Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Состояние глобальной экономики: статистика, основные тенденции, оценки и прогнозы

  • 👀 432 просмотра
  • 📌 358 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Состояние глобальной экономики: статистика, основные тенденции, оценки и прогнозы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Состояние глобальной экономики: статистика, основные тенденции, оценки и прогнозы» pdf
Позиции России на мировых нефтегазовых рынках Состояние глобальной экономики: статистика, основные тенденции, оценки и прогнозы Crédit Suisse: 10 «черных лебедей» для глобальной экономики «Черный лебедь» — теория о возможных событиях, имеющих значительные последствия, например, развал Советского Союза и теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. В 2016 г. из десяти событий, спрогнозированных Crédit Suisse, сбылись три:  Решение о выходе Великобритании из ЕС  падение цен на нефть до $28 за баррель  превращение активов развивающихся стран в самые привлекательные на глобальном фондовом рынке. «Черные лебеди», ожидаемые в 2017 г.: 1. Избрание президентом Франции сторонницы выхода страны из ЕС Марин Ле Пен. 2. Разочарование рынка политикой президента США Дональда Трампа. 3. Рост цен на нефть к концу года до $75 (базовый прогноз Crédit Suisse - до $62 за баррель) 4. Падение индекса S&P к концу года до 2000 пунктов (по состоянию на конец января — 2269,86). 5. Подорожание евро к доллару к концу года до $1,20 за евро (сейчас — $1,14). 6. Замедление темпов роста ВВП Китая до 5%. 7. Рост доходности низкорисковых активов на 15%. 8. Рост индекса Nikkei к концу года до 25000 пунктов. 9. Рост европейского фармацевтического сектора еще на 10% 10. Рост доходности гособлигаций США до 4% (базовый прогноз - до 3%). Что ожидает глобальную экономику в 2018 г.: 10 ключевых трендов Всемирный экономический форум в Давосе, январь 2018 1. Рост экономики США демонстрирует повышательный тренд: 2.6% в 2018 против 2.3% в 2017 и 1.5% в 2016. 5. Состояние стран с переходной экономикой будет постепенно улучшаться. Рост в среднем в 2018 г. составит 4.9%; в Азии - 5-6%; в странах Африки южнее Сахары 1%. 4. Темпы роста экономики Китая снизятся. В среднесрочной перспективе фундаментальные проблемы будут решаться в рамках программы «Структурные реформы». Темпы роста экономики снизятся в 2018 до 6.5%. Рост мировой экономики в 2018 г. составит 3.2% (в 2016 г. - 2.5%). 2. Рост экономики в Европе несколько замедлится, но останется стабильным. При этом политическая неопределенность в еврозоне и в Великобритании может ослабить темпы роста: в 2018 г. они составят 2.2%. 3. Рост экономики Японии ослабнет. Он составит 1.2% в 2018 (1.8% в 2017). Что ожидает глобальную экономику в 2018 г.: 10 ключевых трендов Всемирный экономический форум в Давосе, январь 2018 6. Цены на нефть останутся волатильными. Геополитические риски - основной фактор для повышательного давления на цены. 10. Риск рецессии остается низким, рост мировой экономики ускорится. Вероятность шоков остается никой, нефтяной шок возможен только в случае серьезных геополитических конфликтов на Ближнем Востоке. 9. Доллар США вырастет, но волатильность останется высокой. Доллар возрастет на 2-3% в течение 2018, отношение евро-доллар к концу года составит порядка $1.15. Рост мировой экономики в 2018 г. составит 3.2% (в 2016 г. - 2.5%). 7. Повышательное давление на инфляцию останется сниженным. Структурные факторы (технологии и глобализация) будут препятствовать резкому росту инфляции. 8. ФРС США повысит процентные ставки, за ней последуют центробанки других стран. ФРС намерена повысить ставки три раза в 2018: в марте, сентябре и декабре. Форум в Давосе февраль 2018: "Создание совместного будущего в раздробленном мире" Global Energy Architecture Performance Index 2017 Глобальный индекс энергетической архитектуры Экономический рост и развитие Данные субиндексы позволяют оценить, в какой степени энергетическая архитектура страны способствует росту экономики, либо ограничивает его Экологическая устойчивость Данные субинднексы позволяют оценить последствия для окружающей среды от поставок энергоресурсов и их потребления Доступ к энергоресурсам и безопасность энергоснабжения Данные субиндексы позволяют оценить, в какой степени поставки энергоресурсов надежны, доступны и диверсифицированы Global Energy Architecture Performance Index 2017 Глобальный индекс энергетической архитектуры ! Прогноз развития мировой экономики, июнь 2018 Оценка и прогноз реального ВВП по странам и регионам мира 2015 2016 2.4 2017 о 3.1 2018 п 3.1 2019 п 3.0 2020 п 2.9 МИР 2.8 РАЗВИТЫЕ ЭКОНОМИКИ 2.3 1.7 2.3 2.2 2.0 1.7 США 2.9 1.5 2.3 2.7 2.5 2.0 Еврозона 2.1 1.8 2.4 2.1 1.7 1.5 Япония 1.4 1.0 1.7 1.0 0.8 0.5 3.7 3.7 4.3 4.5 4.7 4.7 Восточная Азия Тихий океан 6.5 6.3 6.6 6.3 6.1 6.0 Китай Европа и Центральная Азия 6.9 1.1 6.7 1.7 6.9 4.0 6.5 3.2 6.3 3.1 6.2 3.0 Россия -2.5 -0.2 1.5 1.5 1.8 1.8 Турция 6.1 3.2 7.4 4.5 4.0 4.0 -0.4 -1.5 0.8 1.7 2.3 2.5 Бразилия -3.5 -3.5 1.0 2.4 2.5 2.4 Мексика 3.3 2.9 2.0 2.3 2.5 2.7 2.8 5.0 1.6 3.0 3.3 3.2 4.1 1.7 -0.7 1.8 2.1 2.3 -1.3 13.4 4.3 4.1 4.1 4.2 Южная Азия 7.1 7.5 6.6 6.9 7.1 7.2 Индия 8.2 7.1 6.7 7.3 7.5 7.5 РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ Латинская Америка Ближний Восток и Северная Африка Саудовская Аравия Иран Рост мировой экономики Рост мировой торговли и инвестиций, объемы World Oil Outlook 2016 Оценки роста экономики Рост реального ВВП в среднесрочной перспективе в базовом сценарии, % в год:  Постепенное восстановление темпов роста мирового ВВП по сравнению с текущими уровнями до 3.7% в год в 2021 г.  В среднесрочном периоде рост мирового ВВП составит в среднем 3.4% в год.  К 2021 г. рост ВВП в регионе ОЭСР в целом стабилизируется на уровне 2.2% в год; в странах ОЭСР Азии Океании - 1.5% в год. Оценки роста мировой экономики в базовом сценарии в среднесрочной перспективе (2016–2022) World Oil Outlook 2017 Темпы роста реального ВВП в среднесрочной перспективе в базовом сценарии, % в год. Рост мирового ВВП ускорится во второй половине прогнозируемого периода и стабилизируется на уровне 3.6–3.7% в год. Рост ВВП в странах ОЭСР Европы стабилизируется на уровне 1.8–1.9% на фоне улучшения состояния рынка труда и изменений в финансово-бюджетной политике. Рост ВВП в развивающихся странах достигнет 5.0% в год в последние два года среднесрочного периода. Рост ВВП в Индии составит 7.4% в год как результат увеличения производительности труда в рамках проведения ключевых реформ в экономике. Китай продолжит реструктуризацию экономики, она приведет к сглаживанию темпов роста ВВП до 5.6% к 2022 г. Повышение геополитической стабильности в Евразии совместно с восстановлением внутреннего спроса приведет к ускорению роста экономики с 0.8% в 2016 г. до 2.5% к 2022 г. World Oil Outlook 2016. Оценки роста экономики Рост реального ВВП в долгосрочной перспективе в базовом сценарии, % в год.  