Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция на тему: «Социальная психология больших групп»
План лекции
I. Основные теоретические проблемы психологии больших групп.
II. Виды и методы исследования больших социальных групп.
III. Структура психологии больших социальных групп.
Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др).
Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего марксистски ориентированные исследователи, исключая, может быть, изучение толпы, паники.
В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп. Существуют различные виды социальных групп (схема 1, схема 2).
1. Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах:
Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.
Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции больших групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.
В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.
Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь. Однако эти общие черты нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность больших групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности.
2. Следующая проблема, которая была поставлена выше, – это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей.
Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью.
3. Здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп.
Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Нельзя сказать, что эти методы вообще неизвестны социальной психологии: если вспомнить предложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для познания «психологии народов», то станет ясным, что на заре своего возникновения социальная психология обращалась к проблеме использования таких методов.1
Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обязательно различные культуры, но и различные социальные группы.
При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа, корреляционного исследования.
Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем.
Виды больших социальных групп (схема 3)
Г. М. Андреева «большие» в количественном отношении образования людей разделяет на два вида:
- случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория,
- социальные группы в точном значении слова, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).
Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида общностей людей, которые определяют специфические социально - психологические особенности групп (по Герману Германовичу Дилигенскому, российский политолог). Основанием служат объективные социальные связи.
- Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Класс, как большую группу, характеризует место, детерминированное общественным разделением труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.2
- К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.
В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.
Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, при анализе психологии которых социальная психология в особенно большой степени сопряжена с определенным социологическим подходом.
Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии.3
Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она описывает определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида.
Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики.
В целом, можно выделить две части общественной психологии:
- динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;
- более устойчивые образования - психический склад.
Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – идеология отдельных общностей, идеология общества в целом.
Общественное мнение представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.
Общественное мнение проявляется в ряде функций:
1) регулирует и предписывает определенное поведение;
2) выражает и отражает оценки событий и фактов.
Характерная черта общественного мнения состоит в том, что любое событие, явление, попавшее в его фокус, рассматривается прежде всего с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. с точки зрения оценки. Следовательно, отражение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный характер. Социальная оценка, выражающая одобрение или осуждение, складывается на основе элементов знания, которые выступают в форме информированности людей, которая дает возможность более или менее аргументированно отстаивать точку зрения, выраженную в общественном мнении.
Различные этапы формирования общественного мнения характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче.4
В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что общественное мнение подвержено воздействию и манипулированию. Поэтому оно далеко не всегда адекватно отражает объективную ситуацию в области политики, экономики и общества. Общественное мнение, выступая совместно с настроением, образует умонастроение.
Менталитет, по его мнению, сложная многоуровневая и многомерная система образов и представлений архетипов сознания, обнаруживающихся в видах жизнедеятельности личности, социумов и детерминируемых этноестественно-историческими процессами отражает уровень сознания и интеллекта его носителей
Мотивационно - потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.
Интересы социальных групп — это такое социально - психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.
В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.5
Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов. Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому.
Следует иметь в виду два решающих условия, составляющих в совокупности основную причину возникновения и распространения слухов
1. Неудовлетворенный интерес аудитории к некоторой теме. Самое нелепое сообщение может быть переданным дальше, если оно вызывает интерес. Множество смехотворных ситуаций подобного рода можно обнаружить как в практических исследованиях, наблюдениях, так и в художественной литературе. При наличии исчерпывающей и неподлежащей сомнению информации о теме вероятность возникновения слуха, касающегося данной темы, стремится к нулю.
2. Отсюда второе условие - дефицит надежной информации. Самые точные сведения, полученные из источника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.
Итак, мнения и настроения как социально-психологические; явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения.
Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.
Устойчивые образования - психический склад. Этот компонент раскрыт лишь для одного вида больших групп – для наций. Психический склад обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Из традиций других научных дисциплин – истории, философии, культурологии – можно почерпнуть большой материал относительно проявлений различных черт социального характера, особенно в поворотные эпохи исторического развития, но в собственно социально-психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место.
Вопросы для самопроверки
1. Какие признаки характерны для больших социальных групп?
2. Какими методами можно исследовать психологию больших социальных групп?
3. Какие виды больших социальных групп существуют?
4. Какие элементы включает в себя психология большой социальной группы?
5. Каковы причины возникновения слухов и настроений в больших группах?
Тестовые задания
1) Социальная психология выделяет следующие виды групп:
а) большая, малая, официальная, формальная
б) большая, малая, формальная, реальная
в) большая, малая, условная, контактная
г) большая, малая, оформленная.
2) Различают следующие структуры группы:
а) формальная, нормальная
б) формальная, несформированная
в) неофициальная и неформальная
г) официальная, неофициальная
3) В зависимости от характера межличностных отношений выделяют следующие группы:
а) условная группа, первичный коллектив, референтная группа.
б) условная группа, реальная группа, первичный коллектив
в) диффузная группа, ассоциация, реальная группа, первичный коллектив
г) диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.
4) Статус личности в группе это:
а) вклад личности в групповую деятельность
б) признания личности группой, его положение в структуре группы
в) отношение личности к группе
г) место, которое отводит себе личность в группе
5. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
а) абитуриенты
б) экономисты
в) горожане
г) выпускники
6. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
а) священнослужители
б) европейцы
в) мусульмане
г) женщины
Список литературы
Основная
1. Анцупов, А.Я., Основы конфликтологии / А.Я. Анцупов // – М.: Владос, 2015 – 528 с.;
2. Галустова, О.В., Конспект лекций по этнопсихологии / О.В. Галустова // Приор, М.: - 2013 – 160 с;
3. Денисова, Ю.В., Социальная психология / Ю.В. Денисова // М.: Омега - Л - 2010 – 172 с.;
4. Корягина, Н.А., Социальная психология / Н.А. Корягина // – М.: Юрайт, 2016 – 492 с.;
5. Лебедева, Н.М., Этнопсихология: учебник / Н.М. Лебедева // Юрайт, М.: - 2016. – 491с.
Дополнительная
4. Корягина, Н.А., Социальная психология / Н.А. Корягина // – М.: Юрайт, 2016 – 492 с.;
5. Лебедева, Н.М., Этнопсихология: учебник / Н.М. Лебедева // Юрайт, М.: - 2016. – 491с.
Схема 1. Виды социальных групп
Схема 2. Виды социальных групп
Схема 3. Виды больших социальных групп
Нужно составить 3 развернутых план-конспекта лекций. Объем материала должен быть рассчитан на 1,5 часа. Ссылки на источники обязательны. В приложениях должны быть примеры тестовых заданий или вопросы по проверке усвоения лекционного материала, схемы. Список тем: 1) Социальная психология как отрасль психологической науки, этапы становления, предмет, задачи, методы. 2) Социальная психология личности. 3) Социальная психология общения. 4) Социальная психология малых групп и организаций. 5) Социальная психология больших групп. Надо выбрать 3 из списка.