Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социально-экологическая методология гигиены, качества жизни

  • 👀 674 просмотра
  • 📌 619 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социально-экологическая методология гигиены, качества жизни» docx
Тема «Социально-экологическая методология гигиены, качества жизни, социальной безопасности жизнедеятельности». Впервые о необходимости оценки качества жизни заговорили ученые за рубежом. Ими были, предприняты попытки, проанализировать качество жизни городского населения на основе предложенных индикаторов. Большой вклад в изучение этого вопроса был внесен Центром по поселениям Хабитат при ООН. При его активном участии была разработана программа индикаторов городского развития, которая включала в себя 5 блоков: • социально-экономическоеразвитие; • инфраструктура, транспорт; • состояние окружающей среды; • местное самоуправление; • жилищный сектор. Американская некоммерческая организация Комитет по демографическомукризису проводит ежегодно исследования качества жизни в 1000 крупнейших городах мира по 10 показателям: стоимость питания, жилищные условия, качество жилья, связь, образование, здравоохранение, уличное движение, частота воздуха, общественная безопасность. В отечественной литературе проблемы оценки и измерения качества жизни в последние годы разрабатываются быстрыми темпами. Разработка методики оценки качества жизни, по мнению С.А. Айвазяна, позволит: • осуществлять межгосударственные и межрегиональные сравнения • использовать полученные данные как показатели степени достижения целей в управлении социально-экономическим развитием региона оптимизировать адресную социальную помощь • управлять социально-политическим здоровьем общества • измерять физическое здоровье • исследовать особенности национальной (региональной) ментальности и системы ценностей. По мнению Л. Андерсона и Л. Леви, любая система показателей, претендующая на роль «учетчика» удовлетворения потребностей человека, должна, помимо оценок, данных «экспертами и другими авторитетными лицами», включать и оценки самим индивидуумом своего собственного положения. Необходимость разработки такой методики обусловлена еще и тем, что качество жизни является стратегической целью развития как цивилизации в целом, так и отдельных стран, и регионов. Возникла ситуация, когда актуальным становится проблема оценки социальной политики государств. Это возможно сделать, сравнивая гарантированные индикаторы качества жизни с реальными индикаторами. Фактические же индикаторы, как и гарантированные, можноопределять с помощью той или иной методики оценки качества жизни. Сегодня существует большое количество разнообразных методик. В тоже время универсальной, общепризнанной методики, позволяющей выявить объективные данные, до сих пор нет. Многообразие методов оценки качества жизни объясняется следующими обстоятельствами: • существованием различных определений качества жизни как научной категории; • большим количеством индикаторов качества жизни; • отсутствием механизма сопоставления объективных и субъективных индикаторов; • неиспользованием результатов проведенных исследований при разработке социально-экономических программ; • случайным характером выбора критериев оценки качества жизни, не связанным с концептуальной парадигмой; • отсутствием механизмов решения данной задачи в социальных программах, имеющих целью улучшение качества жизни; • подбором индикаторов качества жизни в зависимости от заранее сформулированной цели исследования; • недостаточной степенью методологической разработки вопросов, связанных с субъективными оценками качества жизни. Большая часть современных исследований основана на объективных показателях, что явно недостаточно в современную эпоху; • отсутствием интегрального индикатора качества жизни; • неопределенностью значения качества жизни для анализа и прогнозирования социального развития, как отдельных регионов, так и общества в целом; • необходимостью дополнения объективных данных субъективными оценками качества жизни. В отечественной литературе достаточно много работ, содержащих проработку проблем, касающихся индикаторов качества жизни. В этих исследованиях предлагаются самые разнообразные индикаторы, призванные дать оценку качества жизни. К числу этих индикаторов можно отнести: • удовлетворенность уровнем потребления материальных благ, • использованием свободного времени, • финансовым положением, • характеристиками природной и социальной среды, • сферой межличностных отношений. По замечанию Ф. Эндрюса, пока еще никому не удавалось преуспеть в поиске способов, с помощью которых можно было бы определить рамки применения понятия «качество жизни» так, чтобы это не вызывало сомнений. Отечественные исследователи считают, что при проведении оценки качества жизни необходимо, чтобы объективные и субъективные индикаторы отражали с разных сторон различные аспекты качества жизни. Но такой подход не всегда возможен, и не всегда нужен. Он возможен при оценке медицинских, образовательных, культурных аспектов качества жизни и др. Здесь статистический анализ происходящих явлений и процессов может быть дополнен субъективной оценкой. При исследовании же нравственно-психологических, социально-психологических свойств и качеств личности, имеющих субъективный характер, сфера применения объективных количественных показателей крайне ограничена. Необходимо иметь в виду и тот факт, что многие оценочные суждения субъективны. Действительность будет даже в какой-то мере искажена за счет субъективного восприятия, как объективных индикаторов, так и субъективных. Причем, субъективной оценке при измерении качества жизни должна отводится решающая роль в его характеристике. Поэтому, вряд ли можно согласиться с позицией ряда ученых, считающих, что субъективную оценку качества жизни можно давать только тогда, когда будут существовать следующие условия: 1. Основные материальные нужды потребителя удовлетворены. На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности. 2. В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредоточивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнений. 3. Человек, оценивая качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. 4. Стабильность общественно-политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост. Качество жизни фиксирует качественную сторону потребления, способы и степень удовлетворения потребностей населения, а также субъективное отношение к степени удовлетворения. К числу индикаторов качества жизни относят: • ВНП на душу населения, • число и долю лиц, живущих ниже черты бедности, • уровни детской и материнской смертности, • продолжительность предстоящей жизни, • долю социальных расходов в ВВП, • состояние образования, здравоохранения и др. Многообразие индикаторов объясняется следующими причинами: • во-первых, отсутствием единого, общепринятого определения понятия «качество жизни»; • во-вторых, многообразием структурных компонентов качества жизни; • в-третьих, различием целей, стоящих перед исследователем. Такими отправными моментами могут быть: определенная сфера жизнедеятельности, тот или иной регион, пространственно-временной интервал и т. д. В теории социальной безопасности, рассматривающей социальное благополучие как высокий уровень социальной защищенности граждан от разнообразных рисков, угроз и опасностей, в систему социальных показателей социального благополучия населения входят показатели, характеризующие: • демографическую ситуацию; • развитость системы охраны здоровья; • развитость системы общего и профессионального образования; • развитость системы социальнойзащиты населения (в том числе социального обеспечения и социального обслуживания); • уровень занятости населения и условия труда; уровень жизни населения; жилищно-бытовую обеспеченность; • доступность информации и ценностей культуры; состояние окружающей природной среды и уровень техногенной безопасности; • эффективность работы правоохранительныхорганов и уровень личной безопасности. Данная система показателей дает возможность произвести комплексный анализ социальной ситуации, оценить степень выраженности социальных угроз, определить состояние социальной безопасности и социального благополучия населения.В этом случае благополучие может рассматриваться с точки зрения состояния здоровья на индивидуальном и социальном уровнях, эффективности действия механизмов сохранения и наращивания физического, психологического, интеллектуального, культурного, социального потенциала человека и общества. Обеспечение благополучия в социально-медицинском аспекте предполагает создание необходимого комплекса санитарных мер, обеспечивающих здоровье. Демографический фактор является важным детерминантом социально-экономического развития, значимым показателем качества жизни. Абсолютная численность и прирост населения в значительной степени определяют предложение рабочей силы. В условиях отставания экономического роста от роста населения возникает относительная демографическая перенаселенность и преобладание предложения рабочей силы над ее спросом, что в средне– и долгосрочной перспективе может привести к расширению и углублению бедности. Демографические показатели, особенно такие, как показатели рождаемости и смертности, являются одними из наиболее чувствительных индикаторов, чутко реагирующих на изменения в социально-экономической и политической ситуации. Они позволяют оценить эффективность политических мероприятий государства, существующие условия жизни и труда населения, качество его жизни, выявить последствия традиционных практик на здоровье и благосостояние нации и т. д. Абсолютный прирост населения измеряется двумя способами: либо посредством переписи населения, либо с помощью прогнозирования на базе результатов одной из переписей населения. Выделяются четыре фактора, определяющие динамику роста населения: рождаемость, смертность, миграция и эмиграция. В рамках исследования качества жизни населения часто используются показатели заболеваний. Для мониторинга состояния здоровья необходимо иметь такие показатели, как общей смертности, так и смерти по специфическим причинам. Последние очень важны для определения уровня развития здравоохранения в стране. Если в стране умирает значительное количество людей от болезней, которые можно предотвратить путем вакцинации в детском возрасте или с помощью современных медицинских препаратов, то этот факт может свидетельствовать: • о слабом развитии здравоохранения; • о труднодоступности вакцин или медикаментов; • об отсутствии в стране в целом или в некоторых из ее районов медицинских услуг; • об ограниченности финансовых средств у значительной части населения; • о недостаточном охвате детей вакцинацией. В соответствии с Международной классификацией болезней Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обеспечивающей сопоставимость данных при межстрановых сравнениях, все болезни подразделяются на следующие классы: • инфекционные и паразитарные заболевания; • новообразования; • болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета; • болезни нервной системы и органов чувств; • болезни системы кровообращения; • психические заболевания; • респираторные заболевания; • болезни органов пищеварения; • болезни мочеполовой системы; • врожденные аномалии; • несчастные случаи, отравления и травмы. Большинство систем оценки качества жизни содержат показатели образования, характеризующие развитие отрасли, доступность услуг образования для населения, влияние на социально-экономическое развитие. Так, к показателям образования можно отнести: - продолжительность школьного образования, население школьного возраста и доля детей соответствующего возраста, охваченных школьным образованием, - внутренняя эффективность школьного образования, преподавательский состав дошкольного, начального и среднего школьного образования, - показатели охвата и распределения студентов по ступеням высшего университетского образования, - распределение студентов и выпускников по областям обучения, - доля учащихся частныхучебных заведений и государственные расходы на образование, текущие государственные расходы на образование. Согласно основным положениям теории социальной безопасности, уровень социального благополучия всецело зависит от степени выраженности в социальной жизни разнообразных угроз и опасностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные факторы риска: природные, техногенные, эпидемиологические, социальные (политические, экономические, культурные). Возрастание негативного влияния на общество этих факторов приводит к росту социальной напряженности, которая представляет собой «массовый дезадаптационный синдром, отражающий степень физиологической, психологической и социальной дезадаптации различных категорий населения в условиях хронической фрустрации и трудностей». При этом физиологическаядезадаптация проявляется в ухудшении демографической ситуации, снижении комплексных показателей здоровья населения, повышении общей заболеваемости. Психологическаядезадаптация выражается в росте социальной тревожности, конфликтности, агрессии, апатии, увлеченности мистикой, паранормальными явлениями, надежде на чудо. Социальная дезадаптация связана с повышенной политизацией или политической депривацией, недоверием к власти, игнорированием общественной жизни, протестной активностью, ростом уровня преступности и криминализации общества, социальной нетерпимостью, активизацией эмиграции. Повышение социальной напряженности до критических показателей приводит общественную систему в состояние социальной деградации, которая порождает социальный «взрыв» в форме массовой паники, агрессии, конфликтов, государственных переворотов, войн. Экологического безопасность предполагает гармоничные отношения человека с окружающей средой, наличие условий, когда окружающая среда благоприятна для существования человека, а также когда сохраняются природных ресурсы, необходимые для полноценной жизни будущих поколений. Для его обеспечения человечеству необходимо признать экологическое равновесие приоритетной ценностью, изменить мышление с антропоцентрического на экологоцентрическое, осознать, что шанс на выживание появится только тогда, когда решение экологических проблем станет всеобщей первоочередной задачей. Для оценки качества жизни важной задачей является дифференциация территории по степени социально-экологической напряженности. Принципы и методы интегральной социально-экологической оценки качества жизни региона в настоящее время находятся на стадии разработки. В основном это связано с трудностью в интерпретации показателей и отсутствием необходимых данных. С позиции социологии определенный научный интерес в изучении районирования отдельных территорий представляют исследования В. И. Блануца, А. С. Мартынова, Б. Б. Прохорова, Э. Берджесса, Р. Парка. Существует множество определений понятия «здоровье». В уставе ВОЗ (1968), записано: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто наличие или отсутствие заболеваний или недомоганий». Д.Д. Венедиктов (1987) пишет, что общественное здоровье – это такое интегрированное выражение (характеристика) динамической совокупности индивидуальных уровней здоровья членов общества, которое, с одной стороны, отражает степень вероятности для каждого человека достижения максимального уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально продленной индивидуальной жизни, а с другой – характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного пропорционального (гармоничного) роста и социально-экономического развития, обороны, рационального использования природных ресурсов и поддержания экологического и другого равновесия с окружающей природной и социальной средой. При этом термин "здоровье" не несет в себе количественной меры, позволяющей оценить качество здоровья населения. В связи с этим при социально-экологической оценке качества жизни региона необходимо использование понятия "уровень здоровья", который определяется как совокупность осредненных демографических и медико-статистических, признаков отдельных людей, составляющих общность. В связи с тем, что состояние здоровья населения характеризуется большим числом разнообразных параметров, очень сложно однозначно ответить на вопрос, каково его качество.
«Социально-экологическая методология гигиены, качества жизни» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot