Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальное пространство современного общества

  • 👀 570 просмотров
  • 📌 534 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальное пространство современного общества» docx
Тема лекции: «Социальное пространство современного общества» Краткая характеристика проблемы (проблемного поля) - Развитие понятия модели социальной структуры общества. Для того, чтобы понять как развивалась модель социальной структуры общества, необходимо разобраться в определении понятия данной структуры. Социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Чтобы более наглядно представить всю сложность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества. Социальный состав общества — это совокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество. Каждая социальная общность занимает определенное место, определенную позицию в социальной структуре. Одни социальные общности занимают более выгодные позиции, другие — менее выгодные. Кроме того, в самой социальной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды) также занимают разные социальные позиции и имеют разные социальные статусы. Институциональная структура общества — это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. В демократическом обществе все социальные институты формально (по закону) равны между собой. Социальная общность — это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями). Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей, М. Вебер ввел такие дополнительные критерии определения социальной принадлежности, как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П. Сорокин, Т. Парсоис, Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Так, ученый-социолог П. Сорокин наиболее четко обосновал критерии принадлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основных критерия: экономический, профессиональный, политический. Теория социальной стратификации дает более реальное представление о социальной структуре современного общества, нежели марксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграничения (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, престижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами. Задачи: 1. Рассказать о классических подходах (античная и новоевропейская традиция, классическая научная методология); 2. Дать определение стратификации общества и каждой модели; 3. Рассказать о трансформации социальной структуры индустриального, информационного общества; 4. Дать определение информационному обществу и его характеристики; 5. Рассказать о появлении социальных типажей эпохи информационной революции (Homo ludens); Античная и новоевропейская традиция Классическая научная методология Исторический прогрессизм, дифференциация естественного и социального, европоцентристкая парадигма модернизации, каузальный детерминизм, структурно-функциональный анализ Социальная структура общества (состав) Стратификация общества Физико - генетическая модель, рабовладельческая модель, кастовая модель, сословная модель, этатисткая модель, социально-профессиональная модель, классовая модель, культурно-символическая модель, культурно-нормативная модель Социальная структура индустриального общества в середине 19 века Трансформация социальной структуры на рубеже 19-20 веков Трансформация социальной структуры в первой половине 20 века Социальная структура индустриального общества в середине 20 века Становление социальной структуры информационного общества Информационное общество как социальная система Постматериализм как социальный феномен информационного общества (социальное пространство субкультур, вызов постмодерна, постнеклассическая парадигма, “человеческий капитал” на производстве, глобальное информационное пространство) Экспрессивизм, постматериализм, компетентность, креативность Homo ludens-социальный типаж эпохи информационной революции 1. Рассказать о классических подходах (античная и новоевропейская традиция, классическая научная методология); Общество как исторически сложившаяся социальная система, формализующая различные модели социализации личности и межчеловеческого взаимодействия в рамках институциональной структуры и интегрирующая их в политико-правовую, социально-экономическую, культурную подсистемы. Социальная структура общества: по значимости типов общественных отношений -эстетическое самовыражение, -культура, -политико-правовое регулирование, -социальное взаимодействие, -экономические отношения; по значимости субъектов социально-исторического действия -личность, семья, -демографические группы, -социально-исторические общности, -социальные классы. 2. Дать определение стратификации общества и каждой модели; Стратификация общества-модели упорядочивания социальных элементов группы и взаимное расположение их в соответствии со структурно-функциональными особенностями конкретных общественных систем. Физико-генетическая модель-дифференциация социальных групп по естественным социально-демографическим признакам. Отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом, наличием физических качеств. Рабовладельческая модель-основана на прямом насилии, неравенство людей здесь детерминируется военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Кастовая модель-в основе стратификации лежит этнокультурные различия, которые закрепляются в статусе каст- преимущественно замкнутых, эндогамных групп, которым отводится строго определенное место в общей иерархии. Сословная модель-группы различаются юридическими правами, которые связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от них. Этатисткая модель- дифференциация между группами происходит в зависимости от их положения во властно-государственных иерархиях. Социально - профессиональная модель - группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особое значение имеют сертифицируемые квалификационные требования, предъявляемые к той или иной группе. Классовая модель - классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан, отличия определяется размером собственности на средства производства, уровнем доходов. Культурно - символическая модель - дифференциация общества возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей и способностей. Культурно-нормативная модель - дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения. 3. Рассказать о трансформации социальной структуры индустриального, информационного общества; Социальная структура индустриального общества в середине 19 века Классовый конфликт между аристократией и крупной промышленной буржуазией. Классовый конфликт между традиционным средним слоем и промышленной и торговой буржуазией. Классовый конфликт между крестьянством и промышленным пролетариатом. Классовый конфликт между промышленной и торговой буржуазией и промышленным пролетариатом. Трансформация социальной структуры на рубеже 19-20 веков Аристократия и крупной промышленной буржуазией стала называться монополистической буржуазией. Промышленная торговая буржуазия образовала новые средние слои. Крестьянство и промышленный пролетариат стали называться фермерами и квалифицированным рабочим классом. Трансформация социальной структуры в первой половине 20 века Высший высший класс - менеджеры крупнейших корпораций, чиновники, ведущие деятели науки, культуры, политики. Высший класс – менеджеры, брокеры, инженерно - технические кадры, юристы, преподаватели, высокооплачиваемые врачи. Высший средний класс - учителя, врачи, управляющие среднего звена, государственные чиновники, высококвалифицированные рабочие. Средний средний класс - мелкие клерки, квалифицированные работники, полицейские, высококвалифицированные работники сферы услуг. Низший средний класс - работники сферы услуг, фермеры, водители транспорта, среднеквалифицированные рабочие. Низший класс – неквалифицированная рабочая сила, дворники, мусорщики, прислуга и люмпенизированные безработные, бродяги. Становление социальной структуры информационного общества Массовое общество-процесс трансформации вертикальной системы стратификации. Социальные субкультуры - формирование новых социальных ролей и моделей стратификации. Постматериалисты - креативная элита человеческого капитала, компетентные работники. Материалисты – квалифицированные работники индустриального типа, неквалифицированные работники. 4. Дать определение информационному обществу и его характеристики Информационное общество – социальная система, основанная на инновационной модели развития, открытости информационного пространства. Характеристики информационное общества: -целостность (внутреннее качество образуется взаимосвязью всех подсистем общества); -открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой); -саморазвитие (источник – производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей); -устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); -динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение). 5. Рассказать о появлении социальных типажей эпохи информационной революции( Homo ludens) Трактат, опубликованный в 1938 году нидерландским историком и культурологом Йоханом Хёйзингой. Главная мысль такова: сущность культуры - в игре. Иными словами, культура имеет игровую природу. Это значит, что она включает в себя два основополагающих компонента, которые, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу: а) свободу действия, б) подчиненность правилам. Культура родилась в процессе игры и существует в нем. Изначально, с самих истоков, она связана с состязательностью, с соперничеством. Хёйзинга рассматривал различные проявления культуры и выявлял в них игровую суть. Это касается даже таких, казалось бы, унылых вещей, как судебные тяжбы, или таких кровавых, как войны. Философ называл это "агональным инстинктом" - подспудным желанием достичь успеха, настоять на своем, победить, что является движущей силой множества наших поступков. Другой аспект игры - интеллектуальный. Перебирая в голове различные варианты решения проблем, разгадывая ребусы, размышляя над философскими проблемами и т.д., человек играет. Это и удовольствие, и занятие, и утверждение себя как культурного существа. Отдельно можно выделить игру как творческий процесс. Хёйзинга особое внимание уделял в этом смысле поэзии, которая, как он думал, чуть ли не единственная сейчас сохранила бескорыстный характер изначальной игры. Но в целом он заметил постепенную потерю культурой своего естественного свободного игрового характера. В наше время игра коммерциализируется и становится все более утилитарной. Процесс потери культурой игрового характера воспринимался Хёйзингой как потеря сущности культуры, то ее гибель. Дидактические рекомендации по каждому из содержательных блоков. 1. Рассказать о классических подходах (античная и новоевропейская традиция, классическая научная методология); Какая зависимость между значимостью типов общественных отношений и значимостью субъектов социально-исторического действия? 2. Дать определение стратификации общества и каждой модели; Для чего необходима стратификация общества? 3. Рассказать о трансформации социальной структуры индустриального, информационного общества; Как изменилась структура социального общества? 4. Дать определение информационному обществу и его характеристики Какие классы образовались в результате кризиса “общества потребления”? 5. Рассказать о появлении социальных типажей эпохи информационной революции( Homo ludens) Какими характерными чертами обладает Homo ludens? Под запись необходимо записать каждое определение из 5 ключевых блоков. Схематично изобразить структуру каждого ключевого слайда.
«Социальное пространство современного общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot