Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Социальная стратификация и мобильность
1. Социальная дифференциация и социальное неравенство
Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания поговорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого силой, третьего красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.
Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Красивая женщина всегда имеет преимущество по сравнению с остальными, ей многое прощается, а выполнение ее желаний становится для многих мужчин добровольной обязанностью. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющемся и у некоторых видов животных. Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда к примеру, ученым становится умный, талантливый человек, но могут и не пересекаться. Увы, нередки случаи, когда в ученые мужи пролезает бездарность, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.
Говоря о социальных различиях, мы как бы воспроизводим многоцветную картину социальной жизни, не отдавая предпочтения какому-либо цвету. Однако общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: в нем всегда одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими. "Что позволено Юпитеру - не позволено быку", - говорили древние, емко, афористично выражая иерархическую сущность общества.
Может ли существовать общество без социального неравенства? Этот вопрос занимал многих мыслителей. Слишком много несправедливостей в нашу жизнь вносило и вносит социальное неравенство: недалекий человек с примитивным умом может оказаться на вершине социальной лестницы, а другой, трудолюбивый, одаренный, всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и постоянно испытывать пренебрежительное к себе отношение. Из осознания вопиющей несправедливости окружающего мира рождались представления и мифы об ушедшем "золотом веке", когда все были равны, возникали утопические мечтания о создании общества равных возможностей и полного социального равенства.
Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.
Функционализм объясняет неравенство, исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.п. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с позиции этого организма, являются более важными, другие менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.
Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалия как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них, и следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей.
Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т.д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).
Следует указать также на экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения, первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, неравном распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело, в значительной степени, К. Маркса и его ортодоксальных последователей к неоправданному выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.
Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях.
Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает общества без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов - это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство - неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.
Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становятся стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в профессиональном статусе, в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение прежде всего из-за своей заземленности на реальные действия, интересы, факторы, поддающиеся наблюдению, сопоставлению, обобщению.
Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семьях, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления на управленческий и подчиненный исполнительский труд. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав. Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. Выявить основные принципы иерархического строения общества призвана теория стратификации.
2. Сущность, критерии и исторические типы социальной стратификации
Когда мы говорим о предмете социологии, то обнаруживаем тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Социальную структуру можно выразить через совокупность статусов. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости и создается общественным разделением труда. Статусы в социальной структуре равны и связаны друг с другом функционально. Если же заполнить условно понятия статусы людьми, то мы получим большую социальную группу. В этом случае совокупность статусов дает нам новое понятие – социальный состав населения. Социальный состав превращается в социальную стратификацию как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных и богатых. Стратификация – это определенным образом «ориентированный» состав населения. Социальная структура, как пишет А. И. Кравченко, возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. Поскольку распределение всегда неравно, то возникает расположение социальных слоев по критерию неравенства доступа к власти, богатству, образованию и престижу. Понятие стратификация означает (stratum – слой и facio – делаю) пришло в социологию из геологии, оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Каждый пласт состоит из однородных элементов.
Социальная стратификация, в свою очередь, представляет собой совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы связана с критериями оценки членов общества.
Социологи выделяют четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование, престиж. Социальная стратификация возникает по поводу общественного распределения результатов труда, социальных благ и привилегий. Принадлежность к страте определяется как субъективными, так и объективными показателями (субъективный показатель – это ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней; объективными показателями являются доход, власть, образование, престиж). Страта – это социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж.
Социальное вхождение претерпело известную историческую эволюцию. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. С зарождением рабовладельческого строя наблюдается усиление стратификации. Выделяют четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Рабство, касты и сословия характеризуют закрытые общества (такие общества, в которых социальные перемещения из низших страт в высшие запрещены или существенно ограничены), а классы характеризуют открытые (такие общества, в которых социальные перемещения из низших страт в высшие официально не ограничены).
Рабство – это экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две формы рабства. Патриархальное рабство: раб – условно младший член семьи, проживающий в ней; участвующий в общественной жизни, вступающий в брак со свободными людьми, наследовавший имущество хозяина. Классическое рабство: раб живет в отдельном помещении, не участвует в общественной жизни, в брак не вступает и семьи не имеет, ничего не наследует, сам считается собственностью хозяина. Рабовладение – это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.
Кастовый строй менее распространен. Рабство как форма социальных отношений было свойственно практически всем странам, но свойственно в разной степени. Касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества. Каста – это социальная группа (страта), членом которой человек становится с рождения и благодаря рождению в той или иной семье. Человек не имеет права перейти из своей касты в другую касту, кастовое положение закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни.
Сословие как форма социальных отношений предшествует классам и характеризует феодальное общество. Сословие представляет собо йсоциальную группу, обладающую закрепленным за собой обычаем или юридическим законом с передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и определенном наборе привилегий. Так в Европе на рубеже XIV – XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Права и обязанности каждого сословия определялись законом и поддерживались религиозной доктриной. Основные характеристики сословия как социальной группы:
1) сословия основывались на земельной собственности;
2) членство в сословии определялось наследством;
3) существовали жесткие социальные барьеры между сословиями;
4) социальная мобильность существовала в основном внутри сословий;
5) сословие включало множество уровней (рангов, профессий, чинов).
Классовая стратификация характерна для открытого типа обществ. Она существенно отличается как от кастовой системы, так и от сословной. Отличия классовой стратификации проявляются в следующем:
1) классы не создаются на основе религиозной доктрины или на основе правовых норм;
2) членство в классах не наследуется;
3) границы между классами скорее размыты, чем жестко очерчены; классы подвижны;
4) разделение на классы зависит от экономических различий (связано с неравенством во владении или контролем материальными ресурсами);
5) уровень социальной мобильности выше в классовом обществе (формальных ограничений не существует, но мобильность сдерживается стартовыми возможностями и притязаниями).
Класс – это социальная группа людей, владеющих или не владеющих средствами производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующихся специфическим способом получения дохода.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу. По Марксу, класс представляет собой общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на различных этапах его существования эксплуатируемых и эксплуатирующих. Стратификация общества по К. Марксу одномерна и связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные основания (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в пространство экономического положения, совмещаются с ним.
М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и пр. М. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Вебер предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) – статусную, а политические (по доступ к власти) – партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором – об образе и стиле их жизни, в третьем – о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой, соответствующей современному обществу. Представления Вебера легли в основу современной стратификации. В настоящее время общепринятой социологической моделью стратификационной структуры общества в некоторых странах (например, в Великобритании) является разделение населения на три класса – рабочий, промежуточный, высший.
Работники физического труда относятся к рабочему классу, работников нефизического труда низкого уровня относят к промежуточному классу, менеджеров и профессионалов к – высшему классу. В такой развитой с социологической точки зрения стране, как США, разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт.
Первую типологию классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Ллойд Уорнер:
– верхний-верхний класс включал так называемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города;
– нижний-верхний класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старые родовые семьи;
– верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;
– нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие;
– верхний-нижний класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке;
– нижний-нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным дном» – это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Во всех двусоставных словах первое – обозначает страту или слой, а второе – класс, которому данный слой относится.
Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. В рабочий класс могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие слои населения и т. д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда – служащие.
Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но оставляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса (понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа).
Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы» – специалисты, имеющие, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающиеся высоким мастерством в своей области, занятые творческим трудом и относящиеся к так называемой категории самонанятых, т. е. имеющих свою практику, свое дело (юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д.).
Средний класс являет собой уникальное явление в мировой истории стратификационной системы общества. Он появился в XX в. Средний класс выступает стабилизатором общества, и в этом заключена его специфическая функция. Чем больше он, тем стабильнее благоприятная политическая и экономическая атмосфера в обществе.
Представители среднего класс всегда заинтересованы в сохранении того строя, который дает им подобные возможности реализации и благополучия. Чем тоньше и слабее средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации (низший и высший классы), тем вероятнее их столкновение. Как правило, в средний класс входят те, кто обладают экономической независимостью, т. е. владеют предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, а также ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия, иначе говоря, социальная основа общества.
1. Измерение богатства и неравенства
Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. К богатым относят тех, кто владеет максимальным количеством денег. Богатство выражается денежной суммой, которой исчисляется все то, чем владеет человек: дом, машина, яхта, коллекция картин, акции, страховые полисы и т.д. Богатство - совокупность ценностей, которые обязательно ликвидны. Ликвидность обозначает способность быть проданным в любую минуту. Домашняя утварь, мебель, потертые одежда или машина и все то, чем обычно владеют представители средних или низших слоев, представляют ценность только для них самих. Другие предпочтут новые вещи. Старые вещи не являются богатством в точном смысле. Различают - "старые богатые" и "новые богатые". Первые накапливали состояние десятилетиями и даже столетиями, передавая его из поколения в поколение. Вторые создали свое благополучие в считанные годы, К ним, в частности, относятся профессиональные спортсмены. Известно; что средний годовой доход баскетболиста НБА равен 1,2 млн .долл. Они еще не успели стать наследственной знатью и неизвестно, будут, ли ею. Они могут распылить свое состояние между множеством наследников, каждый из которых получит незначительную часть и, следовательно, не будет отнесен к классу богачей. Они могут разориться либо потерять свое богатство иным способом. Таким образом, "новые богатые" - это те, кто не успел проверить прочность своего состояния временем. Напротив, у "старых богатых" деньги вложены в корпорации, банки, в недвижимость, приносящие надежную прибыль. Они не распыляются, а приумножаются усилиями десятков и сотен таких же богатых людей. Взаимные браки между ними создают клановую сеть, страхующую каждого в отдельности от возможного разорения.
Доход - поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год -- характеризует все слои общества. Доходом называют любую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Даже милостыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в виде денег, представляет разновидность дохода. Напротив, заработная плата характеризует не все слои населения, а лишь те, что заняты в общественном производстве и относятся к наемной рабочей силе. Богачи, как и все собственники, не входят в число наемных работников. Исключение составляют мелкие собственники, относимые к так называемым самонанятым/самозанятым. В семейном ресторане или отеле глава фирмы - одновременно собственник и наемный работник. Он трудится наравне со всем персоналом, но в отличие от них он не работает на другого. Он трудится на себя, получая зарплату и часть прибыли. К наемным работникам не относятся также нищие. Они не заняты в общественном производстве.
Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства - сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П. Сорокин сравнивал, таким образом, различные страны и различные исторические эпохи. Например, в средневековой Германии со отношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии - 600:1.
Другой способ - анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Оказывается, богатые платят за продовольствие всего 5--7%. Чем беднее индивид, тем большая доля дохода тратится у него на питание, и наоборот.
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.
Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины "уровень бедности", "границы бедности" и "коэффициент бедности".
Порог бедности - это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют "уровнем бедности" -- прожиточный минимум.
Очевидно, что масштаб бедности и порог бедности тесно связаны между собой. Чем выше планка требований, тем больше людей оказывается за чертой бедности. И наоборот.
Экономическая комиссия ООН относит к беднейшим слоям тех, у кого семейный доход составляет 2/3 средне национального дохода. Принята еще одна методика: бедными считают тех, чей доход составляет менее 50% средненационального дохода.
Границы бедности меняются в историческом времени. Раньше человечество жило много хуже, и численность бедных была выше. В античной Греции 90% населения по меркам того времени проживало в бедности. В Англии эпохи Возрождения около 60% населения считалось бедным. В XIX веке масштаб бедности сократился до 50%. В 30-е годы XIX века только треть англичан относилась к бедным, а через 50 лет -- всего 15%. Сегодня коэффициент бедности достиг 10%. По меткому замечанию Дж. Гелбрейта, в прошлом бедность была уделом большинства, а сегодня -- меньшинства. Но так происходит не везде.
Традиционно социологи выделяли абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум). Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе.
Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах.
Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной или приличествующей жизни.
Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная.
Относительная бедность, таким образом, сохраняется даже тогда, когда стандарты жизни всех слоев общества повысились.
Итак, бедность - это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Бедные - не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.
Во второй половине ХХ в. появляется исторически новое социальное явление – андеркласс, характерное как для современного западного мира, так и для России. Хотя сам термин "андеркласс" вошел в употребление еще в начале 60-х гг. в прошлого века в США. Впервые термином "андеркласс" известный социолог О. Левис, изучавший проблему бедности и культуры бедности в Мексике и на Кубе (статье "Пять семей: исследование культуры нищеты в Мексике", 1958 г.), обозначил носителей "культуры бедности". В их число он включает тех, кто из поколения в поколение остается хроническим безработным и целиком зависит от государственной помощи, а также характеризуется низким уровнем образования. Также ученым было выявлено, что не все люди, живущие в нищете, развивают культуру бедности. О. Левис утверждал, что культура нищеты быстрее всего развивается в странах, отличающихся высокой имущественной поляризацией. Носители "культуры бедности" не имеют возможности улучшения своей жизни, таким образом, эта культура постепенно становится локализованной и наследуемой.
Если обратиться к истории социальной мысли, то здесь одним из первых проблему андеркласса поставил К. Маркс. Хотя он не употреблял термин "андеркласс", но по своему содержанию его понятие "резервная армия труда" описывает именно эту страту. К. Маркс выделил в составе этой так называемой остаточной страты пять подгрупп: 1) старые рабочие, по возрасту потерявшие трудоспособность; 2) сельхозрабочие, переехавшие в город в поисках работы; 3) частично занятые или не имеющие регулярного заработка; 4) пауперы и все, кто не имеет работы; 5) люмпен-пролетариат, т.е. преступники, проститутки и бродяги. Можно сказать, что сегодня андеркласс заменяет те группы, которые во времена К. Маркса именовали "пауперами", "люмпен-пролетариатом", "неприличными бедными".
Сегодня понятие андеркласса тесно связано с такими явлениями, как маргинализация общества и образование "социального дна". Дискуссионным остается вопрос о том, кого именно, какие группы низшего класса относить к андерклассу. Современная наука признает, что это самый бедный, наименее образованный, малоинициативный и социально беспомощный слой; слой, образуемый деклассированными элементами (пьяницы, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; "социальное дно" общества; слой общества, находяйщийся ниже всех классов в социальной иерархии. Доля пожилых людей здесь в 1,6 раза выше средней, женщин — в 1,5 раза больше, чем мужчин. Современная социология оперирует множеством определений: "андеркласс", "нищие", "социальное дно", "маргиналы", "ламиналы".
Несмотря на то, что представители андеркласса зависят от различных государственных пособий, также в структуре доходов возможны случайные заработки и нелегальные доходы, полученные от участия в преступной деятельности и теневой экономике. Очевидным становится тот факт, что люди по экономическим критериям могут относиться к бедным, а по культурным показателям не являться представителями андеркласса.
Для современного российского общества проблема андеркласса как нового социального явления, связанного со специфическим состоянием системы социальной стратификации, приобретает особую актуальность. В связи с этим даже сама трактовка данного термина отлична от той, которая принята в зарубежной литературе. В целом в отечественной литературе принято более узкое понимание андеркласса, к которому чаще всего относят "пассивных бедных" или хронических безработных. В зарубежной же литературе данный термин имеет более широкое толкование, и к этой социальной группе относят людей и по многим другим критериям, в том числе к ней причисляют нищих, алкоголиков, наркоманов, бездомных, преступные элементы, душевнобольных.
Опираясь на значительный опыт исследования андеркласса, современные социологи выделяют четыре ключевые черты андеркласса: постоянная депривация; социальная маргинальность; полная зависимость от государственной поддержки; субкультура фатализма. Для представителей андеркласса характерна функциональная или абсолютная неграмотность, убогие жилищные условия, абсолютная зависимость от обстоятельств и предоставляемых им государственных пособий. Поэтому андеркласс по своему положению в обществе характеризуется как вдвойне депривированный в том смысле, что он является неполноценным и социально и экономически. Следствием подобного положения становится формирование особого сознания, названного социологами субкультурой фатализма, особого типа традиций и ценностей, которые называют субкультурой бедности, или субкультурой андеркласса. Таким образом, термином "андеркласс" характеризуют категорию людей, которые выпали из социальной структуры общества, кто живет вне рамок общества, господствующей культуры и общепринятого образа жизни, кто стал носителем культуры обездоленных. В современных постиндустриальных обществах проблема существования андеркласса становится непреодолимой вследствие того, что у представителей этой социальной группы отсутствует один из основных каналов социальной мобильности — наличие профессии и образования.
Одной из основных проблем при исследовании андеркласса в современных обществах является определение его численности. При всем многообразии подходов в современной западной социологии большинство ученых соглашаются с Р. Дарендорфом, который в 1987 г. оценил численность андеркласса в 5% всего населения.
Российские специалисты, изучающие современные трансформации системы социальной стратификации (Е. Тихонова, Н.М. Давыдова), обнаруживают в современном российском обществе "классический" андеркласс. Н.Е. Тихонова в статье "От бедности к андерклассу" выделяет три уровня бедности и утверждает, что нижняя из этих страт как раз и формируется как "классический" андеркласс. В этой страте по наблюдениям ученого, интенсивно формируется "культура бедности", происходят процессы его маргинализации и люмпенизации. Подводя итоги своих исследований андеркласса, Н.Е. Тихонова говорит о возможности превращения проблемы углубляющейся бедности в проблему андеркласса.
Структуре андеркласса находят отражение целые сегменты социальной структуры всего российского общества. В ней можно обнаружить свои "высшие" слои (собственники предприятий, домовладельцы, торговцы "живым товаром", "наркобизнесмены"), "средние" слои ("торговые меньшинства"), бедняков, пауперов, люмпенов (незаконные трудовые мигранты, часть беженцев и вынужденных мигрантов, не работающие нелегалы, лица, ищущие убежище) и слои, чей труд подвергается насильственной эксплуатации и не оплачивается (рабы). Таким образом, андеркласс представляет собой следствие развития современного индустриального и постиндустриального общества.
4. Социальная мобильность и ее виды
Незыблемость иерархической структуры общества не означает, что внутри нее не происходит какого-либо движения. Мы уже указали, что на различных этапах возможно резкое разбухание одного и сокращение другого слоя. Эти изменения невозможно объяснить естественным приростом населения. Происходит либо подъем, либо опускание значительных групп. И даже относительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой стратификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность.
Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.
Совокупность социальных перемещений людей в обществе, то есть изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.
Движение вверх и вниз называется вертикальной мобильностью, она бывает двух типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (социальный подъем).
Горизонтальной мобильностью называется переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, изменение гражданства, перемещение из православной в католическую религиозную группу).
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность: перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (международный и межрегиональный туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жительства. Миграция может быть внешней (между разными странами) и внутренней (между регионами одной страны). Различают также эмиграцию, т.е. выезд граждан за пределы страны, и иммиграцию, т.е. въезд иностранцев в страну. Оба вида предполагают перемещение граждан на длительные сроки либо даже на совсем. Существуют различные формы миграции: экономическая, политическая, миграция жертв войны и стихийных бедствий и т.п. Массовые миграции имели место и в прошлом (нашествие монголо-татар на Русь, крестовые походы, колонизация Нового Света и др.). Однако только в конце XIX века, когда миграционные потоки приобрели устойчивый характер, были выявлены основные направления перемещений. Кроме того, было установлено следующее:
1. Миграция осуществляется с юга на север и с востока на запад.
2. Миллионы мигрантов стремятся покинуть страны и территории, ввергнутые в сферу военных действий, этнических и религиозных конфликтов, стихийных бедствий (засухи, наводнения, землетрясения и т.п.).
3. Конечными пунктами назначения миграции становятся страны Запада с устойчивой экономикой и развитой демократией (Северная Америка, Западная Европа, Австралия).
Россия в XX столетии пережила три волны эмиграции:
Первая волна – люди, вынужденные покинуть страну после Гражданской войны.
Вторая волна – лица, перемещенные на Запад в период Второй мировой войны.
Третья волна – граждане, выехавшие за рубеж в период перестройки и реформ 1990-х гг.
Одновременно Россия сама стала местом, где по разным данным проживают от 5 до 15 млн нелегальных иммигрантов, из них более полутора миллионов составляют граждане КНР. Процессы социальной мобильности (подвижности) присутствуют в любом обществе. Другое дело, что ее масштабы и расстояния могут быть различны. Как восходящая, так и нисходящая мобильность в равной мере бывает близкой и дальней:
Близкая мобильность – это перемещение между смежными иерархическими ступенями.
Дальняя мобильность – перемещение между отдаленными ступенями социальной иерархии.
Чем более открыто конкретное общество, тем большее количество людей обретает возможность перемещения по социальной лестнице, совершая, в частности, восходящее движение вплоть до самых высоких позиций. Одним из важных моментов американской социальной мифологии оказывается идея так называемого общества равных возможностей, где каждый может стать миллионером или президентом США. Пример Билла Гейтса, создателя и руководителя компании "Microsoft", говорит о том, что этот миф имеет под собой реальную почву.
Закрытость традиционного общества (кастового, сословного) ограничивает перспективы людей, сводя дальнюю мобильность практически к нулю. Социальная мобильность обслуживает здесь цели воспроизводства господствующей модели стратификации. Так, в Индии перемещения традиционно ограничиваются пределами касты, к которой принадлежит индивид, а мобильность имеет жестко заданные параметры (в тоталитарном обществе добавляется еще и идеологический момент).
Большинство моделей общественного устройства прошлого и настоящего в равной степени демонстрируют характеристики открытости и закрытости. Например, сословное деление российского общества в XVIII – начале XX века сочеталось с подписанным Петром I Законом о порядке государственной службы (1722), более известным как "Табель о рангах". Им была узаконена сама возможность обретения лицом более высокого статуса сообразно личным заслугам. Благодаря этому закону Российское государство получило сотни и тысячи одаренных администраторов, государственных деятелей, полководцев и т.п.
Помимо восходящей и нисходящей мобильности выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.
Межпоколенная мобильность указывает на соотношение позиций, достигнутых детьми, с позициями, занимаемыми их родителями. Сравнивая показатели, которые характеризуют социальное положение разных поколений (отцов и сыновей, матерей и дочерей), социология получает представление о характере и направленности изменений в обществе.
Внутрипоколенная мобильность характеризует соотношение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в различные моменты его жизни, на протяжении которой он может неоднократно приобретать либо терять определенные статусы, занимая в одних более привилегированное положение, в других – теряя его, совершать подъемы или спуски.
В открытом обществе с демократическим режимом и рыночной экономикой индивид в течение жизни в равной степени имеет шансы завоевать какие-либо позиции или потерять их в случае неудачи, или начать все заново.
Наоборот, в закрытом, например тоталитарном, обществе, утратив свой статус, человек, как правило, в дальнейшем уже не может рассчитывать на восстановление прежних позиций.
Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социалистической революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.
Остановимся вначале на групповой мобильности. Она вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине ХХ столетия такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий. Не случайно на базе обобщения изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция "революции управляющих" (Дж.Бернхейм), согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже где-то вытесняя класс собственников.
Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно происходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивающих их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.
В период острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, революционные события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старого правящего класса и быстрому подъему на государственно-политический олимп новых социальных слоев, с новой культурой и мировоззрением. Такая кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает в обстановке крайнего противостояния, жесткой борьбы и всегда является очень болезненной. Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры, обосновавшейся у власти в советский период, так и путем обращения части последней в новую веру, т.е. путем ее перехода в состояние либо новоявленного предпринимателя, либо демократа.
Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы: работников нерентабельных предприятий и отраслей, некоторые профессиональные группы. Опускание социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту социальной иерархии.
Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты.
Перемещения в экономической, политической и профессионально-статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причина этого во взаимозависимости факторов, их вызывающих: изменения в социально-экономической структуре предопределяют сдвиги в массовом сознании, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на нее социальных групп. Так, осуждающе недоверчивое отношение россиян к предпринимателям начало меняться в сторону одобрения и даже надежды, связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция, как свидетельствуют социологические опросы, проявляется в молодежной среде, менее связанной с идеологическими предрассудками прошлого. Поворот в массовом сознании предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с возвышением класса предпринимателей, с его приходом на высшие социальные ступени.
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь наверх, идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и сменит социально-профессиональную группу. Круг профессий, имеющих и вертикальную структуру (как например, в артистическом мире - звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками), ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.
К факторам индивидуальной мобильности относятся: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, место жительства.
Вертикальная мобильность в обществе оказывается возможной благодаря наличию специальных каналов социальной мобильности. П. А. Сорокин, впервые описавший их действие, говорит о них, как "неких “мембранах”, “отверстиях”, “лестницах”, “лифтах” или “путях”, по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой". Все эти формулировки укоренились в социологической литературе и используются при объяснении того, благодаря каким факторам одни индивиды и целые группы поднимаются вверх, а другие в это же время опускаются вниз.
К каналам мобильности традиционно относятся институты образования, собственности, брака, армии и др. Так, получение образования дает индивиду знания и квалификацию, позволяющие претендовать на профессиональную деятельность либо на занятие соответствующей должности. Выгодное вложение средств в покупку земельного участка может со временем привести к значительному росту его стоимости или открытию на нем какого-либо ценного природного ресурса (нефти, газа и т.п.), что придаст его владельцу статус состоятельного человека.
Как отмечает П. А. Сорокин, каналы мобильности выступают еще и как "сито", "фильтры", посредством которых общество "тестирует и просеивает, отбирает и распределяет своих индивидов по различным социальным стратам и позициям". С их помощью обеспечивается процесс социальной селекции (отбора), разными способами ограничивающий доступ на верхние этажи иерархии. Последнее связано с интересами тех, кто уже достиг привилегированного положения, т.е. высшего класса. Западные социологи утверждают, что "существующие системы классификации вообще не определяют эту группу". Между тем она существует и имеет свои черты:
1) наследственное богатство, передаваемое и приумножаемое из поколения в поколение. Этот признак объединяет владельцев "старых" денег, легитимность которых ни у кого не вызывает сомнений. Основу капитала, как правило, составляет семейный бизнес;
2) схожий образовательный опыт и уровень культуры. Так, в Великобритании 73% директоров больших компаний, 83% руководителей финансовых учреждений и 80% судей посещали привилегированные школы, хотя в них учатся лишь 8,2% британских школьников;
3) поддержание установившихся со времен учебы личных контактов, которые распространяются на сферу деловых отношений, бизнеса и политики, государственной службы;
4) высокий процент браков внутри класса, что называется гомогамией (от греч. homos – равный и gamos – брак), в результате чего внутренняя сплоченность группы усиливается.
Указанные признаки характеризуют постоянную составляющую этой группы, именуемую истэблишментом (англ, establishment – правящая элита). Вместе с тем выделяется слой людей, которые проникли в высший класс, сделав собственную карьеру. Конечно, высший класс нуждается в подпитке свежими силами, теми, кто благодаря собственным усилиям способен подняться по социальной лестнице. Идея обновления и пополнения высшего класса наиболее способными, подтвердившими свои заслуги людьми нашла обоснование в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Его подход, названный меритократическим (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть), состоит в том, что если элита общества не будет кооптировать в свой состав наиболее достойных представителей низших классов, то она неизбежно потерпит крах. В современных трактовках, например американского ученого Даниела Белла, к высшему классу также относятся группы профессионалов с высшим образованием, использующие свои специальные знания как средство утверждения собственного властного статуса.
Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, возможно развитие комплекса неполноценности, чувства неуверенности, уход в себя и потеря связи со своим социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной среде, куда он стремился, или в которой он оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.
Если социальные институты, по образному выражению П.А.Сорокина, можно рассматривать как "социальные лифты", то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.
Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, состоянием, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чуждой для него культуре, он испытывает серьезные психологические затруднения. Этот феномен нахождения человека между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью.
Маргинал, маргинальная личность - это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, ориентациями и правилами. Сознательные усилия, предпринимаемые для адаптации к новым условиям, порождают серьезные внутренние противоречия, вызывают постоянные психологические стрессы. Поведение такого человека отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.
В представлении многих жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии. Однако прежде чем пуститься в трудный путь на вершину, надо четко сформулировать для себя ответы на три вопроса.
Первый: в каком обществе вы живете, на каких принципах строится его стратификационная структура? Если в основе иерархии лежат титул и происхождение, ваши шансы могут быть минимальными. Если - богатство, стоит серьезно поразмыслить, есть ли у вас предпринимательская жилка, способны ли вы за сравнительно небольшой срок сколотить приличное состояние. Если власть, лучше заняться политической деятельностью, причем желательно, чтобы она не противоречила и не противостояла существующей политической практике. Если стратификационная система строится на нескольких основаниях - значит у вас есть выбор.
Второй вопрос: каким "социальным лифтом" вы воспользуетесь для подъема? Для политической карьере необходимо начинать с активной работы в партии, для профессиональной - с упорного труда по овладению знаниями, для получения богатства можно воспользоваться институтом брака или положиться на удачу. В военное время быстрое продвижение по вертикали обеспечивает армия. Выбрав канал вашего перемещения наверх, не обольщайтесь. Успех придет не к каждому, а лишь к наиболее трудолюбивому, талантливому или просто удачливому. Движение наверх по социальной лестнице напоминает толчею людей около узких дверей. Все суетятся, толкаются, а в заветные двери попадают немногие, как правило, самые сильные и изворотливые, или те, кто лучше других постиг правила вертикального подъема и поэтому заранее знает, где и когда откроется заветная дверь.
Третий вопрос: готовы ли вы к новой жизни? Сможете ли вы органически влиться в новый социальный слой, принять его нормы, правила, требования? Если вы не сумеете преодолеть социокультурный барьер, который возводит вокруг себя любая социальная страта, вы навсегда останетесь чужаком, изгоем и когда-нибудь помяните недобрым словом тот день, когда приняли решение порвать с привычным окружением и включиться в безумную гонку наверх.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит сущность и каковы критерии социальной стратификации?
2. Охарактеризуйте основные исторические типы социальной стратификации.
3. Какие теоретически е подходы в определении классовой стратификации считаются наиболее влиятельными?
4. Чем отличаются понятия «социальные различия» и «социальное неравенство»?
5. Как объясняет неравенство принцип функциональной
6. Чем измеряется богатство и какие группы богатых существуют?
7. Что означают понятия «бедность», «порог бедности», «границы бедности», «масштаб бедности»?
8. Что такое андеркласс?
9. Какие виды социальной мобильности выделяют в социологии?
10. Какие каналы вертикальной мобильности выявил русский социологи П. Сорокин?