Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 6. Социальная психология личности
Различные подходы к пониманию и описанию личности. Понятие
личности.
Социально-психологические
особенности
личности.
Психологическая структура личности. Социально-психологические типы
личности. Темперамент личности. Характер личности. Акцентуация
характера. Социализация личности. Этапы социализации. Стадии процесса
социализации.
В настоящее время современное общество проявляет большой
интерес
к
проблемам
человеческой
личности.
Практически
все
общественные науки обращены к этому: философия, социология, этика,
педагогика, генетика. Особе место занимает психология и социология, так
как именно они, обобщая другие понятия, предлагают различные подходы к
описанию и пониманию личности. При этом личность рассматривается как:
1) некоторое психофизиологическое единство, которое включает в себя
физическое и социальное окружение;
2) система (множество) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей,
проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в
поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;
3) определенный тип с характерными особенностями поведения;
4) система конструктов. Конструкт — это своеобразная оценочная ось
(например, плохой—хороший). Он представляет собой элементарную
единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены
объективные сведения и субъективная интерпретация их;
5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения
внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе
ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы;
6) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности,
смысловых образований, корректирующих его поведение;
7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида
вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.п.
Представленное многообразие подходов и определений указывает на
разнообразие и сложность описания личности. Но личность человека как
члена общества находится в сфере влияния различных социальных
отношений. Поэтому, можно утверждать, что личность - это системное
качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным
окружением.
Личность
постоянно
находиться
в
системе
общественных,
производственных, политических, семейных и т.д. отношений, которые в
свою очередь оказывают существенное влияние на ее психологию развития.
Влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе
взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга,
вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках
и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным
качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный
авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Из
чего следует, что
личность — это сознательный и активный человек,
который может выбирать любой
образ жизни: смиряться с положением
угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь
обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и
психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо
правильно понимать и учитывать [См.Гл.10].
В
структуре
проявлений
личности
выделяются
три
главные
составляющие: 1) индивид, 2) персона и 3) индивидуальность. Индивид —
это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем
человеческого рода. Персону образуют социально-типические образования
личности, что обусловлено сходным для большинства людей влиянием
социального окружения. Индивидуальность — это своеобразное сочетание
особенностей, отличающих одного человека от другого (это индивидуальнонеповторимые особенности организма, и уникальные свойства личности).
Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним относят:
1.
Физиологию высшей нервной деятельности -
это специфика
функционирования нервной системы, выражающаяся в разнообразных
характеристиках: работы всей нервной системы, соотношении процессов
возбуждения
и
торможения
в
коре
головного
мозга,
проявлении
темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.
2.
Анатомо-физиологические особенности – это характеристики, которые
зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека,
оказывающей серьезное влияние на его психику и поведение, на
подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей.
Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его
действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе
общения и взаимодействия.
3.
Окружающая среда и общество - важнейшие факторы формирования
личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы
человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий
облик: т.е. создает человека природа, а формирует — общество. Обычно
выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое
влияние на развитие личности. Например, выросшие на Крайнем Севере
люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и
правильно относиться к тому, чему их обучают.
Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том
числе активность и эмоциональность.
Активность
—
как
социальная
характеристика
деятельности
личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и
разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.
Она выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя,
силе и быстроте протекания психических процессов и
двигательных
реакций.
Эмоциональность
определяющих
—
это
совокупность
динамику возникновения,
качеств
протекания
и
личности,
прекращения
эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости
индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к
окружающему миру.
Большое влияние на развитие личности оказывают макро- и
микросреда. Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений,
Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит
и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.
Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., где закладываются
важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики
человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с
другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и
воспитания.
4.
Общественно-полезная деятельность – это труд, общение с другими
людьми,
в
условиях
которого
развивается
человек,
воспитание
и
самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества.
От того, насколько мы знаем эти факторы и учитываем специфику их
проявления,
зависит
эффективность
правильного
понимания
всех
индивидуальных и социальных действий и поступков человека.
Психологическая
структура
личности,
выраженная
в
полноте
содержания личности и ее социально-психологических особенностях,
определяются (Рис.4):
1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;
2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или
наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы
разных слоев общества;
3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;
4) содержанием и характером потребностей, интересов, устойчивостью и
легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;
5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Социально-психологическая характеристика личности имеет свою
внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение
социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих
как индивидуальное, так и социальное происхождение [см подробнее 6,
С.114-116].
Рис 4. Психологическая структура личности
Социально-психологические типы личности. Психологическая наука
совместно с другими отраслями знаний выделяют развитие некоторых
социально-психологических качеств личности, разделяя людей на три
категории — пикники, атлетики и астеники (по классификации Кречмера).
Для них свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и
взаимоотношений с другими людьми.
Пикники обычно отличаются высокой степенью межличностной
контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить
определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет
им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в серьезные конфликты
с окружающими.
Атлетики очень общительны и социально активны, стремятся быть в
центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других
людей, часто отличаются кипучей экспрессивностью.
Астеники обычно малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с
другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень
чувствительны к изменению своего статуса или социального положения,
страдают клаустрофобией [6,С. 117-120].
Социально-психологическая
характеристика
человека
достаточно
своеобразна и изменчива, поэтому нельзя не учитывать индивидуальную
динамику протекания его психических процессов, его принадлежность к
определенному типу высшей нервной деятельности.
Классификация людей по типу нервной системы принадлежит
древнегреческому врачу К.Галену (ок. 130 — ок. 200), жившему во втором
веке нашей эры. За основу было взято учение Гиппократа (ок. 460 — ок. 370
до н.э.) о том, что человеческое тело состоит из четырех элементов: воздуха,
воды, огня и земли[4,C.188-191].
Выделяют
четыре
типа
темперамента:
холерический,
сангвинистический, флегматический, и меланхолический.
Холерики отличаются резкостью, порывистостью. У них ослаблен
инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования,
сохранения
достоинства
и
исследовательский.
Самой
природой
им
предназначено быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами,
а в целом — героями и рыцарями. Они выносливы, обладают сильной
неуравновешенной
нервной
системой,
поэтому
бывают
опрометчиво
поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами
настроений
и
работоспособности.
Отличаются
повышенной
впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто
выглядят самонадеянными, высокомерными.
Проявление
холерического
темперамента
сильно
зависит
от
направленности личности. У людей, занятых общественными делами, она
проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. И если человек
духовно
не
богат,
холерический
темперамент
часто
проявляется
отрицательно: в раздражительности и аффективности.
Сангвиники обычно находятся в приподнятом настроении, отличаются
быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Их
сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые
и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную
приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям,
изменчивости интересов, чувств, взглядов. Чувства у сангвиников легко
возникают и сменяются. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей,
творческой деятельности у сангвиников в то же время могут вырабатываться
поверхностность и непостоянство.
Флегматикам чужда тревога. Их обычные состояния — спокойствие,
тихая удовлетворенность окружающим. Обладают сильной уравновешенной
инертной нервной системой, обеспечивающей устойчивые настроения,
постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость,
устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе, и
если
в
войны
ввязываются
сангвиники,
а
воюют
холерики,
то
восстанавливают вес разрушенное после войны флегматики. Новые формы
поведения у них вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно
флегматики ровны и спокойны, редко выходят из себя, не склонны к
аффектам.
Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в
отношениях
с
другими
людьми,
редко
идут
на
межличностную
конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и
социальных процессах.
Меланхолики отличаются инертностью в движениях, колебаниями и
осторожностью в решениях. Они обладают слабой нервной системой,
которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования,
конфликт и т.п.) часто приводит в состояние растерянности, замедленности,
ухудшения результатов деятельности или ее прекращения. Их реакция
соответствует силе внешнего торможение. Им трудно долго на чем-то
сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов
продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни они
— люди глубокие и содержательные. При неблагоприятных условиях
меланхолики могут превращаться в замкнутых, боязливых, тревожных
людей. Они малообщительны [5,C.187-190].
В зависимости от типа темперамента, люди по разному проявляют
эмоции, желания, отношения к окружающим, по разному реагируют на
конфликтные ситуации и т.д.. Но знание возможной реакции поведения
человека позволяет опираться на его положительные черты и преодолевать
отрицательные.
Социально-психологические характеристики людей с различными
типами высшей нервной деятельности дополняют такие психологические
особенности индивида, как экстра- и интровертированность.
Экстраверсия (extra — вне) определяет психологические особенности
(индивида), проявляющиеся во внешнем мире, внешних объектах, иногда за
счет своих собственных интересов, принижения личной значимости.
Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах,
общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность,
открытость внутреннего мира.
Интроверсия (intro — внутрь) характеризуется своим внутренним
миром, фиксацией своего внимания на собственные интересы. Интроверты
свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность.
Для них характерны: замкнутость, социальная пассивность, склонность к
самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.
Немаловажную роль в формировании социально-психологической
характеристики личности играет характер. Он накладывает отпечаток на все
его поступки и является результатом воспитания и деятельности. Зная черты
характера человека, можно предвидеть его поведение и скорректировать
ожидаемые действия. Но некоторые черты характера могут быть заострены,
т.е. акцентуированы, что приводит к конфликтам и нервным срывам.
Проявление акцентуации может быть слабой или ярко выраженной, что
определяет уровень психопатии – болезненное уродство характера[5,C.172174; C.207-209].
Индивидуализация
сформировать
двенадцать
акцентуаций
классификацию
типов:
личности
позволила
ученым
акцентуированных
личностей,
выделяя
демонстративный,
педантичный,
застревающий,
возбудимый, интровертированный, дистимичный, тревожный, циклотимный,
гиперактивный, эмотивный, экзальтированный и комфортный [6, С. 124-128;
7, С.160-165].
Важным регулятором поведения личности является Я-концепция —
совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его
самооценкой. Я-концепция выполняет тройную функцию:
1) способствует достижению внутренней согласованности личности;
2) определяет характер и особенности интерпретации приобретенного
опыта;
3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и
самого
себя.
Кроме
этого,
Я-концепция
осуществляет
регуляцию
социального поведения личности. [Более подробно см.выше Гл. 11]
Развиваясь и совершенствуясь под влиянием окружающих личность
приспосабливается в обществе, несет за свое поведение и за свои поступки
ответственность. Этот процесс называется социализация.
Социализация
происхождения
и
личности.
Социализация
формирования
родовой
-
это
природы
исторический процесс развития человечества, филогенез;
определение
человека,
т.е.
- это процесс
приобщения человека к социальной жизни путем активного усвоения его
норм, ценностей и идеалов.
Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный
процесс, так как является результатом освоения человеком условий
социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта,
Типичный процесс определяется социальными условиями, зависит от
классовых, этнических, культурных и других различий и связан с
формированием стереотипов поведения.
Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией
личности, выработкой ею собственной линии поведения, обретением личного
жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности
[1,C266-275; 9, С.28-30].
Социализации личности (от лат. socialis - общественный) - это процесс
вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта,
социальных
ролей,
норм,
ценностей,
необходимых
для
успешной
жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации человек усваивает социальный опыт и у него
формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие
навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником
социальных отношений. Социализация происходит в условиях стихийного
воздействия на личность различных обстоятельств жизни и в условиях
целенаправленного формирования личности. Благодаря активности человека
его жизненный путь, превращается в сложное двустороннее взаимодействие
личности и социума.
Личность субъективно включается в разнообразные социальные связи,
в исполнение различных ролевых функций, тем самым, преобразуя
окружающий ее социальный мир и себя саму.
Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди
которых выделяются две основные:
а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;
б) культура труда производственной и других видов деятельности.
Получается, что становление и развитие личности как процесса
овладения индивидом социального опыта и его приумножения в своем
развитии, может быть представлен двумя этапами:
1.
