Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальная психология личности

  • 👀 719 просмотров
  • 📌 676 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальная психология личности» doc
Дисциплина: Социальная психология Раздел 1. Социальная психология личности Автор: Плеханова Екатерина Алексеевна, к. пс. наук, доцент кафедры психологии Обязательно к изучению на направлении: педагогическое образование ПЛАН ЛЕКЦИИ СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………1 1. Проблема личности в социальной психологии…………………………2 2. Социализация……………………………………………………………. 7 2.1.Понятие социализации…………………………………………7 2.2.Особенности современной социализации…………………….9 2.3.Стадии развития личности в процессе социализации……….13 2.4.Механизмы социализации……………………………………15 2.5.Институты социализации……………………………………..20 3. Я-концепция как результат социализации. Проблема идентичности личности………………………………………………………………… 24 ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………28 СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература: 1) Битянова М.Р. Социальная психология: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2014. – 368 с. Дополнительная литература: 1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М.: Флинта, 2000. 2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология: теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2002. 3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с. 4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. 5. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л. Основы социально-психологических исследований. – М.: Гардарики, 2007. – 334 с. 6. Болотова А.К., Петровская Л.А., Жуков Ю.М. Социальные коммуникации. Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2008. – 279 с. 7. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 8. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. 9. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. 10. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. 11. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Избранные труды. – М.: Смысл, 2007. – 686 с. 12. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – 336 с. 13. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 350 с. 14. Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пособие / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 471 с. 15. Социальная психология: учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 600 с. 1.Проблема личности в социальной психологии Именно последние два-три десятилетия развития социальной психологии оказались отмечены значительной актуализацией исследовательского интереса к вопросам личности. Ставя своей основной задачей анализ закономерностей, которым подчиняются понимание и интерпретация человеком окружающей социальной действительности, а также его адаптация к ней, социальная психология с необходимостью задала новые перспективы изучения традиционной проблемы «общественного животного». Все больший интерес исследователей к проблематике личности обусловливается также и объективной динамикой современного общественного развития. Высокий темп социальных изменений в различных областях общественной практики, нарастание количества ранее не возникавших, неопределенных социальных ситуаций, иными словами, та новая социальная реальность, которая сегодня уже традиционно определяется как социальная нестабильность, неминуемо предъявляют повышенные требования к ее субъекту в плане активности. Именно поэтому исследование процессов построения человеком своей социальной и личностной идентичности, формирования персональной системы ценностей, когнитивных механизмов, обеспечивающих индивидуальные стратегии поведения в изменяющихся социальных обстоятельствах, т.е. того, что в целом можно определить как активность личности в ходе социализации, составляет сегодня значительную часть социально-психологического знания. Однако заметим, что проблематика личности неизменно оставалась одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Будучи объективирована Другим именно как некоторая социальность, личность каждого из нас неизменно дана в субъективном восприятии как неповторимость, уникальность, соответственно за любым социально-психологическим подходом к личности постоянно вставала общефилософская проблема индивидуальной свободы и детерминации. Таким образом, внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека: не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным «полем», с одной стороны, и не отказывая в возможностях персонального самоопределения — с другой. Однако данная внутренняя конфликтность задавалась и задается не только этим. Как справедливо отмечается современными исследователями проблемы личности в социальной психологии, за тем или иным решением вопроса «общественного животного» всегда стоят вопросы морали и возможностей социального влияния: может ли человек быть носителем некоторых универсальных ценностей или же определяющими выступают социальные ценности, всегда имеющие весьма конкретную пространственно-временную локализацию? И следует ли воздействовать на социальные структуры в целях изменения их членов или же необходимо так или иначе влиять на людей, чтобы изменить эти социальные структуры? Наконец, отметим, что определенная внутренняя дисгармония проблематики личности в социальной психологии была связана с неоднозначностью имеющихся трактовок самого понятия социальной детерминации. В целом их выделялось две. Во-первых, социальное понималось как непосредственное окружение человека, как «другие люди». Во-вторых, социальная детерминация понималась и более широко — как влияние общества в целом, которое очевидно всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение. В этом случае в анализ включались и включаются социальные отношения, институты социализации, культура, социальные представления и т.п. Подобный подход необходимо задавал определенные «рамки» для социально-психологического исследования личности. Обратимся теперь к общей логике развития проблематики личности в социальной психологии. Так, еще на ранних этапах развития в социальной психологии были заложены некоторые общие представления о социальной природе личности. К ним можно отнести прежде всего различные понимания природы социальной детерминации личностного развития, представление о социализации как процессе интернализации форм социального контроля и возможность изучения социального влияния через анализ структур индивидуального самосознания. Одной из характерных особенностей социально-психологического подхода к анализу личности стало преимущественное обращение к ней через «безличностное», через анализ процессов деперсонализации. Социальная психология исследовала психологию масс, толп, больших групп людей, без учета влияния отдельной личности на них. Однако если ранним социально-психологическим концепциям был присущ интерес к процессам утраты человеком своих собственно личностных атрибутов в результате включенности в большие социальные группы, то в дальнейшем исследователи обратились к изучению аналогичной проблемы на материале малых групп. Индивидуальные действия человека направляются некоторым групповым стандартом, а определяющим признаком социального поведения человека становится его нормативность. Т.