Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социологические исследования в практике государственного и муниципального управления

  • 👀 1125 просмотров
  • 📌 1063 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социологические исследования в практике государственного и муниципального управления» docx
Раздел 2. Социологические исследования в практике государственного и муниципального управления В разделе 2 будут освещены вопросы: 1.Социологические исследования в практике государственного и муниципального управления. 2. Теория и методы определения выборки 1. Социологические исследования в практике государственного и муниципального управления В данном вопросе будут рассмотрены четыре подвопроса (рис.1) Рис. 1. Основные подвопросы вопроса 5.1 1 Социологические методы оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций Вопрос 1: Какие Вы знаете методы оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций? Исследование – процесс научного изучения какого – либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества. В философском словаре представлено следующее определение: «Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности». В прошлые годы проведение исследований представлялось необходимым только в рамках специализированной научной деятельности. Однако, в современных условиях нестабильности, динамично развивающихся социально-экономических и политических процессов, исследования представляют собой неотъемлемый элемент принятия управленческих решений. Процесс управления в современных условиях требует научного подхода, анализа возможных последствий, факторов, влияющих на вектор и темпы развития изучаемых объектов, и, следовательно, исследования проникают в теорию и практику менеджмента, и, в первую очередь, государственное и муниципальное управление. Стереотип о том, что исследования – это только прерогатива научного работника достаточно устойчив и в современных условиях. Многие полагают, что в повседневной практике управления на исследования нет ни времени, ни острой необходимости. Это является глубоким заблуждением. В современной практике управления исследования являются основным фактором повышения эффективности управления. Исследовательский подход обеспечивает анализ резервов, ограничений развития, позволяет увидеть угрозы и своевременно принять корректирующие меры. Исследование – закономерный и естественный элемент практической эффективности любой деятельности. Это фактор профессионализма, образования и искусства. Таким образом, исследование – это вид деятельности человека, включающий: • распознавание проблем и ситуаций • определение их происхождения • выявление особенностей, содержания, закономерностей развития процессов и явлений • прогнозирование дальнейших тенденций развития объекта исследования • нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике её разрешения. Исследовательский подход способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений. Функция исследования сегодня становится основной функцией управления. Она является следствием динамичности управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении. В современных процессах управления исследовательская деятельность должна занимать не менее одной трети в структуре рабочего времени. Управление должно быть исследовательским само по себе, испытывать влияние исследовательского подхода при принятии оперативных и стратегических решений, процессах модернизации экономической и социальной сфер. Эффективность государственного и муниципального управления определяется качеством информации об объекте управления, уровнем ее достоверности, оперативности и полноты, именно этот фактор позволяет принимать рациональные управленческие решения, учитывающие все возможные последствия. Информация приобрела значимость и свойства стратегического ресурса, решающим фактором современного политического и экономического развития. Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность, достоверность, своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации. Функции исследований: - получение достоверной информации об объекте анализа, - обеспечение надежной проверки знаний, - являются основой для разработки прогноза будущего состояния объекта, - являются основой для разработки научно-обоснованных рекомендаций, обеспечивающих необходимое изменение объекта исследования, - способствуют принятию эффективных управленческих решений. Социологические исследования имеют свою специфику, которая связана с тем, что явления и отношения в процессе социальных взаимодействий изучаются в комплексе и взаимосвязи экономических, политических, социальных и культурно-духовных аспектов. Кроме того, именно социологические исследования дают возможность количественного описания качественных процессов. Социологические исследования позволяют получить количественное измерение общественных процессов и явлений, социальных систем. Задачами социологического исследования являются изучение специфики формирования и развития социальных систем, механизмов их функционирования. Анализа социальной общности как системы предполагает следующие этапы: -анализ границ системы (территориальные границы, то есть в пределах какой территории будет осуществляться исследование, определение характеристик объекта исследования, социально-демографическая специфика); -выявление элементов системы (в неформальной группе определение социальных ролей участников, в формальной выявление социальных статусов и их иерархии); -выявление системообразующих детерминант (анализ причин, побуждающих людей объединяться в те или иные социальные общности, факторов, удерживающих их внутри социальных групп либо способствующих выходу); - анализ интегральных свойств социальных систем (определение тех или иных новых характеристик, появляющихся у социальной группы, которыми не обладает каждый элемент в отдельности). Изучение социальной системы включает в себя несколько этапов: 1.осознание теоретической или практической недостаточности имеющихся знаний; 2. формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотетических объяснений, разработка гипотез; 3. эмпирическая проверка сформулированных гипотез; 4. корректировка и уточнение проблемы или гипотез, что предопределяет начало нового исследовательского цикла. В зависимости от имеющейся информации об изучаемых явлениях в каждом конкретном социологическом исследовании разрабатывается определенная стратегия поиска, предопределяющая последовательность действий, выбор того или иного вида социологического исследования. $$$Яо Л.М. Методика и техника социологических исследований /Учебное пособие. – Казань, КГТУ, 2010.%%%32^^^. Социологическое исследование, как и любое другое исследование в науке и практике, имеет очень большое значение. Исследование позволяет вырабатывать стратегию действий, концепцию научного поиска, подтверждая или опровергая гипотезы.  Социологическое исследование связывает теоретические знания и реальную действительность, помогая установить новые закономерности и тенденции развития общества. Значение получаемых в ходе исследования эмпирических данных 1.проверка выдвигаемых гипотез. 2.сбор и анализ достоверной информации. 3.данные, получаемые в ходе социологического исследования, носят теоретико-эмпирический характер и могут стать основой для развития теории государственного и муниципального управления, совершенствования управленческих практик. Роль социологических исследований в практике государственного и муниципального управлении. 1. Основная задача органов власти – создание условий, способствующих реализации интересов и потребностей населения. Согласно статье 7Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Соответственно, основные приоритеты деятельности органов власти должны определяться, в первую очередь, реальными потребностями и интересами населения. Однако, как показывает практика, собственные представления руководителей органов власти об интересах населения и реальная ситуация не всегда совпадают. Таким образом, именно социологические исследования позволяют получить достоверную информацию о мнениях, проблемах и потребностях населения, что позволяет выстраивать общественно-значимую стратегию развития территории, определять приоритеты деятельности органов власти в соответствии с реальными ожиданиями жителей. 2.Оценка деятельности органов власти. В современных условиях такая информация позволяет определить целесообразность управленческой деятельности, ее результативность, уровень соответствия заданным целям, создает основу для выявления проблем, позволяет разрабатывать рекомендации и направления корректирующих действий. 3.Повышение уровня эффективности связей с общественностью. Обратная связь в государственном и муниципальном управлении – одно из наиболее значимых условий, позволяющих консолидировать усилия власти и населения для решения социально значимых проблем. В современных условиях масштабы социального отчуждения населения и власти достаточно велики, что требует поиска решения для налаживания устойчивых коммуникационных связей. Именно социологические исследования позволяют получить достоверную информацию о мнениях, проблемах и потребностях населения, что позволяет выстраивать общественно-значимую стратегию развития территории, определять приоритеты деятельности органов власти в соответствии с реальными ожиданиями жителей. 2.Теоретико-прикладные и прикладные социологические исследования Вопрос 2:В чем заключается специфика теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований? Практичность прикладного исследования заключается в его непосредственной нацеленности на решение конкретных социальных проблем в реальных условиях. Данными обстоятельствами определяются основные особенности прикладных исследований. 1.Сроки проведения теоретико-прикладного исследования определяются социологом исходя из специфики и сложности научной задачи. В прикладном исследовании сроки его проведения рекомендует заказчик. 2.В прикладном исследовании именно заказчик определяет форму и содержание необходимых ему результатов. В прикладном исследовании гораздо более существенное значение имеет практичность и полезность полученной информации, нежели ее объем и качество текста. 3.Проводя прикладное исследование, чаще всего по максимуму используются готовые методики, адаптированные к целям и задачам конкретного исследования. В теоретико-прикладном исследовании, как правило, именно оригинальность замысла, нестандартность методического инструментария определяет уровень его научной значимости. 4. В прикладном исследовании этапы и специфика работы связана со стратегией получения и практического использования получаемой информации, в то время как в теоретико-прикладном исследовании доминирующий фактор - это необходимость научного осмысления анализируемых процессов и явлений. 5.Итоговым документом теоретико-прикладного исследования, как правило, является научная публикация, прикладного – конкретные рекомендации или социально-технологические разработки. Обозначая цель исследования, мы можем определить направленность исследования: теоретическую или практическую. Рассмотрим особенности каждого типа исследования. Таблица 1. Анализ специфических черт теоретико-прикладного и прикладного исследования. Теоретико-прикладное Прикладное Направленность Решение социальных проблем через разработку новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению Практическое решение достаточно четко поставленных социальных проблем с целью разработки конкретных рекомендаций Содержание Углубление научного знания, формирование новых теоретических концепций, выявление общественных закономерностей, устойчивых связей. Теоретические подходы, уже нашедшие свое отражение в научном знании, реализуются в конкретном приложении к обозначенной проблеме, непосредственным результатом становится разработка рекомендаций для внедрения в практику. Границы Полученные выводы имеют широкую направленность, могут использоваться для объяснения общих закономерностей и тенденций общественного развития Как правило, предметная область определена применительно к заданному социальному объекту, выводы и разработанные рекомендаций направлены на обеспечение эффективного функционирования и развития конкретного объекта (организации, муниципального образования). Таким образом, граница, разделяющая данные типы исследований, определяется в зависимости от основной цели, направленной на углубление научных знаний о тенденциях развития социальных процессов (теоретико-прикладное) или же на решение определенных управленческих задач, социальных проблем, выработку рекомендаций (прикладное). Фактором, инициирующим проведение теоретико-прикладных исследований, является определенная общественная потребность, требующая её изучение. Проведение прикладных исследований связано, как правило, с потребностями конкретного заказчика, управленческого органа, непосредственно заинтересованного в помощи исследователей. Граница, разделяющая данные типы исследований (теоретико-прикладные и прикладные социологические исследования), определяется в зависимости от основной цели, направленной на углубление научных знаний о тенденциях развития социальных процессов (теоретико-прикладное) или же на решение определенных управленческих задач, социальных проблем, выработку рекомендаций (прикладное). ПРИМЕР. Если целью исследования является анализ причин текучести кадров в конкретной организации, то данная тематика указывает на его прикладной характер. Теоретико-прикладной тип исследования задает более сложную цель, связанную с поиском устойчивых закономерностей, выявлением общих тенденций. Текучесть кадров на предприятии может быть следствием более глубоких социально-экономических проблем того или иного региона, отрасли промышленности. Например, может быть выявлена проблема миграции населения, что задает теоретико-прикладную цель исследования - анализ процессов миграции, их специфики и причин. Данная цель определяет постановку не только прикладных, но и теоретических задач, например, таких, как: проанализировать факторы миграционных процессов; изучить механизмы профессиональной мобильности как глобального социального процесса; изучить специфику миграционных процессов в регионе, их основные тенденции; разработать рекомендации по оптимизации миграционной политики. Вопрос 3: Приведите примеры теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований. 3. Разведывательные, описательные и аналитические исследования Вопрос 4: В чем заключается специфика разведывательного, описательного и аналитического социологических исследований. В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, требований к репрезентативности выводов, выделяют такие типы социологического исследования, как разведывательное исследование, описательное и аналитическое. Описательные и разведывательные исследования являются противоположными по своим научным целям и полу­чаемым результатам типами фундаментальных исследований. Опи­сательное исследование является более сложным по своему содержанию, нежели разведывательное исследование. Таблица 2. Особенности описательного и разведывательного исследования. Описательное Разведывательное Цели скорее, содержательные скорее, поверхностные Сроки более длинные более сжатые Программа детальная, глубоко проработанная менее детальная и содержательная Инструментарий со­ответствует научным параметрам может требовать дальнейшей доработки Значение описание количественных и качественных характеристик явлений и процессов поверхностный срез явления, апробация инструментария Таким образом, название описательного исследования связано не с тем, что оно дает поверхностный срез анализа изучаемых процессов и явлений, а, в первую очередь, с тем, что не выявляет причинно-следственных связей. Однако, в современных исследованиях установление причинно-следственных связей достаточно редкая, практически эк­склюзивная практика. Роль описательных исследований очень значительна. Например, в рамках знаменитых Хоторнских экспериментов проводился массовый опрос, позволивший получить очень важную информацию о значении человеческого фактора на производстве. На основе полученных результатов был проведен зак­лючительный эксперимент. Именно данная информация позволила внести существенные коррективы в господствовавшие в те годы теории менеджмента. Описательное исследование позволяет получить целостную картину изучаемых явлений и, что наиболее важно, в количественных и качественных характеристиках описывает структуру явления и процессов, их динамику. В основе описательного исследования лежат репрезентативные сведе­ния, надежные данные, а инструментарий соответствует всем научным требованиям. Аналитическое исследование - самый глубокий и сложный вид социоло­гического анализа. Признаки аналитического и описательного исследования: • репрезентативность • надежность • достоверность Отличие аналитического исследования от описательного заключается в том, что оно выявляет скрытые детерминанты тенденций и закономерностей развития процессов и явлений. Аналитическое исследование является высшим уровнем профессионализма в рамках социологического научного анализа. Аналитическое исследование - наиболее сложный тип исследования, характеризующийся высоким уровнем научного осмысления проблемы. Цель - анализ факторов, определяющих тенденции и закономерности развития исследуемых процессов, выявление причинно-следственных связей, формирование объяснительных аналитических концепций, разработка научно-обоснованных рекомендаций. Вопрос 5: Приведите примеры разведывательного, описательного и аналитического социологических исследований. 4. Точеные и повторные исследования Вопрос 6: Объясните специфику точечного и повторного исследований. Точечное исследование позволяет получить инфор­мацию о состоянии, количественных и качественных характеристиках изучаемого явления непосредственно на момент исследования. Сравнить точечное исследование можно с моментальной фо­тографией события. Особенность точечного исследования заключается в том, что оно не позволяет получить данные о тенденциях из­менения явления на временных отрезках. Примером точечного исследования является монографическое исследование. Монографическое исследование представляет собой обследование одного или нескольких объектов с научно-познавательной или же практической целью. В качестве объекта могут выступать отдельные предприятия, определенные населенные пункты. Это исследование одного объекта «крупным планом», его детальное и подробное рассмотрение, а также связанных с ним контекстных условий. Монографическое исследование по своей специфике напоминает casestudy (исследование отдельного случая). При этом целью монографического исследования, как правило, является не столько получение нового знания (как в casestudy), а скорее постановка точного социального диагноза. При выборе объекта исследования предполагается, что он является наиболее типичным, характерен для всего класса изучаемых явлений. Монографические исследования чаще используются в практической деятельности антрополога, когда объектом анализа выступает одна деревня, изучаемая наиболее глубоко и интенсив­но. По­скольку сельские поселения, как правило, невелики, ученым удается со временем хорошо узнать каждого жителя, изучить образ жизни, ценности и установки. Наиболее известным является монографическое исследование первобытных племен, проведенное антропологом, этнографом Б. Малиновским в период Первой ми­ровой войны. Ученый поехал в британскую колониальную территорию Папуа, где проводил полевые исследования сначала на Маилу (1914), а затем на островах Тробриан (1915—1918). Уникальность исследования заключается в том, что ученый сам жил среди туземцев и лично узнавал их культуру, традиции и быт. Теория включенного наблюдения, реализованная Б. Малиновским, сегодня является ключевой в методологии антропологии. Отметим, что ученый в качестве непосредственного объекта исследования выбрал одну основа­тельно изученную деревню, выво­ды при этом были обобщены на всех жителей островов. Подобная практика вызывает определенные разногласия среди антропологов, многие считают, что нельзя результат исследования, проведенного в одной общине, распространить на всю местную культуру. Поэтому в антропологических исследованиях чаще изучаются группы общин, расположенных в разных концах страны, обобщение полученных результатов позволяет сделать более достоверные вывод о культу­ре страны в целом. Монографические исследования реализуются в рамках такой научной отрасли, как социология села. Основной целью при этом выступает детальный анализ новых явлений, отсутствие информации о которых делает невоз­можным проведение широких выборочных исследований. Таблица 3. Особенности монографического исследования при изучении сельских поселений. Цель получение «социального портрета» отдельных сельских поселений Задачи анализ структуры семей анализ источников и размеров доходов изучение особенностей трудовой деятельности исследование структуры и особенностей проведения досуга анализ традиционных видов общения изучение традиций, обычаев Инструментарий не претендует на получение репрезентативной информации Практическая значимость полный, подробный анализ конкретного объекта, нового явления; результаты исследования могут быть использованы при разработке программ крупномасштабных исследований. Повторные