Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Содержание и организация инновационного процесса

  • 👀 588 просмотров
  • 📌 507 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Содержание и организация инновационного процесса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Содержание и организация инновационного процесса» pdf
Лекция 5 Содержание и организация инновационного процесса 5.1 Характеристика инновационного процесса 5.2 Этапы инновационного процесса 5.3 Модели инновационного процесса 5.1 Характеристика инновационного процесса Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации. Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научноисследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта. Таблица 1 – Определение инновационного процесса Инновационный процесс - это  получение и коммерциализация изобретения новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности;  совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций;  процесс, пронизывающий всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированный на удовлетворение потребностей рынка;  процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании;  комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем;  цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе;  процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, – процесс коммерциализации технологий. 1 Инновационный процесс характеризуется следующими отличительными чертами: многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском; невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки; необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса. Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Циклический характер инновационного процесса проявляется в том, что одно поколение продукции (техники) сменяется другим. Это происходит при использовании радикальных новшеств, число которых не превышает примерно 15 % от общего числа инноваций. На них базируются наиболее эффективные нововведения, требующие значительных инвестиций. Циклический характер инновационного процесса связан не столько с общим характером процесса экономического развития, сколько с продолжительностью экономического оборота (жизни) новшества. Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы:  новаторы (индивидуальные – генераторы изобретатели, научно-технических исследовательские знаний организации), заинтересованные в получении части дохода;  ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившие инновацию (пионерские организации), которые стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок;  раннее большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль;  отстающие – фирмы, запаздывающие с нововведениями, что приводит к производству морально устаревших товаров и услуг. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. 2 В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте. Различают три логических формы инновационного процесса: 1) простой внутриорганизационный (натуральный) – предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы; 2) простой межорганизационный (товарный) – здесь новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя; 3) расширенный – проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя- пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. Факторы выбора формы организации инновационного процесса: состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно- монополистического регулирования и т. д.); состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т. д.); специфика самого инновационного процесса как объекта управления. Типы инновационного процесса: 1 пионерный тип инновационного процесса – означает линию на достижение мирового первенства (например, США). 3 2 догоняющий тип инновационного процесса – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: создание и распространение – включает последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации;  диффузия инновации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями инновации, а также между производителями и потребителями. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии инновации в экономике. Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями (НВ) могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: формой принятия решения; способом передачи информации; свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. 4 Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Таким образом, инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. 5.2 Этапы инновационного процесса Инновационный процесс укрупнено можно разбить на три стадии: - ранняя стадия – от возникновения идеи до ее технической проработки; - средняя – от технической проработки до коммерческой проработки; - заключительная – до массового производства. В развернутом виде инновационный процесс можно представить следующим образом: , где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт. Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ – ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т. д. Начальной (теоретическое стадией инновационного исследование), что процесса связано с является понятием ФИ научная деятельность. Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами. Теоретические исследования (ФИ) – не связаны непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т. п. Однако именно они являются фундаментом 5 инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете. Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме, представленной на рисунке 1. Рисунок 1 – Развитие ФИ Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ – Р – ПР и т. д. Цель ФИ – познание и развитие процесса (теории вопроса). Прикладные исследования (ПИ) имеют иную целенаправленность. ПИ – это исследования, которые направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Это – «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д. Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями. Этапы фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок заключаются в зарождении инновационной идеи и возможности использования новых научных результатов. Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Опытно-конструкторские работы (ОКР) – применение результатов прикладных научно-исследовательские работ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – это завершающая стадия научных исследований, 6 своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: конструкторские работы, проектные работы, технологические работы, создание опытных образцов, проведение испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта; выпуск рабочей конструкторской документации по применению нововведений. Целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. Производственное проектирование – включает подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций. Строительство – является связующим этапом, переходом от теоретических разработок непосредственно к производству, возведение зданий и сооружений. Процесс строительства включает в себя все организационные, проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, связанные с созданием объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ. Результатом строительства считается возведѐнное здание (сооружение) с внутренней отделкой, действующими инженерно-технологическими системами и полным комплектом документации, предусмотренной законом. Освоение промышленного производства новых изделий – включает научное и производственное освоение, а именно:  предпроизводственные разработки – работы по модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;  проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции;  технико-технологическая производства – приобретение и организационная производственного подготовка оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах 7 производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса. На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Промышленное производство. В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы потребителю. Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией. Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гарантирует планирование, финансирование и использование научно-технических достижений (технологий). Маркетинг новых продуктов – предусматривает виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию. Сбыт – коммерческая реализация результатов инновационного процесса. Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов. Научно-техническая деятельность (НТД) – основа инновационной деятельности, тесно связана с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО научно-техническая деятельность как объект 8 статистики охватывает три ее вида: научные исследования и разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги. При осуществлении НТД важное значение имеет понятие «масштаб научных работ» (включает научное (научно-техническое) направление, научную (научно-техническая) проблему, научную тему). Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса. 5.3 Модели инновационного процесса Инновационный процесс в первом приближении рассматривается как процесс преобразования входов (ресурсов, информации и др.) в выходы (новые товары, новые технологии и т .п.). Инновационный процесс может быть описан моделью типа «черный ящик» (рисунок 2). Рисунок 2 - Инновационный процесс как процесс преобразования Любое научное открытие, любое техническое новшество требуют длительного времени для своего воплощения. В этих условиях совершенно особое значение приобретает изучение современных способов коммерциализации идей, того огромного опыта осуществления инноваций, который накоплен в странах-лидерах НТП. В целом интерес к исследованию проблемы инноваций возник в мире в середине прошлого века. В 50-е годы ведущие экономисты полагали, что инновационный процесс имел линейный последовательный характер и включал в себя научные открытия, промышленные исследования и 9 разработки, инженерную и производственную деятельность, маркетинг и, наконец, появление на рынке нового продукта или процесса (рисунок 3). Рисунок 3 - Первое поколение (1G) инновационного процесса В данном случае идеи создания новых продуктов возникают внутри подразделений НИОКР, а рынок играет лишь пассивную роль, принимая результаты исследований и разработок. Так называемая модель «технологического толчка» (technology push, science push) доминировала до середины 60-х годов. Новые эмпирические данные, основанные на исследовании реальных инноваций, доказали, что в инновационном процессе потребности рынка также имеют большое значение (рисунок 4). Линейная модель «рыночного притяжения» инноваций (market pull, need pull) получила широкое применение со второй половины 60-х годов. Модель предполагала, что инновации возникают в результате обнаружения потребности покупателя, четко сфокусированных появлением новых исследований и разработок, завершающихся продуктов на рынке. Научно-исследовательские разработки являются в этом случае реакцией на запросы рынка. Рисунок 4 - Второе поколение (2G) инновационного процесса В 70-е годы XX века линейные модели 1G, 2G стали рассматриваться лишь как частные случаи более общего процесса, объединяющего науку, технологию и рынок. Исследования многих авторов подтвердили важность маркетинговых, рыночных и технических факторов для успешной инновации. Возникла необходимость в появлении новых, нелинейных моделей инновационного процесса. К примеру, английский экономист Рой Росвелл проанализировал мировой опыт и помимо моделей 1G, 2G выделил еще три модели (поколения) инновационного процесса, соответствующих 10 разным этапам развития экономик капиталистических стран: совмещѐнная модель (3G), интегрированная модель (4G), модель стратегических сетей (5G). Сегодня уже никто не отрицает, что сфера НИОКР и новые потребности, представленные в третьей модели Р. Росвелла, служат главными источниками инновационных идей (рисунок 5). Рисунок 5 - Третье поколение (3G) инновационного процесса Еще одной общепризнанной моделью процесса нововведения третьего поколения является цепная модель (chain-link model) Клайна-Розенберга (S.J. Kline, N. Rosenberg) (рисунок 6). Достоинства цепной модели следует рассматривать в свете предыдущих взаимоисключающих линейных моделей 1G и 2G. Эти модели предполагали, что инновации возникают в результате разработок в науке и технологиях либо вследствие рыночного спроса потребителей. Напротив, пять различных цепей инноваций в модели Клайна-Розенберга описывают истинное разнообразие источников инноваций: научные исследования (открывающие новые знания); потребности рынка; существующие знания (внешние для компании); знания, полученные в процессе обучения на собственном опыте. Таким образом, модель Клайна-Розенберга в основном соответствует логике третьего поколения инновационного процесса по классификации Росвелла. 11 Рисунок 6 - Цепная модель инновационного процесса Клайна-Розенберга С – центральная цепь инновационного процесса; f – интеративная обратная связь между стадиями; F –обратная связь рынка; D –научные открытия, которые приводят к радикальным инновациям; К – вклад в инновационный процесс существующих или новых знаний; R – исследования для создания нового знания; I – инновации, которые вносят вклад непосредственно в научные исследования. Интегрированная модель (четвертое поколение) инновационного процесса, появившаяся в практике компаний во второй половине 80-х годов, обозначила переход от рассмотрения инновации как преимущественно последовательного процесса к пониманию инновации как параллельного процесса, включающего одновременно элементы исследований и разработок, разработки прототипа, производства и т. д. (рисунок 7). Рисунок 7 - Четвертое поколение (4G) инновационного процесса 12 По мнению Росвелла, модель четвертого поколения соответствует лучшей современной мировой практике. Важнейшими особенностями четвертой модели стали интеграция НИОКР с производством (например, соединенные системы автоматизированного проектирования и гибкие производственные системы), более тесное сотрудничество с поставщиками и передовыми покупателями, горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов), а также создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов и др. Например, японские компании еще на ранних стадиях обращаются к потребителям и выясняют их взгляды на новый товар (рисунок 8). Рисунок 8 - Японский подход к инновационному процессу Пятое поколение инновационного процесса (SIN) по Росвеллу представляет собой идеализированное развитие интегрированной модели (4G) и более тесную стратегическую интеграцию взаимодействующих компаний. SIN отражает характеризующийся имитационного производства процесс увеличением моделирования, и электронификации использования экспертных интегрированных автоматизированного инновации, систем проектирования, систем, гибкого связанных с поставщиками. Инновационный процесс в пятой модели Р. Росвелла является не только межфункциональным, но также носит мультиинституциональный, сетевой характер. 13 Современный инновационный процесс – это процесс, складывающийся в результате взаимодействия трех систем: новатора, организации и внешней среды. Как отмечает К. Оппенлендер, система «новатор» включает весь персонал и факторы производства, которые непосредственно принимают участие в исследовании, разработке и освоении новой технологии. С другой стороны, эта система является частью более обширной системы – организации, которая может быть отождествлена в целом с предприятием, к которому относятся участники процесса нововведения. И, наконец, организация является, в свою очередь, частью еще более обширной системы, т. е. элементом совокупности внешних факторов – политических, природных и социальных. Таким образом, можно полагать, что представленная на рисунке 9 модель, основанная на работе Оппенлендера, явилась прообразом пятой модели Росвелла в части взаимодействия внешних и внутренних институтов в процессе нововведения. Рисунок 9 - Инновационный процесс как процесс взаимодействия Процесс отбора и преобразования идей в конечный продукт (инновационный процесс) может быть также проиллюстрирован моделью типа «Воронка», разработанной Стивеном Уйлрайтом (S.C. Wheelwright) и Кимом Кларком (K.B. Clark). Изучая процесс разработки новой продукции, они сфокусировали свое внимание на процессе отбора (скрининга) инновационных идей. Модель описывает процесс движения от большого количества незрелых идей к ограниченному числу многообещающих вариантов продукции (рисунок 10). 14 «Воронка» представляет собой набор фундаментальных действий, характерных для успешного инновационного процесса, природа которого определяется тем, как организация идентифицирует, отбирает и рассматривает каждый проект. Рисунок 10 - Модель инновационного процесса Уилрайта-Кларка Тем не менее, в эффективном управлении воронкой разработки для любой организации существуют две важнейшие проблемы: расширить вход воронки и сузить ее горловину. Чтобы выполнить первую задачу, организация должна расширить свою базу знаний и доступ к информации, необходимых для генерирования большего числа новых идей о продуктах и процессах. Для сужения горловины требуются эффективный процесс отбора идей, соответствующий технологическим и финансовым ресурсам и стратегическим целям компании, а также фокус на наиболее привлекательных идеях. Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что за последние 50 лет процесс нововведения значительно эволюционировал и сегодня имеет сложный многоаспектный характер и может быть представлен различными моделями. 15
«Содержание и организация инновационного процесса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot