Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современные образовательные технологии: теоретические основы

  • 👀 623 просмотра
  • 📌 560 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современные образовательные технологии: теоретические основы» pdf
Зехова М.С. Тема 1. Современные образовательные технологии: теоретические основы В разных источниках педагогам для изучения предлагаются разнообразные технологии, что связано с выходом современного образования на более высокий технологический уровень (отказ от традиционного обучения и воспитания, приоритет субъект-субъектных отношений, идея целостности педагогического процесса и др). В целом, внедряя технологии в содержание обучения, педагог осуществляет в собственной практике технологизацию образования. Условно этот процесс можно обозначить так: как по-другому преподать то, чему учим. В педагогической литературе употребляются понятия «образовательная технология» и «педагогическая технология». Понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) с одной стороны представляется более широким понятием, чем понятие «педагогическая технология» (педагогический процесс), так как образование включает, кроме педагогических еще социальные, социально-политические, управленческие, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие аспекты. Педагогика охватывает обучение и воспитание, а образование – еще и развитие обучающихся, воспитанников1. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится ко сем разделам педагогики (дошкольная, школьная, вузовская, индивидуальная, коллективная, семейная, коррекционная и др), в то время как «образовательная технология» понимается узко как технология учебного процесса2. В данной работе термины «образовательная технология» и «педагогическая технология» будут представлены как взаимозаменяющие. Само слово «технология» (гр. techne – искусство, мастерство, logos – слово, понятие, учение) означает совокупность методов обработки, 1 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 – 46 с. 2 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 47 с. изготовления, изменения состояния. Этот термин широко употребляется при описании производственных процессов. В педагогике в понимании и употреблении термина «образовательная технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции3 (таблица 1). Таблица 1. Четыре группы определений образовательной технологии в педагогике Авторы определений 1 группа: Технологии, как средство (производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования) Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный выбор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; Б.Т.Лихачев она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Средства учебной деятельности, связанные с применением Н.Б.Крылова современной техники Новый тип средств обучения С.А.Смирнов Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически «Российская обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих педагог. успешно реализовать поставленные образовательные цели энциклопедия» 2 группа: Технологии, как способ (процесс, модель, техника выполнения задач, основанный на определенном алгоритме, системе взаимодействия участников образовательного процесса) Составная процессуальная часть дидактической системы М.А.Чошанов Это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических С. Гибсон проблем Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и В.М. Монахов проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя Оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных А.М.Кушнир условиях Строго научное проектирование и точное воспроизведение В.А.Сластенин гарантирующих успех педагогических действий 3 группа: Технологии, как научное направление (обширная область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук) Направление в педагогической науке, которое занимается П.И. Определения 3 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 48 с. конструированием оптимальных обучающих систем, Пидкасистый проектированием учебных процессов Это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и В.В.Гузеев критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий Быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с элементами бихевиористкой психологии, С.Ведемейер социальной философии, техники, теории коммуникации, аудиовизуального образования и кибернетики 4 группа: Технологии, как многомерное понятие (многомерный процесс) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методологических средств М.В.Кларин используемых для достижения педагогических целей Есть комплексный интегрированный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем, планирования, обеспечения, оценивания и К.Силбер управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний Есть область исследований и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой П.Митчелл распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная Г.К.Селевко во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам Из приведенных определений следует, что образовательная технология – это категория обобщенности. педагогики, По обладающая В.В.Давыдову, большой образовательную степенью общности, технологию можно рассматривать как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех вышеприведенных определений, включая генетические корни понятия. Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие: -четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания; -структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; -комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля; -усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; -гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. При всем многообразии образовательных технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: (педагогического) процесса, осуществление функционирование технологического всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств4. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. 4 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 51 с. Понятие «методика обучения (воспитания)» имеет большое сходство с технологией, поэтому эти понятия часто употребляются педагогами, как синонимы. Так же как и технология, методика выступает в трех четко выраженных областях: как теория, как регламент (алгоритм) деятельности и как педагогическая практика. Методика, так же как и технология представляет часть педагогической науки, исследует закономерности процесса обучения5. Однако, следует отличать образовательную технологию от методики обучения. Традиционно методика обучения рассматривает совокупность педагогических явлений в системе процесса обучения, обусловленных спецификой конкретного учебного предмета или области знаний. При этом методика исходит из общих принципов дидактики и опирается на данные общей педагогики, психологии и установленные ими закономерности усвоения знаний и развития познавательных психических процессов. Исходя из этого можно утверждать, что методика входит в триаду «дидактика – общая методика – частные методики»6. Технология образовательная исходит из другой триады, более широкой по содержанию: «философия образования – образовательная политика – образовательная технология»7. Каждая часть триады отвечает на вопрос: зачем учить – чему учить – как учить. Методика преломляет, детализирует вопросы педагогической теории и рассматривает их с учетом специфики конкретного предмета или образовательной области. Она характеризуется отношением: «преподавание – предметное содержание – учение»8.