Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сооружения дошкольных образовательных организаций
Для дошкольных образовательных организаций, режим работы которых составляет более 5 часов в день, должны предусматриваться оборудованные места для прогулок детей и занятий физкультурой. Для прогулок могут быть использованы территории скверов, парков и другие территории, приспособленные для прогулок детей и занятий физкультурой. Для проведения физкультурных занятий допускается использовать отапливаемые прогулочные веранды. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают навес площадью из расчета не менее 1 м2 на одного ребенка. Физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их ростовозрастных особенностей. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия. При численности воспитанников более 120 чел. рекомендуется предусматривать два зала: один – для занятий музыкой, другой – для занятий физкультурой. Залы не должны быть проходными. При численности воспитанников до 120 допускается один общий зал для занятий музыкой и физкультурой и оборудованная физкультурная площадка на свежем воздухе. При строительстве бассейна должны соблюдаться СанПин требования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества.
Рис. 34 Спортивный зал в детском саду.
Рис. 35 Бассейн для дошкольников
Спортивный комплекс образовательной школы.
Типично состоит из ряда открытых плоскостных сооружений, игрового спортивного зала, а в крупных школах – одного или двух бассейнов. Спортивные залы школ составляют 65 % спортивных залов страны. При этом существуют многочисленные несоответствия. На 1 ученика по нормативу рассчитывается не менее 1,5 м2 площади пола, а по факту 0,5 м2. Разрешается использовать для уроков физкультуры в 1-4-х классах помещения 6 х 6 м с колоннами при высоте 3-4 м (рекреации, холлы школ). Школьные плавательные бассейны имеют существенные требования. Требуется 2 типа ванн: для обучения плаванию детей (10 х 6 м или 12,5 х 6 м с глубиной воды 0,6 - 0,85 м) и для совершенствования навыков плавания (25-метровая ванная с глубиной воды 1,2 - 1,45 м). Ширина дорожки школьного бассейна может быть меньше, чем спортивного: по 1,8 м – средние дорожки и по 1,9 м – крайние. Для детской ванны оптимально напольное размещение или применение заглубленных обходных дорожек, что создает тренерам хорошие условия при обучении плаванию младших школьников. Основной принцип размещения спортплощадок на участке школы – объединение в блоки, что позволяют универсально использовать площадки для разных спортивных игр. Покрытия площадок могут быть твердые, мягкие, газонные.
Спортивные сооружения профессиональных учебных заведений.
Спортивные сооруженияиспользуются сезонно и неравномерно, занятия проходят преимущественно на открытых сооружениях – спортядре, площадках, беговых и лыжных трассах. Некоторые занятия проводятся как в зале, так и на площадках. Состав плоскостных сооружений похож на школьный. Академические занятия проходят на плоскостных сооружениях, а секционные по большинству видов спорта проводятся в зале. Площадь открытых сооружений зависит и от численности учащихся.
В ПТУ спортивные сооружения размещаются при общежитиях, вне учебной зоны располагаются малые спортивные залы и спортивные площадки. В большинстве построенных ПТУ при спортивных сооружениях недостаточно вспомогательных помещений, кроме того их состав, величина и оборудование не удовлетворяют потребностям учащихся.
Спортивные сооружения ВУЗов
Учебно-спортивный комплекс ВУЗов должен включать в свой состав закрытые (зальные) и открытые (плоскостные) спортивные сооружения [43]. Характерные элементы спортивной инфраструктуры:
• Закрытые залы - легкоатлетический манеж с беговой дорожкой 200 м, бассейн для плаванья и водного поло с ванной 50 х 25м, гимнастические залы для мужчин и женщин (42 х 24м), залы общефизической подготовки и игровых видов спорта (42 х 24м), залы для борьбы (24 х 15 м), бокса (18 х 12 м), фехтования, силовых тренажеров, гребли академической, на байдарках и каноэ (18 х 12 м, 30 х 18 м).
• Открытые сооружения - стадион с футбольным полем (90 х 60 м) и спортивным ядром, секторами толканий, метаний и прыжков; универсальные площадки для спортивных игр (42 х 24 м). Кроме этого обязательными архитектурно-планировочными элементами учебных физкультурно-спортивных сооружений являются раздевальные для мужчин и женщин, инвентарные, медицинский блок помещений, тренерские, вспомогательные помещения [43].
Одна из основных проблем развития сооружений ВУЗов – реконструкция и модернизация уже существующей сети спортивных сооружений, и прежде всего увеличение числа крытых сооружений, и приведение их в соответствие к современным требованиями. На сегодняшний день также проблемой является несоответствие вспомогательных помещений к требованиям учебного процесса физкультурно-спортивных сооружений ВУЗов. Наиболее остро оно проявляется в недостаточных размерах мест для переодевания (фактически в 2-3 раза). В число обязательных сооружений также рекомендуется включать медико-восстановительный центр.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите спортивные сооружение школ и детских садов.
2. Какие спортивные сооружения в специальных и высших учебных заведениях?
Сооружения для самостоятельных занятий
Согласно СП 31-115-2006 «несложные правила спортивно-развлекательных игр делают их доступными и привлекательными для людей всех возрастов и разного уровня физического развития. Игры предполагают свободное общение между участниками, а часто и между участниками и наблюдающими. Открытые физкультурно-спортивные площадки и сооружения делятся на 3 группы:
1. Сооружения для физкультурно-оздоровительных и спортивно-развлекательных занятий (для любых групп населения).
2. Сооружения для массовых спортивных занятий (т.е. сооружения с нормативными параметрами, но не рассчитанные на проведение соревнований высокого уровня).
3. Сооружения для экстремального спорта (для молодежи)» [50].
Игровые поля и площадки разрешено располагать вблизи жилья, на участках с разной конфигурацией и рельефом, на небольшой площади, которые легко огораживаются зеленью и сетками.
Поле для игр окружают зоной безопасности, свободной от опасных препятствий и предметов (ширина от 1-8 м). Площадки для тенниса и волейбола желательно полностью ограждать сеткой для задержания мячей. Спортивно-развлекательные игры можно разделить на три группы: игры, используемые в международных соревнованиях; спортивные игры по упрощенным правилам; игры по национальным видам спорта.
«Спортивное оборудование, предназначенное для всех возрастных групп населения, размещается на физкультурно-спортивных площадках, либо на специально оборудованных пешеходных коммуникациях (‘тропы здоровья’) в составе рекреаций. Спортивное оборудование в виде специальных снарядов и тренажеров может быть как заводского изготовления, так и выполненным из бревен и брусьев со специально обработанной поверхностью, исключающей получение травм. При оснащении детских площадок должна соблюдаться возможность занятий для детей с самого раннего возраста, должны быть условия для по этапного наращивания физических нагрузок и динамизма в целях приобретения привычки к занятиям физкультурой. Физкультурно-игровые площадки для дошкольников и детей младшего возраста должны оснащаться многообразными элементами и снарядами, закрепляющими поэтапное наращивание у детей физической подготовленности, достигаемое в процессе игр, связанных с преодолением препятствий, разминок на снарядах и пр.» [50](таблица 11).
Таблица 14 – Примерная классификация разновидностей массового спорта
Виды занятий
Активный двигательный режим со спортивной направленностью
Спортивные занятия
Экстремальные занятия
Спортивно-оздоровительные занятия
Спортивно-развлекательные занятия
Контингенты занимающихся
практически любой контингент населения
физически-подготовленный, спортивный контингент
только физически и психически подготовленный контингент
Регламентация площадок и правил
произвольные правила занятий (в том числе индивидуальные)
упрощенные (минимизированные) правила проведения
утвержденные правила проведения занятий
процесс установления спортивных правил
Строительные параметры сооружений
строительные параметры сооружений не нормируются
строительные параметры сооружений значительно упрощены и минимизированы
строительные параметры строго определены строительными нормами
строительные параметры - в процессе разработки
Сооружения
Спорт. поля, площадки: спортивно- оздоровительные парки: спортивные дорожки: тропы здоровья
спортивные дорожки: спортивные игровые поля и площадки: спортивно- оздоровительные парки
спортивные дорожки: трассы: спортивные площадки, поля, ядра, стадионы: спортивные парки
специализированные сооружения, не нарушающие окружающую природную среду
Игровое оборудование детских площадок должно быть сертифицировано, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации и эстетически привлекательным.
С этой целью рекомендуется основываться на ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования EN 1176-2-2008 (NEQ)» и СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Таблица 15 – Состав игрового и спортивного оборудования в зависимости от возраста занимающихся.
Назначение оборудования
Рекомендуемое игровое и физкультурное оборудование
Дети раннего возраста (1-3 года)
Для тихих игр, тренировки усидчивости, терпения, развития фантазии. Для тренировки лазания, ходьбы, перешагивания, подлезания, равновесия. Для тренировки вестибулярного аппарата, укрепления мышечной системы, совершенствования чувства равновесия, ритма, ориентировки в пространстве.
Песочницы. Домики, пирамиды, гимнастические стенки, бумы, бревна, горки; кубы деревянные; доски шириной; горка с поручнями, ступеньками и центральной площадкой; лестница-стремянка,. Качели и качалки. Детские лабиринты.
Дети дошкольного возраста (3-7 лет)
Для обучения и совершенствования лазания Для обучения равновесию, перешагиванию, перепрыгиванию, спрыгиванню. Для обучения хождению, лазанию, движению на четвереньках, скатыванию. Для развития силы, гибкости, координации движений.
Пирамиды с вертикальными и горизонтальными перекладинами: лестницы различной конфигурации, со встроенными обручами, полусферы. Бревно со стесанным верхом, прочно закрепленное, лежащее на земле; гимнастическое бревно. Гимнастическая скамейка, горка с поручнями; горка с лесенкой и скатом. Гимнастическая стенка; гимнастические столбики, стойка с обручами для метания в цель, оборудование для метания в виде «цветка», «петуха», кольцебросы, детские лабиринты.
Дети школьного возраста
Для общего физического развития
Уличные тренажёры, гимнастическая стенка, перекладина-эспандер для выполнения силовых упражнений в висе: «рукоход», перекладины, спортивные снаряды: кольца, трапеции, качели, шесты и др.
Дети старшего школьного возраста
Для улучшения мышечной силы, телосложения и общего физического развития
Спортивные комплексы: спортивно-игровые комплексы (микро-скалодромы, велодромы и т.п.), площадки для занятий паркуром, полосы препятствий, уличные тренажёры.
Таблица 16 – Минимальные расстояния безопасности при размещении игрового оборудования.
Игровое оборудование
Минимальные расстояния
Качели
Не менее 1,5 м в стороны от боковых конструкций и не менее 2 м вперед (назад) от крайних точек качели в состоянии наклона
Качалки
Не менее 1,0 м в стороны от боковых конструкций и не менее 1,5 м вперед от крайних точек качалки в состоянии наклона
Карусели
Не менее 2 м в стороны от боковых конструкций и не менее 3 м вверх от нижней вращающейся поверхности карусели
Горки
Не менее 1 м от боковых сторон и 2 м вперед от нижнего края ската горки
Согласно СП 31-115-2006 «оборудованные площадки для занятий видами современного молодежного спорта называются мономодули. Мономодули могут иметь следующее назначение: фристайл (универсальная площадка для скейтбординга и катания на роликовых коньках), скалодром, дёрт (фрагмент скоростного спуска с трамплином для дертинга – экстремальной езды на велосипеде), стритбол (уличный мяч) и др. Мономодули размещают в микрорайонах с расчетом возможности добраться до любой точки жилой застройки за 10 минут. Для этих площадок не требуются раздевалки и камеры хранения, поскольку занимающиеся приходят уже одетыми и со своим снаряжением. Эти площадки следует оборудовать ограждением и скамьями для зрителей. Полифункциональные модули или полимодули предусматривают более протяженные и усложненные трассы для дерта и фристайлового слалома, а площадки для пейнтбола могут оформляться как сюжетно-стилизованные. Полимодули могут сочетать в себе несколько площадок для разных видов спорта. Примером компактного расположения полимодулей может послужить кольцевая трасса роллердрома с размещенными в середине скалодромом. Полимодули оборудуют местами для переодевания, пунктами проката спортивного оборудования, камерами хранения, автостоянками» [50].
Максидромы – стадионы международного класса по проведению соревнований по экстремальным видам спорта. Максидромы для фристайла, в том числе со слаломными трассами, для дерта, сноубординга могут размещаться где угодно – на заброшенных пустырях, на рекультивированных территориях бывших промзон. Максидромы для скалолазания, площадки для пейнтбола могут оборудоваться на основе брошенных объектов незавершенного строительства. Максидромы оборудуют стационарными трибунами для зрителей, вспомогательными помещениями для спортсменов. Важными условиями при размещении максидромов должны быть хорошая транспортная доступность, а также наличие автостоянки.
Тропа здоровья позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме. Ее целью является организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период. Основными задачами организации тропы здоровья являются профилактика плоскостопия, улучшение координации движений, улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем, повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям, улучшение эмоционально-психическое состояния детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Тропы здоровья сооружаются на ровном или естественном рельефе, на естественных тропах и лесных дорожках с искусственными и природными препятствиями (канавами, холмами), а также в городских парках и лесопарках, на спортивных комплексах и в микрорайонах. Протяженность тропы 1-3 км, ширина не менее 1,5 м. Искусственные (в виде снарядов) или естественные (природные) препятствия размещаются по всей тропе на расстоянии 200 – 300 м одно от другого. В начале трассы устанавливается схема тропы, а около каждого препятствия схема упражнений на нем.
Велодорожки размещаются на ровном или естественном рельефе и на естественных тропах, а также в городских парках и лесопарках, на спортивных комплексах. Велодорожки могут служить для оздоровительных прогулок, бега и т.д. Они удовлетворяют требованиям проведения оздоровительных и развлекательных занятий с использованием роликов, велосипедов, скейтов, самокатов, а в зимний период – лыж, саней и пр. При прокладке маршрута велодорожек желательно использовать естественные препятствия, если их параметры не нарушают проведение спортивных занятий. Универсальное использование дорожек обусловливает необходимость применения асфальтового покрытия. Протяженность велодорожки не регламентирована и определяется согласно местным природным и другим условиям. Для двустороннего движения, т.е. движения в обе стороны, велодорожка должна иметь ширину не менее 1,0 м. При малой загруженности трассы или финансовых ограничениях ширина велодорожки может быть снижена в пределах допустимого – с исключением столкновений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте игровое оборудование для детских площадок.
2. Расскажите о современных площадках для самостоятельных занятий физическими упражнениями молодежи.