Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальное поведение мужчин и женщин

  • 👀 361 просмотр
  • 📌 328 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Социальное поведение мужчин и женщин
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальное поведение мужчин и женщин» docx
Лекция 1. Тема 2: Социальное поведение мужчин и женщин Инструментальное и экспрессивное поведение До середины 1960-х гг. в западной культуре преобладала теория «естественной взаимодополнительности» полов Т. Парсонса и Р. Бейлза: мужская роль считалась инструментальной (добытчик, глава семьи, ответствен за дисциплинирование детей), а женская — экспрессивной (хранительница домашнего очага, ориентирована на взаимоотношения в семье, обеспечивает теплый эмоциональный климат). Этот тип распределения семейных ролей был обнаружен в различных культурах. По данным М. Зелдича, из 56 различных обществ материнская роль оказалась экспрессивной в 48 (86%), а отцовская инструментальной — в 35 (63%) случаев (цит. по: Кон, 1988). Правда, были и отклонения от этого правила: смешанная отцовская роль встречалась в 36%, а смешанная материнская — в 9% случаев. Реже всего наблюдалась «противоположная» полу роль — отцовская экспрессивная и материнская инструментальная (соответственно 2 и 5%). В результате популярность приобрела точка зрения, согласно которой мужчины считались «деятельными» (активными, производящими действия, решающими проблемы, ассертивными), а женщины — «коммуникативными» (пассивными, эмоциональными, интересующимися не делом, а взаимоотношениями) индивидами. Вместе с тем считается, что женщины могут проявлять гибкость в реакции на ситуацию: с экспрессивными коллегами они более экспрессивны, с инструментальными — инструментальны. Для мужчин это не характерно — они склонны проявлять свой инструментальный стиль во всех ситуациях. Поведение, связанное с ориентацией на задачу или на взаимоотношения Считается, что мужчины будут демонстрировать в своем поведении ориентацию на задачу, а женщины — на взаимоотношения. Иногда этот стереотип имеет уточнение: ориентированное на задачу поведение будут демонстрировать не все, а лишь маскулинные мужчины, а ориентацию на людей — фемининные женщины. Стиль поведения представителя определенного пола не является врожденным, а задается обществом: ему нужно, чтобы женщины были ориентированы на взаимоотношения, а мужчины — на задачу. Это соответствует исторически сложившемуся разделению ролей — мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Мужчины и женщины, соответствующие этому гендерному стереотипу, поощряются обществом как ведущие себя «нормально», в противном случае индивиды подвергаются остракизму. Интересно, что в дошкольном возрасте девочки чаще демонстрируют поведение, ориентированное на задачу (используя взрослых как источник помощи), а мальчики — социальное взаимодействие со сверстниками. Конкурентность и кооперативность В вопросе о таких характеристиках поведения, как конкурентность и кооперативность, в западной культуре обычно считается, что мужчины нацелены на конкуренцию, а женщины — на сотрудничество, кооперацию. В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Различные исследования по сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что по ряду анализируемых параметров есть определенные отличия. Вместе с тем, не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. Характеристика основных качеств М. и Ж. Характеристика деловых и личных качеств по А.Е. Чириковой У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения: 1. умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон; 2. уверенность в себе и своей миссии; 3. умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска; 4. постоянная готовность к изменениям, нововведениям; 5. способность быстро делать выбор; 6. умение эффективно использовать способности и умения других людей; 7. трезвое отношение к новшествам, здоровый консерватизм; 8. умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию; 9. умение жить сегодняшним днем, «здесь и сейчас»; У мужчин отмечены следующие ведущие качества и умения: 1. постоянная готовность к изменениям, к нововведениям; 2. умение при необходимости навязывать свою позицию; 3. умение чувствовать себя свободным и извлекать выгоду в рамках принятых ограничений и правил; 4. умение эффективно использовать способности и умения других людей; 5. умение использовать чужие идеи для реализации своих целей; 6. умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска; 7. умение производить впечатление, налаживать и поддерживать отношения с другими людьми; 8. уверенность в себе и своей миссии; 9. умение противостоять давлению и нажиму, отстаивая свою позицию. В бизнесе женщины часто продолжают реализовывать феминное консервативное начало, стремясь рационально использовать капитал, предупреждать конфликты и стабилизировать организацию. Мужчины чаще становятся «игроками» в бизнесе, ориентируясь на достижение цели, конкретного и значимого результата, соперничество, творческую самореализацию. Мужчины больше склонны к риску и инновациям. Отличия в мотивации М. и Ж. Доказано, что различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин. Известная пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу в гендерном разрезе претерпевает значительные корректировки на каждой ступени. Структура мотивации женщин Основными потребностями ж. является потребность в социальной защищенности, в стабильности и в принадлежности. Потом идут потребности в высоком заработке, в самоактуализации и в социальном статусе. Ж. имеют более подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин: - если женщина чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке, семье, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации. Однако, она же может стремиться к завоеванию самостоятельного статуса в целях самоактуализации и утверждения собственной «полноценности». - если Ж. одинока или работает из-за материальной необходимости, у неё проявляется стремление к стабильности, уверенности в будущем, обеспечении средств существования, реализации своих потребностей и возможностей. Структура мотивации мужчин Основной потребностью М. является потребность в высоком заработке и, как следствие, статусе и потребность в карьерном росте. Жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы.
«Социальное поведение мужчин и женщин» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot