Спортивная физиология. Адаптация
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Спортивная Физиология Волков В.В. Лекция 1. Адаптация.
Спортивная физиология (СФ), данная научная дисциплина изучает физиологические особенности организма человека во время его спортивной деятельности. Так же надо отметить, что в круг ее интересов входят фитнесс, физическая культура, ЛФК, особенности трудовой деятельности и т.д.
Ознакомимся с содержанием курса
Тема первой лекции, которая состоит из четырех частей
Если попытаться сформулировать задачи СФ, напрашиваются три группы вопросов, которыми должна заниматься спортивные физиологи, а именно:
1. Какие физиологические особенности в этом виде спорта, а именно как поднимается пульс во время выполнения упражнения, сколько человек потребляет кислорода, как интенсивно выделяется молочная кислота, какие мышцы выполняют работу, как долго возможно выполнение работы, с какой мощностью - это и есть физиологические особенности.
2. Спортивному физиологу необходимо выявить лимитирующие факторы, ограничивающие рост спортивного результата, то есть дать ответ на вопрос какая именно из физиологических систем может не пускать спортсмена вперед, то есть становиться сильнее, быстрее, выносливей.
3. Обосновать с помощью СФ, каким образом можно влиять на эти ограничения, как в этом виде спорта, с точки зрения физиологии и биологии необходим тренироваться. Во первых с точки зрения достижения результата, во вторых с точки зрения сохранения состояния здоровья.
Т.е. резюме, чем занимается СФ, оценивает физиологические особенности в определенном виде спорта, пытается найти ограничения с точки зрения (с т.з.) физиологи, и пытается предложить, как это ограничение обойти, но не в ущерб здоровью спортсмена.
В виду того, что соревновательная деятельность по очевидным причинам достаточно сложна для изучения. Физиологами создаются специальные лаборатории в рамках, которой ученые имитируют различные этапы соревновательной и тренировочной деятельности у спортсменов любых специализаций, для того чтобы получить информацию о которой говорилось выше, и построить модельные характеристики различных спортсменов с т.з физиологии. Еще одной особенностью тестирования в лаборатории является высокая стандартизация проводимых процедур, которые проводятся в одних и тех же условиях, на тарированном оборудование, и всегда фактор техники выполнения упражнения и мотивационный составляющий снижены к минимуму. Это важно когда тренер и спортивный физиолог занимаются имитацией данных, особенно у спортсменов элитного уровня, когда на кону олимпийская медаль.
СФ занимает важное место в физической культуре, тренер должен хорошо разбираться в физиологических процессах в организме спортсмена во время тренировки и соревнования, что бы научиться строить работы, достичь результата и навредить здоровью спортсмена. Что это значит, во первых только лишь педагогический подход в построение тренировки или в любом виде двигательной активности очевидно устарел, так как он лишь копирует опыт прошлых поколений и не раскрывает физиологические особенности. Поэтому педагогу, тренеру необходимо быть знакомым с физиологическими особенностями в любых условиях адаптации, когда он собирается тренировать человека, учитывая цель тренировки на гибкость, выносливость, силу. А так же учитывать физиологическое состояние спортсмена и учитывать лимитирующие факторы, особенно это касается в первую очередь в сорте. Необходимо начинать любой тренировочный процесс с процедуры тестирования, для того что бы понять над чем именно работать. И регулярно проводить замеры результатов тренировки в лабораторных условиях и полевых для того что бы убедиться в правильно выбранном алгоритме тренировки.
СФ связана с тремя группами научных и учебных дисциплин.
Первая группа фундаментальные науки, на которых базируется СФ, она использует теоретические знания, методики исследований и сведения о факторах среды с которыми взаимодействует организм спортсмена в процессе тренировки и соревнования. Это Биология, Физиология, Физика, Химия, и т.д.
Когда мы берем кровь на анализ у спортсмена для определения физических сдвигов после тренировки, очевидно необходимы знания из химии. Когда необходимо описать физическое упражнение с т.з. мощи, работы – это знания из физики.
Во вторую группу входят дисциплины, они связаны с СФ, которые взаимно дополняют друг друга. Это Анатомия, биохимия, биомеханика, психология. Зная особенности выполнения упражнений или переносимой нагрузки, тренер может оценить, нужна ли психологическая помощь. Зная, законы биомеханики мы можем облегчить физиологическую стоимость тренировочного процесса, упражнения, тем самым продлить длительность его выполнения.
Третью группу составляют дисциплины, которые используют её достижения в своих целях, к ним относятся теория и методика физкультуры, педагогика, спортивная медицина, лечебная физкультура, спортивная метрология.
Перейдем к тем проблемам, которыми занимается СФ.
Важнейшая проблема физиологии и медицины изучение закономерностей процесса адаптации организма к различным процессам и различным факторам среды.
Адаптация физиологическая (АФ) – совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.
Т.е. любые виды тренировок это стресс для организма человека, а любая тренированность это адаптация к стрессу, в виде того что организм пытается поддержать постоянство своей внутренней среды, свой гомеостаз.
В основу теории современной тренировки ложиться Теория адаптации, а именно совокупность достоверных знаний о приспособлении организма человека к условиям окружающей среды, особенно к экстремальным ситуациям, которыми является спортивная тренировка.
Приспособительные изменения в здоровом организме бывают двух видов
Для примера можно сказать, что выполняя упражнение в так называемом режиме средней интенсивности, мы все равно будем чувствовать определенные реакции и физиологические сдвиги, но эти упражнения не сделают нас более тренированным. Но если мы будем постепенно повышать сложность физических упражнений, то это должно вызывать сильные физиологические сдвиги, которые заставляют нас выходить за пределы текущего гомеостаза и адаптироваться к этим сильным стрессам, вызывая адаптационные реакции.
Понятие адаптации тесно связано с понятием стресс. Стресс это не специфическая реакция организма на источник сильного раздражения. В сорте стресс преимущественно вызывается большими и значительными тренировочными и соревновательными нагрузками, а так же высокой ответственностью и психоэмоциональным напряжением.
Теория стресса была сформирована канадским ученым Гансом Силье, которую он назвал общий адаптационный синдром, автор выделяет три стадии.
Т.е. проводя параллель со спортивной тренировкой, когда человек начинает тренироваться, стадию тревоги проходят все. А вот в какой стадии окажется человек под действием спортивных нагрузок зависит от многих факторов, например: Стадия адаптации является основой в формировании спортивной формы, так спортивной квалификации – спортивное совершенствование, правильно подобранная тренировочная нагрузка, которая приводит на выход новых возможностей. Стадия истощения появляется в виду через- мерных и не правильно подобранных нагрузок. В рамках данной теории, следует отметить ряд закономерностей связанных со спортивной тренировкой, способность к адаптации, к физическим нагрузкам не безгранична. Наступит рано или поздно такой момент, когда рост спортивного результата остановиться. И те нагрузки, которые давали этот рост, перестанут его давать, а попытки через- мерных усилий, будут приводить к травмам, это подтверждает спорт высших достижении.
Адаптационная энергия перераспределяется в соответствии с силой того или иного раздражителя, повышая устойчивость одних факторов, и в то же время снижая действие других. Например постоянное занятие бегом, когда работа мышц, сердца, гликогеновые депо постоянно адаптируются. Бег становиться легче и легче, но приближаясь к пику спортивной формы можно заболеть, из-за интенсивной нагрузки ресурсы иммунной системы ослабли.
Еще одна закономерность, любая стрессовая реакция имеет свою специфическую часть и не специфическую. Специфическая часть – это конкретные мышцы и органы, которые ответственны зы выполнение того или иного упражнения. Например бег по лестнице вверх вызывает напряжение ног и сердечной мышцы для того чтобы обеспечить эти мышцы кровью. Но в то же время в организме существует не специфическая реакция, например выброс глюкокортикоидных гормонов. Таким образом стресс запускает в организме как специфическую, так и не специфическую реакцию.
Ганс Силье описывал что факторы, вызывающие стресс называются стрессорами, вызывающие ответную реакцию со стороны организма и приводящие его в состояние стресса.
Например, мы пошли на тренировку и побежали по стадиону, пульс поднялся до 150 ударов, это и есть срочная адаптация для того что бы наш организм мог функционировать, продолжать свою жизнь в условиях изменившихся внешних обстоятельств . Т.е. в результате нагрузки бега, увеличилась потребность в кислороде и наша сердечно сосудистая система вынуждена эту потребность удовлетворять - это срочная адаптация (СА).
Таким образом, мы бегаем несколько недель, эффекты СА у нас похожие, пульс все время одинаковый. Возникает определенный день у нас реакцию на одну и ту же физическую нагрузку отвечает более низкой пульсовой стоимости, например 143, т.е. в организме случилась долговременная адаптация (ДА), более устойчивая, которая образовалась как реакция в ответ на СА, морфологических факторов в организме.
Переходом от СА к ДА, является активизация синтеза нуклеиновых кислот и белков. Когда организм начинает строить дополнительные структуры , для того что бы ему было легче выживать в новых условиях, когда стресс стал регулярным и постоянным.
Еще один пример, вы тренируетесь в тренажерном зале. Начинаете поднимать отягощение в виде жим-штанги лежа, при этом повышается температура тела, мы знаем из курса физиологии, что выброс протоболических гормонов, в кровь, мобилизация нервной системы, повышение возможности рекрутирование всех типов двигательных единиц и мышечных волокон, те мышечная координация достигает своих значений, и мы отжимаем штангу, это и есть СА. Таким образом, ДА на этом примере, приводит к увеличению мышечной массы, которая в дальнейшем позволит выполнять такое же упражнения с меньшими психофизическими затратами.
Так СА, предполагает адаптацию организма к изменениям условии нагрузки, и ДА отвечает новыми структурами, как реакция на эти условия. Это и есть отличие СА от ДА.
Адаптационные изменения в организме спортсмена имеют определенную динамику, которая возможно будет происходить в различных направлениях, выделяют пять видов различных стадии адаптаций:
Преадаптация, она характеризуется возбуждением в коре головного мозга, на уровне двигательного аппарата характерно увеличение числа двигательных единиц, включения двигательных волокон, увеличения силы и скорости сокращения мышц, увеличением в мышцах гликогена, энергетических фосфатов. Появился стресс, в ответ на несколько тренировок в тренажерном зале и в организме начались процессы мобилизации, он начал искать пути выхода из сложившейся ситуации. Организм будет запускать синтез в мышцах белковых структур, будет увеличивать запасы гликогена в мышцах и т.д.
Адаптированность, или стадия тренированности,ее физиологическая основа составляет вновь установившейся уровень функционирования различных органов и систем для поддержания гомеостаза организма в конкретных условиях деятельности. А определяемые функциональные сдвиги не выходят за рамки показателей, работоспособность в этот момент стабильна, организм благодаря адаптации уже не реагирует сильным напряжением на нагрузку. Т.е. мы набрали другую спортивную форму, которая называется –тренированностью, адаптированностью. Организм с т.з. физиологических реакций вышел на стабильность и новых адаптационных реакций не происходит.
При этом повышение действие стресса и его продолжительность, может привести к новой стадия переадаптации, т.е стадия истощения в следствие чрезмерных нагрузок, проявляющаяся как следствие изнашивание и истощения физиологических систем, которые отвечают за выполнение этой нагрузки.
Например выполняя постоянные прыжки и спрыгивания на тумбы, увлекаясь через-мерным выполнение этих прыжков можно получить травму ахилово-сухожилия. Так как в какой-то момент двигательный аппарат накапливает усталостные напряжения в данной стадии истощения, что может привести к травме.
Так как ресурсы переадаптации не безграничны. Всегда важна периодизация, нагрузка должна соответствовать возможностям организма, а отдых должен соответствовать уровню нагрузки.
Деадаптация- возвращения организма человека к исходному уровню в результате изменений её направленности или резкого снижения нагрузки. Например у тренированных спортсменов девятидневный абсолютный покой- постельный режим, по данным исследования приводит к 20% снижению выносливости.
Реадаптация – процесс обратного структурного и функционального приспособления организма спортсмена к условиям возобновившейся нагрузки. Восстановления вследствие деадаптации утраченных возможностей.
Пример профессиональной подготовки боксера, когда они проводят по два три боя в год, подготовка к бою длиться два-три месяца, и соответственно после боя отдух, происходит стадия деадаптации и им нужен месяц, что бы пройти стадию реадаптации. Это влияет на изнашивание адапционных резервов организма.
Понятия Функциональная система. Проведены исследования за последние годы, привели ученых к выводу, что долговременная адаптация обязательно сопровождается следующими физиологическими процессами:
Основой для такой системы является образование в организме, так называемого системного структурного следа в ответ на мышечную работу. Данный след проявляется созданием новых центральных взаимосвязей, повышением активностью дыхательных ферментов, гиперактивностью сердца, скелетных мышц, надпочечников, увеличением количества митохондрий, усилением всех вегетативных функций.
Например, мы начали заниматься бегом, и через некоторое время, мы можем зафиксировать изменения в механизме регуляции сердечной, дыхательной, нервной деятельности., в реакции гормонов, изменение в количестве энергетических субстратах в работающих мышцах, и изменение в самом двигательном аппарате, в виде гипертрофии мышечной ткани, благодаря адаптации именно в этом виде нагрузки. Но перейдя на другой вид деятельности , например плавание, эти адаптационные преимущества могут не дать нам результата в другом виде деятельности. Результат слаженной работы именно этой функциональной системы дает нам результат в определенном виде спорта, переходя на другой вид спорта, для достижения результата нам необходимо формировать другую функциональную систему, которая проявиться в слаженной работе, когда мы наконец поплывем.
Функциональная система (ФС), ответственная за адаптацию физическим нагрузкам включает в себя три звена: афферентное, центральное регуляторное, эффекторное.
Звенья Функциональной системы (ФС) состоят из:
Афферентное звено, которое включает: рецепторы и чувствительные нейроны в ЦНС, все эти системы позволяют принимать сигналы из внешнего мира и от собственного организма, перед тем как начать то или иное упражнение, начать формировать ту или иную адаптивную систему.
В спорте формирование адаптивной системы проще, в тех упражнениях, когда ты знаешь, какая биомеханическая структура тебя ждет, это касается бега или при выполнения гимнастического элемента. А что касается ситуационных видов спорта, единоборствах или игровых видов спорта формирование такой адаптивной системы затруднено, потому что информацию от внешнего мира получают разнообразную и программа эта имеет более сложную структуру, чем программа простых двигательных действий.
Нейрогуморальная регуляция (от греч. neuron — нерв и лат. humor — жидкость) — одна из форм физиологической регуляции в организме человека и животных, при которой нервные импульсы и переносимые кровью и лимфой вещества (метаболиты, гормоны, а также другие нейромедиаторы) принимают совместное участие в едином регуляторном процессе.
Центральное регуляторное звено, представлено нейрогенными и гуморальными процессами управления адаптивными реакциями, то есть при поступлении сигнала о физической нагрузке происходит нейрогенная активация гуморальной части центрального звена, ответственного за управление адаптационными процессами и проявляется это повышенным высвобождением определенных гормонов , ферментов и медиаторов, которые в свою очередь обеспечивают мобилизацию адаптивной системы и её способность к длительной работе на повышенном уровне.
Например, предстартовое состояние перед выходом на бой , когда спортсмен получил информацию от афферентного звена, но не начал еще действовать, но частота пульса, сердечных сокращений, легочной вентиляции вышли на другой уровень, выше чем состояние покоя, благодаря именно центральным регуляторным механизмам.
Эффекторное звено представлено скелетными мышцами, органами дыхания, органы кровообращения, кровью, и другими вегетативными системами.
В качестве примера ФС с ее звеньями приведем ФС боксера, где афферентное звено представлено адаптациями в виде ускорения времени принятия решения, быстроты принятия выбора в сложных ситуациях, вплоть до доведения уровня рефлексов.
С т.з. регуляторного звена, в тех работающих мышцах накапливается дополнительное количество энергетических субстратов и сама нейрогуморальная регуляция не стоит так дорого этому боксеру, потому что, он четко представляет что ждет его в ринге. И платит не такую дорогую физиологическую цену, как например новичок. Нейрогуморальная регуляция носит совершенный и слаженный характер, сформированной функциональной системой боксера. Эффекторное звено, исполнительный аппарат, который в нужных местах определенно развит: гипертрофия мышц и гиперплазия митохондрий. И все это является результатом спортивных тренировок, и нацелено на определенную цель, победу. Но как только стоит поменять работу, начать плыть, то такой слаженной работы всех этих звеньев не будет.
Т.е. Функциональная система (ФС) это комплексное понятие, нет такого анатомического образования, но есть комплекс биологических систем, который при слаженной работе дает высокий спортивный результат.
Понятие Функциональная система очень часто используются спортивными физиологами в описание тех или иных видов адаптации.
Формирование срочной адаптации.
Сразу после начала работы резко активизируется деятельность органов системы, механизмов, определяющих работоспособность спортсменов. Эффективность деятельности функциональной системы, ответственной за эффективное выполнение конкретной работы.
Срочные адаптационные реакции обусловлены величиной раздражителя, тренированностью спортсмена, его готовностью к выполнению конкретной работы, способностью функциональных систем организма спортсмена к эффективному восстановлению.
Срочные адаптационные реакции можно разделить на три стадии.
Срочные адаптационные реакции могут быть подразделены на три стадии. Наиболее наглядно их наличие проявляется при преодолении длинных дистанций в беге, велосипедном, конькобежном и лыжном спорте, в плавании и биатлоне, а также при выполнении программ тренировочных занятий с большим суммарным объемом работы.
Первая стадия связана с активизацией деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение заданной работы. Это выражается в резком увеличении ЧСС, сердечного выброса, уровней вентиляции легких, потребления кислорода и др.
Вторая стадия наступает, когда деятельность функциональной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии. Например, при равномерном беге, когда не меняется шаг, скорость, рельеф местности.
Третья стадия характеризуется нарушением установившегося баланса между запросом и его удовлетворением в силу утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений, и исчерпанием углеводных ресурсов организма. Излишне частое предъявление организму спортсмена требований, связанных с переходом в третью стадию срочной адаптации, может неблагоприятно повлиять на темпы формирования долговременной адаптации, а также привести к отрицательным изменениям в состоянии различных органов. Например, марафонский бег, когда наступает резкое утомление, и не получается поддерживать заданную скорость из-за перегрева, израсходованных энергетических субстратов, нарушения в мышечных группах, которые выполняют эту работу.
На тренировках желательно не достигать III-й стадии, а поддерживать II-ю стадию устойчивой адаптации.
Формирование Долговременной адаптации
Долговременная адаптация возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм спортсмена определенных раздражителей. По сути, долговременная адаптация развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постепенного количественного накопления определенных изменений организм приобретает новое качество - из неадаптированного превращается в адаптированный.
Долговременные адаптационные реакции носят гетерохронный характер. Например, уже через 5-7 дней после начала напряженной тренировки аэробного или аэробно-анаэробного характера отмечается существенное увеличение показателей систолического объема и сердечного выброса, скорости удаления из мышечной ткани молочной кислоты. Эти изменения могут сохраняться в течение 10-20 дней после прекращения тренировки. В то же время изменения в мышечной ткани требуют более продолжительной тренировки. Достоверное увеличение количества митохондрий, уровней миоглобина, сократительного белка, ферментов, расширение капиллярной сети отмечается не ранее чем через 5-8 нед. напряженной тренировки
Формирование долговременных адаптационных реакций проходит четыре стадии.
Первая стадия связана с систематической мобилизацией функциональных ресурсов организма спортсмена в процессе выполнения тренировочных программ определенной направленности с целью стимуляции механизмов долговременной адаптации на основе суммирования эффектов многократно повторяющейся срочной адаптации.
Во второй стадии на фоне планомерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок в органах и тканях соответствующей функциональной системы происходят интенсивные структурные и функциональные преобразования. В конце этой стадии наблюдаются необходимая гипертрофия органов и слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях.
Третью стадию отличает устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся в наличии необходимого структурного резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов.
Четвертая стадия наступает при нерационально построенной, обычно излишне напряженной тренировке, неполноценном питании и восстановлении и характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функциональной системы. Наступлению этой стадии способствуют и различные неблагоприятные факторы внешней среды - дефицит времени, проблемы с образованием, сложные взаимоотношения в коллективе, семье, с тренером, социальная изоляция и др.
Рационально построенный тренировочный процесс предполагает первые три стадии адаптации. При этом следует указать на то, что протекание адаптационных реакций в пределах указанных стадий может относиться к различным компонентам структуры подготовленности спортсмена и соревновательной деятельности в целом.
Долговременная адаптация приводит к увеличение функциональных резервов в следствии серьезных структурных перестроек органов и тканей.
В качестве иллюстрации подойдет рисунок, где указаны характеристики не тренированного человека и спортсмена.
ПЕРЕАДАПТАЦИЯ
Применение чрезмерных нагрузок, превышающих индивидуальные адаптационные возможности человека, требующих чрезмерной мобилизации структурных и функциональных ресурсов органов и систем организма, приводит к переадаптации, проявляющейся в истощении и изнашивании структур, несущих основную нагрузку.
Функциональная система, длительно подвергавшаяся нагрузкам, может изнашиваться в результате исчерпания детерминированных способностей к приспособительным изменениям, а также локального старения перегружаемых звеньев системы. В основе изнашивания функциональной системы - нарушение закономерностей формирования долговременной адаптации: чрезмерные, часто повторяющиеся однонаправленные нагрузки, свидетельствующие о длительном, постоянно действующем стрессе; частое чередование явлений адаптации и деадаптации, связанное с нерациональным чередованием периода нагрузок с периодом их отсутствия; чрезмерное использование нагрузок, нарушение баланса между тренировочными и соревновательными нагрузками, с одной стороны, и восстановлением и эффективным протеканием адаптационных реакций - с другой.
С осторожностью должны планироваться упражнения смешанного аэробно-анаэробного характера и преимущественно анаэробного лактатного характера, так как их избыточный объем может достаточно быстро вызвать явление переадаптации. Такие упражнения сопровождаются интенсивным исчерпанием запасов гликогена мышц, накоплением большого количества продуктов промежуточного обмена, тяжелым утомлением, что может оказать отрицательное влияние на скоростные и скоростно-силовые возможности спортсмена, и психологические способности к управлению двигательной деятельностью. Т.е. необходимо грамотно строить тренировочный процесс.
Основными симптомами переадаптации являются: снижение спортивных результатов и работоспособности в тренировочных занятиях, общее чувство усталости, депрессия, раздражительность, нарушение сна, повышение ЧСС и замедленное восстановление при стандартных нагрузках, потеря аппетита и снижение массы тела, снижение иммунитета. Нормализация состояния спортсмена в случае переадаптации требует комплекса реабилитационно-восстановительных мероприятий, изменения образа жизни, кардинального изменения тренировочного процесса и обычно не может быть осуществлена менее чем за месяц. Предупредить эти отрицательные явления можно рациональным планированием нагрузок, сбалансированностью нагрузок с питанием и восстановительными процедурами. Таким образом, состояние переадаптации теснейшим образом связано с развитием перетренированности.
ДЕАДАПТАЦИЯ И РЕАДАПТАЦИЯ
Прекращение тренировки или использование низких нагрузок, не позволяющих обеспечить поддержание достигнутого уровня приспособительных изменений, приводит к деадаптации - процессу, обратному адаптации.
Вынужденный постельный режим резко интенсифицирует процесс деадаптации. Например, у хорошо тренированных спортсменов 9-дневный абсолютный постельный режим приводит к снижению VO2max на 21 %, уменьшению объема сердца на 10 %, значительному возрастанию ЧСС, уровня лактата при стандартных нагрузках. В последующие 10 дней, после отмены постельного режима, в определенной мере нормализуется состояние организма, однако оно остается достоверно сниженным по отношению к исходному уровню. Что видно из данного графика:
Таким образом, процесс реадаптации занимает значительно больше времени, чем процесс деадаптации, что может серьезно нарушить процесс планомерного спортивного совершенствования, отрицательным образом сказаться на результатах спортсменов. При этом для физического оздоровления будет гораздо полезнее регулярный режим тренировок с равномерной нагрузкой, чем постоянно набирать форму и ее терять при длительном перерыве.
Функциональные резервы и адаптация
На уровне клеток резервы адаптации связаны с варьированием числа активных структур из общего числа имеющихся и увеличения числа структур в соответствие с требованием от органа функционального напряжения. Например у нас есть десять мышечных волокон, берем небольшое утяжеление работает три , в резерве осталось еще семь. На более высоких уровнях резервы проявляется на снижение энергозатрат на единицу работы и эффективности и интенсивности работы различных органов и систем организма. На уровне целостного организме в возможности обеспечения двигательных реакции и адаптаций к экстремальным условиям и нагрузкам. Функциональные резервы всегда можно представить в цифрах, смотри таблицу.
Цена Адаптации, которая может проявляться в двух формах.
Изнашивание функциональной системы может проявляться в гипертрофии органов или какой либо систему. Перекрестная адаптация может наблюдаться например у спортсменов силовиков развитием одной функциональной системы и угнетением другой. Рациональный путь состоит в правильного построенного режима тренировок, отдыха и питания, а так же в режиме закаливания, повышения устойчивости к стрессам и т.д. Гармоническом физическом и психическом личности, занимающихся.