Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по Социологии семьи , 131гр., зфо
Тема:Социальная сущность семейного досуга как составляющей семейной социализации
Семейный досуг – важнейшая составляющая жизни семьи, которая характеризуется совместным времяпрепровождением всех членов семьи.Именно в таком тесном взаимодействии происходит взаимообогащение и взаиморазвитие взрослых и детей.
По мнению Т. В. Кудренко, семейный досуг — это свободное времяпрепровождение, которое предполагает совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности.
На сегодняшний день, множество семей проводят семейный досуг всё меньше, забывая о его значении и пользе. В современном мире достаточно остро стоит проблема совместного досуга среди членов семьи, ведь в эпоху гаджетов и современных технологий появилась проблема отстранённости людей друг от друга и завлечение большего внимания в виртуальный мир.
Семейный досуг имеет основополагающую функцию - формирование супружеских и родительских отношений, а также сохранение культурных ценностей семьи и нравственности, семейной социализации.
Говоря о социальном значении семейного досуга, стоит отметить в первую очередь поддержание физических и духовных сил каждого члена семьи. Именно в процессе осуществления семейного досуга происходит разрядка обстановки, налаживание внутрисемейной атмосферы, а также сближении её членов. Семья является местом зарождения новой силы в каждом человеке, где общность позволяет преодолеть любые возникающие на жизненном пути человеческие трудности.
Ещё одной отличительной особенностью семейного досуга является подготовка к общественной и трудовой деятельности. В процессе семейного досуга взрослые способны, пусть и в игровой форме, привить ребёнку необходимые качества, которые помогут ему во взрослой жизни. Не смотря на остро стоящие проблемы в обществе, связанные с семейным досугом, сейчас всё больше набирают популярность виды досуга, имитирующие деятельность взрослых, где под руководством родителей, дети учатся основам быта, кулинарии, осваивают прикладные навыки в различных профессиях. При данной деятельности не так важна реальная профессия родителя, как интерактивный момент взаимодействия ребёнка и взрослого. Так, неосознанно, семейный досуг обретает большую социальную значимость и практическую пользу для подрастающего поколения.
Роль семьи, раскрывающаяся в семейном досуге, заложена в главной функции семьи - функции первичного института социализации. Именно в семье ребёнок впервые примеряет на себя различные роли, считывает поведение родителей и формирует образ жизни.
Что касается педагогической составляющей семейного досуга, то он имеет самостоятельную ценность: с одной стороны, нацелен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает развивающее и воспитательное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей. Так, например, в процессе организации семейного досуга происходит приобщение младшего поколения к освоению богатств духовной культуры, реализуя то лучшее, что есть в человеке, а также позволяя преодолевать по мере взросления личные недостатки посредством творческой активности.
По мнению А.Д. Жаркова, организация досуга – это традиционное направление деятельности социокультурного учреждения. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время семьи и ребенка формами и видами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на индивидуальность каждого члена семьи. Обращаясь к семейному досугу, люди, прежде всего, хотят поспособствовать снижению вероятности вовлечения в асоциальные группировки детей, желают препятствовать развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, а также нацелены увеличить близость взаимоотношений и улучшить взаимопонимание членов семьи.
По мнению И.Н. Ерошенко, существуют следующие характеристики семейного досуга:
* от уровня культуры, образования, места жительства, национальных традиций, доходов, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов зависят коллективная деятельность, содержание и формы проведения досуга.
* семейный досуг, непосредственно выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива.
* проведение семейного досуга препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение.
* оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень.
* сплачивает общностью интересов, увлечений, эмоций, переживаний и впечатлений.
* является действенным средством семейного воспитания: во время досуга семьи дети учатся беречь время, любить природу, накапливают опыт общения, приобретают культуру восприятия искусства, остро осознают общность семьи и её ценность.
М.И. Болотова выделяет следующие функции семейного досуга:
1)Досуг – форма интенсивного положительно окрашенного эмоционального общения родителей с детьми. Именно такое общение необходимо и детям и родителям, так как оно позволяет установить доверительные отношения с ребёнком, быть ближе и проще решать общие вопросы.
2)Досуг – это способ расслабиться и сбросить накопленные, не нашедшие выхода эмоции, а также отличная возможность в легкой и непринужденной обстановке избавиться от внутренних недовольств и разрядить ранее возникшую в бытовых ситуациях обстановку.
3)Досуг – очень приятный способ решения воспитательных задач, позволяющий создать позитивную мотивацию ребенка к учёбе, помощи в хозяйстве и другим полезным занятиям, а также обнаружить личностные интересы и качества.
Выделяют несколько основных принципов семейного досуга. Первый - принцип интереса, он характеризуется тем, что интерес к развлечениям присущ, как правило, любому человеку независимо от возраста, образования, социального положения, дохода и так далее. Неизменным интересом пользуются разного рода зрелища – художественные, спортивные, игровые. Наибольший интерес для человека представляют те формы досуговой деятельности, которые позволяют ему выступить в необычной для себя роли, изменить хотя бы на время свою социальную роль, побыть «другим человеком», попробовать то, что он ещё никогда не пробовал. Второй принцип - принцип единства рекреации и познания. В полной мере принцип единства рекреации и познания реализуется в тех формах, которые представляют собой источники массового распространения информации. Среди таких источников информации телевидение, радио, пресса, популярные лекции, прямые эфиры и встречи. Третий - принцип совместной деятельности. Совместная деятельность, в том числе и деятельность семьи, формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, эмоциональную идентификацию, организационную структуру и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Рассмотрим формы организации семейного досуга. Среди наиболее популярных и пользующихся спросом среди семей – досуговые программы; конкурсные досуговые программы; беседы; игровые досуговые программы; праздники; рекреативный семейный отдых – туризм, походы; спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.); семейные сеансы в кинотеатрах; экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест; совместное посещение концертов и массовых праздников.
Большую роль, определяющую специфику семейного досуга, играют семейные традиции. Традиция представляет собой исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, ценности, правила, представления. Традиция складывается на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою личностную пользу и общественную значимость.
Семейные традиции как социально-психологическое явление сближают всех близких людей, укрепляют родственные связи, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции, отражаясь в обычаях, ритуалах позволяют каждому члену семьи ощущать стабильность жизненного уклада, придают уверенность в том, что в данной семье всегда состоится то, что обычно заведено, несмотря ни на какие внешние факторы. Семейные традиции дают человеку чувство защищенности и уверенности в окружающем мире; создают неповторимые личностные воспоминания, о которых он сможет когда-нибудь рассказать своим детям и передать их дальше, создавая преемственность традиций поколениями семей.
Если же в семье не существует традиций, нет опоры на определенные ценности или они не соблюдаются, не поддерживаются и не передаются следующему поколению, то это чаще всего приводит к разрушению семьи. Семейный досуг как традиция, способен это предотвратить.
Семья как сообщество, в сущности, не может существовать без традиций, включающих, в том числе и проведение семейного досуга. Содержательно в каждой семье они наполнены по-разному, но можно выделить наиболее «популярные» направления:
- регулярные занятия каким-либо видом спорта всей семьёй (участие в марафоне, катания на велосипедах);
- семейные хобби – коллекционирование, вышивка, вязание, плетение и т. п.;
- совместные досуговые мероприятия – посещение (и последующее обсуждение) театров, выставок; поход в цирк, парк отдыха;
- чтение книг перед сном, домашний отдых;
-посещение мастер-классов (кулинарный мастер-класс);
- семейные календарные праздники – дни рождения, юбилей совместной жизни родителей, день пожилого человека, день матери, профессиональные праздники – изготовление подарков своими руками;
- совместная работа на приусадебном участке или в уголке природы (комнатные цветы, домашние животные);
- создание семейного альбома, семейной газеты, семейной родословной, капсулы пожеланий и копилки добрых дел.
Система семейных традиций наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного социокультурного развития человека способствует формированию у него культуры осознанных потребностей, пониманию основ образа общественной и семейной жизни, обеспечивает практическое освоение навыков семейных и общественных отношений, а также проведению совместного досуга.
Семейный досуг имеет большое значение в жизни семьи, как социальной группы и социального института.Досуговая функция семьи имеет огромное значение в процессе социализации подрастающего поколения.Особенную роль в организации семейного досуга играют учреждения культуры, где благодаря ориентации на психологию семьи, педагогические методики взаимодействия с ними и многообразию форм и направлений, организация семейного досуга становится более эффективной..