Социально-педагогическая технология формирования социальной активности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Социально-педагогическая технология формирования социальной
активности
Оглавление
Социально-педагогическая технология и ее виды.................................................................................... 1
Сущность и содержание технологии социальной активности учащихся ................................................ 3
Механизмы формирования социальной активности учащихся............................................................... 7
Стимулы активности формирования социальной активности учащихся. ............................................... 7
Методы формирования социальной активности учащихся ..................................................................... 8
Уровни формирования социальной активности учащихся: ................................................................... 13
Социально-педагогическая технология и ее виды
Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии
определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это
конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это
набор определённых необходимых действий. Технология - это определённый алгоритм
какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при
необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и
тиражировать его. При этом технология выполняет ряд важных и значимых для процесса
осуществления деятельности функций:
- регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;
- контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами,
нормами, техническими условиями и т.п.;
- гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих
условий;
- обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.
Являясь необходимым элементом человеческой деятельности, технология отвечает на
вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил,
норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде
деятельности.
Ускоренное развитие во всех сферах человеческой деятельности привело к
возникновению разных технологий, таких как информационные, коммуникативные,
социальные, педагогические, а также и социально-педагогические.
1
Социальная технология – деятельность по организации целенаправленных мер,
направленных на формирование или изменение общественных отношений, социальной
структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации
его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы
ценностей. Социальные технологии направлены на активизацию человеческих ресурсов
организации, позволяя полнее раскрывать и использовать лидерский потенциал личностей
[42].
Технологизация образования в современных условиях связана с формированием
единого образовательного пространства в стране и отдельных регионах, с развитием
альтернативных моделей обучения и воспитания, с идеей целостности и системности
педагогического процесса, основанного на принципах демократизации, гуманизации,
гуманитаризации, личностно ориентированного подхода.
В широком понимании процесс обучения и воспитания по своей сути является
социально-технологическим, поскольку он четко разделен на временные интервалы, имеются
и конечные, и поэтапные цели, критерии и способы контроля за результатом и т.д.
Выделяются следующие признаки СT в сфере образования:
1)
СТ
находятся
в
ряду антикризисных
средств
в
системе
образования,
способствующих становлению постиндустриального типа цивилизации;
2) они направлены на учет историко-культурной специфики технологий различных
образовательных систем;
3) они могут способствовать переходу к инновационному образованию, т.е. от
дисциплинарной к междисциплинарной организации содержания обучения и воспитания, от
преобладания методов передачи готовых знаний и поиска однозначных ответов к освоению
методологии созидательной деятельности, от разобщенности процессов формирования
нравственности
и
профессионализма
к
развитию
духовности,
нравственности
и
ответственности как факторов профессионализма.
Технологический подход в педагогике обеспечивает возможность достижения
эффективного результата в усвоении учащимися компетенций, развитии их личностных
свойств и качеств. Социально-педагогическая технология реализуется в технологических
процессах, которые в свою очередь являются системами технологических методов и
операций, ориентированных на конкретный социально-педагогический результат.
Социально-педагогические технологии приближают педагогику к точным наукам, а
социально-педагогическую практику делают организуемым, управляемым процессом с
предсказуемым результатом.
2
Содержание
социально-педагогической
технологии
состоит:
во-первых,
в
осуществлении предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и
последующем воспроизведении проекта в социальной практике.
Во-вторых,
социально-педагогическая
технология
предлагает
проект
учебно-
воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание деятельности не
преподавателя, как при традиционном подходе, а, прежде всего, самого ребенка.
В-третьих, в социально-педагогической технологии цели воспитания являются
центральной проблемой, которая рассматривается в двух аспектах: диагностического
целеобразования и объективного контроля качества воспитания и развития личности в
целом.
И, в-четвертых, благодаря представлению о предмете социально-педагогической
технологии как проекте определенной социально-педагогической системы, важным
принципом ее разработки является принцип структурной и содержательной целостности,
всего учебно-воспитательного процесса.
Социально-педагогическая
технология
имеет
практическую
ориентацию.
Она
развивает фундаментальные положения педагогики и психологии, опираясь при этом на ряд
технологических принципов: структурная и содержательная целостность технологии,
диагностическая
направленность,
психо-
и
социосообразность,
завершенность
и
динамичность всех процессов. Можно считать, что социально-педагогическая технология
является результатом междисциплинарного синтеза, куда входят элементы психологии,
социологии, философии, теории общения, элементы других наук. В технологическом
подходе должно быть наличие обратной связи, диагностики и коррекции. Для социальнопедагогической технологии как разновидности социальной и педагогической технологий
характерны следующие параметры:
- технология создается в соответствии с определенной проблемой, и в ее основе лежит
методологическая позиция автора;
- технологическая цепочка выстраивается в строгом соответствии с поставленными
целями;
- педагогическая технология осуществляется поэтапно;
- она может быть воспроизведена другими людьми.
Сущность и содержание технологии социальной активности учащихся
Социально-педагогическая технология – научно организованный процесс, при
котором проектируется и реализуется комплекс взаимосвязей между целями, содержанием,
методами, средствами, формами их развития, оценкой и коррекцией результатов.
3
Рассмотрим основные теоретические проблемы развития формирования социальной
активности учащихся.
Во-первых, формирование социальной активности учащихся
– это процесс
целенаправленный. Он становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель
воспитания, к которой стремится. Однако в гуманистической педагогике эта цель связана с
созданием условий для успешного развития и саморазвития ребенка, т.е. не предполагает
непосредственного воздействия на личность школьника.
Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении педагог должен
учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов.
Многофакторность
объясняет
эффект
неоднозначности
результатов
педагогической
деятельности.
В-третьих, огромную роль в формировании социальной активности учащихся играет
личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества,
ценностные ориентиры, что является показателем уровня его культуры.
В-четвертых,
особенностью
процесса
формирования
социальной
активности
учащихся выступает его непрерывность. Все его компоненты находятся в постоянном
развитии. Это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
В-пятых, формирование социальной активности учащихся возможно
только при
условии осуществления системного подхода. Например, одно мероприятие как его
содержательный элемент, каким бы ярким оно ни было, не способно кардинально изменить
качество его развития.
В-шестых, эффективность процесса формирования социальной активности учащихся
зависит от качества создаваемых педагогических условий.
Сочетание системного, средового подходов помогает определить сущность и
структуру социальной активности учащихся .
Личностно-социально-деятельностный
подход
–
механизмы
и
особенности
формирования социальной активности учащихся в процессе взаимодействия с ее субъектами.
Концептуальный взгляд на сущность формирования социальной активности учащихся
с позиции системно-средового и личностно-социально-деятельностного подходов в общих
контурах соответствует содержанию некоторых имеющихся моделей воспитательнообразовательных и досуговых учреждений.
При этом показателями формирования социальной активности учащихся являются:
принятие сообществом гуманистических и демократических ценностей;
интерактивное взаимодействие всех субъектов коллектива;
4
обеспечение эффективного процесса формирования социальной активности учащихся
(качеств, способностей, владение способами их применения).
Таким образом, формирование социальной активности учащихся –
относительно
самостоятельный педагогический процесс по созданию качественных условий для развития
социально активной личности.
Функции, присущие процессу формирования социальной активности учащихся:
обеспечивающая процессы развития и саморазвития субъектов (разнообразие сообществ,
направлений и сфер жизнедеятельности в соответствии с интересами субъектов и т.д.);
интегрирующая (синтез компонентов, ценностное и психологическое единение субъектов,
взаимосвязь и взаимодействие организационно-управленческих структур); преобразующая
(постоянное проектирование и реализация нового в соответствии с потребностями детей и
молодежи, предвосхищение их запросов, если они соответствуют тенденциям современной
культуры); защитная (правовая и психологическая защита и поддержка).
Процесс формирования социальной активности учащихся зависит от ряда факторов:
внутренних (субъектных) и внешних (культурно-образовательных), оказывающих прямое
или косвенное воздействие на эффективность процесса.
Важное значение для формирования социальной активности учащихся имеют
субъектные факторы, включающие ценностные ориентации, интересы, готовность к
преобразованиям, социокультурные способности и лидерские качества, взаимодействие
субъектов и др.
Внешние (социокультурные) факторы оказывают как прямое, так и косвенное влияние
на
формирование
социальной
активности
учащихся.
К
основным
культурно-
образовательным факторам по результатам исследования отнесены: государственные
решения в области образования; уровень развития науки в стране, свидетельствующий о
возможности теоретически обоснованного решения проблемы; уровень материальнотехнического и методического обеспечения образовательной деятельности; особенности
социокультурной среды региона.
Движущей
силой
формирования
социальной
активности
учащихся
как
воспитательного процесса является противоречие. Только научно обоснованное разрешение
объективных противоречий, осознание и устранение субъективных педагогических
противоречий обеспечивает динамичность формирования социальной активности учащихся
как воспитательного процесса.
Противоречием
является
несоответствие
между
ценностями,
содержанием
формирования социальной активности учащихся и социокультурной средой с ее
негативными проявлениями, между стремительно нарастающим потоком информации и
5
возможностями информационного обеспечения детско-молодежных объединений; между
индивидуальным творческим процессом становления социально-активной личности и
массовым характером воспитательного процесса организации и др.
Технология формирования социальной активности учащихся исходит из логики
последовательного включения ее сущностных структурных компонентов в процессе
взаимодействия ее субъектов. Она соединяет в себе воедино две частных технологии, а
именно: организацию процесса формирования социальной активности учащихся (запуск
процесса формирования социальной активности учащихся, его проектирование) и
обеспечение процесса его функционирования (механизмы, пути развития).
Формирование социальной активности учащихся связано с мотивацией, которая
определяется приведением в соответствие параметров внутренней культуры личности и ее
личностных ожиданий развития, а также новыми коммуникативными связями и
опосредуемыми влияниями социокультурной среды.
Качество и интенсивность формирования социальной активности учащихся зависит от
ценностных ориентаций, актуального интереса, системы мотивов действия, выбора,
намерений, целей личности, «опредмеченных» в конкретной деятельности, в зависимости от
степени «переживаемости» этих смыслов, а также насущности самого явления для личности
и готовности к участию в его формировании и развитии.
Личность воспринимает чужие мотивы, исходя из своих собственных переживаний,
или типизации имеющихся в данном социуме смыслов.
Поэтому построение коммуникации с целью развития нового явления осуществляется
через прояснение смыслов и практическое участие каждого интерактивном взаимодействии.
Формирование социальной активности учащихся связано с процессом дифференциации,
который характеризуется выделением различных новых явлений (идей, средств, функций,
сообществ) по единому принципу, исходя из одной отправной точки.
Процесс формирования социальной активности учащихся условно складывается из
двух стадий. На первой стадии формируется инновационная команда, разрабатываются
модель, проект и программу конкретных действий, организуется проблематизация
коллектива на собраниях, путем участия в проектах, осуществляется корректировка
деятельности. На второй стадии осуществляется собственно формирование социальной
активности учащихся путем организации деятельности разнообразных сообществ, системы
обучения знаниям в области социальной активности, повышения квалификации педагогов,
включения в личностно и социально значимую деятельность (мероприятия).
6
Механизмы формирования социальной активности учащихся
Механизмами социально-педагогической технологии формирования социальной
активности учащихся являются: содержательные (управленческие и мотивационные) и
деятельностные (методы формирования социальной активности учащихся).
Управленческие
механизмы
(внешние)
характеризуют
организационно-
управленческое (подбор кадров педагогов-инноваторов, организация системы повышения
квалификации по данной проблеме, самоуправление, организация коллективного анализа
деятельности), научно-методическое
(анализ ситуации, разработка проекта, программы
развития, плана конкретных действий, «проблематизация» и обучение коллектива),
психолого-педагогическое (стимулирование создания разнообразных сообществ и педагоговинноваторов, поддержка), материально-предметное (мебель, оборудованные помещения,
оргтехника и т.д.) обеспечение.
К мотивационным механизмам (внутренним) относятся: ценностные ориентации,
интересы, готовность к преобразованиям, стимулы активности.
Для обоснования внутренних механизмов формирования социальной активности
учащихся была использована психологическая концепция активности личности В.А.
Петровского, которая позволила сделать выводы, что, с одной стороны, колллективслужит
основанием формирования нравственной и социальной активной личности как важнейшего
фактора ее развития и саморазвития. С другой стороны, коллектив формируется при условии
внутренней и внешней социальной активности личности в процессе взаимодействия с
членами объединения [115; 116].
К деятельностным механизмам формирования социальной активности учащихся
относятся функции детско-молодежного объединения:
обеспечивающая процессы развития и саморазвития субъектов (разнообразие
сообществ, направлений и сфер жизнедеятельности в соответствии с интересами субъектов и
т.д.), интегрирующая (синтез компонентов, ценностное и психологическое единение
субъектов, взаимосвязь и взаимодействие организационно-управленческих структур),
преобразующая (постоянное проектирование и реализация нового в соответствии с
потребностями детей и взрослых, предвосхищение их запросов), защитная (правовая и
психологическая защита и поддержка).
Стимулы активности формирования социальной активности учащихся.
Возникновение внутренней активности личности можно охарактеризовать моментом
запуска
стимулов.
Стимулы
активности
включают
потребности;
качественные
характеристики и способности человека; мотивы личности. Новые мотивы, возникшие в
результате неудовлетворенности личности, основанные на новых идеях и ценностях,
7
порождают новую цель деятельности, при этом они вступают во взаимодействие с теми
характеристиками
личности
и
ее
способностями,
которые
стимулируют
процесс
возникновения активности.
Степень «взрыва» (проявление активности во внешней деятельности) зависит от таких
качеств личности, как воля, оптимизм, усердие, эмпатия, от социокультурных способностей
(многие качества и способности лидера были рассмотрены в первом параграфе), которые
обеспечивают
успешность
осуществляемой
деятельности.
Эмпатия
(сочувствие,
сопереживание), толерантность (позитивная терпимость) подчеркивают нравственную
направленность личности, желание соизмерять свои поступки с другими субъектами, тем
самым обеспечивать активный процесс формирования социальной активности учащихся.
Были определены и отобраны на основе классификации методов воспитания методы,
с помощью которых осуществлялся процессе формирования социальной активности
учащихся.
Методы формирования социальной активности учащихся
Методы саморазвития
Методы развития самостоятельной личности включают методы стимулирования
развития личности: поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного
подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших, награждение родителей,
награждение поездкой на экскурсию и т.д.); правовых последствий: отстраненное
отношение, вступление в силу законов и правил, предусматривающих определенные санкции
за правонарушение; предоставления дополнительных полномочий.
Кроме того, важны следующие методы:
самодиагностики: обучение анализу индивидуальных особенностей, потребностей,
возможностей, поступков;
самооценки: обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей и
использованных средств в разных ситуациях и деятельности; самоорганизации: обучение
самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных
нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника
необходимых дел и т.д.);
самореабилитации:
самостоятельный
способ
восстановления
физических
и
психических сил – расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, включение в
творческий, эмоционально-нравственный процесс;
самоопределения: создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать
выбор;
8
самореализации: создание условий для выполнения индивидуальной работы в
соответствии с поставленными задачами (метод поручений и другие);
самоконтроля: тренировки, самопроверки;
самопрогнозирования: помощь в построении перспектив своего развития, его
стратегии и тактики, планирования ближайшей и отдаленной перспективы своей
деятельности.
Методы педагогических инноваций – в соответствии с технологией внедрения
новшества (интерпретировано по технологии Г.К. Селевко [148]):
Метод: прогнозирования, проектирования, планирования, реализации, анализа и
рефлексии, коррекции.
Можно классифицировать методы по сфере использования инноваций:
методы инноваций в обучении, в воспитании, управлении.
Классификация может быть построена на основе источников передачи содержания
инноваций: вербальные, наглядные, материально-практические.
Методы педагогических традиций (по направлениям работы с детьми):
Метод традиций в досуговой сфере: право на ошибку, ответственность за результаты
своей деятельности, стремление к познанию и самопознанию, ориентация на положительное,
организация разнообразной деятельности исходя из интересов подростков, проведение
общепризнанных праздников, встреч, игр, походов и т.д.
Метод правовых традиций: порядок обсуждения, принятия и изменения законов,
«Конституции центра», Правил для членов коллектива, деятельность «Правовой комиссии» и
т.д.
Метод традиций сообщества: этические нормы взаимоотношений, коллективные
формы работы, коллективное планирование, коллективный анализ, деятельность органов
самоуправления, забота о младших, «новеньких», традиции дружбы.
В практической деятельности эти методы реализуются в процессе взаимодействия
субъектов учреждения при подготовке и проведении воспитательных мероприятий
(праздников, дискуссий, экскурсий, походов, игр, трудовых дел), деятельности детскомолодежных сообществ, клубов общения, общественно-политических акций и т.д.,
направленных на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Методы укрепления здоровья
Нами выделено три группы методов укрепления здоровья.
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного
эмоционального настроя, веры в свои силы:
9
метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и
значимых для него людей в ближайшее время;
метод увлечения весельем – юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм
создает мажорный настрой жизни;
метод поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от
сделанного, веры в себя и желание делать еще лучше путем одобрения (мимикой, жестом,
взглядом, словом);
метод самонаблюдения своих эмоций – метод, с помощью которого ребенок может
понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это
необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Методы физического здоровья ребенка: метод оптимального режима жизни;
метод постепенности – приучение ребенка к последовательности и обдуманности во
избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям; метод физических
упражнений и занятия спортом;
метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма.
Методы психического здоровья ребенка:
метод угашения отрицательных переживаний – способ «размысливания» таких
эмоций как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их
возникновения и как следствие угашение отрицательных эмоций;
метод устранения плохих привычек;
метод выработки хороших привычек и положительных черт характера;
метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания
внутреннего комфорта.
Методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств
Методы, связанные с эмоционально-нравственной сферой ребенка:
увлечение добрым делом; увлечение героическим – увлечение нравственным
подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к
своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить
трудности; метод традиции – творческое использование положительного опыта; увлечение
красивым – возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту
природы, людей, культурных памятников, беречь ее; увлечение загадочным – возбуждается
чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности,
религии, культуры; личный пример – способ развития положительных качеств на личном
примере педагога.
10
Методы укрепления чувства ответственности: доверие – развивается вера в свои силы;
просьба – обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от
самостоятельно выполненного поступка; беседа-размышление – обсуждение вопросов,
направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения; лекция –
воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий; поручение – обращение к ребенку с
заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка: напоминание; сомнение
(этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание
исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой – метод, с
помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и
возникает желание коррекции черт характера; достижение гармонии с окружающим – метод
защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим
окружением путем усвоения методов саногенного мышления.
Методы развития социокультурных способностей
Методы развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых
воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность,
соответствие способов работы целям и полученному результату: наблюдение; коллективный
анализ деятельности, размышления; рефлексия – самопознание своей роли и отношения к
произошедшим событиям, делам; сравнительные характеристики; интервью; тестирование и
анкетирование.
Методы развития интеллектуальных способностей: метод «мозгового штурма» – при
снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе,
пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим
способностям; метод «сократовской беседы» – развитие диалогического мышления,
творческих способностей; метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной
ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования
новых способов ее решения; метод деловой игры – при снижения психологической
защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует
развитию социального опыта; метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние
другого», «Кто стоит за дверью», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.); метод
психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок.
Методы развития социально активных способностей: метод творческого выполнения
задач; метод игры – творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с
целью развития самостоятельности и творчества; метод поручения – регулярное выполнение
определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения
11
(положительные привычки); метод упражнения – повторение, закрепление, упрочение и
совершенствование ценных способов действий;
Методы развития коммуникативных способностей: метод создания воспитывающих
ситуаций – ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга
(ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам – «активное слушание»,
«прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
метод творческого поиска.
Механизмы формирования социальной активности учащихся определяются, прежде
всего,
направленностью
его
субъектов:
ценностными
ориентациями,
интересами,
готовностью к преобразованиям и психолого-педагогическими стимулами активности,
реализуемыми в процессе использования функций, педагогических методов.
Результатом процесса формирования социальной активности учащихся являются:
гуманистические
ценностные
отношения
в
коллективе;
содержательно-
организационное оснащение формирования социальной активности учащихся, т.е. помощь и
поддержка ребенка в его индивидуальном развитии и саморазвитии; участие педагогов и
воспитанников в инновационной деятельности; помощью в создании традиций, личностно
значимых для детей и молодежи; создание условий для коммуникативного (разнообразные
сообщества) обеспечение и интерактивного взаимодействия воспитанников и педагогов;
оказание помощи в освоении правил жизнедеятельности в сообществе, социуме; освоение
знаний по менеджменту, способов планирования, проведения, рефлексии (анализа)
деятельности; участие в организации коллективной жизни и самоуправления, развитие
новых сообществ в соответствии с запросами воспитанников; участие в развитии
символической
сферы;
овладение
социально
активными
качествами;
овладение
социокультурными способностями; овладение способами применения социально активных
качеств и способностей в практике жизни.
Итак, сущность формирования социальной активности учащихся определяется
целенаправленным педагогическим влиянием на процесс взаимодействия субъектов с целью
развития лидерских качеств и способностей личности, способов применения их в практике
жизни.
Уровни и критерии формирования социальной активности учащихся
В ходе исследования с помощью различных теоретических методов было
установлено, что эффективность процесса формирования социальной активности учащихся
может быть объективно оценена с помощью следующих критериев и их показателей:
Ценностный критерий – в основе формирования социальной активности учащихся
находятся идеи и ценности гуманистической педагогики, направленные на создание условий
12
для развития и саморазвития личности ребенка, раскрытия его индивидуальности.
Показателями
этого
критерия
выступают
ценностные
ориентации
ее
субъектов,
позволяющие определить степень преобладания гуманистических ценностей в сообществе
(способ диагностики – методика М. Рокича и Б. Басса).
Индивидуально-психологический критерий характеризует собственно формирование
лидерских качеств и способностей воспитанника, его лидерской позиции, соответствующие
его индивидуальным особенностям.
Показателями данного критерия являются освоенные качества, социокультурные
способности воспитанниками детского объединения (способ диагностики – методика
самооценки деловых и личностных качеств, диагностика волевого самоконтроля (опросник
ВСК),
разработанный
А.Г.
Зверковым
и
Е.В.
Эйдмавом,
методика
выявления
«коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2), методика определения стиля
руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева).
Критерий интерактивного взаимодействия в группе характеризуется положением
воспитанника в группе, отношением к другим воспитанникам (способ диагностики –
социометрия, общестатистические данные учреждения: количество наград; количество
победителей олимпиад, участников проектов, детских сообществ, ежегодный анализ работы
и взаимоотношений в детско-молодежных объединениях).
Исходя из выявленных критериев, мы выделяем четыре уровня формирования
социальной активности учащихся:
Уровни формирования социальной активности учащихся:
Начальный уровень.
Ценности привнесены извне, навязаны коллективу. Они могут быть любыми, так как
декларативны. Однако истинными ценностями данного уровня являются: приоритет
коллектива,
безоговорочное
принятие
идей
руководящих
институтов
власти.
Взаимодействия и взаимоотношения педагогов и детского сообщества носят субъектобъектный характер; Педагог развивает прежде всего себя и требует от других
формирования таких качеств как дисциплинированность, исполнительность, категорическую
принципиальность, верность старым традициям и т.д. Занятия по освоению лидерских
способностей, рефлексия проведенных дел не проводится. Не стимулируется процесс
формирования социально активных качеств; Коллектив переживает период стагнации,
полностью воспроизводя старые традиции и опыт работы в воспитании. В классе существует
жесткая иерархичная авторитарная структура управления. Отсутствует система детского
самоуправления. Мероприятия планируются педагогам, дети являются исполнителями. В
13
объединениях присутствуют «изгои» в основном из числа младших подростков. Старшие
подростки осуществляют деятельность авторитарно. Тем не менее, детские объединения в
рамках
учреждения
обладают
культурной
потенцией
к
развитию,
обеспечены
педагогическими кадрами и материально-техническими возможностями.
Подготовительный уровень.
Провозглашены гуманистические ценности, но они носят декларативный характер.
Продолжают существовать ценности традиционно-авторитарного учреждения;
Класс
осознает
Предпринимаются
необходимость
попытки
своего
коллективного
культурно-педагогического
проектирования
его
развития.
жизнедеятельности.
Взаимодействие и взаимоотношения носят формальный характер. Отсутствует жесткая
регламентация в отношениях, делаются попытки построить демократические отношения, но
внутренне еще не приняты демократические нормы взаимоотношений. Это период
«заигрывания в демократию» носит либерально-попустительский характер. Характерно
появление
различных
временных
объединений,
которые
не
имеют
ценностно-
деятельностного смысла. Они быстро возникают и также быстро разваливаются. Педагог
развивает в себе, прежде всего, такие качества, которые могли бы принести ему быстрый
успех во взаимоотношениях: популизм (PR-качества), чувство юмора. В отношении детей
педагог уже планирует мероприятия, в которых ребята могли развивать свои лидерские
качества
и
способности;
Проводятся
мероприятия
с
последующим
обсуждением,
продумывается система ротации актива. Начинает проявляться специфика учреждения,
выраженная
в
участии
некоторых
педагогов
и
воспитанников
в
инновационной
деятельности.
Средний уровень.
Гуманистические
ценности
активно
осваиваются
коллективом
педагогов
и
воспитанников: гуманное отношение друг к другу, индивидуальный подход.
Приоритетными качествами личности становятся: решительность, инициативность,
эмпатия, сопереживание, оптимизм, усердие. Аналитическая и рефлективная деятельность в
планировании
работы
постепенно
становится
нормой;
Развиваются
равноправные
взаимоотношения, возникают отношения сотрудничества и сотворчества (эпизодически).
Особенностью этого уровня является развитие отношений сотрудничества. Возникновение и
развитие разнообразных сообществ в соответствии с заявленными целями и задачами
учреждения, усиление их роли в управлении, освоение организационно-управленческих
способностей членами коллектива. Разрабатываются и осуществляются социальные проекты.
Возникают
необходимые
материально-технические
и
педагогические
условия,
обеспечивающие возможность для успешного формирования социальной активности
14
учащихся. Родители привлекаются к участию в жизни класса, хотя их деятельность носит
эпизодический характер, ведется работа по их педагогическому сопровождению.
Высший уровень.
Гуманистические ценности стали ведущими. Это принятие личности каждого
человека, оказание помощи и поддержки в решении проблем и саморазвитии;
Для педагогов характерны такие качества как толерантность, эмпатия, чувство юмора,
справедливость, уважительное и искренне отношение, любовь к детям. У ребят активно
развиваются социально активные качества (инициативность, эмпатия, усердие, оптимизм,
коммуникативность и др.), способности (сотрудничество, сотворчество, коммуникативные,
организаторские и др.). В коллективах отсутствуют «отверженные».
Каждому предоставляется возможность проявить свои деловые и социально активные
качества в коллективе (в самоуправлении, руководстве проектами, в процессе деятельности,
на занятиях и тренингах); класс находится в режиме саморазвития и самообновления,
активно
функционирует
самоуправление,
ведется
экспериментальная
работа.
Взаимоотношения носят равноправный характер. Развиваются отношения не только
сотрудничества, но и сотворчества. Возникновение разнообразных детских объединений по
познавательным интересам
(предметные
клубы,
кружки,
секции, клубы
в
сфере
дополнительного образования), общению, объединений организационно-управленческого
характера (самоуправление, коллективный Совет). Родители являются полноправными
участниками деятельности коллектива учащихся. Деятельность администрации носит в
основном координирующий характер. Контрольная функция относится к вопросам защиты и
охраны здоровья ребенка, а также ведения дел строгой отчетности. Деятельность в классе
носит продуктивный и просоциальный характер, т.е. востребована обществом. Учреждение и
его объединения не только используют образовательные инновации, но и порождает
новшества с последующей трансляцией в других учреждениях.
Потенциал
социальной
активности
учащихся
характеризуется
следующими
особенностями: Во-первых, социально активный учащийся характеризуется способностями,
качествами, знаниями, позволяющими объединять усилия своих единомышленников по
совместной деятельности для достижения социально значимых целей. Условием их
успешного достижения будет пересечение потребностей объединения, выражаемых
личностью и ожиданий сотоварищей. Такое пересечение порождает доверие - необходимый
фактор успеха и неотъемлемый атрибут социальной активности.
Признавая значение личной составляющей социальной активности учащихся,
подчеркнем, важность таких качеств, которые связаны с реализацией социальных
15
потребностей, потребностей самовыражения и самореализации члена группы и, что особенно
важно, их соответствие этике и ценностям объединения.
Во-вторых, личностный потенциал социально активных личностей является ведущим
фактором, стимулирующим развитие и определяющим портрет формируемой культуры. Их
способность к видению, быстрота ориентировки в ситуации и принятия решений,
способность мотивировать людей, решительность и уверенность задают импульс. Люди
следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им средства для
удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Чтобы быть социальным активным, необходимо четко учитывать изменяющиеся
обстоятельства, оперативно и гибко на них реагировать, переориентируя возможности,
способности, ресурсы— свои собственные и своей группы - в правильном направлении,
которое бы вело к заранее выбранной и спланированной стратегической цели.
Эффективность социальной активности учащихся зависит от ряда таких факторов, в
числе которых: культура личности; используемая технология; ожидания от использования
определенного стиля руководства; моральная удовлетворенность от работы с руководителем.
16