Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность

  • 👀 259 просмотров
  • 📌 239 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность» doc
Лекция 1 1. Существуют разные трактовки понятия «личность» и «индивидуальность». Категория «личность» определяется как человек, рассматриваемый с позиции его психологических аспектов, социально обоснованных, характеризуются общественными сути связях и взаимоотношениях, устойчивы, определяют его нравственные поступки, определяющие значимость для него и социального окружения (Немов P.C., 1998). Личность человека обладает именно ей присущей совокупностью психологических черт и особенностей, составляющих неповторимость, индивидуальность. Личность - это человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе. Индивидуальность определяет неповторимость человека, в то же время личность обладает только ей свойственной совокупностью психологических черт и особенностей, составляющих ее; проявляется в характеристиках: темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы, в качествах познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и других. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. 2. Понятие «креативность» – индивидуальное личностное свойство, обладание умением созидать новейшие воззрения и формировать новые умения на основе различного способа к использованию полученной информации; способность и характеризующее глубинное качество индивида создавать неповторимые продукты, принимать и осуществлять нестандартные действия, решения. Понятие «творчество» – деятельность, создающая субъективно и объективно новое, никогда ранее не созданное; идеалистическая или материальная составляющая, в ходе которой создаются новые (для субъекта деятельности) продукты (умения, компетенции и материализованные продукты). Сходства данных понятий: Развитие воображения. Процесс создания, творения, порождения чего-либо нового. Различие: Креативность Творчество Главной составляющей креативного процесса является прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. В креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Творчество всегда первично и фундаментально. Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Креативность — это что-то более материальное Творчество — это духовный и возвышенный процесс. 3. Изобразительная деятельность – это художественная творческая деятельность ребенка, направленная: во-первых, на выражение впечатлений, из окружающей его жизни, во-вторых, отражение собственного восприятия, в-третьих, действенное совершенствования воображения, фантазии, творческих способностей. Изобразительное творчество определяется соотношением личностных характеристик, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Способности - это ориентировочные действия, отделяющиеся от умений и навыков, относящиеся к практической, исполнительской составляющей деятельности. Все эти понятия взаимосвязаны, так как наличествующие у субъекта в изобразительной деятельности творческие способности выступают критерием личностных качеств. 4. Дидактические принципы – это основополагающие категории дидактики и обоснование, определяющие цели, принципы обучения, закономерности, сущность, формы и способы и средства организации образовательного процесса. Дидактические принципы организации детского изобразительного творчества Принцип гуманизации ­- Полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью. Принцип научности - Отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники. Принцип доступности и нарастающей трудности - Учет уровня актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми навыками и умениями. Принцип наглядности - Разумное применение и в меру разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, наглядных пособий, технических средств обучения и современных информационных технологий; использование наглядности как самостоятельного источника знания, метод создания проблемной ситуации. Принцип природосообразности - Организация педагогического процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье воспитанников, способствующего созданию здорового образа жизни. Принцип культуросообразности - Организация педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности на преемственной основе. Принцип систематичности и последовательности - Обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей с использованием пересказа, рассказа. Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством - Организация коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач творческого теоретического и практического характера. Принцип прочности, осознанности жизнедейственности результатов воспитания, обучения и развития - Формирование позитивного отношения к изучаемому и применение полученных знаний в новых жизненных ситуациях. Принцип связи теории с практикой и с жизнью - Организация разнообразной творческой изобразительной деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек. Принцип эстетизации детской жизнедеятельности - Формирование культуры взаимоотношений у всех участников педагогического взаимодействия. Принцип субъектности - Развитие у ребенка способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с окружающими; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия творческого потенциала. 5. Основными задачами «Теория и методика детского изобразительного творчества» являются: 1. Формирование художественного, образного, творческого мышления детей. 2. Обогащение представлений о предметном и социальном мире, о художественных и выразительных способах отражения, многообразии изобразительных материалов. 3. Содействие становлению творческих умений и навыков, способствующих передаче замысла работы и выразительности художественного образа. 4. Обеспечение оптимальных условий практического «вхождения» и «проживания», через взаимодействие с произведениями искусства как выражения чувств, мыслей, жизненной позиции их творцов для совершенствования творческой и самостоятельной активности в изобразительной деятельности. 6. Выделяют следующие психолого-педагогические требования к педагогу: - знание предмета, умение соотнести академические знания с жизненным опытом детей; - четкость изложения материала, обладание способностью встать на позицию младшего школьника, знание методики преподавания; - теплота и доброжелательность, построение общения на гуманистической, личностно-ориентированной основе; - энтузиазм, демонстрация интереса предмету, желание научить и заинтересовать младших школьников. 7. Согласно ФГОС ДО (2013) «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, и др.)». 8. Педагогические средства, способствующие развитию детского изобразительного творчества в дошкольной образовательной организации: - Применение последовательности в освоении детьми возможностей инструментов и материалов для изобразительной деятельности, вариативность в приемах создания графических (объемных) образов. - Обучение приемам работы с художественными инструментами. - Развитие сенсомоторных, зрительных умений детей. - Доступность к использованию разнообразных изобразительных материалов. - Реализация природосообразной мотивации изобразительной деятельности детей. - Безоценочный характер отношения к продукту творческой изобразительной деятельности. - Смешение техник при создании творческого изображения. - Организация коллективного решения задач творческой изобразительной деятельности дошкольников. - Осуществление интеграции образовательных областей и изобразительной деятельности. - Осуществление рассматривания и обследования предметов с выделением сходства и различия на основе аналитико-синтетических действий. - Реализация технологии блочного планирования и разработки технологических карт.
«Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot