Современная система обучения младших школьников литературному чтению
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
План лекции
1.1. Основные направления процесса обучения чтению
1.2. «Литературное чтение» как учебный предмет
1.3. Состав и структура программы по литературному чтению
Содержание темы
1.1. Основные направления процесса обучения чтению
_____________________________________________________________________
Чтение – особый вид письменной речевой деятельности. Формирование полноценного навыка чтения. Формирование навыков работы с текстом. Литературное развитие учащихся. Формирование читательских умений в области работы с книгой
__________________________________________________________________
Чтение – особый вид письменной речевой деятельности, позволяющий - человеку овладевать всем богатством знаний и мире. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», - писал В.А.Сухомлинский.1
Чтение, с одной стороны, уникальный инструмент приобщения учащихся к художественной и научно-познавательной литературе, с другой стороны, чтение – универсальный способ развития их познавательных и речевых способностей, могучее средство личностного развития ребенка: эстетического, нравственного, патриотического. «Умение читать – это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое в младших классах школы можно сформировать на самом высоком уровне, так как в начальном звене системы образования созданы для этого специальные педагогические условия»2.
Умения и навыки чтения в начальной школе формируются не только как важнейший вид речевой и мыслительной деятельности учащихся, как средство их саморазвития и самовоспитания, но и как общеучебное (метапредметное) умение, включающее целый комплекс первичных читательских умений и навыков, которые используются учеником на всех учебных предметах, а также во внешкольной жизни. Именно на такое широкое понимание задач процесса обучения чтению ориентируют учителя начальных классов новые Государственные документы в сфере начального образования3.
Процесс обучения младших школьников чтению идет по нескольким направлениям.
Формирование полноценного навыка чтения младших школьников – одно их главных направлений процесса обучения чтению учащихся начальной школы. Методическая наука в понятии «навык чтения» выделяет несколько сторон: осознанность чтения как ведущее качество навыка чтения; правильность чтения как необходимое условие адекватного понимания читаемого текста, определенная скорость чтения, которая в идеале должен соответствовать темпу разговорной речи; наконец, выразительность чтения как показатель понимания, которая свидетельствует также и о том, насколько ученик владеет определенными средствами выразительности речи (умением использовать при чтении нужную интонацию, соответствующую знакам препинания, использовать паузы, делать логическое и психологическое ударения и другие).
Не менее важным для характеристики процесса обучения младших школьников является способ чтения. Начальная школа – единственная ступень образования, где формирование полноценного навыка чтения является целью обучения. Методисты выделяют несколько способов чтения: 1) побуквенное чтение; 2) отрывистое (неуверенное) слоговое чтение; 3) плавное (уверенное) слоговое чтение; 4) плавное слоговое с целостным чтением отдельных слов, иногда такое чтение называют слоговым с переходом на чтение целыми словами; 5) чтение целыми словами4. Первый способ является непродуктивным: такое чтение необходимо исправлять, что требует больших усилий со стороны ребенка, учителя, родителей. Как правило, таким способом чтения владеют те дети, которых еще до школы обучали чтению в домашних условиях.
Закономерно в процессе обучения чтению младших школьников выделяют стадии от неуверенного слогового чтения до чтения целыми словами.
Формирование навыков работы с текстом является важным направлением процесса обучения чтению. На это нацеливают программные документы в области начального образования – Федеральные Государственные образовательные стандарты5. Учебная хрестоматия для уроков литературного чтения состоит из текстов художественных произведений. В процессе работы над ними на уроках литературного чтения под руководством учителя у учащихся формируется не только навык чтения, но и целый комплекс текстовых умений. Процесс чтения текста – это сложная коммуникативная деятельность, состоящая из восприятия текста (зрительного или слухового), интерпретации (попыток истолкования структурных элементов текста), наконец, полного понимания текста, адекватного авторскому замыслу.
Сложный комплекс читательских умений по интерпретации и полному пониманию текста формируется на уроках литературного чтения в ходе восприятия текста, его анализа, а также различных видов пересказа текста. В процессе обучения чтению учащиеся начальных классов учатся понимать заглавие произведения и адекватно соотносить его с содержанием текста произведения; видеть жанровые и изобразительно-выразительные средства языка литературного произведения. Одним из важных аспектов формирования у младших школьников текстовых навыков является умения давать характеристику литературному персонажу с опорой на найденную о нем в тексте информацию (портрет, характер и причины поступков героя, авторскую оценку своих персонажей и т.д.). Для сбора информации о персонаже учащиеся пользуются различными видами чтения текста: первичное чтение всего текста, выборочное чтение по заданию учителя, самостоятельное выборочное чтение и другими. Характеристика героя литературного произведения осуществляется в виде пересказа с предварительной подготовкой: постановка коммуникативной задачи; выделение опорных для пересказа слов в тексте, например, описание места и времени события; отбор из текста литературного произведения оценочных слов и выражений о герое; озаглавливание своего рассказа о персонаже и составление плана пересказа. Составленные учащимися тексты о различных персонажах произведения сравниваются как по содержанию (по общности ситуации, по эмоциональной окраске, характеру персонажей и т.д.), так и с точки зрения речевого оформления, т.е. исполнения пересказа учащимися.
Литературное развитие учащихся в связи с чтением художественных произведений – еще одно важное направление процесса обучения чтению в начальной школе. Термин «литературное развитие» введен методикой преподавания родного (русского) языка в педагогическую практику в конце XX века. Литературное развитие трактуется методической наукой как сложный процесс качественных изменений у читателя младшего школьного возраста «способности мыслить словесно-художественными образами», сюда же относят развитие собственного литературного творчества учащихся6, 7.
Литературное развитие читателя младшего школьного возраста – это двусторонний процесс. С одной стороны, в нем происходят закономерные возрастные изменения процессов восприятия и освоения художественного произведения независимо от того, как протекает процесс обучения чтению. Такие изменения основаны на объективных личностных изменениях читателя этого возраста: с возрастом накапливается жизненный и читательский опыт, расширяется культурный кругозор, более совершенными становятся мышление и эмоции, формируется и совершенствуется воссоздающее воображение, развиваются все формы речевой деятельности учащихся начальных классов. В зависимости от этих изменений читатель-младший школьник в разном возрасте по-разному воспринимает и оценивает одно и то же произведение, одну и ту же книгу; его впечатления от чтения книги становятся все более полными, развернутыми, более глубокими и осознанными. С другой стороны, литературное развитие является учебным процессом, характер которого оказывает влияние на литературное развитие младшего школьника.
Существенное влияние на процесс литературного развития учащихся оказывает подбор текстов в литературной хрестоматии: чем добротнее и разнообразнее с содержательной точки зрения тексты в учебнике литературного чтения, чем разнообразнее произведения с точки зрения жанрово-видовой принадлежности, тем успешнее идет процесс литературного развития учащихся. Литературоведческая пропедевтика на уроках чтения также имеет значение в литературном развитии читателя младшего школьного возраста: воспитывается его эстетический вкус, формируется ценностное отношение к произведениям словесного искусства. На уроках литературного чтения учащиеся приобретают навыки анализа художественного произведения, приемы освоения его содержания, методика применения которых основывается на содержательных и формальных особенностях художественного произведения. Все это способствует более полному – адекватному авторскому замыслу – осознанию содержания художественного произведения. Приобретенные учащимися читательские умения непременно проявляются при самостоятельном чтении. Именно этот критерий – полнота непосредственного восприятия читателей младшего школьного возраста при самостоятельном чтении – является ведущим в определении уровня литературного развития младшего школьника8. Если учебный процесс организован продуктивно, то он оказывает положительное влияние на процесс литературного развития учащихся.
Формирование читательских умений в области работы с книгой – еще одно важное направлении процесса обучения чтению учащихся начальной школы.
Государственные документы в области начального образования нацеливают учителя на то, чтобы в качестве разновидности учебного материала в процессе обучения младших школьников чтению непременно была книга.9 Книга – это естественный объект образовательного пространства современного ребенка, с которым он будет общаться и после школы. Книга есть источник необходимых человеку знаний, поэтому в современном информационном обществе она должна сопровождать человека всю жизнь. Книга – особый вид искусства, что во многом определяет обучающий и воспитывающий потенциал культурной среды, необходимый для решения литературного образования младших школьников, формирования его личностных качеств. Чтобы книга вошла в учебное и личное пространство ребенка, необходимо, чтобы он как можно раньше овладел книгой как инструментом для чтения, причем, к детской книге как инструменту для чтения младших школьников предъявляются особые требования не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения оформления. Отечественная методическая наука создала научно обоснованную систему формирования основ читательской самостоятельности младших школьников10. Создатель данной системы Н.Н.Светловская открыла законы формирования читателя, предложила научно обоснованные структуры занятий и уроков чтения, на которых учебным материалом выступает детская книга. Ею был разработан универсальный метод обучения – метод чтения-рассматривания. Данная система оснащена дидактическими и научно-методическими материалами, проверенными многолетней практикой11, 12 .
Только в результате регулярного «размыкания» учебников и постоянного обращения к «живым» детским книгам возможно освоение эстетического уровня восприятия произведений художественной литературы, формирование адекватного возрасту читательского кругозора и воспитание интереса к чтению13.
1.2. «Литературное чтение» как учебный предмет
Литературное чтение является одной из основных дисциплин начального образования14. На уроках литературного чтения соблюдаются все направления процесса обучения младших школьников чтению. Учебный процесс по литературному чтению оснащен учебно-методическими комплектами (УМК), куда входят программа курса «Литературное чтение», учебная хрестоматия, или учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь для выполнения учащимися проверочных и творческих работ, методические указания для учителя по проведению уроков литературного чтения. В последнее время УМК все чаще оснащаются электронными приложениями и хрестоматиями для домашнего чтения15. Однако главным элементом УМК, безусловно, является учебник по литературному чтению. В нем сосредоточен учебный материал - специально отобранные и сгруппированные по определенным принципам тексты художественных произведений. Кроме учебного материала, в учебнике литературного чтения непременно присутствует методический аппарат, который помогает организовать учебно-воспитательный процесс на уроке литературного чтения: система условных обозначений, вопросы и задания к текстам, иллюстрации, дополнительный дидактический материал к текстам в виде тестов, пословиц и поговорок и т.д. В учебной хрестоматии по литературному чтению, как правило, имеются словарно-лексические материалы: часто они бывают сосредоточены в конце учебника в виде небольшого списка слов из текстов произведений с толкованием значения.
В современной начальной школе применяются несколько учебников по литературному чтению. Методическая наука, исследуя теорию и практику составления и применения учебников для уроков чтения в начальной школе, выявила некоторые общие подходы к их составлению.
Принципы группировки текстов – основного учебного материала уроков литературного чтения – одна из главных характеристик учебника. В методической науке выделяют несколько принципов структурирования текстов художественных произведений в учебнике для уроков чтения, например, тематический, при котором литературные произведения группируются вокруг традиционных тем детского чтения: «О Родине», «О детях», «О героях и подвигах», «О приключениях и волшебстве», «О животных и растениях». В учебных хрестоматиях тематические рубрики могут называться по-другому, отражая, однако, круг традиционного детского чтения. Так, в учебнике «Литературное чтение» О.В.Кубасовой он отражен в таких тематических рубриках: «Чудесное – рядом», «Жизнь дана на добрые дела», «Тайное становится явным», «Что такое хорошо и что такое плохо». Как правило, тематический принцип является ведущим в учебниках для учащихся 1-2 классов, например, в учебнике «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой для 2 класса УМК «Начальная школа XXI века»16 выделяются тематические рубрики «Читаем о Родине и родной природе», «О детях и для детей», «О братьях наших меньших (произведения о животных)» и другие. В учебниках же для 3-4 классов этого же УМК тексты художественных произведений сгруппированы уже по другому принципу.
Многие современные хрестоматии придерживаются традиционного сезонного принципа подачи материала: в соответствии с тем или иным реальным временем года учащиеся читают произведения об осени, или о зиме, или о весне. Конечно, эти произведения можно классифицировать и с тематической точки зрения: все они входят в более широкую тему традиционного круга детского чтения «О животных и растениях». Однако то, что они читаются в определенное время, когда учащиеся могут наблюдать сезонные изменения в природе, позволяет говорить именно о сезонном принципе подачи учебного материала по литературному чтению. Часто сезонные разделы называются строчками из произведений, которые включены в данный раздел, например, в учебнике «Литературное чтение: любимые страницы» для 3 класса О.В.Кубасовой они названы так: «Весна идет, весне дорогу!», «Снег летает и сверкает»; в учебнике «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой для 2 класса они называются «Уж небо осенью дышало…», «Снежок порхает, кружится…».
Литературоведческий принцип подачи художественных произведений предполагает их группировку в учебнике с жанрово-видовой точки зрения, например, «Сказки», «Поэтическая тетрадь», «Стихи о природе», «Былины», «Басни» и т.д. Данный принцип позволяет представить произведения одного жанра, часто разных авторов, дать некоторый теоретико-литературный комментарий к теме. Так, в учебниках «Литературное чтение» для 3 и 4 классов Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой (УМК «Начальная школа XXI века») в разделе «Басни» собраны произведения басенного жанра разных авторов, разных народов, разных времен: Эзопа, И.А.Крылова (3 класс), И.Хемницера, Л.Толстого, А.Измайлова, И.И.Дмитриева (4 класс). В разделах дано определение басенного жанра, типичных для басни языковых изобразительно-выразительных средств «ирония», «аллегория», «мораль»; краткие биографические сведения о писателях-баснописцах; небольшие списки слов с объяснением значений. Такой подход позволяет формировать у читателей младшего школьного возраста некое целостное впечатление о басенном жанре. Литературоведческий принцип обеспечивает формирование у читателей младшего школьного возраста представление о литературоведческих понятиях на практическом уровне, т.е. в связи с чтением произведений, которые иллюстрируют те или иные теоретико-литературные положения.
Монографический принцип структурирования учебного материала в учебниках для начальной школы не может быть выдержан в полной мере. Ведь он предполагает всестороннее рассмотрение творчества писателя: биографии, историко-культурного контекста его творчества, а главное, как можно более полное изучение его произведений. Всего этого достичь невозможно в условиях начальной школы: техника чтения учащихся еще не сформирована в полной мере, мал запас жизненных впечатлений, который, конечно, не соответствует историко-культурному контексту, относящемуся пусть даже не к очень далекому прошлому. Однако в последнее время все чаще в современных учебниках можно найти компактное расположение нескольких произведений одного писателя. Так составлены учебники «Литературное чтение» УМК «Начальная школа XXI века»» для 3-4 классов: в оглавлении учебника даже разделы названы именами писателей, например, «Викентий Викентьевич Вересаев», «Иван Алексеевич Бунин», «Самуил Яковлевич Маршак», «Алексей Максимович Горький» и т.д.
Чаще учебники по литературному чтению для современной начальной школы стремятся следовать описанным выше принципам, не придерживаясь какого-то одного. В самом распространенном в современной начальной школе учебнике литературного чтения УМК «Школа России» можно найти отражение почти всех указанных принципов структурирования учебного материла. Так, в учебниках для 1-2 классов преобладает тематическая и сезонная группировка текстов художественных произведений: «О братьях наших меньших», «И в шутку и всерьез», «Я и мои друзья» (1 класс), «Люблю природу русскую. Зима», «Люблю природу русскую. Весна», «И в шутку и всерьёз» (2 класс). Тематическая группировка текстов есть и в учебниках для 3-4 классов: «Люби живое», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (3 класс), «Делу время – потехе час», «Страна чудес», «Природа и мы» (4 класс). Однако в учебниках для 3-4 классов все же преобладает литературоведческий принцип подачи учебного материала с элементами монографического, разделы в них таковы: «Литературные сказки», «Великие русские писатели», «Зарубежная литература», «Поэтические тетради», «Люблю природу русскую. Зима», «Люблю природу русскую. Весна». Авторы-составители стремятся сформировать целостное впечатление о творчестве того или иного писателя, для чего внутри разделов группируются, как правило, по нескольку произведений одного автора: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина и других. В сквозном для учебников этого УМК для всех классов разделе «Поэтическая тетрадь», который явно тяготеет к литературоведческому принципу: в нем собраны художественные произведения одного – лирического – жанра, также преобладает пейзажная лирика русских поэтов, что позволяет считать его отчасти иллюстрацией сезонного принципа. Все эти разделы чередуются с тематическими разделами «Делу время – потехе час», «Страна детства», «Природа».
В современных учебниках для уроков литературного чтения не редко бывают сосредоточены специальные дидактические материалы для отработки технической стороны навыка чтения: артикуляции, дыхания, правильности и беглости чтения. В учебнике «Литературное чтение» для 2 класса УМК «Школа России» есть специальная рубрика «Разноцветные страницы», в которой помещены скороговорки, занимательные веселые стихи А.Шибаева, Г.Сапгира, И.Токмаковой, Ю.Могутина, М.Бородицкой, Д.Хармса, А.Прокофьева, И.Пивоваровой, Ю.Тувима и других. Этот дидактический материал снабжен заданиями для отработки навыка чтения: «Читай сначала медленно, потом быстрее», «Читай быстро», «Подготовься прочитать стихи с разной интонацией». Учебный материал данной рубрики равномерно распределен по всему учебнику, что позволяет систематически работать над навыком чтения младших школьников.
Много внимания формированию техники чтения уделяется в учебниках УМК «Гармония». На начальном этапе формирования навыка чтения автор-составитель учебника «Литературное чтение: любимые страницы» О.В.Кубасова выделяет специальные разделы «Учимся читать», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно», нацеливая учителя и учащихся на отработку отдельных сторон навыка чтения17. Упражнения на отработку техники чтения в этом УМК даны в учебниках для всех классов. Это упражнения разных типов, но оригинальны: они составлены к конкретным текстам художественных произведений, например, длинные слова и слова со стечением согласных их текста литературного произведения печатаются сначала по слогам, потом обычным способом: раз-ук-ра-шен-ный – разукрашенный, рас-сти-ла-ет-ся – расстилается. Группируются однокоренные слова, одно из которых потом встретится учащимся в тексте учебника, причем цепочка таких слов начинается с самого короткого слова, постепенно количество букв в слове увеличивается: говор – говорили – заговорили. Слова могут группироваться по одинаковому началу: страшно, страница, странник. Это упражнение предупреждает ошибки в окончании слов: учащихся часто прочитывают начало слова, а конец придумывают сами. Острота зрительного восприятия учащихся формируется с помощью упражнения, в котором группируются слова, отличающиеся одной буквой: купается – кутается; прибрал – пробрал, щенки-щепки, проникать – пронимать.
Воспитательная направленность дисциплины «Литературное чтение» обеспечивается в первую очередь отбором для учебников литературного чтения текстов художественных произведений. Наряду с широким спектром образовательных задач учебная дисциплина «Литературное чтение» призвана решать и воспитательные задачи – формировать у учащихся патриотические, нравственные, эстетические чувства. Произведения, включенные в учебники для уроков литературного чтения, должны в доступной для детей этого возраста форме отражать общечеловеческие ценности доброты, совести, уважения к старшим, любви к своей Родине. Воспитательный потенциал детской художественной литературы является предметом освоения на уроках литературного чтения. Этот критерий – воспитательный потенциал художественных произведений - является одним из самых значимых для теории и практики составления учебных хрестоматий во все времена существования школы. На соответствии учебных материалов – художественных произведений в учебнике литературного чтения - этому критерию настаивают документы ФГОС. Данное требование соблюдается в большинстве учебников для современной начальной школы. Так, тексты художественных произведений УМК «Школа России» отражают темы и проблемы, значимые для младших школьников: дружбы детей (Н.Булгаков «Анна, не грусти!»); взаимоотношений в семье (Ю.Ермолаев «Два пирожных», В.Осеева «Волшебное слово», «Почему?»); отношения к животным (Л.Толстой «Котёнок», М.Пришвин «Ребята и утята», рассказы В.Бианки) и другие.
Методический аппарат – важный структурный компонент учебника литературного чтения. Формирование навыков работы с текстом осуществляется во многом в ходе его чтения и анализа, которые организуются с помощью методического аппарата учебника – системы вопросов и заданий к тексту. Так, задания организуют учащихся на освоение всех видов текстовой информации: фактуальной, когнитивной, концептуальной. Этому способствует порядок вопросов и заданий к тексту. Оптимальным считается тот, который последовательно позволяет вычленять и усваивать виды текстовой информации. Особенно это важно для начального этапа обучения чтению. В учебнике для 2 класса УМК «Школа России»18 к рассказу Н.Носова «Затейники» вопросы и задания даны в такой последовательности: сначала идут конкретные вопросы («Как называли себя дети? В какую игру они играли? Кого изображали? Прочитай, как дети организовали игру»), потом идут вопросы для поиска когнитивной информации («Почему игра прервалась?»), в конце вопросы и задания на обобщающего характера («Что ты можешь сказать о ребятах?»).
Методический аппарат учебников нацеливает учащихся на формирование оценочных суждений о поведении героев, на осознание мотивов их поведения. На это направлены задания, предлагающие выразительное чтение текстов по ролям с учетом авторских реплик и ремарок, а также составление характеристик героев. Как правило, в методическом аппарате учебников имеются задания для вариативной интерпретации текстов художественных произведений: «Обсудите с другом. Почему мальчику было страшно взглянуть на маму? Что запомнил Дениска на всю жизнь?»19
В методическом аппарате учебников литературного чтения содержаться задания на планирование отдельных видов учебной и читательской деятельности в связи с чтением текстов художественных произведений: «Составь план своего рассказа», «Учимся понимать текст», «Как выучить стихотворение». Именно так построен методический аппарат учебников УМК «Школа России». В начале каждого раздела формулируются цели и задачи «Мы познакомимся», «Мы научимся», «Мы будем учиться». Все это способствует становлению мотивации предстоящей читательской деятельности учащихся как важного ее компонента. Часто наряду с указанием темы каждого раздела учащимся объявляется его воспитательная цель: «Мы познакомимся с произведениями о дружбе, узнаем, кого можно считать настоящим другом». Иногда в учебники вводятся сквозные персонажи, которые ведут предварительные диалоги на темы предстоящего чтения: об осени, о зиме, о весне, о детских журналах, о друзьях, об устном народном творчестве, и т.д. Диалоги сквозных персонажей имеются в учебниках «Литературное чтение» УМК «Школа России», «Литературное чтение» УМК «Перспектива»20 и некоторых других.
В целом методический аппарат учебников по литературному чтению, применяющихся сейчас в начальной школе, позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия, например, личностные: «Как ты относишься к ребятам?»; «Как ты относишься к мальчику?»; личностные и коммуникативные: «Расскажи, как каждый из героев проявил себя в путешествии. Кто из ребят тебе понравился?»; личностные и познавательные: «Почему был испорчен праздник? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?»; регулятивные: «Составь план и перескажи текст от имени девочки Нади». В обобщающих разделах «Проверь себя» даются задания, которые чаще формируют регулятивные универсальные учебные действия: «Прочитай вопросы. Они помогут тебе составить рассказ о творчестве В. Драгунского. Подтверди свои мысли примерами из текстов».
Чтение позволяет развивать психические свойства младших школьников. На уроках литературного чтения это происходит с помощью методического аппарата учебника, например, задания учебника помогают развитию памяти: «Вспомни, какие произведения Зощенко ты читал раньше», «Выучи одно из стихотворений наизусть»; мышления: «Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он оказался на самом деле?»; «Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?»; воображения: «Какую картину ты себе представил, прочитав стихотворение Лермонтова? Расскажи»; «Какие картины ты представил, прочитав это стихотворение?».
Наряду с подбором образцовых художественных произведений методический аппарат учебника «Литературное чтение» составляет его обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал.
Литературоведческая пропедевтика – относительно новый раздел в учебной дисциплине «Литературное чтение». Он предполагает практическое усвоение читателями младшего школьного возраста некоторого круга литературоведческих понятий, которые помогают учащимся успешнее формировать читательские компетенции – навыки чтения и анализа художественных произведений. В учебнике по литературному чтению УМК «Школа России» теоретические литературоведческие понятия размещены в контрольно-повторительных разделах «Проверим себя и оценим свои достижения». После чтения и анализа текстов художественных произведений какого-либо раздела даются, например, определения некоторых жанров (загадки, литературной сказки), дано определение юмористического произведения, проводится разграничение художественного и научно-популярного текста (2 класс). Получается, что на конкретном литературном материале с помощью повторительно-обобщающихся заданий младшие школьники практически овладевают некоторыми литературоведческими понятиями: «Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть присказка, зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки». Таким же образом введены понятия «ритм», «рифма», «эпитет», «сравнение» (3 класс).
Важной частью образовательного процесса по дисциплине «Литературное чтение» является словарно-лексическая работа в связи с чтением и анализом художественных произведений. Такая работа тоже осуществляется с помощью методического аппарата учебника, например, в учебнике УМК «Школа России» учащимся предлагается задания на выяснение значения того или иного слова, как правило, такое слово в тексте произведения выделяется цветной заливкой, а в конце учебника эти слова собраны в виде небольшого списка слов с толкованием значения. В основном это устаревшие и редкие в речи учащихся начальной школы слова: «схоронилась», «чулан», «сдобрили», «потчует», «караул», «вещий», «нега», «перлы», «тороватый», «искони», «околоток», «ботфорты», «гнедой», «патент». В учебнике «Литературное чтение: любимые страницы» УМК «Гармония» такие слова поданы на страницах учебника с помощью сносок к текстам художественных произведений, что позволяет воспитывать у учащихся навыки культурного читателя.
Для литературного развития младших школьников особенно важно уточнение их словаря, например, выяснение переносного значения слов в тексте художественного произведения. Такие задания тоже имеются в методическом аппарате современных учебников литературного чтения, например, в учебниках УМК «Школа России»: «Какое значение имеет слово «горячий» в словосочетании «горячий привет»?»; есть задания на сравнение прямого и переносного значений слов: «Одинаково ли значение слова «разбитая» в словосочетаниях «разбитая посуда», «разбитая дружба»?». Часто внимание учащихся обращается на образные слова и выражения, особенно при чтении поэтических произведений, которые насыщены эпитетами и сравнениями: «Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы? А как поэт создает образ пробуждающейся природы? Что необычного в ее изображении?»; «Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова «жаркая», «прихотливый», «золотые», «безбрежная», «огнедыщашие»? Почему Фет выбирает именно эти слова?»; «С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение?».
Формирование библиографической культуры – еще одно важное направление процесса обучения младших школьников чтению. Приоритетной целью обучения литературному чтению провозглашено формирование читательской компететности младших школьников, которая во многом определяется «знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания»21.
В учебном процессе современной начальной школы, к сожалению, не предусмотрены занятия и уроки внеклассного чтения, поэтому формирование знаний, умений и навыков общения с книгой происходит с помощью учебников по литературному чтению. Так, в учебниках по литературному чтению УМК «Перспектива» дается довольно большой объем понятий о книге: в учебнике 1 класса учащиеся работают вокруг понятий «библиотека», «каталог», «указатель», «службы книги». Во 2 классе они узнают о различных видах библиографической помощи: каталоги алфавитные и систематические, библиографическая карточка. В 3 классе отрабатывается умение писать отзыв о книге, а в 4 классе учатся писать аннотацию на книгу. Налицо усложнение усваиваемых понятий, усложнение заданий и актуализация новых личностных структур, что подтверждается все более сложными формируемыми умениями и навыками, которые отражают уровень сформированности читательской компетентности.
Систематическую работу с книгой планируется проводить по учебникам для уроков литературного чтения УМК «Гармония». В учебнике для 2 класса имеется специальный раздел «В мире книг», в котором иллюстративно воспроизводятся обложки, службы и элементы детских книг и предлагаются различные задания к ним, порой предполагающие выход учащихся за пределы учебника: «Прочитай название книги. Что можно узнать по ее обложке? 2. Познакомься с титульным листом книги. Что можно узнать об этой книге по титульному листу до чтения текста? Как ты думаешь, одно здесь произведение или несколько? Какие они? 3. Как можно быстро найти ответ на вопрос «Сколько в книге произведений?» 4. Познакомься с содержанием книги. Сколько в книге сказок? 5. Прочитай сказку из этой книги»22. В 3-4 классах автор этого учебника предусматривает планомерное использование детских книг на уроках литературного чтения23
Учебники УМК «Школа России» также ориентируют учащихся на общение с книгами. Так, ученики 3 класса получают некоторый объем сведений об истории книгопечатания на Руси, у них формируется представление о книге как величайшем достижении мировой и отечественной культуры. Это полезно с воспитательной и с познавательной точек зрения. На расширение образовательного пространства ребенка нацелены специальные разделы методического аппарата учебников: в конце учебников даются иллюстрированные обложки детских книг, рекомендательные списки под заглавием: «Советуем прочитать». Особенно много заданий, связанных с книгами, помещено в Рабочих тетрадях: «Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби животное»? Составьте с другом список книг»; «Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список»; «Каких писателей-сказочников других стран ты знаешь? Составь рассказ о творчестве одного из них»; «Найди в школьной библиотеке или в Интернете один из понравившихся тебе журналов. Обратись к содержанию журнала. Прочитай его рубрики. Какая рубрика вызвала у тебя интерес?»24.
1.3. Состав и структура программы по литературному чтению
Дисциплина «Литературное чтение» входит в образовательную область «Филология» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.25 Как предмет, входящий в данную предметную область, курс литературного чтения призван решать важные задачи, среди которых на первое место выходят следующие:
1. формирование метапредметного (общеучебного, общекультурного) навыка чтения и умений понимать текст, воспитание интереса к чтению и книге;
2. овладение навыками коммуникативной культуры, которая проявляется в речевых (устных и письменных) формах;
3. всестороннее эстетическое воспитание учащихся, которое проявляется в умении определять эстетическую ценность литературных произведений как
произведений особого вида искусства, а также в умении сравнивать разные виды искусства;
4. формирование нравственного сознания и эстетического вкуса учащихся начальной школы.
Данные задачи представлены в пояснительной записке «Примерной программы по литературному чтению».26
Составные части программы по литературному чтению следующие:
1. пояснительная записка, 2. основное содержание курса, 3. тематическое планирование, 4. планируемые результаты обучения младших школьников по дисциплине «Литературное чтение», которые опубликованы в отдельном издании27.
В пояснительной записке к программе по литературному чтению дается общая характеристика данного учебного предмета, указываются его цели и задачи, описываются основные разделы программы литературному чтению. В ней литературное чтение квалифицируется как один из основных предметов в системе начального образования, ведь он наряду с русским языком формирует функциональную грамотность: умения и навыки, формируемые на уроках литературного чтения, обеспечивают успешность обучения учащихся по другим предметам начальной школы. В связи с этим приоритетной целью обучения по литературному чтению провозглашено формирование у младших школьников читательской компетентности.
Основными разделами программы указаны следующие.
1. Раздел «Виды речевой деятельности», в котором описывается содержание видов речевой деятельности, формируемые на уроках литературного чтения в связи с работой над разными видами текстов: аудирования (слушания), чтения, говорения (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
2. Раздел «Круг детского чтения» определяет принципы содержательного отбора литературного чтения, чтобы он обеспечивал устойчивый интерес учащихся к чтению и книге на основе доступности, а также эстетической и нравственной ценности текстов художественных произведений.
3. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» очерчивает круг литературоведческих понятий для практического освоения младшими школьниками.
4. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» обеспечивает перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе освоения текстов литературной хрестоматии в самостоятельную продуктивную творческую деятельность, которая проявляется в различных формах интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа, создание собственного текста на основе прочитанного на уроке литературного чтения художественного произведения.
В структурной части программы «Содержание курса» подробно описываются содержание всех четырех разделов программы. Рассмотрим этот на примере раздела «Литературоведческая пропедевтика». В содержательной части программы специально уточняется, что формирование литературоведческих представлений происходит исключительно на практическом уровне, что видно уже из самого названия этого содержательного раздела: «Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)», а далее этот подход уточняется. Учащиеся должны получить общее представление о функционально-смысловых типах речи и композиционных особенностях соответствующих текстов; они должны уметь практически различать прозаическую и стихотворную речь. Младшие школьники должны научиться ориентироваться в литературных и историко-литературных понятиях, т.е. практически определять жанры читаемых произведений: сказка, рассказ, пьеса, стихотворение, басня и т.д. Освоение изобразительно-выразительных средств также происходит на практическом уровне: находить в тексте изобразительно-выразительные средства, например, синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения, а также определять их значение в художественной речи учащиеся могут с помощью и под руководством учителя.
В третьем разделе программы дается несколько вариантов тематического планирования. Всего представлено три варианта тематического планирования, в которых дано ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также представлена характеристика деятельности учащихся. Выбор варианта зависит от типа школы: первый вариант ориентирован на обучение в школах с русским (родным) языком обучения; второй вариант оставлен для школ с родным (нерусским) языком обучения; наконец, третий вариант тематического планирования предназначен для классов гуманитарной направленности, расширенным литературоведческим компонентом.
На основе примерной программы разрабатываются авторские программы различных учебно-методических комплектов по литературному чтению.