Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 10
Средневековая философия
(I-XV вв.)
Этапы:
I – VI вв. – патристика
Совокупность учений отцов церкви, отец церкви (характеристики): святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное признание церкви. Не все могли быть признаны отцами церкви.
IX – XV вв. – схоластика
Основная мысль того времени – теоцентризм, Бог в центре всех оснований. Философия – служанка богословия.
Малое влияние античной философии, так как происходит смена ориентиров – ориентация на Святое Писание, Писание как источник истины и конечная объяснительная инстанция, задача теолога – правильно понять и разъяснить истину Писания, религиозная герменевтика.
Новые идеи:
• О сущности бога
• Связь человека с ним
• Проблематика познания(существует ли идея независимо от вещей)
Основные принципы мышления:
• Идея любви, воли и случая, способствующие любому творению
• Мир сакральный и мир профанный(мирской)
• Креационизм (характерен только для Бог)
• Идея эсхатологии(загробная жизнь)
• Провиденциализм(отсылки)
• Традиционализм
Авторы
Тертуллиан противопоставляет нравственность чувственности, познать Бога может только христианская душа, Бог выше всех законов.
Аврелий Августин родился в сложной семье касаемо религии, бог есть бытие, истина и любовь, понятие греха, проблема теодицеи, учение о божественной благодати, учение о божественном предопределении, «Против академиков» проникнуто уважением к античной мудрости, был епископом, много сделал для христианства, сформулировал многие догматы. Познание основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме, норма познания – истина, неизменная истина, источник всех истин – Бог.
Догмат о Троице:
• Ипостась отца – объект познания
• Ипостась сына – акт познания
• Ипостась духа – воля, направляющая способность познания на объект, связующая их.
Новое направление- теизм (Бог явл. началом всего). Все существующее появляется по воле Бога. Августин был уверен, что люди могут сами решать следовать ли им Божественному плану или идти своей дорогой, считал, что люди не все могут пользоваться правильно свободной волей (помогает людям участвовать в божественном творении), является признаком бож-ой природы души человека. Поскольку мы можем выбирать свой образ души, то мы ближе к Богу, чем те же муравьи. Но мы можем стать злом, погружаясь в чувств. удовольствия и отдалиться больше, чем муравьи.
Онтология:
• Все существующее есть благо
• Зло – недостаток, порча субстанции
• Мир органичен в пространстве, бытие мира ограничено во времени
• Мир один
Как развивался мир?
«О граде Божием»
1. от Адама до потопа
2. от Ноя до Авраама(сомнения в существовании антиподов)
3. от Авраама до Давида
4. от Давида до вавилонского пленения – время иудейских царей и пророков
5. от вавилонского пленения до Христа
6. от Христа и закончится вместе с концом истории вообще и со страшным судом (земной град должен подчиниться гарду небесному)
Схоластика
Делится на три этапа: ранняя, высокая, поздняя.
Интеллектуальным стимулов того времени является знакомство с текстами Аристотеля и его комментаторов, Фома Аквинский.
Авторы
Ансельм Кентерберийский жил в Италии, был монахом, стал архиепископом, подвергся взглядам Августина Святого
• Только в Боге сущность и бытие тождественны, идеи есть уже у Бога, но не творятся им, они есть в его мышлении
• Два источника знания у человека: вера и разум
• Доказательства бытия Бога, в основе: все творения отличаются друг от друга степенью обладания каким-либо совершенством и вещи, наделенные совершенством в разной степени, получают свои относительные совершенства от совершенства как такового, совершенства в наивысшей степени
• Формула бытия Бога - то, больше чего нельзя помыслить
Лекция 11
Схоластика
Пьер Абеляр -сын рыцаря, который был за обучение до взятия меча, был академической звездой, после оскопления удалился в аббатство, был обвинен в ереси, стал отшельников, выстроил часовню. Использовал логику и диалектику(главные в его рассуждениях), рассматривая вопросы веры, первый принцип в «Да и нет»(изучал труды отцов церкви в плане противоречий) таков: «вера поддерживается разумом или не поддерживается им» ,принцип «сомнение ведет к любопытству, а любопытство ведет к истине», активно использует диалектику. Оставляет вопросы открытыми, чтобы люди рассуждали, что может привести к крамольным мыслям.
Спор о универсалиях (общие понятия – это термины, могут быть применимы к любому кол-ву физических предметов)-реализм(идеализм), номинализм(существует в имени), концептуализм(Р и Н). Вопрос о существовании Бога, поскольку люди не всегда могут полагаться на веру.
Фома Аквинский написал 18 произведений, основным считается – «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Пытался «приспособить» учение Аристотеля к католической церкви. Томизм – неотомизм(от его имени), соотношение философии и теологии, природа (материя и форма), человек (душа и тело), цель жизни – обретение блаженства, совершенное и постоянное блаженство – в загробном мире, мир создан из ничего Богом, интеллект не отделим от души, все сущее стремится к благу, т.е. к Богу, ставит разум выше воли, государство – произведение человеческого искусства, воля государя зависит от воли Бога, так как Бог дает правителя, светской власти подчинены тела людей, но не души.
Философия Возрождения
Ренессанс
Разные временные рамки, так как разные регионы. Скандальные теории о том, что во многих странах было Возрождение. Термин связан с возвратом к античности (изучение латинского и греческого языков, произведений античных авторов).
Италия:
XIV – XVI вв.
Другие страны Европы:
XV – XVII вв.
Факторы изменения мира:
• развитие книгопечатания Гутенбергом
• религиозный фактор (Реформация)-М. Лютер «95 тезисов»: католичество - богослужение и Библия на латыни, индульгенция (сокровищница заслуг, чистилище, сперва появилась для тех, кто был в Крестовом походе),монахи нарушают обеты, богатство храмов, целибат; привело к протестантизму-богослужение и Библия на национальном языке, отмена индульгенций и чистилища , брак священников, скромность храмов. «Чья земля, тех и вера»
• Культурный фактор (гуманизм, возрождение художественной литературы, рост числа людей свободных профессий, секуляризация- церковь уходит на задний план)
• научный фактор (великие географические открытия, критика Аристотеля как схоластика и интерес к Платону, основы современной физики, Коперник – гелиоцентризм , изобретение часов, появл.времени – время нужно ценить, так как оно дано Богом
• представление о судьбе (идея Фортуны, не все зависит от человека)