Социально-технологические аспекты бизнеса. Мотивации бизнеса
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2 – 11.09.2019
Тема «Социально-технологические аспекты бизнеса»
Мотивации бизнеса (ориентация на предпринимательство (личные кач-ва, жизненные обстоятельства)):
• Стремление к независимости (материальная)
• Желание реализовать свои потребности и способности
• Стремление обеспечить материальное благополучие (основа для реализации и духовных потребностей)
• Стремление завоевать авторитет окружающих
• Желание заняться полезным для себя и окружающих
Приоритетность этих задач различна в разных сегментах бизнеса , определяется масштабностью и возрастная категория (МСК-малые и средние, крупные компании-стремление к независимости в глобальном масштабе, например)
-для людей моложе 35 лет для них важен материальный компонент, кто старше – независимость, реализация
2 потока (составляющих мотивации, но в разных пропорциях) в бизнесе:
-творческая
-конъюнктурная (материальная)
Отношения бизнеса с властью, типичные воззрения предпринимателей:
1. Гос-во должно быть гарантом деятельности предприниматели, не мешает им, обеспечивает условия ( США, американская система, англо-саксонская система – там роль гос-ва – «ночной сторож»)
2. Между Г и П – равноправные партнерские отношения. В развитых странах, где сформировалась и функционирует рыночная среда – именно такие отношения, в мало развитых странах – автоитаризм
3. Г должно помочь П встать на ноги и обрести экономическую независимость (Южная Корея, Г способствовало возникновению национальных монополий, содействовало, в Японии тоже самое)
4. Г имеет право вмешиваться в П-деятельность в оговоренных законодательством случаев
Бизнес и интернационализация экономики:
• - Есть теория о том, что растущая интернационализация формирует деловую культуру
• - Существует противодействующая тенденция – национальные предпринимательские культуры сопротивляются формированию деловой среды.
• - Эгоцентризм характерен для США
• - Комплекс превосходства характерен для США
• - Комплекс неполноценности – для России
Бизнес-модели экономического поведения (укрупненная классификация моделей поведения):
• Англо-саксонская – традиции капитализма, основанные на протестантской морали. Движущая сила – средний класс, очень активное деловое поведение, ориентированное на прибыль, выраженное финансовое мышление. Выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, культ интенсивного труда, сбережений и преумножения средств. Выраженная склонность к риску. Низкая подконтрольность власти
• Исламская – превалируют этических моментов над материальными. Труд – источники благосостояния. Ростовщичество – несправедливые способ обогащения, большая взаимосвязь между обществом и личностью. Распространена культура пожертвования и уплаты различных социальных налогов. Ссудный процент запрещен. Отношения с властью – может Г вмешиваться и направлять его в ту или иную сторону
• Японская (АТР, может и корейская) - выраженный коллективизм, подчинение общественному больше, чем индивидуальному, склонность к самоограничению ( в Японии – честная бедность), практицизм в личной жизни, азиатская модель предполагает высокую норму сбережений. Высокая степень иерархии, личная преданность и верность, ограниченная трудовая мобильность, теория пожизненного найма. В Китае главный лозунг – предприятие – наша большая семья. В Японии стремление к вертикальному продвижению, готовность быть опекаемым. Компания воспринимается как сообщество, семья. Чем больше работаешь, тем больше социальные выплаты.
• Российская – огромная роль гос-ва как регулятора экономики, играет ведущую роль, население склонно к государственному патернализму, слабая личная инициатива и ярко-выраженное коллективистское начало. Возрастающая роль церкви. 70% экономики – частная собственность. Преобладание финансового капитала над производственным.
Типы бизнесменов (акула и дельфин):
По средствам достижения к цели:
• Критерий: Отношение к людям
акула мыслит, что все люди злые, лживые. Для акул люди – средства достижения целей, все люди – враги, выживает сильнейший. Логика первоначального накопления капитала
дельфин считает, что все люди достойны уважения, в каждом есть и + и -. Задача – выявить добрые моменты, он склонен ориентироваться на понимание людей, партнеров
• Критерий: отношение к обществу
а –
Д-надо соблюдать законы, уважают их
• Отношение к себе
а – все люди животные, если я беден, то виноваты все (общество, законы мешают)
Д – склонен считать проблемы свои из-за того, что он неразборчив, неизобретателен
• Отношение к природе
а – потребительское , после нас – хоть потоп
Д- игра природных сил
• Отношение к религии
а – возможно бог существует, но его законы и законы бизнеса разные, но нужно для выгоды иметь репутацию делового человека для имиджа и сохранения лица
д – есть совесть, поддержка людей, больше идеалистических моментов
• Отношение к делу
а – это источник к власти, защита от общества
д – бизнес – его духовная потребность, его призвание и предназначение, он – хозяин судьбы
• Отношение к риску
а – риск просчитывается как соотношение между ожидаемой прибыли и опасности.
• Цель жизни
а – живу для себя, для приобретения власти, комфорта и безопасности, жизнь дается один раз
Д – живу для реализации своих мечт, оставить о себе добрую память, увековечить себя, важно качество жизни с т.з. духовности
• Средство достижения цели
а – любые , моральный выбор определяется выгодой
Д – то, что не противоречит моральным ценностям (индийское общество
• Определение друзей и врагов
а – все люди враги и конкуренты, но для достижение целей можно с ними кооперироваться
д – все люди потенциально могут быть моими партнерами, важно, чтобы его деловая репутация и этическая позиция совпадала с моей
Корпоративная культура – деловая культура. Каким образом внутри функционирует компания
Корпорация – сообщество людей/форма акционерного общества.
• Корпоративная этика – система материальных и духовных ценностей, присуща данной корпорации, отражающая ее индивидуальность.
Критерии бизнес культуры корпорации:
• Научность – использование достижений социальных дисциплин
• Системность восприятий управления
• Гуманизм
• Профессионализм
Элементы корп культуры:
• Философия компании – фиксируется в миссиях, задачах, целях
• Доминирующие ценности компании – средства для достижения целей
• Нормы, которые разделяются сотрудниками компании, которые определяют принципы взаимоотношения между сотрудниками
• Климат комп – общий стиль , коллективное и индивидуально е сочетание
• Сложившиеся ритуалы и церемонии – наказания, празднования, подведение итогов
• Мифы и легенды
• Внутренний и внешний дизайн компании
• Управленческая прибыль - конкретные преимущества за счет отношений и взаимодействия людей между собой
1. этноцентрические компании – ориентированы на собственную страну, руководство расположено на своей территории, такой спектр характерен для начального периода выхода на рынок
2. Полицентрические - ориентированы на принимающую страну, на рынок, где они работают, ключевые позиции на местах – местные менеджеры. Головной офис – отечественные сотрудники, обслуживающий персонал – местные кадры
3. Региоцентрические – ориентированы на создание региональной системы, руководство координирует деятельность в определенном регионе.
4. Геоцентрические – ориентирована на весь мир
Черты успеха:
• Уважение к нац культуре, учет факторов (жесты, что принято говорить, как смотреть)
• Терпимость к неопределенности – умение реагировать на новые непредсказуемые ситуации + понимать эмоции другой страны
• Объективность
• Умение коррелировать свою личную точку зрения
• Эмпатия – подстроить свою стратегию поведения под партнера
• Активное слушание