Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальная психология личности

  • 👀 1132 просмотра
  • 📌 1101 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Социальная психология личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальная психология личности» pdf
Тема 6. Социальная психология личности Различные подходы к пониманию и описанию личности. Понятие личности. Социально-психологические особенности личности. Психологическая структура личности. Социально-психологические типы личности. Темперамент личности. Характер личности. Акцентуация характера. Социализация личности. Этапы социализации. Стадии процесса социализации. В настоящее время современное общество проявляет большой интерес к проблемам человеческой личности. Практически все общественные науки обращены к этому: философия, социология, этика, педагогика, генетика. Особе место занимает психология и социология, так как именно они, обобщая другие понятия, предлагают различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом личность рассматривается как: 1) некоторое психофизиологическое единство, которое включает в себя физическое и социальное окружение; 2) система (множество) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; 3) определенный тип с характерными особенностями поведения; 4) система конструктов. Конструкт — это своеобразная оценочная ось (например, плохой—хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их; 5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы; 6) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение; 7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.п. Представленное многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. Но личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных социальных отношений. Поэтому, можно утверждать, что личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Личность постоянно находиться в системе общественных, производственных, политических, семейных и т.д. отношений, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на ее психологию развития. Влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Из чего следует, что личность — это сознательный и активный человек, который может выбирать любой образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать [См.Гл.10]. В структуре проявлений личности выделяются три главные составляющие: 1) индивид, 2) персона и 3) индивидуальность. Индивид — это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Персону образуют социально-типические образования личности, что обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения. Индивидуальность — это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это индивидуальнонеповторимые особенности организма, и уникальные свойства личности). Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним относят: 1. Физиологию высшей нервной деятельности - это специфика функционирования нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д. 2. Анатомо-физиологические особенности – это характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние на его психику и поведение, на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия. 3. Окружающая среда и общество - важнейшие факторы формирования личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует — общество. Обычно выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Например, выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают. Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность — как социальная характеристика деятельности личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Она выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов и двигательных реакций. Эмоциональность определяющих — это совокупность динамику возникновения, качеств протекания и личности, прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру. Большое влияние на развитие личности оказывают макро- и микросреда. Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства. Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., где закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. 4. Общественно-полезная деятельность – это труд, общение с другими людьми, в условиях которого развивается человек, воспитание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества. От того, насколько мы знаем эти факторы и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. Психологическая структура личности, выраженная в полноте содержания личности и ее социально-психологических особенностях, определяются (Рис.4): 1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью; 2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества; 3) степенью осознанности человеком своего места в обществе; 4) содержанием и характером потребностей, интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью; 5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Социально-психологическая характеристика личности имеет свою внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение [см подробнее 6, С.114-116]. Рис 4. Психологическая структура личности Социально-психологические типы личности. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний выделяют развитие некоторых социально-психологических качеств личности, разделяя людей на три категории — пикники, атлетики и астеники (по классификации Кречмера). Для них свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми. Пикники обычно отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в серьезные конфликты с окружающими. Атлетики очень общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, часто отличаются кипучей экспрессивностью. Астеники обычно малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией [6,С. 117-120]. Социально-психологическая характеристика человека достаточно своеобразна и изменчива, поэтому нельзя не учитывать индивидуальную динамику протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности. Классификация людей по типу нервной системы принадлежит древнегреческому врачу К.Галену (ок. 130 — ок. 200), жившему во втором веке нашей эры. За основу было взято учение Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) о том, что человеческое тело состоит из четырех элементов: воздуха, воды, огня и земли[4,C.188-191]. Выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинистический, флегматический, и меланхолический. Холерики отличаются резкостью, порывистостью. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский. Самой природой им предназначено быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они выносливы, обладают сильной неуравновешенной нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности. Отличаются повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядят самонадеянными, высокомерными. Проявление холерического темперамента сильно зависит от направленности личности. У людей, занятых общественными делами, она проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. И если человек духовно не богат, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности и аффективности. Сангвиники обычно находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Их сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов. Чувства у сангвиников легко возникают и сменяются. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиников в то же время могут вырабатываться поверхностность и непостоянство. Флегматикам чужда тревога. Их обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей устойчивые настроения, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе, и если в войны ввязываются сангвиники, а воюют холерики, то восстанавливают вес разрушенное после войны флегматики. Новые формы поведения у них вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматики ровны и спокойны, редко выходят из себя, не склонны к аффектам. Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. Меланхолики отличаются инертностью в движениях, колебаниями и осторожностью в решениях. Они обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт и т.п.) часто приводит в состояние растерянности, замедленности, ухудшения результатов деятельности или ее прекращения. Их реакция соответствует силе внешнего торможение. Им трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни они — люди глубокие и содержательные. При неблагоприятных условиях меланхолики могут превращаться в замкнутых, боязливых, тревожных людей. Они малообщительны [5,C.187-190]. В зависимости от типа темперамента, люди по разному проявляют эмоции, желания, отношения к окружающим, по разному реагируют на конфликтные ситуации и т.д.. Но знание возможной реакции поведения человека позволяет опираться на его положительные черты и преодолевать отрицательные. Социально-психологические характеристики людей с различными типами высшей нервной деятельности дополняют такие психологические особенности индивида, как экстра- и интровертированность. Экстраверсия (extra — вне) определяет психологические особенности (индивида), проявляющиеся во внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет своих собственных интересов, принижения личной значимости. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность, открытость внутреннего мира. Интроверсия (intro — внутрь) характеризуется своим внутренним миром, фиксацией своего внимания на собственные интересы. Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны: замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация. Немаловажную роль в формировании социально-психологической характеристики личности играет характер. Он накладывает отпечаток на все его поступки и является результатом воспитания и деятельности. Зная черты характера человека, можно предвидеть его поведение и скорректировать ожидаемые действия. Но некоторые черты характера могут быть заострены, т.е. акцентуированы, что приводит к конфликтам и нервным срывам. Проявление акцентуации может быть слабой или ярко выраженной, что определяет уровень психопатии – болезненное уродство характера[5,C.172174; C.207-209]. Индивидуализация сформировать двенадцать акцентуаций классификацию типов: личности позволила ученым акцентуированных личностей, выделяя демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, интровертированный, дистимичный, тревожный, циклотимный, гиперактивный, эмотивный, экзальтированный и комфортный [6, С. 124-128; 7, С.160-165]. Важным регулятором поведения личности является Я-концепция — совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой. Я-концепция выполняет тройную функцию: 1) способствует достижению внутренней согласованности личности; 2) определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта; 3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя. Кроме этого, Я-концепция осуществляет регуляцию социального поведения личности. [Более подробно см.выше Гл. 11] Развиваясь и совершенствуясь под влиянием окружающих личность приспосабливается в обществе, несет за свое поведение и за свои поступки ответственность. Этот процесс называется социализация. Социализация происхождения и личности. Социализация формирования родовой - это природы исторический процесс развития человечества, филогенез; определение человека, т.е. - это процесс приобщения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процесс, так как является результатом освоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, Типичный процесс определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием стереотипов поведения. Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, обретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности [1,C266-275; 9, С.28-30]. Социализации личности (от лат. socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В процессе социализации человек усваивает социальный опыт и у него формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни и в условиях целенаправленного формирования личности. Благодаря активности человека его жизненный путь, превращается в сложное двустороннее взаимодействие личности и социума. Личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым, преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму. Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные: а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды; б) культура труда производственной и других видов деятельности. Получается, что становление и развитие личности как процесса овладения индивидом социального опыта и его приумножения в своем развитии, может быть представлен двумя этапами: 1. общей социализации личности – это формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др.; 2. профессиональной социализации личности - процесс овладения человеком той или иной профессией, специальностью. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации переживаются по-разному различными воспринимаются личностями. Поэтому и по-разному они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, усвоение социального опыта, лежащее в основе процесса социализации, становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Так личность является активным субъектом социализации, то и процесс адаптации оценивается как активно-развивающийся. Из чего следует, что социализация не только никогда не завершатся, но и никогда не бывает полной. Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности — это приспособление организма к меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. В процессе биологической адаптации человек может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Психологическая адаптация - это процесс приближения внутреннего мира личности к социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений [6,C.136-140]. Социально-психологическая адаптация личности — это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Процесс социализации – это непрерывный процесс, длящийся в течении всей жизни, и проходит постепенно. В процессе социализации личность примеряет на себя разные социальные роли и выполняет их. Выделяют механизмы социализации. К ним относятся: механизм самоограничения, механизм проекции и механизм идентификации [4, С.214217]. Стадии процесса социализации. Основанием для классификации стадий социализации стало усвоение личностью социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и разделяется на два самостоятельных периода: 1. ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; 2. стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает весь период трудовой деятельности человека – это период зрелости человека. Послетрудовая стадия социализации - это период пожилого возраста, который представляет собой более сложный вопрос. Прежде всего, потому, что увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал пенсионеров. [1, С.195-199; 9, С. 30-32] Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение для становления личности. Ей важно знать, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизводство этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементов культуры, норм, формируемых на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности. Литература: 1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с. 2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2007. – 363 с. 3. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Андриенко. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 264 с. 4. Гуревич, П.С. Психология [Электрон. ресурс]. Учебник-М.: Юнити- Дана, 2012. - 320 с.-http://www.biblioclub.ru/book/118130/5. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. М, Норма, 2005.- 347 с. 6. Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник для вузов / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с. 7. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми: Советы руководителю: Учеб. Пособие. – 6-е изд.стереотип.- К.: МАУП, 2004.- 228с. 8. Социальная психология: учебное пособие для вузов /под ред. А. Н. Сухова, Л. А. Деркача, – 5-е изд., стереотип.-М. :Академа, 2007. – 600 с. 9. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / сост. И. В. Жуйкова. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 156 с
«Социальная психология личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot