3
Расщепление
В случае расщепления человек разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», бессознательно
убирая все неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им проблемы (критической ситуации,
вызывающей дискомфорт психики в результате развития, например, тревоги). Расщепление является неким
Механизмы
защиты
искажением реальности, как, собственно, и другие механизмы защиты, посредством действия которых человек
стремится уйти от реальности, подменяя истинный мир — ложным.
Отрицание
В случае действия данной защитной реакции психики, при возникновении в зоне восприятия человека какойлибо негативной для него информации, он бессознательно отрицает существование ее. Наличие факта
отрицания каких-либо событий и т.п., позволяет узнать о истинных намерениях и причинах беспокойства
данного человека, так как зачастую он бессознательно отрицает не то чего нет в действительности, а нечто
важное для него, но что по ряду одному ему известных причин такому человеку неприемлемо. Т.е. человек
отрицает то, что старается в первую очередь скрыть.
Вебинар №3
Смещение
Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении человека переключить внимание с объекта
действительного интереса на другой, посторонний, объект.
Механизмы
защиты
Изоляция
В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в
которую способно привести к развитию симптоматики невроза (например увеличить тревожность, беспокойство,
чувство вины и проч.) Также, если при выполнении какой-либо работы (деятельности) излишне погружаться в характер
такой деятельности, то подобное может привести к сбою в осуществлении этой деятельности. (Если боксер будет все
время думать о том, что удары противника способны вызвать болевые ощущения и различного рода травмы, а то и
привести к смерти в результате сильного удара — то подобный боксер изначально проиграет вследствие
невозможности вести поединок из-за страха и проч.)
Вебинар №3
Сублимация
Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным
трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит
замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и
Механизмы
защиты
проч.)
Регрессия
Такая защитная реакция психики как регрессия проявляется в том, что человек, во избежание невротического
конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.
Сопротивление
Такой механизм защиты психики как сопротивление является очень важным как для понимания специфики защитных
реакций в целом, так и служит возможностью перехода на новый этап развития индивида как личности, что при
благоприятных раскладах помогает ему подняться и на следующую ступень в иерархической лестнице социальных
отношений.
Литература: