Современные проблемы государственного и муниципального управления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1
2.1.Изменения в административной сфере.
Управление изменениями
• Глобализация, постоянное изменение межотраслевых
границ и даже их исчезновение, интенсивная смена
технологий, возникновение новых организационных форм
вынуждают современные организации постоянно
изменяться.
• Изменения — это десятки и сотни преобразований и
перемен, которые происходят вокруг нас.
• Для того, чтобы достичь панируемого результата в
деятельности, необходимо управлять этими
изменениями.
• Управление изменениями — это процесс постоянной
корректировки направления развития любой
организации, обновления ее структуры и поиска новых
возможностей
2
Управление изменениями включает три
компонента:
• совокупность процессов и инструментов
для управления изменениями;
• управленческая и лидерская
компетентность на всех уровнях
организации;
• стратегический потенциал, дающий
организации возможность
быть гибкой, готовой к изменениям.
3
Цели управления изменениями состоят в том,
чтобы:
• все проекты достигали своих целей,
• человеческий капитал использовался
наилучшим образом,
• организация имела конкурентные
преимущества.
4
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Управление изменениями помогает избежать таких
негативных эффектов и факторов, как:
снижение продуктивности,
активное и пассивное сопротивление изменениям,
выключение работников из трудового процесса,
трения в коллективе,
профессиональное истощение,
увольнения работников по собственному желанию,
конфликты в среде персонала,
медленное усвоение изменений,
уклонение от работы,
разделение персонала на «мы» и «они».
5
Управление изменениями включает:
• «технические» компоненты (например,
границы и цели изменений;
финансирование, реализацию);
• «человеческие» компоненты (например,
создание условий, способствующих
пониманию необходимости изменений и
управления изменениями, желанию
меняться и поддерживать управление
изменениями).
6
Последовательные стадии процесса
внедрения управления изменениями:
1. видение (оценка текущего состояния и
определение желаемых итогов);
2. стратегия (выбор стратегии управления
изменениями);
3. внедрение (создание и реализация плана
управления изменениями).
7
• Существует пять условных групп тактик,
которые могут составлять элементы стратегии
управления изменениями.
• Это тактики, связанные с:
–
–
–
–
–
лидерством,
проектом,
процессом,
структурой и
навыками.
• Выгодная стратегия должна быть целостной, то
есть включать все эти элементы в том или
ином объеме.
8
•
•
•
•
Факторы, определяющие отношение сотрудников к
изменениям:
параметры организационных изменений:
направленность, масштаб, степень радикализма,
предоставление информации сотрудникам и
привлечение их к решению вопросов, связанных с
реорганизацией, исходная степень недовольства;
характеристики организации: размер, стадия развития,
время существования, климат в коллективе,
особенности организационной культуры;
факторы макросреды (или факторы, находящиеся для
организации внешними);
характеристики сотрудников: удовлетворенность
сотрудников конкретными преобразованиями будет так
или иначе опосредована их социальнодемографическими и личностными характеристиками,
особенностями мотивации и структурой личности в
целом.
9
• Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) —
степень усовершенствования в какой-либо сфере
общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд
постепенных преобразований, не затрагивающих
фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
• Направления реформ:
– социальные — преобразования, изменения, переустройства
каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ
социальной системы (эти реформы непосредственным образом
связаны с людьми);
– политические — изменения в политической сфере общественной
жизни (изменения в Конституции, избирательной системе,
расширение гражданских прав и т.п.)
– экономические — преобразования хозяйственного механизма:
форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством
страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные
законы и т.п.).
•
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
10
• В последние десятилетия большинство стран мира вынуждены
проводить реформы, объединяемые под общим
наименованием «административные».
• Основные причины административной реформы:
– финансово-экономические причины (внешний долг, дефицит
бюджета, инфляция, экономический кризис в целом и т..д.) —
Бразилия, Венгрия, Канада, Китай, Польша, США, Новая Зеландия,
Южная Корея;
– неэффективность государственного управления, осознаваемая
руководством страны (недостаточный контроль за деятельностью
государственных органов, проблемы кадрового обеспечения,
оптимизации структуры и штатной численности государственных
органов) — Бразилия, Китай, Польша, Южная Корея;
– давление со стороны общества, осознающего неэффективность
существующей системы управления и взаимодействия государства
и населения — Великобритания, Германия, Канада, США.
11
Традиционными направлениями
административных реформ являются:
• повышение качества общественных услуг
(включая государственные),
• экономичность общественного сектора
(снижение удельных расходов на исполнение
государственных функций и оказание услуг),
• укрепление исполнительской дисциплины
(обеспечение выполнения указов,
постановлений, решений, планов и программ).
12
Таким образом,
Сегодня эффективное управление — это:
• система достаточно разнородных
концепций, которые далеко выходят за
рамки просто управления ;
• вся полнота отношений между
правительством, гражданами страны и
различными организациями.
13
2.2.Совершенствование взаимодействия
между органами Государственной власти
• Политику и государственное управление
объединяет общая природа происхождения,
связанная с феноменом власти вообще, и
политической в частности.
• Большинство идей и концепций, как
классических, так и современных, связывают
категорию «власть» с:
– потребностью общества в порядке и согласовании
действий людей,
– управлением и регулированием человеческих
отношений
14
• Изначально наука государственного управления
(главным образом американская) находилась под
влиянием проблемы дихотомии
политики/управления, которая была обозначена
Вудро Вильсоном еще в начале формирования этой
отрасли знания.
• Определение основных целей и задач государства,
его политической стратегии относится к функциям
политических органов государства, т.е.
представительных органов и главы государства.
• Решение задач в рамках избранной политической
стратегии должно осуществляться органами
государственного управления.
15
• Новой теоретической моделью
исследования государственного
управления стала модель, в основе которой
лежит понятие «политическая сеть».
16
Концепция «политические сети» рассматривает
государство как агента политики:
• государство и его институты являются хотя и
важным, но лишь одним из акторов производства
политических решений;
• в политике государственные структуры
рассматриваются в качестве «сочлененных» с
другими агентами политики, вынужденных вступать
с ними в обмен своими ресурсами;
• сетевой подход предлагает новый
тип управления — «руководство», общая
характеристика которого нашла выражение в
формуле «управление без правительства»
или «руководство без правительства».
17
Государственное управление — властное
управление.
• Политический характер отношений в сфере
публично-властного управления определяется:
– осуществлением исполнительной государственной
власти, ее местом в единой системе
государственной власти;
– общегосударственным, региональным или
муниципальным руководством экономической,
социальной, культурной и другими сферами жизни
общества по поручению и под общим контролем
народа;
– составом исполнительных государственных
органов, принимающих политические решения;
– общими целями и методами осуществления
политики.
18
• Проблема государственного управления
сегодня стоит не в жестком разграничении
административной деятельности и
политики, а заключается в определении
механизмов, рамок, ограничений,
целесообразности и последствий
включения ее в политический процесс.
19
•
•
•
•
•
•
•
Это связано с:
изменением статуса и функций государственной службы,
качественно иным уровнем «открытости» органов
государственной власти;
появлением новых форм взаимодействия законодательной и
исполнительной власти;
переориентацией государственной службы на нужды граждан,
отстаиванием их потребностей и интересов, корректированием
в соответствии с этим планов, программ и проектов
собственной деятельности;
обеспечением равновесия между государственными и
корпоративными интересами;
демократическим контролем над функционированием системы
административного управления;
установлением сотрудничества административного аппарата и
политиков, постановкой целей и контролем их реализации со
стороны политиков;
процессами децентрализации управления, делегирования
функций
и ответственности снизу
20
В зависимости от объекта управления органы
исполнительной власти делятся на:
• органы общей компетенции,
• отраслевой компетенции,
• межотраслевой и
• региональной компетенции
21
• Органами общей компетенции называются
органы, осуществляющие государственное
управление на федеральном или
региональном уровне в отношении всех
объектов управления соответственно на
территории федерации или ее субъекта,
независимо от их организационно-правовой
формы и формы собственности, по всем
направлениям (функциям) управленческой
деятельности.
• Это президентуры, правительства, главы
администраций.
22
• Отраслевое управление, по общему
правилу, относится к ведению
федеральных министерств, а в субъектах
федерации — соответствующих органов
исполнительной власти.
• Федеральное министерство —
основной субъект отраслевого управления.
• Кроме министерств, отраслевой характер
может преобладать в управленческой
деятельности некоторых федеральных
служб.
23
• Под межотраслевым (межведомственным
или функциональным) управлением
понимается исполнительная и
распорядительная деятельность,
осуществляемая органами государственного
управления, наделенными
надведомственными полномочиями по
отношению к организационно не
подчиненным им управляемым объектам, в
результате которой обеспечивается
согласованность и единство действий этих
объектов управления при решении
общегосударственных или межотраслевых
задач.
24
• Федерализм — это форма децентрализации
государственной власти федеративного государства
(федерации), предполагающая разграничение
компетенции между органами государственной
власти России и органами власти субъектов
федерации.
• Субъекты федерации (штаты, земли, республики,
области, провинции) — это составные части
федеративного государства, в которых создаются
органы законодательной и исполнительной власти
(реже суды), действующие в соответствии с
федеральными законами с учетом разграничения
компетенции между федерацией и ее субъектами.
• Взаимодействие федеральных и региональных
органов исполнительной власти является одной из
актуальных проблем российской государственности
25
• Взаимоотношения и форма
взаимодействия между органами власти
и управления определяют степень
политической стабильности.
• Существует несколько типов
взаимодействия:
– силовой,
– директивный,
– компромиссный.
26
• Достижение необходимой степени
политической стабильности, устойчивости
политической системы и развития
российского государства будет возможно,
если:
– взаимодействие органов власти имеет
конструктивный характер;
– существует согласие по вопросу, который
касается форм и методов согласованных
действий для достижения общих целей;
– система взаимоотношений складывается на
принципах равноправия и взаимоуважении
27
• Развитие модели кооперативного
федерализма - типично взаимодействие двух
сторон, направленное на достижение
взаимной выгоды.
• В целом экономически слабые регионы куда
больше заинтересованы в модели
кооперативного федерализма, когда,
сохраняя политическую автономию, они
интегрируются в единое общенациональное
пространство, получая от центра помощь и
поддержку.
28
• В условиях более централизованного
государства регионы оказываются в
большей зависимыми от центра.
• Поэтому особенно важна организация
формального и неформального
представительства регионов в центре.
• В противном случае без согласования
интересов центра и регионов, без
продвижения региональных интересов
территории окажутся в совершенно
невыгодном, рискованном положении
29
• Таким образом, эксперты и ученые,
занимающиеся проблемами федерализма,
считают, что это наиболее подходящая
модель политической интеграции и
общественной мобилизации в сфере
государственного устройства и правления.
• Принципы федерализма способны
обеспечить многообразие форм
жизнедеятельности различных общностей в
рамках единого политического
пространства.
30
• Основным законом государства, обладающим высшей
юридической
силой и устанавливающим основы политической,
правовой и экономической систем страны, является
конституция.
• Принятие конституции и ее последующие изменения
осуществляются определенной властью.
• Эту власть называют учредительной, поскольку она
учреждает конституцию в условиях, когда высшие
органы государственной власти еще не сформированы.
• Учредительная власть может выделиться из
предшествующей конституционной системы, а может
появиться и вне этой системы, т. е. в результате
революции, государственного переворота или других
общественных потрясений, в результате которых старый
конституционный порядок уступает место новому.
31
Первоначальная власть призвана создать
конституционный порядок, она персонифицируется
теми людьми или группами людей, которые
оказались у власти в результате какого-то
общественного потрясения или кризиса.
Эти люди или группы людей:
• разрабатывают конституцию страны, а
• затем представляют ее на утверждение народа
через:
– учредительное собрание, представляющее все слои
народа, или
– референдум,
• причем в обоих случаях нормы представительства
или правовой результат предопределяются по
абстрактным демократическим представлениям.
32
Например,
• Такой первоначальной учредительной властью
обладал Б. Н. Ельцин,
• Он, по действовавшей до 1993 г. Конституции, не имел
правомочия на принятие новой Конституции (такое
право было закреплено за Съездом народных
депутатов),
• Но сумел найти демократическую процедуру для
выхода из конституционного кризиса
(Конституционное совещание) и
• через референдум получил одобрение
народом новой Конституции Российской Федерации.
33
• Установленная учредительная власть — это та
власть, которая «рождается» конституцией для
последующих ее изменений и дополнений.
• Иногда конституция предусматривает, что такие
полномочия принадлежат создаваемому ею
законодательному органу, а иногда она учреждает
специальный порядок со специальным органом.
• Конституция Российской Федерации
предусматривает смешанный порядок, позволяя в
отношении одной своей части принимать поправки
законодательным органом (Федеральным
Собранием), хотя и с особой процедурой, а в
отношении другой — созывать для пересмотра
Конституционное Собрание или при определенных
условиях использовать всенародный
референдум.
34
• Установленная учредительная власть выражает
народовластие, она пользуется высшей
легитимностью, поскольку в отличие от обычных
законов, принимаемых законодательным
(представительным) органом, все ее акты прямо
инспирированы народом или подлежат его
одобрению.
• Установленная учредительная власть не
перечеркивает верховенства парламента, его
представительный характер. Но она гарантирует
народу возможность непосредственно высказаться
о судьбе наиважнейших принципов конституции.
35