Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Тема 8. Социальная психология личности. Личность в
групповом процессе.
Понимание личности в социальной психологии.
Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбирать
тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или
бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить
личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических
качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно
понимать и учитывать.
Понятие личности. Личность человека как члена общества находится
в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в
процессе производства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений. От того,
свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может
реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной
жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит
психология личности.
Личность находится в сфере действия идеологических отношений.
Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на
личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение,
индивидуальные и социальные установки.
На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в
группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди
взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность
во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу,
труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность
завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение,
играет определенные роли.
Личность — не только объект общественных отношений, но и их
субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности
творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под
воздействием объективных общественных закономерностей. Однако
историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее
ответственности за свое поведение перед обществом.
Таким образом, личность — это конкретный человек, являющийся
представителем определенного государства, общества и группы (социальной,
этнической, религиозной, политической, половозрастной и хд.), осознающий
свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности,
включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным
видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и
социально-психологическими особенностями.
Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно
относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомофизиологические особенности, окружающую среду и общество,
общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и
учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного
понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков
человека.
Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности —
это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в
самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной
системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и
поступков и т.д.
Анатомо-физиологические особенности личности — это такие ее
характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической
структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его
психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям
обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека,
естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.
В основе анатомо-физиологических особенностей лежат задатки,
представляющие
собой
врожденные
анатомо-физиологические
характеристики организма, которые облегчают развитие способностей.
Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может
способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности,
связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций,
быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы,
устанавливать взаимоотношения с другими людьми.
А, следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно приниматься во
внимание.
Важнейшими факторами
формирования
пают окружающая среда и общество.
личности высту-
Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не
может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е.
создает человека природа, а формирует — общество.
Обычно прежде всего выделяют природно-географическую среду,
которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно,
например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более
организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их
обучают.
Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том
числе активность и эмоциональность. Активность личности выражается в
стремлении кразного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте
протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает
как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от
большой энергии, стремительности в движениях, труде и речи до вялости в
поведении, пассивности психической деятельности, речи и жестикуляции.
Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости
индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к
окружающему миру.
Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений,
оказывает большое влияние на формирование личности. Например, человек,
выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе,
чем представитель демократического государства.
Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является
важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде
закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические
характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать
во внима-ние, а с другой — совершенствовать или трансформировать в
процессе обучения и воспитания.
Общественно-полезная деятельность, т.е. труд, общение с другими
людьми,
в
условиях
которого
развивается
человек, воспитание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные
качества.
Факторы формирования личности и особенности действий и поступков
личности в обществе позволяют составить ее социально-психологическую
характеристику, т.е. описать всю полноту ее содержания и показать
специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств,
проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с
людьми.
При этом не следует забывать о своеобразии зарождения и развития
психологических особенностей личности, формирующихся в процессе
социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, существует
прямая связь между спецификой формирования определенных качеств
человека и их функционированием в социальной среде1, с другой — присут-
ствует и определенная корреляционная зависимость собственно социальнопсихологических качеств личности от специфики функционирования его
индивидуально-психологических особенностей.
Психологическая структура личности.
Полнота содержания личности и
психологические особенности определяются:
ее основные
социально-
1) содержанием мировоззрения человека,
его
психологической
сущностью. Мировоззрение человека — это сложившаяся система
убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие
отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в
сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений,
позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в
специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических
качеств на поведение, действия и поступки;
2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием
или наличием в них противоречий, отражающих противоположные
интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается,
если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых
интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода
социальных обстоятельств;
3) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень
часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода
обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его
мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
4) содержанием и характером потребностей и интересов,
устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и
многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы
личности при своей слабой оформленное или узости очень сильно
ограничивают мировоззрение человека;
5) спецификой соотношения и проявления различных личностных
качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуальнопсихологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств
может сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.
Социально-психологическая характеристика личности как описание
всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет
свою иерархизированную внутреннюю структуру, основной фокус
которой ориентирован на выделение социально-психологических качеств
через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное
происхождение.
При этом не надо забывать и об общепсихологической структуре
личности, отражающей единство и проявление трех взаимосвязанных сторон.
Индивидуально-психологическая
сторона личности
отражает
специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний
и образований. Психические процессы — это психические явления,
обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий
окружающей действительности. Психические свойства — это наиболее
устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности,
обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности,
типичный для нее. Различают следующие свойства личности:
направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния — это уровень работоспособности и качества
функционирования психики личности в каждый данный момент времени.
Психические образования представляют собой психические явления,
формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и
профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание
знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности связана с общественно
значимыми качествами и особенностями, позволяющими занимать достойное
место в обществе. Мировоззрение личнсйсти определяет ее важнейшие
жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Моральный облик
личности — это система представлений о морали, отражающая наличие
твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности — это устойчивая система взглядов на нормы
отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности выявляет ее основные
качества и характеристики, позволяющие играть определенные роли в
обществе, занимать определенное положение среди других людей. Входящие
в нее отношения к другим людям представляют собой совокупность
проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности,
отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими
людьми. Социальные роли личности — типичные способы поведения
личности, обусловливаемые индивидуально- и социально-психологическими
особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и
доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности —
взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые
ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности —
настроенность на определенное отношение к обществу и к другим людям.
2. Механизмы социально-психологического развития личности
(имитация,
идентификация,
чувства
вины
и
стыда)
(Н.
Смелзер), подражание, внушение, убеждение, идентификация, эмпатия
(Н.А.
Шевандрин),
механизмы
полоролевой
идентификации,
полоролевой типизации.
Психология социализации
Каким образом осуществляется социализация детей? Никто не может
дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, но анализ четырех
психологических механизмов (имитации, идентификации, чувства стыда и
вины) помогает объяснить сущность данного процесса.
Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать
определенную модель поведения.
Как правило, образцами для подражания в первую очередь становятся
родители, но дети могут брать пример и с учителей или других людей,
обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились
теплые, эмоциональные отношения. Дети также склонны копировать
поведение взрослого, который наказывает их. Если учитель ставит девочку в
угол, придя домой, она может запереть свою куклу в чулан.
Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского
поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети
воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с
которыми тесно связаны. Например, если ваша мама выбрала профессию
адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, вы
можете последовать ее примеру и тоже стать юристом или участвовать в
различных программах помощи бедным.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы, так как
способствуют формированию определенного поведения.
Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку
они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и
вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Вы
испытываете стыд, если вас застают «на месте преступления», когда вы без
разрешения берете печенье из вазы; вы чувствуете себя подавленным и
униженным. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили
и опозорили.
Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о
наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Не важно, поймали
вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым
в том, что стащили печенье, — это значит, что вас мучает собственная
совесть.
Подобно имитации и идентификации, чувства стыда и вины надолго
западают в душу. Если маленькую девочку наказали за то, что она играла «в
доктора» с соседским мальчиком, то, возможно, когда она вырастет, секс для
нее какое-то время будет связан с неясным чувством стыда или вины.
3. Социализация как процесс и результат включения индивида в
социальные
отношения.
Социально-психологические
аспекты
социализации. Этапы социализации. Факторы социализации, механизм
социализации (традиционный, институциональный, стилизованный,
межличностный, рефлексивный. Гендерные аспекты социализации.
С первых дней своего существования человек окружен другими
людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В
процессе взаимоотношений с людьми человек приобретает определенный
социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится
неотъемлемой частью его личности.
Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения
индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с
одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем
социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.
Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но
и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции,
ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом
личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в
исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.
Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди
которых выделяются две основные:
а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;
б) культура труда производственной и других видов деятельности.
В таком случае становление и развитие личности как процесс
овладения индивидом социальным опытом и его приумножения в своем
развитии может быть представлен двумя условными этапами.
и
Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных
психологических ценностей человека: трудовых, нравственных,
эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и
др. Это этап общей социализации личности.
Кроме того, осуществляется и процесс овладения человеком той или
иной
профессией,
специальностью.
Это этап профессиональной
социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс
социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности
человека. Скорее, наоборот, в процессе социализации человек обретает свою
индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.
Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же
социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному
переживаются различными личностями. А потому они оставляют
неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей.
Следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми из
объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно
различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации
усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации
личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно
его перерабатывает.
Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к
окружающей среде и к социальным отношениям.
Различают два
психологическую.
вида
адаптации:
биофизиологическую
и
Биофизиологическая адаптация личности — приспособление
организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре,
атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим
условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может
использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся
продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У
человека обнаруживаются способности и к произвольной психической
регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет
его адаптационные возможности.
Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социальнопсихологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной
жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых
функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и
деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и
социальной среды во всем многообразии их проявлений.
Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сферы
жизнедеятельности человека, то и в его психологической адаптации
присутствует социальная и экологическая составляющие.
Социальная адаптация — это процесс вхождения личности в
социально-ролевые связи и отношения, овладения ею социальными нормами,
правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и
действиями.
Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:
• социально-психологической сфере жизнедеятельности личности —
системе общественно-психологических связей и отношений личности,
возникающих при исполнении ею различных социально-психологических
ролей, поэтому различают социально-психологическую адаптацию личности;
• сфере профессиональных, учебно-познавательных и других
деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще
и о профессионально-деятельностной адаптации личности.
В связи с этим принято выделять первичную и вторичную
социализацию.
Считается,
что первичная
социализация связана
с
формированием обобщенного образа действительности. Характер же
вторичной
социализации
определяется
разделением
труда
и
соответствующего
социального
распределения
знания.
Иначе
говоря, вторичная
социализация представляет
собой
приобретение
специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с
разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках
которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух
направлениях — становление человека как личности и становление человека
как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде
личности и в виде субъекта деятельности является образование
индивидуальности.
Социально-психологическая адаптация личности — это процесс
приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными
социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной
психологии) — положение личности в системе межличностных отношений,
определяющее его права, обязанности и привилегии.
В процессе социально-психологической адаптации личность стремится
достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и
деятельности. По мере осуществления такой адаптации повышается
адаптированность личности. При полной адаптированности достигается
адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды
и ее деятельности в тех или иных обстоятельствах.
Адаптированность личности может быть:
•
внутренней,
проявляющейся
в
форме
перестройки
ее
функциональных структур и систем личности при определенной
трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние
формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в
соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями.
Происходит полная, генерализованная адаптация личности;
• внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность
внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою
самостоятельность. В результате имеет место так называемая
инструментальная адаптация личности;
• смешанной, при которой личность частично перестраивается и
подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в то же время
частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и
свою самостоятельность.
Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:
1) прогрессивной, которой свойственно достижение всех функций и
целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство, с
одной стороны, интересов, целей личности, и групп общества в целом — с
другой;
2) регрессивной, которая появляется как формальная адаптация, не
отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и
самой личности.
Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как
конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных
норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности
самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство
собственного достоинства.
Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной
социализации личности, тогда как длительная приверженность к
конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к
систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий,
шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для
адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых
механизмов и их комплексов.
Социализация и психологическая адаптация — процессы близкие,
взаимозависимые,
взаимообусловленные,
но
не
тождественные. Социализация личности — это процесс формирования и
становления личности через овладение ею социальным опытом.
Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и
определяющих механизмов социализации личности.
Однако не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности,
например ее конформное поведение. Вместе с тем полная внутренняя
психологическая адаптация личности может оказаться тождественной
процессу ее социализации.
Другим механизмом социализации
личности
выступает воспитание — управляемый и целенаправленный процесс
социализации, в ходе которого в сознании личности закрепляются
общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и
нравственные ценности, отношения, существующие в обществе.
Факторы социализации личности.
В
самом
общем
виде социально-психологические факторы
социализации личности могут быть объединены в две большие группы:
1) социальные, отражающие
социально-культурный
аспект
социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и
этнической специфики;
2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые
этапом жизненного пути личности.
К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и
микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические,
исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том
числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение
экстремальных и других социальных обстоятельств.
Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты
социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе
больших социальных общностей.
• Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) — понятия,
принятые для выделения людей, проживающих в определенных
территориально-административных границах и объединенных между собой в
силу
исторических,
социально-экономических,
политических
и
психологических причин. Специфика развития страны, государства
определяет
важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.
• Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности
и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека —
биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления,
нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального
жизнеобеспечения — орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык
и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.),
социальную (коммуникация, социальные отношения).
Мезофакторы — это
детерминанты
социализации
личности,
обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.
• Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной
территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком,
общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а
также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех
других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.
Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет
специфику социализации личности.
• Региональные условия — условия, характерные для социализации
людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей
свои отличительные особенности (единую социально-экономическую
систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное
своеобразие).
• Тип поселения — село, поселок, город, область, в силу определенных
причин придающие своеобразие социализации проживающих в них людей.
• Средства массовой коммуникации — технические средства (печать,
радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется
распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и
правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.
Микрофакторы — это
детерминанты
социализации
личности,
относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье,
трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).
Особое значение в социализации личности имеет историческое
развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит.
Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и
определенные требования к личности. Некоторые ученые утверждают, что не
оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок —
такова была общественная доблесть, требовавшаяся от индивида, в средние
века. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в
рамках коллектива.
Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят
социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития
общества согласно исследованию американского ученого, дети до семи лет
большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального
развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует
незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до
окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень
идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от
точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уровень
идентичности в стабильные периоды развития общества остается
доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают
постконвенционального уровня морального развития, который соответствует
одновременной
выраженности
индивидуально-личностных
и
общечеловеческих характеристик направленности личности (Сухов А.Н.,
1995).
Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в
условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как
правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества,
расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е.
отчуждением людей друг от друга. В принципиально иной ситуации
оказываются три возрастные группы: 1)дети до подросткового возраста
включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого
возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают
навязываемых взглядов, а формируют собственную, отличную от принятой
систему ценностей.
Сказанное не означает, что подавляющее большинство людей среднего
и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным
общественным изменениям. Однако их социализация проходит: 1) либо через
переживание глубокого личностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если
в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал),
а в кризисных условиях его способности оказались востребованными.
Формы и механизмы социализации личности. Личность не может
сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.
Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более
— пожилых людей. При этом она носит индивидуальный характер и связана
с
определенными
циклами
в
области
физического,
анатомофизиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и
социального развития личности.
Сложилась традиция,
лизации принято выделять:
согласно
которой в
структуре
социа-
1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и
асоциализации как приспособлении к негативному опыту);
2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться
личность.
Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей
совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин,
средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида
к этому. Причем данные отношения зависят не только от особенностей самой
личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась:
материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой.
Человек может только внешне демонстрировать законопослушание,
лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области
политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры,
предписываемых норм, придется «платить». Иными словами, о содержании
социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Широта же
социализации также зависит от множества факторов и в ходе нее отражает
границы совершенствования личности.
Наиболее ярко, по мнению многих исследователей, содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии: интеллектуально-познавательном, эмоционально-волевом и коммуникативно-поведенческом своеобразии людей как представителей конкретной этнической
общности. Цивилизация выигрывает от национально-психологических различий. С другой стороны, современная тенденция мирового развития — интеграция человечества в различные отношения. Большую роль в этом играет
процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобщение к мировым общественным институтам, к национальным и культурным
ценностям различных народов, в осмыслении их своеобразия и необходимости совместных усилий для общего развития.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение
человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его
семьи
и
ближайшего
окружения
(соседского,
приятельского,
профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на
неосознанном уровне с помощью запечат-ления, некритического восприятия
господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации действует в процессе
взаимодействия человека с институтами общества, с различными
организациями, как специально созданными для социализации, так и
реализующими социализирующие функции параллельно со своими
основными функциями (производственные, общественные, клубные и др.
структуры, а также средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках
субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс
ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих
проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или
конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает
конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или
социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе
взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и
представляет собой психологический механизм межличностного переноса
благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть
родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, другсверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним
диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или
отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам
общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.
Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех
названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов
социализации созданы эффективные приемы воздействия на массовое
сознание, как прогрессивные — воспитание, убеждение, психотерапия и
психокоррекция, так и регрессивные — манипулирование или, иначе говоря,
«модификация» поведения людей. К последним относятся массовое
внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение
слухов и мифов, «промывание мозгов», «обол-ванивание», осуществляемые в
целях обеспечения лояльности, формирования типичной личности, удобной
правящему меньшинству. Кроме того, в условиях тоталитаризма социализация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми,
психологического воздействия, внушения или страха наказания за
отклонение от принятых стандартов, остракизма за инакомыслие,
психического насилия, включая и использование психотронного оружия.
При этом следует иметь в виду, что социализация — не пассивный
процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие
избирательность личности как объекта социализации.
Социально-психологические аспекты социализации
В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое
толкования социализации. Такой подход к ее пониманию предложен Б. Д.
Парыгиным.
Социализация в узком смысле — это процесс вхождения в социальную
среду, приспособления к ней, в широком — исторический процесс, филогенез.
Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с
ним по значению, например «воспитание» и «адаптация». Социализация в
любом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не
всегда осознаваемый. Адаптация (приспособление) может рассматриваться
как составная часть социализации и как ее механизм. Различают два вида
адаптации:
психофизиологическую
и
социально-психологическую,
находящиеся во взаимосвязи.
Социально-психологическая
адаптация представляет
собой
овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По
своим
результатам
социально-психологическая
адаптация
бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления —
добровольной и принудительной. Процесс
социально-психологической
адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая
ориентация;
в)
самоутверждение.
Таким
образом,
социальнопсихологическая адаптация — это конкретный процесс социализации.
В процессе социализации человек усваивает социальные нормы,
овладевает способами использования социальных ролей, навыками
общественного поведения. Социализация личности основана на познании
личностью социальной действительности.
Источниками социализации личности являются:
1) опыт раннего детства — формирование психических функций и
элементарных форм поведения;
2) социальные
образования;
институты
— системы
воспитания,
обучения
3) взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.
и
Каждая социальная роль включает множество культурных норм,
правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни нам приходится
осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по
возрастной и служебной лесенке.
По своему содержанию социализация — это двухсторонний процесс. С
одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического
опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом,
интериоризацию.
Под интериоризацией понимается переход внешних по своей форме
процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при
которых они претерпевают соответствующую трансформацию:
обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему
развитию.
Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних
стадиях — поиск своего социального места. Основными опорными точками в
этом процессе являются: 1)осознание своего «Я»; 2) осмысление своего
«Я». Осознание и осмысление своего «Я» — это два разных момента в
процессе обретения самостоятельности личности, формирования «Я»-образа.
Осознание своего «Я» происходит в раннем детстве. Овладение
прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем
детстве (от
2
до
5
лет), приобретение
навыков
сложной
деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в
среднем и позднем детстве —таковы основные стадии в осознании своего
«Я»,
Осмысление своего «Я» — это процесс становления ценностного ядра
личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на
основе постоянной оценки себя в сравнении с «другими людьми», такими же,
как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле,
цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззренческие
установки.
В процессе социализации выделяют содержание, широту (число сфер,
к которым смогла приспособиться личность), механизм социализации,
социальные институты, факторы и стадии.
При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет
определение того, что предлагается личности в качестве социального и
культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности
формируются у индивида в процессе социализации.
Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей
совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин,
средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида
ко всему этому. Причем это отношение зависит не только от особенностей
самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается.
Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т.
Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общи) значений,
т. е. взглядов.
В демократическом государстве смысл социализации заключается в
актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей. В
тоталитарном государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях,
по мнению Э.Фромма, возможны и такие способы социализации, как
мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.
Мазохизм — стремление к подчинению, моральное унижение.
Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки
других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними
неограниченной власти, эксплуатации, запугивания
других.
Деструкция — один из способов социализации, заключающийся в
избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством
разрушения окружающего мира. Как считал Э.Фромм, разрушение мира для
человека — последняя, отчаянная попытка вих
противоборстве.
Конформизм (от лат.сошЪпшз — подобный) в его крайнем выражении
означает отказ от собственного «Я», превращение человека в робота,
подмену подлинной личности псевдоличностью.
В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного
общества формируется «одномерный» («массовый») человек («человек
организации»), «извне ориентированная личность» («автоматически
ориентированная личность», «автоматически конформная личность»).
Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку
свойственны:
некритическое
отношение
к
действительности,
к
поведенческим
и
пропагандистским
стереотипам,
отсутствие
индивидуальности,
подверженность
манипуляциям,
консерватизм,
искаженное видение мира (сугубо потребительская ориентация, унификация
«Я»).
Личность усваивает социальный опыт посредством определенных
механизмов. Механизм социализации через групповой опыт в рамках ролевой
концепции личности раскрывает теория «зеркального «Я». Основоположник
этой теории американский социальный психолог Ч.Кули поставил перед
собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью
отличия своего «Я» от других личностей.
В теории Ч. Кули решающая роль в социализации индивида отводится
так называемым первичным группам (семье, детским коллективам,
соседской общине и др.), которые характеризуются неформальными,
интимными и доверительными межличностными отношениями.
Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами таких
коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его
сознании. Особое значение Ч. Кули в формировании сознания и
самосознания ребенка придавал мнениям и представлениям окружающих его
лиц в первичных коллективах — родителей, друзей, соседей.
Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для индивида, что под их влиянием у индивида развивается
чувство «Я», которое американский социолог называет «зеркальным «Я»,
подчеркивая специфику его образования.
Другие люди — это зеркала, в которые смотрится индивид, в
постоянном общении с другими людьми формируется его собственное «Я»,
как некая сумма зеркальных «Я», т.е. человеческое «Я» оказывается
результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.
Фактически, «зеркальное «Я» становится важнейшим элементом
самосознания ребенка. Благодаря этому у него формируются самооценка,
умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается
осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая вместе с
этим чувство гордости, уважения или унижения за собственное «Я».
С течением времени вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное «Я» становится все более
устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у
индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он во все большей степени
усваивает нормы и ценности социальной группы.
Положительной стороной выдвинутой Ч. Кули концепции социализации явилось то, что он рассматривал процесс формирования
человеческого «Я» как результат социального взаимодействия, отводя
социальной группе решающую роль в социализации индивида. Однако он
явно абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т.е.
социальным институтам, которые также играют значительную роль в
социализации индивида.
Дж. Мид (1863—1931), подобно своему предшественнику Ч.
Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида
социальному взаимодействию, однако в отличие от него Мид пытался более
глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия.
Мид видел главную особенность человеческого сознания в
способности использовать символы и адекватно их интерпретировать,
американский ученый полагал, что необходимой стороной взаимопонимания
и согласованного социального взаимодействия является способность
человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли
других людей.
Главное место в формировании этой способности, по его мнению,
принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру
побуждает ребенка принимать на себя определен^-ную роль, затем по мере
накопления опыта и взросления он изучается в процессе игры принимать на
себя роли нескольких лиц, участвующих в игре.
Вместе с этим развиваются его разум и самосознание, ребенок во все
большей мере усваивает нормы и ценности социальной группы, ее
требования и установки по отношению к нему.
Критерием формирования зрелого «Я» служит способность
индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Мид
понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по
отношению к данному индивиду.
Как только индивид научается принимать установки и ценности
социальной группы, в которую включается как активный участник, он
начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым
субъективным Я. С этого момента он участвует наравне с другими членами
группы в решении общих проблем, целиком разделяя общие заботы и
интересы группы.
По мнению французского
лизации включает в себя:
ученого Г.
Тарда, механизм
социа-
1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство.
Однако этот механизм гораздо богаче и разнообразнее.
Социализация личности осуществляется в процессе различных видов
общения
(массового,
группового,
межличностного,
делового,
неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры.
Содержание социализации зависит и от такого важного параметра,
как социальные институты, экономические, общественные, в том числе
семья, детские дошкольные учреждения, школы, неформальные группы,
официальные
организации
и
др. Эффективность
социализации
обусловливается их нравственным, культурным и экономическим
состоянием. Сила влияния социальных институтов на личность зависит от их
авторитетности — референтности, предпочтение обычно отдается семье.
Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее
нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи,
страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов,
групповой идентичности.
Процесс социализации связан с определенными циклами в области
физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального,
познавательного и социального развития личности. Стадиальность
социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой
социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации.
Социологический акцентирует внимание на процессах усвоения
человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры,
завоевания положения в той или иной общности. Примером
социологического подхода является деление социализации на три стадии:
дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Социализация: непрерывный процесс
Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и
юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом
возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим-младший (1966) одним из первых высказал
мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он
утверждал, что существуют следующие различия между социализацией
детей и взрослых.
1. Социализация взрослых выражается главным образом в
изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация
корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые
усваивать их.
могут
оценивать
нормы;
дети
способны
только
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того,
что между черным и белым существует множество «оттенков серого
цвета».
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь
человеку овладеть определенными навыками;
социализация детей
формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе
социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей
же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.
Социологическому подходу противоположен психоаналитический, с
позиции которого стадии социализации увязываются с проявлением
биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека.
Изменение личности
Психолог Роджер Гоулд (1978) предложил
значительно отличается от рассмотренной нами.
теорию,
которая
Он считает, что социализация взрослых не является продолжением
социализации детей; она представляет собой процесс преодоления
психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет
точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают
решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их
частичное преодоление. Взрослые люди путем размышлений и наблюдений
могут осознать, что некоторые понятия, внушенные им в детстве, не
соответствуют действительности, что родители далеки от совершенства и не
всемогущи, что окружающему миру нет дела до их желаний и страхов (хотя в
детстве они думали наоборот), наконец, что не обязательно подчиняться
авторитетам. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых
связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе
авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В
результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой
недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как
достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди
становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает
значительно большую свободу.
Восемь стадий человеческого развития по Эриксону
1.Доверие— недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят
грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой
мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют
себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о
них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей
жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может
сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.
2. Автономия — стыд и сомнение (1—2 года). Ребенок учится говорить
и бегать, не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в
этот период особенно ярко проявляются стремление детей к
самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном
этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда
ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере,
он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем
самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение
ориентироваться в окружающем мире.
3. Инициатива — чувство вины (3—5 лет). В этот период у детей
наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко
проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и
девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу
того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых
способностей.
4. Трудолюбие— неполноценность (младший школьный возраст). Дети
учатся выполнять индивидуальные задания, например читать, и работать
сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они
устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети
начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного,
летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение
имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот
период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении)
подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис,
он чувствует себя неполноценным.
5. Становление
индивидуальности
(идентификация)—ролевая
диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По
своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и
испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится
также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить
вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника
жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на
выбор подходящей работы, партнеров, друзей.
6.Интимность— одиночество (начало взрослого периода). На этой
стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды
интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным
отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди
расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и
одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем
человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.
7. Творческая активность— застой (средний возраст).На данном этапе
люди главным образом осваивают определенную деятельность и
родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько
честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого
момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать
обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он
преодолевает неудачи, возникающие на работе, и в связи с воспитанием
детей?
8.Умиротворение— отчаяние (старость).На этой стадии люди подводят
итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие
испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому
осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что
все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет,
наступает отчаяние.
Реальным подходом к рассмотрению стадий социализации
является компромиссный, который учитывает как социологические, так и
психоаналитические взгляды. Вследствие этого можно выделшь первичную,
маргинальную, устойчивую социализацию, а также социализацию, связанную
с утратой статуса (совпадает с выходом человека на пенсию).
Первичная стадия социализации — социализация ребенка. Согласно
утверждениям 3. Фрейда, эта стадия социализации распадается на:
1) оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен
вокруг рта;
2) анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают
навыки гигиены. По мнению Фрейда, данная стадия во многом определяет
более позднее развитие человека;
3) фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые
появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с
этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у
мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие
данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. 3. Фрейд
утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих
стадиях, но в то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в
процессе социализации личности. Необходимо отметить, что решающее
значение на стадии первичной социализации имеют процессы познания и
овладевания ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его
упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него
система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со
стороны родителей, характер их обращения с ним.
Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социализация —
социализация подростка. Известно, что подростковый возраст является
ступенью полового созревания, продолжающегося до момента становления
человека взрослым. Это переходный возраст от детства к юношеству,
связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой
идентичностью.
Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного
статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных
ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе
или какой-либо общности. Она свидетельствует о социальнопсихологической адаптирован-ности личности, ее социальной идентичности.
Социализация, связанная с утратой статуса, совпадает с выходом
человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило,
болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые
переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования,
необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и
ненужности. Но такое душевное состояние во многом может
компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные
силы, создает ощущение полезности и повторения жизни.
Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный
процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от
классовых, расовых, этнических и культурных различий.
Социализация как типичный процесс означает похожесть ее
протекания для представителей типичных социальных или возрастных
групп,
имеющих
одинаковые
религию,
культуру,
социальное
положение. Социализация, например, безработных типична для них и
отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое
можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах. Совершенно поособому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она
связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой
среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.
Социализация как единичный процесс возникает благодаря
особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним
данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному
уровню идентичности), т. е. стремлению к развитию своих способностей,
осознанию своего жизненного пути как уникального и т. д. Человек может
внешне демонстрировать свою соцнализиро-ванность, в связи с чем встает
вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса.
Критериями социализированиости личности являются: содержание
сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира;
адаптированностъ личности, ее нормо-типическое поведение, образ жизни;
социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).
Главным критерием социализированности личности выступает степень
ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности,
инициативности, незакомплексованности.
Основная цель социализации личности в удовлетворении ее
«потребности в самореализации» (А. Маслоу) и в развитии способности для
успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс
социализации лишается гуманистического смысла и становится
инструментом психологического насилия, направленного не на личностный
рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на
унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».
В отечественной психологии прослеживается стремление многих
авторов при анализе процесса социализации учитывать не только
объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение
им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентичность.
Идентичность — это
ощущение
существования
уникальной
индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или
ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в
использовании групповых ценностей.
Жизненные циклы — это важнейшие вехи в биографии человека,
которые могут рассматриваться качественными этапами становления
социального «Я» — дошкольный период, обучение в школе, студенческая
жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и
трудоустройство (трудовой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл,).
Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими
друг
друга
процессами: десоциализацией
и
ресоциализацией.
Десоциализация — это процесс отучения от старых ценностей,
норм, ролей и правил поведения.
Ресоциализация — процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям
и правилам поведения взамен старых.
Асоциализация означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей,
установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к
деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием
усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые
предписываются обществом для каждого этапа социализации.
Итак, социализация — это процесс (а также и результат) присвоения
(интернализации) индивидом системы социальных ценностей и социально
адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях
целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях
стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств.
Качество и характер социализации в значительной мере определяются
социальным устройством данного общества.