Технология «разрабатывает определенные принципы и правила, конструирует учебный процесс и задает 5 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 57 с. 6 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология – М., Народное образование, 2000 – с.146 7 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология – М., Народное образование, 2000 – с.146 8 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 57 с. последовательность процедур, шагов, направленных на достижение гарантированного результата»9. Она рассматривает отношения «преподавание – учение»10 Рассматривая проблему взаимосвязи методики и технологии, А.М. Кушнир отмечает, воспроиводимостью, что «технология устойчивостью отличается от методик своей результатов и отсутствием многих если»11. Образовательные технологии удается воспроизводить и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение педагогических задач. Методики часто не гарантируют должного качества. Между тем, методика достаточно индивидуальна, а значит более субъективна, чем технология. Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат. Название методике дает соответствующая научная дисциплина. Название технологии определяется той научной основой, которая используется в учебновоспитательном процессе (ведущей парадигмой, принципом, подходом, основными формами, методами, закономерностями). Методика – понятие широкое. Она выступает как наука о закономерностях организации процесса обучения. В этом смысле методика шире, чем технология, «так как по сложившейся традиции методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология только на вопрос «как учить?»12 В узком же значении методика представляет собой алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для 9 Великолуг Т.И. Технологизация образования: теория и опыт: учебно-методическое пособие – Архангельск, АГТУ, 2002 – с. 52 10 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 57 с. 11 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология – М., Народное образование, 2000 – с.144 12 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология – М., Народное образование, 2000 – с.144 получения какого-то локального результата (например, методика отработки навыка счета). Некоторые методики входят в состав технологий, а иногда наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения13. Хотя различия методики и технологии во многом условны, следует отметить, что «далеко не каждый учитель может создать свою технологию, но практически каждый может быть создателем своей собственной методики обучения, базирующейся на той или иной технологии14. Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство. Смысл любой из технологий обучения сводится к тому, что в процессе ее реализации должны быть представлены определенные компоненты. Выделяют следующие компоненты. С.И.Львова, И.П.Цибулько, Ю.Н.Гостева 1. диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы; 2. мотивация и организация учебной деятельности учащихся; 3. действие средств обучения (или собственно процесс обучения); 4. контроль качества усвоения материала15. В.А.Пятин, И.Я.Яцукова 1. диагностическое целеобразование и результативность, 13 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 58 с. 14 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология – М., Народное образование, 2000 – с.140 15 Львов С.И. Настольная книга учителя русского языка\С.И.Львова, И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева – М.: Эксмо, 2007 – с.235 2. экономичность, которая выражает качество технологии, позволяет достигнуть запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени; 3. алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость, отражающие различные стороны воспроизводимости образовательных технологий; 4. корректируемость, предполагающая возможность постоянной обратной связи, постоянно ориентированной на четко определенные цели; 5. визуализация, затрагивающая вопросы применения различной аудиальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий16. В.В. Гузеев 1. представление о результатах обучения (представления о том, что мы хотим получить в конце обучения); 2. текущая диагностика и прогнозирование развития ученика; 3. модели обучения (методы, формы, средства и приемы обучения); 4. выбор или построение модели обучения, необходимой для конкретных условий17. Компоненты образовательных технологий наглядно демонстрируют то, что каждому технологическому звену, цепочке, приему нужно найти свое место в процессе обучения. На основе перечисленных компонентов может быть описана любая технология18. Педагогическая технология – явление многомерное. Научный подход к этому явлению должен опираться на классификацию – упорядочение многообразия существующих технологий на основе разных признаков. 16 Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении\ под ред. А.П.Тряпицыной – СПб.: КАРО, 2006. – с. 17-18. 17 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология – М., Народное образование, 2000 – с.153-154 18 Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – с.21 Г.К. Селевко выделяет 12 обобщенных групп технологий, в каждой из которых выделены определенные классы педагогических технологий. Например: • по уровню применения: общепедагогические; частнопредметные, локальные; • по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические; • по ориентации на личностные структуры: информационные технологии (ЗУНы), операционные (способы учебной деятельности), эмоциональнохудожественные и др.; • по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально- ориентированные, гуманитарные и технократические и т.д.; • по организационным формам: классно-урочные – альтернативные, индивидуальные – групповые, дифференцированное обучение; • по преобладающему иллюстративные, (доминирующему) развивающее методу: обучение, объяснительно- проблемно-поисковые, информационные (компьютерные)19. Академик В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося:  классическое лекционное обучение;  обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;  система «консультант»;  обучение с помощью учебной книги,  система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;  компьютерное обучение;  система «репетитор» – индивидуальное обучение; 19 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 с.77-88.  «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа20. В.В. Гузеев считает, что сегодня имеются четыре класса технологий: • «традиционные методики» (технологии, созданные внутри частнометодического подхода): классический семинар и т.п.; • модульно-блочные технологии; • цельно-блочные технологии (лекционно-семинарские системы); • интегральные технологии (технология проектного обучения и интегральная технология В.В. Гузеева)21. Следует отметить, что все квалификационные типы не всегда существуют в чистом виде (в моноварианте), а чаще сочетаются, комплексируются, проникают один в другой. Использование приемов различных технологий в процессе обучения не говорит о том, что педагог работает в русле технологического подхода. Образовательная технология требует осмысления и последующего использования только в системе. Если системы работы по технологии нет, то и результат может оказаться не тем, которого ожидали22. 20 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 – М., НИИ школьных технологий,2006 с.83. 21 Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 12-14 22 Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – с.22
«Современные образовательные технологии: теоретические основы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot