Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Специальная психология — наука о психологических особенностях детей с отклонениями в развитии

  • 👀 1551 просмотр
  • 📌 1475 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Специальная психология — наука о психологических особенностях детей с отклонениями в развитии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Специальная психология — наука о психологических особенностях детей с отклонениями в развитии» doc
Раздел 1. Специальная психология – наука о психологических особенностях детей с отклонениями в развитии Тема №1. Предмет, задачи и методы курса. Связь специальной психологии с другими науками. История становления и категориальный аппарат специальной психологии 1. Специальная психологии, как наука. Современные представления о предмете и объекте специальной психологии. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. 2. Причины и факторы, опосредующие нарушения в развитии у детей. Методы специальной психологии и особенности их использования в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Принципы проведения исследований в специальной психологии. 3. Этапы развития и становления специальной психологии. Донаучный период. Период зарождения системы специального образования. Период возникновения психологии как самостоятельной науки (конец XIX - начало XX веков). Период мирового кризиса психологии (начало XX века). Вопрос 1. Специальная психологии, как наука. Современные представления о предмете и объекте специальной психологии. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. Возникновение специальной психологии (от греч. specialis — особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. До этого времени специальная психология являлась частью дефектологии – комплексной науки, включающей как разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, так и разработку научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии. Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедленном или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и даль­нейшее профессиональное самоопределение. В центре внимания специальной психологии - дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья. Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая особенности формирования психики человека, имеющего те или иные отклонения от нормального психического и физического развития. Предмет специальной психологии – своеобразие психического развития людей с ограниченными возможностями здоровья и установление путей компенсации и коррекции различных нарушений. Основные задачи специальной психологии: • выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с различными отклонениями в сравнении с нормально развивающимися людьми; • изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушениями в развитии, закономерности развития их личности: • разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с ОВЗ; • дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушениями в развитии, изучить психологические проблемы интеграции людей с особенностями в развитии в общество. Отросли специальной психологии. • тифлопсихология (психология слепых); • сурдопсихология (психология глухих); • олигофренопсихология (психология умственно отсталых). В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру клинико-психологических терминов и их замене терминами психо­лого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще употребляются термины «пси­хология детей с выраженными (стойкими) отклонениями в ин­теллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Помимо названных направлений современная специальная психология включает в себя: • психологию детей с задержкой психического развития (ЗПР), • психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, • пси­хологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, • психологию лиц с нарушениями речи, • психологию де­тей со сложными недостатками развития. Кроме того, все чаще в образовательных учреждениях встреча­ются дети, испытывающие трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболева­ний (заболевания крови, органов дыхания, различные виды аллер­гий, желудочно-кишечные и сердечные заболевания и др.), а так­же в связи с последствиями тяжелых эмоциональных переживаний (мосттравматические стрессовые расстройства — ПТСР), превы­шающих по своей интенсивности или длительности индивидуаль­ные адаптивные возможности ребенка (дети — свидетели или жертвы насилия, внезапная потеря близких или разлука с ними, смена при­вычной культурно-исторической и языковой среды обитания и др.). Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, про­являющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведе­ния и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, иска­жениях процессов социализации, существенно затрудняют и ос­ложняют решение коррекционно-образовательных задач как в общем, так и в специальном образовании. Специальная психология как направление психологической нау­ки и практики — интенсивно развивающаяся область, стоящая на стыке гуманитарных наук (философия, история, социология, пра­во, теология и др.), естественных наук (биология, анатомия, гене­тика, физиология, медицина) и педагогика. Вопрос 2. Причины и факторы, опосредующие нарушения в развитии у детей. Методы специальной психологии и особенности их использования в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Принципы проведения исследований в специальной психологии. Описание условий и факторов развития было бы неполным без рассмотрения факторов возникновения тех или иных аномалий развития. По данным Е.М. Мастюковой, В.В. Лебединского, А.В. Балахонова, И.Ф. Марковской, С.Г. Шевченко, Л.О. Бадалян и др., аномалии психофизического развития детей, как правило, связаны с органическими поражениями ЦНС и другими патологическими процессами развития в период пренатального, натального, постнатального и раннего онтогенеза. Фактор- обстоятельство, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. Условия нормального развития ребенка. Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нор­мального развития ребенка, сформулированные Г.М.Дульневым и АР.Лурия. Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состоянии, возни­кающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушает­ся нормальное соотношение раздражительных и тормозных про­цессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синте­за поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособно­сти, нормального тонуса нервных процессов». Третье условие — сохранность органов чувств, которые обес­печивают нормальную связь ребенка с внешним миром». Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду, в общеобразовательной школе. Проводящийся регулярно различными службами (медицин­скими, психологическими, образовательными, социальными) ана­лиз психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с раз­личными отклонениями в развитии, здоровых по всем парамет­рам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специаль­ной психологической помощи. В работе А.В. Балахонова «Ошибки развития» раскрывается сущность науки тератологии, изучающей причины происхождения, механизмы формирования и проявления врожденных пороков развития. Автор отмечает, что по современным данным из общего числа аномалий развития примерно 20% имеют наследственную природу – генные, хромосомные или геномные нарушения; 10% обусловлены внешними факторами – алкоголем, лекарствами, вирусами, химическими интоксикациями и др.; 70% случаев происхождения аномалий остается невыясненными, но так или иначе связанными с действием тератогенных агентов, оказывающих пагубное влияние на плод. В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма. По времени воздействия патогенные факторы делятся на: 1. пренатальные (до начала родовой деятельности); 2. натальные (в период родовой деятельности); 3. постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет). Согласно клинико-психологическим материалам наиболее гру­бое недоразвитие психических функций возникает вследствие воз­действия повреждающих вредностей в период интенсивной кле­точной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушаю­щие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенами. К биологическим факторам риска, способным вызвать серьез­ные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся: • хромосомно-генетические отклонения как наследственно обус­ловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хро­мосомных аберраций; • инфекционные и вирусные заболевания матери во время бере­менности (краснуха, токсоплазмоз, грипп); • венерические заболевания (гонорея, сифилис); • эндокринные заболевания матери, в частности диабет; • несовместимость по резус-фактору; • алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью; • биохимические вредности_(радиация, экологическое загрязне­ние окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное ис­пользование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития; • серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, вклю­чая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность; • гипоксические (кислородная недостаточность); • токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине; • патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга; • мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистро-фические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте; • хронические заболевания (такие, как астма, заболевания кро­ви, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте. Соматический фактор. Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ослабленности, которая создает определенные трудности для пси­хофизического и эмоционального развития ребенка, является не­вропатия. Невропатия - полифакторное нару­шение врожденного происхождения, т.е. возникшего в период внутриутробного развития или в период родов. Ее причиной могут быть токсикозы матери первой и второй половины беременно­сти, патологическое развитие беременности, приводящее к угро­зе выкидыша, а также эмоциональные стрессы матери во время беременности. Перечислим основные признаки невропатии (по А.А.Захарову): • Эмоциональная неустойчивость — повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству, быстрому возник­новению аффектов, раздражительной слабости. • Вегетативная дистония (расстройство нервной системы, регу­лирующей работу внутренних органов) — выражается в различных расстройствах в функционировании внутренних органов: расстрой­ствах желудочно-кишечного тракта, головокружениях, затрудне­нии дыхания, тошноте и др. В дошкольном и школьном возрасте наблюдаются соматические реакции в виде головных болей, коле­баний давления, рвоты и т.д. при возникновении трудностей в адап­тации к детским учреждениям. • Нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных стра­хов, отказа спать днем. А. А. Захаров утверждает, что на возникновение нарушений сна у детей влияет состояние повышенной усталости будущей мате­ри, психологическая неудовлетворенность матери брачными от­ношениями, в частности их стабильностью. Обнаружена большая зависимость данного симптома от эмоционального состояния ма­тери у девочек, чем у мальчиков. Отмечается, что при наличии у матери переживаний во время беременности по поводу отноше­ний с отцом девочки у ребенка наблюдается беспокойство в от­сутствие родителей во время сна, возникают требования спать вместе с родителями. • Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различны­ми проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям. Отмечается, что аллергия у мальчиков и плохой аппетит связаны с состояниями внутренней эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности. • Общая соматическая ослабленность, снижение защитных сил организма — ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др. При этом болезнь часто начинается с какого-либо сильного эмоцио­нального переживания, связанного, например, с трудностями адаптации к детскому саду или разлукой с близкими и т. п. В развитии данного состояния большую роль играет общее со­стояние матери во время беременности, и в частности плохое эмо­циональное самочувствие, сильное переутомление, нарушения сна. • Минимальная мозговая ослабленность - проявляется в повышен­ной чувствительности ребенка к различным внешним воздействи­ям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам на транспорте. В развитии данного состояния, по имеющимся данным, также играет роль общее плохое состояние матери во время беременно­сти, сильные испуги, страх перед родами. • Психомоторные нарушения (непроизвольное обмачивание во время дневного и ночного сна, тики, заикание). Данные наруше­ния, в отличие от подобных нарушений, имеющих более серьез­ные органические причины, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью. Возникновению у ребенка данных нарушений способствуют физические и эмоциональные перегрузки матери во время бере­менности, нарушения у нее сна. Наследственная патология. Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов. При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обусловливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна. Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака. Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом – о полигенных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обычно является следствием взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов. В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающих аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии. Пренатальное неблагополучие. Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникнуть в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это – инфекции, интоксикации, травмы и т. п. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную, или пренатальную, патологию; натальную патологию (повреждения при родах) и постнатальную (неблагоприятные воздействия после рождения). Среди причин, обусловливающих отклонения в психомоторном развитии ребенка, определенную роль может играть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови. Резус - или групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывают распад эритроцитов плода, в результате чего из эритроцитов выделяется особое токсичное для центральной нервной системы вещество – билирубин. Под влиянием непрямого билирубина в первую очередь поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям речи, слуха, расстройствам эмоциональной сферы и поведения. Возникает так называемая билирубиновая энцефалопатия. При преимущественно внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелые отклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Эти дефекты могут сочетаться с пороками развития внутренних органов, которые часто наблюдаются при различных инфекционных, особенно вирусных, заболеваниях беременной женщины. Наиболее тяжелое поражение плода возникает при заболевании матери в первом триместре беременности. Частота поражения плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны: краснуха, эпидемический паротит, корь. Поражение плода также может быть при заболевании беременной женщины инфекционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом и др. По мнению Балахонова А.В. неблагоприятные воздействия на зародыш или плод могут опосредованно оказывать многие болезни матери, но, к счастью, тератогенез или внутриутробную гибель они вызывают редко. Последствия, ели они возникают, обычно сводятся к осложнениям течения беременности, к недостаточному весу новорожденного, к снижению его активности. Иначе говоря, возникающие у ребенка отклонения, в дальнейшем не приводят к серьезным заболеваниям и при внимательном отношении к ребенку компенсируются. Однако существует ряд болезней, которые сопутствуя беременности, могут повышать вероятность возникновения пороков развития, уродств и (или) досрочного прерывания беременности. То, что многие вирусы легко проходят через плацентарный барьер и проникают в клетки зародыша было известно давно. Но в 1945 году Н. Грегг первым установил, что вирусные болезни могут стать причиной не только врожденного инфекционного заболевания, но и некоторых уродств. У женщин переболевших краснухой (болезнь для взрослого не тяжелая и может протекать в скрытой форме) в первые два месяца беременности, практически всегда рождались дефектные дети. Более тщательные наблюдения выявили, что поражения глаз у ребенка иногда возникают при инфицировании матери и на третьем месяце беременности, а ушей – даже на четвертом. Позднее, уже в 60-70-е годы, было установлено, что при заболевании женщины в течение первого месяца беременности зародыш оказывается пораженным в 2% случаев, на втором месяце пораженность достигает максимума – 25%, а затем снижается до 14% - в третьем и 15 – на четвертом месяце беременности. Однако и 20-25-процентный риск возникновения уродств – это не мало. Пагубность краснухи для зародыша не сводится только к ее способности вызывать анатомические аномалии. Даже при их отсутствии дети часто отстают в психическом развитии, для них характерна ранняя смертность. Поэтому в большинстве стран при заболевании будущей мамы краснухой рекомендуется прерывать беременность. Как же вирусы проникают к зародышу? Основной путь – трансплацентарный. Большинство вирусов свободно проходят этот барьер (из кровотока матери через стенки ворсинок – в плодный кровоток), внедряется в эмбриональные клетки и размножается в них. Меньшее значение имеют два других пути – восходящая инфекция от влагалища и шейки матки, а также через яйцеводы из брюшной полости. Кроме вируса коревой краснухи, тератогенный эффект обнаружен у вируса цитомегалии. Этот вирус широко распространен у лабораторных и диких животных и может от них переходить к человеку. У взрослых людей инфицирование протекает практически бессимптомно, но если цитомегловирус проникает в плод (а обычно это происходит на 3-4-м месяце эмбриогенеза), то в большинстве случаев это приводит либо к гибели плода, либо к возникновению врожденных пороков, уродств и целого набора заболеваний – от недостаточного веса новорожденного до желтухи, анимии, пневмонии. Каков именно механизм действия вирусов краснухи и цитомегалии, - точно неизвестно. Пожалуй, только в отношении этих двух вирусов, их тератогенной активности, сходятся мнения большинства исследователей. Что же касается других вирусов, то такие данные противоречивы. Существует много наблюдений, связывающих появление на свет детей с врожденными аномалиями и перенесенной матерью во время беременности вирусной инфекцией: грипп, ветряная оспа, герпес, корь, сап и др. Однако мало кто берет на себя смелость утверждать, что причинно-следственная связь между вирусом и уродством прямая. Правильнее искать опосредующие факторы – повышение температуры, лекарства, токсические вещества в организме матери и др. От того, как будет решена в каждом конкретном случае эта проблема, будут зависеть и способы лечения заболевшей матери , и стратегия профилактики уродств. Что касается бактериальных инфекций и их влияния на плод, тоже нет единодушия. Одни исследователи вообще отвергают их тератогенный эффект, другие не исключают опосредованного влияния бактерий. К сожалению, вирусными и бактериальными инфекциями список заразных болезней, обладающих тератогенними свойствами, не исчерпывается. Существуют еще протозойные инфекции (вызываются одноклеточными организмами, относящимися к различным видам простейших животных), и для некоторых из них такие свойства характерны. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают также внутриутробные интоксикации, нарушения обмена веществ у беременной женщины. Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных средств. Доказано, что большинство лекарственных препаратов походят через плацентарный барьер и проникают в кровеносную систему плода. К таким препаратам относятся нейролептические, снотворные и успокаивающие средства, многие антибиотики, салицилаты (аспирин), анальгетики и др. Неблагополучное влияние на развитие мозга плода могут оказать гормональные препараты и даже большие дозы витаминов. Особенно выражен токсический эффект у этих препаратов в ранние сроки беременности. Особенно неблагоприятное влияние на плод оказывает употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотиков, а также курение. Существует связь между сроком беременности и характером влияния алкоголя на потомство. Употребление алкоголя в первом триместре беременности, особенно в первые недели после зачатия, как правило, вызывает гибель клеток зародыша, что приводит к грубым порокам развития плода. Алкоголизация плода на более поздних сроках беременности вызывает структурные изменения в его нервной и костных системах, также в различных внутренних органах. Такие системные проявления алкогольного повреждения плода получили название алкогольного синдрома плода. При последнем выраженные нарушения психомоторного развития, включающие умственную отсталость, обычно сочетаются с множественными пороками развития: дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушей, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца и выраженной дисфункцией со стороны ЦНС. Неблагоприятное влияние на развитие плода оказывают различные нарушения обмена веществ у беременной женщины, чаще возникающие при поздних токсикозах, особенно при нефропатии. Отрицательное воздействие на развитие плода оказывают также такие заболевания, как сахарный диабет, гормональная недостаточность, различные наследственные болезни обмена веществ, например фенилкетонурия. Причиной нарушения развития плода могут быть различные физические факторы: ионизирующая радиация, действие токов высокой частоты, ультразвука и др. кроме непосредственного повреждающего действия на мозг плода, эти факторы имеют мутогенное влияние, т. е. повреждают половые клетки родителей и приводят к генетическим заболеваниям. Натальное неблагополучие. В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия. Причиной ее, как правило, является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой. Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых клеток. Наиболее тяжелые отклонения возникают при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией в родах. Установлена определенная зависимость между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7-10 минут часто возникают малообратимые изменения со стороны ЦНС с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития. Тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка. Постнатальные вредности. Нарушения психомоторного развития и под влиянием неблагоприятных факторов после рождения. В этих случаях отмечают постнатальные отклонения в развитии, имеющие органическую или функциональную природу. Нарушения, имеющие органическую природу. К причинам органического характера относятся прежде всего различные нейроинфекции – энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, также вторичные воспалительные заболевания мозга. При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью. В этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления (ГГС). Оба этих фактора способствуют атрофии участков мозга, что приводит к различным отклонениям в психомоторном развитии, которые проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки. Черепно-мозговые травмы также могут вызывать органическое повреждение ЦНС. Характер последствий черепно-мозговой травмы зависит от ее вида, обширности и локализации поражения мозга. Однако следует иметь ввиду, что при повреждении незрелого мозга нет прямой корреляции между локализацией и тяжестью поражения, с одной стороны, и отдаленными последствиями в аспекте нарушений психомоторного развития – с другой. Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми длительными соматическими заболеваниями. Поражения нервной системы при соматических заболеваниях чаще возникает у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случае внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах. Нарушения, имеющие функциональную природу. К функциональным причинам, вызывающим отклонения психомоторного развития, относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация, главным образом, в первые годы жизни. Известно, что неблагоприятные условия воспитания, особенно в младенческом и раннем детском возрасте, замедляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития. Нарушения психомоторного развития имеют различную динамику. Наряду со стойкими отклонениями в развитии, обусловленными органическими поражениями мозга, наблюдается множество обратимых вариантов, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий. Среди таких обратимых форм нарушений в первые годы жизни наиболее часто наблюдаются отставания в развитии моторики и речи. Следует отметить важность медицинской диагностики таких функциональных расстройств. Только комплексный эволюционный анализ развития ребенка в целом и его неврологических нарушений, в частности, является основой правильного диагноза и прогноза. В настоящее время установлено, что существует много вариантов функциональных, парциальных (частичных) нарушений, проявляющихся прежде всего в отставании развития речи или моторики, которые обусловлены особенностями созревания мозга. Подход к лечению и преодолению этих отклонений сугубо индивидуален, и далеко не всем детям показано интенсивное стимулирующее лечение. Типология отклоняющего развития. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго Методы специальной психологии и особенности их использования в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Принципы проведения исследований в специальной психологии. Методология специальной психологии, как и всей отечественной психологической науки, базируется на общих методологических положениях диалектического материализма. Важное значение для понимания психического развития имеет принцип детерминизма. Он означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как проявления, причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности; во-вторых, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга; в-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления. Детерминизм в его философском понимании означает, что внешняя причина не определяет непосредственно реакции человека, а действует через внутренние условия. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся, а правильная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одномоментно выясняются характерные его особенности в данный момент, причины возникновения изменений и возможные перспективы последующих изменений. Таким образом, принцип развития ориентирует не на статическое описание дефекта, а на выяснение динамики его развития. Философское учение о сущности развития, о его движущих силах и возникновении нового стало исходным при разработке вопросов изучения аномальных детей и многообразно реализуется на практике. Принцип единства сознания и деятельности. Известно, что биологически унаследованные свойства составляют одно из условий формирования психических функций. Для человека необходимо овладение миром предметов и явлений, созданных человечеством. Именно деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание – это регулятор поведения и действий человека. Однако главное, по словам А. Н. Леонтьева, состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную управляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире. При изучении аномальных детей реализация принципа единства сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития Вопрос 3. Этапы развития и становления специальной психологии. Донаучный период. Период зарождения системы специального образования. Период возникновения психологии как самостоятельной науки (конец XIX - начало XX веков). Период мирового кризиса психологии (начало XX века). Специальная психология - самостоятельная отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. История развития специальной психологии определяется развитием системы коррекционного образования и психологии в целом. Выделение собственно психологических научных исследований из педагогических и медицинских происходило постепенно с накоплением знаний об изучении лиц с умственной отсталостью в психиатрии и обучения слепых и глухих детей в педагогике. Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов умственно отсталых детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный процесс, у педагогов появились трудности, связанные с незнанием особенностей таких детей. Министерство народного просвещения Франции, где в 1905 г. было введено общее обязательное начальное обучение, создало комиссию для разработки принципов и методики отбора умственно отсталых детей с целью направления их в специальные классы. В эту комиссию вошли выдающийся французский психолог А. Бинеи психиатр Т. Симон. Выполняя поручение министерства, Бине и Симон собрали значительный материал, характеризующий особенности умственно отсталых детей и включенный вместе с изложением принципов диагностики в их книгу «Ненормальные дети», перевод которой был опубликован в России в 1911 г. Следует отметить, что с началом XX в. связан целый поток публикаций в Западной Европе по методикам диагностики умственной отсталости, они содержали описание психологических особенностей детей и подростков этой категории. В России в это же время вышла книга известного невропатолога и психолога Г. И. Россолимо «Психологические профили: Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях», изданная в 1910 г. (Россолимо,1910); двухтомная монография врача и психолога Г.Я.Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология ненормальных детей», напечатанная в Петрограде в 1915 г., и др. Важную роль сыграл В.М.Бехтерев, создавший в руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии. В это время появляются и собственно психологические работы, касающиеся детей и взрослых с различными нарушениями. Это труды российских ученых: А.В.Владимирского, А.С.Грибоедова, А. В.Бирцлева, Е.К.Грачевой, В.П.Кащенко, П.И.Ковалевского, А.А.Крогиуса, A.M.Щербины и др. Но развитие специальной психологии, начатое в те годы было серьезно приостановлено началом Первой мировой войны, революцией и гражданской войной. Вместе с восстановлением системы школьного образования в Советской России складывалась и новая система специального образования. К середине 20-ых годов начинает возобновляться и научно-исследовательская работа в этой области. Внутри педологии, обогатившей педагогику новым системным видением развивающейся личности ребенка зарождалась новая область знаний – дефектология. Огромная роль в становлении специальной психологии принадлежит Л.С.Выготскому, который изучал детей разных категорий и проявлял интерес к разным типам нарушенного развития. Он уделял внимание и умственной отсталости, и слепоте, и глухоте, и нарушениям речи. Именно это и дало ему возможность выйти на важнейшие общие закономерности аномального развития и, тем самым, создать основы для консолидации отдельных направлений в специальной психологии. Постановление коммунистической партии 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» наложило запрет на использование в обследовании детей любых психодиагностических методик, разгромило педологические центры, прекратило подготовку практических психологов в нашей стране. Дефектология была отделена от педологии и благодаря этому в ней сохранились и даже развивались традиции специальной психологии. В Научно-исследовательском институте дефектологии в Москве продолжали работать ученики Л.С.Выготского: Л.В.Занков, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, В.И.Соловьев, Ж.И.Шиф и другие, которые продолжали развивать его научную школу в специальной психологии. В 1944 г. возобновилась подготовка психологов и преподавателей психологии в университетах страны. В 50-ые годы психологи с базовым образованием стали вновь приходить на кафедры психологии дефектологических факультетов, в научно-исследовательские институты нашей страны. В эти годы начинают научную работу в специальной психологии такие известные в будущем психологи как А.П.Гозова, Н.Д.Зислина, Ю.А.Кулагин, В.И.Лубовский, Е.Н.Марциновская, А.И.Мещеряков, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева, Л.И.Тиграноваи др. В 1960-е гг. в СССР развертывается научное изучение психологических аспектов трудового обучения и трудовой деятельности лиц с недостатками развития. Одновременно начинается психологическое изучение детей, испытывающих устойчивые трудности в обучении. В результате исследований, проводившихся в тесном взаимодействии с медицинским, психоневрологическим изучением этой группы детей, выделяются дети с задержкой психического развития и формируется новая ветвь специальной психологии. В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление — психологическое изучение детей с ранним детским аутизмом. В начале 90-ых годов уже в новой России вновь после большого перерыва появляется профессия практического психолога, психологи начинают работать во всех типах школьного и дошкольного образования, в том числе и коррекционного. Последнее десятилетие – период бурного развития специальной психологии. Создаются и начинают работать различные психологические центры, основными задачами которых становится диагностика, консультирование, психологическая помощь и сопровождение детей и подростков, испытывающих трудности в обучении и адаптации в обществе и их семей. Расширяется возрастная сфера оказания психологическая помощи населению, в нее постепенно начинают включаться дети раннего возраста и их семьи, а также молодые инвалиды, продолжающие свое образование в колледжах и вузах. Тем самым расширяется и возрастной диапазон изучаемых периодов психического развития в специальной психологии. В образовательный процесс начинают включаться дети и подростки с тяжелыми нарушениями движений и множественными нарушениями, с тяжелыми формами умственной отсталости, которых ранее относили к «необучаемым», а значит накапливаются новые знания об их психологических особенностях. Создание специальных школ для подростков с нарушенным поведением (девиантных) также расширяет контингент изучаемых и опекаемых специальными психологами. Возникновение и расширение психологической службы в образовании позволяет вычленить большую группу детей с минимальными или пограничными нарушениями, которые также требуют специальной психологической поддержки. Все большее внимание начинает уделяться процессу интеграции детей с нарушениями развития в массовое образование, возникает необходимость не только специально педагогического, но и психологического сопровождения включения этих детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения. Недостаток подготовленных для этой работы психологов создает острую нужду в их квалифицированной подготовке. Специальная психология входит в раздел обязательных учебных дисциплин в учебных планах педагогических и психологических специальностей и специализаций. Появляются государственные образовательные стандарты высшего образования в этой области. Специальная психология выходит за рамки только дефектологических факультетов педагогических вузов, внутри которых она преподавалась ранее. В 1995 году открывается первая кафедра специальной психологии на психологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В Московском психолого-педагогическом университете уже в 1998 году появляется факультет специальной психологии, который начинает выпускать психологов со специализацией по специальной психологии. Появляется журнал «Специальная психология», тематика по специальной психологии включается во все большее число новых журналов по психологии и педагогике. Создаются новые аспирантуры в вузах по специальной психологии, новые диссертационные советы. Начинают появляться первые серьезные научные статьи нового поколения молодых ученых в этой области знаний. Появляются первые учебные пособия и учебники по специальной психологии. В 2003 г. выходит учебное пособие «Специальная психология» под редакцией В.И.Лубовского, в создании которого принимают участие такие преподаватели кафедры специальной психологии МГППУ как Т.В.Розанова, В.Г.Петрова, В.А.Лонина и Т.А.Басилова. В 2009 г. выходит из печати дополненное 6-переиздание этой книги уже как учебника. При этом следует отметить, что выделение специальной психологии в самостоятельную область психологии является продуктом отечественной психологической науки. Термин «специальная психология» используется только в странах Восточной Европы, входивших в недавнем прошлом в «страны социалистического лагеря» и где терминология в области дефектологии разрабатывалась в 70-80 годы совместно с российскими специалистами. Традиции этой науки мы сохраняем и развиваем в создании отдельных магистерских программ по психологии, в которых прежде всего могут принимать участие наши зарубежные коллеги из стран Восточной Европы и Центральной Азии, имеющие общие образовательные традиции. ЛИТЕРАТУРА 1. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие/ В.М.Сорокин-СПб. «Речь», 2006. 2. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии [Текст] / В.М.Сорокин, В.Л.Кокорейко - СПб., 2005. 3. Специальная психология [Текст]: учеб. для вузов/Под ред. В.И. Лубовского. М., 2009. 4. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. для вузов/ Под ред. Л.В.Кузнецовой, Л.И.Солнцева и др. - М.: Академия, 2009. 5. Усанова О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. для вузов/ О.Н.Усанов - СПб.: Питер, 2008. 6. Основы специальной психологии. Под. Ред. Л.В.Кузнецовой.-М., 2002 http://pedib/ru/Books/3/0031/3 0031 – lshtml/ 7. Официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО. Содержит информацию об истории института, его лабораториях и центрах, о приоритетных направлениях исследования. 8. http://www.ise. edu. mhost.ru/ 4. Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о совеем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога; логопеда; психолога; описание игр для детей с различными заболеваниями; общение в форуме. 9. http://www.defectolog. ru. 5. Педагогическая библиотека. Собрание книг и статей по специальной психологии и коррекционной педагогике. httm://www.pedlib.ru.
«Специальная психология — наука о психологических особенностях детей с отклонениями в развитии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot