Содержание прелюдий и фуг ХТК И.С.Баха
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция пятая
Содержание прелюдий и фуг ХТК И.С.Баха
(в основу лекции положены материалы книги В.Б.Носиной «Символика музыки И.С. Баха, Тамбов, 1993)
На основании глубокого изучения творчества Баха, а также широких общекультурных и художественных аналогий сложилась концепция Б. Л. Яворского по отношению к циклу «Хорошо темперированного клавира». Она заключается в том, что цикл ХТК является «музыкально-этическим толкованием образности и сюжетики христианской мифологии».
Прелюдия и фуга С-dur I том.
Ассоциативный образ – «Благовещение». Евангелие от Луки (гл1, ст.26 – 38): архангел Гавриил сообщил Марии благую весть – родится Сын Иисус, Сын Божий и Спаситель.
Свет, чистота, надежда – основная образность. Лютнеобразная фактура (живописные картины с изображением ангелов с лютнями).
Фактура: бас, средний голос, арпеджированные фигурации, что соответствует трем уровням: земля, человек, небо. Речитатив в конце прелюдии – «слово», «весть».
Тема фуги – восходящий мотив из четырех звуков – «постижение воли Господней». Интервал кварты – выражение бодрости, устойчивости, надежной опоры, стойкость, истовость веры.
Нисходящий мотив из трех групп по четыре шестнадцатых – символ таинства Евхаристии – Святого Причастия. Числовая символика: «плоть и кровь» (таинство Евхаристии) в числовой символике греческого языка соответствует числу 444.
Т.О. тема фуги раскрывает: постижение воли Господней, непоколебимая вера, приобщение святых тайн (Причастие).
Фуга строится только на проведениях темы – сосредоточенность на одной идее.
Заключает фугу фигура восхождения (anabasis) – «И отошел от неё ангел». В конспектах лекций Яворского есть запись: «Ангел исчезает, дважды оглянувшись на Марию».
Прелюдия и фуга B-dur, 1 том
Ассоциативный образ – «Поклонение волхвов».
К прелюдии Евангелие от Луки (гл.2, ст.8 – 15): «В той стране были на поле пастухи…Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю Вам великую радость…, ибо ныне родился …Спаситель… И внезапно явилось вместе с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу…».
В прелюдии 2 части. 1 часть – полет ангелов. Скрипичный прием игры на трех струнах. Изображение полета через пассажи.
В низком регистре при приближении Ангелов в басу хроматизированная линия (фигура passus duriusculus, т. 6 – 7) – «и убоялись страхом великим».
1 часть прелюдии заканчивается разложенным нонаккордом с большим скачком на «ре» (saltus duriusculus, т.11), что изображает «разверзание небес».
2 часть – прославление бога, хорал «Глория» - «Слава в вышних Богу и на земле мир».
В т.17 – звучит «символ искупления» - обращенный мотив креста. Указывает на главное, но еще не действующее лицо этой прелюдии – Иисуса Христа.
Яворский предлагал свою динамику при исполнении:
Начало – игра ангелов – легко. Прозрачно. Динамика пассажей следующая: вниз крешендо (приближаются), вверх диминуэндо- удаляются. Первая строка хорала – нежнейшее пианиссимо – издалека. Постепенно приближаясь Конец прелюдии – «Ангелы отошли от них на небо» - диминуэндо и очень легко.
Фуга (ст.15 – 20 гл. 2 Евангелия от Луки): «Когда Ангелы отошли от них, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим…нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Тема фуги распадается на две части. Первая из четырех интонаций – риторических жестов приветствия: символ приветствия. Поклон. Приветственный жест рукой наверх, снова поклон.
Вторая часть – славословие пастухов – подражание игре на волынке, наивного, пасторального характера.
Второе противосложение – возгласы удивленной радости. На живописных полотнах часто третий пастух позади, заглядывает через плечи двух первых. Интонации второго противосложения как бы заглядывают «поверх» (тт.9 – 10).
В фуге много удвоений в терцию, сексту – символ довольства и радостного созерцания.
Заканчивается фуга неполным проведением темы с погружением в низкий регистр – удаление пастухов («…и возвратились пастухи, славя и хваля бога». Яворский предлагал заканчивать фугу пиано.
Прелюдия и фуга es-moll 1 том
Ассоциативный образ – «Снятие с креста и горестное созерцание плащаницы, которой было овито тело умершего Христа». Общее настроение – сдержанная скорбь.
В прелюдии два звуковых плана, противоположных по смыслу. Первый – выражение человеческого горя, восклицания скорби, душевной боли, прерываемые паузами. Второй – равномерное чередование аккордов, перезвон колоколов, бесстрастное течение времени. Размер Сарабанды 3/2.
Сарабанда – погребальное шествие, похоронный марш. Сарабанде свойственно начало с сильной доли и женское окончание перед цезурами. Возгласы, взмывающие мольбы.
13-14, 6 такт от конца – символ искупления – мотив креста.
Фуга (ре-диез минор) по-иному выражает идею прелюдии, а именно, внутреннее созерцание горя.
Тема фуги – первая строфа протестантского хорала «Из бездны бед взываю». В теме символы воскресения (восходящий звукоряд из 5 звуков), предопределения, постижения воли Господней, положения во Гроб (фигура catabasis), пеленания (нисходящие и восходящие мелодические линии), крестного страдания, острой боли (фигура passus duriusculus, т.11).
То есть, круг мыслей, связанных с искупительной жертвой Христа.
Прелюдия и фуга b-moll, 1 том
Ассоциативный образ – шествие на Голгофу. Смерть Иисуса (прелюдия), отчаяние предстоящих перед крестом (фуга).
В прелюдии поступь и скорбный хор. В басу звучит непрерывный колокольный звон, характер похоронного шествия.
В Евангелии есть описание: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Матфей, гл.27, ст.45). По мысли Кандинского-Рыбникова А.А., наступление тьмы Бах изображает движением баса вниз, достигающего самого низкого звука прелюдии – ми-бемоль большой октавы (т.17-19) – фигура catabasis.
Самый патетический момент прелюдии – такт 22 – символизирует смерть Христа. Девятизвучный аккорд с выразительной ферматой и паузой воплощает двойную символику: пауза во всех голосах (фигура aposiopesis – умолчание) в музыке барокко приобрела значение смерти, а число 9 в христианской числовой символике имеет смысл совершенства, конечности, окончательного завершения, свершения пророчества.
В Евангелии сказано, что Иисус испустил дух «около девятого часа». И вслед за патетическим аккордом в последних полутора тактах прелюдии в басу, как бой часов, девять раз звучит звук си-бемоль.
В фуге использована тема хорала «Из бездны бед взываю я к тебе». Но меняется мелодический ход. Вместо квинты вверх, падающая вниз кварта, в результате образуется интервал малой ноны (9).
Тема этой фуги совпадает с темой фуги ре-диез минор. Однако образный смысл меняется, поскольку акцентируются иные выразительные приемы, напряжение малой ноны (символика числа 9), отсутствие устойчивости кварты.
Глубину страдания подчеркивает нисходящий порядок вступления голосов.