Рост мирового ВВП за 2015–2040 гг. составит в среднем 3.5% в год. Рост ВВП снизится с 3.6% в год за 2021–2030 гг. до 3.4% за 2030–3040 гг.  Рост мирового ВВП будут определять развивающиеся страны, средние темпы роста ВВП для них составят 4.6% в год.  Темпы роста ВВП в Индии и Китае составят, соответственно 6.9% и 4.9% в год. Оценки роста мировой экономики в базовом сценарии в долгосрочной перспективе World Oil Outlook 2017 Темпы роста реального ВВП в долгосрочной перспективе в базовом сценарии, % в год Основным драйвером роста экономики в долгосрочной перспективе является развитие технологий и рост производительности труда; рост мирового ВВП за 2016-2040 гг. составит в среднем 3.5% в год. Рост ВВП в регионе ОЭСР составит в среднем 2.0%. В рамках ОЭСР рост возглавляет Америка со средними темпами в 2.5% в год. Рост ВВП в развивающихся странах к 2040 г. составит в среднем 4.5% в год. Самые высокие темпы роста прогнозируются для Индии - 6.8% в год, затем следует Китай 4.7% в год. Рост ВВП в России к 2040 г. составит в среднем 2.3% в год. Самые значительные темпы роста ожидаются в 20222030 гг.: они составят 2.7% Последний прогноз – более осторожный по развивающимся странам, Китаю, Индии, но более оптимистичный по России Структура темпов роста мирового ВВП в долгосрочной перспективе по составляющим (2016–2040) World Oil Outlook 2017 3 1 2 Размер мировой экономики в 2040 г. вырастет на 226% к 2016 г. Мировой ВВП увеличится на $136.6 трлн. (по ППП 2011 г.): со $108.4 трлн. до $245 трлн. Прогноз роста экономики в Евразии ограничен за счет неблагоприятной демографической ситуации, в частности, в России, где ожидается сокращение численности населения трудоспособного возраста. При этом рост производительности труда будет поддерживать рост экономики. В целом рост ВВП Евразии составит в среднем 2.5% в год (в России 2.3%, в других странах - 2.7%). 1 - Доля рабочей силы в общей численности населения 2 - Уровень занятости 3 - Численность населения в трудоспособном возрасте На развивающиеся страны придется ¾ от суммарного роста мирового ВВП. При этом каждый второй дополнительный доллар (ППП 2011 г.) придется на Китай и Индию. Структура мирового ВВП World Oil Outlook 2017 Структура мирового ВВП по регионам и странам мира  В 2016 г. на страны ОЭСР Америки пришлось 20% мирового ВВП, за ними следуют страны ОЭСР Европы и Китай (по 18%), затем - другие страны Азии (9%) и Индия (7%). Вследствие быстрого роста экономики развивающихся стран к 20040 г. доля ОЭСР Америки снизится до 16%, ОЭСР Европы - до 12%.  Вклад Китая в рост мировой экономики увеличится на 5% до 23%. Аналогичный вклад Индии возрастет на 8% до 16%. Реальный ВВП на чел. в 2016 и 2040 гг.  ОЭСР Америки останется регионом с самым высоким уровнем ВВП на чел., за ним следуют ОЭСР Азия Океания, ОЭСР Европы и Россия.  Самые значительные изменения ожидаются в Китае и Индии. Уровень доходов в Китае утроится и сравнится с доходами в ОЭСР Америки на сегодня. ВВП на чел. в Индии возрастет в четыре раза – по этому показателю страна превзойдет страны Евразии, Латинской Америки и ОПЕК. Прогноз развития мировой экономики (по данным PricewaterhouseCoopers, февраль 2017) -1 Рост мировой экономики будет определяться развивающимися странами, которые будут постепенно увеличивать свою долю в мировом ВВП. Темпы роста экономики развитых стран G7 (Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания, США) не превысят 1,6% в год. К 2050 г. на долю Е7 будет приходиться 50% мирового ВВП; доля G7 снизится до 20%. К 2042 г. мировой ВВП удвоится и будет расти с ежегодными темпами порядка 2,6% за период 20162050 гг. В значительной степени рост мировой экономики будет определяться странами Е7 (Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мексика, Россия, Турция) – в среднем 3,5 в год Прогнозируемые изменения в структуре мирового ВВП за период с 2016 по 2050 гг. 50 % Прогноз развития мировой экономики (по данным PricewaterhouseCoopers, февраль 2017) Прогнозируемые профайлы роста для наиболее значимых экономик мира Рост мировой экономики после 2020 г. будет постепенно замедляться:  он составит в среднем 3,5% до 2020 г.;  затем снизится до 2,7% за 2021-2030 гг.;  далее снизится до 2,5% до 2040 г.;  до 2,4% за 2041-2050 гг. Темпы роста как самых крупных развивающихся экономик, так и развитых стран будут со временем снижаться. Индия является важным исключением, она обладает значительным потенциалом роста. Прогноз развития мировой (по данным PricewaterhouseCoopers, февраль 2017) Растущий разрыв между третьей и четвертой крупнейшими экономиками мира Важная тенденция развития мировой экономики: увеличение разрыва между третьей и четвертой самыми крупными экономиками:  В 2016 г. ВВП третьей крупнейшей экономики (Индии) был на 175% больше, чем четвертой экономики (Японии).  В 2050 г. этот разрыв составил 325% между США (третьей экономикой) и Индонезией (четвертой). 325% 175% Прогноз развития мировой экономики (по данным PricewaterhouseCoopers, февраль 2017) Прогноз роста ВВП наиболее развитых экономик мира на фоне роста мирового ВВП  До 2050 г. темпы роста ВВП Китая составят в среднем 3% в год (в 1980 г. – 9,6% в год; в 20402050 гг. – 2% в год).  Падение темпов роста будет сопровождаться переходом от экономики, ориентированной на экспорт, к экономике, ориентированной на потребителя.  При этом внутренний рынок Китая станет более привлекательным для западных компаний в связи с достижением этапа сбалансированного и зрелого рынка. Прогноз развития мировой экономики (по данным PricewaterhouseCoopers, февраль 2017) Прогнозируемые темпы декарбонизации мировой экономики, необходимые для удовлетворения парижских соглашений  Для того, чтобы достигнуть цели, установленные парижскими соглашениями (СОР21), темпы декарбонизации мировой экономики должны составить 6,5% ежегодно до 2050 г.  В 2015 г. углеродоемкость мировой экономики сократилась на 2,8%, что намного меньше запланированного уровня. Прогноз развития мировой экономики Оценки роста реального ВВП по регионам Среднегодовые темпы роста Темпы роста мировой экономики возросли за период с 2016 г. по 2018 г. с 3% до 3.5%. По оценкам рост мировой экономики продолжится и на период до 2040 г. составит в среднем 3.4% в год. За период 2000-05 гг. рост мировой экономики на 1% был обеспечен ростом спроса на первичные энергоресурсы на 0.7%. В 2016 г. рост мирового ВВП на 1% был обеспечен ростом спроса на первичные энергоресурсы на 0.3%. Темпы снижения энергоемкости мировой экономики являются критически важным индикатором ее состояния. Прогноз роста реального ВВП по группам стран в базовом сценарии за период 2012-2040 гг. Темпы роста реального ВВП за 2012–2040 гг. Рост ВВП в регионе – не ОЭСР составит в среднем 4.2% в год. Рост экономики России составит в среднем 2.0% в год. За исключением Китая и Индии ВВП в странах Азии – не ОЭСР будет расти в среднем на 4.1% в год. Экономика Индии станет самой быстрорастущей в мире, темпы роста составят в среднем 5.5% в год. Рост экономики Китая в 2014 г. был самым низким за 24 года, замедление темпов роста продолжится, они не превысят 4.7% в год. Мировой ВВП будет расти с теми же темпами, что и за прошедшие 25 лет……основной движущей силой станет расцвет экономики в BP Energy Outlook 2018 развивающихся странах Рост ВВП по регионам и по факторам Производительность труда Население Рост мировой экономики продолжится, главным образом, за счет экономического подъема в развивающихся странах. Рост мирового ВВП по ППС составит в среднем 3,25% в год, что соответствует темпам роста этого показателя за последние 25 лет. Главным драйвером роста экономики является увеличение производительности труда (ВВП на человека). В развивающихся странах этот показатель формирует тренды роста экономики и спроса на энергоресурсы, превосходящие тенденции последних 25 лет. 80% роста мирового производства приходится на развивающиеся страны, при этом на Китай и Индию приходится половина от этого роста. Экономика России в условиях волатильности цен на нефть и роста геополитической напряженности. Структурные реформы – назревшая необходимость. Внешние шоки для российской экономики, связанные с введением санкций и падением цен на нефть Внешние шоки для российской экономики от введения санкций  С марта 2014 г. - поэтапное введение санкций против России со стороны ЕС, США, Канады, Японии.  Наиболее значимые - «секторальные» санкции со стороны США и ЕС. Запрет на долговое финансирование ряда российских банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и др.) и компаний (Газпром, Лукойл, Транснефть, Новатэк, Роснефть и др.) сроком свыше 90 дней, позже - сроком свыше 30 дней. Запрет на поставки оборудования для глубинной добычи, разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа; технологий для нетрадиционной добычи. Приостановлена выдача лицензий на экспорт и реэкспорт товаров в Россию, запрещен экспорт высокотехнологичных оборонных товаров и услуг. Санкции США затронули более 90 % российского нефтяного сектора и почти всю российскую газодобычу. Санкции против России со стороны Европейского Союза Ограничения на долговое финансирование ряда российских банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВЭБ) и компаний с госучастием (Роснефть, Транснефть, Газпром нефть) на срок более 30 дней. Эмбарго на экспорт и импорт оружия и продукции военного назначения, экспорт товаров и технологий двойного назначения. Необходимость для экспортеров получать разрешение на экспорт в Россию ряда технологий для нефтедобычи и переработки (высокотехнологичное оборудование для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти путём гидроразрыва). Август 2014 г. - Правительство РФ ввело ответные санкции на ввоз с/х продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Норвегия. Новый пакет санкций против России в сфере энергетики, одобренный Сенатом США 25 июля 2017 г.:  Усилены ограничения на передачу американских технологий для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях.  Новые санкции позволят Вашингтону получить механизмы влияния на европейских партнеров «Газпрома», в т.ч. на швейцарскую компанию Allseas, которая получила контракт на прокладку трубы для проекта «Северный поток-2».  Одобрена возможность введения крупных штрафов для всех компаний, которые будут помогать «Газпрому» в реализации «Северного потока-2».  Американские компании смогут участвовать в совместных проектах с российскими партнерами, если доля последних не превышает 33%. Новые проекты, к которым американский бизнес проявлял интерес, оказались под полным запретом. Последствия закона США о новых санкциях против России (1) 1. Американским компаниям запрещено участие в проектах, в которых задействована любая из пяти российских нефтегазовых компаний («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», а также любые их «дочки»). Порог долевого участия российской компании в проекте, делающий его запрещенным для американской компании - от 33%. 2. Запрет коснется лишь «новых проектов», что предстоит уточнить Минфину США: в законе нет точного определения. 3. Запрет затронет и новые международные проекты за пределами России и ее шельфа, в которых участвуют российские компании. Под новые санкции могут подпасть проекты российских компаний по разведке и добыче нефти в Бразилии, Венесуэле, Гане, румынском секторе Черного моря. Последствия закона США о новых санкциях против России (2) Трубопроводный транспорт  Водится принцип экстерриториальности: закон грозит санкциями компаниям из любой юрисдикции (не только США), которые вкладывают средства в российские проекты по экспорту энергоресурсов.  Данное положение угрожает сотрудничеству между европейскими и российскими компаниями. Проекты, попадающие в зону риска: 1. «Балтийский СПГ» (Shell и «Газпром») 4. «Северный поток-2» («Газпром» и ряд европейских компаний) 2. «Голубой поток» (Eni и «Газпром») 5. Расширение завода СПГ «Сахалин-2» (Shell и «Газпром») 3. Трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (Shell, Eni и «Роснефть») 6. Месторождение Шах-Дениз (BP и ЛУКОЙЛ) 7. Месторождение Зохр на шельфе Средиземного моря (BP, Eni и «Роснефть»). Ужесточение санкций США имеет цель ограничить российскую экспансию в международных проектах по добыче нефти, включая сотрудничество с поставщиками технологий. Последствия от введения финансовых санкций в кратко- и среднесрочной перспективе Прямой эффект от санкций. Ограничения на внешние заимствования, что негативно сказывается на состоянии платежного баланса за счет снижения валового притока иностранного капитала. Это требует расходования валютных резервов ЦБ. Косвенный эффект от санкций. Возможность введения новых санкций воспринимаются инвесторами как мощный источник экономических рисков. Это кардинально снижает привлекательность российской экономики. Эффекты второго порядка от санкций. Реакция экономики на сокращение чистого притока капитала за счет уменьшения объема инвестиций и падения производства. Результат: изменение значений всех макроэкономических показателей: темпов роста ВВП, обменного курса, цен, инвестиций, процентных ставок, производства и т.д. Влияние санкций на рост российской экономики (данные 2018 г.) Прямое влияние санкций: Косвенное влияние санкций:  Оценки АКРА (Аналитическое кредитное рейтинговое агентство, созданное в 2016 г. по инициативе Центробанка): санкции затронули 20– 21% российского корпоративного сектора. Ограничения затронули крупные госбанки (54% банковского сектора по объему активов), нефтегазовые компании (доля их выручки - 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК.  Более консервативный подход к бюджетному планированию. На фоне западных ограничений власти не рассматривают внешние займы как надежный источник финансирования.  Санкции привели к росту доли рублевых заимствований (с 13 до 41%) и облигаций (с 40 до 66%) у компаний и банков. Произошло изменение географии заимствований: доля заимствований, привлекаемых от нерезидентов, сократилась. Влияние санкций на долгосрочный рост ВВП:  Отмена совместных технологических проектов, в т.ч. по освоению нефтяных месторождений и добычи нефти и газа. Санкции 2014 г. скажутся на показателях добычи нефти в 2020-х. Санкции нельзя назвать ключевым сдерживающим фактором экономического роста в России в среднесрочной перспективе: потенциальный рост ограничен главным образом дефицитом трудовых ресурсов. Его негативный эффект оценивается в -0,4 п.п. роста ВВП в 2018–2020 годах. Минэкономразвития понизило прогноз по росту ВВП: в 2018 г. он может составить 1,9%, а в 2019-м — 1,4% (ранее ожидались 2,1 и 2,2% соответственно). Ускориться до уровня выше 3% он должен только с 2021 г. Последствия от введения финансовых санкций в средне- и долгосрочной перспективе  Возможное технологическое отставание из-за ограничения доступа к некоторым ключевым технологиям в нефтедобыче и оборонной промышленности.  Снижение эффективности экономики из-за приоритетности геополитических соображений. Вынужденное дублирование уже существующих технических решений, что тормозит развитие экономики. Расширение добычи из нетрадиционных источников, прежде всего, сланцевой нефти в США Замедление роста спроса, в первую очередь, из-за торможения роста китайской экономики Сильнейший негативный шок для России - падение цен на нефть. Причины: Отказ стран ОПЕК от обычной практики сокращения добычи при Появление на мировом рынке нефти появлении избытка предложения над из Ирака, Ирана и Ливии спросом (до достижения договоренностей о сокращении добычи). Важный фактор, во многом определяющий эффект санкций и падения цен на нефть на экономику – это наличие «запаса прочности» у частного сектора и государства. Состояние российской экономики: основная посткризисная статистика, аналитика, рейтинги Зависимость российского бюджета от цен на нефть В последние годы зависимость российского бюджета от цен на нефть постоянно увеличивалась. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России Доля нефтяных доходов бюджета выросла с 20% в 2000 г. до 50% в 2013 г. Зависимость российского бюджета от цен на нефть Возросшая неэффективность госрасходов: Профицит/дефицит российского бюджета и цена на нефть  В 2012 г. бюджет России перестал быть профицитным даже при цене нефти $100 за баррель.  В 2005 г. профицит составлял 7,0% от ВВП при цене в $40 за баррель.  Российская экономика стала более чувствительна к снижению цен на нефть. Источники: Министерство финансов РФ, ЦБ РФ, Bloomberg, ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс (ОАО), январь 2015 Всемирный банк. Доклад об экономике России, I апреля 2016 г. Пик глубокой рецессии российской экономики пришелся на второй квартал 2015 г.:  Падение валового национального дохода - порядка 10%  Обесценение рубля в 2015 г. на 37,4% по отношению к доллару США  Падение цены на нефть на 47%.  Дефицит бюджета в 2,4% ВВП профинансирован за счет средств Резервного фонда.  Принятие антикризисного плана в размере 2,4 млрд руб. Прогноз роста реального ВВП к соответствующему периоду предыдущего года (%) Вывод МВФ: долгосрочная траектория экономического роста России будет зависеть от эффективности структурных реформ и повышения конкурентоспособности экспорта. Состояние бюджета Российской Федерации на начало 2017 г. Фонд национального благосостояния (ФНБ) Резервный фонд РФ:  В начале 2016 г. объем Резервного фонда составлял 3,64 трлн руб., на 1 января 2017 г. -972,13 млрд руб.: за год он сократился в 3,7 раза.  В 2016 г. Минфин трижды реализовывал средства Резервного фонда для покрытия дефицита федерального бюджета: в апреле, мае и августе 2016 г.  Всего в 2016 г. Минфин потратил из Резервного фонда 2,14 трлн руб. - эта сумма была заложена в законе о бюджете на 2016 г.  Средства ФНБ не расходовались на финансирование бюджетного дефицита  За 2016 г. объем средств ФНБ сократился почти на триллион - с 5,2 трлн до 4,36 трлн руб. (в т.ч. из-за укрепления рубля и курсовой переоценки на 270 млрд руб. ). Планы на 2017г. На начало 2017 г. совокупный объем Резервного фонда и ФНБ составлял 5,3 трлн руб. - минимум с конца 2013 г. Основные показатели федерального бюджета России, 2002-2016 гг. Покрытие дефицита бюджета предусматривалось за счет:  заимствований более чем на 1 трлн руб.  использования средств Резервного фонда (в размере 1,15 трлн руб.)  средств ФНБ (в объеме 668,2 млрд руб.). В результате Резервный фонд к концу 2017 г. был полностью исчерпан, а в ФНБ осталось порядка 4,19 трлн руб. 2017 год: оценки состояния российской экономики Повышение производительности труда - Пути решения проблемы: привлечение частного капитала, в том числе с помощью механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). - Усиление участия бизнеса в инфраструктурных проектах за счет роста конкуренции, совершенствования законодательства и повышения компетенции специалистов. Увеличение компетенций человеческого капитала - Кардинальное изменение системы образования в России - Принятие активных мер по ликвидации острой нехватки квалифицированных кадров Экономический форум в Давосе, январь 2017 г. Экономический форум в Давосе, январь 2017 г. Два пути для роста экономики России: Гайдаровский Форум, январь 2017 г. Доклад Всемирного банка: «Российская Федерация - комплексное диагностическое исследование экономики». Первый вице-премьер Игорь Шувалов: - В 2017 г. экономика России может выйти на темпы роста в 2% при условии сохранения нынешних цен на нефть и отсутствии новых внешних шоков. - «Основная проблема российской экономики - человеческий капитал. Система образования и рынок труда должны приспособиться к условиям мировой конкуренции, но пока Россия в этом проигрывает». Ключевые внешние риски для России: - Проблемы в финансовом секторе Китая - Повышение ставок ФРС США - Возможная турбулентность в еврозоне в связи с выходом Великобритании из ЕС - Неопределенность на финансовых рынках в связи с курсом президента США Дональда Трампа. Состояние бюджета России и оценки роста ВВП Оценки Минфина по состоянию бюджета: Оценки роста ВВП: Цель Минэкономразвития: ускорение роста российской экономики до 3% к 2020 г. на фоне реализации структурных реформ. В 2017 г. было потрачено 660 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и 1,5 трлн руб. из Резервного фонда. Средства Резервного фонда полностью потрачены на покрытие дефицита федерального бюджета, с 1 февраля 2018 г. он прекратил свое существование. Дефицит федерального бюджета в 2017 г. составил 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.). В закон о бюджете на 2017 г. был заложен дефицит бюджета в 2,5% ВВП. Годовой рост ВВП в 2018 г. составит 2,3% благодаря более высоким ценам на нефть; увеличению потребительских расходов на 4%. Средняя цена на нефть в 2018 г. составит $62 за баррель (на $18 выше прогнозных показателей бюджета). В результате дополнительные нефтегазовые доходы составят 2,1% от ВВП. Годовой рост ВВП к 2020 г. не превысит 1,8% на фоне слабости структурных реформ, низких расходов на развитие человеческого капитала, отсутствия масштабных приватизационных планов, снижения цен на нефть. Добывающий сектор - драйвер наполнения консолидированного бюджета России Поступление налогов в бюджет России в 2017 г. по отраслям Поступило платежей в консолидированн ый бюджет, трлн. руб. Динамика к 2016 г. Добыча полезных ископаемых Добыча нефти и природного газа 5.63 4.63 +32% Обрабатывающие производства Торговля оптовая и розничная Деятельность финансовая и страховая 3.32 1.84 0.93 +14.4% +15.5% +11.7% Отрасли Транспортировка и хранение Строительство Электроснабжение 0.73 0.69 0.61 Деятельность в области информации и 0.56 связи * +2.8% * * Госуправление и безопасность Сельское хозяйство Всего: +6.3% +5.7% * Данные напрямую несопоставимы Источник: ФНС России 0.42 0.12 17.19 трлн. руб. 40% прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2017 г. обеспечены за счет роста НДПИ (данные ФНС). Поступления по статье «Добыча полезных ископаемых» выросли в 2017 г. на 32% до 5 трлн руб. за счет роста сборов по НДПИ, вызванного ростом средних нефтяных цен на 25% за год при укреплении рубля на 15%. Основной вклад в динамику нефтегазовых доходов внес рост цен на нефть Urals. В 2017 г. добывающий сектор был драйвером не только налоговых доходов, но и вообще деловой активности в промышленности. Министерство экономического развития Российской Федерации: состояние российской экономики, июнь 2018 г. Показатели производственной активности % к соотв. периоду прошл. года ВВП Промышленное производство Добыча полезных ископаемых, в т.ч. Май 18 Апр.18 1 кв.18 Мар.18 Фев.18 Янв.18 2017 4 кв.17 3 кв.17 2016 2.1 3.7 2.2 3.9 1.3 2.8 1.2 2.8 1.7 3.2 1.6 2.4 1.5 2.1 0.9 -1.7 2.2 2.5 -0.2 2.2 1.3 2.5 1.5 2.4 1.2 0.8 2.1 -0.4 2.5 2.3 Добыча сырой нефти и 0.9 природного газа 0.4 -0.4 1.0 -0.9 -1.2 0.4 -2.4 0.9 2.1 Обрабатывающие производства, в т.ч. 5.4 5.3 3.7 2.2 4.7 4.3 2.5 -1.5 2.9 2.6 Производство кокса и нефтепродуктов 5.4 -0.2 2.2. 1.7 2.2 2.7 1.1 -0.5 0.8 -3.2 Состояние экономики России Шесть шагов для ускорения: предложения Министерства финансов России Министр финансов Антон Силуанов: «Без реализации структурных изменений темпы роста упрутся в «потолок потенциала экономики», который не превышает 1,5% в год при целевой задаче в 3–3,5% в год. Шесть целей Минфина для ускорения экономики: 1. Снижение нефтяной зависимости с использованием новых бюджетных правил, включенных в проект бюджета на 2018–2020 гг. 2. Преодоление структурных ограничений: низкое качество человеческого капитала, неэффективное госуправление, плохое состояние инвестклимата. 3. Снижение административной нагрузки и обеспечение равных конкурентных условий для бизнеса с выводом экономики из тени за счет налогового маневра. 4. Эффективность бюджета. Разработка концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2018–2020 годы. 5. Создание здоровой финансовой системы путем изменения механизмов финансового оздоровления банков и создания многоуровневой банковской системы. 6. Совершенствование региональных финансов. Сокращение количества «дефицитных субъектов» Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежнокредитной политики Центрального Банка России на 2016 г. и на период 2017 и 2018 гг. (1)  Денежно-кредитная политика России основывается на прогнозах экономического роста, разработанных Центробанком России.  Спад в российской экономике обусловлен сочетанием циклических и структурных факторов, при этом роль структурных факторов будет постепенно увеличиваться Три элемента экономической политики, необходимые для выхода России в следующие три года на траекторию роста экономики: Консервативная бюджетная политика (с перестройкой структуры расходов в пользу расходов, стимулирующих рост, и с реальным повышением эффективности расходов). Мощная повестка структурных преобразований, способных ускорить диверсификацию экономики и обеспечить приток инвестиций. Сбалансированная денежно-кредитная политика, учитывающая баланс инфляционных рисков и рисков для экономического роста. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Центрального Банка России на 2016 г. и на период 2017 и 2018 гг. (2) Базовый сценарий: цена на нефть в $50 долларов; сохранение финансовых санкций. Темпы роста ВВП в 2016 г. - отрицательные, в 2017 г. - достигнут небольших положительных значений, в 2018 г. составят 2,03,0%. Экономике требуется время, чтобы адаптироваться к потере доходов от внешнеэкономической деятельности. Оптимистичный сценарий: рост цен на нефть до $70–80 за баррель к 2018 г. Восстановление роста экономики уже в 2016 г. Рисковый сценарий: цена на нефть в $40 за баррель или ниже в 2016–2018 годах. Центробанк готов задействовать весь арсенал инструментов и мер: продажу иностранной валюты для поддержания финансовой стабильности, наращивание объемов валютного рефинансирования. В новых условиях малый и средний бизнес является приоритетом, так как именно в этом секторе заложены резервы для диверсификации экономики. Состояние экономики России Место России в рейтинге конкурентоспособных экономик мира по результатам 2016 г. Версия швейцарской бизнес-школы IMD: Россия занимает 46-е место. Оценка конкурентоспособности по 20 параметрам, разделенным на четыре категории: показатели экономики; эффективность правительства; эффективность бизнеса; инфраструктура. Главные антирекорды России в 2016 г.: ухудшение сальдо платежного баланса; дефицит федерального бюджета; более медленное снижение ставки ЦБ по сравнению с инфляцией; ухудшение имиджа России за рубежом. Главные достижения России в 2016 г.: улучшение динамики ВВП; реального ВВП на душу населения. Ключевые вызовы для России в 2017 г.: санкции; волатильность нефтяных цен; сокращение государственных финансовых резервов. Международное агентство Fitch присвоило «позитивный» прогноз кредитному рейтингу России 27 сентября 2017 г. Fitch улучшило прогноз суверенного кредитного рейтинга России со «стабильного» на «позитивный». Причины:  Россия демонстрирует прогресс в проведении экономической политики: более гибкий обменный курс, приверженность к инфляционному таргетированию, разумная бюджетная стратегия (новое бюджетное правило).  Снижение дефицита бюджета (и его выход в ноль к 2019 г.), низкий уровень государственного долга и усилия ЦБ по очистке банковского сектора. Ключевые факторы:  Уровень инфляции снизился с 7,1% в 2016 г. до 4,1% в 2017 г. В 2018–2019 гг. он составит в среднем 4,5%.  Доходы бюджета от экспорта углеводородов составят около 36% (в 2011-2014 гг. - 50%).  ​Экономический рост останется на низком уровне: в среднем 2,1% в 2018–2019 гг. Поставленные задачи:  Повышение макроэкономической стабильности; прочный баланс внешней торговли и сбалансированный бюджет; повышение устойчивости экономики к потрясениям. Решение Fitch является результатом снижения сырьевой зависимости российской экономики. Суверенный рейтинг России Февраль 2018 г. - S&P повысило суверенный кредитный рейтинг России в иностранной валюте до инвестиционного уровня (движение с BB+ до BBB-) со «стабильным» прогнозом. Комментарии: Скачок России в рейтинге легкости ведения бизнеса от Всемирного банка (Doing Business) со 120-й до 35-й позиции. Действия Банка России, которые позволили сохранить финансовую стабильность. Разумная политика, позволившая российской экономике приспособиться к снижению цен на сырьевые товары и международным санкциям. Сохранение низких темпов роста экономики (1,7–1,8% до 2021 г. ) на фоне неблагоприятной демографии и слабой производительности труда. Структурные препятствия для роста экономики: доминирующая роль государства, непростой инвестиционный климат; относительно низкий уровень конкуренции и инноваций. Fitch оставило суверенный кредитный рейтинг России на том же инвестиционном уровне (BBB-) с «позитивным» прогнозом. Комментарии: Сильный суверенный баланс, надежные внешние факторы и улучшение экономической политики в отношении макроэкономических показателей». Геополитические противоречия. Сохранение структурных слабостей (зависимость от сырьевых товаров и управленческие риски). Рост экономики в среднем на 2% в 2018– 2019 годах на фоне стабильных цен на нефть. Российский рейтинг вышел из «мусорной» категории, в которой Россия находилась с начала 2015 г. Данные Всемирного банка, июль 2018 г.: Россия поднялась в рейтинге экономик мира  По объему ВВП в 2017 г. Россия вплотную приблизилась к топ-10 экономикам мира и поднялась с 12-го на 11-е место. За год российский ВВП увеличился почти на $300 млрд (с $1,28 трлн до $1,58 трлн.).  Россию в этом списке с большим отрывом опережают три партнера по БРИКС: Китай (2-е место), Индия (6-е) и Бразилия (8-е), ближе всего Бразилия с отрывом в $478 млрд.  В десятке крупнейших экономик произошли лишь два изменения: Индия обошла Францию, поднявшись на шестое место, а Бразилия — Италию, заняв восьмую строчку.  В 2017 г. ВВП России вырос на 1,5% (данные Росстата). В 2018 г. рост ВВП составит 1,9%, в 2019-м — 1,4% (макропрогноз Минэкономразвития).  Поставленная задача: по показателю ВВП по паритету покупательной способности Россия должна войти в пятерку ведущих стран к 2024 г.  По итогам 2017 г. Россия увеличила ВВП по ППС в текущих ценах с $3,64 трлн до $3,75 трлн, но осталась на шестой строчке (на пятой строчке - Германия, от которой Россия отстала на $445 млрд.). Рейтинг глобальных развивающихся рынков: лидерские позиции России (по данным Bank of America Merrill Lynch (BofAML) Июль 2018 г.  По макроэкономическим показателям Россия заняла третье место в полугодовом рейтинге глобальных развивающихся рынков, обойдя партнеров по БРИКС, и сохранила лидерский статус, полученный в январе 2018 г.  Россия значительно сократила свои долги, у России самые высокие показатели внешней ликвидности, текущего счета и бюджетного баланса среди стран GEM-10, один из самых низких уровней внешнего долга. Инфляция сейчас также низкая, но экономика растет медленно. Group Emerging Markets Оценки состояние российской экономики в краткосрочной перспективе и прогнозы развития на среднесрочную перспективу Концепции роста экономики России, 2017 год Май 2017 г.: в рамках Президентского экономического совета Рабочей группой «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост» было разработано три среднесрочные стратегии роста российской экономики: Центр стратегических разработок - Проблема российской экономики - замедление структурного роста, определяемого фундаментальными факторами (трудовые и капитальные ресурсы, технологический прогресс, качество институтов развития). - Необходимо добиваться ускорения структурного роста до 4%, что потребует к 2019 г. дополнительно 4,5 млн человек и 40 трлн руб. инвестиций в основной капитал. - Необходимо снизить дефицит бюджета до 1% ВВП за три-четыре года. Столыпинский клуб: - ЦБ должен рефинансировать коммерческие банки и институты развития, которые, в свою очередь, должны финансировать ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ, государственночастные проекты в области развития региональной инфраструктуры и несырьевых секторов экономики. Минэкономики: - Потенциальный рост российской экономики — 2% в год, но его можно увеличить до 4%, в основном, за счет активных инвестиций, которые должны стать главным драйвером экономики и расти на 7–8% в год. - Необходимо создать бюджетные фонды ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ и оказывать поддержку не проблемным предприятиям, а экспорту. Доходы и расходы Федерального бюджета в 2012-2016 гг. (все данные приведены к ценам 2016 г.) 20 18 18,3 18,4 17,4 17,8 17,9 18,4 16,7 16 16,4 14,6 14 13,4 12 10 8 6 4 2 2012 г. 2013 г. Доход, трлн. руб. 2014 г. 2015 г. Расход, трлн. руб. 2016 г. Доходы и расходы Федерального бюджета в 2016-2019 гг. по проекту (все данные приведены к ценам 2016 г.) 18 16,4 16 14 15,5 14,7 13,4 14 12,9 12,8 13 12 10 8 6 4 2 2016 г. 2017 г. Доход, трлн. руб. 2018 г. Расход, трлн. руб. 2019 г. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 г. и на период 2019 и 2020 гг. (Минэкономики, сентябрь 2017) Варианты прогноза Базовый, консервативный, целевой варианты:  Взаимоувязка первичных расходов федерального бюджета с нефтегазовыми доходами при базовой цене на нефть "Юралс" на уровне 40 долларов за баррель в (в ценах 2017 г.). Базовый вариант Замедление мирового экономического роста до 2,8% к 2020 г. Замедление китайской экономики при исчерпании потенциала текущей модели роста. Сохранение санкций в отношении российской экономики. Сохранение цен на нефть вблизи текущих уровней до окончания срока соглашения ОПЕК+, затем их постепенное снижение. Увеличение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2017 г. до 2,3% к 2020 г. за счет: Реализации программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса Создание эффективного механизма государственночастного партнерства в инфраструктурно м строительстве под гарантии государства Создания на базе Внешэкономбанка "фабрики проектного финансирования" - отбор качественных проектов и их сопровождение на всех стадиях Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 г. и на период 2019 и 2020 гг. (Минэкономики, сентябрь 2017) Варианты прогноза Консервативный вариант: Более существенное замедление роста мировой экономики Как результат повышение уровня неприятия рисков международными инвесторами Падение цены на нефть марки "Юралс" до 35 долларов к концу 2018 г. и ее сохранению на этом уровне Темп роста ВВП российской экономики к 2020 г. 1,5% Целевой вариант: темпы роста ВВП российской экономики к 2020 г. 3,1%. Темпы роста экономики к 2020 г.: 3.1% 2.3% 1.5% Министерство экономического развития Российской Федерации: состояние российской экономики и прогноз, июнь 2018 г. 1  При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики рост ВВП ускорится до уровня выше 3 % в период 2021-2024 годов. В инерционном сценарии потенциальные темпы роста ВВП сохранятся на уровне 1,5-2,0 %. Обновлен прогноз социальноэкономического развития с учетом целей, поставленных Президентом РФ (Указ № 204). В базовый сценарий заложены предпосылки полной реализации разработанного комплекса мер по ускорению темпов роста ВВП. В базовый сценарий заложено постепенное снижение цен на нефть марки «Юралс» до $63,4 за баррель в среднем за 2019 г., $59,7 в 2020 г. и до $53,5 в 2024 г. При этом влияние изменения цен на нефть будет в значительной степени снижено бюджетным правилом. Темп роста ВВП в 2018 г. составит 1,9 %. 2019 г. будет достаточно сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетноналоговой политики. Темп роста ВВП по итогам 2019 г. составит 1,4 %. Снижение темпов экономического роста будет связано в основном с отложенным запуском инвестиционных проектов с государственным участием при одновременном росте налоговой нагрузки. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать комплекс мер для решения задач, поставленных Указом Президента РФ (№204). Меры направлены на обеспечение роста производительнос ти труда в экономике, увеличение доли малого бизнеса в ВВП, расширение несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг. Ключевое условие обеспечения высоких темпов экономического роста перераспределени е расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных; привлечение средств частных инвесторов в инфраструктурны е проекты; создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. Министерство экономического развития Российской Федерации: состояние российской экономики и прогноз, июнь 2018 г. 2 Основные показатели прогноза социально-экономического развития 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 ВВП, % г/г реальный рост 1.5 1.9 1.4 2.0 3.1 3.2 3.2 3.3 ВВП (номинал (млрд. руб.) 92037 100519 106154 111558 119385 128074 137715 148258 ИПЦ, % г/г (на конец года) 2.5 3.1 4.3 3.8 4.0 4.0 4.0 4.0 Курс доллара (среднее за период) 58.3 60.8 63.2 63.8 64 64.7 66.3 68.0 Индекс промышленного произв-ва, % г/г 2.1 2.5 2.1 2.6 2.9 3.2 3.3 3.4 Экспорт товаров (млрд. долл.) 353 440 445 447 460 476 49 514 Импорт товаров (млрд. долл.) 238 275 290 307 325 343 362 380 Изменение валютных резервов (млрд. долл.) 22.6 65.5 53.3 42.2 35.7 29.9 24.5 18.5 Неустойчивость роста российской экономики Институт Гайдара  Рост российской экономики в ближайшие годы будет определяться не структурными факторами — качеством самой экономики, а конъюнктурными: фазами делового цикла и случайными шоками. Конъюнктурная компонента  Осуществлена декомпозиция темпов роста с выделением трех компонентов — структурной (отражает долгосрочные устойчивые темпы роста), внешнеторговой и конъюнктурной. Как следует из их подсчетов, российскую экономику сейчас двигают вперед именно конъюнктурные причины.  Структурный рост отражает технологический прогресс, развитие инфраструктуры и качество рыночных и регулятивных институтов. Он стабильно замедляется с 1999 г. Вклад структурной компоненты в 1999 г. составлял 5,6%, в 2009 г. - 3,6%, в 2015 г. - 1,5%, в 2017 г. - 0,9%.  Замедление темпов структурного роста объясняется ухудшением бизнес-климата, а именно повышением доли государства в экономике, усилением государственного вмешательства в нее, недостаточным прогрессом в сфере институциональных реформ.  Конъюнктурные факторы связаны с позицией экономических агентов, уровнем определенности, положительными и отрицательными внешними шоками.  В 2013–2016 годах отрицательный вклад конъюнктуры был связан с санкциями, антисанкциями, девальвацией рубля. Теперь же тренд меняется на фоне увеличения горизонта инвестиционного планирования в условиях низкой инфляции деловой цикл. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство России (АКРА): как сильно может упасть экономика из-за новых санкций США: октябрь 2018 г. Базовые предпосылки для всех сценариев АКРА: старение населения, переход в режим низкой инфляции, санкции, реализация майского указа Президента РФ, повышение пенсионного возраста и ставки НДС, «разворот на восток». Три сценария макропрогноза развития экономики России в случае масштабного расширения антироссийских санкций: - Базовый сценарий: ввод в ноябре 2018 г. ограничений на покупку российского госдолга - экономический рост в 2019 г. составит 1,4%. - Альтернативный сценарий: рост ВВП не превысит 0,7%. - Альтернативный + финансовый стресс: к этим ограничениям прибавятся санкции в отношении госбанков. В результате ВВП по итогам 2019 г. может упасть на 2,5%. Вывод АКРА: индекс финансового стресса находится значительно ниже критического уровня. В случае расширения санкций финансовая система России не должна перейти в состояние нестабильности. Косвенные «неуправляемые» риски во всех сценариях прогноза: - Последствия торговых войн США и Китая, которые могут привести к падению спроса на экспорт из России. - Шоки предложения на сырьевых рынках, которые могут привести к падению цен на нефть до $40 и ниже в течение года-полутора (сейчас нефть стоит $84,5). Экономика РФ: уточнение прогноза до 2022 г. и альтернативные сценарии (по данным АКРА, 25.10.2018) Базовый сценарий макроэкономического прогноза на период с 2015 по 2022 год Показатели Уд. Изм. Ключевые показатели внешней среды $/барр. Цена нефти марки Urals % г/г Мировой ВВП % г/г ВВП США % г/г ВВП Китая % г/г ВВП Евросоюза Бюджет % ВВП Сальдо федерального бюджета 2015 Факт 2016 51.3 2.8 2.9 6.9 2.3 42.3 2.5 1.5 6.7 2.0 53.5 2.6 2.3 6.8 2.4 72 2.6 2.5 6.4 1.8 63 2.1 1.5 5.6 1.4 59 1.8 1.6 4.4 1.5 61.6 1.8 1.7 4.0 1.6 62.8 1.8 1.7 4.0 1.7 -2.3% -3.4% -1.8% 1.6% 1.6% 0.8% 1.1% 1.4% Альтернативный сценарий Показатели Уд. Изм. Факт 2015 Ключевые показатели внешней среды Цена нефти марки $/бар 51.3 Urals р. Мировой ВВП % г/г 2.8 ВВП США % г/г 2.9 ВВП Китая % г/г 6.9 ВВП Евросоюза % г/г 2.3 Бюджет Сальдо % -2.3% федерального ВВП бюджета 2016 2017 2017 Оценка 2018 2019 Прогноз 2020 2021 2022 Альтернативный сценарий+ финансовый стресс Оцен ка 2018 Прогноз 2019 2020 42.3 53.5 72 52 52 2.5 1.5 6.7 2.0 2.6 2.3 6.8 2.4 2.6 2.5 6.4 1.8 2.1 1.1 5.2 1.0 1.8 1.2 4.0 1.1 0.3% 0.3% -3.4% -1.8% 1.6% Показатели Уд. Изм. 2015 Ключевые показатели внешней среды Цена нефти марки $/бар 51.3 Urals р. Мировой ВВП % г/г 2.8 ВВП США % г/г 2.9 ВВП Китая % г/г 6.9 ВВП Евросоюза % г/г 2.3 Бюджет -2.3% Сальдо % федерального ВВП бюджета Факт 2016 2017 Оцен ка 2018 Прогноз 2019 2020 42.3 53.5 72 38 56 2.5 1.5 6.7 2.0 2.6 2.3 6.8 2.4 2.6 2.5 6.4 1.8 0.8 -1.5 3.9 0.2 1.3 0.3 4.0 1.0 -3.4% -1.8% 1.6% -2.5% 0.5% Экономика РФ: уточнение прогноза до 2022 г. и альтернативные сценарии (по данным АКРА, 25.10.2018) Шесть событий, создающих риски для роста российской экономики: Компоненты макроэкономических сценариев для России Событие Вероятно сть реализац ии в 20192020 Альт ерна тивн ый Средняя Средняя Сила Базов негативно ый го влияния на экономику России Сильное Сильное + Рецессия в США Падение спроса на экспорт из России более чем на 1% Введение США в ноябре новых санкций против России Шоки предложения, снижающие цены на сырьевых рынках Долговой кризис в Китае Бюджетные кризисы в отдельных странах Европы + (+) ++ Высокая Среднее + (+) Средняя Среднее + (+) Низкая Среднее (+) Средняя Слабое (+) + Альтерна тивный+ финансо вый стресс Торговый оборот со странами, стресс в которых может привести к экономическому спаду в России Экономика РФ: уточнение прогноза до 2022 г. и альтернативные сценарии (по данным АКРА, 25.10.2018) Основные характеристики прогноза: Обновление прогноза на 2019–2022 годы: до середины 2019 г. цены на нефть сохранятся на высоком уровне — будет наблюдаться временный профицит федерального бюджета. Высокая вероятность введения новых санкций против России; усиление отрицательного влияния протекционистских мер на экономики США и Китая. Шесть внешних рисков, способных существенно повлиять на экономику России, стали более вероятными. Результат анализа возможных последствий их реализации - два дополнительных макроэкономических сценария. Вариант с финансовым стрессом: возможен спад ВВП на 2–3%. Торговая война между Китаем и США может привести к замедлению роста их экономик. В сценарии без финансового стресса рост экономики Китая может замедлиться на 1 п. п., экономики США —на 0,5 п. п. Ввод в действие новых мощностей для поставки углеводородов в США может привести к существенному снижению цен на нефть на мировом рынке. Этот эффект может перевесить связанное с санкциями сокращение экспорта нефти из Ирана и последствия новых договоренностей в рамках ОПЕК+. Проект бюджета РФ и цена нефти для бездефицитного бюджета (октябрь 2018) Аналитическое кредитное рейтинговое агентство России (АКРА): В 2019 г. российский бюджет впервые за 12 лет будет сбалансирован при цене на нефть ниже $50 за баррель (бюджетное правило). В 2018 г. стоимость барреля нефти Urals, при которой бюджет станет бездефицитным, составит порядка $59 за баррель, в 2019-м — $48.8; в 2020-м — $50.6; в 2021-м — $51,2. Ожидания правительства по нефтяным котировкам выше цены, балансирующей бюджет. В бюджет на 2019 г. заложена цена нефти Urals по $63.4 баррель; на 2020-й — по $59.7; на 2021-й - по $57.9. После 2019 г. балансирующая цена Urals вырастет из-за увеличения расходов бюджета, в частности, в связи с реализацией 12 нацпроектов из майского указа Президента РФ; комплексного плана развития инфраструктуры (в сумме 5,6 трлн руб). Проект бюджета предусматривает наполнение Фонда национального благосостояния: на конец 2018 г. его объем составит 3,8 трлн руб., 2019 г. - 7,9 трлн руб. Тратить ФНБ в следующую трехлетку практически не планируется. Минфин планирует создать «целостную систему» управления средствами ФНБ с целью минимизации бюджетных рисков при возникновении выпадающих доходов в случае масштабного внешнего стресса. Объем госдолга будет расти, в частности, в связи с заимствованиями для Фонда развития, из которого будет финансироваться строительство инфраструктуры. Темпы роста госдолга в 2020– 2021 гг. - 2 трлн руб. в год. Ближайшие три года бюджет будет профицитным — доходы превысят расходы на 1–2 трлн руб. Проект бюджета на трехлетний период, октябрь 2018 Октябрь 2018 г.: Госдума приняла в первом чтении проект закона о бюджете на 2019–2021 годы. Впервые за последнее десять лет бюджет запланирован с превышением доходов над расходами. В 2019–2021 годах бюджет будет уверенно профицитным — это 1,8% профицита в 2019 году, 1,1% в 2020 году и 0,8% в 2021 году. Проект бюджета нацелен на исполнение целей майского указа Владимира Путина; направлен на накопление подушки безопасности на случай внешних угроз в виде Фонда национального благосостояния, который по итогам 2019 года превысит 7,5%, по итогам 2021 года составит 12,1% ВВП. В основу бюджета заложен базовый сценарий прогноза Минэкономики, осторожно предполагающий снижение мировых цен на нефть, идеология условного занижения доходов продолжится. Доходы в 2019 г. запланированы на уровне 19,969 трлн руб., расходы — 18,037 трлн руб. - профицит будет равен 1,932 трлн руб., или 1,8% ВВП. Минфин продолжит посткризисный курс на бюджетную консолидацию и накопление «излишков». Прогноз Международного валютного фонда по развитию экономики России, июнь 2017 г. 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Прогноз Реальный ВВП Реальный внутренний спрос Потребление Инвестиции Потребительские цены Дефлятор ВВП Уровень безработицы 0.7 -0.3 Изменение в процентах по годам -2.8 -0.2 1.4 1.4 1.5 -9.3 -2.3 1.0 1.0 1.1 Номинальный ВВП (млрд. руб.) Номинальный ВВП (млрд. долл. США) Валютный курс (руб. к долл.) Экспорт нефти (млрд. долл.) Цена на нефть Брент (долл. за баррель) Добыча нефти, млн. т 2021 2022 1.5 1.2 1.5 1.2 1.5 1.2 1.3 1.0 4.0 3.9 5.5 1.3 1.0 4.0 4.0 5.5 1.3 1.0 4.0 3.9 5.5 79.200 -8.0 -3.5 0.6 1.0 1.1 -13.4 1.5 2.5 1.0 1.0 15.5 7.0 4.2 4.0 4.0 8.2 3.6 5.7 3.8 4.0 5.6 5.5 5.5 5.5 5.5 Изменение в номинальном выражении 83.233 86.044 92.277 97.152 102.598 108.220 114.186 120.452 2.064 1.366 1.283 1.498 1.551 1.602 1.660 1.729 1.787 38.4 60.9 67.1 67.1 … … … … … 269.7 157.0 119.8 141.5 142.9 141.9 144.1 147.4 156.5 98.9 52.4 44.0 52.9 53.1 52.8 53.0 53.8 55.0 525.1 525.0 525.0 … … … … … … 0.9 -4.4 7.8 10.7 5.2 Прогноз Международного валютного фонда по развитию экономики России, июнь 2017 г. Комментарии Испытав двойной шок в 2014 г. от падения цен на нефть и санкций, в 2016 г. российская экономика стабилизировалась, сокращение ВВП составило всего 0.2%. Относительно ограниченная реакция на внешние шоки отражает эффективную политику властей: плавающий обменный курс, поддержку банковской системы, налогово-бюджетное стимулирование и рестриктивную налоговую политику. Скоординированные ответные меры на внешние шоки были возможны благодаря наличию значительных резервов. Более стабильные цены на нефть и лучшие финансовые условия позволили в 2017 г. возобновить рост ВВП; в 2018 г. он должен составить 1.4%. Тем не менее, с учетом дефицита квалифицированных кадров и медленным проведением структурных реформ, позволяющих увеличить производительность труда, потенциал для роста ВВП в среднесрочной перспективе ограничен 1,5%. Главным риском в прогнозе остаются цены на нефть.
«Состояние глобальной экономики: статистика, основные тенденции, оценки и прогнозы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot