Сознание и самосознание музыкальной культуры общества и личности.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сознание и самосознание музыкальной культуры общества и личности.
Тема 2.1:
Музыкальное сознание: понятие, исторические формы и уровни функционирования
Музыкальное сознание представляет собой особый, специфический вид сознания человека, который может быть определен как высший, интегрирующий уровень психики, как особая форма психической активности, присущая отдельным индивидам и обществу в целом.
Термин «музыкальное сознание» трактуется различными специалистами по-разному – в зависимости от тех или иных научных подходов и точек зрения (у психологов и педагогов свои определения сознания, у социологов или, скажем, музыковедов – свои; все здесь зависит от профессионального контекста). В любом случае правильным будет полагать в качестве объекта музыкального сознания саму музыкальную культуру во всем многообразии ее видов, типов, форм и проявлений (начиная, естественно, с музыкального искусства как сердцевины этой культуры). В качестве субъекта музыкального сознания может выступать, как было сказано, и отдельный индивид, и общество в целом (социум или этнос на определенной стадии своего культурного развития).
Музыкальное сознание человека всегда уникально и неповторимо – как и его сознание вообще. Если общественное музыкальное сознание (особенно сегодняшнее российское музыкальное сознание) выглядит достаточно бесформенным и расплывчатым в своих очертаниях, если оно многолико и аморфно, лишено определенности – именно в силу пестроты и мозаичности вкусов, влечений, пристрастий общества, - то индивидуальное музыкальное сознание, напротив, есть конкретная данность, вполне персонифицированная по своему внешнему и внутреннему облику. Это сознание всегда детерминировано генотипом человека (в широком смысле этого термина), будучи зависимым от его общих и специальных способностей, от уровня развитости и качественно-количественных характеристик последних; она во многом определяется онтогенезом человека – тем, как складывались его личные взаимоотношения с музыкальной культурой и ее представителями (в том числе, естественно, и музыкальным учительством).
Музыкальное сознание индивида, как правило, достаточно избирательно: одни музыкальные явления оно принимает охотно и с радостью, к другим проявляет равнодушие, третьи отторгает – иногда временно, а иногда окончательно и бесповоротно.
Отсюда следует, что музыкальное сознание личности эволюционирует под воздействием внешних и внутренних условий, его изменчивость, говоря словами У. Джемса, «лучше всего можно наблюдать на том, какие различные эмоции вызывают в нас те же вещи в различных возрастных или при различных настроениях духа в зависимости от органических причин.» (Джемс).
Наконец, еще один, высший и принципиально важный уровень музыкального сознания – уровень, который обнаруживает и выявляет себя через связь с внутренней, духовной жизнью человека. Суть в том, что «музыка остается пустой, лишенной смысла и не может считаться собственно искусством, поскольку в ней отсутствует основной момент всякого искусства – духовное содержание и выражение. Только когда в чувственной стихии звуков и их многочисленных конфигураций выражается духовное начало в соразмерной ему форме, музыка возвышается до уровня подлинного искусства». (Гегель).
Общественное музыкальное сознание в свою очередь мозаично и разнородно. В нем не трудно выделить, например, профессиональное и любительское сознание, национальное и интернациональное, молодежное и – как альтернатива ему – музыкальное сознание, присущее обычно людям старшего поколения. Каждый из этих слоев общественного сознания объективируется в тех или иных системах ценностей, аксиологических ориентирах, вкусах, предпочтениях, идеалах и т. д. К тому же общественное музыкальное сознание, как и индивидуальное, находится в постоянном движении, динамике, в процессе внутренней и внешней трансформации. Сознание, полагал А. Л. Леонтьев, «нужно рассматривать в его изменении и развитии, его существенных зависимостях от образа жизни людей, который определяется наличными общественными отношениями и тем местом, которое занимает данный человек в этих отношениях». При этом, добавлял ученый, нужно подходить к развитию сознания как к «процессу качественных изменений. Ведь если сами общественные условия бытия людей развиваются не в порядке только количественных изменений, а путем качественных изменений, то ясно, что и их психика, их сознание изменяются в ходе общественно-исторического развития также качественно».
Музыкальное сознание нельзя рассматривать в отрыве от той системы, частью которого оно является, т. е. вычленять его из художественно-эстетического сознания общества на данном этапе становления и развития последнего. Реальность такова, что на сегодняшний день музыкальное сознание есть один из центральных, ведущих компонентов той сложно организованной и противоречивой культурной среды («эписистемы», по Ж. Пиаже), того социокультурного конгломерата, который характерен для России конца 20 – начала 21 века.
