Совокупный спрос
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Совокупный спрос (AD) – объём товаров и услуг, который домашние хозяйства, фирмы, правительство и потребители за рубежом желали бы купить при каждом данном уровне цен.
Почему кривая AD имеет отрицательный наклон?
• Эффект богатства;
• Эффект процентной ставки;
• Эффект обменного курса.
Причины сдвигов кривой AD.
Совокупное предложение (AS) – общий объем товаров и услуг, который производят фирмы при каждом данном уровне цен.
Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Причины положительного наклона AS:
- теория «жесткости» цен;
- теория неверных представлений;
- теория «жесткости» заработной платы.
Причины сдвигов AS.
Инфляция – рост общего уровня цен.
Дефляция – падение общего уровня цен.
Инфляция измеряется на основе показателей:
- Индекс потребительских цен (ИПЦ);
- Индекс дефлятор ВВП;
- Базовая инфляция;
- Индекс цен производителей.
Темпы инфляции =
Дефлятор ВВП есть индекс цен на все произведенные товары и услуги.
Используется для расчета реального ВВП.
Дефлятор рассчитывается по типу индекса Пааше:
Здесь, Pit и Pio – цены i-го товара в текущем и базисном годах; Q it и Qio – количество благ в текущем и базисном годах.
Индекс потребительских цен (ИПЦ)
– показатель общей стоимости товаров и услуг, покупаемых типичным потребителем.
- является основным индикатором стоимости жизни населения.
Базовая инфляция - инфляция, которая измеряется на основе базового индекса потребительских цен (БИПЦ).
БИПЦ отличается от индекса потребительских цен (ИПЦ) тем, что при расчете БИПЦ исключаются изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер (плодоовощная продукция, топливо, отдельные услуги пассажирского транспорта, услуги связи, большинство жилищно-коммунальных услуг).
Такой индекс «очищен» от влияния факторов, не зависящих от действия ЦБ.
Индекс цен производителей (ИЦП).
В России ИЦП рассчитывается для промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции, строительной продукции и грузовых перевозок.
ИЦП используется:
- для анализа изменения цен на продукцию;
- прогнозирования состояния экономики;
- при составлении долгосрочных контрактов на покупку или продажу;
- при расчете дефлятора ВВП.
Гиперинфляция в Зимбабве
По данным официальной статистики инфляция в Зимбабве в 2008 году составила 231 150 889 %.
Согласно расчетам Steve H. Hanke инфляция составила 79 600 000 000 %.
Дефляция в Японии
Дефляция в Еврозоне
Опасность дефляции в снижении
экономической активности и росте долга.
Юм Дэвид автор эссе «О деньгах». (18 век)
• Количественная теория денег
• Классическая дихотомия.
• Нейтральность денег.
Издержки инфляции:
- издержки «стоптанных башмаков»;
- издержки «меню»;
- искажение относительных цен;
- издержки неожиданного поведения инфляции;
- произвольное перераспределение богатства;
- инфляционная спираль «зарплаты-цены» и др.
Каким должен быть оптимальный уровень инфляции?
Аргументы в пользу нулевого уровня инфляции:
• Нулевая инфляция – отсутствие издержек инфляции.
• Высокая инфляция оказывает негативное воздействие на экономический рост, т.к. искажает относительные цены и распределение ресурсов.
Каким должен быть оптимальный уровень инфляции?
• Аргументы против нулевого уровня инфляции:
- высокие издержки достижения нулевого уровня инфляции;
- недополученные доходы распределяются неравномерно;
- издержки инфляции не велики в условиях умеренного роста цен;
- снижение инфляции не означает увеличение реальных доходов;
- если целевые значения инфляции ниже 2%, возрастает риск дефляции (исследование МВФ);
- препятствие проведению корректировки.
• Вывод: оптимальный уровень инфляции 2-4 % (зависит от гибкости рынка труда).
• Таргетирование инфляции – комплекс мер, применяемых центральным банком в целях контроля над уровнем инфляции в стране.
• Режим таргетирования инфляции предполагает:
-стабильность цен признаётся главной целью ДКП;
-цель по инфляции объявляется публично;
-подотчетность;
-разъяснение общественности принимаемых ЦБ решений.
• Цель по инфляции Банка России на 2017 год – 4%.
• Преимущества политики таргетирования инфляции: повышение степени прозрачности и определённости.