Содержание образование и перспективы его развития
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание образование и перспективы его развития
1. Содержание образования: понятие, структура, сущность
2. Требования к содержанию образования
3. Принципы отбора содержания образования
4. Отражение содержания образования в Федеральном государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
1.Понятие о содержании образования
Содержание образования отвечает на вопрос: чему учить? в соответствии с целями и потребностями общества. Содержание образования должно соответствовать всем научным достижениям, и должно быть ориентировано на будущее.
Подходы к определению сущности содержания образования
Знаниево-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход
Содержание образования рассматривается как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутой в результате учебно-воспитательной работы.
Абсолютной ценностью является не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Структура содержания образования
Требования к содержанию образования
1. Содержание образования должно выступать как фактор экономического и социального прогресса, в котором находит отражение развитие мировой науки (элитарное образование).
2. Содержание образования должно соответствовать уровню содержания образования, мировой, общей и профессиональной культуре.
3. Овладение мировой и национальной культурой.
4. Содержание образования должно способствовать формированию гражданина.
5. Содержание образования должно быть ориентированно на получение определенного профессионального образования (в средней школе – это политехническое образование).
3. Принципы отбора содержания образования
- Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования, как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
- Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. Он представляет учет особенностей конкретного учебного процесса, т.е. при отборе содержания образования необходимо учитывать принципы и технологии передачи материала, уровень его усвоения и связанные с этим действия.
- Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования, предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
- Принцип гуманистической направленности содержания образования. Он связан прежде всего с созданием условий для активного творческого освоения школьниками общечеловеческой культуры. Т.е. содержание образования должно быть направленно на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующее ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей, уровень интеллектуальности, их проявление в созидательной практической деятельности.
- Принцип фундаментализации содержания образования требует осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразовательной деятельности. Обучение, в этой связи, предстает как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.
- Принцип соответствия основных компонентов содержания образования структуре базовой культуры личности. Эти компоненты представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.
Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
1. ФГОС
«Стандарт» в переводе с английского слова означает – норма, образец.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
В нашей стране стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части закона РФ «, Об образовании». Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма представления, указывает методы и способы измерениям интерпретации результатов обучения.
Важным показателем системы образования является степень демократичности его стандарта, которая характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяющей учебное заведение.
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначения образовательных стандартов.
Стандарты первого поколения были ориентированы на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и требований к подготовке выпускников по изучаемым предметам в условиях легализации в начале 90-х годов 20 века многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные функции стандартов того времени — сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Государственный интерес в этом случае заключается, прежде всего, в решении остро стоящей задачи обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества вне зависимости от их социального и имущественного положения, территориальных или иных различий. Это позволит не только снять возможные будущие социальные конфликты, но и решить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности, государственного авторитета в мире. Принципиально необходимой чертой образовательной политики является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса: учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.
В настоящее время стандарты должны выступить:
• инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
• средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
• фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;
• одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Принципиально, что в таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством.
К числу основных функций стандарта следует отнести:
• обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
• обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Это позволяет обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения:
• обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
• критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
• повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об образовании в РФ» 2012 г. «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ».
Требования к структуре основных общеобразовательных программ
Данный документ является основой для разработки примерных основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса.
П. 6 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ» 2012 г. устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.
Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации основных образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования.
Кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию.
В процессе разработки и введения государственных образовательных стандартов второго поколения, обновления содержания образования, изменения потребностей личности, общества и государства в образовании формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
Финансово-экономическое обеспечение — параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их деятельности.
Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам.
Учебно-материальное обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования.
Информационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
В законе РБ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами нормируется лишь минимальный необходимый уровень образованности. Определение образования сверх нормы находится в компетенции регионов и образовательных учреждений.
2. Базисный учебный план и его структура
Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих планов и исходным документом для финансирования школы.
Базисный план включает:
• продолжительность обучения (общую и на каждой ступени);
• недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, обязательные занятия по выбору учащихся, факультативные занятия;
• максимально обязательную недельную учебную нагрузку для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
• суммарную, оплачиваемую государством нагрузку учителя, учитывая максимально учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление учебных групп на подгруппы.
Типовые учебные планы – разрабатываются на основе базисного учебного плана и устанавливаются Министерством образования РФ.
Учебный план – составляется с соблюдением нормативов базисного
3. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.
Программа распределяет учебный материал по годам обучения и внутри каждого школьного класса.
Различают:
- Типовые учебные программы: они разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта. Типовые учебные программы утверждаются министерством образования России. На основе типовой программы создаются и утверждаются педагогическим советом рабочие учебные программы.
- Рабочие учебные программы: в них описывается национально-региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
- Авторские программы, учитывая требования государственного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь рецензентов.
В структуре учебной программы выделяют три элемента:
1. Объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие идеи.
2. Содержание программы: тематический план, содержание темы, задачи на изучение, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий.
3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
Способы конструирования
содержания образования
Название способа
Характеристика способов
Учебные предметы
Линейная структура
Отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, системности, доступности.
История, языки, литература, музыка и др.
Концентрическая структура
Предполагает возвращение к изучаемым материалам. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.
Физика, химия, биология и др.
Спиральная структура
Учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Общественные, педагогические, психологические науки.
Смешанная структура
Является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.