Не будет преувеличением сказать, что музыкальное сознание наших современников насыщенно и перенасыщено самой разнообразной звуковой информацией. Естественно, это влияет на общественное музыкальное сознание, будоражит и интенсифицирует его, причем не всегда в позитивном плане. «Тотальное омузыкаливание повседневной жизни обесценивает музыку, лишает ее былого значения – культового, обрядового, празднично-поэтического, «медальонно-концертного». Из кратковременного и поэтому особенно ценимого элемента человеческой жизни музыкальное звучание становится ее фоном, к которому привыкают в такой степени, что перестают слышать…» (Каган М. С)
Обилие звуковой информации, назойливое внедрение ее в слуховое сознание человека – это одна сторона современного музыкального обихода. Дугая сторона – пестрота, мозаичность, калейдоскопическое (можно сказать – хаотическое) разнообразие элементов, входящих в звуковые потоки, которые обрушиваются с разных сторон на современного человека. Услышать ныне можно что угодно, где угодно и когда угодно. Если исходить из определения С. Л. Рубинштейна, согласно которому «сознание выступает реально прежде всего как процесс осознание человеком окружающего мира и самого себя», то границы этого сознания простираются ныне от так называемого музыкального «поп-арта» до искусства бардов, от эстрадно-танцевальных шлягеров до изысков композиторов-экспериментаторов, от музыкальной классики до сохранившихся еще кое где образцов музыкального фольклора.
Разброс вкусов, влечений, пристрастий, аксиологических ориентиров, о чем уже упоминалось выше, - отличительная особенность нынешнего музыкального быта и формирующегося в его недрах музыкального сознания. Тенденции такого рода все более сближают российское общество с западной музыкальной культурой, уводя его от тех художественно-эстетических традиций, которые казались незыблемыми еще несколько десятилетий назад.
О возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Литература: 1,3,5,6,7,12,18,20,26.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М., 1997.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология./ А.Л. Готсдинер. - М., 1993
3. Методическая культура педагога-музыканта: Учеб. Пособие/ Под. Ред. Э.Б. Абдуллина.- М., 2002
4. Петровский А.В., Ярошевский Н.Г. Психология./ А.В. Петровский., Н.Г. Ярошевский. - М., 2002
5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин. – М., 1997.
6. Психологияодаренности детей и подростков: Сборник / Под. Ред. Н.С. Лейтеса.- М., 2000
7. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. Учебное пособие. (ред. Г.М.Цыпин). М.: «Академия», 2003 – 368с.
8. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. / К.В. Тарасова - М., 1988.
9. Тарасов Г.С. Музыкальная психология// Г.С. Тарасов Спутник учителя музыки. - М., 1993.
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. / Б.М. Теплов - М.,1947.
11. Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. / А.В. Торопова -М., 1997
12. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования./ А.И. Щербакова - М., 2001
Дополнительная литература
13. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества / Д.Н. Абрамян. – М., 1995.
14. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование./ Алексеев Э.Е. - М., 1976.
15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. / Б.В. Асафьев - М., 1998.
16. Блинов О.А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы / О.А. Блинов // Психологический журнал. – 1998. - № 3.
17. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Л.С. Брусиловский; ред. В.А. Рожнов. – М., 1985..
18. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования.// Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.., 1968.
19. Восприятие музыки / Сост.-ред. ВВ. Максимов. -М., 1980.
20. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М., 1968.
21. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся./В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов - М., 1994.
22. Копытин А.И. Основы арттерапии / А.И. Копытина. – СПб., 1999.
23. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей. / Е.П. Крупник - М., 1999.
24. Курт. Э.Музыкальная психология. _/ Э Курт. Альманах музыкальной психологии. М., 1994
25. Лук А.Н. Чувства и музыка// А.Н. Лук Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия МПГУ. - М., 1991.
26. Маслоу А.Самоактуализация // Психология личности: / А. Маслоу Тексты. - М., 1982.
27. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
28. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки./ В.В. Медушевский - М., 1993.
29. Назайкинский Е. Психология музыкального восприятия./ Назайкинский Е. - М., 1972.
30. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси/ Е.В. Николаева - М.,1998.
31. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры/ В.Г. Ражников - М., 1994.
32. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка / К. Рюгер. – Ростов-на Дону: Феникс, 1998. – 384 с.
33. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. / Т.В Чередниченко - Долгопрудный, 1994.
34. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С.В. Шушарджан. – М., 1998.
35. Энциклопедия. Музыка наших дней. М. 2002\