общей социализации личности – это формировании и закреплении
основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых,
нравственных,
эстетических,
политических,
правовых,
экологических,
семейно-бытовых и др.;
2.
профессиональной социализации личности - процесс овладения
человеком той или иной профессией, специальностью.
Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же
социальные
ситуации
переживаются
по-разному
различными
воспринимаются
личностями.
Поэтому
и
по-разному
они
оставляют
неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей.
Следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми из
объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно
различным.
Таким образом, усвоение социального опыта, лежащее в основе
процесса социализации, становится и источником индивидуализации
личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно
его перерабатывает.
Так личность является
активным субъектом социализации, то и
процесс адаптации оценивается как активно-развивающийся. Из чего
следует, что социализация не только никогда не завершатся, но и никогда не
бывает полной.
Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к
окружающей среде и к социальным отношениям. Различают два вида
адаптации: биофизиологическую и психологическую.
Биофизиологическая адаптация личности — это приспособление
организма к меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному
давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и
воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. В процессе
биологической адаптации человек
может использовать разнообразные
вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности
(например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются
способности
и
к
произвольной
психической
регуляции
некоторых
биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные
возможности.
Психологическая адаптация - это процесс приближения внутреннего
мира личности к социально-психологическим требованиям среды, условиям
и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения
соответствующих
социальных
ролевых
функций.
Это
гармонизация
внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды,
активное освоение человеком природной и социальной среды во всем
многообразии их проявлений [6,C.136-140].
Социально-психологическая адаптация личности — это процесс
приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными
социально-психологическими ролевыми функциями.
Процесс социализации – это непрерывный процесс, длящийся в
течении всей жизни, и проходит постепенно. В процессе социализации
личность примеряет на себя разные социальные роли и выполняет их.
Выделяют механизмы социализации. К ним относятся: механизм
самоограничения, механизм проекции и механизм идентификации [4, С.214217].
Стадии процесса социализации. Основанием для классификации
стадий социализации стало усвоение личностью социального опыта, прежде
всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому выделяют три
стадии:
дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни
человека до начала трудовой деятельности и
разделяется на два
самостоятельных периода:
1. ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до
поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии
именуется периодом раннего детства;
2. стадия обучения, включающая весь период юности в широком
понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время
обучения в школе.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период трудовой
деятельности человека – это период зрелости человека.
Послетрудовая стадия социализации - это период пожилого возраста,
который представляет собой более сложный вопрос. Прежде всего, потому,
что увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется
трудовой потенциал пенсионеров. [1, С.195-199; 9, С. 30-32]
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой
деятельности имеет большое значение для становления личности. Ей
важно знать, через какие социальные группы она входит в социальную среду,
как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их
развития.
Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение
индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду,
систему социальных связей и активное воспроизводство этих связей. То есть
человек не только адаптируется к условиям социума, элементов культуры,
норм, формируемых на различных уровнях жизнедеятельности общества, но
и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря
собственной активности.
Литература:
1.
Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов /
Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с.
2.
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. :
Аспект-Пресс, 2007. – 363 с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Андриенко. – М.
: Издательский центр «Академия», 2010. – 264 с.
4.
Гуревич, П.С. Психология [Электрон. ресурс]. Учебник-М.: Юнити-
Дана, 2012. - 320 с.-http://www.biblioclub.ru/book/118130/5. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.
И. Еникеев. М, Норма, 2005.- 347 с.
6.
Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник для вузов /
В. Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с.
7.
Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми: Советы
руководителю: Учеб. Пособие. – 6-е изд.стереотип.- К.: МАУП, 2004.- 228с.
8.
Социальная психология: учебное пособие для вузов /под ред.
А. Н. Сухова, Л. А. Деркача, – 5-е изд., стереотип.-М. :Академа, 2007. – 600 с.
9.
Социальная психология [Текст]: учебное пособие / сост. И. В. Жуйкова.
Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 156 с