Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3
Тема 3. Социальное сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья
Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их интегрированном обучении в вузе. Цель социально-педагогического сопровождения вуза – социализация студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их интеграции в социум. Деятельность в данном направлении разнообразна, связана с социальной сферой и устранением противоречий социального характера.
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.
Особенно трудно выпускникам детских домов, которые имеют социально-экономическим условиям.
Вся социальная деятельность в вузе строится по четырем направлениям:
- социальная адаптация;
- социально-педагогическое сопровождение;
- социально – правовое и информационное сопровождение;
- социально-бытовое сопровождение.
Основными задачами сопровождения являются:
- конкретизация потребностей инвалида в различных видах социально-бытовой реабилитации;
- реализация индивидуальных программ реабилитации;
- уточнение программы социальной реабилитации инвалида с учетом оптимального набора средств и методик, имеющихся в распоряжении специалистов отделения;
- оказание консультативной и организационно-методической помощи инвалидам по вопросам социальной реабилитации инвалиду и его семье;
- взаимодействие с другими учреждениями, принимающими участие в медико-социальной реабилитации инвалидов;
- содействие в решении личных проблем;
- адаптационное обучение инвалида и его семьи.
1. Социальная адаптация
Социальная адаптация является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности студентов. Социальная адаптация полагает успешное освоение социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:
первый этап - подготовительный. Он протекает до момента включения студента-инвалида в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
Второй этап - включение в социальную группу, предполагающее помощь новым студентам в адаптации к реальным условиям учреждения.
Третий этап - усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Четвертый этап - это устойчивая социально-психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.
Социальный педагог создает условия для адаптации студентов к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.
2. Социально-педагогическое сопровождение
Социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности.
В структуре социально-педагогической поддержки выделяют социальную, психологическую и педагогическую составляющие.
Социально-педагогическая поддержка рассматривается как один из элементов системы педагогической поддержки наряду с поддержкой психологической, поскольку важнейшей составляющей социально-педагогической поддержки обучающихся, в отличие от других категорий населения, является педагогический компонент, связанный с их воспитанием и образованием, содействием в развитии и успешной социализации.
Объектом социально – педагогической поддержки являются студенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая нарушает или грозит нарушить возможность их нормального социального функционирования.
Отметим, что самостоятельно студенты справиться с этой ситуацией не могут. Формы и методы социально-педагогической поддержки студентов-сирот обеспечивают эффективную реализацию поставленных на каждом этапе задач.
3. Социально – правовое и информационное сопровождение
- направлено на обеспечение студентов информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
- направлено на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям студентов, правовое воспитание студентов по жилищным, семейным, трудовым, гражданским вопросам.
- направлено на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи студентам на материальную поддержку.
В рамках деятельности социального педагога производится сопровождение студентов в решении конкретных проблем каждого обучающегося. Эта деятельность организуется на основе сотрудничества вуза с региональными органами государственной власти и местного самоуправления, образования, социальной защиты и службы занятости населения, городским комитетом по делам молодежи, общественными организациями, обществами инвалидов. Информирование и консультирование студента-инвалида предусматривает предоставление ему информации о правовых основах реабилитации, о содержании и видах реабилитации, об учебном заведении и др.
4. Социально-бытовое сопровождение
Социально-бытовая ориентация – процесс ознакомления с предметами и окружением социально-бытового назначения.
Социальный педагог обязан ориентировать инвалидов и подростков с ОВЗ к социально-бытовым проблемам, раскрывать перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показать необходимость приложения определённых усилий.
Для готовности к самостоятельной жизни им необходимо помочь сформировать социально - бытовые навыки, знания, умения:
1. адаптационные:
- навыки ориентации в среде обитания (умение пользоваться учреждениями различной инфраструктуры);
- навыки передвижения по своему району, городу, области;
- умение адаптироваться к перемене мест жительства, учебы, работы;
2.самообслуживание:
- умение следить за собой (соблюдение личной гигиены);
-умение приготовить пищу, убрать помещение, умение пользоваться бытовыми приборами;
3. навыки персональной сохранности:
- навыки коммуникативного общения;
- умение самостоятельно принимать меры по предупреждению болезней;
-знание основ здорового образа жизни и ведение его; -занятие доступными видами спорта;
4. навыки по ведению хозяйства:
- планирование и распределение бюджета;
- умение экономно вести хозяйство;
- умение производить мелкий ремонт;
5. формирование социального общения:
- посещение и прием гостей;
- посещение общественных мест;
- общение с противоположным полом.
Социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов в вузе.
Это содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения.
Поскольку основные потребности студентов в этом возрасте – это общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем, важным направлением в социальной работе вуза стала социально-культурная реабилитация студентов-инвалидов.
Студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ принимают активное участие в мероприятиях вуза, что позволяет раскрыть творческие возможности, быть равным в обществе, приносить радость другим людям, быть нужным и востребованным.
Создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к обучающимся с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения: - руководящими работниками
Работа должна быть направлена на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к обучающимся с проблемами в развитии.
Среди преимуществ инклюзивного образования и когнитивного развития как обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и обучающихся без подобных ограничений отмечаются:
- преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
- преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
- преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
- преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
Внимание педагогов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к подростку с особыми потребностями, упускается из виду.
Педагоги, в отличие от родителей, большее значение придают нарушениям познавательной сферы подростков с особыми нуждами.
При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе со студентами-инвалидами, которая выражается в следующем: ·
психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией студентов неизбежны, но вам под силу их преодолеть; ·
не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины; ·
верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе.
Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым обучающимся предполагает:
- диагностику отношения педагогов к подросткам с особыми нуждами;
- знакомство педагогов с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, методами работы с ними и их родителями;
- проведение семинаров, круглых столов, направленных на формирование толерантной культуры личности педагога.
Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ, отводится социально-педагогической службе ОУ. Основной целью деятельности социально-педагогической службы является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения, развития обучающихся с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.
Работа с семьей
Когда речь заходит о характере внутрисемейных отношений, позиции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, состоянии их психического здоровья, их «реабилитационной компетентности», то необходимо отметить следующее.
Во-первых, установление факта заболевания ребенка является для родителей (особенно для матери) ситуацией психологического шока. Реализация собственных планов становится проблематичной, неясны перспективы в отношении судьбы ребенка, угнетают чувства досады, обиды и т.п. Сами родители оказываются не готовыми к такому испытанию. Зачастую это приводит к физическому распаду семьи. При этом, если социально-психолого-педагогическая и медицинская грамотность родителей в основной массе недостаточно высока, то в случаях необходимости воспитания больного ребенка этот низкий уровень грамотности может приводить к неисправным негативным последствиям.
Специалисты социально-педагогической службы помогают выходить родителям из кризисного состояния, вызванного заболеванием ребенка и связанного с этим семейных и профессиональных проблем. Объясняют принципы и правила воспитания детей с особенностями здоровья. Пользуются для этого, в основном, методом бесед.
Основные направления в работе специалистов с семьей:
- изучение особенностей семейного воспитания ребенка;
- гармонизация семейных взаимоотношений;
- коррекция психологического состояния матери;
- коррекция детско-родительских отношений;
- информационное сопровождение родителей (выступления на родительских собраниях, консультации), формирование адекватной оценки возможностей ребенка (как физических, так и психологических);
- разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи обучающемуся;
- обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
Социальный педагог в работе с семьей используют такие методы изучения семейных отношений, как беседа, опросы, анкетирование.
Особую роль в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами играет организация волонтерской деятельности. Вовлечение студенческой молодежи в волонтерство помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует стимулированию самореализации. Волонтеры оказывают добровольную и бескорыстную помощь, не преследуя целей извлечения прибыли и получения оплаты. Деятельность волонтерского отряда направлена, в первую очередь, на помощь остронуждающимся слоям населения, а также людям, не имеющим возможности помогать себе самим. Миссия волонтерского отряда – сделать жизнь окружающих светлее и ярче, проявить себя и реализовать свой потенциал. Все члены волонтерского отряда энергичны, эмоциональны, коммуникабельны, всегда готовы прийти на помощь, не имеют вредных привычек, очень искренние и милосердные. Деятельность волонтеров по социализации детей-инвалидов, а также своих сверстников, относящихся к данной категории, основывается на традициях милосердия, внимания к ближнему, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, честности, ответственности, самоограничения и дисциплины.
Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их интегрированном обучении в вузе. Его цель непосредственно совпадает с целью педагогической системы – социализация студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их интеграции в социум. Деятельность в данном направлении разнообразна, связана с социальной сферой и устранением противоречий социального характера. Учреждение профобразования, занимающееся обучением инвалидов, должно иметь структурное подразделение (отделение, кабинеты), реализующее программу социального сопровождения инклюзивного образования.
Основная задача социального сопровождения в вузе – это интеграция социальной и психолого-педагогической реабилитации с целью повышения реабилитационного потенциала и улучшения качества жизни инвалидов.