Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
1. Существуют разные трактовки понятия «личность» и «индивидуальность».
Категория «личность» определяется как человек, рассматриваемый с позиции его психологических аспектов, социально обоснованных, характеризуются общественными сути связях и взаимоотношениях, устойчивы, определяют его нравственные поступки, определяющие значимость для него и социального окружения (Немов P.C., 1998).
Личность человека обладает именно ей присущей совокупностью психологических черт и особенностей, составляющих неповторимость, индивидуальность.
Личность - это человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе.
Индивидуальность определяет неповторимость человека, в то же время личность обладает только ей свойственной совокупностью психологических черт и особенностей, составляющих ее; проявляется в характеристиках: темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы, в качествах познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и других.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
2.
Понятие «креативность» – индивидуальное личностное свойство, обладание умением созидать новейшие воззрения и формировать новые умения на основе различного способа к использованию полученной информации; способность и характеризующее глубинное качество индивида создавать неповторимые продукты, принимать и осуществлять нестандартные действия, решения.
Понятие «творчество» – деятельность, создающая субъективно и объективно новое, никогда ранее не созданное; идеалистическая или материальная составляющая, в ходе которой создаются новые (для субъекта деятельности) продукты (умения, компетенции и материализованные продукты).
Сходства данных понятий:
Развитие воображения.
Процесс создания, творения, порождения чего-либо нового.
Различие:
Креативность
Творчество
Главной составляющей креативного процесса является прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.
Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор.
В креативном продукте оно подчинено прагматической цели.
Творчество всегда первично и фундаментально.
Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Креативность — это что-то более материальное
Творчество — это духовный и возвышенный процесс.
3.
Изобразительная деятельность – это художественная творческая деятельность ребенка, направленная: во-первых, на выражение впечатлений, из окружающей его жизни, во-вторых, отражение собственного восприятия, в-третьих, действенное совершенствования воображения, фантазии, творческих способностей.
Изобразительное творчество определяется соотношением личностных характеристик, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью.
Способности - это ориентировочные действия, отделяющиеся от умений и навыков, относящиеся к практической, исполнительской составляющей деятельности.
Все эти понятия взаимосвязаны, так как наличествующие у субъекта в изобразительной деятельности творческие способности выступают критерием личностных качеств.
4.
Дидактические принципы – это основополагающие категории дидактики и обоснование, определяющие цели, принципы обучения, закономерности, сущность, формы и способы и средства организации образовательного процесса.
Дидактические принципы организации детского изобразительного творчества
Принцип гуманизации - Полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью.
Принцип научности - Отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники.
Принцип доступности и нарастающей трудности - Учет уровня актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми навыками и умениями.
Принцип наглядности - Разумное применение и в меру разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, наглядных пособий, технических средств обучения и современных информационных технологий; использование наглядности как самостоятельного источника знания, метод создания проблемной ситуации.
Принцип природосообразности - Организация педагогического процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье воспитанников, способствующего созданию здорового образа жизни.
Принцип культуросообразности - Организация педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности на преемственной основе.
Принцип систематичности и последовательности - Обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей с использованием пересказа, рассказа.
Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством - Организация коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач творческого теоретического и практического характера.
Принцип прочности, осознанности жизнедейственности результатов воспитания, обучения и развития - Формирование позитивного отношения к изучаемому и применение полученных знаний в новых жизненных ситуациях.
Принцип связи теории с практикой и с жизнью - Организация разнообразной творческой изобразительной деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек.
Принцип эстетизации детской жизнедеятельности - Формирование культуры взаимоотношений у всех участников педагогического взаимодействия.
Принцип субъектности - Развитие у ребенка способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с окружающими; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия творческого потенциала.
5.
Основными задачами «Теория и методика детского изобразительного творчества» являются:
1. Формирование художественного, образного, творческого мышления детей.
2. Обогащение представлений о предметном и социальном мире, о художественных и выразительных способах отражения, многообразии изобразительных материалов.
3. Содействие становлению творческих умений и навыков, способствующих передаче замысла работы и выразительности художественного образа.
4. Обеспечение оптимальных условий практического «вхождения» и «проживания», через взаимодействие с произведениями искусства как выражения чувств, мыслей, жизненной позиции их творцов для совершенствования творческой и самостоятельной активности в изобразительной деятельности.
6.
Выделяют следующие психолого-педагогические требования к педагогу:
- знание предмета, умение соотнести академические знания с жизненным опытом детей;
- четкость изложения материала, обладание способностью встать на позицию младшего школьника, знание методики преподавания;
- теплота и доброжелательность, построение общения на гуманистической, личностно-ориентированной основе;
- энтузиазм, демонстрация интереса предмету, желание научить и заинтересовать младших школьников.
7.
Согласно ФГОС ДО (2013) «художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, и др.)».
8.
Педагогические средства, способствующие развитию детского изобразительного творчества в дошкольной образовательной организации:
- Применение последовательности в освоении детьми возможностей инструментов и материалов для изобразительной деятельности, вариативность в приемах создания графических (объемных) образов.
- Обучение приемам работы с художественными инструментами.
- Развитие сенсомоторных, зрительных умений детей.
- Доступность к использованию разнообразных изобразительных материалов.
- Реализация природосообразной мотивации изобразительной деятельности детей.
- Безоценочный характер отношения к продукту творческой изобразительной деятельности.
- Смешение техник при создании творческого изображения.
- Организация коллективного решения задач творческой изобразительной деятельности дошкольников.
- Осуществление интеграции образовательных областей и изобразительной деятельности.
- Осуществление рассматривания и обследования предметов с выделением сходства и различия на основе аналитико-синтетических действий.
- Реализация технологии блочного планирования и разработки технологических карт.