Создание оптимальной структуры управления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лабораторная работа №6
Тема: ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Известно, что создание оптимальной структуры управления – одно из немало важных условий высокой оперативности решения вопросов и достижения хороших конечных результатов. Структура управления необходима, прежде всего, для выявления связей и отношений между отдельными элементами предприятия, том числе можно увидеть связи системы управления качеством. Для этого нужно четко определить структуру предприятия (организации) и функции, выполняемые каждым звеном структуры.
Организация – это социальный институт, занимающий определенное место в обществе и предназначенный для выполнения определённой функции. Необходимым условием успешной деятельности предприятия является рациональное построение его общей структуры, включающей производственную и организационную структуру.
Структура организации – это состав и принципы деятельности его внутренних звеньев. Звенья управления – это обособленные подразделения со строго определенными функциями. Различают следующие виды звеньев: главные производственные и организационные.
Главные производственные звенья – это цехи, участки, лаборатории. В них изготовляется, проходит контроль, испытания основная продукция (выпускаемая предприятием), комплектующие изделия (приобретаемые со стороны), материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации, вырабатываются различные виды энергии для технологических целей и т.п.
Первичным звеном организации производства является рабочее место. Рабочее место – это зона нахождения работника и средств приложения его труда, которая определяется на основе технических и эргономических нормативов и оснащается техническими и прочими средствами, необходимыми для исполнения работником поставленной перед ним конкретной задачи.
Производственный участок представляет собой совокупность рабочих мест, на которых выполняется технологически однородная работа или различные операции по изготовлению одинаковой или однотипной продукции. Продукция участка предназначена для переработки внутри цеха.
К подразделениям, обслуживающим работников (организационные), относятся жилищно-коммунальные отделы, их службы, столовые, буфеты, детские сады и ясли, санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, медсанчасти, спортивные добровольные общества, отделы технического обучения и учебные заведения. Отделы технического обучения и учебные заведения занимаются повышением производственной квалификации, культурного уровня рабочих, инженерно-технических работников, служащих.
Задача вспомогательных цехов – обеспечение нормальной бесперебойной работы цехов основного производства. К ним относятся: ремонтные, слесарно-ремонтные, инструментальные, энергетические и др.
В структуру предприятия всегда входит система управления качеством. Её оперативная деятельность направлена на повышение качества продукции. Действия осуществляют руководители звеньев всех уровней во главе с генеральным директором. Каждый из них, согласованно выполняя на своем уровне функции планирования, контроля, информирования, принятия решений по качеству, внедрения мероприятий, участвует в повышении качества продукции.
Между всеми звеньями можно выделить связи вертикальные – это связи руководства и подчинения, субординационные, иерархические; и связи горизонтальные – связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, назначение которых способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений. Необходимость в вертикальных связях возникает при наличии нескольких уровней управления. Такие связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.
Пример составления схемы управления общеобразовательным дошкольным учреждением (ДОУ).
1. Выбираем объект исследования. Самый распространенный и популярный вид образовательных учреждений в крупных городах – это
детский сад общеразвивающего вида.
2. Определяем главные производственные звенья дошкольного учреждения и вышестоящих над ним организаций: заведующая, воспитатели, старший воспитатель, младший воспитатель, специалисты-педагоги, совет педагогов ДОУ, родительский комитет ДОУ, средняя образовательная бюджетная школа, городской комитет по образованию.
Устанавливаем организационные звенья: обслуживающий персонал, старшая медсестра, охрана, завхоз.
3. Между звеньями выделяем, начиная с низшего ранга, связи вертикальные:
- дети, воспитатели, старший воспитатель, заведующая, средняя образовательная бюджетная школа, городской комитет по образованию;
- родители, воспитатели, старший воспитатель, заведующая, средняя образовательная бюджетная школа, городской комитет по образованию;
- родительский комитет, специалисты-педагоги, совет педагогов ДОУ, заведующая.
- дети, специалисты-педагоги, совет педагогов ДОУ, заведующая;
-младший воспитатель, обслуживающий персонал, старшая медсестра;
-младший воспитатель, воспитатели, старший воспитатель, заведующая
- родительский комитет, заведующая;
- завхоз, заведующая;
- охрана, заведующая.
И обозначаем связи горизонтальные:
- совет педагогов ДОУ, старшая медсестра, старший воспитатель;
-завхоз, обслуживающий персонал, воспитатели, специалисты-педагоги,
- родительский комитет ДОУ, родители.
4. Составляем схему управления общеобразовательным дошкольным учреждением (ДОУ):
Рис. 6.1. Схема управления общеобразовательным дошкольным учреждением.
ЗАДАНИЕ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ 6.
Задание 6. Составьте схему управления колледжа РГУ им.
А.Н. Косыгина.
6.1. Выбор объекта исследования.
6.2. Определение звеньев предприятия.
Устанавливаем главные производственные звенья колледжа РГУ им. А.Н. Косыгина:
Устанавливаем организационные звенья колледжа РГУ им.
А.Н. Косыгина:
6.3. Определение связей между звеньями предприятия.
Между звеньями колледжа РГУ им. А.Н. Косыгина выделяем, начиная с низшего ранга, связи вертикальные:
И обозначаем связи горизонтальные колледжа РГУ им. А.Н. Косыгина:
6.4. Составляем схему управления предприятием.
Рис. 6.2. Схема управления колледжем РГУ им. А.Н. Косыгина.
Контрольные вопросы
1.Что является объектом и предметом исследования в данной лабораторной работе?
2. Между всеми звеньями колледжа РГУ им. А.Н. Косыгина, каких связей больше можно выделить: вертикальных или горизонтальных?
3. Если больше горизонтальных связей то, о чем это свидетельствует?
4. На каком уровне управления находится колледж по отношению к ректорату РГУ им. А.Н. Косыгина?