Социология как наука
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» –
«общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким
образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский
ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как
общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо
определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы
исследования.
Объектом любой науки выступает часть внешней реальности,
выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и
целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является
общество (социальная реальность!). Особой отличительной чертой этой
реальности М. Вебер определил – осознанное взаимодействие людей (!):
человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него
ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.
Однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все
общество как целостную систему, т.е. совокупность свойств, связей и
отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно
рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию
«общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных
отношений. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение
даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или
их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом
данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с
другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем
самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем какихлибо социальных качеств.
Следовательно, объектом социологии являются социальные связи,
социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации;
можно сказать и так – социальная реальность, которая изучается
специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества.
Исходя из этого, социология – это наука о том, как люди живут вместе,
каковы основания этой совместной жизнедеятельности и последствия этой
жизнедеятельности.
Предметом науки вообще является результат теоретического
исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не
может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем,
1
что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет
этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и
подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех
проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне
проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его
структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское
понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную
опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к
игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует считать
общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов,
взаимодействующих
между
собой;
общие
закономерности
функционирования и развития общества; социальная сторона жизни
общества, т.е. социология изучает всю совокупность связей и отношений,
которые носят название социальных.
Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное
положение в обществе, принимающими различное участие в его экономической, политической и
духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой
личного потребления.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить,
что социология – это наука об общих и специфических социальных
закономерностях организации, функционирования и развития общества, о
действиях и взаимодействиях членов общества.
Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом,
функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы:
личности, социальные общности, институты.
Социология - наука о законах становления, функционирования, развития
общества в целом, социальных отношений и социальных общностей,
механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также
между общностями и личностью.
«Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с
одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, — с
другой».
Получается, что, во-первых, социологию интересуют не индивиды, в
отличие от психологии, а субъективная сторона поведения (потребности,
интересы, оценки и т. п.), коллективы людей в процессе их взаимодействия.
Во-вторых, она исследует различные уровни социальной взаимосвязи
(взаимосвязи поведения людей) в виде социальных общностей, институтов,
организаций, сфер, систем, общественных строев, цивилизаций. В-третьих,
2
социологию интересуют причины и механизмы развития социальных
взаимосвязей, институтов, формаций, цивилизаций и т. п. Таким образом,
социология изучает образ жизни людей, социальных классов, обществ,
человечества. Можно сказать, что социологию интересуют не только
структура и динамика общества, но и повседневное поведение больших масс
людей, их верования, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.
Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое
проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во
взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон,
уровней этой общественной системы. Социология изучает психологические
проблемы, рыночные отношения, государство, культуру не сами по себе, не
так, как их изложил специалист по этим наукам, а совершенно под другим
углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент
рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в
развитие или построение общества, его общественных функций. Религия
важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только
как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей.
Культуру социология рассматривает также под специфическим углом – как
образ жизни больших масс людей. Социологию интересуют не только
структура и динамика общества, но и повседневное поведение больших масс
людей, их верования, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.
Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:
• в каком направлении и каким образом общество (его структура и
институты) влияют и определяют поведение людей;
• каким образом из опроса отдельных людей получить социальный
портрет типичного представителя своей группы.
Таковы две самые важные задачи, которые приходится решать
профессиональному социологу. Кроме них имеется множество других, но
только первые две определяют характер и отличительные черты социологии
как самостоятельной дисциплины.
Человек превращается для социолога в респондента – источник нужной
информации. Когда он получил от 100 или 1000 респондентов сведения о
поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, ценностных
ориентациях и доходах всю исчерпывающую информацию, он забывает о них.
Они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей
анкете социолог заранее предупреждает людей об анонимности опроса и о
том, что данные будут усреднены и в таком виде предстанут в научном отчете.
Вместо конкретных людей перед социологом возникает обобщенный образ –
«средний человек». Это может быть типичный студент, сторонник
коммунистических взглядов, верующий и т.д. В понятии «средний человек»,
введенном А. Кетле, погашаются все различия между людьми.
Как любая наука, социология выполняет определенные функции в
обществе, среди которых можно выделить следующие:
3
1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования
способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах
социальной жизни;
2) критическая – данные социологических исследований позволяют
проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на
решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации
общества;
4) регулятивная – теоретический материал социологии может
использоваться государством для обеспечения социального порядка и
осуществления контроля;
5) прогностическая – на основе данных социологических исследований
можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные
последствия социальных действий;
6) идеологическая – социологические разработки могут быть
использованы различными общественными силами для формирования своей
позиции;
7)
гуманитарная
–
социология
может
способствовать
совершенствованию общественных отношений.
2. Социология в системе гуманитарных наук
Совершенно очевидно, что если объектом социологии является
общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и
гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может
развиваться изолировано от них.
Социологические методы исследования общества, его элементов, членов
и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках,
например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна
зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно
обогащают ее теоретическую базу.
Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в
целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество настолько
сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только привлекая
ресурсы других наук, объединяя усилия, можно полно и непротиворечиво
описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на
этом свете, – человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и
тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединены
логическими связями, общими понятиями и методами, а потому представляют
некоторую систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.
Под
междисциплинарной
матрицей
социологического
знания
подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их
взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция. В содружестве
с другими, родственными ей дисциплинами – психологией, социальной
4
психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и
этнографией – она образует подсистему системы научного знания –
социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга
понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и
теоретическими находками.
Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих
общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой
является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные
общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в
свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная
связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в
очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом
между данными науками существует значительные различия, которые и
позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего –
это предмет исследования.
Если социология направлена на исследование социальных
взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует
общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более
эти науки различны в методе исследования своей предметной области.
Так, социальная философия ориентирована на общефилософские
методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования.
Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими
методами, что делает результаты исследования более практичными.
Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность
социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной
философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная
философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.
Социология же, используя знания этих закономерностей, осуществляет
анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с
другими членами общества в рамках различных социальных институтов,
исследует специфику общностей разного типа и уровня.
Связь социологии с историей также является наиболее тесной и
необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также
общие проблемы исследования.
Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в
социологии.
Использование достижений социологии в исторической науке также
имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам
анализировать
исторические
явления
с
позиций
описательнофактологического подхода.
Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать
сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и
глубоких исторических обобщений.
5
Важной составляющей общественной жизни является материальное
производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с
экономикой. Более того, в системе социологического знания существует
такая дисциплина, как экономическая социология.
Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его
положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием
различных социальных процессов и изменений происходит изменение и
самой трудовой деятельности.
Еще одной смежной с социологией наукой является психология.
Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в
обществе.
Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в
значительной степени различны.
Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня
индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы
отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный
уровень.
Тесная связь существует также между социологией и политологией.
Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности,
социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и
объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет
собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей,
непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих,
политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется
во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие
общества в целом.
Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой
социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо
помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные
закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических
процессов и явлений.
Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной
взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее
элементом.
6
3. Структура социологии
является дифференцированной и
Социология
структурированной
системой знания.
Социология как система включает в себя следующие элементы:
1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в
ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты
устанавливаются посредством других элементов системы социологии;
2) общие и специальные социологические теории – системы научного
социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях
и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в
рамках определенных теоретико-методологических направлений;
3) отраслевые социологические теории – системы научного
социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни
общества,
обоснование
программы
конкретных
социологических
исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;
4) методы сбора и анализа данных – технологии получения
эмпирического материала и его первичного обобщения.
Существует и такой момент, когда говорим о структуре социологии:
Социология подразделяется на множество исследовательских областей –
областей интересов социологов, например, изучение юношеской
преступности. Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается
совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и
сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического
знания и сегодня представляют сложно разветвленную систему. К примеру, в
рамках социологии в XX веке выделились такие отрасли, как социология
труда и социология города, социология культуры и социология религии и т.д.
Сегодня в отечественной социологии насчитывается более 100 отраслей. К
усложнению внутренней структуры знания ведет процесс специализации.
Внутри
себя
каждая
специальность
подразделялась
на
ряд
подспециальностей. Появились новые области, специализирующиеся на
социальных институтах: экономика и общество, политическая социология,
индустриальная социология, социология образования, религии, медицины,
закона, досуга и спорта, науки, культуры, массовых коммуникаций и
общественного мнения. В рамках социологии культуры сегодня в качестве
самостоятельных существуют такие направления, как социология кино,
социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология
чтения и т. д. В рамках экономической социологии следует различать
социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка,
социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций.
7
Также в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и
микросоциология.
В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система,
как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся,
состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего
изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего
общества и какие – современного), характер изменений общества.
В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы
людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные
формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи,
церкви, образования, государства и т. д.
На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности
отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.
Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как
независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти
уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание
общей социальной картины, общественных закономерностей возможно
только на основе поведения отдельных субъектов общества и
межличностного общения.
В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии
общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны
только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.
В структуре социологического знания выделяются также теоретическая
и прикладная социология. Теоретическая и прикладная социология
различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и
методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу,
используя познанные теоретической социологией законы и закономерности в
развитии общества, найти пути и средства решения конкретных проблем, тем
самым способствует преобразованию данной социальной системы в
положительном направлении. Ее задача – быстро изучить проблему и
разработать рекомендации по реформированию сложившейся проблемной
ситуации. При прикладном исследовании большую роль играет
оперативность его проведения, т.к. в реальной жизни даже один день может
привести к необратимым последствиям. Эмпирическая социология носит
больше прикладной характер и направлена на решение актуальных
практических вопросов общественной жизни.
Теоретическая
социология
предполагает
обширное,
часто
многоступенчатое исследование, тщательную проработку программы,
огромное количество эмпирического материала, связанного не с одним
регионом. Все это занимает много времени и требует большого штата
работников. Теоретическое исследование невозможно провести в одиночку,
хотя организует его один исследователь, который является научным
руководителем.
8
Прикладная социология, в отличие от теоретической, не направлена на
создание всеобъемлющей картины социальной действительности.
Эту проблему решает теоретическая социология путем создания
универсальных социологических теорий.
Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не
подтверждаются в ходе исторического развития общества.
Особенностью теоретической социологии является то, что она ставит
перед собой глобальные исследовательские проблемы, которые требуют
тщательно проработанной программы исследования, огромного количества
эмпирической информации и, как правило, теоретические исследования
занимают большой объем времени.
Прикладная социология ставит перед собой частные задачи. Главной ее
особенностью является то, что исследование должно быть проведено быстро,
точно и выданы рекомендации по решению возникшей проблемы.
Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.
Функционирование данной системы направлено на получение научного
знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах,
которые выполняют различную роль в процессе его существования.
Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой
системой научного знания, которая состоит из элементов, которые
конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и
способах его оформления.
Изучение социологии позволяет нам лучше ориентироваться в
социальных мирах, лучше ориентироваться в повседневных социальных
ситуациях, реформировать социальные институты, решать различные
социальные проблемы все это особенно важно в современных обществах,
которые отличаются сложностью и которые и в познании которых здравого
смысла безусловно недостаточно. Если мы признаем, что жизнь человека в
обществе важна, а это в общем не вызывает сомнений, то мы должны признать,
что и познание этой жизни научными средствами также важно. Но для того,
чтобы социология действительно способствовала решению практических
проблем, мы сами люди должны хотеть этого, стремиться к этому и должны
создавать для этого условия. Иначе говоря, для того, чтобы социология
помогла людям, люди должны помочь ей. Невозможно представить себе
современное индустриальное или постиндустриальное общество, в котором не
было бы развитой социологии. Социология сегодня в высшей степени
необходима и в своей описательной функции и в объяснительной и в
прогностической и в прикладной и в социально-критической.
Со всех точек зрения можно сказать, что современное развитое общество
не может существовать без развитой социологии.
9
4. Система основных категорий и законов в социологии
Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный
аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших
вопросов для всякой науки. Содержание объекта и предмета всякой науки
получает развернутое отражение в системе категорий, понятий и законов
данной науки. Они образуют теоретический остов всего объема знаний науки
и одновременно являются необходимым инструментом для познания, анализа
и оценки конкретного объекта исследования. Специфика объекта и предмета
науки определяет специфику категорий (понятий) данной науки. Поскольку
предметом социологии являются социальные явления, то и категории
(понятия) социологии направлены прежде всего на характеристику этих
явлений.
Особенностью категориального аппарата социологии является его
универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной
социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин.
Среди наиболее употребляемых понятий социологии можно выделить:
общество, стратификация, мобильность, человек, общность, социальное,
социальная сфера, статус, социальный институт и др. Система категорий и
понятий в социологии имеет сложный характер строения и
субординационную зависимость понятий.
Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон – необходимая
существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального
мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений
природы, общества и духовной культуры. Если же мы говорим о науке – нас
интересуют законы науки или научные законы.
Научные законы, или законы науки – это утверждение устойчивой
взаимосвязи
между
определенными
явлениями,
неоднократно
экспериментально подтвержденное и принятое в качестве истинного для
данной сферы реальности.
Социальный закон – это законы, определяющие возникновение,
функционирование и развитие социальных общностей, выражающие
существенные повторяющиеся необходимые отношения и взаимосвязи между
социальными субъектами, явлениями и процессами.
Всегда следует помнить, что социальные законы – это существующие
независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение
людей по отношению друг к другу и основу которых образуют исторически
сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих
потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и
признании со стороны других, в самовыражении и т. д. Поэтому, изучая
социальные законы, необходимо прежде всего выявить потребности
индивидов, составляющих социальную группу, страну, социальный класс или
общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать
повторяемость в их поведении, определяя условия, в которых наблюдается
10
найденная повторяемость, и формулировать социальные законы, знание
которых необходимо для успешного управления социальными процессами,
происходящими в обществе.
Социальные законы действуют во всех сферах человеческой
деятельности и могут различаться по сфере распространения. Так, существуют
законы, действие которых распространяется на малую группу, на
определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на
общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться
общество в целом или же его части.
Социальные законы имеют большое значение в исследовании
общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно
наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность
применения научного подхода в социологии. Непредсказуемость,
беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могут быть
исследованы с помощью научных методов; напротив, предсказуемость,
повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения
позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества,
открывать социальные законы, определять условия их действия предвидеть
поведение людей в социальных группах и общностях.
Типы законов, различающиеся по следующим основаниям
(классификация):
По времени действия:
1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее
существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);
2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных
систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от
одного типа общества к другому).
По способу проявления:
1) динамические – определяют динамику (направление, формы,
факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность
социальных явлений в процессе изменения;
2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений
независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления
в целом, а не конкретные их проявления;
3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные
связи между различными социальными явлениями;
4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и
эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.
11
По формам связи выделяют пять категорий социальных законов:
1) законы, фиксирующие неизменяемые связи между социальными
явлениями, их взаимную обусловленность. Т. е. если есть явление А, то
обязательно должно быть и явление Б. Например, где есть тоталитарное
управление, есть скрытая оппозиция.
2) законы, устанавливающие функциональную зависимость между
социальными явлениями (функциональные закономерности) (пример: чем
активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным
материалом);
3) законы, закрепляющие причинно-следственные связи между
социальными
явлениями
(причинные
закономерности)
(пример:
необходимым условием повышения рождаемости в стране является
улучшение социально-бытовых условий для женщин);
4) законы, устанавливающие вероятность связей между социальными
явлениями (вероятностные закономерности) (пример: рост экономической
самостоятельности женщин повышает вероятность разводов);
5) законы, отражающие тенденции развития.
Таким образом, социология как наука опирается на сложную
иерархическую систему законов, характеризующих особенность бытия в его
различных проявлениях.
5. Основные парадигмы социологии
В социологии существуют различия между принципиальными
теоретическими подходами, которые определяют стратегию и
направляют ход исследования, т. е. дают ответы на следующие вопросы:
что, как и зачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании
внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследований,
обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной
традиции: социология позитивистская, марксистская, критическая,
интерпретативная, феноменологическая и т. п. Основой для развития и
существования в социологии различных научных направлений является
приверженность социологов различным парадигмам.
Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность
основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории,
обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся
группой ученных.
Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский
философ и историк науки Томас Кун (1922–1994). В книге «Структура
научных революций» (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции,
достаточно беспрецедентные для того, чтобы на длительное время привлечь
группу сторонников, и в то же время достаточно открытые, чтобы новые
12
поколения ученых могли в рамках этих концепций найти для себя проблемы,
требующие решения.
Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие
парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные
теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной
области науки.
Некоторые
ученые
считают,
что
социология
является
мультипарадигмальной наукой. Идею о мультипарадигмальности как
нормальном состоянии социологии впервые обосновал в середине 1970-х гг.
известный американский социолог Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность
означает, что парадигмы, созданные ранее, с появлением новой парадигмы не
исчезают, а продолжают существовать наряду с нею. Вследствие этого
увеличивается концептуальное разнообразие, что позволяет описывать и
объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми
являются социальные феномены.
Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких
парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все
социологические парадигмы можно разделить на три уровня:
макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы.
Помимо данной классификации, существуют и другие.
Одной из самых распространенных среди них является классификация
российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы
социологических парадигм:
1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и
теория социальных конфликтов);
2)
парадигмы
социальных
дефиниций
(символический
интеракционализм и этнометодология);
3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального
действия).
В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных
парадигм (фактически, то же самое, что и у Осипова): функционализм, теория
конфликта,
теория
обмена,
символический
интеракционализм,
этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует
общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако
необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее
распространенных в социологии парадигм.
Структурный функционализм (Толкотт Парсонс (1902–1979), Роберт
Мертон) – это научный подход (парадигма), основывающийся на
рассмотрении общества как системы, т. е. внутренне дифференцированной и
упорядоченной целостности, состоящей из структурных элементов, вносящих
вклад в ее поддержание и воспроизводство. В качестве социальных структур
рассматриваются любые устойчивые образцы (паттерны) деятельности людей.
13
Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка,
т. е. ее положительная роль в социальной системе, – это функция данной
структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы
каких-либо действий обусловливает их закрепление в качестве элементов
системы, т. е. превращение в паттерн (образец).
Логика исходной концепции определяет стратегию социологического
исследования как структурно-функциональный анализ. Социолог, наблюдая
какое-либо социальное явление, стремится выявить его функции и тем самым
дать функциональное объяснение факта его существования.
Согласно Парсонсу, любая социальная система стабильно существует,
если в ней выполняются четыре условия:
1) система должна быть адаптирована к окружающей среде, т. е.
приспособлена к особенностям: а) природы человека как биологического
организма и как личности; б) физико-органической среды обитания людей,
жизнедеятельность которых она организует и упорядочивает; в) культуры как
системы ценностей;
2) система должна быть саморегулируемой, т. е. при изменении в
окружающей среде в ней должны вырабатываться цели (направления
изменений структуры) и функционировать механизмы реализации этих целей;
3) система должна быть внутренне интегрирована, т. е. между ее
элементами должны поддерживаться устойчивые связи и функционирование
элементов должно быть скоординированным;
4) система должна быть структурно стабильной, т. е. в достигнутом
системой состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся
структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно
долгое время.
Эти четыре требования обусловливают необходимость осуществления в
любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал,
соответственно, адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание
латентного образца.
По первым буквам английских названий функций (adaptation, goal
attainment, integration, latent pattern maintenance)– концепцию Парсонса
принято именовать схемой AGIL.
Схема AGIL может служить универсальным аналитическим
инструментом. С ее помощью можно исследовать, например, общество как
систему, в которой экономика выполняет функцию адаптации (А),
обеспечивая людей средствами к существованию; политика – функцию
целедостижения (G), обеспечивая принятие решений и управление
деятельностью людей; право и социальные общности – функцию интеграции
(I), обеспечивая скоординированность и бесконфликтность действий людей;
образование и семья – функцию поддержания образца (L), обеспечивая
передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.
Ту же схему AGIL можно успешно применять и при анализе других
социальных систем.
14
Исторический материализм (марксистская парадигма) является
парадигмой, сосредоточивающей внимание исследователя на неравенстве,
отчуждении и конфликтах между людьми. Этот подход опирается на
концепцию
современного
общества
как
системы
отношений,
основывающихся на неравном распределении экономически значимых
ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и
упорядочивает. Все отношения в системе – экономические, правовые,
политические, религиозные, семейные и прочие – рассматриваются как формы
закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и
эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Результатом исследования
причин неравенства и эксплуатации должно стать знание, которое можно
использовать для организации коллективной борьбы за преобразование
системы в справедливый и гуманный социальный порядок.
Образцами для исследователей, придерживающихся концепции
исторического материализма, служат труды основоположника этого
направления в социологии, немецкого философа и экономиста Карла Маркса
(1818–1883).
По мысли Маркса, исторический материализм должен дать то знание
законов общественного устройства и развития, используя которое можно
преобразовать современную общественную систему в гуманное и
процветающее сообщество свободных людей.
Исходной категорией исторического материализма является понятие
труда. Труд определяется Марксом как сущностная функция человека.
Именно в процессе труда, т. е. целесообразной деятельности по
преобразованию внешней материальной среды в средство для жизни, человек
сохраняет и развивает свою сущность как разумного, деятельного и
социального существа. Таким образом, труд – это не просто работа, затрата
усилий или способ добыть средства к существованию, труд – это еще и
социальное отношение.
Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей
франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю.
Хабермасом. Этот подход опирается на концепцию общества как системы
тотального всепроникающего контроля. В отличие от классического
марксизма в неомарксизме контроль связывается не с прямым принуждением
и эксплуатацией со стороны господствующего класса, а с незаметной для
людей трансформацией естественных для человека влечений в «ложные»
потребности. Удовлетворение этих потребностей ведет не к свободному
развитию личности, а к укреплению сложившегося социального порядка. Все
сферы жизнедеятельности, регулируемые системой (экономика, политика,
искусство, образование, религия, семья и пр.), рассматриваются как
проявления господствующей рациональности, т. е. способа восприятия,
осмысления и организации человеком окружающего мира и своей жизни.
Парадигма
социального
конфликта.
Теория
конфликта,
основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии
15
разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л.
Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю.
Гальтунгом (Норвегия) и др.
Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное
явление социальной жизни.
Его основой является объективно существующая в обществе
дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую
функцию, создавая предпосылки для развития общества.
Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому
на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не
перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.
Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма
развивалась американскими исследователями: Джорджем. Хомансом,
Питером Блау, Р. Эмерсоном.
Это научный подход, основывающийся на концепции социального
взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает
выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает
действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как
материальные, так и нематериальные, символические блага – знаки уважения,
престижа, положительные эмоции и т. п. Совершение людьми поступков,
полезных для других людей, объясняется наличием ожиданий, т. е.
устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат
пользу от действий других людей. Подтверждение ожиданий в процессе
межиндивидуального взаимодействия закрепляет обмен поступками в
качестве поведенческого образца – своего рода «социального рефлекса»,
связывающего в сознании индивидов определенные действия как стимулы и
реакции.
Символический
интеракционизм.
Данная
парадигма
также
разрабатывалась в рамках американских социологических школ Джорджем
Мидом, Гербертом Блумером, и др.
Микросоциологическая парадигма, в основе которой лежит проблема
интерпретации людьми поступков друг друга. Этот исследовательский подход
основывается на концепции социального взаимодействия как процесса
согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем
установления и изменения значений этих поступков. Взаимодействуя друг с
другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения
действий друг друга в зависимости от развития ситуации и ориентируют на
эти значения свои последующие действия. При таком подходе общество
рассматривается не как фиксированная совокупность однозначно заданных
социальных норм или предустановленная система поведения, а как «текучий»,
т. е. подвижный и изменчивый, хотя и структурированный процесс
интеракции (от англ. Interaction – взаимодействие).
16
Основанием символического интернационализма является утверждение о
том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации
символов и знаков (языка, телодвижений, жестов, культурных символов).
Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим
перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических
исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в
современных социологических парадигмах уделяется межличностным
взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных
смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных
структур.
Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко
проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в
усилении дифференциации системы социологического знания. Данная
особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой
теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет
говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.
17