Совладающее поведение. Особенности совладающего поведения у детей старшего дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ
Тема лекции: «Совладающее поведение. Особенности совладающего поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Вид лекции: учебная; текущая; объяснительная.
Цель: ознакомить студентов с понятием и видами совладающего поведения, с особенностями совладающего поведения старших дошкольников.
Структура и методическое содержание лекции:
I. Вводная часть – формулировка темы, значение и актуальность темы; план излагаемого на лекции материала (не более 5 мин.).
II. Основная часть – раскрытие основных вопросов лекции в соответствии с планом; работа с карточками; практическая работа с тестом; работа по группам с таблицей.
В основной части сочетаются словесный и практический методы, применяется наглядность (схема, таблица, карточки).
Содержание основной части следующее:
1. Личностное развитие старшего дошкольника.
2. Факторы формирования личности ребенка-дошкольника.
3. Понятие совладающего поведения (копинг-поведения).
4. Развитие совладающего поведения и психологических защит в онтогенезе.
5. Виды психологических защит и копинг-механизмов.
6. Практическая работа с тестом (определение собственного стиля копинг-поведения).
7. Работа в группах с таблицей «Особенности защитного поведения и копинга детей старшего дошкольного возраста».
III. Заключение – ответы на вопросы, методические указания к самостоятельной работе, ознакомление со списком литературы (5-7 мин.).
Наглядные дидактические материалы: схема, таблицы, карточки, бланки тестов, распечатки с планом лекции и со списками литературы.
Тема и план лекции, основные термины (стресс, совладающее поведение, копинг-поведение, психологические защиты) – выписаны в верхней части доски.
ХОД ЛЕКЦИИ:
(I. Вводная часть лекции).
Преподаватель: Тема сегодняшней лекции: «Совладающее поведение. Особенности совладающего поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Почему эта тема актуальна и значима для будущего психолога? Дошкольное детство – период целенаправленного развития базовых качеств личности, усвоения разнообразного опыта, интенсивного вхождения в социум и культуру. В это время у ребенка закладываются основы эмоциональной и познавательной сфер, более гибкими и разносторонними становятся отношения с людьми, формируются привязанности.
При преодолении сложных жизненных ситуаций ребенок учится использовать значительный арсенал активных (копинг, то есть «совладание») и пассивных (защитные психологические механизмы) стратегий. Это важнейшие формы адаптации детей к различным стрессовым ситуациям.
Итак, знание того, что же такое совладающее поведение, каковы особенности копинг-стратегий и психологических защит у детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно важно с практической точки зрения – для профилактики стрессов, снижении риска негативных последствий стресса.
План нашей работы сегодня:
1. Личностное развитие старшего дошкольника.
2. Факторы формирования личности ребенка-дошкольника.
3. Понятие совладающего поведения (копинг-поведения).
4. Развитие совладающего поведения и психологических защит в онтогенезе.
5. Виды психологических защит и копинг-механизмов.
6. Практическая работа с тестом (определение собственного стиля копинг-поведения).
7. Работа в группах с таблицей «Особенности защитного поведения и копинга детей старшего дошкольного возраста».
(II. Основная часть лекции).
1. Кратко рассмотрим, как же, какими путями развивается личность в дошкольном возрасте, какой «личностный портрет» характеризует старшего дошкольника.
Как подчеркивал Лев Семенович Выготский, на каждой стадии онтогенеза складываются определенные ситуации развития, которые определяют «…те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (Выготский, 2006, с. 14).
Считается, что личность формируется и развивается в социокультурной среде, в процессе совместной деятельности и общения.
Понятие «личностное развитие» используется в широком и узком значениях. В широком смысле оно обозначает весь процесс формирования личности, включая в себя духовно-нравственное развитие и воспитание, организацию познавательной деятельности. В узком значении это понятие обозначает процесс формирования у детей определенных свойств и качеств.
Попытку выразить целостный образ старшего дошкольника через совокупность индивидуально-своеобразных и социально ценных личностных качеств делает доктор педагогических наук Рутения Робертовна Денисова. Автор классифицирует эти качества в соответствии с тремя основными видами человеческой деятельности: познание, общение, рефлексия (схема-рисунок). Перечисленные качества – сильные стороны детской личности; такие качества желательны (Денисова, 2005, с. 84).
Рисунок-схема. Комплекс ценных личностных качеств старшего дошкольника (по Р.Р. Денисовой)
Кандидат психологических наук Алиса Имертовна Волкова экспериментальным путем выявила такие показатели оптимального личностного развития детей 5 – 7 лет:
• потребности или влечения к взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками;
• эмоциональная саморефлексия ребенком личностных проблем и рефлексия проблем взрослого;
• самоэффективность – осознание собственных действий в содействии взрослому и действий взрослого по отношению к себе;
• развитие и самоутверждение позиции «Я» по отношению к окружающему миру, развитие личности в процессе помощи другому человеку – в процессе деятельности (Волкова, 1998, с. 19).
В зависимости от степени развитости того или иного показателя, комплекса показателей можно сделать выводы об уровне личностного развития старшего дошкольника.
2. Нам чрезвычайно важно также знать: каковы факторы развития личности ребенка, что воздействует на формирующуюся личность положительно или, напротив, негативно. Приведем авторитетные мнения ведущих российских и зарубежных ученых.
Алексей Николаевич Леонтьев подчеркивал, что наибольшее влияние на формирование детской личности оказывают отношения между ребенком и значимыми для него взрослыми (Леонтьев, 2005).
По мнению Лидии Ильиничны Божович, наибольшее значение для развития детской личности имеют эмоциональные воздействия в рамках микросоциальных влияний (Божович, 2008, с. 154).
Согласно теории американской исследовательницы и психоаналитика Карен Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности: быть любимым, желанным и защищенным от враждебного мира. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально.
Американский психолог, один из создателей гуманистической психологии Карл Роджерс выделял основной аспект «Я-концепции» – потребность в позитивном внимании, потребность в любви, заботе и одобрении другими. Если ребенок не получает позитивного внимания (психологической поддержки), то это становится серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.
Американский психолог Генри Мюррей выделял позитивные проявления личности, так называемые потребности: в достижении, аффилиации (потребность в создании теплых и доверительных отношений), в защите, в опеке, в игре, в поддержке и понимании. Когда человек удовлетворяет потребность в поддержке и понимании, тогда он остается психологически здоровым. Если такого подкрепления нет, то потребность в поддержке заменяется на потребность в самоунижении или потребность в агрессии (Холл, Линдсей, 2008).
(Вопрос студентам): -Перечислите, пожалуйста, факторы, необходимые для развития личности ребенка-дошкольника.
(Примерные ответы: социальные отношения и общение между ребенком и взрослыми, ребенком и другими детьми; поддержка взрослыми чувства безопасности, любовь и принятие ребенка).
3. Переходим теперь собственно к ключевому понятию нашей лекции: это совладающее поведение.
Самые первые исследования в области изучения реакции человека на сложные жизненные обстоятельства были проведены в первой трети ХХ века в русле психоаналитической школы Зигмунда Фрейда. Реакции личности на сложные жизненные обстоятельства была подвергнута системному изучению в 1930-е годы младшей дочерью Фрейда, британским психоаналитиком Анной Фрейд. Ею была разработана концепция психологических защит. Механизмы защиты здесь характеризуются как симптомы, имеющие вид автоматических и ригидных реакций. Они функционируют, не согласуясь с сознанием (Фрейд, 2008, с. 24).
Позднее, в 1970-е годы Роберт Плутчик разработал теорию, согласно которой механизмы психологической защиты являются производными эмоций, а эмоции – базисными средствами адаптации.
Изучение психологических защитных механизмов во второй половине ХХ века связано с проблемным полем понятия «стресс». По мнению канадского ученого Ганса Селье, стресс как «общий адаптационный синдром», состоит из следующих компонентов:
1. Реакция тревоги – первая в ответ на стрессор; сопровождается физиологическими изменениями и мобилизацией защитных сил организма.
2. Стадия адаптации – относительное приспособление организма к неблагоприятным условиям.
3. Истощение – оно наступает, если стрессор не прекращает своего действия. Возможен очень тяжелый срыв адаптации и смерть (Селье, 1960).
Американский психолог Ричард Лазарус считал, что в ответ на внешний стимул стрессовая реакция возникает не всегда и зависит от оценки ситуации и своих ресурсов самим индивидом. По Лазарусу, «эмоциональный стресс» возникает не как безусловная реакция, а только в том случае, если ситуация оценивается как угрожающая, бросающая вызов, причиняющая вред, а сам индивид оценивает свои ресурсы преодоления ситуации как недостаточные. Концепция Лазаруса была названа «когнитивной теорией стресса» (Лазарус, 1970).
Стресс как процесс предполагает усилия человека по его преодолению, попытку совладания с ним. Английское слово «coping» – производное слово от глагола «to cope», который переводится как «совладать, справиться, выдержать». В российской психологии на равных применяются: калька английского «копинг», а также термин «совладание».
Понятие «копинг-поведение» используется для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы.
Сущность копинга Лазарус определял следующим образом: «Копинг – это когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности» (Абабков, 2004, с. 7). Копинг рассматривается как «буфер» между стрессом и его последствиями.
Известные российские исследовательницы детского копинг-поведения Ирина Михайловна Никольская и Рада Михайловна Грановская полагают, что понятия психологической защиты и копинг-поведения функционально близки. Ведь организм человека реагирует на стрессоры либо автоматическими адаптивными реакциями (психологические защитные механизмы), либо адаптивными целенаправленными и потенциально осознанными действиями (поведение совладания). Основным отличием защитных механизмов от копинга является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых. Важна отмеченная авторами возможность обучения совладанию; в процессе такого обучения человек овладевает последовательностью действий, смягчающих реакцию на стресс (Никольская, 2010, с. 71).
(Задание с карточками): -Выстройте правильную последовательность психических процессов (карточки даются в любой последовательности):
а) при стрессе (карточки с названиями: «Реакция тревоги», «Стадия адаптации», «Истощение»);
б) при совладающем поведении (карточки: «Стресс», «Копинг-поведение», «Последствия стресса»).
(Студенты определяют правильную последовательность карточек).
4. Вопрос о том, как же развивается совладающее поведение в онтогенезе, является весьма непростым и пока не имеет однозначного решения.
Никольская и Грановская считают, что детская система психологических защит первоначально проявляется на уровне двигательных и поведенческих реакций, при участии элементарных психических функций. Эти автоматические изменения поведения помогают ребенку приспособиться к новой жизненной ситуации. И лишь позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие, в первую очередь, психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде за счет внутренних изменений – трансформации внутренней картины мира и образа самого себя (Никольская, 2010).
Эдвардом Скиннером и Мелани Циммер-Гембек выявлены три основных «скачка» в онтогенезе копинг-поведения:
1) в период между 18 и 24 месяцами. До этого реакции детей имеют нерегулируемый характер (копинг осуществляется родителями или другими лицами). В этот период дети учатся контролировать свое поведение;
2) между 5 и 7 годами. В это время происходят значительные изменения в познавательных процессах, эмоциях, самопонимании детей; возрастает интеграция между регуляторными подсистемами;
3) в возрасте 10 – 12 лет. Изменяются отношения с внешним миром, способ осмысления себя, происходят значительные физиологические изменения, возрастает область получения социальной поддержки.
Далее можно выделить точки: 14 – 16 лет (возрастает роль самоидентификации и автономии) и 20 – 22 года (изменение социального статуса, социальных отношений). Возрастает роль когнитивной и эмоциональной регуляции, в результате чего юноши и девушки начинают управлять стрессовыми реакциями, учитывать последствия своих действий, видеть будущие цели, структурировать свое окружение и др. (Skinner, 2010).
Лонгитюдное исследование профессора Гарвардского университета Джорджа Вейлланта показало, что процессы созревания копинга стабилизируются в ранней взрослости (20 – 35 лет) и далее практически не меняются (Крюкова, 2005).
(Вопросы студентам):
-Назовите возрастные периоды, наиболее значимые для становления копинг-поведения.
-В каком возрасте, согласно Джорджу Вейлланту, стабилизируется копинг-поведение и далее практически не меняется?
5. Какие же существуют виды психологических защит и копинг-стратегий?
(Параллельно идет запись студентами на доске в столбики классификаций защит и копингов, о которых говорит преподаватель).
Анна Фрейд к основным механизмам психической защиты относит 7: вытеснение, отрицание, проекцию, реактивные образования, истерию, обсессивно-компульсивное поведение и сублимацию (Фрейд, 2008).
(Вызванный студент записывает 7 видов защит, по А. Фрейд, на доске).
Российские психологи различают реакции активного и пассивного протеста ребенка в ответ на психологически трудные обстоятельства. «К типичным детским защитным реакциям (внешне наблюдаемым, регистрируемым бессознательным поведенческим паттернам) относят: отказ (пассивный протест), оппозицию (активный протест), имитацию, компенсацию и эмансипацию», – отмечают Никольская и Грановская (Никольская, 2010, с. 45).
(Заполняется второй столбик на доске с 5 видами по Никольской и Грановской).
Кандидат психологических наук Эльмира Эдуардовна Ульянова в своем исследовании установила наиболее часто встречающиеся формы психологических защит у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это 11 форм: 1) отказ; 2) оппозиция; 3) имитация; 4) компенсация; 5) эмансипация; 6) замещение; 7) вытеснение; 8) сновидение; 9) отчуждение (изоляция); 10) сублимация; 11) регрессия (Ульянова, 2005).
(Запись столбика с защитами по Ульяновой).
(Задание студентам): -Давайте посмотрим, какие виды психологических защит перечисляют различные авторы. Найдем общее в трех классификациях (стрелками связываются совпадающие названия защит).
6. Разнообразные предпочитаемые элементы совладания, объединяясь, образуют несколько устойчивых видов копинг-поведения. У каждого человека складывается индивидуальный копинг-стиль. Базовыми же стилями совладающего поведения, согласно исследованию Эндлера и Зейднера, являются три:
1) проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы – обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации, самостоятельный анализ случившегося;
2) эмоционально-ориентированный стиль – человек погружается в собственные переживания, вовлекает других в свои переживания, обвиняет себя;
3) избегание – уход от проблемы, попытки не думать о проблеме вообще, забыться, компенсировать отрицательные эмоции едой, растворить неприятности в алкоголе; «спрятаться за спиной» тех, кто гарантирует социальную поддержку (Endler, 1996).
(Практическая работа с тестом). -Каждому интересно узнать, какой у него сложился стиль поведения. Я раздаю вам тестовую методику «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Тестовая методика дана в Приложении 1) (Фетискин, 2002, с. 233-234).
Инструкция: «В методике приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации и поставьте соответствующую цифру в бланке ответов:
никогда – 1
редко – 2
иногда – 3
чаще всего – 4
очень часто – 5».
(Студенты и преподаватель, каждый в своих бланках, отвечают на вопросы теста).
(Показ обработки результатов): -Результаты обрабатываются в соответствии с ключом (объясняет на конкретном примере).
(Студенты делают обработку и выводы по тесту).
Преподаватель: Итак, вы получили результат – знание вашего стиля копинг-поведения. Поднимите руки, у кого копинг – ориентированный на решение задач? на эмоции? на избегание? на отвлечение?
(Так как преподаватель тоже работал с тестом, он поднимает руку с одной из групп студентов).
7. Вернемся к совладающему поведению детей.
Особенности защитного поведения и копинга старших дошкольников, обобщенные Эльмирой Эдуардовной Ульяновой, приведены в Таблице (Ульянова, 2007).
(Работа с таблицей – Таблица дана в Приложении 2).
(Задание студентам): -Разделимся на 3 группы. 1-я группа рассматривает и обсуждает защиты №№ 1-4 по Таблице; 2-я группа – защиты №№ 5-8; 3-я группа – защиты №№ 9-11. По результатам изучения и обсуждения каждая группа представляет различные формы защиты.
(3 группы рассказывают об изученных формах защиты).
(Преподаватель): -Я называю форму защиты, а вы – стратегию продуктивного копинга для нее!
Итак: отказ ….
оппозиция…
имитация….
компенсация….
замещение…
вытеснение….
отчуждение….
(Студенты называют продуктивные копинги в соответствии с Таблицей).
(Преподаватель подводит итоги работы): Лучше всех работала группа… Положительные моменты были следующими …. Недостатки работы других групп… (перечисляет).
Активнее всех работали …. (перечисляет имена студентов).
III. Заключение.
(Преподаватель): Итак, психологическую защиту и копинг-поведение рассматривают как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации. Копинг-стратегии (стратегии совладающего поведения) следует понимать как сознательные действия, поведение субъекта, адекватное ситуации и его личностным особенностям, направленное на разрешение стрессовой ситуации или приспособление к ним. Хотя относительно развития копинг-стратегий в онтогенезе получены противоречивые данные, можно сказать, что основные изменения в копинг-поведении связаны с процессами когнитивного, эмоционального, личностного развития детей.
(Вопросы и задания студентам): -Перечислим термины сегодняшней лекции (перечисляют).
-В чем смысл и значение совладающего поведения?
-Чем отличаются защитные механизмы и копинг-поведение?
-Какие вы знаете стили копинг-поведения?
-Как развивается копинг-поведение в онтогенезе?
-Какие виды психологических защит чаще всего используются в старшем дошкольном возрасте?
(Преподаватель): Я раздаю вам списки основной и дополнительной литературы.
На семинаре будут рассмотрены основные положения трудов из Списка основной литературы.
К семинару необходимо сделать конспекты статей из Списка основной литературы: Л.И. Анцыферовой, А.Н. Гарбера, Э.Э. Ульянова.
Список основной литературы
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3-16.
2. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск, 2015. – С. 17-19.
3. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Авантитул, 2004. – 344 с.
4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.
5. Сорокина A.B., Михайлова Н.Ф. Копинг-стиль ребенка и факторы, влияющие на его формирование. – СПб.: Речь, 2010. – 60 с.
6. Ульянова Э.Э. Особенности психологических защит и копинг-поведения у детей дошкольников // Управление качеством профессионального образования: от проблемы к системе: Материалы Межд. науч.-практ. конф. – Казань, 2005. – С. 17-19.
Список дополнительной литературы
1. Денисова Р.Р. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада: теоретический аспект: монография. – М.: Прометей, 2005. – 120 с.
2. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: Детство-пресс, 1999.
3. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.
4. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Талант, 1996. – 144 с. (http://www.twirpx.com/file/59380/).
5. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – С. 67-83.
6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 500 с. (Тесты на копинг-поведение).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕКСТА ЛЕКЦИИ
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
3. Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия развивающего взаимодействия: Автореф. дис. …. канд. психол. наук: 19.00.07. – М.. 1998. – 24 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224 с.
5. Денисова Р.Р. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада: теоретический аспект: монография. – М.: Прометей, 2005. – 120 с.
6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. – М., 2005. – 42 с.
7. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.
8. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка как процесс усвоения человеческого опыта // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Сост. Г.В. Бурменская. – М.: МПСИ, 2005. – С. 82-91.
9. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2010. – С. 71. Всего 352 с.
10. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медгиз, 1960. – 254 с.
11. Ульянова Э.Э. Особенности психологических защит и копинг-поведения у детей дошкольников // Управление качеством профессионального образования: от проблемы к системе: Материалы Межд. науч.-практ. конф. – Казань, 2005. – С. 17-19.
12. Ульянова Э.Э. Формирование эмоциональной составляющей поведения детей 4-6 лет в микрострессовых ситуациях в ДОУ: на основе копинг-стратегий: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – Казань, 2007. – 200 с.
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 233-234.
14. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. – М.: ACT, 2008. – 160 с.
15. Холл К., Линдсей Г. Теории личности / Пер. И. Гриншпун. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 720 с.
16. Endler N.S., Zeidner M. Handbook of Coping. – N.-Y., 1996. – Р. 505-531. 728 с.
17. Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. Perceived control, coping, and development // Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping / Ed.: S. Folkman. – Oxford, Great Britain: Oxford University Press, 2010. – P. 35-59.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
(С.Н.Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер;
адаптированный вариант Т.А. Крюковой)
Назначение теста
Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.
Шкалы: копинг-стратегии - решение задачи, эмоции, избегание, отвлечение, социальное отвлечение.
Инструкция к тесту
Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации и поставьте соответствующую цифру в бланке ответов:
никогда – 1
редко – 2
иногда – 3
чаще всего – 4
очень часто - 5
Тест
1. Стараюсь тщательно распределить свое время.
2. Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
4. Стараюсь быть на людях.
5. Виню себя за нерешительность.
6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
7. Погружаюсь в свою боль и страдания.
8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.
10. Думаю о том, что для меня самое главное.
11. Стараюсь больше спать.
12. Балую себя любимой едой.
13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
14. Испытываю нервное напряжение.
15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
16. Говорю себе, что это происходит не со мной.
17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
19. Испытываю эмоциональный шок.
20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.
21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.
22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
23. Иду на вечеринку.
24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.
25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
29. Иду в гости к другу.
30. Беспокоюсь о том, что я буду делать
31. Провожу время с дорогим человеком.
32. Иду на прогулку.
33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
37. Звоню другу.
38. Испытываю раздражение.
39. Решаю, что теперь важнее всего делать.
40. Смотрю кинофильм.
41. Контролирую ситуацию.
42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
45. Отыгрываюсь на других.
46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
48. Смотрю телевизор.
Обработка и интерпретация результатов теста
При обработке результатов суммируются баллы, поставленные испытуемыми с учетом приведенного ниже ключ.
Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.
Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения).
Приложение 2
Особенности защитного поведения и копинга детей старшего дошкольного возраста (по исследованию Э.Э. Ульяновой) (Ульянова, 2007)
Стрессор
Отклонения
в поведении
Форма защиты
Продуктивный копинг
Частое отрицательное эмоциональное состояние. Невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защите. Семейные конфликты.
Отстранение от общения, отказ пищи, отказ от игр, уходы из дома, плач, неподвижность, заторможенность, стремление к одиночеству.
Отказ.
Телесный контакт, отношения привязанности (обнимаю, прижимаю), внешняя речь (говорю сам с собой), уход от общения, подавление или вытеснение (стараюсь забыть). Комплексы копинг-стратегий (детская работа, совместные занятия, развлечения, физические нагрузки).
Снижение внимания со стороны близких, обида, неудовлетворение капризов, просьб.
Разрушительные действия, общее двигательное возбуждение (бью, ломаю, швыряю, кричу и т. п.), злонамеренные поступки (дразню, дерусь и т. п.).
Оппозиция.
Приятные, отвлекающие занятия, комплексы копинг-стратегий.
Отвержение детей родителями
Подражание кому-либо, создание кумиров
Имитация.
Обнимаю, рисую, глажу, играю (телесный контакт, детская работа, физические нагрузки, детские развлечения).
Разочарование детей в своих способностях, состояние тревожности, беспомощности, отсутствие авторитета среди сверстников (отсутствие чувства безопасности).
Сверхпослушание, жалость к себе (плачу, грущу, молюсь), враждебность к тому, кто отвергает ребенка, стремление к властвованию, соревнование.
Компенсация.
Отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на успешные действия (стараюсь забыть, оставаться спокойным), стратегия телесного контакта (обнимаю, прижимаю), беседа, обсуждение.
Необоснованные претензии, чрезмерные требования взрослых, «все нельзя».
Грубость в отношении взрослых, приниженная подчиненность, борьба ребенка за самоутверждение, свободу и имущественные права, вербальная и физическая агрессия против другого человека.
Эмансипация.
Стратегии: прошу прощения, говорю правду, стараюсь расслабиться, оставаться спокойным, гуляю, смотрю телевизор, слушаю музыку и др.
Агрессия взрослых по отношению к ребенку, груз многочисленных эмоций.
Смещение агрессии (ребенок разрешает игрушке быть жестокой), агрессия по отношению к тому, кто меньше и слабее ребенка.
Замещение.
Рассказ ребенка, беседа с ним, стратегии: рисую, смотрю телевизор, мечтаю, молюсь.
Бестактность взрослых, собственные физические аномалии ребенка (тучность и т. п.).
Детская лживость, непрорисовывание каких-либо частей фигуры при рисовании.
Вытеснение.
Стратегии: мечтаю, смотрю телевизор, гуляю, играю.
Тревожащие ребенка проблемы, страхи (глобальные, семейные, соседские, со сверстниками).
Кошмарные сновидения, сны с угрожающими существами, беспокойные сны
Сновидения.
Комплексы копинг-стратегий.
Холодность в отношении между родителями, недостаток душевной теплоты.
Ребенок не вступает в контакт ни с матерью, ни с отцом.
Отчуждение (изоляция).
Беседы родителей с ребенком, общение, совместные занятия со взрослыми и с другими детьми, личностное обучение.
Конфликты со сверстниками, неуверенность в себе.
Вытеснение детского сексуального любопытства.
Сублимация.
Физические нагрузки, совместные занятия, развлечения (стратегии бегаю, играю, гуляю, рисую и т. д.).
Недостаток внимания родителей или воспитателей к ребенку, рождение младшего братишки или сестренки.
Капризы ребенка, ребенок подделывается под младшего братишку – сестренку, мечтает о несбыточных успехах, уходит в болезнь.
Регрессия.
Комплексы копинг-стратегий.