Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕЦКЦИЯ 3.
Софисты и Сократ. История Сократа.
Антропологический поворот: философия не должна выходить за пределы разума потому что
разговор о космосе превышает челрвеческие возможности, выводы не доказаны, и поэтому
говорить об этом бессмысленно. Разговоры не касаются самого важного для человека —
добродетели. Задача нашего рассудка — усматривать общее. Впервые понятие становится
определяющим элементом философского знания. (@Сократ)
Понятия это единственная форма усмотрения мышления. Новая единица мышления введенная
сократом — формальное понятие. Черты понятия:
1. Понятие не является частью космоса, а является человеческим достоянием
2. Понятие отделяет мысль от объекта через опосредование рассудка (листок бумаги нельзя
поместить в голову)
3. Понятие перестает быть средством для усмотрения содержания, а становится самоцелью
Благодаря сократу появляется понятийная философия.
Свойства понятия:
1. Всеобщность значения
2. Необходимость вытекающих следствий
3. Проверяемость
Сократ выделяет специфику мысли, и видит ее в нашей способности усмотрения общего. Общее
— это невидимое единство видимого многообразия.
Общее это некая модель которая позволяет организовывать единичность, является целью этой
единичности. Можем выстраивать мышление.
Маевтика — метод Сократа. Сократ считает себя акушером истины (?)
Сократ считал что ни одно знание имеющее устойчивый результат не имеет ценности. Поэтому он
никогда не писал, вел разговоры с помощью наводящих вопросов.
За что был осужден к смертной казни Сократ (выпил яд): за развращение молодежи. Призывал
молодежь к сомнению и самостоятельному мышлению.
Сократ говорит что мерой является не сам человек, а то нечто, носителем чего он является (что
делает человека человеком). Это по мнению Сократа — добродетель. Добродетель однозначна и
неделима, не может быть относительна, тождественна бытию. Основание добра в бытии делает
возможной добродетель.
Классическая античная философия. Платон.
Суть философии Платона: перенял философию Сократа, выделяет особый мир в котором
существют особые понятия. Существует мир идей, идеи вечны, неизменны, являются причиной
всего сущего, далее идет мир вещей, то что существует в реальном мире, иерархически
организован. На вершине идейной иерархии — благо, низший уровень — идеи вещей. У каждой
вещи есть идея. Причина общего кроется в идеях. Мир вещей бренный, он изменчив. Далее
третий мир — «Хора», причина изменчивости вещей, отвечает за индивидуальность в вещах, это
пространство, это вместилище, Платон говорит, что это мать. Идеи — это идеал и образец, а
вещи подражают идеям. Вся эта модель потом ляжет в основании научного знания.
Человек относится к миру вещей, в нас от мира идей — душа, души «многоразовые» они
путешествуют из мира в мир из раза в раз.
Платон предполагает что все существующие формы правления плохи, создает модель идеального
государства, опирается на свою концепцию идей. Структура души (слои): разум, воля (или
страсть) и вожделение. У разных людей преобладают разные слои души.
Три сословия:
● Сословие производителей
● Сословие охраняющее государство
● Те кто управляет государством
В основе государства лежит разделение труда. В идеальном государстве существует гармония
среди всех сословий, главное — возможность заниматься своим делом и не лезть в дела чужих.
Но для этого нужно осознать свое предназначение. Как это сделать? Платон считает поскольку
каждый родитель стремится влиять на своего ребенка и это неизбежно, поэтому всех детей нужно
от родителей забирать и обучать их в соответствии с их предрасположенностью. Ни один личный
интерес не должен существовать, если он выходит за пределы общего блага. Управлять
государством должны философы.
Аристотель.
Одно из направлений деятельности: систематизация знания, разработка категориального
аппарата знаний. Аристотель находится в начале любой дисциплины.
Многое берет у Платона: первое — концепцию идей, (Платон мне друг, но истина дороже)
соглашается с Платоном что совокупность существенных свойств и есть идеи, но критикует за то,
что тот оторвал идею от мира вещей. Общее присутствует в самих вещах, нельзя разделить
общее и единичное. Отделить идею воздуха от влажного воздуха не представляется возможным.
Вещь это единство общего и единичного, которые неразрывны и взаимо обусловлены, общее не
может существовать без единичного, существует в каждой вещи, но неповторимо образом. Вещь
облагает целостностью.
Причины:
1. Формальная (форма) = идея
2. Материальная, если платон использует понятие хора, то аристотель использует понятие
хюлэ, он склонен к представлению материи в качестве материальности, возможности,
которая оформляет вещи, наполняет. Без материи идея всего лишь возможность. Материя
это источник возможности, которая оформляется и переходит к дейтствительности. Важная
характеристика это мера. Вещь делает вещью гармония формы, если мера не
осуществлена, то вещь не может существовать. Случайность это мера осуществления
идей. Отношение материи и формы является движением.
3. Двигательная
4. Целевая, нельзя представить причину без результата, всякая причина предполагает
некоторую цель.
Гносеология аристотеля: цель всякого знания это установление истины, формулировка
объективного знания о сущем. Всякое знание это должно быть знание об общем.
Аристотель формулирует понятие истины — это соответствие действительности. Логика
мышления должна воспроизводить логику природы, категориальный строй знания должен
соответствовать категориальному строю дейтсвительности.
Уделяет отдельное внимание логике. Законы аристотеля, силлогизмы.
Антропология Аристотеля: человек это политическое животное, государство имеет естественное
происхождение и его цель — достигание счастливой и прекрасной жизни. Задача государства —
развивать добродетель.
Для Аристотеля важнее добра — понятие добродетели. Добродетель это те поступки, которые
совершает человек. Критерием отличия добродетельных поступков от недобродетельных
является мера. Трусость не имеет меры — это порок, а то что имеет меру — это добродетель.
Экономия это хорошо, а накопление богатства (хрематистика) это порок.
Цель всякой политики это достижение общего блага и справедливости.
Но! Мир становится неспокойным, и появляется новая философия, которая пытается понять как в
этом неспокойном мире человекужить счастливо.
Появляется философия Элинизма.
Философию элинизма отличает то что ослабевает антологический интерес, возникает вопрос как
человеку организовать свою личную, частную жизнь.
Яркий представитель элинизма — Эпикор. Философия — это искусство жить счастливо. Высшая
ценность — наслаждение, а страдание — самое страшное зло. Страдать нас заставляют две
вещи: страх перед богами и страх перед смертью. Следовательно от них надо избавиться. Когда
мы живы — смерти нет, когда мы мертвы — нас уже нету. Мы с нею не встречаемся. Боги также —
они самодостаточны, им нет до нас дела.
Готово! Мы можем жить в свое счастье! Но есть вещи что портят нашу жизнь. Высшие
наслаждения и разумные, искуственные и естественные, не необходимые. Стремление к
неестественным и не необходимым удовльствиям портит нашу жизнь.
С точки зрения мироустройства, мир состоит из атомов и пустоты, но атомы могут отклоняться от
прямолинейного движения, это самопроизвольное, не обеспечивается необходимостью, это
свободная воля атомов, а следовательно это распространяется и на человека. Человек обладает
свободой, он часть мира, который не детерминирован жестко.
Эпикур находит основу свободы человека в природе. Люди могут иметь свое личное убеждение и
могут иметь свободу.