Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия. Часть 2

  • 👀 344 просмотра
  • 📌 272 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия. Часть 2» pdf
Курс «Введение профессию» Дисциплина «Основывпсихокоррекции (с по психокоррекции тревоги 1 практикумом семестр и депрессии) – к.пс.н. доцент 6Преподаватель семестр Ванновская Ольга Васильевна Современные подходы к осуществлению Тема №1 «Психология как профессия» психокоррекционного воздействия www.akme.edu.ru Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1. Учебные вопросы лекции 1. Стратегии современной психокоррекционной работы с отдельными свойствами личности. 2. Работа с неуверенностью. 3. Психологическая коррекция иррациональных установок. 4. Коррекция самооценки и образа «Я» 2. Психологическая коррекция (неуверенного поведения) Одним личности, из методов работы психолога с поведенческими характеристиками проявляющимися, в частности, во взаимодействии с окружающими является выработка ассертивного поведения. Характеристики ассертивного поведения Ассертивно действующий человек: 1. отдает себе отчет в своих потребностях и желаниях, осознает их; 2. может четко сформулировать то, чего он хочет, не испытывая при этом страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма; 3. не действует в ущерб кому-либо, уважая права партнеров по общению; реализует свою цель, не прибегая к манипуляциям посредством чувства вины или других приемов эмоционального шантажа; 4. способен к поиску и осуществлению компромиссных решений в ситуациях столкновения интересов; 5. открыт для получения помощи от другого, и, вместе с тем, сам оказывает поддержку партнерам по общению; 6. не замыкается, получая отказ. Манипуляции в общении и ассертивность Сущность проявления манипуляции в процессе общения состоит в том, что манипулятор реализует собственную цель (как правило, отличающуюся от заявленной), различными способами провоцируя окружающих отказываться от их личных интересов. Одним из наиболее распространенных способов манипуляции является критика (манипуляция посредством чувства вины). Практикуя www.akme.edu.ru ассертивное поведение, 1 Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия необходимо разделять критику на справедливую и несправедливую, реагируя в соответствии с этим. Манипуляции противоположны ассертивным действиям, поскольку цели ассертивно действующего человека, как и его средства, проявлены в общении, и исключают элементы использования Другого. Способы защитить себя от манипуляций 1. Решительный, жесткий отказ без стеснения в выражениях на грани агрессивности (в качестве профилактической меры). 2. Пассивные приемы защиты: забвение, принижение значимости проблемы, откладывание дела «на потом». 3. Ассертивная реакция на манипуляцию включает: анализ ситуации; избирательную реакцию (остается без внимания явное манипулирование, бессмысленные слова,…); признание права каждого на ошибку; дейтвует принцип: что аморально, то не ассертивно. С точки зрения ассертивности, человек может удовлетворить любое пожелание, даже представленное в манипулятивной форме, если и сам он того желает. 4. В рамках подхода мы открыто даем понять своему оппоненту, что видим, как он себя чувствует и в каком положении находится. Мы вправе выразить и собственные чувства с учетом следующих условий – это должны быть не критические замечания, а описание переживаний. Применение «эмпатической формулы» в ассертивном поведении «Эмпатическая формула»: Когда ты делаешь X в ситуации Y, я чувствую Z В данном случае речь идет не о критике оппонента, а об описании чувств. Пример: «Если бы ты пошла в поход с друзьями (когда ты делаешь…в ситуации…), я стала бы за тебя переживать (я чувствую…)» - Верной является позитивная постановка вопроса, когда акцент делается на чувствах, продиктованных ситуацией. Типы поведения в теории ассертивности С точки зрения ассертивности, поведения может быть агрессивным, пассивным и ассертивным. Концепция ассертивности соотносится с представлениями о способах реагирования в конфликтах Томаса, тогда агрессивное поведение соответствует стратегии соперничества, пассивное – стратегиям приспособления и ухода, ассертивное – стратегии компромисса и, в большей степени, - сотрудничества. www.akme.edu.ru 2 Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия Ассертивное поведение характеризуется ясностью и прямотой, оно предполагает существование искренних отношений. Человек при этом достигает то, чего он хочет, учитывая интересы других людей. Необходимо говорить за себя и о себе. Тактика ассертивного поведения (Приемы и техники) 1. Полезной составляющей ассертивного поведения является тренировка умения добиваться от людей выполнения своих справедливых требований без манипулятивного нажима. Примером реализации данной стратегии является техника «Заежженной пластинки» или «Я хочу свое мясо»: покупатель, которому вместо оплаченных им пяти кусков мяса завернули только четыре, возвращается в магазин и без страха, без агрессии повторяет: «Я хочу свое мясо», и так до тех пор, пока не добивается своего. Основные правила реализации приема: ‒ Четко знать, ясно и коротко сформулировать свои мотивы (и на невербальном уровне должна чувствоваться уверенность человека в том, что он хочет). ‒ Соблюдать правила речевого этикета. ‒ Что бы не происходило, настаивать на своем: противник может, защищаясь, попытаться вызвать чувство вины, в этом случае. ‒ Практиковать игровое поведение, тренировки, нестандартные поступки. ‒ Если после 5-10 повторов требование не удовлетворено, завершить свое выступление, уведомив оппонента о своих дальнейших шагах. Ограничительные факторы: ‒ претензии должны носить характер конкретных и сравнительно легко удовлетворяемых требований (бракованный товар); ‒ необходимым является определенное равнодушие последствиям ситуации (нежелательно применение техники по отношению к близким и значимым людям). 2. Просьба об одолжении. Подход основывается на том, что человек умеет попросить о том, что ему нужно, не дожидаясь, когда партнер по общению сам догадается об этом и, не боясь себя скомпрометировать просьбой. Ассертивный подход предполагает выражение радости и благодарности, если просьбу удовлетворили, а также отсутствие чувства вины, обманутости или уязвленности, www.akme.edu.ru 3 Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия если сказали «нет». Существенно, чтобы просящий об одолжении занимал позицию нижестоящего, осознавая свою зависимость от другого человека. При этом интонация, жесты, взгляд должны быть соответствующими (без снисходительности, превосходства). Полезна в такой ситуации убежденность в том, что человек, к которому обращаешься, - порядочный, всегда готовый прийти на помощь, поэтому у него нет повода для отказа. Как для личной психогигиены, так и для хорошего самочувствия партнеров по общению важно, чтобы просьба была вежливой. Таким образом, просьба об оказании любезности наилучшим образом подходит для близких межличностных контактов, в ситуациях. когда притязания носят традиционный или оправданный в моральном отношении характер. Свои желания, как и в процессе реализации первой стратегии, нужно выражать просто и вразумительно. 3. Отказ от того, что противоречит Вашим интересам. Реализация техники особенно актуальна для тех, кто не умеет отказывать в ситуациях, когда кто-то пытается навязать Вам какое-либо поведение или действие. Техника отказа – зеркальное отражение умения настоять на своем. Необходимо столь же ясно и четко констатировать: нет, спасибо, я не хочу. Не объяснять причин, не приносить извинений, не вести себя так, будто не уверен в своих силах, не обрушиваться на оппонента с нападками, спокойно повторяя свое «нет». Можно выразить понимание и признание позиции другой стороны. Вариантом отказа является проявление эмпатической ассертивности, когда отказ аргументируется, сообщаются истинные причины нежелания (невозможности) удовлетворить просьбу или предложение. 4. Приемлемый компромисс. Нередко в спорных ситуациях по- своему права каждая сторона. Если речь не идет об основополагающих жизненных принципах, и в словах оппонента можно признать наличие «доли правды», целесообразно принятие чужого или настроиться возможен предложение своего компромиссного решения. Для этого нужно и настроить партнера на позитивную и «дружескую» волну; успех только в случае искреннего решения договориться. Возможность относиться к другому человеку с доверием позволяет сберечь время и силы, поскольку в этом случае не приходится ломать голову над дешифровкой слов партнера по общению и проверку искренности его намерений. www.akme.edu.ru 4 Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия 4. Коррекция самооценки и образа «Я» Особое место работа с «Я» клиента занимает в гуманистически ориентированных направлениях психологической коррекции. Важнейшей задачей психолога в данном случае является создание условий для увеличения внутренней силы клиента, гармонии с собой, выработки адекватной самооценки. Психокоррекция включает выявление внутреннего человеческого потенциала, что также важно для установления доверительных отношений с клиентом. С точки зрения В. Сатир, вмешательство психолога может осуществляться на разных уровнях, то есть быть внешним и внутренним. Внешнее вмешательство может ослабить нарушения поведения или системы, в которую встроен человек, например, семьи. А внутреннее вмешательство позволяет раскрыть внутренние потенциалы, разрушая блоки, мешающие высвобождению ресурсов, и установить контакт с «я» человека (см. рисунок). Внешнее вмешательство Внутреннее вмешательство Я блоки формы поведения система Для коррекции самооценки должны быть реализованы два условия: безусловное принятие клиента психологом, и владение специалистом навыками психокоррекционной работы, позволяющими обеспечить принятие клиента. Далее рассмотрим приемы работы, позволяющие установить отношения принятия. Принятие В. Сатир понимает как чувство защищенности, значимости, помогающе6е обрести терпимость к себе и другим. Принятие может осуществляться с помощью ряда умений. www.akme.edu.ru 5 Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия 1. Пробуждение надежды – обретение веры в себя и в способность сделать свою жизнь лучше. Примеры использования: «Хотя сейчас Вам это и кажется почти безнадежным, я вижу в этом массу новых возможностей для Вас». «Я понимаю, Вы очень расстроены, но уверена, у нас есть в запасе и другие возможности, которые не мешало бы использовать». «Я бы хотела услышать от каждого из вас, надеетесь ли вы, что сегодня произойдет действительно что-то важное». 2. Актуализация внутреннего потенциала: Психолог сначала убеждается в наличии скрытых способностей, а затем актуализирует их, освобождает пути к реализации. Примеры использования: «Для меня совершенно очевидно, что то, как Вы в прошлый раз повели себя в разговоре с дочерью, говорит о Вашей природной мудрости. Вы понимаете это?» «Это было так интересно для меня, сидеть здесь рядом с вами, в то время как вы так искренне общались друг с другом, порой рискуя стать уязвимыми». 3. Гармонизация Повысить самооценку человека возможно, давая ему понять, что все его чувства, мысли, поступки абсолютно нормальны и естественны. Примеры использования: «Быть человеком – значит совершать ошибки, мы учимся на наших ошибках». «Так Вы считаете себя неотесанным чурбаном? Уж мне-то как никому знакомо это чувство». «Теперь Вы осознаете, что стремитесь замуж отчасти из-за того, чтобы обрести защиту. Но ведь это совершенно естественно!» 4. Признание – психолог дает клиенту почувствовать, что он уважает их мужество, ценит старание, сочувствует горю. Примеры использования: «Я восхищаюсь, тем, как вы смогли справиться с этим». «Я восхищаюсь мужеством, которое Вы проявили в этой ситуации!» «Ваши попытки решить проблему достойны уважения». «Я ценю ваши усилия». www.akme.edu.ru 6 Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия Индивидуальный подход – внимание к особенностям конкретного человека, и их учет. Примеры использования: «Вы интересные, неповторимые личности с разными планами на будущее. Интересно, что каждый из вас думает по этому поводу, Маргарита?» «Понимаешь, каждый имеет свою точку зрения. Ты согласен с точкой зрения твоей матери?» 5. Отражение – имеется ввиду отражение чувств и точек зрения людей, чтобы дать человеку понять, что его слушают и понимают. Примеры использования: «Я по голосу слышу, что Вы довольны изменениями, которые произошли внутри Вас». «Кажется, это Вас расстроило». «В Вашем голосе я слышу горечь из-за того, что не смотря на все ваши усилия, Вам никак не удается наладить отношения в семье». 6. Рефрейминг – превращение того, что прежде выглядело отрицательным, в нечто положительное, также помогает обрести человеку уверенность и чувство собственной значимости. Примеры использования: «Вы называете себя упрямцем. А подумайте хорошенько, где может пригодиться это Ваше качество?». «Припомните-ка хорошенько случаи из жизни, когда неискренность выручала Вас?» «Видимо, вы оба знаете, как добиться своего». (Партнеры обвиняют друг друга в эгоизме). www.akme.edu.ru 7 Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия Словарь Аутентичное бытие в экзистенциальной психологии выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения Онтопсихология ("психология бытия"), рассматривает человека как активного субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни: 1) как к неуправляемому стихийному процессу, в котором необходимо бездумно подчиняться доминирующим тенденциям или воле большинства; 2) как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества. Выработка второго способа отношения к жизни и является целью онтопсихологии. Аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим. Психосинтез - формирование или перестройка личности вокруг нового центра: использование недостающих или всех имеющихся недостаточно развитых в распоряжении сторон энергий, личности, развитие согласование и соподчинение различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности. Самоэффективность личности в социально-когнитивной теории подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Личностный конструкт – абстракция или обобщение, оценочный эталон, сформированный из предшествующего опыта. ЛИТЕРАТУРА Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). – М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. Осипова А.А. Ведение в теорию психокоррекции. – М., 2000. Осипова А.А. Ведение в теорию психокоррекции. – М., 2000. www.akme.edu.ru 8
«Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия. Часть 2» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot