Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современное состояние психологической науки и практики

  • 👀 617 просмотров
  • 📌 566 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Современное состояние психологической науки и практики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современное состояние психологической науки и практики» docx
«Современное состояние психологической науки и практики» Тип занятия – обзорная лекция Цель лекции: познакомить с особенностями современной психологической науки и практики. Задачи лекции: 1. Образовательные: - усвоить определения индивид, личность, индивидуальность, деятельность; - сформировать представление о современном состоянии психологической науки и практики. 2. Воспитательные: - стимулировать мотивацию к получению психологических знаний, - сформировать познавательный интерес к психологическим исследованиям. 3. Развивающие: - актуализировать самостоятельное изучение материала, - закрепить навыки формулирования собственных суждений, - создать положительную психологическую атмосферу. Место проведения – лекционный зал. Содержание Введение 4 1. Современный человек как объект психологической науки и практики 5 2. Деятельность в контексте психологической науки и практики 8 3. Проблемы психологической науки и практики современности и пути их решения 12 Заключение 16 Список рекомендованной литературы 17 Введение В средствах массовой информации особенно часто говорят о психологах, значении психологических знаний в современной жизни. Вместе с тем в последнее время о практическом применении психологии можно услышать и из уст населения. Например, бабушка объясняет участковому: «отношения её с соседями - проблема психологическая». Вот так и не иначе. Видимо это не случайная фраза. Психология вошла в моду в 90-е годы прошлого века. Однако заметим, что понятие моды не означает важнейшую ценность для определённого круга членов общества. Оно может означать как замену, «эрзац» настоящих ценностей. И, тем не менее, можно сказать, что отечественная психология вступила в новую фазу – осмысление того, что же она представляет собой сейчас как теория и какую роль она может и должна сыграть в жизни каждого из нас, общества и государства как практика. В силу сложности проблем, которые встречаются в современной жизни, мы можем и, видимо, вынуждены порой обращаться к профессиональным психологам-практикам, которые анализируют проблему исходя из её состояния и состояния клиента «здесь и сейчас». Психолог не даёт конкретных советов, он рассматривает различные варианты решения проблемы, а выбор альтернативы остаётся за клиентом. озможность обращения к профессионалу-психологу в настоящее время у населения есть. Это различные психологические службы, психологические и консультативные центры и т.п. Тем не менее, на современном этапе развития общества неуклонно возрастает спрос на психологические профессиональные знания. Психологов-профессионалов приглашают в различные организации, фирмы и компании для проведения семинаров, психотренингов, консультаций. Психологи участвуют в избирательных кампаниях, выступают по радио и телевидению. Их приглашают на работу в банки, кадровые агентства, торговые организации, учебные заведения, поликлиники и др. Именно этим определяется социальная ниша психологии. 1. Современный человек как объект психологической науки и практики Еще древние греки считали, психе (или псюхе) – это именно то, что нас интересует, считая, что это главная загадка, которую важно разгадать человечеству. Еще Иван Петрович Павлов в своей Нобелевской лекции сказал, что в жизни нас интересует только одно - наше психическое содержание, многое из его до сих пор не познано. Главный объект исследования всей системы психологических наук один и тот же. Это - человек, его психические процессы, состояния и свойства. Понятие человек в современной науке используют в двух смыслах: • понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду; • отдельный представитель человеческого рода со своим природными особенностями. Тем самым, человек рассматривается с позиций трех понятий: Индивид - конкретный человек, которому присущи наряду с родовыми чертами Homo sapiens и сугубо уникальные черты: природные задатки, биологические и психические свойства. Т.е. мы рождаемся индивидами и несем в себе совокупность возможностей, которые могут развиться в наши способности, а могут и находиться в латентном состоянии, ожидая определенных условий. Современные практики психологии позволяют на любой стадии развития человека активизировать его внутренний ресурс для использования в самосовершенствовании и практической деятельности. Индивидуальность - совокупность свойств и потребностей, отличающих данного индивида от массы других, совокупность биологических и социальных признаков. Так, например, один отличается смешливостью и умеет заражать хорошим настроением окружающих, другой прекрасно варит борщ. Все это является характеристиками индивидуальности. Индивид выступает в качестве индивидуальности, когда он берётся в его самостном бытии. Все люди живут в обществе, но каждый при этом живёт своей индивидуальной жизнью, то есть обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», что позволяет ему активно творчески проявлять себя в окружающем мире. Личность - по первоначальному значению восходит к латинскому persona - определённая социальная роль или функция человека. Личность современного человека фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Индивидуальность же выступает как существенная характеристика конкретной личности, выражая способ её бытия как субъекта самостоятельной деятельности. В качестве индивидуальности личность создаёт свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Она представляет единство социального и индивидуального. Личность формируется в процессе социализации человека, путем усвоения социальных норм и правил поведения, принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, с формированием умений строить отношения с другими. В современном мире большой проблемой выступает умение взаимодействовать с другими, в связи с чем появление различного рода тренингов по культуре общения, техник по работе с тревожностью и замкнутостью, которые широко применяются в современной жизни показывают важность современной психологии как науки, которая разрабатывает и обосновывает новые подходы и технологии, так и практики, которая воплощает все предлагаемое благодаря профессионалам. Личность развивается в процессе социализации, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. На сегодняшний день для успешной социализации большое значение имеют разработки современных психологов в социальной, педагогической, инженерной, юридической областях психологии. Эти и другие отрасли психологической науки позволяют консультирующим психологам и коучам научить людей принимать выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, формировать умения строить отношения с другими. Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация - это самоопределённость и обособленность личности. Индивидуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального. Если личность - это определённость позиции человека в отношениях с другими людьми, то индивидуальность - это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Индивидуальность - это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя. Экзистенциальные кризисы, т.е. кризисы поиска смысла своей жизни, которые проходит человек в своем развитии являются отражением понимания себя и умение их проходить безболезненно как для себя, так и для окружающих является важнейшим направлением деятельности психологов-практиков, что наиболее важно в современных условиях экономической нестабильности и социальной напряженности. Смысл жизни - это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя деятельное включение в социальную жизнь, соотнесённое с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступков. Смысл жизни – личностное осознание своего места в мире, свободное целеполагание личностью своей деятельности и волеизъявление его как морального существа, несущее также эмоциональную окраску и сопровождающееся эстетическим восприятием окружающего мира, человеческих взаимоотношений. Всё, что мы знаем о мире, о чём говорим и пишем, дано нам в виде образов, мыслей. Насколько адекватно наша субъективная реальность – сознание – отражает объективную реальность? Этот вопрос в той или иной мере является экзистенциальным, т.е. смыслообразующим. Таким образом, по первому вопросу сделаем следующий вывод: Современная наука и практика рассматривают человека с позиций трех составляющих: индивид, личность и индивидуальность, что позволяет не только понимать внутренние механизмы их реализации, но и своевременно корректировать в ситуациях необходимости. 2. Деятельность в контексте психологической науки и практики Психологическая теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, а потом и многими другими специалистами раскрывает важнейшую особенность субъекта: люди и их психика формируются и развиваются, прежде всего, в ходе изначально практической деятельности, а потому объективно могут быть исследованы через проявления в такой деятельности. Мы познаем действительность (людей, предметы и т.д.), воздействуя на нее, преобразуя ее в процессе деятельности. Например, соучаствуя в обучении, воспитании, самовоспитании людей, мы тем самым познаем их (обучая изучаем и изучая обучаем). Отсюда и возник, в частности, так называемый формирующий эксперимент. Именно теория деятельности (изначально практической, затем также и теоретической, но в принципе единой) раскрывает и утверждает органическое единство теории, эксперимента и практики, что стало возможно мышлению. Упустим уже известные основы деятельностного подхода в психологии и рассмотрим современное направление, которое сейчас разрабатывается Д.Н. Завалишиной и др. Ученые считают, что при всей специфичности различных видов и уровней мышления (у ученых, мастеров, рабочих и т.д.) сохраняются единые общие закономерности мыслительной деятельности. Это подтверждается и многочисленными исследованиями повседневного мышления (everyday thinking), представленными в англо-американской научной литературе. Соответственно решается более общий вопрос о соотношении фундаментальной и прикладной наук. Вторая из них не просто лишь «прикладывает», реализует те закономерности, которые уже открыты в академических исследованиях; она продолжает научное исследование объекта в более конкретных условиях. Посредством анализа через синтез в процессе любого мышления познающий субъект оперирует только познаваемым объектом, а не самими по себе словами, понятиями, знаками, значениями, смыслами и т.д. (в этих словах, понятиях и т.д. выражается, фиксируется все глубже раскрываемое содержание объекта). Тем самым определяется исходная теоретическая основа для правильного понимания взаимосвязей между теорией и практикой, для ликвидации разрыва между теоретическим и практическим интеллектом, между фундаментальными исследованиями и прикладными разработками. Поскольку даже в ходе предельно абстрактного мышления люди уже изначально оперируют объектом, оно тем самым всегда и сразу имеет «выход» к реальной действительности и потому всегда существенно также и для прикладной науки. Это относится и к любому моделированию: модель не замещает, не «отодвигает» познаваемый объект, а помогает выделять его существенные свойства и взаимосвязи. В повседневной практической жизни (деятельности и т.д.) людей необходимо возникают и ее обусловливают обобщения разных типов и уровней: житейские эмпирические представления, мифы, религия, научные теории и т.д. Это характерно как для предыстории и истории человечества, так и для индивидуального развития каждого человека. В частности, в процессе исторического и индивидуального развития людей сначала возникает простейшее, непосредственно практическое мышление. Например, человек решает встающие перед ним задачи первоначально в ходе элементарной практической деятельности. Впоследствии на качественно новых этапах эволюции из нее выделяется деятельность теоретическая (соответственно теоретическое мышление). Так, первобытные люди вначале научились практически (шагами и т.д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, формирующихся в ходе такой примитивной (дотеоретической) практики, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука. В итоге практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны - особенно в наше время (в деятельности учителей, врачей, организаторов производства, государственных деятелей, военачальников и т.д.). Современная психологическая наука и практика расширяет свои границы в таких формах деятельности, как: труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Именно использование в профессиональной деятельности практической помощи коуч-тренеров позволяет оптимизировать использование человеческого ресурса для улучшения результата работы; Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат. Создание игровых ситуаций не только как элемент психокоррекции, но и как элемент командной работы очень важны для повышения производительности человека как профессионала; Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности. Теоретические исследования учения, обучения важны для современного мира, прежде всего, в рамках инклюзивного образования. Разрабатываемые методики адаптирования отдельных категорий людей позволяют практически реализовать принцип доступности для всех обучения и развития; Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата. Развитие творческих способностей, основанных на мышлении и интуиции способствуют повышению уровня жизни не только конкретных людей, но и общества в целом. Методики мозгового штурма и другие, используемые для решения сложных задач профессиональной деятельности основываются на современных теоретических разработках с практическим приложением их в работу психологов-практиков; Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Современные информационные технологии и возможности определяют важнейшую проблему человека – возможности получения информации из опосредованных источников, что развивает неумения общаться и взаимодействовать. Тренинговая работа в группе, осуществляемая профессиональным психологом помогает людям решать возникающие в ходе общения проблемы. Таким образом, обобщая все вышесказанное попробуем ответить на следующий вопрос: Когда кто-нибудь из моих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т.д. то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие, я спрашиваю: зачем ты это сделал? 3. Проблемы психологической науки и практики современности и пути их решения Современная психология как наука отражает исследования в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Особенностью современной психологии являются наличие особенного предмета и методов исследования, категорийно-понятийный и методический аппарат, соответствующие методологические принципы (взаимодействия и развития, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции). Являясь гуманитарной наукой психология широко использует в своих исследованиях метод понимания, а с позиций естественнонаучной дисциплины – наблюдение, измерение, эксперимент. Современная психологическая наука изучает закономерности внутренней, особенности духовной жизни людей, проявления и формирования индивидуального и группового поведения людей, обусловленность современным временем специфики его познавательной и практической деятельности, развитие способностей, характера, волевой и эмоциональной сфер и т.д. На сегодняшний день актуальными проблемами современной психологии являются: - социально-психологические в области искусства и СМИ, которые показывают происходящие в обществе изменения и отражаются в исследованиях социальной психологии. Теоретики описывают, а практики реализуют предупреждение и/или преодоление некоторых из негативных последствий воздействия искусства и СМИ на человека; - конфликтологического характера в части анализа конфликтной ситуации в рамках ситуационного подхода с учетом того, что теоретические положения в области конфликтологии достаточно сильно отстают от уже достигнутого технологического уровня; - психологии религиозного сознания в части работы с верующими людьми, для чего нужны современные теоретические исследования как по вопросам психотехник воздействия, так и зависимостей и т. д.; - толерантности и профилактики экстремизма, психологии фанатизма; психологии терроризма; методологии толерантности; - психологической безопасности личности в целом и в образовательной среде в частности; - причин и профилактики профессионального выгорания; - практической психологии, которая включает в себя самый кризисный и противоречивый блок проблем современной российской психологии, а именно: создания технологий нового поколения, развития системы психологической службы, в частности, в структурах силовых ведомств, работы с персоналом организации, взаимодействия психологии и психотерапии, методологии работы в зоне практической психологии. Постоянно возникает проблема соотношения теоретического и практического знания. Человек, являясь частью природы и общества, исследуется как социальными так и биологическими науками, т.е. теми, которые в той или иной степени касаются человека. Сложно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, что возможно благодаря таким социальным наукам, как история, философия, социология, педагогика. Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Для того чтобы понять как появился современный человек со всеми его психологическими качествами, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь к развитию духовной и материальной культуры. Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Союз психологии и истории может быть внутренним и внешним. Внешние связи этих наук, имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных задач обращается к другой с целью использования ее данных. Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки. Примером более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским. Связи психологии с философией являются еще более органичными, чем связи психологии и истории. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии. Многие проблемы психологии современного человека, такие как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии, и для философии. В самой психологии есть вопросы, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые приходится решать. Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это, прежде всего проблемы эпистемологии – науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос. Есть немало проблем, которые решаются совместно социологами и психологами. Это проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации личности и формирования и преобразования социальных установок. На сегодняшний день особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания. В современном мире психология активно привлекается к выполнению грандиозных заказов по манипулированию индивидуальным и общественным сознанием по: формированию имиджа политиков; навязыванию любых (часто вредных, просто опасных) представлений, товаров, услуг; сотворению кумиров молодежи; вовлечению в тоталитарные организации, в том числе религиозные и многое другое. Заключение В заключение необходимо отметить, что единство психологической теории и практики является средством решения огромных социально-экономических, политических, духовных проблем всего нашего общества и государства, поскольку указанные проблемы могут быть разрешены лишь на научно-практической основе, включающей в себя: поисковые исследования (осуществляемые фундаментальной наукой или на ее базе), прикладные разработки, опытно-серийное производство и, наконец, рынок. Возрастающее количество практикующих психологов в области промышленности, образования, здравоохранения, политики, управления и т.д. - яркое свидетельство развития новых форм единения науки и общественной практики. Список рекомендованной литературы 1. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л.В. - 2 -е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 464с. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 c. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Издательства: Смысл, Академия, 2005 г. - 352 с. 4. Леонов, Н. И. Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 193 с 5. Маралов, В. Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 320 с.  6. Розин В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. - М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. - 544 с.
«Современное состояние психологической науки и практики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot