Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 Содержание предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность и предпринимательские
способности.
История развития предпринимательства
Условия и факторы развития предпринимательства.
Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный
на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе,
ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес
производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической
формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения
возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем
совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической
активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом
мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:
• новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую
функцию ;
• действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.
Результатом каждого типа предпринимательской деятельности является
достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей
предпринимательской деятельности могут выступать:
• получение прибыли от вложенного в тот или иной объект
предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных
средств;
• удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или
страны, региона.
В процессе функционирования производства или посреднической деятельности
цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:
• накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития
производства;
• улучшение социальных условий сотрудникам организации;
• оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;
• оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества,
улучшение культуры потребления и т.д.
1
Рис. 1. Общая схема предпринимательской деятельности
Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей,
организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит
доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом
особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к
группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во
втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие
вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и
на административные методы. В экономике Российской империи государство играло
особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства,
как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило
относительно
жесткую
подчиненность
предпринимательской
деятельности
общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой
эффективности хозяйствования.
В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским,
продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного
надзора и всевозможной регламентации.
Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась
к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г.
оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за
счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов.
Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта
хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские
предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие:
2
лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом
хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло,
металлические изделия.
В целом предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило
наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и
экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства.
Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до
такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и
энергии "под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и
социальной независимости". Тем более, что предпринимательская деятельность и ее
носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других
групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а
условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать,
приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших
объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм
развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными
привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из
поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый
благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX в. - начале XX в.
Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать вторым
этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое
вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из
марксистских представлений о коммунистическом обществе.
Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали
ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали
созидательные и организаторские функции предпринимателя.
Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию
предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход
рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на
получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса.
Во - вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его
огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного
хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат.
В - третьих, планомерность понималась как централизованное установление
заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого
синдиката, а распределение по труду ѕ как оплата по количеству и сложности труда,
затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения
затрат и результатов.
Период НЭПа знаменовал собой новый этап. Началом НЭПа можно считать
утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению
крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где
провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий
расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о
государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике
трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции
новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности
рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В
период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы:
держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих
отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы
контролировать эти отношения». Но даже в этих условиях предпринимательство стало
развиваться на всех уровнях.
3
Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься
государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой
договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с
которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки
земли. Расчет с государством производился как в натуре ѕ произведенной продукцией, так
и в денежной форме.
Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось
содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко
использовалась государством как организационная форма государственных предприятий.
Так появились государственные и смешанные акционерные общества.
В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на
повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового
экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая
предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые
формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки
традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское
правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность.
Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80 - х годов в странах
Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны
заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи
дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой
системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться,
формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало
принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная
собственность, конкуренция, предпринимательство.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста
российского предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности
требуется активизация государственной поддержки предпринимательства на всех
уровнях.
В первую очередь, в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования
малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной
необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также
расширение инновационной и научной деятельности предпринимательства в интересах
развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике
позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского
малого предпринимательства.
Предпринимательская деятельность и предпринимательские способности.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство
как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в
установленном законом порядке. Данное определение исчерпывающе раскрывает
сущность и содержание предпринимательства.
1) Смысл предпринимательской деятельности заключается в удовлетворении
потребностей населения в товарах и услугах.
2) Удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества,
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
3) Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение
прибыли.
4
4) Занятие предпринимательской деятельностью является неотъемлемым правом
гражданина (здесь требуется не разрешение, а регистрация).
5) Предпринимательская деятельность носит инициативный характер
(предпринимателя не назначают, им становятся).
6) Предпринимательство — это не одноразовый акт, а постоянное
занятие, систематическая деятельность.
7) Предпринимательская деятельность рискованна по своей природе (подобно
деятельности летчика или военного). Риск здесь обусловлен возможностью понести
убытки по не зависящий от предпринимателя причинам.
8) За последствия риска отвечает сам предприниматель (а не государство).
9) Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность.
10) Роль государства ограничивается установлением «правил игры», контролем за
их соблюдением, а также регистрацией предпринимательства и взиманием налогов.
Опираясь
на
содержащееся
в
Гражданском
кодексе
определение
предпринимательства и вытекающее из этого определения смысловое наполнение данной
дисциплины, а также учитывая специфические условия хозяйствования в нашей стране в
период перехода к рыночной экономике, можно составить следующее упорядоченное
представление о предпринимательстве как об объекте изучения.
В качестве учебной дисциплины предпринимательство может рассматриваться
как синтез ряда предметов, каждый из которых является его неотъемлемой частью и
позволяет осветить весьма объемную и сложную проблему с разных сторон. При таком
подходе в круге главных источников, питающих учебную дисциплину
«Предпринимательство», естественно оказываются экономика, менеджмент, маркетинг
— те их разделы, которые имеют прямое отношение к интересующей нас дисциплине и, в
совокупности, позволяют решать ее теоретические и практические задачи.
Экономика как наука о ведении общественного хозяйства образует теоретический
фундамент предпринимательства. Она рассматривает производство, распределение, обмен
и потребление всевозможных благ, удовлетворяющих потребности людей, в условиях
ограниченности ресурсов и связанной с этим необходимости выбора. Из экономики
предпринимательство черпает и осваивает в своих целях описание экономического
механизма ведения хозяйства, закономерности процессов производства, распределения,
обмена и
Маркетинг рассматривает методы получения прибыли, основанные на
исследовании рынка, занимается изучением потребительского спроса и управления им.
Главная задача маркетинга — превращение потребностей населения в прибыль
предприятия. Сфера интересов маркетинга: потребитель, товар и рынок. Применительно к
ним вырабатывается стратегия предпринимательства, организуется сбыт, сервис и
реклама.
Маркетинг привносит в предпринимательство формы и методы изучения рынка,
потребительского спроса и предложения товаров и услуг, дает рекомендации, как сделать
выгодный товар, как вывести его на рынок и организовать прибыльный сбыт.
Менеджмент — наука об управлении людьми, материальными средствами и
другими ресурсами применительно к определенной цели. В предпринимательстве такой
главной целью является получение прибыли. Менеджмент изучает закономерности
преобразования информации в системах управления, управление финансами (финансовый
менеджмент), организацию труда управляющих, социально- психологические аспекты
деятельности персонала предприятия (персонал-менеджмент), методы оптимального
планирования и распределения ограниченных ресурсов (экономико-математические
методы), формирование организационных структур управления. В сфере менеджмента
находятся также вопросы выработки управленческих решений, методы прогнозирования
экономической ситуации и обоснованного риска (риск-менеджмент). Менеджмент
вооружает предпринимателя знаниями по управлению предприятием и его финансами,
5
учит методам руководства и работе с персоналом, оптимальному использованию
ресурсов. Теория менеджмента используется также и для обучения методам выработки
рациональных решений, прогнозированию ситуации и обоснованному риску.
Факторы предпринимательства
Факторы предпринимательства — это параметры, определяющие возможности
реализации свойств предпринимательской функции. Различают внешние факторы,
обусловленные характером окружающей среды, и внутренние, обусловленные
особенностями внутренней организации предпринимательства.
К внешним факторам, определяющим конкретные условия деятельности
предпринимателя, относят:
•
природно-демографические факторы — климатические условия и
качество земель, сырьевую базу, численность и поло-возрастную структуру населения и
т.п., определяющие отраслевую специализацию и размещение предприятий, уровень
издержек и возможности использования рабочей силы
•
социально-культурные факторы — нравственные и моральные нормы,
религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на
формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации
предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству
•
технологические факторы — уровень индустриального развития страны,
науки и техники, наличие технологий и их применение, обусловливающие как характер и
формы осуществления производства, так и способы предпринимательской деятельности
•
экономические факторы — степень развития рынков, объем совокупного
спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень
доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговую политику и т. д.,
определяющие
условия
распределения
ограниченных
ресурсов
и
уровень
предпринимательской активности
•
институциональные факторы — развитие банковской системы,
страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников
(консультационные, юридические, рекламные, транспортные агентства), развитие средств
связи
и
информационного
обеспечения,
обусловливающие
интенсивность
товарообменных операций и расширяющие возможности предпринимательской
деятельности
•
правовые факторы — степень развития хозяйственного права,
регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательную
защиту предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства, не
только обеспечивающие предпосылки предпринимательской деятельности, но и
определяющие уровень ее активности
•
политические факторы — устойчивость политических институтов,
характер взаимоотношения общества и государства, способы управления и принятия
решений, обусловливающие социальную интегрированность предпринимательства в
общество и его идеологию
К внутренним факторам предпринимательства относят те, которые
отражают:
•
развитость отношений собственности, включая гарантии частной
собственности, определяющие степень хозяйственной мотивации агентов рынка и
контроля за использованием ресурсов
•
четкость
определения
прав
собственности,
обусловливающих
возможности осуществления хозяйственных операций
•
развитость форм собственности, обеспечивающих мобильность капитала
•
особенности внутренней организации хозяйственных ячеек — масштабы
организации
6
особенности иерархической структуры
форму и характер управления организацией, непосредственно влияющие
на содержание и формы реализации функций предпринимательства
Важно иметь в виду, что в процессе развития общественного хозяйства роль одних
факторов ослабевает или вовсе утрачивается, роль других, наоборот, возрастает или
начинают действовать новые, ранее отсутствовавшие факторы. Такой процесс особенно
характерен для экономик переходного типа, когда меняющиеся условия хозяйствования
могут кардинально изменять роль и значение тех или иных факторов
предпринимательства.
•
•
7