е. человек также не может проявлять свою индивидуальность. Подобный же фокус интерпретации сохранялся и в известных исследованиях конформизма. Малая группа не рассматривалась более как группа молчаливого соприсутствия, она превращалась в самостоятельный объект социально-психологического исследования прежде всего потому, что с этого момента за ней признавалось наличие некоторой внутренней структуры, отражающей характер взаимоотношений ее членов. Соответственно личность в группе начала рассматриваться уже с точки зрения такого ее качества, как способность принимать решения (преимущественно о своем согласии или несогласии с мнением группы). Тем самым личность изучалась, по сути, лишь через условия достижения бесконфликтных («согласных») отношений с другими, через установление единообразия ее мнений и поведения с групповыми стандартами. В основе этого лежало приписываемое ей стремление к социальному принятию. Личность расценивалась как «группозависимая», как ищущая поддержки и одобрения. И тем самым тенденция «безличностного» существования социальной психологии сохранялась. Однако наиболее полное свое воплощение традиция «жесткого» понимания социальной детерминации индивидуального развития нашла в изучении ролевого поведения. Личность стала рассматриваться, во-первых, как необходимый элемент общественной структуры, задействованный в некоторые отношения с другими ее элементами, и, во-вторых, как элемент, собственное содержание которого целиком и полностью определено его местом в общей системе. Однако при такой модификации проблемы, когда личность оказывалась своего рода резервуаром, наполняемым различными ролевыми позициями, закономерно возникали некоторые вопросы: какое субъективное значение для человека приобретает данное «наполнение» и каковы границы вместимости этого «резервуара»? И если ответ на первый вопрос считался само собой разумеющимся (личность «представлена» совокупностью ролей, служа лишь, по сути, простой их оболочкой для приобретения «согласия» с обществом), то рефлексия второго вопроса заставила социальных психологов значительно расширить концептуальный аппарат ролевых теорий. В самом деле, «вливающиеся» в личность роли могут быть различны по своему содержанию, а кроме того, они могут «вылиться через край». Соответственно в анализ ролевого поведения все более привлекаются понятия принятия роли и ролевого конфликта, отражающие новый акцент в социально-психологическом понимании личности. Это заставило рассматривать личность несколько более «личностно» — как обладающую способностью активно относиться к своему социальному окружению. Теперь ее «согласие» с окружающими становится не только следствием подчинения социальным нормам, но и результатом индивидуального выбора, пусть только в рамках определенных ролевых позиций. Наконец, еще одной характерной особенностью социально-психологического подхода к личности можно считать выраженное стремление изучать «поле социального» в человеке через анализ структур индивидуального самосознания. Личность рассматривалась как некоторая совокупность согласованных социальных установок, следовательно, противоречия или же неопределенность ее внутренней структуры оценивались скорее как зло, нежели как благо. Способность личности к выбору оценивалась весьма ограниченно. Она рассматривалась лишь с точки зрения выбора той или иной линии поведения, причем поведения, опять же согласованного или не согласованного с социальными ожиданиями, т.е. адаптивного или дезадаптивного. Следовательно, несоответствие личности требованиям социального окружения или же любые формы неадаптивной активности также расценивались как «плохое поведение». Другая линия социально-психологических исследований, в которых интерес к личности осуществлялся с точки зрения анализа структур ее индивидуального самосознания, связана с изучением процессов интеракции, когда движущей силой индивидуального развития признается процесс социального взаимодействия, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. Одним из основных результатов личностного роста, с этой точки зрения, является развитие самосознания, формирующееся в процессе взаимодействия с Другими. Это происходит прежде всего потому, что человек осознает собственное «Я», только если смотрит на себя глазами Другого. В данном подходе личность предстает не только как обладающая параметрами активности в реальном взаимодействии, но и как способная к активности в духовной сфере. Люди не только сами устанавливают правила социальной жизни в реальном процессе межличностного взаимодействия (а не строят взаимодействие по уже существующим правилам), но и постоянно интерпретируют смысл и значение возникающих интерактивных ситуаций. Соответственно центральной характеристикой личности начали считать способность к смысловой интерпретации социальной действительности, что значительно расширяло возможные рамки ее понимания. Сегодня в социальной психологии доминирует представление о личности — как принципиально изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир и мир социального взаимодействия. Заметим сразу, что переход к подобному представлению о личности подготавливался всем предшествующим периодом развития социальной психологии. Современные исследования личности в социальной психологии акцентируют мотивационный потенциал Я-структур, отмечая наличие у человека двух основных типов мотивов, связанных с «Я»: 1. мотив самоусиления, направляющий процесс реального взаимодействия с микросоциальным окружением в целях получения обратной связи и поддержки уже имеющихся представлений о себе; 2. мотив самопознания, направляющий «внутреннюю» активность субъекта и отражающего желание определенности в знании о себе, в том числе и за счет открытия в своем «Я» новых сторон. Идентичность есть результат активного процесса, сопровождающегося появлением у человека ощущения собственной непрерывности, тождественности и определенности вследствие принадлежности к некоторому надындивидуальному целому. Соответственно встает вопрос о трансформации идентификационных структур личности в ситуации неопределенности. Фактическое отсутствие в современном обществе абсолютных, претендующих на универсальность целостностей, относительно которых человек мог бы обрести внутреннюю устойчивость, определенность, и, как следствие, большая личная свобода человека от ролевых «привязанностей» оборачиваются отсутствием самотождественности. Способность к легкому изменению своих идентификационных структур становится сегодня уже не психопатологией, а фактором психического здоровья: повседневная социальная прерывистость с необходимостью формирует субъекта, который легко меняет роли и соответствующие им идентичности. Социальное взаимодействие всегда строится по линии сокращения неопределенности. Руководствуясь этой логикой, мы скорее будем выбирать тех партнеров, которые видят нас так же, как мы сами видим себя, ведь только в этом случае наше взаимодействие с ними будет строиться по уже известным из прошлого опыта закономерностям. Интересно, что эта тенденция к самоусилению характерна не только для позитивных, но и для негативных самохарактеристик: иными словами, мы выбираем не только партнеров, которые видят в нас «хорошее», но и тех, кто подтверждает наши «плохие» представления о себе. Мы стремимся к подтверждению только тех самохарактеристик (положительных или отрицательных), в которых максимально уверены. Иными словами, мотив самоусиления во взаимодействии определенно превалирует над мотивом самопознания. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что развитие проблематики личности в социальной психологии всегда оказывалось тесно связанным с существующими вариациями понимания социальности в целом. Постепенное смещение ее трактовок от «жестких», внешних, ролевых к более «размытым», социокультурно заданным, множественным обусловливало и соответствующую динамику представлений о личности как социальном субъекте. Для социальной психологии это выражается в наличии фактически трех равноправных логик анализа личности нашего времени: понимания ее неопределенности, во-первых, как следствия объективных изменений всей социальной реальности, идущих в том же направлении, во-вторых, как следствия изменений в самой социальной психологии, все более смещающих фокус исследовательского интереса к анализу перемен, и, в-третьих, как отражения объективных изменений личности самого нашего современника, все более теряющего свою социальную определенность и заданность. 2.Социализация 2.1. Понятие социализации В самом широком смысле понятие социализация трактуется как процесс и результат социального развития человека. Социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М.Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Стихийность многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. М. Мид в своей работе «Культура и мир детства» рассматривает три варианта трансляции опыта в обществе: • Постфигуративная культура: новое поколение перенимает опыт у предыдущего, главными образцами поведения для детей выступают взрослые. Главной характеристикой подобного социального устройства являются крайне высокая стабильность существования и простота организации жизни. Это приводит к отсутствию необходимости самоопределения личности, так как существует высокая степень предрешенности большинства способов поведения, связанная с постоянством неизменностью условий жизни на протяжении многих поколений. Для такой культуры характерны большие семьи, которые включают в себя одновременно три поколения родственников. • Кофигуративная: социальный опыт передается по горизонтали, т.е. дети и взрослые в качестве основного источника образцов поведения используют сверстников. Жизнь более динамична, подвижна, разнообразна. Это приводит к множественности образцов поведения и их изменчивости. Для этого типа культуры характерны интенсивные миграционные процессы, развитые средства массовой информации, относительно частые социальные и природные катаклизмы, приводящие к осложнению передачи опыта от взрослых к подрастающему поколению. • Префигуративная: носителями новых образцов поведения являются представители нового поколения, иными словами, взрослые учатся у детей. Определяя еще несколько десятилетий назад современную ситуацию как переход к префигуративной культуре, М. Мид задала вектор анализа процесса социализации на период конца ХХ — начала ХХI в. В целом можно охарактеризовать современную социальную ситуацию следующим образом: удлинение периода детства, увеличение разрыва между поколениями, ускорение динамики институтов социализации. Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны – единство усвоения и воспроизводства социального опыта, с другой – единство стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений. Целенаправленные, социально-контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении. Стихийное, спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и многие другие факторы. Двусторонность процесса социализации проявляется также в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс — это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс — процесс формирования целостной личности. Социализация может изучаться в филогенетическом плане — формирование родовых свойств человечества, и онтогенетическом — формирование конкретного типа личности. В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает в двух позициях: как объект и как субъект социализации. Б. Г.Ананьев определил человека как объекта в отношении социальных воздействий, направленных на него. Он полагал, что, прежде чем рассматривать личность с точки зрения ее внутреннего содержания, т.е. как субъекта общественных отношений, необходимо сначала охарактеризовать совокупность всех социальных сил и влияний, которые воздействуют на нее извне. Иным словами, определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. 2.2.Особенности современной социализации Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. Удлинение детства связано в первую очередь с общим усложнением жизни. Окружающий нас мир стал совсем иным и продолжает меняться каждые 5—10 лет. Однако трансформация касается не только предметного окружения, не менее важным и сложным кажется процесс социальных изменений. Меняются формы социального взаимодействия. Они становятся значительно более сложными, опосредованными и разнообразными. Таким образом, можно сказать, что мир, в который входят сегодня новые поколения, стал во многом более неопределенным и многозначным. Эти перемены определяют не только необходимость более длительного периода детства, но и выступают причиной увеличивающегося разрыва между поколениями. Скорость изменений жизни обесценивает большую часть социального опыта человека чрезвычайно быстро. В самом общем плане все подходы к процессу социализации можно разделить на две группы: 1. созревание, т.е. существует некоторый идеальный, нормативный процесс, с которым и сопоставляется течение социализации конкретного ребенка, группы детей и т.д. Согласно этому направлению, существует четкая последовательность этапов, смена которых более или менее жестко связана с определенными возрастными границами, а последовательность определяется некоторой внутренней логикой, присущей этому процессу. Классическим примером такой концепции является периодизация З. Фрейда. 2. Индивидуальный путь развития Суть сводится к тому, что жизненный путь каждой личности уникален и неповторим. В каждый отдельный момент перед человеком предстает бесконечность вариантов его развития, и выбор направления движения связан с огромным числом возможностей. Рассмотрим принципы индивидуального развития личности: 1) развитие является принципиально множественным как в процессе, так и в результате; ни процесс, ни конечный результат не могут считаться однонаправленными и ведущими к определенному конечному состоянию; 2) развитие имеет место от зачатия до смерти; пластичность сохраняется на всем жизненном пути; разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в различные периоды жизни; 3) индивидуальные различия в развитии бесконечны; вариабельность индивидуального развития может отражать изменчивость процесса развития в целом; 4) множественность детерминации развития; в разных областях различные факторы влияют на развитие; 5) человек — не только продукт, но и субъект своего развития. Перечисленные принципы достаточно полно отражают индивидуальный путь развития личности. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус детства изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус детства по сравнению с предшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющие права детей и действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к детству, поскольку оно определяет его будущее. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства (по крайней мере в большинстве развитых стран), когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. Для того чтобы выступать в качестве полноправного члена общества, способного оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Общество лишено стабильности (по крайней мере в России), и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Но меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека получил название ресоциализации. В то же время существуют ценности, которые являются абсолютными и неизменными. Во-первых, они выработаны человечеством и сохранились в веках, оставаясь понятными и принятыми практически всеми нормальными людьми; во-вторых, их нельзя свести к чему-то более высокому, они выступают как абсолютные. Это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совершенство и др. Такие ценности служат уникальным источником взаимопонимания людей, выросших в совершенно разных культурных, экономических и общественно-политических системах. Практически все религии мира, все самые выдающиеся философские учения несут в себе информацию об этих ценностях. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым условием социализации почти во всех странах мира. Поскольку темпы смены новых поколений техники очень быстро опережают темпы смены новых поколений работников, человеку приходится учиться практически всю жизнь. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чем он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма. Высокий уровень профессионализма уже не является чем-то исключительным, поскольку сложнейшее производство требует и соответствующих специалистов. Профессиональные ошибки при современных технологиях все дороже обходятся обществу, и иногда платой за них является гибель многих людей, что и происходит при технических авариях или катастрофах. Творчество также становится необходимым условием социализации человека и уже не рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необычное. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек — творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков. Социальной проблемой образования как фактора современной социализации является то, что существует разрыв между его стоимостью и результативностью, недостаточной социальной эффективностью. Хорошее образование — весьма дорогостоящий процесс для общества и индивида. Однако нельзя не отметить, что это естественный процесс, ведь всего лет сто-двести назад мир был не только не образован, но и практически неграмотен. Процесс перехода к обязательному всеобщему среднему образованию начался лишь в середине — конце ХIХ века (США — 1852 г., Великобритания — 1870 г., Франция — 1882 г.). В России по переписи 1897 года 28% населения в возрасте от 9 до 49 лет были неграмотны, а 80% детей не могли посещать даже начальную школу. В ХХ веке не только среднее, но и высшее образование в наиболее развитых странах мира превращается из элитарного в массовое. В то же время существует и стремительно увеличивается огромный разрыв между уровнем образованности граждан в наиболее развитых и отсталых странах. Очень быстрое развитие образования нередко приводит и к снижению его качества, что проявляется в снижении требований к учащимся, недостаточной методической обеспеченности учебного процесса, нехватке высококвалифицированных кадров. Мы видим, что образование как обязательное условие и особенность современной социализации связано с многообразием прежде всего социальных проблем. Но не менее значимы и личностные проблемы. Во-первых, все большее количество молодых людей стремится получить именно высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую оптимальный уровень качества жизни и социальной адаптации. Во- вторых, качественное образование является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и можно заметить явную тенденцию повышения его стоимости. Кроме того, молодые люди испытывают известные трудности при выборе будущей профессии и не всегда могут определиться с направлением своего образования. Чем большее количество возможностей предлагает личности общество, тем большие сложности может она испытать в профессиональном выборе. Более того, профессиональная работа уже не рассматривается людьми лишь только как средство поддержания определенного жизненного уровня. Современный человек стремится реализовать себя в профессиональной деятельности, развивая свои способности и проявляя возможности. Деятельность становится своеобразным источником удовольствия — таким же, как досуг. Эти относительно новые тенденции современной социализации охватывают все большую часть населения, в то время как в предшествующие эпохи такой взгляд на образование и профессиональную деятельность характеризовал лишь немногих субъектов — представителей культурной элиты общества. Особенности современной социализации человека определяются также и теми новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность амбивалентности. Амбивалентность — это такое сочетание разнонаправленных черт, которое обеспечивает взаимную компенсацию их социальных проявлений в поведении человека. Например, амбивалентность эгоизма и альтруизма приводит к ассертивности как способности в равной степени реализовать свои интересы и интересы другого человека. Кроме того, сложность и динамика социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе социального развития, предполагающей единство противоположных начал: пластичности и устойчивости, экстернальности — интернальности, конформности — нонконформизма, экстраверсии — интроверсии, мобильности — ригидности и т.д. Если такая гармонизация невозможна, то необходима по крайней мере компенсация слабовыраженных или чрезмерно доминирующих качеств. Современному человеку необходимо знать свои достоинства и недостатки, поскольку они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности. 2.3.Стадии развития личности в процессе социализации В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Примером тому являются феральные люди. Феральные люди — это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных. Когда таких детей находили, то выяснялось, что никакие процессы воспитания и обучения уже не являются достаточно результативными. Дети так и не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли, например, усвоить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. Но вели себя так, как это принято среди животных. И только после многочисленных усилий исследователей, направленных на социальное обучение феральных детей, были получены некоторые результаты. Такие дети кое-как могли общаться со своими сверстниками в интернатах для умственно отсталых. Очевидно, что ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии. В отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве (модель социальной жизни Робинзона Крузо), остается человеком как личностью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы. На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность — субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй — воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Речь идет о процессе реализации своего Я, самопроявлении как индивидуальности (на уровне темперамента, типологических свойств высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей), так и личности (на уровне убеждений, ценностей, интересов, социально-личностных особенностей). Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого. В то же время индивид подходит к проблеме разрешения противоречия между человеком и обществом, но пока еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса, и личность недостаточно интегрируется в окружающий социальный мир. Интеграция — третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Очевидно, что данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. На этой стадии, кроме того, складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе. Б.Г.Ананьев относил формирование социально-типических черт характера, как и образование социальных установок личности, к психологическим эффектам, которые свидетельствуют о мере и глубине социализации. Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивной — когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активной — когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивной — когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения. Этот тройной цикл может повторяться на протяжении жизни много раз и связан с необходимостью ресоциализации индивида в меняющемся мире. Этот же тройной цикл мы можем наблюдать в конкретных социальных условиях, требующих адаптации субъекта, например, при его вхождении в состав новой социальной группы. Процесс подобной адаптации обозначается как первичная социализация в конкретных условиях. По Фрейду, выделяются 4 стадии социализации: 1) первичная – прохождение этапов психосексуального развития 2) маргинальная (промежуточная, псевдоустойчивая) – социализация подростка. 3) Устойчивая – совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Адаптированность личности, достижение социальной идентичности. 4) Утрата статуса – дезадаптация после выхода на пенсию, или утраты близких людей. 2.4.Механизмы социализации Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм, который, с известной долей условности, можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Очень многие социальные отношения могут быть представлены в модели «учитель — ученик». Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других. Г.Тард считал данные отношения типовыми социальным отношениями, рассматривая общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими ценностей, установок, норм и т.д. Но, разумеется, ведущее значение данный механизм имеет в процессе взросления человека. Ребенок, подражая своим родителям, имитирует их слова, жесты, мимику, действия и поступки. Если мы посмотрим на детскую игру с точки зрения действия данного механизма, то увидим воспроизведение многих социальных отношений, о которых ребенок знает, особенно в сюжетно-ролевых играх. И здесь не имеет никакого значения то, какие именно социальные отношения (положительные или отрицательные) воспроизводятся в игре. Это могут быть как формальные конвенциональные отношения, например игра в «школу», так и межличностные — игра в «дочки-матери». По тому, как ребенок имитирует данные отношения, мы с достоверной очевидностью можем судить о том, что он видел в школе или семье. Выделяют также механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца), и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения, трансформируя первоначально «идеальную» модель в конкретную через включение собственных личностных особенностей. Как механизм социализации полоролевая идентификация претерпевает существенные изменения в современном мире. В традиционных обществах, лишенных социальной динамики, полоролевая идентификация отличается относительно жесткой определенностью, что связано с четкой социальной фиксацией маскулинности (социальный эталон мужественности) и фемининности (социальный эталон женственности). Еще в ХIХ веке маскулинные и фемининные черты считались взаимоисключающими. В современном обществе процесс полоролевой идентификации существенно отличается от подобного процесса в прошлом, что связано с изменением традиционной патриархальной семьи и прежде всего социальной роли женщины. Стереотипы маскулинности и фемининности изменились также и благодаря некоторым научным исследованиям. Сейчас маскулинность и фемининность не рассматриваются как противоположные качества, которые являются альтернативными. Напротив, их представляют как независимые друг от друга параметры. Например, женщина может быть мужественной, не ослабляя при этом своих психологических женских качеств. Современная дифференциальная психология выделяет четыре типа людей в зависимости от уровня их маскулинности и фемининности: маскулинные индивиды с ярко выраженными, традиционно мужскими качествами, такими как честолюбие, решительность и т.д. фемининные индивиды, отличающиеся традиционно женскими качествами — мягкостью, эмоциональностью и т.д.; андрогинные индивиды, сочетающие в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества; люди с неопределенной психологической половой идентичностью, т.е. те, кто не обладает выраженной маскулинностью либо фемининностью. Для обозначения людей, успешно сочетающих в себе мужские и женские психологические качества, американский психолог С. Бем ввел понятие андрогинии. Андрогинные индивиды выступают в процессе социализации как наиболее адаптивные, поскольку, не нарушая эталонных моделей поведения представителей своего пола, обладают некоторыми психологическими качествами, составляющими социальные достоинства представителей другого пола. Это относительно новое явление социализации, несомненно, связано с бурным развитием цивилизации и культуры, практически отменившим разделение труда на традиционно женский и мужской виды в высокоразвитых странах. Чем патриархальнее страна, тем в большей степени можно наблюдать жесткое деление деятельности на традиционно мужскую и традиционно женскую. Майерс рассматривает такое деление в зависимости от факторов культуры и эпохи. По его мнению, половая социализация имеет существенные различия в индустриальном обществе, земледельческом обществе и номадических культурах (культурах кочевников и собирателей). При этом он отмечает, что процессы полоролевой идентификации существенно изменились именно в последние пятьдесят лет, особенно в высокоразвитых странах. Половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаются обычно как гендерные различия или гендерные социальные роли. Половые различия в отличие от различий, являющихся результатами процесса полоролевой идентификации, определяют деление общества на две социальные группы: мужчин и женщин. Актуализация социально-психологических исследований гендерных различий связана с проблемами устойчивости и стабильности семьи роли супругов в воспитании детей, особенностей социальной адаптации мужчин и женщин. Динамика процессов полоролевой идентификации в противоречивых условиях современной социализации способствует появлению негативных социально-психологических явлений. Мы не можем не отметить нарушения данного механизма социализации когда выраженность маскулинности и фемининности либо отсутствует, либо не соответствует биологическому полу. Такие нарушения полоролевой идентификации возникают чаще всего при неправильном воспитании, например, когда родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитали как мальчика, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только мужского или только женского поведения. Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола. Иногда на процессы полоролевой идентификации может негативно повлиять даже мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения и характерных социальных проявлениях мужчин и женщин. Влияние моды ярко выражено в западных странах, где динамика новых явлений социальной жизни является более высокой, чем на востоке. Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному Стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к Критичности. То есть присутствие одних стимулирует, присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Это так называемые эффекты действия механизма социальной оценки, которые получили название социальной фасилитации (или фацилитации) и социальной ингибиции. Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора (человек, влияющий положительно на общий настрой группы и способствующий эффективной деятельности каждого субъекта) человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями; любящими родителями и детьми; квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т.д. Вероятно, фасилитацию следует рассматривать не только как социально-психологический эффект социальной оценки, но и как необходимое условие всех процессов обучения и воспитания, поскольку отсутствие данного феномена способствует формированию коммуникативных барьеров между людьми. К сожалению, далеко не все социальные отношения сопровождаются фасилитацией. В семье, например, могут быть и совсем другие отношения между родителями и детьми, не говоря уже о деловых формальных отношениях. Существует психологический эффект обратного действия — социальная ингибиция. Социальная ингибиция проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Такой эффект возникает обычно, когда индивиды испытывают друг к другу негативные чувства — страх, пренебрежение, неуважение, ненависть, презрение и т.д. Социальная ингибиция актуализирует негативные переживания у человека, такие как стыд (переживание разоблачения и позора, связанное с реакциями других людей чувство вины (такое же переживание, но связанное с наказанием самого себя) и др. В ситуации социальной ингибиции снижается уровень собственного достоинства, падает самооценка. В педагогической литературе описано развитие детских дидактогений - определенных психических состояний ребенка, которые возникают во время обучения вследствие социальной ингибиции. Нарушение педагогического такта со стороны учителя, чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, подчеркивание недостатков ученика, не выгодные сравнения с другими учащимися — все это примеры условий, порождающих дидактогении. Дидактогении проявляются в подавленном настроении, фрустрациях, повышенной конфликтности, реакциях негативизма, иногда депрессиях. Практически во всех ситуациях обучения и воспитания, когда критичность воспитателей преобладает над доброжелательностью, можно наблюдать возникновение эффекта социальной ингибиции. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Социальный конформизм рассматривается прежде всего как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности и преобладают ценности коллективистского характера. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Таким образом, конформность можно рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества. В то же время конформность выступает и как индивидуализированный феномен. И в демократичном обществе мы можем видеть достаточно большое количество конформных людей, но их конформизм связан с факторами давления не всего общества, а лишь конкретных социальных групп. В этом случае конформность выступает как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. Конформность можно определить и как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения. Такое поведение вызвано необходимостью избежать негативных санкций со стороны окружающих. Вполне понятно, что конформность выступает побочным эффектом существования социального контроля и поэтому в той или иной степени присуща различным индивидам и социальным группам. Мера развития конформности может быть разной у разных людей. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. Данный уровень конформности является вполне адаптивным, поскольку человек сохраняет свою собственную точку зрения на предмет. При чрезмерной выраженности конформность становится внутренней, т.е. индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем свои собственные. Такой человек почти в буквальном смысле слова «не верит глазам своим» и часто идет за другими даже тогда, когда их ошибки очевидны. Обе конформности — и внутренняя, и внешняя — служат необходимости разрешить противоречия, возникающие между представлениями субъекта и представлениями группы. Очевидно, каждый человек является конформистом в той или иной степени. Крайняя степень выраженности данного качества приводит к тому, что субъект легко становится объектом манипуляции со стороны других людей. Даже если на первый взгляд он выступает как абсолютный нонконформист, им можно манипулировать, исходя из его негативизма. Негативизм — это конформизм наоборот, стремление во что бы ТО ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная негативные установки такого конформиста, можно заставить его поступать так, как нужно манипулятору. Негативист легко поддается на провокации окружающих и манипулировать им так же легко, как и конформистом. В целом, сохранение определенной меры конформности является условием оптимальной социализации, а доминирование или отсутствие данного качества может рассматриваться как нарушение процесса социализации и начало отклонения. В некоторых источниках конформное поведение рассматривается как отклоняющееся. При отклонениях наблюдается предельная стандартизация социальной жизни индивида, которая строится по образцу моделей, рекламируемых средствами массовой коммуникации или доминирующей идеологией; внешнее принуждение воспринимается добровольно, как избавление от собственного выбора и сомнений; межличностные отношения приобретают поверхностный характер, а эмоциональная жизнь становится крайне бедной и не- полноценной. Действие данного механизма социализации зависит как от самого человека, его индивидуальных особенностей, так и от группы. Если группа достаточно единодушна, то конформизм в ней развит значительно сильнее, нежели в группе, имеющей лиц, не согласных с мнением большинства. В условиях внешней опасности в группе также происходит усиление конформизма и наоборот: более благоприятные внешние условия способствуют снижению уровня конформности у большинства членов группы. 2.5.Институты социализации Институты социализации я семья школа работа общество, идеология государства, СМИ Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников — все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социализации — семью, школу (или школьный класс), производственную группу. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. до 6—7 лет для ребенка — это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны — положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием. Как социальный институт семья имеет следующие функции: • репродуктивную, • педагогическую, • хозяйственно-экономическую, • терапевтическую и • организации досуга (Б. Ю. Шапиро). Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально- психологические последствия, которые сказываются прежде всего на качестве социализации подрастающего поколения. Модели воспитания в семье определяются социальным контролем данного общества и влияют на успешность социализации человека. Поскольку семья рассматривается обычно как самый ригидный институт социализации, она несет в себе относительно большое количество традиционных и патриархальных норм в отличие от школы или производственной группы, которые склонны к значительным изменениям, особенно в кризисный период. Школа, если рассматривать ее с точки зрения социализации человека, имеет также свои особые функции. Образовательные и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений. Функция эмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей определяется тем, что ребенок попадает в систему формальных межличностных отношений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько его личными качествами, сколько Учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы является ведущей. Несмотря на то, что школьный класс имеет как формальную, так и неформальную структуру межличностных отношений, следует отметить их регламентированность. По сравнению с семьей школа все же обладает более жесткими социальными нормами, нарушение которых сопровождается обязательными формальными санкциями. Функция селекции и распределения индивидуумов применительно к ролевой структуре взрослого общества связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми. Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Во-первых, она определяет социальное становление индивидов на определенном этапе жизненного пути практически во всех странах мира. Пока еще не существует в мире более успешных широко распространенных институтов социализации молодого поколения, имеющих достойную альтернативу современной школе как институту социализации. Во-вторых, школа влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени (10— 12 лет). Социально-психологические закономерности влияния школы на учащихся остаются неизменными вне зависимости от типа школы, места ее нахождения или качества образования, которое она дает. Следует отметить, что социализирующие функции школы привлекают внимание значительно меньшего числа исследователей, чем ее образовательные функции, поскольку образовательные функции являются непосредственными, а социализирующие выступают в качестве побочного эффекта. Главная цель образования — создание оптимальных условий для развития ребенка на каждом возрастном этапе и формирование способности к дальнейшему саморазвитию. Главными отличительными особенностями системы образования, поставившей себе такие цели, являются: • перенос акцента с накопления информации (фактов, цифр, формул, образцов действий, правил поведения и пр.) на освоение способов их получения, т.е. на формирование анализа, планирования своих действий, умение критически рассматривать факты, вести диалог и слышать оппонента и т.д. • переход от освоения конкретных средств к осознанию тех целей, для достижения которых эти средства создавались, а самое главное — к постановке собственных целей и поиску адекватных для их достижения средств. Задача школы как института социализации в советский период истории нашей страны состояла в воспроизводстве существующих социальных связей, в усвоении устоявшихся образцов поведения, социальных представлений установок и т.д. Общество ориентировало школу на воспроизводство, а не на созидание. Образовательные институты, склонные к консерватизму, в силу своей природы, содержания задач, которые перед ними стоят (консервация и трансляция социального опыта), в тоталитарных условиях становятся формализованными и нормативными. Отсутствие множественности ценностных позиций в социальном пространстве с необходимостью приводило школу к однообразию, предопределенности и точек зрения, и форм существования. В современной ситуации требования к школе меняются кардинально, но она к ним практически не готова. Свобода и саморазвитие как цель образования полно и четко освоены мировой педагогической наукой и, что еще важнее, практикой. Наша школа только осознает их как актуальные. Если отечественная психология и педагогика, предвосхищая и обгоняя социальную действительность, включали в себя идеи множественности ценностных представлений, активности личности в выборе и построении собственной позиции и т.д., то вся организация жизни школы в последние десятилетия была направлена на формирование у детей крайне жесткой, однозначной, конформной социальной позиции. В течение последних лет ситуация стала меняться, но, к сожалению, очень медленно и далеко не всегда осмысленно. Осознанный подход к школе как к институту социализации можно обеспечить только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как педагогический коллектив понимает содержание образования, формулирует собственные цели и способы их достижения, разрабатывает концептуальные основы своей деятельности) и выбранных организационных форм. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача социальных норм и опыта происходит не только на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей с детьми. Не менее важными являются организация жизни школы, ее атмосфера, взаимоотношения между учителями и учениками, между самими учениками, между учителями и родителями. Рассогласование декларируемых норм и ценностей и реальной жизни школы может привести и приводит к разнообразным, в основном негативным последствиям (формирование «двойной морали» у учащихся, полное отрицание нормативной регуляции поведения и т.д. Так, например, организация ученического самоуправления по приказу педагогического совета или реальная возможность учеников влиять на важные события их школьной жизни (составление расписания, возможность участвовать в обсуждении, какой учитель будет работать с классом и др.) дают ребятам разный опыт социальной жизни. В первом случае декларируемая самостоятельность школьников приведет лишь к усилению конформизма и к стремлению уйти от социальной активности, а во втором — будут созданы условия для демократического выбора. Мы подошли к необходимости соотнести две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая — усвоение нормативного поведения, вторая - формирование собственной позиции, собственного отношения к социальной реальности. На первый взгляд, эти две задачи кажутся в достаточной степени противоречащими друг другу. Но на самом деле они лишь отражают две стороны сложного процесса вхождения ребенка в общество. Для человека необходимо уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам взаимодействия между людьми. В то же время очень важным для определения личностной зрелости является умение сравнивать существующие нормативно-ценностные системы, конструировать собственную жизненную позицию. Иными словами, для того чтобы иметь возможность сформировать свою собственную систему ценностей, построить свое социальное пространство, необходимо научиться воспринимать уже существующие позиции, соотносить их между собой, регулировать с их помощью собственное поведение. Выбор - главный психологический механизм формирования собственной независимой личностной позиции. Речь идет не столько о решении экзистенциальных проблем, сколько о простых каждодневных вопросах. Так, если вся школьная жизнь расписана от А до Я, четко регламентирована, если права первоклашек и выпускников идентичны (а вернее, идентично их полное отсутствие), то вряд ли имеет смысл говорить о создании условий формирования самостоятельной нормативной системы. Если социализация это процесс усвоения и реализации социального опыта), то школу мы должны рассматривать С точки зрения того, какой социальный опыт получают дети в процессе обучения и какие возможности она создает для его реализации. Что касается профессиональной группы или трудового коллектива, то их значение в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот институт социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций (радость и интерес). На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, если он испытывает разочарование в своей профессиональной деятельности, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношений и способствовать социальной дезадаптации личности. 3.Я-концепция как результат социализации. Проблема идентичности личности Результатом социализации является формирование определенной социальной идентичности, внешнего или внутреннего локуса контроля, коллективистической или индивидуалистической ориентации, социальные убеждения и суждения, установки (гендерные, межэтнические). Я-концепция – система представлений о себе, включающая оценки других и ценности. Роджерс: идеальное и реальное Я. Сознательные и бессознательные компоненты. Кун и Макпартленд разработали тест «Кто Я?». 