исследования представляют собой совокупность нескольких исследований, проведенных по одной программе и одному инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Целью повторных исследований является сравнительный анализ качественных и количественных характеристик объекта в различные временные отрезки. Таблица 4. Типы повторных исследований. Тип повторного исследования Содержание и специфика Цель лонгитюдное исследование длительное изучение одной совокупности лиц определение динамики изменения определенных показателей и их взаимовлияния когортное исследование изучение людей одного и того же возраста на протяжении длительного времени; объекты исследования при этом меняются, а люди сохраняются анализ изменений ценностных ориентаций, образа жизни людей одного поколения трендовое исследование исследование, проводимое в рамках одной и той же генеральной совокупности,с применением одинаковой методики; реализуется с определенным интервалом во времени установление трендов, тенденций социальных изменений; примером является перепись населения. панельное исследование исследование, проводимое по единой программе, одинаковой методике, на одной и той же выборке через определенные интервалы времени; объекты исследования при этом сохраняются (например, предприятие), а люди могут меняться анализ динамики процессов, событий и явлений Рассмотрим более подробно данные типы повторных исследований. Панель - это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном исследовании это будут уже респонденты, которые повзрослели на 15 лет. Псевдопанелью называется совокупность респондентов, которых подобрали так, чтобы по основным характеристикам (возраст, образование, профессия) она напоминала базовую, но при этом это не будут одни и те же люди (например, молодые предприниматели в 2000 г. и молодые предприниматели в 2015 г.). В процессе панельного исследования, которое представляет собой одну из разновидностей лонгитюдного, информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Поскольку результаты исследования охватывают данные, полученные от каждого респондента в двух (или более) временных точках, то появляется уникальная возможность изучать не только изменения, охватывающие всю социальную группу, но и динамику индивидуальных изменений личности, факторов, влияющих на данные трансформации. Основная цель панельных исследований – анализ причинных связей, что особенно актуально для изучения общественного мнения. Поскольку обеспечение неизменности выборочной совокупности при повторном исследовании представляет собой определенные организационные сложности, то временной интервал между опросами в таких исследованиях, как правило, является небольшим (от нескольких дней до нескольких месяцев). Отметим, что длительность временных интервалов между опросами может быть различной и зависеть, от скорости протекания самих социальных процессов. Наиболее типичным примером панельного исследования являются исследования тенденций реализации жизненных планов выпускников средних школ, получившие известность в 1960—80-е гг. Первый раз выпускники были опрошены накануне выпускных экзаменов, затем при поступлении, окончании вуза, при прохождении определенных стадий трудовой карьеры. Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота) -исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобразной альтернативы методам «поперечных срезов». Впервые ввел его в психологию американский психолог, Гезелл Арнольд Луций (1880—1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста). Самым крупным примером лонгитюдного исследования в нашей стране считается исследование семейных бюджетов, проводившееся еще в советские времена Госкомстатом. Целью этого панельного исследования являлся анализ ежемесячных доходов и расходов домохозяйств, в выборку было включено 48 600домохозяйств, результаты использовались в качестве основы для государственных статистических отчетов. Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом. Мониторинг - такая форма организации социологического исследования, которая обеспечивает постоянное получение эмпирической информации о состоянии социальных процессов или явлений по единой системе показателей и методике. Это совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационном обеспечении управленческих решений. В социологию данное понятие пришло из экологии, где под ним понималось непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью выявления возможных нежелательных отклонений. При организации социологического мониторинга, как правило, определяются некоторые значимые показатели, характеризующие состояние социальной среды, и обеспечивается их регулярное измерение в течение длительного времени, что позволяет накапливать и изучать информацию в динамике, проводить сравнительный анализ. Цели мониторинга заключаются в обеспечении деятельности органов власти надежной, полной и достоверной информацией о состоянии социальных процессов, социальном самочувствии, общественном мнении, что значительно повышает качество управленческих решений. И.В. Бестужев-Лада считает, что мониторинг является наиболее эффективным средством разработки прогнозов. Условия проведения мониторинга: 1.изменение объекта исследования во времени, что позволяет отслеживать динамику и проводить сравнительный анализ; 2.нежелательные, угрожающие изменения в процессе функционирования объекта, что может привести к негативным последствиям. Роль мониторинга в процессе управления: • сравнительный анализ показателей, характеризующих развитие объекта исследования во времени; • выявление факторов, влияющих на тенденции развития объекта; • анализ тенденций и закономерностей изменения объекта исследования; • наглядное отображение динамики изменения процессов и явлений во времени с помощью аналитических и графических средств; • возможность предпринять корректирующие действия при нежелательном развитии процессов. Так, наблюдая образовательную систему региона в течение ряда лет, можно получить показатель потенциальной текучести кадров (количество педагогов, которые могут уйти из сферы образования). Сравнивая устойчивую негативную тенденцию с неким эталоном, скажем, критическим барьером, можно выявить степень ее опасности для общества или конкретного социального института. Можно сравнивать кривую изменения прибыли данной фирмы и фирм-конкурентов и анализировать уровень эффективности управления, получить основу для принятия решений о корректировке или модернизации определенных бизнес-процессов. 2.4. Теория и методы определения выборки В данном вопросе буду рассмотрено три подвопроса (рис.35) Рис. 35.Основныеподвопросы вопроса 4 Тема 2. Основные понятия и сущность выборочного метода Вопрос 21:Что представляет собой выборочный метод в социологическом исследовании? Одним из важнейших условий получения достоверных данных в процессе социологического исследования является правильно спроектированная выборка. В социологии используются следующие понятия: «генеральная совокупность» и «выборочная совокупность».   Генеральная совокупность – это множество всех единиц исследования, относительно которых будут сделаны выводы. Выборочная совокупность представляет собой часть генеральной совокупности, включает в себя совокупность отобранных определенным образом элементов, которые будут непосредственно включены в процесс исследования. К примеру, исследование оценок эффективности деятельности органов власти в муниципальном образовании, предполагает, что в качестве генеральной совокупности выступает всё население муниципального района. Выборочная совокупность – это непосредственно те люди, которые будут опрошены в процессе исследования. Важным условием является такой отбор респондентов, который бы охватывал все социально-демографические группы населения данного муниципального образования.   Репрезентативность выборки означает, что состав элементов выборочной совокупности представлен приблизительно в тех же пропорциях, что и состав генеральной совокупности. Строго репрезентативную выборку обеспечить крайне сложно, поэтому исследователь определяет значимые, с точки зрения поставленной цели, параметры, по которым определяются пропорции выборочной совокупности. Как показывает практика, наиболее значимыми параметрами выступают пол, возраст, уровень образования, уровень доходов. Классическим примером, иллюстрирующим значение выборки, является прогноз исхода президентских выборов в США 1936 года. Один влиятельный журнал с 1920 года проводил масштабные почтовые опросы общественного мнения. Выборочная совокупность была представлена настолько большим объемом, что вероятность ошибки казалась минимальной. Организаторами опроса было разослано более 2 млн. анкет. Предсказания победы кандидату от республиканской партии с перевесом голосов 60 на 40 сбылись «с точностью наоборот», именно такой перевес позволил кандидату от демократов Ф. Рузвельту стать очередным президентом США. Главной причиной ошибки, которая не позволила редакции журнала дать точный прогноз, явилось так называемое «смещение выборки». Ошибка была связана с тем, что учитывалось лишь мнение людей с высоким доходом, т.к. почтовые адреса, по которым была произведена рассылка анкет, были взяты из телефонных справочников и списков регистрации автомобилей, абонентами которых, как правило, выступали люди с высоким уровнем дохода. Таким образом, анкеты заполнили только определенные социальные группы американского общества, что не позволило учесть мнение большинства. В то же время американские ученые Д. Гэллап и Э. Роупер смогли точно предсказать итоги выборов, опираясь на значительно меньшее количество анкет – 4 тысячи. Поскольку было обеспечено соответствие между генеральными и выборочными совокупностями. $$$ Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. – С.217.%%%1^^^   Таким образом, при составлении выборки следует стремиться к соблюдению главного правила: каждый элемент генеральной совокупности должен иметь равные шансы попасть в состав выборочной совокупности. Это значит, что проводя опрос населения муниципального образования для достижения требуемого уровня репрезентативности необходимо обеспечить возможность попадания в выборку всех социально-демографических групп. При этом состав выборочной совокупности должен по своим параметрам воспроизводить генеральную совокупность. Данные статистики позволяют исследователю получить соответствующую информацию. Например, если состав населения представлен возрастными группами в следующих пропорциях: 20-29 лет – 20%, 30-44 года – 25%, 45-60 лет – 25%, свыше 45 лет - 30%, то и выборка респондентов должна производиться с учетом данных критериев, отражая состав генеральной совокупности. Именно процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность образуютструктуру выборки. Параметры отбора могут варьироваться в зависимости от целей исследования. Если, например, стоит задача - выяснить основные проблемы населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, дать оценку уровню благоустройства территории, то в выборке должны учитываться не только социально-демографические характеристики респондентов, но и район проживания, тип жилья. Таблица 5. Типы выборки. Случайная выборка - каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным Неслучайная выборка - единицы исследования выбираются направленно Простой случайный отбор Метод стихийного отбора Систематический отбор Метод основного массива Кластерный отбор (гнездовая выборка) Метод снежного кома Стратифицированный отбор (районированная) Квотная Главной задачей при проведении социологического иссле­дования является обеспечение соответствия между генеральной и вы­борочной совокупностями, показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки. Качество выборки зависит от трех условий: • от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; • от степени дробности группировок анализа, плани­руемых по задачам исследования, • от целесообразного уровня надеж­ности выводов из предпринимаемого исследования. При проведении среднестатистического исследования обычно до­пускается 5 %-процентная выборка, в пределах которой можно зафик­сировать научно признанное соотношение между генеральной и вы­борочной совокупность. Таблица 6. Соотношение между объемами генеральной и выборочной совокупностей при допущении пятипроцентной ошибки выборки: Объем генеральной совокупности Объем выборки 500 222 1000 286 2000 333 3000 350 4000 360 5000 370 10 000 385 100 000 358 Более 100 000 400 2.Методы вероятностной (случайной) выборки Вопрос 22:Какие разновидности вероятностной (случайной) выборки выделяют? Принцип случайной вероятностной выборки основан на возможности попадания в выборочную совокупность любого элементагенеральной совокупности имеет определенную. К разновидностям вероятностной выборки относят: простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор, стратифицированный отбор. Предположим, цель исследования заключается в анализе ценностных ориентаций современных школьников. Разделить генеральную совокупность можно на следующие примерно однородные страты: например, ученики 1-5 классов, 6-9 и 10-11 классов. В социологической практике часто используется «районированная» или «территориальная» выборка, с помощью которой осуществляется отбор соответствующих территориальных образований (городов, сельских поселений) внутри региона, социально-экономического района или федерального округа.   Масштабные исследования должны обеспечивать репрезентативность выборки не только по параметрам пола и возраста респондентов, но и по месту их проживания, включая тип поселения, его размер, территориальную принадлежность. Для того, чтобы обеспечить равные возможности попадания в выборку всех жителей страны, независимо от места проживания, используется районированная (или территориальная) выборка. К примеру, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) использует данный тип выборки для отбора административно-территориальных единиц. Для каждого федерального округа (ФО) рассчитывается число респондентов, пропорциональное численности его населения (общий объем выборки - 1600 респондентов). Внутри каждого федерального округа заданное число респондентов распределяется по 7 подгруппам, соответствующим 7 типам административно-территориальных единиц (города с населением более 1 млн. чел., города с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел., от 100 тыс. до 500 тыс. чел., от 50 тыс. до 100 тыс. чел, менее 50 тыс. чел., ПГТ, сельские районы), пропорционально удельному весу каждого типа внаселении данного ФО.$$$ Описание построения выборочной совокупности регулярного всероссийского опроса. [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: сайт. — URL: http://wciom.ru/monitoring-vyborka/ %%%2^^^ Такой тип отбора, помимо репрезентативности, позволяет обеспечить необходимое представительство в выборке тех элементов, которые интересуют исследователя (например, мы можем сравнить оценки деятельности органов власти жителей малых и крупных городов, анализировать особенности восприятия той или иной проблемы жителей именно сельских поселений и т.д.) 3. Методы невероятностной (неслучайной) выборки Вопрос 23:Какие разновидности невероятностной (неслучайной) выборки выделяют? Неслучайная (невероятностная) выборка предполагает целенаправленный выбор единиц исследования. К разновидностям неслучайной выборки можно отнести: • стихийную выборку, • метод основного массива, • метод снежного кома, • квотную выборку.   Для проведения широкомасштабных исследований, как правило, используется многоступенчатая выборка. Построение такой выборки включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется. На первой ступени может использоваться районированная выборка, что позволяет сократить территориальные границы обследования. На последней ступени в рамках конкретной территориальной зоны может использоваться квотная выборка.
«Социологические исследования в практике государственного и муниципального управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot