Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и психологическая готовность к обучению в школе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и психологическая готовность к обучению в школе
Младший школьный возраст очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит познавательное и личностное развитие детей.
Главная особенность социальной ситуации развития в том, что с поступлением в школу ребенок впервые становится субъектом общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности - учебной. Прежняя социальная ситуация развития в отношениях «ребенок — взрослый» распадается на отношения «ребенок — близкий взрослый» и «ребенок — социальный взрослый». Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей. Учитель это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя.
Согласно концепции Эриксона, в период от шести до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие. Позитивное прохождение этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми, неблагоприятный результат стадии - комплекс неполноценности.
Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений со взрослыми, включая родителей, и сверстниками.
Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. «Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. Готовность к обучению в школе рассматривается как многокомпонентное образование.
Говоря о школьной зрелости или готовности ребенка к школе, следует выделять морфофизиологическую, предметную (знания, умения и навыки в определенной предметной области, такие как умение читать, считать и пр.) и психологическую готовность.
Единого мнения по поводу составляющих психологической готовности нет, обычно выделяют следующие компоненты: личностный, интеллектуальный, социальный, произвольность регуляции поведения и деятельности.
Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовностъ, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга) учебных и познавательных мотивов. Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность выступает как готовность ребенка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создает возможности для продуктивного сотрудничества ребенка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний, характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность проявляется в освоении ребенком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств - нравственных переживаний, интеллектуальных чувств, эстетических чувств. Выражением личностной готовности к школе является сформированность «внутренней позиции школьника», как готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика.
Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребенка в отношении мира, переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определенный набор знаний, представлений и умений. Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксический, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи; диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребенка в отношении речевой действительности и выделение слова как ее единицы. Восприятие характеризуется все большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Сенсомоторная координация и развитие мелкой моторики руки являются необходимыми условиями овладения письмом. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объема и устойчивости внимания.
Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенка своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность - это умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.
Уровень развития предпосылок учебной деятельности включает умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого; способность самостоятельно действовать по заданию; умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
Психологическая готовность к школе - системное образование. Нарушение и задержка в формировании одного из компонентов психологической готовности влечет за собой нарушение в развитии других компонентов.
У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы - учебной.
Школа должна быть готова принимать самых разных детей такими, какие они есть.
Литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.- М.: Эксмо, 2006. - 512 с.
3. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды. – Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1998. – 480 с.
4. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Айрис – Пресс, 2005. - 238 с.
5. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2003. – 608 с. http://www.klex.ru/3k4
6. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 575 с. http://www.klex.ru/35f
7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.