Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5 Содержание и организация инновационного процесса
5.1 Характеристика инновационного процесса
5.2 Этапы инновационного процесса
5.3 Модели инновационного процесса
5.1 Характеристика инновационного процесса
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций
и с разной степенью детализации.
Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научноисследовательской, научно-технической, инновационной, производственной
деятельности и маркетинга.
Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от
возникновения идеи до ее разработки и распространения.
В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки
и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он
выступает в качестве частного случая широко распространенного в
хозяйственной практике инвестиционного проекта.
Таблица 1 – Определение инновационного процесса
Инновационный
процесс - это
получение и коммерциализация изобретения новых технологий,
видов продукции и услуг, решений организационно-технического,
экономического, социального или иного характера и других результатов
интеллектуальной деятельности;
совокупность
научно-технических,
технологических
и
организационных изменений, происходящих в процессе реализации
инноваций;
процесс,
пронизывающий
всю
научно-техническую,
производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в
конечном счете, ориентированный на удовлетворение потребностей рынка;
процесс преобразования научного знания в инновацию, который
можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых
инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или
услуги и распространяется при практическом использовании;
комплекс последовательных работ от получения теоретического
знания до использования товара, созданного на основе нового знания,
потребителем;
цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на
коммерческой основе;
процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий
этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских
разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, – процесс
коммерциализации технологий.
1
Инновационный
процесс
характеризуется
следующими
отличительными чертами: многочисленностью и неопределенностью путей
достижения
цели
и
высоким
риском;
невозможностью
детального
планирования и ориентацией на прогнозные оценки; необходимостью
преодоления сопротивления как в сфере сложившихся экономических
отношений, так и интересов участников инновационного процесса.
Инновационный
процесс
имеет
циклический
характер,
что
демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных
областях техники.
Циклический характер инновационного процесса проявляется в том,
что одно поколение продукции (техники) сменяется другим. Это происходит
при использовании радикальных новшеств, число которых не превышает
примерно 15 % от общего числа инноваций. На них базируются наиболее
эффективные
нововведения,
требующие
значительных
инвестиций.
Циклический характер инновационного процесса связан не столько с общим
характером
процесса
экономического
развития,
сколько
с
продолжительностью экономического оборота (жизни) новшества.
Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы:
новаторы
(индивидуальные
–
генераторы
изобретатели,
научно-технических
исследовательские
знаний
организации),
заинтересованные в получении части дохода;
ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившие
инновацию (пионерские организации), которые стремятся к получению
дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на
рынок;
раннее большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в
производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль;
отстающие – фирмы, запаздывающие с нововведениями, что
приводит к производству морально устаревших товаров и услуг.
Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
2
В условиях товарного инновационного процесса действует как
минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и
потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является
технологическим процессом, его производитель и потребитель могут
совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
Различают три логических формы инновационного процесса:
1) простой внутриорганизационный (натуральный) – предполагает
создание и использование новшества внутри одной и той же организации,
новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы;
2) простой межорганизационный (товарный) – здесь новшество
выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного
процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества
от функции его потребителя;
3) расширенный – проявляется в создании все новых и новых
производителей
нововведения,
нарушении
монополии
производителя-
пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию
потребительских свойств выпускаемого товара.
Факторы выбора формы организации инновационного процесса:
состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип
рынка,
характер
конкурентной
борьбы,
практика
государственно-
монополистического регулирования и т. д.); состояние внутренней среды
данной
хозяйственной
системы
(наличие
лидера-предпринимателя
и
команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы,
применяемые
технологии,
размеры,
сложившаяся
организационная
структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т. д.);
специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
Типы инновационного процесса:
1 пионерный тип инновационного процесса – означает линию на
достижение мирового первенства (например, США).
3
2 догоняющий тип инновационного процесса – дешевле и может дать
быстрый
результат
(например,
Япония).
На
этом
пути
создаются
улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с
улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.
По
мере
превращения
инновационного
процесса
в
товарный
выделяются две его органические фазы:
создание и распространение – включает последовательные этапы
научных
исследований,
опытно-конструкторских
работ,
организацию
опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства.
На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только
создаются предпосылки такой реализации;
диффузия инновации. На второй фазе общественно-полезный
эффект перераспределяется между производителями инновации, а также
между производителями и потребителями.
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные
характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность
нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на
скорость и широту диффузии инновации в экономике.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение
передается по коммуникационным каналам между членами социальной
системы во времени. Нововведениями (НВ) могут быть идеи, предметы,
технологии
и
т.
п.,
являющиеся
новыми
для
соответствующего
хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение
уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или
местах применения.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии
НВ определяется различными факторами: формой принятия решения;
способом передачи информации; свойствами социальной системы, а также
свойствами самого НВ.
4
Для
быстрого
распространения
инновации
нужна
развитая
инфраструктура.
Таким образом, инновационный процесс состоит в получении и
коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продуктов и
услуг, решений производственного, финансового, административного или
иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
5.2 Этапы инновационного процесса
Инновационный процесс укрупнено можно разбить на три стадии:
- ранняя стадия – от возникновения идеи до ее технической
проработки;
- средняя – от технической проработки до коммерческой проработки;
- заключительная – до массового производства.
В развернутом виде инновационный процесс можно представить
следующим образом:
,
где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные
исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение;
ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.
Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной
связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ – ОС,
который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и
каждая из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т. д.
Начальной
(теоретическое
стадией
инновационного
исследование),
что
процесса
связано
с
является
понятием
ФИ
научная
деятельность.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от
ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками,
опытом и стандартными приемами.
Теоретические исследования (ФИ) – не связаны непосредственно с
решением конкретных прикладных задач. Их результатом могут быть теории,
гипотезы, методы и т. п. Однако именно они являются фундаментом
5
инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических
исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом
предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные
исследования,
как
правило,
воплощаются
в
прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может
осуществляться по схеме, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 – Развитие ФИ
Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ
– Р – ПР и т. д. Цель ФИ – познание и развитие процесса (теории вопроса).
Прикладные исследования (ПИ) имеют иную целенаправленность.
ПИ – это исследования, которые направлены на исследование путей
практического применения открытых ранее явлений и процессов. Это –
«овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача
нового продукта, технологической схемы и т. д.
Их
выполнение
связано
с
высокой
вероятностью
получения
отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в
проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют
рисковый характер, они называются рискоинвестициями.
Этапы фундаментальных и поисковых исследований и прикладных
исследований и разработок заключаются в зарождении инновационной идеи
и возможности использования новых научных результатов.
Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ
связан с разработкой нового вида продукции.
Опытно-конструкторские работы (ОКР) – применение результатов
прикладных
научно-исследовательские
работ
для
создания
(или
модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала,
технологии. ОКР – это завершающая стадия научных исследований,
6
своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального
производства к промышленному производству.
К ОКР относятся: конструкторские работы, проектные работы,
технологические работы, создание опытных образцов, проведение испытаний
для получения технических и других данных и накопления опыта; выпуск
рабочей конструкторской документации по применению нововведений.
Целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых
изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в
серийное производство или непосредственно потребителю.
Производственное проектирование – включает подготовку планов и
чертежей для определения производственных процедур, технических
спецификаций.
Строительство – является связующим этапом, переходом от
теоретических разработок непосредственно к производству, возведение
зданий и сооружений. Процесс строительства включает в себя все
организационные, проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные
работы, связанные с созданием объекта, а также взаимодействие с
компетентными органами по поводу производства таких работ. Результатом
строительства считается возведѐнное здание (сооружение) с внутренней
отделкой,
действующими
инженерно-технологическими
системами
и
полным комплектом документации, предусмотренной законом.
Освоение промышленного производства новых изделий – включает
научное и производственное освоение, а именно:
предпроизводственные разработки – работы по модификации
продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для
применения новых технологий и оборудования;
проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции;
технико-технологическая
производства
–
приобретение
и
организационная
производственного
подготовка
оборудования
и
инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах
7
производства и контроля качества, необходимых для создания нового
технологического процесса.
На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы
на опытной базе науки.
Промышленное
производство.
В
производстве
знания
материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В
рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии
освоения
производства.
Инновационные
предприятия,
как
правило,
выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики
и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были
внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы
потребителю.
Если
все
пройдет
благополучно,
то
промышленное
предприятие вновь будет заинтересовано в заключении договора с этой
научной организацией. Таким образом, для научной организации удачно
выполненная
работа
гарантирует
планирование,
финансирование
и
использование научно-технических достижений (технологий).
Маркетинг новых продуктов – предусматривает виды деятельности,
связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное
исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную
кампанию.
Сбыт – коммерческая реализация результатов инновационного
процесса.
Научно-техническая
и
инновационная
деятельность
является
необходимым условием развития инновационных процессов.
Научно-техническая деятельность (НТД) – основа инновационной
деятельности, тесно связана с созданием, развитием, распространением и
применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники.
Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией
международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с
рекомендациями ЮНЕСКО научно-техническая деятельность как объект
8
статистики охватывает три ее вида: научные исследования и разработки;
научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические
услуги.
При осуществлении НТД важное значение имеет понятие «масштаб
научных работ» (включает научное (научно-техническое) направление,
научную (научно-техническая) проблему, научную тему).
Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает
научно-техническую
деятельность,
организационную,
финансовую
и
коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств
потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником
новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.
5.3 Модели инновационного процесса
Инновационный процесс в первом приближении рассматривается как
процесс преобразования входов (ресурсов, информации и др.) в выходы
(новые товары, новые технологии и т .п.). Инновационный процесс может
быть описан моделью типа «черный ящик» (рисунок 2).
Рисунок 2 - Инновационный процесс как процесс преобразования
Любое научное открытие, любое техническое новшество требуют
длительного времени для своего воплощения. В этих условиях совершенно
особое
значение
приобретает
изучение
современных
способов
коммерциализации идей, того огромного опыта осуществления инноваций,
который накоплен в странах-лидерах НТП.
В целом интерес к исследованию проблемы инноваций возник в мире в
середине прошлого века. В 50-е годы ведущие экономисты полагали, что
инновационный процесс имел линейный последовательный характер и
включал в себя научные открытия, промышленные исследования и
9
разработки, инженерную и производственную деятельность, маркетинг и,
наконец, появление на рынке нового продукта или процесса (рисунок 3).
Рисунок 3 - Первое поколение (1G) инновационного процесса
В данном случае идеи создания новых продуктов возникают внутри
подразделений НИОКР, а рынок играет лишь пассивную роль, принимая
результаты
исследований
и
разработок.
Так
называемая
модель
«технологического толчка» (technology push, science push) доминировала до
середины 60-х годов.
Новые эмпирические данные, основанные на исследовании реальных
инноваций, доказали, что в инновационном процессе потребности рынка
также имеют большое значение (рисунок 4). Линейная модель «рыночного
притяжения» инноваций (market pull, need pull) получила широкое
применение со второй половины 60-х годов. Модель предполагала, что
инновации возникают в результате обнаружения потребности покупателя,
четко
сфокусированных
появлением
новых
исследований и разработок, завершающихся
продуктов
на
рынке.
Научно-исследовательские
разработки являются в этом случае реакцией на запросы рынка.
Рисунок 4 - Второе поколение (2G) инновационного процесса
В 70-е годы XX века линейные модели 1G, 2G стали рассматриваться
лишь как частные случаи более общего процесса, объединяющего науку,
технологию и рынок. Исследования многих авторов подтвердили важность
маркетинговых,
рыночных
и
технических
факторов
для
успешной
инновации. Возникла необходимость в появлении новых, нелинейных
моделей инновационного процесса. К примеру, английский экономист Рой
Росвелл проанализировал мировой опыт и помимо моделей 1G, 2G выделил
еще три модели (поколения) инновационного процесса, соответствующих
10
разным этапам развития экономик капиталистических стран: совмещѐнная
модель (3G), интегрированная модель (4G), модель стратегических сетей
(5G).
Сегодня уже никто не отрицает, что сфера НИОКР и новые
потребности, представленные в третьей модели Р. Росвелла, служат
главными источниками инновационных идей (рисунок 5).
Рисунок 5 - Третье поколение (3G) инновационного процесса
Еще одной общепризнанной моделью процесса нововведения третьего
поколения является цепная модель (chain-link model) Клайна-Розенберга (S.J.
Kline, N. Rosenberg) (рисунок 6).
Достоинства
цепной
модели
следует
рассматривать
в
свете
предыдущих взаимоисключающих линейных моделей 1G и 2G. Эти модели
предполагали, что инновации возникают в результате разработок в науке и
технологиях либо вследствие рыночного спроса потребителей. Напротив,
пять различных цепей инноваций в модели Клайна-Розенберга описывают
истинное разнообразие источников инноваций: научные исследования
(открывающие новые знания); потребности рынка; существующие знания
(внешние для компании); знания, полученные в процессе обучения на
собственном опыте.
Таким образом, модель Клайна-Розенберга в основном соответствует
логике третьего поколения инновационного процесса по классификации
Росвелла.
11
Рисунок 6 - Цепная модель инновационного процесса Клайна-Розенберга
С – центральная цепь инновационного процесса; f – интеративная обратная связь между
стадиями; F –обратная связь рынка; D –научные открытия, которые приводят к
радикальным инновациям; К – вклад в инновационный процесс существующих или новых
знаний; R – исследования для создания нового знания; I – инновации, которые вносят вклад
непосредственно в научные исследования.
Интегрированная модель (четвертое поколение) инновационного
процесса, появившаяся в практике компаний во второй половине 80-х годов,
обозначила переход от рассмотрения инновации как преимущественно
последовательного процесса к пониманию инновации как параллельного
процесса, включающего одновременно элементы исследований и разработок,
разработки прототипа, производства и т. д. (рисунок 7).
Рисунок 7 - Четвертое поколение (4G) инновационного процесса
12
По мнению Росвелла, модель четвертого поколения соответствует
лучшей современной мировой практике. Важнейшими особенностями
четвертой модели стали интеграция НИОКР с производством (например,
соединенные системы автоматизированного проектирования и гибкие
производственные системы), более тесное сотрудничество с поставщиками и
передовыми
покупателями,
горизонтальное
сотрудничество
(создание
совместных предприятий, стратегических альянсов), а также создание
межфункциональных
рабочих
групп,
объединяющих
технологов,
конструкторов, маркетологов, экономистов и др.
Например, японские компании еще на ранних стадиях обращаются к
потребителям и выясняют их взгляды на новый товар (рисунок 8).
Рисунок 8 - Японский подход к инновационному процессу
Пятое поколение инновационного процесса (SIN) по Росвеллу
представляет собой идеализированное развитие интегрированной модели
(4G) и более тесную стратегическую интеграцию взаимодействующих
компаний.
SIN
отражает
характеризующийся
имитационного
производства
процесс
увеличением
моделирования,
и
электронификации
использования
экспертных
интегрированных
автоматизированного
инновации,
систем
проектирования,
систем,
гибкого
связанных
с
поставщиками. Инновационный процесс в пятой модели Р. Росвелла является
не только межфункциональным, но также носит мультиинституциональный,
сетевой характер.
13
Современный инновационный процесс – это процесс, складывающийся
в результате взаимодействия трех систем: новатора, организации и внешней
среды.
Как отмечает К. Оппенлендер, система «новатор» включает весь
персонал и факторы производства, которые непосредственно принимают
участие в исследовании, разработке и освоении новой технологии. С другой
стороны, эта система является частью более обширной системы –
организации, которая может быть отождествлена в целом с предприятием, к
которому относятся
участники
процесса
нововведения.
И, наконец,
организация является, в свою очередь, частью еще более обширной системы,
т. е. элементом совокупности внешних факторов – политических, природных
и социальных. Таким образом, можно полагать, что представленная на
рисунке 9 модель, основанная на работе Оппенлендера, явилась прообразом
пятой модели Росвелла в части взаимодействия внешних и внутренних
институтов в процессе нововведения.
Рисунок 9 - Инновационный процесс как процесс взаимодействия
Процесс отбора и преобразования идей в конечный продукт
(инновационный процесс) может быть также проиллюстрирован моделью
типа «Воронка», разработанной Стивеном Уйлрайтом (S.C. Wheelwright) и
Кимом Кларком (K.B. Clark). Изучая процесс разработки новой продукции,
они сфокусировали свое внимание на процессе отбора (скрининга)
инновационных идей. Модель описывает процесс движения от большого
количества незрелых идей к ограниченному числу многообещающих
вариантов продукции (рисунок 10).
14
«Воронка» представляет собой набор фундаментальных действий,
характерных для успешного инновационного процесса, природа которого
определяется
тем,
как
организация
идентифицирует,
отбирает
и
рассматривает каждый проект.
Рисунок 10 - Модель инновационного процесса Уилрайта-Кларка
Тем не менее, в эффективном управлении воронкой разработки для
любой организации существуют две важнейшие проблемы: расширить вход
воронки и сузить ее горловину. Чтобы выполнить первую задачу,
организация должна расширить свою базу знаний и доступ к информации,
необходимых для генерирования большего числа новых идей о продуктах и
процессах. Для сужения горловины требуются эффективный процесс отбора
идей, соответствующий технологическим и финансовым ресурсам и
стратегическим
целям
компании,
а
также
фокус
на
наиболее
привлекательных идеях.
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что за последние 50 лет
процесс нововведения значительно эволюционировал и сегодня имеет
сложный многоаспектный характер и может быть представлен различными
моделями.
15