20 утверждений. «Я – честный», «Я – замкнутый» или «Я – гражданин России», «Я- башкирка». Для некоторых идентичность больше связана с информацией о себе. Это характерно для западных индустриальных культур. Независимость Я, его автономия – основные ценности для западной культуры. Будьте самим собой. Ищите свое счастье. Делайте свое дело. Полюбив себя, сможешь любить и другого. От «Илиады» до «приключений Гекльберри Финна» прославляется человек, полагающийся на свои силы. В то время как в восточных культурах важно взаимозависимое Я. В традиционных культурах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки индивидуальность в большей степени связана с другими. Идентификация с группой – норма. Чувство принадлежности, социальные связи поддерживают его Я, которых множество: Я с родителями, Я на работе, Я с друзьями. Единство и определенность с социальным миром. Важен не личный успех, а гармония со своим сообществом. «Что подумают обо мне и моей группе?» Я-концепция: независимая и взаимозависимая НЕЗАВИСИМАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМАЯ самоопределение Нечто личное, определяемое индивидуальными особенностями и целями Нечто общественное, определяемое связями с другими Что имеет значение Я – мои личные достижения и успехи, мои права и свободы Мы – групповые; наши общественные обязанности и взаимоотношения Не одобряет конформизм Эгоизм лозунг Будь верен самому себе Никто из нас не остров Культуры, поддерживающие данную Я-концепцию Индивидуалистические западные Коллективистические азиатские и страны третьего мира Проблема идентичности личности — одна из центральных проблем социальной психологии. - Идентичность — это субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности, соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми. Понятие идентичность введено в науку Э. Эриксоном, который рассматривает ее в двух аспектах: 1) в органическом и индивидуальном аспектах, т.е. как непреложная данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия; 2) в социальном аспекте, вследствие чего выделяется групповая и психосоциальная идентичность. Групповая идентичность — это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность — ощущение человеком значимости своего бытия для общества. Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то, каким человек должен быть с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. Для позитивного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной. Наиболее полно проблема социальной идентичности разработана в двух современных концепциях: А. Тэшфела — «теория социальной идентичности» и Дж. Тернера — «теория самокатегоризации» . Тэшфелу принадлежит следующее определение социальной идентичности: Социальная идентичность — это часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. В структуре социальной идентичности выделено три компонента: 1) когнитивный (знание о моей принадлежности к группе); 2) ценностный (позитивная или негативная оценка группы); З) эмоциональный ( принятие либо отвержение «своей» группы). Социальная идентичность личности позволяет человеку делить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих». Человек одновременно может быть членом многих групп (множественная идентичность), и линия его поведения в каждой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Человеку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу. Позитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем по- разному оцениваются разные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку. Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитарных обществах человек в большей мере привязан к группе, в демократических существует больше возможностей для индивидуальной мобильности. Поэтому социальная идентичность личности есть один из механизмов, связывающих личность и общество. Выделяют следующие уровни идентичности личности: Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле. Групповой уровень идентичности выступает через осознание своей принадлежности к различным группам (на основании пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности и т.д.). Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповторимого ГЛОССАРИЙ № Новое понятие Содержание Активная ссылка на источник 1 Социальная психология наука, изучающая закономерности поведения и деятельности лю­дей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 2 Предмет социальной психологии факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальную общность. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 3 Психология масс  социально-психологическая теория о взаимоотношениях личности и об­щества с "индивидуалистических" позиций. В основе - идея подражания (Г. Тард). Создате­ли теории - С. Сигеле, Г. Лебон (XIXв.). http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 4 Теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл) теория, объясняющая социаль­ное поведение врожденными инстинктами. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 5 Общение  сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, воспри­ятие и понимание другого человека. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 6  Межличностные отношения субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объ­ективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 7 Социометрия  приема стандартизированных испытаний для измерения межличностных от­ношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторых ситуациях. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 8 Коммуникация - обмен информацией между общающимися индивидами. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 9 Информация сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или другой материальной форме. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 10 Вербальная коммуникация коммуникация, в которой в качестве знаковой системы исполь­зуется речь. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 11 Невербальная коммуникация коммуникация в которой используются различные неречевые знаковые системы. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 12 Оптико-кинестетическая система знаков  более или менее отчетливо воспринимаемое свой­ство общей моторики различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика). http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 13 Проксемика  специальная область науки, занимающаяся нормами пространственной и вре­менной организации общения. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 14 Экстралингвистическая система знаков включение в речь пауз, плач, смех, кашель, темп речи. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 15 Паралингвистическая система знаков система вокализации (диапазон голоса, тональность и т.д.). http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 16 Конфликт столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взгля­дов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 17 Эмпатия постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в пережи­вания другого человека. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 18 Аттракция  форма познания другого человека, основанная на устойчивом позитивном от­ношений к нему. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 19 Каузальная атрибуция- интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мо­тивов поведения других людей. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/ 20 Эффект ореола (галоэффект)  распространение в условиях дефицита информации о челове­ке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных ка­честв. http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
«Социальная психология личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot