Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРОЕКТ
макета учебной дисциплины
Социология
Sociology
Кафедра народонаселения.
Авторы программы и преподаватели дисциплины (модуля):
Николаева Ульяна Геннадьевна, д.э.н., доцент, с.н.с. кафедры народонаселения
e-mail: ynikolaeva@list.ru
Моб.: тел. 963-923-81-83
Содержание тем и разделов
Тема 1. Социология как наука: предмет, методы, структура, функции, место в системе наук об обществе.
Общество как объект изучения социальных наук. «Общество» как основное понятие социологической теории. Многообразие взглядов на понимание объекта и предмета социологического познания. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Практическая и теоретическая значимость социологии. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная инженерия.
Социологическое понимание общества. «Социологическое воображение» по Ч.Р.Миллсу. Научная социология, популярная социология и социологическая культура населения. Социологическое мышление. Социологическое образование. Социология и СМИ. Социология и общественное мнение.
Структура современного социологического знания. Макросоциология и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология; общая социология и частные социологии. Производство социологического знания. Виды социологических исследований. Количественные и качественные методы в социологии.
Междисциплинарные исследования экономики и общества. Дискуссии о содержании и границах социального и экономического. Социологический реализм, социологический объективизм vs социологический номинализм и методологический индивидуализм. Нормативное, моральное и рационально-эгоистическое в человеческом сознании и поведении. Homo economicus и Homo sociologicus – две противостоящие друг другу парадигмы в современных общественных науках. Проблемы соотношения индивидуализма и принципа максимизации полезности, с одной стороны, и принципов гуманизма и социальной ответственности, с другой стороны.
Значение курса «Социология» для подготовки специалистов в области экономики. Может ли обойтись экономическая наука без социологии? Можно ли принимать экономические решения без анализа социальных последствий? Роль социологии в научном моделировании поведения человека и развитии общества.
Тема 2. Основные этапы развития зарубежной и отечественной социологии.
Элементы социологического знания в социально-философской мысли прошлого, эволюция представлений об обществе в европейской мысли до ХIХ в.
Проблема начала социологии как дисциплины. О. Конт о предмете и функциях социологии. О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм и становление классической социологии. Формирование понимающей социологии (М.Вебер, Г.Зиммель, А.Шюц и др.). Становление структурно-функциональной парадигмы в социологии (А.Рэдклиф-Браун, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.Мертон, Э.Гидденс, Н.Луман и др.). Символический интеракционизм (Дж.Г.Мид, Ч.Х.Кули, И.Гоффман и др.). Чикагская школа социологических исследований (Р.Парк, Э.Берджесс, У.Томас, Ф.Знанецкий). Роль П.Сорокина в становлении отечественной и американской социологии. Неомарксизм и фрейдомарксизм (Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм, Л.Альтюссер и др.). Теория социальных изменений (Р.Дарендорф, З.Бауман, Дж.Урри, П.Штомпка и др.). Современные дискуссии и течения в западной социологии.
Особенности и основные этапы развития отечественной социологии. Зарождение и подъем социологического знания в конце XIX – начале ХХ века (М.М.Ковалевский, Е.В.Де-Роберти, А.С.Лаппо-Данилевский, Н.И.Кареев, П.Сорокин и др.). Бурное развитие в начале 20-х годов ХХ века и последующий запрет социологии в Советском Союзе в конце 30-х годов ХХ века. Возрождение социологии в СССР в 60-х гг. ХХ века (Б.А.Грушин, В.А.Ядов, Г.В.Осипов, Ю.А.Левада, А.Г.Здравомыслов и др.). Подъем социологии в конце 80-х – начале 90-х годов в России. Роль социологии в становлении и развитии гражданского общества в современной России.
Современная российская и международная социология: институты, объединения, ассоциации.
Тема 3. Общество как система. Социальные отношения, социальная структура, социальная организация.
Формирование представлений об обществе как о системе в истории социологии. Теории систем и их применение в исследовании общества. Общество как сложная система. Генетический (исторический) и структурный (функциональный) подход к анализу социетальных систем.
Социальная система как множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. Иерархия социальных систем. Социальная структура как элемент социальной системы. Основные социальные структуры: функциональная, организационная, линейная, ценноcтно-ориентационная.
Общественные потребности и функции социальных институтов. Структурный функционализм как магистральное направление в социологии ХХ века. Социальные функции (явные и латентные), социальные дисфункции, социальная интеграция и дезинтеграция, социальный консенсус и социальный конфликт.
Понятия «социальные отношения» и «социальная структура». «Социальные институты» как системы норм и функциональных связей. Социальные отношения, социальные учреждения, общественное (коллективное) сознание. Формы общественной воли. Социальная организация.
Социальные институты и сферы общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, морально-нравственная, религиозная, художественная, научная, образовательная, досуговая и др.). Экономическая и культурная подсистемы общества.
Социальная статика и социальная динамика.
Тема 4. Культура и ценностно-нормативная система.
Культура как социальный феномен. Споры о сущности и роли культуры в обществе. Культура человека и культура общества. Проблема равенства/неравенства культур. Культурный релятивизм и теория лингвистической относительности. Поиск объективных критериев оценки уровня культурного развития и роль лингвистики.
Структура культуры. Основные компоненты культуры: нормы, обычаи, этикет, традиции, верования, символы, ценности, идеалы. Регулятивная и смысло-ориентирующая функции культуры. Нормы, традиции и ценности в структуре культуры.
Структура ценностей субъекта как ориентиры его активности и поведения. Понятия «ценности» как объектов, соотнесенных с интересами субъекта, формирование ценностного сознания, соотношение ценности и оценки. Ценностные ориентации и оценки – основные формы функционирования ценностей. Ценностные ориентации как элемент структуры личности, как компонент сознания и поведения. Значение проблемы ценностных ориентаций в социологическом познании социальной реальности.
Теории ценностей М.Вебера, Т.Парсонса, Г.Риккерта и др. Понятие ценности и стоимости в марксистской трудовой теории стоимости. Роль труда в производстве ценностей.
Социальный порядок и ценности. Ценности как стандарт для отбора целей социального действия. Интернализация ценностей в процессе социализации как способ связи между социальной системой и системой личности. Социальные идеалы как высшие социальные цели. Структура социального идеала. Роль социальных идеалов в социокультурной динамике.
Культурная гомогенность, культурные различия, культурный релятивизм, культурный универсализм, культурная интеграция, культурная ассимиляция, аккультурация. Мультикультурализм как научно-теоретическая и социально-политическая позиция.
Элитарная («высокая») и массовая («низкая») культуры. Понятие субкультуры. Субкультуры: молодежные, этнические, профессиональные и др. Контр-культуры.
Роль культуры в социально-экономическом развитии. Проблема роли менталитета и культурных традиций в формировании и утверждении капитализма в Западной Европе и неевропейских странах.
Тема 5. Личность и социализация.
Личность и общество, их взаимодействие как центральное отношение социальной жизни. Понятия «индивид» и «личность». Сущность и характеристики личности. Социальное и биологическое в личности. Социальные качества человека. Ролевые теории личности. Социальный статус личности. Социальный тип личности. Типология личности как выражение ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. Понятие типологизации «социального типа личности» как метода обобщения и анализа социологической информации о социальном поведении. Критерии типологизации личности. Структура личности и ее важнейшие элементы.
Понятие «социальная среда». Мнения и среда: история проблемы. Человек и социальная среда. Адаптация как пассивное приспособление к среде и интеграция как активное взаимодействие личности и социальной среды. Механизм социальной деятельности и поведения личности. Реальные действия и поступки человека как эмпирические референты сознательных психологических свойств и процессов, отражающие субъективный мир личности.
Социализация: содержание, механизмы, стадии. Маргарет Мид и изучение моделей социализации ребенка в различных типах культур. Чарльз Кули и структура «Я». Зигмунд Фрейд и психоаналитическая концепция детской социализации. Жан Пьяже о познавательном и моральном становлении ребенка. Депривация и ее последствия. Феномен «Маугли». Эрик Эриксон и жизненные циклы социализации. Переход к социальной зрелости (принцип взросления, социализация взрослой личности). Сверхсоциализация и ее признаки. Ресоциализация.
Воздействие социальных институтов на процесс социализации. Роль малых социальных групп в социализации индивида. Агенты социализации: семья, школа, группа, средства массовой информации. Социальная идентичность: персональная и групповая.
Гендерные аспекты социализации и ролевого поведения. Гендерные роли в сферах домашнего труда, семейной жизни и сексуального поведения. Гендерная идентичность.
Тема 6. Социальные взаимодействия и жизненный мир человека.
Социальное взаимодействие – клеточка социального бытия, элементарное социальное явление. Индивиды, действия и проводники как элементы явления взаимодействия. Классификация форм взаимодействия. Объективная и субъективная стороны взаимодействия.
Социальные взаимодействия (интеракции) и коммуникации. Проблема социального значения и их интерпретация. Вербальное/невербальное общение и передача смысла. Повседневная социальная жизнь и коммуникации.
Социальное взаимодействие: макроуровень и микроуровень. Структура интеракции. Простые и сложные интеракции. Социальная идентификация и социальная дистанция. «Зеркальное Я».
Подходы к социальному взаимодействию в теоретической социологии. Разработка проблемы социального взаимодействия у Толкотта Парсонса. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Джордж Хоуманс), символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер), теория управления впечатлениями (Эрвин Гоффман), психоаналитическая теория (Зигмунд Фрейд, Жак Лакан).
Социальная активность и социальные акты. Социальное действие как базисный элемент социальной деятельности. Анатомия социального действия. Мотивация социального действия. Действие как элемент явления взаимодействия. Анализ содержания, форм и механизмов социального действия по Веберу. Типы социального действия, классифицированные по степени его рациональности: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Развитие веберовской концепции социального действия у Т.Парсонса.
Социальные позиции (статусы) и социальные роли (присвоение роли, регулирование и балансировка ролевой идентификации, ролевой конфликт). Теория социальных ролей в современной социологии (И.Гоффман) и социальной психологии (Э.Берн и др.). Классификация социальных ролей. Ролевой конфликт.
Социальные связи, социальные контакты и социальные взаимодействия. Социальные связи как социокультурные обязательства индивидов и групп по отношению друг к другу (по Дюркгейму, Спенсеру, Зиммелю). Социальная связь как системное качество, характеристика малых групп. Исследование системы социальных связей человека через его интересы, ориентации, социальные действия и социальные взаимодействия с другими людьми. Социальная связь как выражение зависимости между социальными явлениями. Опосредствующие элементы этой зависимости: ситуационные факторы, личностные особенности индивида, система институциональных социальных норм и средств социального контроля общества. Институциональные связи как форма социальных связей.
Социальные сети и их значение для формирования и поддержания социальной активности. Практическое значение теорий социальных связей. Социальные связи и «паблик рилейшнз». Социальная солидарность как выражение крепости социальных связей и стабильности социальной системы.
Жизненный мир человека. Повседневная жизнь и рутинное поведение. Привычки, стереотипы, автоматизмы. Осознаваемое и неосознаваемое в повседневном взаимодействии. И. Гофман: от драматургической метафоры повседневности к фрейм-анализу социальных взаимодействий. Оппозиции будничности/праздника, ординарного/экстраординарного, низкого/высокого, профанного/сакрального. От ролевого автоматизма - к осознанному свободному выбору.
Тема 7. Социальные нормы и девиация. Социальный контроль.
Социальные нормы: сущность, характер, функции, классификация. Механизм реализации социальной нормы. Позитивные и негативные нормы. Социальные санкции (моральные и правовые; формальные и неформальные). Общественное мнение и его регулирующая роль. Социальные ожидания. Общественное поощрение и общественное осуждение. Социальный контроль в разных исторических типах общества. Мораль и право в системе социального контроля.
Девиантное поведение. Теории девиации. Социологическое объяснение девиантности. Теория социальной аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Кризис общества и аномия. Аномия и динамика самоубийств в работах Э.Дюркгейма. Девианты, маргиналы и аутсайдеры. Преступность. Классификация преступлений. Социологический портрет преступника. Путь от ареста к тюремному заключению. Стигматизация. Социальная коррекция и места заключения.
Изменчивость отношения к конкретным девиациям и отдельным актам девиантного поведения. Факторы, благоприятствующие возникновению девиантных форм поведения. Конфликты между нормами культуры; воздействие на культуру общества со стороны субкультур. «Обучение» девиантности: контакты с девиантами, их частота и глубина. Социальная дезорганизация и крушение социальных идеалов как источник девиантных форм поведения. «Успешные девианты» – знаковые фигуры для подкрепления девиантного поведения. Роль правового беспредела в формировании девиантного поведения в современной России. Девиация и социальный конфликт. Девиантное поведение и социальный протест. Теория девиации и конфликтология. Конформизм и нонкоформизм.
Социальный контроль – регулятор социального поведения индивидов. Основные и дополнительные элементы динамической модели социального контроля. Надзор и наказание в исторической перспективе (М.Фуко). Методы социального контроля по Парсонсу: изоляция, обособление и реабилитация. Формальные (полиция, суд, тюрьма) и неформальные (социальное поощрение, наказание, убеждение и переоценка норм) методы социального контроля. Проблема социального контроля в современной социологии.
Тема 8. Социальные группы и организации.
Методологическое значение понятия «социальная группа». Теории социальных групп. Мнимые и реальные социальные группы. Социальные группы и социальные категории. Большие и малые социальные группы. Первичные и вторичные группы. Способы коммуникации в группах. «Социальный класс» как кумулятивная социальная группа. Социально-демографические группы, социально-профессиональные группы, территориально-поселенческие общности, этнические группы, сословия и классы. Статистические группы, потенциальные группы, механические группы. Понятие меньшинства. Социометрический метод анализа социальной группы: его суть и цели.
Внутригрупповое и внегрупповое взаимодействие. Референтные группы. Функционирование группы (численность, лидерство, сплоченность). Групповой конформизм. Первичная и вторичная группа (эмоциональная отдача, глубина охвата, специализация и универсализация, взаимодействие, групповые цели, роли и регулирующие механизмы). Формальные организации. Бюрократия как социальная группа. Принципы организации бюрократии по Максу Веберу. Исследования бюрократии в современной социологии.
Значение социальных групп в современном обществе. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты. Социальные группы как носители социальных традиций и социальных изменений в обществе.
Тема 9. Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальная мобильность.
Социальные позиции (статусы) и социальные роли. Социальный статус: предписанный и приобретаемый.
Социальная стратификация. Страта: анализ понятия. Основные подходы к изучению социальной стратификации у М.Вебера. Критерии социальной стратификации Т.Парсонса. Теория социальной стратификации П.Сорокина. Формы социальной стратификации. Социальный класс. Основные концепции классовой структуры. Марксистский метод классового анализа и понятие социальной стратификации. Социальные классы и классовая борьба в теории К.Маркса.
Социологические подходы к разным видам стратификации. Экономическая стратификация: два типа флуктуаций; Джини-коэффициент. Дифференциация современного российского общества по экономическому уровню жизни. Политическая стратификация: количественный и качественный анализ, «исторические тенденции». Пределы флуктуаций политической стратификации. Сопоставление «кривых» дохода и политического неравенства на основе Джини-коэффициента.
Профессиональная стратификация: внутрипрофессиональная и межпрофессиональная стратификация, ее параметры и флуктуации, изменение профессионального состава населения.
Ригидность стратификации в обществе. Современное западное общество и проблема его классовой структуры. Социальная толерантность.
Понятие социального неравенства. Социально-философский и социологический подходы к проблеме социального неравенства. Виды социального неравенства. Социальные, политические, экономические, культурные, этнические, гендерные измерения неравенства. Виды социального неравенства. Социальный идеал равенства: разные интерпретации в истории общественной мысли. Подходы к социальному неравенству в социальной философии и социологии.
Современное западное общество и проблема его классовой структуры. Теория «среднего класса». «Средний класс» в западном обществе и в России. Социальная стратификация и неравенство в современном российском обществе. Глобализация и новый взгляд на проблему социального неравенства.
Этническое и расовое неравенство. Понятие «этническая группа» в социологии, его теоретическая неопределенность. Расизм и национализм в истории. Язык, верования, расовые признаки и страна происхождения как признаки обособления по этническому принципу. Понятие расы. Неопределенность понятия «раса». Несостоятельность всех без исключения теорий расизма. Этнические отношения и межэтнические конфликты. Этнонационализм и трайбализм.
Различия между полами: биологическое и социальное. Понятие «гендер». Эволюция форм брака и семьи в истории. Патриархальный брак и его кризис в XX веке. Теории полового неравенства: функционализм, феминизм, неомарксизм. Неравенство полов в современной России, особенности российской культуры взаимоотношения полов.
Социальная мобильность и ее формы. Теория социальной мобильности П.Сорокина. Связь мобильности и типа общества. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Экономическая, политическая и профессиональная мобильности. Социальный лифт. Миграции населения. Индивидуальная и групповая социальная мобильность. Возможности институционального регулирования процессов социальной мобильности. Социальная мобильность в современном российском обществе.
Тема 10. Социальные институты: сущность, виды, происхождение, функции в обществе.
Социальный институт как образование, обеспечивающие относительную устойчивость социальных связей и отношений, как устоявшаяся общественная практика, как сложная организация, система функционально обусловленных действий.
Социальный институт как важнейший элемент социальной системы общества. Базовые потребности общества и институциональные формы их реализации. Явные и латентные функции институтов. Виды социальных институтов. Институционализация социальных норм и процессов. Социальные институты и связанные с ними социальные статусы.
Институционализация как процесс становления социальных институтов. Основные элементы структуры социального института. Социальные институты – «фабрики» по производству и воспроизводству социальных связей (М.Вебер).
Социальные показатели институциональных отношений на эмпирическом уровне: субъекты отношений, интересы и потребности как основа отношений, цель создания института, формы поведения индивидов в структуре институтов и т.д.
Виды социальных институтов по функциональному содержанию их деятельности (экономические, политические, институты в социальной и культурно-духовной сферах жизни общества). Дифференциация социальных институтов по характеру организации. Формальные и неформальные институты. Концепции институциональной социологии в западном обществе (Вебер, Бендикс, Блау, Дюверже, Липсет, Парсонс и др.).
Институт как элемент социальной системы общества. Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Социальные институты и личность.
Проблемы типологии и классификации институтов. Типология в соответствии со сферами общественной жизни: экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, культурно-образовательные и др. Типология социальных институтов Т.Парсонса: институты отношений (устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей, например, семья, вуз, деньги и т. п.); регулятивные институты (определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств, например, правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты); культурные (духовные) институты (устанавливают обязательные культурные модели мотивации поведения, например, познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.), моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.) и др.).
Демосоциальные институты (семья, поселение, этнос) и функции воспроизводства и социализации членов общества. Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т. п.) и функции производства социальных благ. Экономические институты (формы собственности, банки, деньги и т. п.) и обеспечение распределения и обмена произведенных благ. Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы, армия и т. п.) и функции государственного регулирования и представления общественных интересов. Правовые (законы, суды, тюрьмы, полиция и др.) государственное регулирование и социальный контроль. Духовные (культурные) институты (образование, школа, вуз, церковь, редакция газет, научно-исследовательские институты и др.).
Противоречия в развитии социальных институтов. Специфика складывания и эволюции социальных институтов в России. Специфика институциональной структуры российского общества.
Возникновение общества и основных социальных институтов. Антропосоциогенез: возникновение человека и человеческого общества. Теория двух скачков в процессе антропосоциогенеза. Переход от биологического к социальному в процессе возникновения человека и общества. Основные этапы развития труда. Происхождение общественного производства. Пракоммуна и коммуналистические отношения. Формирование производственных отношений и их выражение в волевых отношениях. Распределительные отношения в формирующемся обществе. Возникновение праморали. Значение археологической находки Шанидар I для реконструкции первых норм морали. Первые социальные нормы - табу. Пищевые и половые производственные табу. Формирование мышления и языка. Стадии процесса становления рода. Экзогамия и дуально-родовой брак. Тотемизм и его социальные функции. Формирование религии. Раздвоение практики (реальная и иллюзорная практика). Практические знания и практические иллюзии. Магия - формирующаяся религия. Фетишизм - иллюзия существования магических свойств у материальных вещей. Демонизм и анимизм - завершающая стадия формирования религии. Миф и религия.
Основные этапы развития первобытного общества (раннепервобытное общество и позднепервобытное общество). Предклассовые общества и возникновение государства.
Тема 11. Экономические институты общества: возникновение и эволюция. Реципрокция, редистрибуция, рынок.
Социологические учения об экономических системах. Типы экономических систем. Классификация экономических систем. Экономика как совокупность упорядоченных общественных отношений, возникающих в связи и по поводу производства и распределения товаров и услуг. Дискуссия о месте экономики в обществе и связи экономики с другими социальными институтами. Борьба формализма и субстантивизма.
Институт собственности: понятие и структура. Собственность как система экономических отношений, регулируемая особыми учреждениями, нормами, санкциями. Институт собственности как определенный тип связи по поводу объектов собственности. Собственность как институт реализации экономических ролей владения, пользования, распоряжения. Социологический анализ института собственности. Социальное значение труда, удовлетворенность трудом, проблема отчуждения. Распределительные и жизнеобеспечивающие системы. Социальные аспекты производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Дорыночные, внерыночные и рыночные экономические институты. Реципрокция – редистрибуция – рынок.
Возникновение первых экономических институтов. Пищевые табу и формирование первобытной коммуны. «Первобытный коммунизм». Необходимый и избыточный продукт в первобытном обществе. Разборно-коммуналистические отношения. Дачедележ. Моральные стимулы развития производства. Эволюция отношений собственности и норм распределения пищи в первобытном обществе. Реципрокция как важный принцип организации первобытного общества. Карл Поланьи о реципрокции. Появление дарообмена и формирование первобытно-престижного общества. Сущность и структура дарообмена. Регулярный избыточный продукт и раздвоение экономики. Престиж дарителя. Дарообменные цепи. Кольцо кулы как пример масштабных дарообменных цепей. Индивидуальный дарообмен, дароплатежи и межобщинный дарообмен. Межобщинные праздники и пиры. Свиные, ореховые, пивные и др. праздники. Социальное расслоение в позднепервобытном обществе. Бигмены и чифмены. Возникновение первых форм эксплуатации.
Редистрибутивный способ эксплуатации. Дискуссия об «азиатском» способе производства. Государство и экономика. Внеэкономическое принуждение и насилие в азиатских типах обществ. «Власть-собственность». Теория политаризма и политарного способа производства. Теория институциональных матриц (X и Y) и «раздаточной» экономики. Исследование роли насилия в истории экономики (Р.Норт и др.).
Рынок как социальный институт. К.Поланьи о этапах складывания рынка. Теория «фиктивных товаров» (труда, земли, денег) в рыночной экономике. Рыночная экономика и рыночное общество. Современные дискуссии о рынке как социальном институте. «Экономический империализм» Г.Беккера и его влияние на современную социологическую науку.
Тема 13. Власть, государство, право и политическая система общества.
Политическое устройство как совокупность идеологий и институтов, формирующих политическую деятельность внутри общества. Власть как основа политической системы, ядро политических отношений, цель политики. Основные аспекты политической системы: институциональный, нормативный, функциональный.
Политические институты в структуре политической системы общества. Государство как социальный институт, его сущность. Институт государства в аспекте его общецивилизационных функций. Правовое государство и гражданское общество. Типы политической власти: тоталитарные и нетоталитарные государства. Институт президентской власти. Партии и политические движения. Политическая партия как институциализированный феномен политического движения и как социальная общность. Место и роль партий в политических системах различного типа. Типологизация партий по организационным и идеологическим принципам. Общественные организации как политический институт. Средства массовой информации как политический институт. Трудовой коллектив как политический институт. Политические процессы и конфликты.
Специфика социологического подхода к анализу политических явлений. Изучение механизмов формирования и развития институтов политической жизни общества.
Тема 13. Родство, брак и семья.
Родство, брак и семья: проблемы соотношения понятий. Функции родства в обществе. Системы родства.
Брак как социальный институт. Типы, виды и формы брака. Происхождение брака. Природа агамного запрета и экзогамии. Дуально-родовая организация и генезис персонального брака. Ээволюция семейно-брачных отношений.
Сущность семейных отношений. Определение семьи. Социологический подход к семье. Семья как социальный институт и малая группа. Семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Общая направленность исторического становления семьи. Изменения института семьи в ХХ веке. Семейная структура в различных обществах, структурные параметры ( форма семьи, форма брака и т.д.( .
Функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная. Структура семьи: авторитарная и демократическая. Ролевое поведение в семье: традиционное и эгалитарное. Типология семейных структур по различным признакам. Основные теории семьи с точки зрения функционализма и теории конфликта. Разводы. Альтернативные концепции развития семьи и семейных отношений: совместная жизнь и жизнь в коммуне.
Трансформация институтов брака и семьи в современном обществе и проблема «демографического перехода». Снижение рождаемости и рост продолжительности жизни: влияние на общество.
Современные социологические исследования в России и мире проблем семьи, брака, брачно-семейных отношений, рождаемости.
Тема 14. Наука и образование. Религия и церковь. Здоровье. Спорт. Досуг.
Знания как необходимый элемент поступательного развития общества.
Практические знания, трудовой опыт и преднаучная стадия накопления знаний. Проблема синкретизма знаний, эмоций и магии на ранних этапах развития общества. От Мифа к Логосу: развитие рациональных форм мышления в эпоху Античности. Формирование науки в Новое время. Секуляризация общества. Наука, научное мировоззрение и сциентизм. Научно-технических прогресс и современная экономика.
Понятие образования. Многообразие значений понятия образования. Образование как процесс обучения, воспитания личности; образованность как реальный уровень ее знаний. Недопустимость смешения понятий «образование», «воспитание», «образованность», «воспитанность», «культура», «культурность».
Образование как социальный институт общества, обеспечивающий воспроизводство, передачу знаний, умений, навыков, подготовку новых поколений к жизни. Образование и наука.
Институционализация образования в период античного развития и в период средневековья. Появление массовой школы и превращение образования в развитый социальный институт в ХIХ столетии, предполагающий специализированную деятельность, дифференцированную по социальным ролям, особую ее организацию и нормативное регулирование. Образование и социальный контроль за качеством подготовки, интеллектуальным, нравственным и физическим развитием молодого поколения. Кардинальное реформирование системы образования в ХХ веке.
Основные функции образования: профессионально-экономические, социальные, гуманистические. Система образования и подготовка нового поколения к трудовой деятельности, обеспечение условий знаний, умений, навыков, необходимых для современного производства.
Образование и социализация личности, социальные перемещения и социальная мобильность, включение молодежи в социальную структуру, ее социальная и профессиональная ориентация. Образование как канал вертикальной циркуляции в обществе. Образование и развитие личности, повышение уровня ее культуры, формирование системы ее качеств.
Противоречия между состоянием образования и потребностями общества, между звеньями системы образования, между гуманными целями образования и его коммерциализацией. Социологический анализ проблем в образовании.
Религия и церковь как социальные институты. Социологический подход к религии. Социологические теории религии (Маркс, Дюркгейм, Вебер и др.).Религия и вера, религия и убеждение. Свобода и необходимость в человеческой деятельности и роль религии. Социальные отношения, структуры власти и роль религии. Религия как часть идеологии: положительная и отрицательная социальная роль.
Специфика социологического подхода к религии. Религия как сложный социальный феномен, предполагающий религиозное сознание, религиозные общности людей, особый вид ролевой деятельности, религиозные учреждения и организации, религиозные нормы и культурные отношения. Расширительные трактовки религии Дюркгеймом и его последователями – ее трактовка как разновидности ценностной системы. Суженная трактовка религии у теологов различных конфессий. Несовместимость теологического и научного подходов к религии и религиозному сознанию. Необходимость религиозной терпимости. Функции религии: мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегративная.
Совокупность общественных отношений, детерминирующих возникновение, функционирование и воспроизводство религии. Структура религии как система, состоящая из компонентов, составляющих органическое единство: 1) религиозное сознание; 2) религиозная деятельность; 3) религиозные отношения; 4) религиозные организации. Типы религий, систематические способы их классификации: система Беллаха и система Вебера. Формы религиозной организации: церковь, секта, деноминация или вероучение и культ. Религия как средство социального контроля. Религия и социальные установки. Церковь и государство. Тенденции развития современной религии.
Здоровье как социальная проблема. Продолжительность жизни и качество жизни: социологическое измерение. Здоровый образ жизни. Здравоохранение. Спорт как социальный институт. Социология досуга.
Тема 15. Общества и их системы: типология и механизмы развития.
Социальная типология и необходимость выхода за пределы социологии для ее изучения. Тип общества и общественная формация. Общественно-экономическая формация в теории марксизма и проблемы познания социальной динамики. «Формационная» и «цивилизационная» модели общественного развития. Социальная мобильность и тип общества.
Типологизация по степени открытости социальной системы. Открытый тип общеcтва. Закрытый тип общества. Противопоставление открытого и закрытого типов общества в социальной и политической философии К.Поппера.
Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Учение об общественно-экономических формациях и его значение для социологии. Типологизация общества по Марксу. Проблема азиатской формации. Общественно-экономические формации как типы и ступени социального развития в традиционном марксизме. Первобытный коммунизм, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и коммунистическое общества. Современный марксизм о динамике общественного развития. Эстафетно-стадиальная концепция общественного развития Ю.И.Семенова и ее значение для социологии. Природа политарной общественной формации. Понятие социального организма (социора).
Форма государственной власти как критерий типологизации общества: монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. Эволюция, изменение, развитие общества. Социологический и политологический подходы к проблеме власти в обществе.
Тема 16. Социальные изменения и социальные движения. Эволюция, трансформации, социальные революции.
Современные дискуссии в социологии о механизмах социального развития. Социальная динамика: причины, типы и механизмы. Концепции социального прогресса. Эволюция, революция, реформирование. Теории социальных изменений. Эволюционные теории. Однолинейная и мультилинейная эволюция. Проблема факторов социальных изменений. Политический, экономический и культурный детерминизмы.
Социальный процесс как совокупность и взаимосвязь социальных действий, как последовательная смена состояний, как движение элементов в системах и подсистемах. Социальный процесс как функционирование (воспроизводство), изменение и развитие. Модели социальных процессов. Социальный прогресс и регресс, эволюция и революция. Различие социальных процессов по объекту (человечество, общество, социальная группа). Типология социальных процессов по степени управляемости: стихийный, естественно-исторический, целенаправленный. Формы социальных состояний: стабильность, застой, кризис. Стадии процесса, его движущие силы. Пространственно-временной аспект социальных процессов. Достижение как характеристика эффективности социальных процессов. Социальные процессы и противоречия. Виды противоречий.
Социальный процесс как поддающаяся идентификации, повторяющаяся модель социальных взаимодействий: конфликт, кооперация, конференция, дифференциация и т.д. Инновация как социальный процесс, как процесс исторического взаимодействия культур, диффузия образцов поведения.
Теории революции. Классовая теория революции К.Маркса. Теории причин революции Ч.Джонсона, Дж.Дэвиса, Ч.Тилли и др. Толпа и особенности ее поведения. Социальное недовольство. Бунты, политические перевороты и социальные революции. Реформизм. Социальные движения. Революции и революционный террор. Теория «маятникового» развития.
Тема 17. Современный мир и глобальные социальные процессы.
Модернизация и глобализация: процессы и теоретические конструкты. Антиглобализм, контрглобализация и архаизация в современном мире.
Различные подходы к пониманию термина «модернизация». Модернизация как экономическое явление (распространение капитализма), как технологическое преобразование (распространение индустриального типа производства), как «цивилизационное» воздействие, «вестернизация» (распространение европейской модели общества, экономики и культуры).
Исторические этапы модернизации. Теория империализма в ее классическом и современных вариантах. Теория периферийного капитализма и зависимого развития.
Глобализация и глобальное классовое общество в конце ХХ – начале XXI вв. Поздний капитализм и консьюмеризм. Общество потребления. Глобализация средств массовой информации. Массовая культура. Современный капитализм и глобальные проблемы экологии. Бедность и голод как международные проблемы. Урбанизация и дезурбанизация в современном мире. Рост экономического неравенства в мире. Политическая нестабильность, войны и международный терроризм. Контрглобализация и архаизация как тенденции локального развития.
Влияние глобализации на современное российское общество и экономические процессы. Проблема типологии современной российской экономики и общества. СМИ, массовая культура и общественное мнение в современной России. Место России в современном глобальном мире.
Тема 18. Методология, методика и техника социологических исследований.
Принципы системного подхода к анализу социальных объектов. Понятие об эмпирическом социологическом исследовании. Программа социологического исследования и принципы ее построения. Определение цели и задач в социологическом исследовании. Гипотезы в социологическом исследовании. Количественные и качественные методы в социологии.
Методы сбора социологической информации. Социологическое наблюдение. Опрос, виды опросов. Метод опроса. Интервью и анкетирования как инструментарии сбора первичной социологической информации. Формы вопросов и основные требования к их формулировке. Массовые опросы и принципы их проведения. Специфика опросов общественного мнения. Метод наблюдения. Метод анализа документальных данных. Контент-анализ. Метод экспертной оценки. Метод фокус-групп. Эксперимент в социологическом исследовании, виды экспериментов. Социальные индикаторы и методы их построения. Выборочный метод в социологическом исследовании. Измерение в социологическом исследовании. Проблема надежности измерения социальных характеристик. Обработка, анализ и обобщение данных социологического исследования. Интерпретация результатов социологического исследования. Профессиональная этика социолога.
Социология как инструмент социальной политики. Основные задачи социологии в выработке социальной политики. Использование методов социологии на различных этапах разработки и реализации социальной политики. Последовательность проектно-исследовательских процедур социологического анализа социальной сферы.
Соотношение социологических категорий: «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Исследование образа жизни как основа разработки показателей социально-экономического развития.
Социологические, социолого-экономические и социолого-демографические исследования в России. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и масштабные исследования и статистики в области экономики, численности и состава населения, труда, заработной платы, уровня жизни, здравоохранения, образования, семьи, материнства, детства, неравенства, бедности и др. Ведущие социологические центры и их исследования (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центр, ИНДЕМ и др.) Единый архив социологических данных (ЕАСД) и архив Центра статистических данных (ЦСД). Международные социологические исследования.
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Основная литература:
1. Гидденс Э. Социология. ― М., 2005. (1999). Любое издание.
2. Штомпка П. Социология: Анализ современного общества: Учебник: Пер. с пол. - М.: Логос, 2005. (Любое издание)
3. Смелзер Н. Социология. (Любое издание).
4. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений (Любое издание).
5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2007.
Дополнительная литература:
1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. Спб.: Экономическая школа, 1998.
2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.; Серебряные нити, 2001.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
4. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М., 2004.
5. Бауман З. Мыслить социологически. ― М., 1996.
6. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008.
7. Бедность, неравенство и уязвимость в странах Европы и Центральной Азии с переходной и развивающейся экономикой // Доклад Регионального бюро Программ развития ООН по странам Европы и СНГ, Бюро ПРООН по поддержке политики и программ. 2014 // http://www.undp.org/content/dam/rbec/docs/Poverty%20Inequality%20and%20Vulnerability%20(Russian).pdf
8. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS. Мужчина, женщина, семья. Вып. 6. 1994. – М., 1994. – С.12 – 36.
9. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. – М.: Логос, 2011.
10. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. 1993. Т.1. N3. С.51-72.
11. Брюкнер П. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / Пер. с фр. – СПб., 2007.
12. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. - СПб. : Алетейя; М. : Институт экспериментальной социологии, 2005.
13. Вайзе П. Homo Economicus и homo Sociologicus: монстры социальных наук // THESIS. 1993. Вып.3. С.115-130.
14. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. – М.: «Весь мир», 2004.
15. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Пер. с англ. В. Анурина. — СПб.: Питер, 2004.
16. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики (Доклад Всемирного банка). – М.: «Весь мир», 2004.
17. Годелье М. Загадка дара. – М.: Вост. лит., 2007.
18. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы. – М.: Альфа-М, 2011.
19. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М. – Книжный дом «Университет», 2001.
20. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т.3. №3. – с. 44 – 58.
21. Дарендорф Р. Тропы из утопии // Пер. с нем. – М.: Праксис, 2002. – 536 сс
22. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. -. М.: Издательство “Логос” 1999.
23. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2005.
24. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991.
25. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994.
26. Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и научный ред. В.В. Радаев. Пер. М.С. Добряковой и др. – М.: РОССПЭН, 2004.
27. Козловски П. Принципы этической экономии. – СПб.: Экономическая школа, 1999.
28. Кордонский С. Г. Сословная структура постсоветской России. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2008.
29. Кон И.С. Детство и общество. М., 2003.
30. Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. Вып. 6, 1994. – С. 127 – 136.
31. Маркузе Т. Одномерный человек. – М.: АСТ, 2003.
32. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ: Хранитель, 2006.
33. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов. — М.: ИНИОН РАН, 2009.
34. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. – М.: Вост. лит., 1988.
35. Мизес Л. Человеческая деятельность. – Челябинск: 2005.
36. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. – М., 2001.
37. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М.: КДУ, 2011.
38. Николаева У. Г. Vita nuova архаических экономических отношений : загадки современной российской неформальной экономики. — М., 2005.
39. Николаева У. Г. Экономическая архаика и современность. — М.: Дашков и К, 2005.
40. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. Пер. с англ. — М.: ИРИСЭН, 2008.
41. Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. - М., 2011.
42. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М., 1978.
43. Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология: Антология / Под ред. С.П.Баньковской. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч.2. С. 3-39.
44. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. – СПб.: Алетейя, 2002.
45. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS. Весна 1993, т.1, вып. 2. С.10 – 18.
46. Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? – М.: ИЛА РАН, 1992.
47. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
48. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. – М., 2015.
49. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
50. Рывкина Р.В. Драма перемен: Экономическая социология переходной России. – М.: Дело, 2001.
51. Слезингер Г. Э. Социальная экономика : Учебник / Г. Э. Слезингер . – М. : Дело и сервис, 2001 .
52. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – М., 2002.
53. Семенов Ю.И. Возникновение брака и семьи. – М., 1979.
54. Семенов Ю.И. Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. Изд.2. — М.: УРРС, 2014. – 382 с.
55. Семенов Ю.И. Происхождение и развитие экономики. — М.: Красанд, 2014.
56. Семенов Ю.И. Философия истории. М.: Академический проект, 2014.
57. Сен А. Развитие как свобода. – М.: Новое издательство, 2004.
58. Смелзер Н. Социология экономической жизни // Американская социология. – М.: Прогресс, 1972.
59. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1962.
60. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992.
61. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1., Т.2. - М.: Наука, 1993.
62. Сото Э. де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. - М., 2001.
63. Теннис Ф. Общность и общество. – СПб.: Владимир Даль, 2002.
64. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теория и реальность. – М.: Новый хронограф, 2014.
65. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. СПб., 1996.
66. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Виды мобильности в XXI столетии. М.:.Изд. дом ВШЭ, 2012.
67. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории.- СПб.: ИД СПбГУ, 2005.
68. Хедлунд С. Невидимые руки, опыт России и общественная наука. Способы объяснения системного провала. Пер. с англ. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.исхождение и природа общественного мнения /Пер. с англ. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.
69. Шляпентох В. Современная Россия как феодальное общество. – М., 2008.
70. Шкаратан и колл. Социально-экономическое неравество и его воспроизводство в современной России. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2009.
71. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
72. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества.: Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.
73. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS. 1993. Т.1. N3. С.73-91.
74. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.
75. Development Goals in an Era of Demographic Change. GLOBAL MONITORING REPORT | 2015/2016 (Доклад Всемирного банка и Международного валютного фонда о глобальном мониторинге за 2015-2016 годы: «Цели развития в эпоху демографических изменений») / http://pubdocs.worldbank.org/pubdocs/publicdoc/2015/10/503001444058224597/Global-Monitoring-Report-2015.pdf
Справочники, словари, энциклопедии, в т.ч. их электронные версии, для организации самостоятельной работы:
Справочники:
Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Под ред. Ж.Т.Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Jary D., Jary J. Большой толковый социологический словарь.Т.1, Т.2. Collins Dictionary of Sociology. Вече, АСТ. 2001.
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Пер. с англ. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. (Более позднее издание: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. М.: Экономика, 2004.)
Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. – М: Проспект, 2013.
базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Интернет-ресурсы, рекомендуемые бакалаврам:
http://www.informaworld.com – каталог западных научных журналов, в т.ч. по социологии
http://soc.lib.ru/books.htm -Электронная библиотека «Социология, психология, управление».
http://scepsis.ru/library/sociology/page1/ - раздел «Социология» научно-просветительского журнала «Скепсис»
журнал «Экономическая социология» http://ecsoc.hse.ru/
журнал «Социологические исследования» http://www.isras.ru/socis.html
журнал «Вестник Института социологии» http://www.vestnik.isras.ru
Учреждение Российской академии наук Институт социологии РАН (раздел «Публикации») http://www.isras.ru/index.php?page_id=1071
Центр экономической социологии «Эксоцентр» www.ecsoc.ru
библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета http://www.i-u.ru/biblio/
электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://lib.socio.msu.ru/l/library
единый архив экономических и социологических данных http://sophist.hse.ru
образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент» www.ecsocman.edu.ru
Social Site Information System http://www.sociosite.net/
A Guide to Sociology and Sociological Research http://www.socioweb.com/
Образец контрольного задания контрольной письменной работы
1. Французский мыслитель Огюст Конт в 30-е годы XIX века предложил создать особую «позитивную» науку об обществе, которую он назвал «социология». Чем обосновывал О.Конт необходимость введения новой науки?
2. Какой мыслитель ввел в социологию понятие «аномия»? Что означает это понятие? Как связаны между собой понятия «аномия» и «девиация»?
3. В социологии подробно исследовался так называемый «эффект Маугли», связанный с депривацией и нарушением нормального процесса социализации у детей. Раскройте значение понятия «эффект Маугли». Перечислите специфические проявления нарушений социализации в подобных случаях.
4. Первые социальные нормы, возникшие в человеческом обществе, носили характер табу. Чем табу отличаются от современных социальных запретов? Приведите примеры первых социальных норм-табу.
5. Служащий Б. после нескольких неудач в выполнении данных ему поручений был понижен в должности, впал в депрессию, начал пить. После нескольких прогулов он был уволен с работы и влился в ряды безработных, переехал в более дешевый квартал. Какой тип социальной мобильности демонстрирует данный пример? (горизонтальную или вертикальную, восходящую или нисходящую)
6. Каковы основания выделения социальных классов в марксизме (подчеркнуть нужное): доход, гендерная принадлежность, размер заработной платы, социальный престиж, правовое закрепление высокого положения, образование, место в системе отношений собственности на средства производства, самоидентификация, принадлежность к «элите» или «массе», наличие эксплуатации?
7. Раскройте специфику следующих исторических и современных форм брака: а) полигиния б)полиандрия в) дуально-родовой экзогамный союз г) моногамия
8. Сравните два модели человека, сформировавшиеся в экономической и социологической науках – Homo economicus и Homo sociologicus (Да/Нет)
Основная характеристика
Homo economicus
Homo sociologicus
Методологический индивидуализм? (Человек первичен по отношению к обществу, свойства общества определяются свойствами входящих в него индивидов)
Методологический холизм? (Общество как целое первично по отношению к человеку, свойства людей формируются обществом в соответствии с типом и характером конкретного общества)
Основным свойством выступает эгоизм, индивидуализм, стремление к персональной выгоде
Основным свойством выступает альтруизм, стремление к благополучию группы и общества в целом
Важнейшим свойством считается максимизация полезности (целевой функции) в условиях ограниченности ресурсов
Важнейшим свойством выступает следование общественным нормам, требованиям, выполнение социальных обязательств
REMM (resourceful, evaluative, maximizing man)
SRSM (socialized, role-playing, sanctioned man)
OSAM (оpinionated, sensitive, acting man)
в) методические материалы, определяющие процедуры оценивания)
Критерии оценки знаний и навыков
Оценка знаний и сформированных навыков осуществляется в рамках промежуточного и итогового контроля.
Промежуточный контроль осуществляется в форме контрольных работ, выступлений на семинарских занятиях (при их наличии), написания и защиты проекта-реферата (10-15 страниц + презентация). В качестве формы промежуточного контроля предлагается проведение письменной контрольной работы по итогам освоения курса.
Критериями положительной оценки ща контрольную работу выступают точность и правильность ответов на простые контрольные вопросы; демонстрация логичности, обоснованности, последовательности в ответах на вопросы, предполагающие собственные рассуждения; использование в ответах на вопросы, требующие рассуждения и представления собственной точки зрения, терминологии и знаний, полученных на лекционных (и семинарских) занятиях.
Положительная оценка контрольных работ и положительная оценка проекта-реферата и презентации является обязательным условием допуска к итоговой форме аттестации по дисциплине - зачету.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (устный).
Основную сумму баллов студент получает в процессе текущего и промежуточного контроля (70 %). Итоговая аттестация (зачет) – 30 %.
Примерный список тем для подготовки индивидуальных проектов-рефератов и презентаций:
1. Социология как точная наука об обществе, в котором мы живем. Идеалы научной социологии: от О.Конта и Г.Спенсера до К.Маркса, Э.Дюркгейма и Т.Парсонса.
2. Барьеры и лабиринты на пути научного исследования общества. Идеологические влияния, политическая конъюнктура, диктат заказчика, профессиональная этика социолога. Социолог и власть. Социолог и бизнес.
3. Становление отечественной социологической мысли в дореволюционной России: влияние европейской социологии, основные проблемы, оригинальные идеи русских мыслителей. Есть ли «русский путь» в социологии?
4. Драматические судьбы советской и постсоветской социологии: запреты и гонения в 30-е годы ХХ века, возрождение в 60-х годах и влияние на формирование гражданского общества в современной России.
5. Можно ли построить идеальное общество? Проблема социальной справедливости и прогресса в работах социологов XIX века.
6. «Весь мир насилья мы разрушим, а затем…» Можно ли построить идеальное общество? Проблема социальной справедливости и прогресса в работах социологов XIX века. Формирование акционистской и партисипаторной социологии борьбы за светлое будущее (от К.Маркса до Л.Троцкого и М.Буравого).
7. Что дает для познания общества общая теория систем? Общество как сложная система: элементы, механизмы, иерархия отношений. Системно-функциональная парадигма в социологии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон).
8. Функции и дисфункции социальных систем (Роберт Мертон). Нескончаемый распад и возрождение социальных систем. Социологический анализ агрегированных последствий выживания и смерти организаций.
9. Развивается ли общество? Эволюционная парадигма в социологии: история, содержание, современные дискуссии.
10. Какие бывают общества? Типология и классификация обществ в социологии: аграрные и индустриальные, традиционные и современные, классовые и бесклассовые, «центральные» и «периферийные» и др.
11. Томас Гоббс и социологическое содержание принципа bellum omnium contra omnes. Современная интерпретация проблемы индивидуализма в экономической и социологической науках.
12. «Механическая» и «органическая» солидарность в теории Э.Дюркгейма.
13. Проекты создания общества равенства и справедливости в истории социологии: от А.Сен-Симона и О.Конта до К.Маркса.
14. «Весь мир насилья мы разрушим!». Акционизм в социологии (А.Сен-Симон, К.Маркс, Л.Троцкий, М.Буравой и др.).
15. Эмиль Дюркгейм об аномии и ее социальных последствиях (социальная апатия, ценностный вакуум, рост числа самоубийств).
16. Кризис личности и общества. Аномия и самоубийство: Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон об аномии и ее социальных последствиях.
17. Природа человека глазами социологов и экономистов: соотношение общественных норм (морали) и экономического интереса в моделях Homo economicus и Homo sociologicus.
18. Экономическая рациональность глазами экономистов и социологов: история проблемы, линии дискуссий, современное состояние вопроса.
19. Модели человека REMM, SRSM и OSAM в современной социологической и экономической науках.
20. Борьба за существование, выживание сильнейшего (Дарвин-Хаксли) или солидарность и взаимопомощь как факторы эволюции (П.А.Кропоткин). Значение социологических идей Петра Кропоткина.
21. .
22. Человек – это животное или это особое существо? Соотношение социального и биологического в человеке.
23. Может ли человек обойтись без общества? Феномены «Маугли» и модель «Робинзона Крузо» глазами социологов. Депривация, изоляция, отчуждение, одиночество.
24. Когда и как возникли Homo sapiens и человеческое общество? Антропосоциогенез глазами палеоантропологов и социологов.
25. Что такое табу, и какими были первые социальные запреты?
26. Должно ли общество регулировать поведение людей? Соотношение свободы и социальных запретов в теориях классиков социологии.
27. Свободен ли человек в обществе? Каковы границы его свободы? Ответы социолога. Что значит «бегство от свободы» (Эрих Фромм)?.
28. Существовал ли первобытный коммунизм? Принципы распределения пищи в первобытном обществе.
29. «Реципрокция» как экономический принцип организации первобытных обществ. Карл Поланьи – открыватель механизмов дорыночной экономики.
30. «Чем больше отдал, тем выше социальный престиж!». «Престижная» экономика (экономика дара) в позднепервобытных и современных обществах.
31. Существовали в действительности Адам и Ева? Первобытный дуально-родовой брак и экзогамия.
32. Сохранятся ли брак и семья в будущем? Или почему современные люди откладывают создание семьи и вступление в брак? Принцип DINK (dual income – no kids) и культура среднего класса в обществе потребления.
33. Родство, семья и брак как социальные институты: его природа, структура и социальные функции.
34. Происхождение брака. Агамный запрет, экзогамия и дуально-родовая организация. Этнографические данные о первобытных формах брака.
35. Брак и семья в современном обществе. Проблема кризиса институтов брака и семьи в современном западном обществе. Разнообразие форм семейно-брачных отношений в современном обществе.
36. Разнообразие форм семейно-брачных отношений в современном мире.
37. Захотят ли женщины в будущем рожать детей? Высокая и низкая рождаемость в современном мире глазами социологов.
38. Массовое сознание и массовая культура в современном обществе: новые возможности и опасности манипуляции.
39. «У меня есть свое мнение»! Конформизм и нонконформизм в современном мире.
40. «Одномерный человек» и «авторитарная личность»: франкфуртская школа социальных исследований о парадоксах формирования личности в ХХ веке.
41. «Consumer society» или «Общество потребления» (Э.Фромм, Ж.Бодрийяр и др.). Потребительство и антипотребительство.
42. Как измерить религиозность? Социология религии о формах и типах религиозного сознания и религиозных организациях. Социальные функции религии. Эмиль Дюркгейм о многообразии религиозного опыта.
43. Религиозный фундаментализм и терроризм в современном мире: культурно-историческое и социально-политическое измерения.
44. Когда и как возник институт религии? Связь первобытной религии с практической деятельностью людей. Магия, фетишизм, тотемизм и анимизм.
45. Что значит «жить в мифе»? Мифологическое мышление у первобытных и современных людей.
46. Процессы ремифологизации в современном обществе. Современная социальная и политическая мифология. Современные мифы и манипуляция человеческим сознанием.
47. Можно ли «запрограммировать» человека? Роль пропаганды и СМИ в манипуляции общественным мнением.
48. Фильм «Матрица» (1999) как социологическая модель. Можно ли «запрограммировать» человека? Мифологизация общественного сознания. Роль пропаганды и СМИ в манипуляции общественным мнением.
49. Наука и сциентизм в современном обществе. НТП и место науки в современной экономике.
50. Государство – это Левиафан? Государство глазами историков, политологов и социологов.
51. «Слезай с трона!». Проблемы легитимности и нелегитимности власти глазами социологов. Насколько массы готовы делать демократический выбор и реализовывать его?
52. Платить или не платить налоги? Общественные блага, государственное принуждение и проблема автономии/неавтономии человека от государства.
53. Социологический и политологический смысл полемики Томаса Джефферсона и Александра Гамильтона о демократии и способности народа делать наилучший политический выбор.
54. Тоталитаризм в ХХ веке: человек в жерновах машины принуждения.
55. Массовое насилие (террор) как социальный, политический и экономический феномен. Почему это происходит и как часто повторяется?
56. Государство в современном мире: усиление власти или размывание границ? К чему ведет глобализация. Национальные государства, их автономия, границы. Концепция nation-state. В перспективе: уменьшение или увеличение влияния государства?
57. Глобализация и конрглобализация в современном обществе. Грозит ли новое средневековье современному обществу? Тенденция к архаизации.
58. Современный религиозный фундаментализм и терроризм глазами социологов.
59. Перестанут ли люди читать? Цифровая революция, средства массовой коммуникации и их влияние на человеческое сознание и культуру. Г.Маклюэн о «новой деревне».
60. Возникновение и эволюция модели «экономического человека»: от теории А. Смита до идей Г. Саймона.
61. «Экономический империализм» о человеке и мотивах его поведения (Г.Беккер и его последователи об институтах брака, религии, права, искусства).
62. Ценности или экономические отношения определили возникновение капитализма в Европе? Концепция роли протестантской этики Макса Вебера против историко-экономической теории К.Маркса.
63. К.Поланьи о докапиталистических типах экономики и об опасностях превращения земли, труда и капитала в товар в рыночном обществе.
64. Социологическая концепция К.Маркса и проблема ее современной интерпретации. Социальный критицизм в современном мире.
65. Рынок как социальный институт: подходы, проблемы, дискуссии. Теория прав собственности как основы эффективности рыночного механизма.
66. Социальная стратификация: проблемы концептуализации и современной интерпретации.
67. Социальная структура современного российского общества. Проблема формирования среднего класса в России.
68. Homo economicus и Homo sociologicus – «монстры» социальных наук.
69. Экономическая и социальная эффективность: различие подходов и стратегий.
70. Гендерные исследования в современной социологии: проблемы, подходы, анализ реальных феноменов.
71. Гендерное неравенство: история, формы, современные проявления. Борьба за равенство полов в современном мире.
72. Различие между богатыми и бедными как мировая социальная проблема. Измерение и стратегии сокращения разрыва в доходах.
73. Бедность в современном мире: проблема, способы измерения, формы борьбы с бедностью.
74. Массовое общество и средства массовой информации в современном обществе: свобода или манипуляция сознанием?
75. Уровень жизни и качество жизни: современные международные способы измерения. Уровень и качество жизни в современном российском обществе.
76. Счастье и удовлетворенность жизнью как социологическая проблема. Теории, причины, способы измерения.
77. Где лучше жить – в городе или в деревне? Урбанизация и дезурбанизация в современном мире.
78. Здоровье и болезнь как социальные проблемы. Лечение заболеваний в прошлом и развитие медицины в современном обществе. Продолжительность жизни как индикатор социального прогресса.
79. Старость как медицинская и социальная проблема в современном обществе.
80. Увеличение продолжительности жизни и изменение соотношения возрастных групп (молодежи и пожилых) в современном обществе: социологические и демографические прогнозы.
81. Социология детства: отношение к детству в разных странах и в различные эпохи.
82. Насилие в семье как социальная проблема: формы, причины, особенности проявления в разных типах общества.
83. Как растят детей в разных обществах? Модели социализации и воспитания в разных типах общества.
84. Что такое инициации? Ритуалы «перехода» в прошлом и настоящем.
85. Социальное недовольство и его последствия. Социологическое измерение социального недовольства и социальной напряженности.
86. Неформальные социальные отношения и неформальная экономика: истоки, модели, проблема измерения. Неформальная экономика в современном российском обществе.
87. Секс и сексуальное поведение в различных типах общества. Сексуальная революция в ХХ веке и ее влияние на современное общество.
88. Участие женщин в политике и социальной жизни: история и современные формы.
89. «Быть богатым и счастливым или бедным и больным»? Бедность и социальное неравенство в современном обществе: статистика, измерение, социальные последствия.
90. «Белые воротнички» и «синие воротнички»: место в современной социально-классовой структуре.
91. Возможно ли справедливое общество? Дискуссии о равенстве, справедливости и будущем социальном устройстве в современной социологии и социальной философии.
92. Расовая и этническая дискриминация вчера и сегодня. Права человека и борьба с дискриминацией по признаку расы, языка и этнической принадлежности.
93. Преступность как социальная проблема. Социологический и экономический подход к проблеме преступности. Пенитенциарная система и профилактика преступлений.
94. Бюрократия в прошлом и настоящем: теоретические подходы, исторические факты, современная критика.
95. Существует ли «средний» класс в современном российском обществе? Социальная стратификация в современном российском обществе и специфика «среднего» класса.
96. Социальная мобильность в современном российском обществе.
97. Хорошо быть молодым? Молодежь как социальная категория. Социальные преимущества и реальные проблемы молодежи в современном мире.