Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальное сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ

  • 👀 613 просмотров
  • 📌 594 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Социальное сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальное сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ» rtf
Тема 3 Тема 3. Социальное сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их интегрированном обучении в вузе. Цель социально-педагогического сопровождения вуза – социализация студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их интеграции в социум. Деятельность в данном направлении разнообразна, связана с социальной сферой и устранением противоречий социального характера. Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Особенно трудно выпускникам детских домов, которые имеют социально-экономическим условиям. Вся социальная деятельность в вузе строится по четырем направлениям: - социальная адаптация; - социально-педагогическое сопровождение; - социально – правовое и информационное сопровождение; - социально-бытовое сопровождение. Основными задачами сопровождения являются: - конкретизация потребностей инвалида в различных видах социально-бытовой реабилитации; - реализация индивидуальных программ реабилитации; - уточнение программы социальной реабилитации инвалида с учетом оптимального набора средств и методик, имеющихся в распоряжении специалистов отделения; - оказание консультативной и организационно-методической помощи инвалидам по вопросам социальной реабилитации инвалиду и его семье; - взаимодействие с другими учреждениями, принимающими участие в медико-социальной реабилитации инвалидов; - содействие в решении личных проблем; - адаптационное обучение инвалида и его семьи. 1. Социальная адаптация Социальная адаптация является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности студентов. Социальная адаптация полагает успешное освоение социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов: первый этап - подготовительный. Он протекает до момента включения студента-инвалида в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Второй этап - включение в социальную группу, предполагающее помощь новым студентам в адаптации к реальным условиям учреждения. Третий этап - усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Четвертый этап - это устойчивая социально-психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды. Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Социальный педагог создает условия для адаптации студентов к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции. 2. Социально-педагогическое сопровождение Социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. В структуре социально-педагогической поддержки выделяют социальную, психологическую и педагогическую составляющие. Социально-педагогическая поддержка рассматривается как один из элементов системы педагогической поддержки наряду с поддержкой психологической, поскольку важнейшей составляющей социально-педагогической поддержки обучающихся, в отличие от других категорий населения, является педагогический компонент, связанный с их воспитанием и образованием, содействием в развитии и успешной социализации. Объектом социально – педагогической поддержки являются студенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая нарушает или грозит нарушить возможность их нормального социального функционирования. Отметим, что самостоятельно студенты справиться с этой ситуацией не могут. Формы и методы социально-педагогической поддержки студентов-сирот обеспечивают эффективную реализацию поставленных на каждом этапе задач. 3. Социально – правовое и информационное сопровождение - направлено на обеспечение студентов информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг. - направлено на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям студентов, правовое воспитание студентов по жилищным, семейным, трудовым, гражданским вопросам. - направлено на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи студентам на материальную поддержку. В рамках деятельности социального педагога производится сопровождение студентов в решении конкретных проблем каждого обучающегося. Эта деятельность организуется на основе сотрудничества вуза с региональными органами государственной власти и местного самоуправления, образования, социальной защиты и службы занятости населения, городским комитетом по делам молодежи, общественными организациями, обществами инвалидов. Информирование и консультирование студента-инвалида предусматривает предоставление ему информации о правовых основах реабилитации, о содержании и видах реабилитации, об учебном заведении и др. 4. Социально-бытовое сопровождение Социально-бытовая ориентация – процесс ознакомления с предметами и окружением социально-бытового назначения. Социальный педагог обязан ориентировать инвалидов и подростков с ОВЗ к социально-бытовым проблемам, раскрывать перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показать необходимость приложения определённых усилий. Для готовности к самостоятельной жизни им необходимо помочь сформировать социально - бытовые навыки, знания, умения: 1. адаптационные: - навыки ориентации в среде обитания (умение пользоваться учреждениями различной инфраструктуры); - навыки передвижения по своему району, городу, области; - умение адаптироваться к перемене мест жительства, учебы, работы; 2.самообслуживание: - умение следить за собой (соблюдение личной гигиены); -умение приготовить пищу, убрать помещение, умение пользоваться бытовыми приборами; 3. навыки персональной сохранности: - навыки коммуникативного общения; - умение самостоятельно принимать меры по предупреждению болезней; -знание основ здорового образа жизни и ведение его; -занятие доступными видами спорта; 4. навыки по ведению хозяйства: - планирование и распределение бюджета; - умение экономно вести хозяйство; - умение производить мелкий ремонт; 5. формирование социального общения: - посещение и прием гостей; - посещение общественных мест; - общение с противоположным полом. Социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов в вузе. Это содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения. Поскольку основные потребности студентов в этом возрасте – это общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем, важным направлением в социальной работе вуза стала социально-культурная реабилитация студентов-инвалидов. Студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ принимают активное участие в мероприятиях вуза, что позволяет раскрыть творческие возможности, быть равным в обществе, приносить радость другим людям, быть нужным и востребованным. Создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к обучающимся с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения: - руководящими работниками Работа должна быть направлена на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к обучающимся с проблемами в развитии. Среди преимуществ инклюзивного образования и когнитивного развития как обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и обучающихся без подобных ограничений отмечаются: - преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; - преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности; - преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»; - преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации. Внимание педагогов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к подростку с особыми потребностями, упускается из виду. Педагоги, в отличие от родителей, большее значение придают нарушениям познавательной сферы подростков с особыми нуждами. При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе со студентами-инвалидами, которая выражается в следующем: · психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией студентов неизбежны, но вам под силу их преодолеть; · не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины; · верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе. Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым обучающимся предполагает: - диагностику отношения педагогов к подросткам с особыми нуждами; - знакомство педагогов с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, методами работы с ними и их родителями; - проведение семинаров, круглых столов, направленных на формирование толерантной культуры личности педагога. Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ, отводится социально-педагогической службе ОУ. Основной целью деятельности социально-педагогической службы является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения, развития обучающихся с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся. Работа с семьей Когда речь заходит о характере внутрисемейных отношений, позиции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, состоянии их психического здоровья, их «реабилитационной компетентности», то необходимо отметить следующее. Во-первых, установление факта заболевания ребенка является для родителей (особенно для матери) ситуацией психологического шока. Реализация собственных планов становится проблематичной, неясны перспективы в отношении судьбы ребенка, угнетают чувства досады, обиды и т.п. Сами родители оказываются не готовыми к такому испытанию. Зачастую это приводит к физическому распаду семьи. При этом, если социально-психолого-педагогическая и медицинская грамотность родителей в основной массе недостаточно высока, то в случаях необходимости воспитания больного ребенка этот низкий уровень грамотности может приводить к неисправным негативным последствиям. Специалисты социально-педагогической службы помогают выходить родителям из кризисного состояния, вызванного заболеванием ребенка и связанного с этим семейных и профессиональных проблем. Объясняют принципы и правила воспитания детей с особенностями здоровья. Пользуются для этого, в основном, методом бесед. Основные направления в работе специалистов с семьей: - изучение особенностей семейного воспитания ребенка; - гармонизация семейных взаимоотношений; - коррекция психологического состояния матери; - коррекция детско-родительских отношений; - информационное сопровождение родителей (выступления на родительских собраниях, консультации), формирование адекватной оценки возможностей ребенка (как физических, так и психологических); - разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи обучающемуся; - обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка. Социальный педагог в работе с семьей используют такие методы изучения семейных отношений, как беседа, опросы, анкетирование. Особую роль в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами играет организация волонтерской деятельности. Вовлечение студенческой молодежи в волонтерство помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует стимулированию самореализации. Волонтеры оказывают добровольную и бескорыстную помощь, не преследуя целей извлечения прибыли и получения оплаты. Деятельность волонтерского отряда направлена, в первую очередь, на помощь остронуждающимся слоям населения, а также людям, не имеющим возможности помогать себе самим. Миссия волонтерского отряда – сделать жизнь окружающих светлее и ярче, проявить себя и реализовать свой потенциал. Все члены волонтерского отряда энергичны, эмоциональны, коммуникабельны, всегда готовы прийти на помощь, не имеют вредных привычек, очень искренние и милосердные. Деятельность волонтеров по социализации детей-инвалидов, а также своих сверстников, относящихся к данной категории, основывается на традициях милосердия, внимания к ближнему, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, честности, ответственности, самоограничения и дисциплины. Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их интегрированном обучении в вузе. Его цель непосредственно совпадает с целью педагогической системы – социализация студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их интеграции в социум. Деятельность в данном направлении разнообразна, связана с социальной сферой и устранением противоречий социального характера. Учреждение профобразования, занимающееся обучением инвалидов, должно иметь структурное подразделение (отделение, кабинеты), реализующее программу социального сопровождения инклюзивного образования. Основная задача социального сопровождения в вузе – это интеграция социальной и психолого-педагогической реабилитации с целью повышения реабилитационного потенциала и улучшения качества жизни инвалидов.
«Социальное сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot