Советское государственное строительство, общественно-политическая и культурная жизнь (20-30-е гг.)
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 6.
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ (20-30-е ГГ.)
6.1 Национально-государственное строительство
К началу 20-х гг. сложились необходимые предпосылки для объединения возникших на территории бывшей Российской империи советских государственных образований в союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов в Москве, где присутствовали делегации РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР (Азербайджан, Армения, Грузия), утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Казахстан вошёл в Союз через Российскую Федерацию, ему обеспечивалось представительство во ВЦИК и ЦИК СССР. Советский Союз - первое многонациональное федеративное государство, построенное на принципах равноправия и добровольности, отстаиваемых В.И.Лениным. 31 января 1924г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, разграничившую полномочия центра и союзных республик. Состоявшийся в январе 1924г. IV съезд Советов КАССР обсудил проект Конституции республики, утверждённый после доработки 18 февраля 1926г. сессией ЦИК КАССР. Конституция определяла взаимоотношения республиканских и общефедеративных органов. Республика, будучи автономией РСФСР, могла вносить представления во ВЦИК о необходимости изменений и дополнений актов РСФСР и даже их неприемлемости. В апреле 1924г. учреждено Кирпредство (представительство КАССР), выражавшее интересы республики в органах РСФСР, а затем и СССР. Казахстан участвовал в международно-правовых отношениях РСФСР и СССР.
В начале 20-х гг. в Средней Азии существовали Туркестанская ССР в составе РСФСР, Хорезмская и Бухарская советские социалистические республики, границы которых не совпадали с этнографическими границами проживавших в них народов, что препятствовало национальной консолидации. В январе 1921г. решение о желательности присоединения казахских районов Туркестана к КАССР вынес съезд казахской и киргизской бедноты Туркреспублики в Аулие-Ате. Было целесообразно провести национально-государственное размежевание Средней Азии, т.е. создание на её территории новых, национально однородных государственных образований.
Необходимость размежевания отвергали деятели, испытывавшие влияние тюркизма: Т.Рыскулов ещё в 1920г. выдвигал идею «Тюркской Советской Республики», «где самоопределяющимся народом коренным считается тюркский народ», в 1924г. С.Ходжанов заявлял, что «тюркские племена составляют единый тюркоязычный народ», который «не следует искусственно разрывать». Большинство советского и партийного руководства среднеазиатских республик высказалось за размежевание. В сентябре 1924г. сессия ЦИК Туркестана, Всебухарский и Всехорезмский курултаи приняли решения о размежевании. 27 октября сессия ЦИК СССР санкционировала эти постановления, утвердив образование Узбекской и Туркменской ССР, Таджикской АССР, Кара-Киргизской АО. К Казахстану отошли значительная часть Сырдарьинской и Джетысуйской (Семиреченской) областей, часть Самаркандской области. С февраля 1925 по июль 1930г. в КАССР входила Каракалпакская АО.
Размежевание имело огромное значение для Казахстана:
1) завершено в основном объединение казахского народа в одной республике;
2) её территория увеличена на 1/3 (почти на 700 тыс. кв. км) и составила 2,7 млн. кв. км, а население - на 1 932 214 чел. (без Каракалпакии) и достигло (по переписи 1926г.) 6 229,9 тыс. чел. (доля казахов 57,2 %) ;
3) вырос хозяйственный потенциал Казахстана за счёт присоединения территории с большим поголовьем скота, посевными площадями зерновых и хлопка, ирригационной сетью, запасами полезных ископаемых.
Т.к. Оренбург находился далеко от основной массы казахского населения, в феврале 1925г. Президиум КЦИК принял решение о переносе столицы в Ак-Мечеть (Кзыл-Орду). В апреле районы Оренбургской губернии с преобладанием русских выделены из КАССР. Состоявшийся в новой столице V съезд Советов республики 18 апреля принял постановление о восстановлении исторически верного имени народа: «впредь именовать киргиз казаками». Киргизская АССР переименована в Казакскую (5 февраля 1936г. утверждены наименования «казахи», «Казахстан»). В мае 1929г. столица перенесена в Алма-Ату (до марта 1921г. - Верный). По административно-территориальному районированию 1928г. упразднены губернии, уезды, волости, образованы округа и районы. В 1930г. ликвидированы округа, но одного районного звена оказалось недостаточно. В феврале 1932г. сессия КазЦИК вынесла решение о создании 6 областей; к концу 30-х гг. их было уже 14.
5 декабря 1936г. VIII Всесоюзный съезд Советов принял вторую Конституцию СССР, в соответствии с которой КазАССР преобразована в союзную республику - Казахскую ССР, ставшую теперь непосредственным субъектом союзного государства – СССР - и приобретшую формально-юридические признаки суверенной республики. 26 марта 1937г. Х съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию КазССР. Высшим органом власти объявлен избираемый на 4 года Верховный Совет, образующий правительство - СНК (с 1946г. - Совет Министров). Однако в 30-е гг. возобладали бюрократический подход к проблемам национально-государственного устройства, недооценка национального вопроса, обусловленные крайней централизацией управления, проявлявшейся в непомерном расширении полномочий Союза и существенном сужении прав союзных республик, что вело к фактическому унитаризму. Вместе с тем повышение конституционно-правового статуса государственности Казахстана, развивавшегося под защитой и покровительством Советского Союза, благоприятно отразилось на последующей истории республики.
6.2 Общественно-политическая ситуация
После гражданской войны встала задача перестройки системы диктатуры пролетариата, понимаемой как государство переходного периода к социалистическому обществу, устранению эксплуатации, уничтожению классов, подготавливающей условия для отмирания государства и достижения «истинного демократизма, т.е. равенства и свободы», рассматриваемой как демократия большинства, как союз рабочих и непролетарских слоёв трудящихся, предполагающий широту участия масс в управлении. В мирное время её насильственная функция (подавление угнетательских классов) сужается, на первый план выдвинуты организационная и культурно-воспитательная задачи. Государственная форма диктатуры пролетариата –Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Выборы были многостепенные: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего Совета, а сельские (аульные) и городские Советы выбирались непосредственно избирателями. Нормы представительства на съезды Советов от городов и фабрично-заводских посёлков выше, чем от сельской местности, чтобы обеспечить «более широкое участие рабочего класса в управлении».
Избирательного права лишались лица, использовавшие наёмный труд или жившие на нетрудовые доходы, монахи и церковнослужители, бывшие полицейские и жандармы. Для привлечения трудящихся к управлению, преодоления бюрократизма госаппарата выдвинута задача «оживления» Советов, расширены их функции. Подчёркивалось, что в казахских районах советские органы должны состоять «из местных людей, знающих быт, нравы, обычаи, язык…населения». В 1921г. увеличены нормы представительства в Советах, создаваемых в аулах и сёлах, из расчёта 1 депутат на 50 жителей. Вместе с тем укрепление экономических позиций баев и кулаков, в зависимости от которых находилась часть крестьян, способствовало их влиянию в ряде Советов.
Утверждение в СССР однопартийной системы обусловлено не только непримиримостью большевиков и их политических оппонентов. Тогда она обеспечила политическую стабильность, необходимую для успешных экономических реформ, в проведении которых большевики добились внушительных результатов, дав миллионам людей надежду на лучшую жизнь. Народ, умудрённый опытом гражданской войны, испытавший разочарование в партиях (в т.ч. «Алаш») и их вождях, не желал новых политических схваток. С переходом к нэпу Центральный Комитет РКП(б) провозгласил курс на разграничение полномочий партии и госорганов, пытаясь избежать командно-директивных методов их взаимодействия. Но в среде партийного руководства (в частности, у И.В.Сталина, занимавшего с 1922г. скромный поначалу пост генерального секретаря ЦК) назревает идея об абсолютизации роли партии в создании нового общества, что вело к упрочению позиций партаппарата, постепенно прибиравшего власть в свои руки, принижению роли масс, ограничению самоуправления. В Казахстане единая парторганизация оформилась не сразу: в апреле 1920г. создано Кироблбюро РКП(б), в июне 1921г. – Киробком, преобразованный в феврале 1925г. в краевой комитет -Казкрайком РКП(б) (в декабре 1925г. РКП(б) переименована во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков).
В годы нэпа заметную роль играли общественные объединения. В январе 1921г. образовано Киргизское бюро ВЦСПС (Всероссийского центрального совета профсоюзов). В июле 1921г. состоялся 1-й съезд комсомола Казахстана, избран областной комитет РКСМ (Российского коммунистического союза молодёжи). Возникли организации трудового крестьянства и батрачества - союзы Кошчи (1921), Жарлы (1924), Рабземлес (профсоюз работников земли и леса), крестьянские общества взаимопомощи. Ограничены функции органов госбезопасности; ВЧК преобразована в ГПУ (Государственное политическое управление). Судебные органы реорганизованы согласно «Положению о судоустройстве РСФСР» 1922г. Правосудие осуществляли: народный – губернский - верховный суд (с казахстанским отделением). Введены институты прокуратуры и адвокатуры. В аулах некоторое время ещё действовали «аксакальские суды», суды биев и казиев. Упорядочена система законодательства: в 1922г. утверждены Уголовный кодекс, Кодекс законов о труде, Кодекс законов о земле, Кодекс гражданских законов РСФСР, действие которых распространено на КАССР с дополнениями, учитывавшими особенности быта, традиций, образа жизни казахов. В законодательстве отражено стремление государства, едва оправившегося от тяжёлых потрясений, улучшить положение трудящихся. В 1920-1921гг. официально отменены консервативные институты адата: кун, калым, аменгерство, многожёнство, барымта, но сохранились нормы обычного права, не противоречащие принципам Советской власти. Раскрепощение (эмансипация) женщин способствовала их вовлечению в общественную жизнь. Отход от старых стереотипов поведения затруднялся не изжитыми ещё патриархально-бытовыми отношениями, низким уровнем правовой культуры. Использовались специфические формы политико-воспитательной работы: красный караван, красные юрты. В 1921-1923 гг. повышен статус казахского языка: на территории республики казахский и русский языки употребляются на равных началах, решения госучреждений издаются на двух языках, казахский язык вводится в делопроизводство. По Конституции 1926г. казахский и русский языки объявлены государственными. Проводилась политика коренизации, т.е. вовлечение казахов в деятельность госаппарата и его приближение к массам. К работе в органах просвещения, науки, печати, книгоиздания, здравоохранения, а какое-то время и в органах власти привлекались политические оппоненты большевиков - алашевцы (так, А.Байтурсынов был председателем Наркомпроса республики, членом ВЦИК, КЦИК и т.д.).
Решая задачу перехода казахов к социализму, минуя капиталистическую стадию, выступая за уничтожение фактического неравенства и выравнивание линии их развития с др. народами, советское руководство на первых порах придерживалось ленинских установок, ориентированных на особую чуткость к национальным чувствам и традициям, правильное видоизменение, приспособление принципов Советской власти к «национально-государственным различиям», учёт исторического своеобразия, требующего «посредствующих звеньев», «определённых ступеней развития», «более медленного, более осторожного» продвижения к социализму.
После смерти В.И.Ленина (21 января 1924г.) началась внутрипартийная борьба за лидерство, отражавшая различное понимание методов социалистического строительства. Со временем в ней возвысился И.В.Сталин. В декабре 1925г. XIV съезд ВКП(б), закрепивший курс на построение социализма в одной отдельно взятой стране, осудил «новую оппозицию» (Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев), но позже Сталин воспользовался идеями «троцкистско-зиновьевской оппозиции» для разгрома т.н. «правого уклона» (Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, М.П.Томский), отстаивавшего продолжение нэпа, сохранение и укрепление социального мира. Сталинская «революция сверху», осуществляемая посредством форсирования («большого скачка») и административных методов, базировалась не только на желании Сталина «отбросить нэп к чёрту», но и на необходимости в кратчайшие сроки преодолеть качественное отставание от Запада, обеспечить экономическую независимость СССР в обстановке враждебного окружения, создать мощный военно-промышленный потенциал.
Стремление «подхлестнуть клячу истории» было заманчиво для многих слоёв общества, находило отклик у немалой части партийных функционеров, среди которых – 1-ый секретарь Казкрайкома ВКП(б) в 1925 - 1933гг. Ф.И. Голощёкин, инициатор «Малого Октября», своего рода «новой революции», затрагивающей аул (основные направления этого курса одобрены Сталиным). На 5-й краевой партконференции (декабрь 1925г.) выдвинут лозунг «советизации аула», предполагавший обострение классовой борьбы, очищение Советов от «классово чуждых элементов», ускоренное создание аульных партячеек, что приводило на практике к возникновению прослойки «лжеактивистов». С целью ликвидации «экономического засилья байства» в 1926г. начато перераспределение сенокосных и пахотных угодий, в 1928г. издан декрет о конфискации скота, имущества и выселении крупных баев. С 1929г. проводилась форсированная коллективизация, с 1930г. – переход к сплошной оседлости. Деятели, встретившие «Малый Октябрь» в штыки (Т.Рыскулов, С.Садвакасов, Ж.Мынбаев, Н.Нурмаков, Н.Турекулов, С.Ходжанов и др.) обвинялись в национал-уклонизме, освобождались от занимаемых должностей. Голощёкин старался не приближать их к Казахстану. Вакантные места заняли лояльные Голощёкину работники: И.Курамысов (секретарь Казкрайкома), Е.Ерназаров (председатель ЦИК), У.Исаев (председатель СНК). В 1928г. в соответствии со сталинской теорией обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму началась 1-ая волна репрессий. Им подверглись, в частности, представители «старой» интеллигенции (А.Байтурсынов, М.Дулатов, М.Жумабаев, М.Тынышпаев, Х. и Ж. Досмухамедовы, Ж.Акпаев и др.). Жертвами репрессий пали Шакарим Кудайбердыев, Ж.Аймаутов, Б.Каралдин. «Малый Октябрь» содействовал росту централизма и приказных методов управления, сосредоточению власти в руках партийного руководства, ограничению роли Советов, свёртыванию демократических принципов, формированию авторитаризма – политического режима, основанного на самовластии одного лица, личной преданности «вождю» - региональном вождизме как проявлении складывавшегося в то же время режима личной власти Сталина. Вместе с тем попытки представить политику «Малого Октября» как «продуманный, запланированный геноцид» казахов («этноцид») несостоятельны, т.к. она связана с общей политикой сталинского руководства, а не с «особой неприязнью к казахам». Сложность сложившейся в республике ситуации вызвала отзыв Голощёкина в Москву в начале 1933г. 1-м секретарём Крайкома стал Л.И.Мирзоян. Под его руководством реализовывались меры по преодолению негативных последствий «Малого Октября».
В 30-е гг. продолжена модернизация - обновление всех сторон жизни путём всяческих нововведений, в результате чего в сжатые сроки осуществлён беспрецедентный по историческим меркам грандиозный скачок в развитии – от вековой отсталости, архаичных социальных структур, тормозящих прогресс, к более совершенному типу общества. Радикальная трансформация экономики в ходе индустриализации, коллективизации и деномадизации, избавление от классового угнетения, кабальной эксплуатации (саун, колик майы (дача скота в пользование), чайрикерство - издольщина), изменения в социальной структуре, образе жизни, культуре, реализация социально-экономических и культурных прав, ликвидация безработицы, бесплатное здравоохранение и образование, социальное обеспечение, процессы урбанизации, социальное равенство и коллективизм, постепенное преодоление клановости, трайбализма, косных традиций и патриархальной идеологии, ослабление влияния религии и церкви, консолидация казахов в нацию - вот свидетельства бесспорного прогресса Казахстана. Поэтому абсолютно неуместны и неубедительны антиисторичные высказывания современных «национал-патриотов», идеализирующих устаревшие, отжившие и даже откровенно реакционные отношения прошлого, отрицающих необходимость модернизации казахского общества.
После того как ХVII партсъезд (1934) объявил о победе социализма в СССР, оппоненты Сталина (прежде всего Н.И.Бухарин) доказывали, что теперь должно начаться предсказанное классиками марксизма отмирание государства, проявляющееся в развитии советской демократии, общественного самоуправления. Некоторые их идеи отражены в Конституции 1936г. Съезды Советов заменялись постоянными Советами депутатов трудящихся; на их исполкомы возложены исполнительно-распорядительные функции. Введено всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Провозглашены личные (гражданские) и политические права и свободы. Уничтожен национальный гнёт. Осуществлялась (хотя и не вполне последовательно) идея национального равенства, достигнуто межнациональное согласие, общество сплачивали советский патриотизм и интернационализм.
Но ускоренная модернизация имела издержки и противоречия, в т.ч. в политической сфере. Все важнейшие вопросы государственной жизни предварительно решались в партийных инстанциях (в апреле 1937г. Казахстанская краевая организация ВКП(б) преобразована в Коммунистическую партию (большевиков) Казахстана, а Казкрайком - в ЦК КП(б)К), а затем «оформлялись» советскими органами. Впервые конституционно закреплена монополия Компартии на власть. Октябрьский пленум ЦК ВКП(б) 1937г. легализовал не предусмотренную Конституцией выборную систему «один кандидат - один депутат». В бюрократические структуры встраивались общественные организации (профсоюзы, комсомол и др.). Гарантии личных и политических прав и свобод не соблюдались. Демократический «фасад» прикрывал диктатуру Сталина, его ничем не ограниченное господство («цезаризм»), атрибутом которого стал культ личности «вождя» - преклонение перед ним, почитание, возвеличивание его личности.
Самая мрачная черта сталинизма (этот термин предложен Л.Д.Троцким) –репрессии - карательные меры, применяемые государственными структурами, реорганизованными в целях массированного применения организованного принуждения. В 1930г. создано Управление лагерями ОГПУ, ставшее с 1931г. главным (ГУЛаг). На территории Казахстана в 1930г. образован Карагандинский лагерь (Карлаг), в 1937г. – Акмолинский лагерь жён изменников Родины (АЛЖИР), в 1940г. - Джезказганский лагерь-комбинат (Джезказганлаг) и др. Цели репрессий: создать бесперебойно функционирующий механизм применения дешевого подневольного труда заключённых, спецпереселенцев как одного из рычагов форсирования индустриализации (хотя масштабы «лагерной экономики» не следует преувеличивать: в 1940г. на долю ГУЛага приходилось лишь 13% капитальных работ по народному хозяйству страны), изъять из общества в качестве предупредительной меры «социально-вредный элемент», т.е. те слои населения, от которых можно ожидать, по мнению властей, сопротивления проводимой политике, подавить инакомыслие, оппозиционные настроения в управленческом аппарате, обеспечить абсолютную власть центра над периферией, укрепить диктаторскую власть Сталина, с помощью «устрашения сограждан» в сочетании с идеологической обработкой мобилизовать массы на выполнение поставленных задач, переложить собственные ошибки на «врагов» и «вредителей». На 1-м этапе репрессий (1928-1932 гг.) им подверглись кулаки, баи, нэпманы, лица, принадлежащие к бывшим привилегированным классам, служившие в белых армиях, бывшие члены антисоветских партий, участники оппозиционных течений в большевистской партии, представители старой интеллигенции. Большинство высылалось в отдалённые местности или в спецпосёлки, меньшинство - в лагеря, некоторые расстреляны. Массовый характер репрессии приобрели в 1937-1938 гг. (в народе этот период назван «ежовщиной» по имени наркома НКВД СССР Н.И.Ежова, некогда работавшего в Казахстане), затронув все социальные слои, партию, государственные и общественные структуры, армию, НКВД. Участилось применение расстрела. Репрессированы партийно-советские деятели Казахстана Л.И.Мирзоян, У.Исаев, С.Мендешев, Н.Нурмаков, Т.Рыскулов, А.Асылбеков, У.Джандосов, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, Ж.Садвокасов, А.Досов, М.Татимов, С.Ескараев, С.Жакупов, Н.Турекулов, К.Сарымулдаев, И.Курамысов, Т.Жургенов, Н.Сыргабеков, А.Розыбакиев, М.Масанчи, К.Я.Рафальский, В.Н.Андронников, В.И.Иванов, Ф.Е.Случак, комсомольские работники К.Таштитов, М.Тулепов, поэты и писатели С.Сейфуллин, Б.Майлин, И.Джансугуров, М.Жумабаев, М.Даулетбаев, Г.Тогжанов, учёные С.Асфендияров, К.Жубанов, К.Басымов, Ш.Альжанов, Ж.Кудерин, бывшие алашские лидеры А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Тынышпаев, Х.Досмухамедов и др. По некоторым данным в республике по 1953г. репрессировано ок. 102 тыс. чел. (ок. 27 тыс. расстреляны). Во 2-й пол. 30-х гг. проведена депортация (принудительное выселение с мест проживания) в Казахстан корейцев с Дальнего Востока, азербайджанцев, курдов, турок, армян из пограничных районов Закавказья, в 1940г. – поляков из Западной Украины и Западной Белоруссии, особенно «осадников» (ветеранов, получивших поместья от польского правительства).
На формирование сталинизма повлиял ряд факторов: отсутствие опыта строительства социализма, который можно было бы учесть; осуществление модернизации страны в кратчайшие сроки с опорой на собственные весьма ограниченные ресурсы, в крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановке, с целью выживания и преодоления отставания, предопределившее складывание административно-командных методов, сверхцентрализацию управления; острая борьба за власть в руководстве страны; невысокий уровень политической культуры масс; неразвитость демократических традиций, сильные «царистские» настроения, особенно среди крестьян, составлявших большинство населения; психологические последствия гражданской войны; глобальный кризис либерально-демократических ценностей в период между мировыми войнами и усиление роли государства во всех сферах жизни (этатизация) как всемирная тенденция; особенности характера самого Сталина. Культ личности формировали не только запугивание и зомбирование сознания масс, но и впечатления от несомненно исполинской личности Сталина в глазах соотечественников, видевших не только трудности и лишения, но и стремительный рост государства.
Сущность общественно-политического строя СССР 30-х гг. оценивают по- разному. Советская историография утверждала, что в стране в основном построен социализм, т.е. утвердилась социалистическая (обобществлённая) собственность на средства производства в 2-х формах – государственной и кооперативно-колхозной (существовала и личная собственность, которую составляло имущество, предназначенное для личного пользования и потребления, а не для извлечения прибавочного продукта), ликвидированы эксплуататорские классы и эксплуатация человека человеком, а казахи перешли к социализму, минуя капитализм. Впоследствии употребляются понятия «ранний социализм», «государственный социализм», «казарменный социализм» и пр., причём некоторые пытаются убедить, что сталинизм якобы воплотил на практике теорию «первозданного марксизма-ленинизма». На самом деле он опирался на эклектическую мешанину из обрывков превратно истолкованного марксизма, традиционного российского консерватизма, а также мифов и фальсификаций. Сталинизм порвал с марксистским взглядом на революцию как средство преодоления отчуждения в обществе и освобождения личности, отверг идею отмирания государства, превратив последнее в высшую ценность и отождествив его с обществом, основывался на левацко-радикальных методах преобразования общества с помощью систематического применения насилия и политической демагогии. Поэтому другие авторы трактуют сталинизм как «явление антисоциалистическое», «извращение социалистической идеи», но полностью противопоставлять сталинизм социализму неверно: в обществе 30-х гг. социалистические черты причудливо переплелись с диктаторским правлением и внеэкономическим принуждением. Политический режим сталинизма часто называют тоталитарным. Под тоталитаризмом понимают способ функционирования политической системы, стремящийся к полному (тотальному) контролю над общественной и личной жизнью граждан. Его признаки: сверхцентрализованная структура власти во главе с диктатором, её недоступность для контроля со стороны народа, декларативный, формальный характер гражданских и политических прав и свобод, сращивание монопольно-властвующей партии с государством, запрет оппозиции, разветвлённая карательная система, применение насилия как доминирующий метод управления, наличие одной официальной идеологии, устранение плюрализма и др. Однако вывод о сталинизме как варианте тоталитаризма не безупречен. Сам термин «тоталитаризм» впервые применён к СССР западными авторами, исходившими прежде всего из политико-идеологических соображений и рассматривающими его наряду с фашизмом и нацизмом, что игнорирует принципиальные различия между этими режимами. Феномен тоталитаризма обычно преподносится упрощённо, как исключительно негативное явление, хотя на практике было немало позитивного. Решена насущная задача модернизации страны, СССР (после победы в Великой Отечественной войне) стал второй супердержавой мира. Велика заслуга в этом советских людей - не «бессловесных рабов», не «винтиков», не «манкуртов», а нравственно чистых и самоотверженных патриотов своей Родины. Поэтому 30-е гг. нельзя рассматривать как «чёрную дыру» в истории, предвзято выдёргивая отдельные факты из исторического контекста.
6.3 Культурное строительство
Важная составляющая модернизации страны - культурная революция, включающая становление нового типа культуры, её демократизацию (приобщение широких масс к культурному наследию и превращение их в участника культурного творчества), ликвидацию культурного неравенства народов, перестройку их быта, формирование новой интеллигенции. В Казахстане этот процесс осложнялся кочевым и полукочевым образом жизни, огромной культурной отсталостью, влиянием родовых предрассудков, религиозной идеологии, слабостью материальной базы, нехваткой кадров и др. Тем весомее и поразительнее выглядят успехи в культурном строительстве 20-30-х гг.
Неотложной задачей стала ликвидация безграмотности взрослого населения. Вслед за декретом о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР (декабрь 1919г.) образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (Грамчека). В 1921г. ЦИК КАССР принял постановление о мобилизации всех грамотных для борьбы с неграмотностью. В 1924г. в республике создано отделение общества «Долой неграмотность». В 1928г. комсомол организовал всесоюзный культпоход за грамотность. В 1930г. ЦИК КАССР принял постановление об обязательном обучении неграмотных. Использовались различные формы ликбеза: ликпункты, в т.ч. передвижные, культэстафеты и др. В 1939г. доля грамотных среди населения 9-49 лет составила 83,6% (в 1920г. - 14,4%), сокращён разрыв между городским и сельским населением, мужчинами и женщинами.
Один из факторов, затруднявших процесс ликбеза, - сложность арабского алфавита, не соответствующего фонетическим особенностям казахского языка. Попытки усовершенствовать орфографию на базе арабицы («новое правописание» А.Байтурсынова, 1924) не меняли сути дела. Решение о переходе на латинизированный алфавит (декабрь 1928) ускорило темпы ликбеза, но новая орфография была несовершенна. 10 ноября 1940г. принят закон о переводе казахской письменности на алфавит, основанный на русской графике, что способствовало развитию литературного языка, совершенствованию грамматического строя, обогащению специальной и научной терминологии.
В основу системы образования положены принципы: всеобщность, обязательность, бесплатность, светскость, совместное обучение мальчиков и девочек, право обучаться на родном языке. Вместо конфессиональных училищ, русско-казахских школ, гимназий создавалась единая трудовая школа из 2-х ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года). В 1926г. принят «Устав единой трудовой школы КАССР». Возникли школы-коммуны, школы-интернаты, школы крестьянской молодёжи, фабрично-заводского обучения. Для повышения общеобразовательной подготовки поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (в 1921г. в Оренбурге открыт первый рабфак). С 1930/31 г. введено начальное всеобщее обязательное обучение в оседлых местностях, городах, рабочих посёлках, с весны 1931г. – в кочевых районах. К началу 1933г. в городах, рабочих посёлках, крупных совхозах и 26 районах республики введён семилетний (неполный средний) всеобуч. Аульные «карликовые», кочующие и сезонные школы вытеснялись начальными четырёхгодичными. В 1 пол. 30-х гг. в процессе перестройки школы утверждены новые учебные программы, основной формой занятий определена классно-урочная система в сочетании с самостоятельной работой учащихся. В 1937г. в начальной школе обучалось уже 96% детей. В 1940г. принято решение о повсеместном переходе к семилетнему всеобучу. В городах и промышленных центрах предполагалось перейти к среднему (десятилетнему) всеобучу, но этим планам помешала война. К началу 1940/41 г. насчитывалось 1 145 993 учащихся (против 180 732 к 1921/22 г.). Общее количество учителей 44 887 (против 5 388 в 1924г.). Развивалось среднее специальное образование: накануне войны действовало 118 техникумов и училищ, где обучалось 30 тыс. чел.
Высшее образование жители Казахстана сначала получали за пределами республики. В 1928г. открыт 1-й вуз - Казахский пединститут в Алма-Ате, затем ветеринарно-зоотехнический (1929), сельскохозяйственный (1930), медицинский (1931), горно-металлургический (1933) институты, педвузы в Уральске, Кзыл-Орде, др. городах, а в январе 1934г. – Казахский государственный университет. Кадры для партийного и советского аппарата, учреждений культуры готовили Казахский институт марксизма-ленинизма, Институт советского строительства, Коммунистический институт журналистики. Развивалось заочное обучение. Организована аспирантура. В 1940г. функционировало 20 вузов, училось 10 419 студентов. Тысячи казахстанцев получали высшее образование в др. советских республиках.
Разработкой научных проблем первое время ведал Академцентр Наркомпроса, заслуга которого - создание научных обществ, организация архивного, музейного дела. В октябре 1920г. основано Общество изучения Киргизского края с историко-археологическим, естественно-географическим, этнографическим отделами. Возобновили деятельность отделы РГО. В 1922г. возникло общество ревнителей казахской культуры «Талап» («Искание»). В 1920г. при Комиссии по изучению естественных производительных сил созданы экспедиционные отряды для комплексного исследования Казахстана. В 1926г. при АН СССР образован Особый комитет по исследованию союзных и автономных республик под руководством акад. А.Е.Ферсмана (экспертом по Казахстану в нём был А.Букейханов). В 1926-27 гг. Казахстанская экспедиция АН СССР вела комплексное обследование республики. Геологоразведочные работы проводили И.М.Губкин, В.А.Обручев, А.А.Гапеев, М.П.Русаков, Н.Г.Кассин, К.И.Сатпаев, Р.А.Борукаев. Археолого-топографическим изучением Южного Казахстана занимался М.Е.Массон - основатель археологической школы Средней Азии. Появились государственные научно-исследовательские учреждения: краевая станция защиты растений, санитарно-бактериологический и ветеринарно-бактериологический институты, институт удобрений и агропочвоведения, институт экономических исследований, отделения Главного геологического комитета СССР и Государственного института цветных металлов. В марте 1932г. создана Казахстанская база АН СССР (в составе зоологического и ботанического секторов), реорганизованная в 1938г. в Казахский филиал АН СССР (возглавил А.Д.Архангельский). Развились сельскохозяйственная наука (образованы институты животноводства и земледелия, институт экономики сельского хозяйства, в 1940г. – Казахский филиал ВАСХНИЛ), медицина. Организованы НИИ строительных материалов и сооружений, НИИ школ, секторы почвоведения и географии, Институт геологических наук, в 1931г. - НИИ марксизма-ленинизма, в 1934г. - НИИ национальной культуры с секторами: историко-археологическим, литературы и фольклора, языкового строительства, изобразительным и музыкально-театрально-хореографическим. У истоков казахского языкознания и литературоведения стоял А.Байтурсынов. Филологические изыскания принадлежат К.Жубанову, С.Аманжолову. В изучение Казахстана внесли вклад фольклорист и этнограф А.А.Диваев, историки А.П.Чулошников («Очерки по истории казак-киргизского народа…», 1924), М.Тынышпаев («Материалы к истории киргиз-казакского народа», 1925), С.Д.Асфендиаров («История Казахстана с древнейших времён», 1935), М.П.Вяткин («Очерки по истории Казахской ССР», 1941), А.Ф.Рязанов, археолог А.Н.Бернштам, востоковед-тюрколог А.Н.Самойлович.
Быстро росло число культпросветучреждений: клубов (5 309 в 1940г.), библиотек (3 959 с фондом 4 890,4 тыс. книг), музеев (24), киноустановок.
В казахской литературе происходит обновление и совершенствование традиционных, становление и развитие новых жанров и форм. На протяжении 20-х гг. ведущей формой литературы оставалась поэзия (М.Жумабаев, С.Сейфуллин, Б.Майлин, И.Джансугуров, С.Муканов, М.Сералин, С.Донентаев, Ш.Иманбаева - 1-я казахская советская поэтесса и др.). На подъёме находилась поэзия акынов (Джамбул Джабаев, Н.Байганин, И.Байзаков, К.Азербаев и др.). Многие писатели пробуют свои силы в прозаическом повествовании (Ж. Аймаутов («Карткожа», «Акбилек»), С.Сейфуллин (мемуарный роман «Тернистый путь»), Б.Майлин («Коммунистка Раушан», «Азамат Азаматович»), И.Джансугуров («Товарищи»), С.Муканов («Заблудившиеся», «Загадочное знамя» («Ботагоз»), М.Ауэзов («Лихая година», «Выстрел на перевале Караш-Караш»), М.Даулетбаев («Красный яр»), С.Шарипов («Беззаконие»), С.Садвакасов («Серебряный колокольчик»), С.Ерубаев («Мои ровесники»), Г.Мустафин («Жизнь или смерть») и др.). В развитие драматургии внесли вклад М.Ауэзов, С.Сейфуллин, К.Кеменгеров, Ж.Аймаутов, Ж.Шанин, Б.Майлин, И.Джансугуров, Г.Мусрепов. Наряду с маститыми авторами в литературу пришла молодёжь: Ж.Сыздыков, А.Сарсенбаев, У.Турманжанов, А. Токмагамбетов, Г.Орманов, Д.Абилев, Т.Жароков, А.Тажибаев, К.Аманжолов, Г.Сланов, Ж.Саин, Х.Бекхожин и др. Словесность Казахстана представлена также русскими (И.П.Шухов (романы «Ненависть», «Горькая линия»), Н.И.Анов, «пионер детской литературы» М.Д.Зверев), уйгурскими, дунганскими, татарскими писателями.
В 1926г. постановкой «Енлик - Кебек» Ауэзова открыт 1-й профессиональный Казахский театр драмы (затем - Казахский академический театр драмы им. М.О.Ауэзова). Его возглавил актёр и 1-й казахский режиссёр Ж.Шанин. В театре работали артисты К.Куанышпаев, С.Кожамкулов, Е.Умурзаков, К.Жандарбеков, К.Бадыров, Ш.Айманов, А.Абдуллина, Ш.Жиенкулова и др. В 1933г. открылся театр Русская драма (позже -государственный академический русский театр драмы им. М.Ю. Лермонтова) под руководством Ю.Л.Рутковского (ведущие артисты – Е.Б.Кручинина, З.И.Морская, С.П.Ассуиров, В.Б.Харламова и др.). В 1934г. открыт уйгурский театр музыкальной драмы, в 1937г. в Кзыл-Орду переведён Дальневосточный краевой корейский театр. Возникают областные казахские и русские театры, в т.ч. Восточно-Казахстанский областной русский театр драмы им. Джамбула (1936), колхозно-совхозные театры, кукольный театр. В 1940г. было 35 театров (14 - колхозно-совхозные).
Зародилось киноискусство. В 1925г. снят документальный фильм «Пятилетие Казахстана», в 1928г. – художественный фильм «Мятеж». В 1929г. в Алма-Ате создано отделение треста «Востоккино». Выходили как документальные («Турксиб»), так и игровые («Песни степей», «Джут», «Тайна Каратау», «Вражьи тропы») ленты. В 1934г. организована студия хроникальных фильмов, выпускавшая киножурнал «Советский Казахстан» и документальные картины (1-я звуковая – «Джамбул-ата», 1938). На киностудии «Ленфильм» в 1938г. снят 1-й казахский звуковой художественный фильм «Амангельды», в 1940 - «Райхан» (режиссёр М.З.Левин). Осуществлялась работа по организации в Алма-Ате студии художественных фильмов и подготовке национальных кадров кинопроизводства.
Традиции народной музыки развивали певцы, музыканты, композиторы Габбас Айтбаев, Майра Шамсутдинова, Дина Нурпеисова и др. С триумфом она дебютировала за рубежом: певец Амре Кашаубаев в 1925г. получил 2-ю премию на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. В собирании музыкальных шедевров огромную роль сыграл композитор и музыковед А.В.Затаевич, издавший сборники песен и кюев, первым удостоенный звания народного артиста Казахстана (1923). С 1933г. отсчитывается история оркестра
народных инструментов им. Курмангазы, которым руководил 1-й профессиональный казахский композитор А.Жубанов. Важную лепту в становление профессиональной музыки внёс музыкальный театр (позже -Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая), открывшийся в январе 1934г. музыкальной комедией «Айман-Шолпан» И.В.Коцыка и М.О.Ауэзова. 1-й худрук театра - Ж.Шанин, солисты –К.Жандарбеков, К.Байсеитов, М.Ержанов, Ж.Елебеков и др. Певица Куляш Байсеитова - 1-ая из деятелей искусств Казахстана, удостоенная звания народной артистки СССР (1936). Основоположник казахской оперы –Е.Г.Брусиловский («Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын»). Ставятся оперы «Пленница» В.В.Великанова, «Бекет» А.А.Зильбера, «Глубокое озеро» И.Н.Надирова. В 1935г. создана Казахская филармония, возглавленная А.Жубановым. Музыкальная культура ярко представила республику на 1-й декаде казахского искусства в Москве (1936). К 30-м гг. относится становление массовой песни, камерной, симфонической, хоровой музыки. Самостоятельным видом искусства стала хореография. Организаторы профессионального обучения танцу – А.А.Александров, А.В.Селезнёв, известная танцовщица - Ш. Жиенкулова. 1-ые национальные балеты - «Калкаман и Мамыр» Великанова (1938) и «Весна» Надирова (1940).
Основы для развития изобразительного искусства в Казахстане заложили русские художники Н.Г.Хлудов, Н.И.Крутильников, скульптор А.С.Пономарёв и др. Первые профессиональные казахские художники – А.Кастеев, У.Тансыкбаев, А.Исмаилов, братья Ходжиковы. В 1926г. состоялась 1-я республиканская выставка, в 1928г. – передвижная выставка, в 1935г. открыта художественная галерея.
Колоссальные, не имеющие прецедента сдвиги в уровне образования, культуры, быта, самом образе жизни стали возможны только благодаря мощной государственной поддержке, прямому бюджетному финансированию. Вместе с тем с конца 20-х гг. усилены контроль над духовной жизнью, её мелочная регламентация; в сферу культуры, управляемой административными методами, переносятся формы классовой борьбы. Ограничена свобода научного и художественного творчества. В общественных науках насаждались догматизм, схематизм в духе вульгаризованного марксизма, в литературе - возведённый в абсолют метод социалистического реализма. Репрессированы многие учёные, деятели литературы и искусства, изъяты из обихода их произведения. Нанесён невосполнимый урон формирующейся национальной интеллигенции. Некоторые авторы уверяют, что в эти годы происходил «процесс выхолащивания национальной казахской культуры,…отрыва от достижений мировой цивилизации». В действительности казахи впервые в своей истории получили возможность преодолеть национальную замкнутость, приобщиться к высотам мировой культуры, всесторонне развить творческие силы и способности, не только продолжая национальные традиции, но и многократно обогащаясь духовно, благодаря тесному сотрудничеству с другими нациями и освоению опыта иных культур.