Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 3.
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Во всех мировых культурах присутствуют одни и те же универсалии,
которые представляют собой набор общечеловеческих, общегуманитарных
базовых ценностей и нравственно-этических норм. Указанные характеристики,
исходно формирующие общность культур, могут рассматриваться как
фундамент взаимопонимания и взаимодействия представителей разных наций,
основа для установления контактов. Вместе с тем, наряду со сближающими
нации универсалиями, имеется и целый ряд специфичных для каждой
отдельной культуры характеристик. К таким характеристикам, которые
именуются структурными признаками и «в своей структурированной общности
образуют специфический профиль одной отдельно взятой культуры» относятся,
в частности, и особенности организации разными народами своей трудовой
деятельности.
Трудовая деятельность и сопровождающее ее деловое общение партнеров
представляет собой развертывающийся во времени и пространстве процесс.
Развитие этого процесса и, соответственно, общение между партнерами представителями разных наций, осуществляющими деловые контакты,
происходит на протяжении ряда фаз. В соответствии с основными
положениями теории деятельности, такими фазами, через которые происходит
развитие делового контакта, являются следующие: 1) подготовка делового
контакта; 2) программирование делового контакта; 3) реализация делового
контакта; 4) принятие решений, подведение итогов делового контакта.
Специфика делового общения представителей моноактивного типа
культуры. Данный тип культуры делового общения характерен для
англосаксонских, германских и скандинавских народов. Как отмечают
исследователи, они придерживаются, в основном, «линейного образа действий,
озабочены деловой насыщенностью времени и не могут заниматься
несколькими делами параллельно». В своем отношении к временной
организации своей деятельности народы, принадлежащие к этому типу
культуры, ориентируются на положения отраженной в концепциях
протестантской
религии
трудовой
этики,
которая
предписывает
сосредоточиваться на одном деле в одно определенное время и выполнить его в
заранее запланированные сроки. В исследованиях также отмечается, что
представители данного типы культуры делового общения проявляют
бесстрастное поведение в разговоре, редко перебивают собеседника и
отличаются сдержанной жестикуляцией и мимикой, т.е. арсенал их
невербальных средств общения минимален. Сталкиваясь с театральными
жестами и возбужденным поведением носителей других типов культуры,
представители моноактивного типа культуры, чувствуют себя неудобно.
Представители данного типа культуры последовательно и педантично
разворачивают беседу, они вникают в доводы противоположной стороны и
отвечают на них.
Специфика делового общения представителей полиактивного типа
культуры. Данный тип культуры делового общения характерен для романских,
латиноамериканских, арабских и африканских народов. Реализуя основную
задачу первой фазы развития делового контакта, представители полиактивного
типа культуры ориентируются на получение информации в ходе личных встреч
и бесед с людьми.
Народы, представляющие этот тип культуры, в
значительной степени, полагаются на устные сведения, получаемые ими в ходе
многочисленных интервью, переговоров, деловых бесед и др. В своей
практической деятельности сотрудники компаний ориентируются в основном
на неформальный диалог, стремясь использовать личные отношения для
решения той или иной проблемы. Как только между участниками делового
общения устанавливается контакт, их личные встречи и заседания становятся
излишними. В процессе распределения своих дел они, прежде всего,
принимают во внимание относительную значимость каждой встречи, а в ходе
деловых контактов они не следят за количеством отведенного на это времени более важным для них является личностный результат деловой беседы и то, как
она была закончена, поскольку наилучшей формой инвестирования времени
для представителей этой культуры является межличностное взаимодействие.
Специфика делового общения представителей реактивного типа
культуры. Данный тип культуры делового общения характерен для стран
Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Японию, Китай, Тайвань и
Сингапур, а также Турцию и Финляндию. Реализуя основную задачу первой
фазы развития делового контакта, представители реактивного типа культуры
стремятся к использованию баз данных и печатной продукции, что сочетается с
естественной склонностью жителей восточных стран внимательно слушать и
вступать в дружелюбный диалог. Некоторые представители данного типа
культуры (в частности, японцы и китайцы) готовы говорить очень долго, если
это поможет достичь предельной гармонии. Другие народы (например, финны)
являются более немногословными, однако и они тщательно учитывают в своем
диалоге пожелания другой стороны. В своем отношении к планированию и
организации своей деятельности жители восточных стран ориентируются на
основополагающие положения буддистской религии, в соответствии с
которыми циклический характер имеет не только время, но и непосредственно
развитие самой жизни. Представители реактивного типа культуры скромны и
вежливы, несмотря на высокий уровень профессионализма и компетентности.
Отлично зная свою компанию, проведя в ней долгие годы, они отличаются
своим умением создавать гармоничную атмосферу для работы в команде.
Следовательно, различие в национальных культурах и поведении берет
свое начало из истории формирования национальной общности и традиций,
сложившихся в течение веков у различных народов. Это отражается в обычаях
и навыках коммуникативного поведения, а также в определенной логике и
стереотипе поведения у представителей той или иной культуры. Этические и
моральные различия выражаются в процессе коммуникации представителей
разных культур.
Корпоративная культура как инструмент управления поведением
сотрудников организации
Корпоративная культура – система принципов и норм поведения членов
организации. Она позволяет объединить людей разного мировоззрения,
национальностей, разных культур для достижения обще профессиональной
цели.
Термин «Корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был
сформулирован и применён немецким фельдмаршалом Мольтке, который
применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время
взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и
дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к
офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и
неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ ещё в
средневековых гильдиях, причём нарушения этих правил могли приводить к
исключению их членов из сообществ.
Появление рационалистических концепций корпоративной культуры
связывают с именем Эдгара Шейна. Он определяет корпоративную культуру
как «паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при
разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней
интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы
считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной
системы восприятия и рассмотрения проблем».
Есть две группы проблем: 1) проблема выживания и адаптации при
изменении внешних условий существования группы; 2) проблема интеграции
внутренних процессов, обеспечивающих возможность этого выживания и
адаптации. Любая группа с момента своего возникновения и до достижения ею
стадии зрелости и упадка сталкивается с этими проблемами. Процесс
формирования культуры в некотором смысле идентичен процессу создания
самой группы, поскольку «сущность» группы, характерные для её участников
мысли, взгляды, чувства и ценности, являющиеся следствием коллективного
опыта и коллективного обучения, выражаются в системе принятых группой
представлений, называемых культурой.
Компонентами корпоративной культуры являются:
- система принципиальных требований к поведению каждого члена
организации (в т.ч. разрешение конфликтов);
- система мероприятий, поддерживающих реализацию указанных
требований (в т. ч. традиции, ритуалы) и создающий положительный имидж
организации в социуме;
- символика, создающая психологический и эмоциональный настрой на
реализацию принятых требований (фирменный стиль, лозунги, атрибутика).
Корпоративная культура – своеобразный код, регламент, который обязан
принять каждый сотрудник. Современные руководители и управляющие
рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический
инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц
на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать
продуктивное общение между ними.
По содержанию доминирующих в организации ценностей выделяются
«личностно-ориентированные»
и
«функционально-ориентированные»
корпоративные культуры. Первая фиксирует ценности самореализации и
саморазвития личности сотрудника в процессе и посредством осуществления
его профессионально-трудовой деятельности. Для второй основная ценность
заключается в реализации функционально заданных алгоритмов осуществления
профессионально-трудовой деятельности и статусно-определённых моделей
поведения. Основы корпоративной культуры организации, как правило,
документально фиксируются в так называемых корпоративных кодексах.
Кодекс - соглашение, конвенция, система правил, которые
договаривающиеся стороны обязуются выполнять; способ самоорганизации
профессионального сообщества, повышающий его статус, престиж,
профессионализм. Принятие кодекса способствует формированию новой
специально созданной социальной и моральной среды, более благоприятной
для деятельности.
Корпоративные кодексы в организациях выполняют следующие
основные функции:
- регламентируют поведение персонала, приоритеты во взаимодействии с
клиентами, акционерами, партнерами, конкурентами, внешней средой;
определяют порядок принятия решения и неприемлемые формы поведения;
- развивают корпоративную культуру в организации - транслируют
корпоративные ценности, ориентируют работников на единые корпоративные
цели, тем самым повышают корпоративную идентичность работников;
- формируют доверие к организации со стороны внешней среды,
повышают ее инвестиционную привлекательность.
По содержанию выделяют два вида кодексов:
декларативный и
развернутый. Декларативный вариант корпоративного кодекса используется
для предъявления этических принципов с начала XX века. Они описывают
общие принципы поведения сотрудников на уровне деклараций.
Декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития
корпоративной культуры. С 80-х годов XX века распространение получил
также развернутый вариант кодекса с подробной регламентацией этики
поведения сотрудников. В них была зафиксирована конкретная регламентация
поведения сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок
или возникали сложные этические ситуации. Эти регламенты описывались в
виде политик в отношении заказчиков, потребителей, государства,
политической деятельности, конфликта интересов, безопасности труда.
Показателем личного принятия корпоративной культуры организации
является корпоративная идентичность.
Алгоритм формирования корпоративной культуры: