Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения

  • 👀 582 просмотра
  • 📌 535 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения» pdf
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И Спрос – экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, которая складывается из множества конкретных требований потребителей (рынка), отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющимся ассортиментом. Объем и структура спроса зависит от многих факторов. Основные факторы, воздействующие на величину спроса:  цена данного продукта;  цены на товары–субституты;  цены на комплементарные товары;  доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара;  вкусы и предпочтения потребителя;  инфляционные ожидания потребителей;  экономическая политика государства. Взаимозаменяемые товары – это такие товары, которые могут быть использованы для одних и тех же целей и удовлетворять одну и туже потребность. Взаимодополняемые товары – это товары, которые дополняют друг друга в потреблении. Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара, то есть величина спроса на товар сокращается по мере увеличения цены на него, и наоборот (чем ниже цена, тем больше спрос). D1 P D D1 D Q Предложение – экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Это объем товаров и услуг, который может быть предложен продавцами для реализации в условиях их оптимального функционирования. Основные факторы, воздействующие на величину предложения: 1  цена данного товара;  цены товаров-субститутов;  цены комплементарных товаров;  издержки производства и цены на ресурсы;  издержки на реализацию товара;  количество товаропроизводителей и покупателей;  налоги и субсидии;  внешние природные условия (климатические изменения);  экономическая политика государства. P S S1 S1 S Q Закон предложения: при прочих равных условиях величина предложения товара находится в прямой зависимости от цены этого товара, то есть величина предложения товара увеличивается по мере увеличения цены на него, и наоборот (чем выше цена, тем больше спрос). Равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предлагаемое продавцами совпадает с количеством товара, которое готовы приобрести покупатели. P S1 D1 D S P1 E1 S1 E D1 P* D P2 S Q* Q 2 ДЕЙСТВИЕ Увеличение спроса Уменьшение спроса Увеличение предложения Уменьшение предложения ИЗМЕНЕНИЕ P* Q* Растет Растет Снижается Снижается Снижается Растет Растет Снижается Ценовая эластичность спроса В экономике мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Существуют два подхода к теории эластичности. Темповый подход: он определяет, насколько процентов изменится значение функции при изменении независимой переменной на один процент. Второй приростный подход: как изменится значение функции при изменении независимой переменной на единицу. Ценовая эластичность спроса – это мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванная изменением цены этого товара или услуги. Она показывает, насколько изменится в процентном соотношении величина спроса на данный товар или услугу при изменении его цены на один процент. Выделяют три вида эластичности спроса по цене: 1. Эластичный спрос если при изменении цены товара на один процент спрос на него изменится более чем на один процент. 2. Неэластичный спрос возникает, когда при изменении цены товара на один процент спрос на него изменится менее чем на один процент. 3. Единичная эластичность спроса предполагает, что при изменении цены товара на один процент спрос на него изменится на один процент. Помимо этого можно выделить крайние случаи эластичности: 1. Совершенно эластичный спрос: при данной установившейся цене можно продать определенное количество товара, но как только цена превысит равновесную цену, то спрос будет отсутствовать. 2. Совершенно неэластичный спрос: объем спроса на товар останется неизменной при любой цене. Эластичность спроса:  d   Qd : Qd Q : Q , d  d d P : P P : P если ΔQ > 5%, то для более точного расчета применяется формула дуговой эластичности ΔQ/ Qср, а ΔP/ Pср. Если εd > 1, то эластичный спрос, то есть при снижении цены резко возрастает количество продаж, и доход производителя. Если εd = 1, то единичный эластичность спроса, то есть снижение цены компенсируется ростом продаж, общая выручка остается неизменной. Если εd < 1, то неэластичный спрос, то есть снижение цены незначительно влияет на рост продаж, а общая выручка снижается. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: 1. наличие заменителей (чем больше субститутов, тем эластичнее спрос); 2. удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса, и наоборот - чем меньше, тем ниже 3 эластичность: зубная щетка, паста, соль); 3. размер дохода; 4. качество товара (является ли товар предметом роскоши – спрос на такие товары эластичен, или является предметом первой необходимости – спрос на большинство из них неэластичен); 5. размеры запаса (чем больше, запас тем более эластичен спрос); 6. ожидания потребителей (в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (0,13), а в долгосрочном – (1,89). Эластичность спроса по доходам Мерой реакции величины спроса на товар или услугу, вызванной изменением величины дохода покупателя называется эластичностью спроса по доходам. Y  Q Qd : Qd Y ; – изменение дохода; – относительное изменение спроса. Y : Y Y Q 1. Если εY < 0, то существует отрицательная эластичность спроса по доходам: данный товар является некачественным или неполноценным, с ростом дохода снижается потребление этого товара. 2. Если εY >0, то существует положительная эластичность спроса по доходам: с ростом дохода потребитель увеличивает закупки данного товара, то есть этот товар является нормальным или полноценным. 3. Если εY стремится к нулю, то данный товар является предметом первой необходимости, с ростом доходов не изменяется объем продаж. 4. Если εY > 1, то рост закупок товара превосходит рост дохода потребителя (товары длительного пользования или предметы роскоши). 5. Если 0 < εY < 1, то товар повседневного спроса (хлеб, соль, спички). Перекрестная эластичность Перекрестная эластичность спроса – мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, которая вызвана изменением цены другого товара или услуги. П  Q А : Q А . РБ : РБ 1. Если εП > 0, то рассматривается товары взаимозаменяемые (рост на цену В вызывает спрос на А). 2. Если εП стремится к 0, то товары независимы от потребления. 3. Если εП < 0, то данный товар – взаимодополняемый. Ценовая эластичность предложения Ценовая эластичность предложения – величина, показывающая насколько изменится в процентном соотношении величина предложения при изменении цены товара или услуги на 1%. S  QS : QS Р : Р 4 1. Предложение эластично, если при изменении цены на один процент, его объем изменится более чем на один процент. 2. Предложение неэластично, если при изменении цены на один процент, его объем изменится менее чем на один процент. 3. Единичное предложение. Основные факторы, влияющие на эластичность предложения: 1. фактор времени (в долгосрочном периоде предложение почти совершенно эластично, в среднесрочном периоде предложение менее эластично, в краткосрочном периоде предложение совершенно неэластично). 2. наличие/отсутствие резервов производства (производственные мощности загружены не полностью, предложение будет эластично). 3. характер и тип производственного товара или услуги. Практическое значение теории эластичности Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:  анализ поведения потребителей;  определение ценовой политики фирмы;  прогнозирование расходов потребителей и доходов продавцов из-за изменения цены;  определение стратегии фирмы дл максимизации прибыли. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелателен. 5
«Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot