Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальная коммуникация и индивидуально-психологические особенности личности

  • 👀 1751 просмотр
  • 📌 1732 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Социальная коммуникация и индивидуально-психологические особенности личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальная коммуникация и индивидуально-психологические особенности личности» docx
ЛЕКЦИЯ, А ВНИЗУ ПО НЕЙ ЕСТЬ ВОПРОСЫ! НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА НИХ БОЛЕЕ МЕНЕЕ СВОИМИ СЛОВАМИ, НЕ КОПИРУЯ ИЗ ТЕКСТА. СРОК ДО ЗАВТРАШНЕГО УТРА ​ Теоретический материал для изучения по теме модуля 1. Основная теория коммуникации. Социальная коммуникация. ​ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Лекция    СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ    План:  1. Толкование понятия “социальная коммуникация”  2. Социальная коммуникация и индивидуально-психологические особенности личности  3. Социальная коммуникация как общественный продукт  4. Типология и структура социальной коммуникации  5. Реализация социальной коммуникации в межличностном общении  6. Субъекты социальной коммуникации  7. Значение социальной коммуникации для всестороннего развития молодежи    1. ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ “СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ”      Развитие общества нельзя представить без взаимодействия людей.     Одной из сторон такого взаимодействия выступает коммуникация как процесс создания и передачи соответствующей информации. Люди, находящиеся в процессе обмена информацией, являются ее пользователями при получении и реакции на нее. Этот процесс можно рассматривать как обмен информацией, при котором партнеры общаются, осознают переданную информацию, задают вопросы, если что не понятно, если есть в этом потребность, то подвергают сомнению выраженную мысль, дискутируют. Если, например, социальная коммуникация организуется СМИ, то редакция рассчитывает также на определенные целевые группы людей и на обратную связь с ними в виде писем, SMS-ок, звонков и т.д.        Для социальной коммуникации важны следующие общие положения:  • Люди усваивают знания посредством процесса коммуникации;  • Общественные нормы и ценности усваиваются людьми преимущественно посредством коммуникации;  • Информацию о событиях в обществе (политическую, экономическую, культурную) человек узнает посредством коммуникации.       В целом под социальной коммуникацией понимают также обмен информацией между людьми и группами людей. Уточняя эту формулировку, мы констатируем, что социальная коммуникация – это коммуникативная деятельность людей в социальной среде, которая организует социальные отношения в условиях, связанных с социальными нормами и оценками.       Под социальной коммуникацией понимается также взаимодействие людей, обусловленное рядом социально значимых оценок, конкретными ситуациями, различными коммуникативными сферами и нормами общения, свойственными данному социуму. В конкретных случаях социальная коммуникация – это акт общения между людьми через знаковые системы, смысловой аспект социального взаимодействия.       В широком понимании социальная коммуникация – это социальное взаимодействие между людьми при помощи знаковых систем для передачи накопленного человечеством опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. Этот процесс охватывает производство социально значимой информации и распространение этой информации до осознанной переработки участниками процесса коммуникации. Социально значимая информация ориентирует людей в социуме, может послужить отправным пунктом для деятельности индивидуумов. При этом стоит отметить, что процесс коммуникации отражается в том, что внешнее воздействие коммуникатора преломляется внутренней обусловленностью реципиента. Успешность передачи опыта как наследия предшествующих поколений людей заключается в том, чтобы современные люди не только могли быть способными понять возникшие перед ними проблемы, но и были бы в состоянии их решить.        Анализируя составляющие социальной коммуникации, отметим, что и здесь речь идет о коммуникаторе, информации и активных реципиентах, реагирующих на поток информации своей готовностью ее воспринимать и к речевым действиям, которые способствуют обмену информацией. Уточняя процесс обмена значимой социальной информацией, обратим внимание на то, что и здесь обменивающиеся информацией стороны преследуют определенные цели при прохождении процесса коммуникации, с которыми они связывают определенные ожидания, а процесс коммуникации обусловлен конкретной ситуацией. Поток информации рассматривают и в социальной коммуникации с нескольких сторон. Деловой, насколько ясно и понятно передается содержание информации; с позиций дифференцирования коммуникатором людей, для которых определена информация; личностный аспект, а именно, что свойственно коммуникатору и как это отражается в предъявленной информации; расчет влияния информации, т.е. на что и как хочет повлиять информацией коммуникатор. Реакция реципиента на информацию содержит в основном те же составляющие. Что касается деловой стороны информации, то для удачной социальной коммуникации характерны простота изложения отправляемой информации, логичность построения высказывания, достаточная краткость изложения, яркость(эмоциональность) изложения сути.      Чтобы процесс коммуникации прошел плодотворно, необходимо соблюсти такое условие: у участников социальной коммуникации также должен быть общий код общения, понятийный аспект у взаимодействующих сторон должен быть идентичным. Социальная коммуникация характеризуется следующим:  • Для нее важен отбор и организация подачи информации, связанные с кодированием;  • Передача информации идет с использованием разных носителей, например, речь идет о печати, радио, телевидении, Интернете и т.д.;  • Прием и дешифровка получаемых сигналов направлены на смысловой аспект усваивания информации;  • Адаптация принятых сигналов определяет общий настрой реципиента;  • Реакция реципиента может быть выражена, например, речевым поведением;  • Коммуникатор ожидает и воспринимает обратную связь.  Итак, социальная коммуникация определяется также тем, что коммуникатор выбирает с определенной целью социально значимую информацию, кодирует ее и передает через известные носители пользователю. Пользователь дешифрует эту информацию и интерпретирует ее в соответствии со своими личностными особенностями.       Успешность прохождения социальной коммуникации может быть затруднена, если процесс коммуникации будет подвержен определенной тенденциозности и информация:  • Подается в форме жесткого диктата:  • Насыщена предупреждениями и угрозами относительно ее неисполнения;  • Выдается в форме проповеди, аргументированной моралью, имеющейся в обществе, сопровождается советами и предложениями, соблюдение которых должно быть в неукоснительной форме, при этом отсутствуют логика мышления, серьезный анализ положения дел, обоснованная аргументация;  • Содержит поучения, выстроенные в форме догм;  • Подается в форме осуждения, критики, обвинения реципиента;  • Обличена в оскорбительную форму, также в виде навешивания ярлыков;  • Содержит установки неоправданного диагноза, нелепой интерпретации, содержит необоснованную похвалу, необдуманное согласие и положительные дутые оценки;  • Содержит неискренние успокоения, сострадания, утешения;  • Содержит вопросы в форме зондирования сложившейся ситуации общения, осуществляется чуть ли не как допрос с пристрастием.       Уклончивая информация передается в сдержанной форме, определяется некоторой саркастичностью, напущенной веселостью, избегающей сути предмета речевого взаимодействия.       Процесс социальной коммуникации может быть нарушен, если:  • До реципиента не доходит полный смысл ее содержания;  • Значение содержания различно интерпретируется коммуникатором и реципиентом;  • Цель коммуникатора и ожидания реципиента могут отличаться друг от друга настолько, что это может привести к недоразумениям.      Вполне естественно, что и социальная коммуникация подчинена определенным закономерностям и условностям, которые нельзя не учитывать, если проявляется забота об ее эффективном прохождении. От этих общих законов социальной коммуникации нельзя абстрагироваться.       Понятно, что для социальной коммуникации весьма важно, насколько в коммуникативном плане активен реципиент. Коммуникативная активность связана с социальным поведением субъектов процесса коммуникации. Проявление коммуникативной активности оценивается, как правило, по следующим показателям:  • Потребность в социальных контактах;  • Коммуникативная инициатива;  • Устойчивость социальных контактов;  • Количество партнеров, влияющих на социальное поведение субъекта социальной коммуникации.      Для социальной коммуникации важно и то, что именно тройственная единовременная реализация аспекта проявления активности реципиента (психомоторный, интеллектуальный и коммуникативный) обеспечивает оптимальный уровень взаимодействия реципиента с коммуникатором. Для социальной коммуникации при таком условии обеспечивается успешность ее реализации.      Для успешной социальной коммуникации субъектам общения должно быть понятно, что они общаются на равных, т.е. соблюдается уважение к человеческому достоинству. Один субъект воспринимает другого, таким как он есть. Такой подход вносит существенный вклад в социальное развитие личности, может определить конструктивные изменения в индивидуальном поведении, быстрее решать насущные проблемы в рамках социальной коммуникации, сделать ее продуктивной и привлекательной. Если человек ощущает, что его воспринимают таким, как он есть на самом деле, то он свободен в своих решениях, готов продумать, как он должен изменить себя, стать совершеннее в социальном плане.       Реципиент при социальной коммуникации, например, в межличностных отношениях для успешной ее реализации должен знать следующие положения:  • В изложении своих мыслей человек должен быть самим собой общаться от первого лица;  • Если задается вопрос, то нужно объяснить, почему его задают, и что этот вопрос для задающего его значит. Стоит говорить о себе, а не отвечать вопросом на вопрос;  • При общении человек должен осознавать свои мысли и чувства, ответственно относиться к тому, что говорит;  • Необходимо по возможности избегать интерпретаций, вместо этого обосновать личную позицию на информацию;  • Стоит обратить внимание на свой невербальный язык во время социальной коммуникации, например, мимику, жесты, порой этот язык больше сообщает человеку, чем его логическое мышление.   Цели социальной коммуникации направлены на эффективную социализацию индивидуумов в обществе. От их реализации, в частности, зависят качество жизни людей, комфортность их окружающей среды, гуманное процветание в социуме.       Если исследуется простые, абстрактные элементы социальной коммуникации, то происходит абстрагирование от ее общественной определенности. На такой абстрактной определенности нельзя останавливаться, надо обязательно дойти до ее конкретной определенности, иначе затемняется смысл социальной коммуникации. Абстрактно мысля, понимаем, что коммуникатор распространяет информацию, которая перерабатывается реципиентом. А конкретный анализ относительно множественности определенности показывает значительную разницу в конкретных случаях. Поэтому тот, кто исследует особенности социальной коммуникации, должен учитывать подлинный процесс коммуникации. При этом сразу определяются, что коммуникатор выступает в роли не только коммуникатора, а  реципиент – далеко не только пассивно воспринимающая информацию сторона. Коммуникатор, как и, собственно, реципиент живут в определенных общественных условиях, которые оказывают существенное влияние на их конкретные определенные роли в обществе. Важно остановить внимание на том, что отношение участников коммуникации друг к другу зависит от их статусного положения в обществе. Их общественный статус существенно определяет то, какая информация передается, соответствует ли эта информация объективной реальности, обладают ли участники коммуникации знаниями о подобной информации, которые помогают адекватно отреагировать на получаемую в данный момент информацию. Такое положение дел с информацией не личностная проблема, а общественная, которая, например, играет особую роль для массовой коммуникации.  Если рассматривать производственные отношения в обществе, то здесь социальная коммуникация определяется передачей трудового опыта, взаимодействия людей при производстве материальных и других полезных для общества благ.        Для развития человеческой цивилизации в целом значительную роль играет передача наследия в профессиональной сфере, усовершенствование профессионального мастерства. С этой точки зрения социальная коммуникация играет главенствующую роль. Здесь речь идет о передаче образовательных технологий как способах организации содержания профессионального образования.        Для социальной коммуникации важна целенаправленность выделяемой, значимой информации.  С этой целью рассматриваются целевые группы, для которых предназначена соответствующая информация. Если содержание такой информации не вызывает сомнений, передача положительного опыта накопленного поколениями, то формы подачи этой информации многообразны, зависят, например, от выбора целевой группы.        Под общими способностями мы также понимаем индивидуальные особенности мышления, определяющие качество умственной деятельности. При организации социальной коммуникации необходимо знать характеристику мыслительной деятельности. Структуру умственной деятельности можно представить следующим образом:  • Самостоятельность мышления, т.е. умение выдвигать новые задачи, самостоятельно находить необходимые решения, знать, как аргументировать персональную ответственность, взятую на себя при решении в нашем случае производственных задач;  • Объемное мышление, включающее осознанность своих разносторонних интересов, любознательность, стремление к познавательной деятельности в нашем случае в профессиональной сфере;  • Глубина мыслительной деятельности, т.е. умение постичь суть сложных процессов в нашем случае в профессиональной деятельности;  • Гибкость мыслительной деятельности, т.е. умение абстрагироваться от прошлого опыта, свободно воспринимать положение вещей, делать неординарные выводы;  • Быстрота ума, т.е. умение быстро прореагировать на сложившуюся ситуацию и принять верное решение;  • Критичность мышления, т.е. умение объективно оценить свои и чужие идеи и поступки      Что касается специальных способностей, то необходимо учитывать тот факт, что развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, представляющие собой некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга человека. Выбирая источник для действенной социальной коммуникации, на наш взгляд, стоит учитывать, в частности, уровни развития специальных способностей.  Обычно выделяют семь уровней:  • Так называемый конкретно-чувствительный первый уровень. Этот уровень характеризуется тем, что для выполнения задания реципиенту необходимо присутствие физического предмета. Людей с данным уровнем успешно используют на должностях технических исполнителей;  • Так называемый образно-конкретный второй уровень. Этот уровень определяется возможностью реципиента выполнять поставленную задачу на основе представления об объекте. Люди такого плана могут курировать деятельность представителей первого уровня, они успешно занимают должности мастера, начальника участка, смены, малого цеха;  • Так называемый умозрительно-конкретный третий уровень. Люди такого уровня оперируют сложными понятиями, адекватно реагируют на сбои производственной системы, активно участвуют в ее настройке и регулировке. Реципиенты такого плана успешно занимают должности ведущих специалистов, начальников цехов и руководителей малых предприятий;  • Четвертый уровень определяется способностью реципиентов к абстрактному мышлению, планированию и прогнозированию результатов труда. Эти люди успешно работают на должностях функциональных руководителей предприятий и организаций с развитой цеховой структурой. Они успешны в проектной и конструкторско-технологической деятельности;  • Пятый уровень подходит реципиентам, способным создавать методики для производственной деятельности, представлять, как они могут работать на конкретный результат. Такие люди с успехом работают главными специалистами и руководителями крупных фирм, организаций и предприятий;  • Шестой и седьмой уровни определяются способностями реципиентов планировать свой труд и предвидеть его результаты на долгосрочный период. Таким людям подходит выполнение обязанностей линейных и функциональных руководителей, ведущих и главных специалистов крупных фирм, ассоциацией, банков, корпораций;    При анализе социальной коммуникации имеет смысл учитывать, что эта коммуникация не представляет собой отдельный, автономный общественный процесс, а тесно связана многосторонним образом с взаимодействиями в обществе конкретных людей, малых и больших групп индивидуумов из определенного социума. Любое взаимодействие людей, как правило, сопровождается коммуникацией. В этом смысле коммуникация воспринимается как необходимая часть этого взаимодействия, как средство взаимодействия. Например, при производстве материальных благ коммуникация служит необходимым средством эффективного взаимодействия. Вполне естественно, что само производство материальных благ – это не процесс обмен информацией.  3. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ          Коммуникация оформляет, например, социальную жизнь общества, но не является источником его содержательных материальных основ, в частности экономики.            Социальная коммуникация обусловлена общественной практикой, она активно воздействует, например на то, что касается эффективного взаимодействия, в частности в политике, на производстве, на общественную практику людей. Из этого следует, что социальную коммуникацию следует рассматривать в конкретных исторических условиях в действенной связи с общественной практикой. Это положение играет существенную роль при рассмотрении социальных процессов коммуникации.           Социальная коммуникация для молодежи, по нашему мнению, должна организовываться молодежным языком, в котором отказываются от грубых нововведений. Язык изложения информации в социальной коммуникации для молодежи должен быть ясен и прост, тут стоит избегать неуклюжего употребления иностранных слов, объяснять понятие родным языком, не стесняться общения на нормированной разговорной молодежной лексике, имеющей в сленге порой другое значение, не устоявшееся еще в литературном языке, употреблять наглядные красочные сравнения.         Передающаяся информация ориентирована на правовое поле, моральные устои и духовные ценности гражданского общества. Использование современных средств массовой коммуникации ведет к распространению информации в различных целях. Стоит учитывать, что такая информация используется также для воздействия на сознание и поведение, как отдельных людей, так и определенных социальных групп. Безусловно, коммуникация близка или отражает социальную коммуникацию. Отметим, что коммуникация служит также государственному управлению посредством передачи официальных распоряжений для больших аудиторий в сжатые сроки. Однако основой коммуникационного процесса в социальном плане выступает целенаправленное воздействие для побуждения реципиентов к определенному поведению, соответствующему в конкретном социуме разделяемым ценностям и нормам жизни.  4.  ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ           Типологию социальной коммуникации можно провести следующим образом. Она может определяться масштабом распространения информации и объемом передаваемых знаний. Ей свойственно определенное социальное регулирование и усвоение конкретного вида культуры. Она обусловлена определенным времяпровождением.          Что касается структуры социальной коммуникации, то ее можно представить также в следующем виде:  • Участники процесса социальной коммуникации;  • Средства, используемые в процессе социальной коммуникации;  • Способы информационного взаимодействия участников социальной коммуникации;  • Результативность социальной коммуникации;     Структура социальной коммуникации для целевого группового взаимодействия может быть еще представлена следующим образом:  • Совместная деятельность;  • Связь посредством информации;  • Взаимозависимость при изменении качественного направления потока информации;  • Личностное отношение к информации;  • Общая основа лингвистического восприятия информации.           Современное развитие российского общества характеризуется в большей степени переходом с книжной культуры на мультимедийную. Молодое поколение россиян все больше использует в своем времяпровождении PC, Интернет, мобильные телефоны со многими несвойственными для телефона прошлого века функциями, человек стал более доступен для информации. Стоит ли иметь предубеждение к новшествам? Вряд ли.           Современные информационные технологии обладают интерактивным характером. Используя их, молодой реципиент ощущает себя комфортно, может находиться в домашних условиях, подключаясь ко многим сайтам, контактируя, не выходя из дома со многими, в том числе и зарубежными пользователями, используя огромную сеть Интернет для различных видов коммуникации. Здесь ценность и правдивость получаемой информации выходит на первый план. В нашем понимании, социальная коммуникация представляет собой сокровищницу передачи истинных человеческих ценностей, без которых не мыслимо развитие человеческой цивилизации, основывающаяся на положительном опыте человеческого бытия.          Ряд российских исследователей, например, Е.П. Белинская, О.В Ромашов, О.А. Тихомандрицкая, выступают за исследование информационной среды как социокультурного фактора, а также за изучение особенностей основных социальных процессов, протекающих в виртуальной среде, в сравнении с традиционной социализации. Понятно, что новые условия могут повлиять на получение новых знаний, иначе влиять на формирование убеждений, способствовать направленности поведения при участии используемых образцов информации и новых ориентируемых на информационные технологии стандартов.        Что касается, например, молодых людей, то контакты через Интернет могут оказать оказать воздействие на их социализацию как формирующихся личностей. Масса возможностей получение информации в Интернете создают предпосылки для ориентации пользователей в реальном мире.       Понятно, что реальным действующим лицом в Интернете выступает пользователь, проявляющий себя посредством раскрытия собственного “Я”.        Интернет предлагает пользователю почти неограниченный ряд возможностей для конструирования, например, новостей, норм, ценностей. Куда относятся также конструирование содержания взаимодействия. При этом возрастает необходимость конструирования социальных отношений, где проявляется собственная идентичность.         Используя Интернет, человек действует несколько якобы изолированно, т.е. вне непосредственных контактов с другими людьми. На самом деле не так. Пользователь все же состоит с другими людьми в опосредованном общении, включен в общественные связи, отношения, пользуется накопленными в процессе исторического развития знаниями.          Посредством социальной коммуникации участник коммуникационного процесса формирует свои личные критерии и оценки, что обусловливает развитие его самооценки. Коммуникативный процесс способствует объективизации информации, осмысливанию ее реального содержания, вызывая определенные эмоции, помогающие ее прочному усвоению. Сама же информация в процессе коммуникации не только передается, но и может претерпеть изменения в зависимости от особенностей восприятия участников коммуникационного процесса, в частности, изменить форму содержания, может уточняться, расширяться, либо сужаться для концентрации на главном.         Естественно, что информация не только должна быть принята, но и адекватно понята. В процессе социальной коммуникации ожидается определенное воздействие на участников коммуникационного процесса. По силе этого воздействия определяется эффективность социальной коммуникации.         В свою очередь, эффективность социальной коммуникации зависит также от владения участников исходной системой кодификации. Иначе информация будет плохо или совсем не воспринята.         Для успешной социальной коммуникации обязательно необходимо единое понимание ситуации общения. Она должна быть осуществляться так, чтобы можно было бы обойти различного рода барьеры, например, социальные, политические, религиозные, профессиональные, просто недоверия.          Если социальная коммуникация осуществляется посредством звуковых носителей, то здесь важны интонация, эмоциональная выразительность, которые в зависимости от применения могут повлиять на смысл той или другой фразы. Речевой этикет, культура работа над произносимым словом играют традиционно существенную роль при реализации поставленных задач для социальной коммуникации. Если же информация передается, например, электронной почтой, с мобильного телефона, подобными средствами, то явно видны изменения в употреблении родного языка, которые вызваны изменениями условий социальной коммуникации.  5. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В  МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ         Если речь идет о СМИ на электронных носителях, например, телевидении, то для успешности социальной коммуникации важны выражение лица, мимика, взгляд участника социальной коммуникации, так как эти составляющие зрительного восприятия коммуникационного процесса могут повлиять на правильность усвоения получаемой информации. Эти составляющие могут опровергать или дополнять смысл высказанного содержания.          При осуществлении социальной коммуникации экранным изображением стоит обратить внимание на жесты участников коммуникационного процесса. Такие жесты могут быть как общепринятыми, обладать закрепленными за ними значениями, так и экспрессивными для усиления большей выразительности передаваемой информации. При подготовке соответствующей передачи для реализации социальной коммуникации учитывают и эту сторону коммуникационного процесса.         Бурное развитие СМИ и компьютерных технологий внесло изменение в структуру межличностных отношений, могущих изменить поведенческую позицию граждан. Для прошлого века традиционные первичные отношение людей, например, дружеские, соседские, с упомянутым развитием средств массовой коммуникации стали дополняться вторичными связями между людьми, которые могут быть незнакомы друг с другом, но принадлежать одному обществу. Используя свое свободное время, уходя в виртуальную реальность, человек сокращает свои непосредственные индивидуальные человеческие контакты. Насколько это оправдано, к чему это приведет, покажут время и дальнейшие исследования.  Что касается СМИ, то для реципиента социальной коммуникации важно усвоение компетенции пользования средствами массовой коммуникации. Такая компетенция рассматривается как способность целенаправленного и функционального самообслуживания и в соответствии с этим принятия СМИ для социальной коммуникации включает в себя:  • Знание степени воздействия определенных СМИ на конкретного реципиента;  • Знание форм и содержание различных СМИ;  •  Способность судить о достоинстве и ценности получаемой информации;  • Способность оценить качество реализации информационных целей с точки зрения эстетического восприятия;  • Умения оптимально пользоваться техническими средствами СМИ для реализации доступности информационных услуг;  • Умения использовать информацию СМИ для обогащения личного опыта    Обеспечивая социальную коммуникацию, коммуникатор обязан обратить внимание как на основы коммуникационного процесса, так и на форму его выражения. Социальная коммуникация должна удовлетворять взаимопонимание. Это соответствует и переводу слова коммуникация с латинского языка, отражающего понятие “общее, разделяемое со всеми”. Нет взаимопонимания, нет коммуникации. Поэтому, естественно, и для социальной коммуникации весьма важна, как уже упоминалось, обратная связь, обеспечивая гарантии знаний об успешном усвоении сообщения, т.е. его положительного восприятия реципиентами и их позитивного отношения к информации.         Должное взаимопонимание партнеров по социальной коммуникации способствует достижению большей определенности в понимании жизненных ситуаций, решению назревших проблем, обеспечению целей при оптимальном расходовании ресурсов. При продуцировании социальной коммуникации на целевые группы людей, составлении общих характеристик для реципиентов стоит избегать примитивных стереотипов, т.е. упрощенного мнения о лицах и сложившихся жизненных ситуациях, где нет объективного анализа и понимания гуманной сути человеческих взаимоотношений, уважения человеческого достоинства, реального определения подлинности жизненных ситуаций и проблем.        Социальная коммуникация удовлетворяет деловое общение. Она побуждает к совместным действиям в рамках сообщаемой информации. Реципиента не перегружают информацией. Информация достоверна. Она логична, прозрачна, убедительна, направлена на поиск решения. Предполагается, что участники коммуникационного процесса умеют чутко слушать и достаточно адекватно воспринять необходимые мысли, учитывать индивидуальные особенности собеседника в целях разрешения назревшей ситуации. Для эффективности осуществления социальной коммуникации участники должны иметь согласованную платформу обсуждений и соблюдать корректность речевого поведения.         Успешность социальной коммуникации зависит от впечатления, которое она оказывает на реципиентов. Знакомясь с информацией, реципиент формируется как познающий индивид. От меры точности восприятия им информации зависит успех ее усвоения.         Для процесса социальной коммуникации реципиентам необходимо иметь свою гражданскую позицию, идеи, мысли, собственные переживания, чувства. Из этого следует, что процесс социальной коммуникации не может быть сведен к просто информационному процессу передачи и приема информации с ситуации общения. В процессе социальной коммуникации речь идет и психическом влиянии участников коммуникационного процесса, где основным механизмом, организующим это влияние, выступает эмоционально-энергетический обмен, способствующий лучшему усвоению поступающей информации, так как создается эмоционально-энергетическое поле сопереживания и общения.        Разбалансированность взглядов, понятийных структур, имевшихся и полученных, приводит, по Л. Фестингеру, американскому исследователю средств массовой коммуникации, к положению познавательного или когнитивного диссонанса, что может привести к неврозам, а постоянное несоответствие между несколькими основными элементами понятийной структуры порой кончается сильными психическими расстройствами. Чтобы соблюсти технологию осуществления социальной коммуникации, сберегающей здоровье реципиентов, имеет смысл учитывать опыт восприятия соответствующей информации.         Естественно, есть защитные функции организма. Реципиент пытается забыть полученную неприятную информацию и на долгое время запоминает приятную ему информацию. Понятно, что объективно реципиент заинтересован в точном и полном звании мира. Однако он в первую очередь проявляет особый интерес в удовлетворении осознанных потребностей. Этим объясняется то, что он осознанно или несознательно пытается защитить себя от внутреннего конфликта.        Цель социальной коммуникации состоит также в преодолении диссонанса и способствовании формированию определенной ценностной ориентации, которая обусловливала бы оптимальную активизацию реципиентов, что могло привести к изменению их отношения со знаком плюс к окружающему миру. Однако такое положение дел должно учитывать внутренний мир реципиента, ищущего дополнительную информацию для новых выводов и обобщения, чтобы это могло привести в соответствие его понятийную структуру, чему, естественно, помогает социальная коммуникация.         Социальная коммуникация динамична, может быть подвержена изменениям в зависимости от обратной связи с реципиентами. При социальной коммуникации в зависимости от обратной связи способствует ориентации участников процесса коммуникации в системе социальных отношений, в том числе и проявлении своего речевого поведения. Взаимодействие по обратной связи в социальной коммуникации позволяет в дальнейшем реципиентам вносить необходимые поправки в структуру своих поступков.        При социальной коммуникации также не стоит перегружать реципиента информацией. Известно, что каждому человеку свойственен определенный оптимальный уровень информационной активности. Этот уровень может благоприятствовать его деятельности, удовлетворяющей его же потребности, что может также касаться получения определенного количества новой информации и потребности передачи поступившей информации другим людям, что в свою очередь повышает ее эффективность.         Реципиент больше времени тратит на накопление информации, чем на ее передачу. Опосредованное общение стало больше определять картину мира. Отрицательно ли это сказывается на социальном воспитании граждан, зависит от качества социальной коммуникации. Точка зрения реципиентов при восприятии информации при социальной коммуникации тесно связано с нормами социальной группы, которая им близка. Вкусы этой группы могут, в частности, определяться и формироваться средствами массовой коммуникации.         При социальной коммуникации следует учитывать, что совместная групповая деятельность в процессе коммуникации находится в прямой зависимости от уровня информационного, а где-то и духовного контакта между участниками социальной коммуникации. Сами способы группового взаимодействия и информационной связи имеют относительно самостоятельное значение. Понятно, что группы рассчитаны на отдельных индивидуумов с определенными общими характеристиками.         Отметим, что при социальной коммуникации мы можем рассматривать реципиента как личность, т.е. как общественное существо. Личность же обладает тремя важнейшими психологическими характеристиками. Тут речь идет об устойчивости свойств личности, что позволяет прогнозировать речевое поведение реципиентов и, соответственно, профилактику погрешностей информационного потока при социальной коммуникации. Целостность личности выражается в тесной взаимосвязи каждой ее черты с другими, что не менее важно при организации целенаправленного потока информации при социальной коммуникации. Личность проявляется в многоплановой деятельности, направленной на прогресс всестороннего познания, преобразования себя и окружающего мира, что определяет одну из важных стратегических целей социальной коммуникации.         Относительно запроса реципиента социально значимой информации при социальной коммуникации можно отметить, что здесь выявляется фактор потребности в общении. Тут проявляется интерес к взаимодействию и от способностей коммуникатора в социальной коммуникации зависит, насколько он способен поддержать и развить этот интерес, вывести его направленность на качественный уровень усвоения социально значимой информации. Речь идет о профессионализме коммуникатора, так как фактическая помощь реципиента для поддержания социального контакта может быть весьма скромной.        Если же реципиент серьезно заинтересовался социальным контактом, увлекся процессом его восприятия, стремится к познанию, овладению социальной компетенцией, то он сориентирован и на дальнейшее взаимодействие, может добиться наибольшего качества усвоения информационным путем опыта человеческой культуры в широком понимании этого словосочетания. Такая информация помогает ему обосновывать свою точку зрения, мотивы своих действий, полезных для общества.        При социальной коммуникации с такими людьми важно изменить их гражданскую позицию, показать обреченность отчуждения от общества, пагубность такого существования: отсутствие человеческой солидарности приводит к деградации человеческой личности.        В процессе социальной коммуникации каждый из участников уподобляет себя другому субъекту. Следовательно, при построении стратегии обмена информацией каждому субъекту приходиться обращать внимание не только на мотивы, потребности, установки другого субъекта, но и на то, как этот субъект понимает мотивы, потребности, установки партнеров по социальной коммуникации. Этот процесс, направленный на анализ осознания себя посредством другого, имеет в психологии две стороны – идентификацию и рефлексию.         Идентификация – уподобление себя другому субъекту. Предположение о внутреннем состоянии партнера выстраивается на попытках поставить себя на его место. Идентификация связана с эмпатией, которая определяется как особый способ восприятия другого субъекта, где за основу принято стремление эмоционально откликнуться на проблемы субъекта, что играет существенную роль для длительности и качества запоминания соответствующей информации.        Под рефлексией понимают также осознание действующим индивидом того, как его воспринимают партнеры в нашем случае по социальной коммуникации. Это знание, как человек воспринимается другим субъектом, содержание которого отражается в воспроизведении внутреннего мира партнеров по коммуникации в процессе взаимообмена информацией.         Социальная коммуникация – одна из благородных и значимых сторон общения людей. Для ее достойного анализа на экспериментальном уровне стоит рассмотреть содержание трех функций. К ним относятся информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Естественно, что при социальной коммуникации, организующей общение людей, эти функции взаимосвязаны, их искусственно выделяют для построения, например системы экспериментальных исследований, проверки качества результатов воздействия социальной коммуникации, структурирования процесса общения.          Значительная часть содержания социальной коммуникации остается за порогом сознания участников коммуникационного процесса, что требует необходимости обсуждения поступившей информации в заинтересованных целевых группах. Когда социальная коммуникация закончена, то ее содержание все же способно проявиться на интуитивном уровне эмоционально-энергетического влияния бывших партнеров по коммуникации, что необходимо учитывать ее организаторам.         Определяя целевые группы информационного воздействия при социальной коммуникации, учитывают и возрастной фактор. Известно, что наиболее высокая степень восприятия социального и профессионального опыта у взрослого человека наблюдается в возрасте от 18 до 25 лет. В эти годы наблюдается наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Известный психолог Б.Г. Ананьев отмечал, что пик развития интеллектуальных функций приходится на жизненный возрастной период между 18 и 19 годами. При этом, если принять логическое мышление и способность к нему 20-летнего человека за 100%, то в 30 лет она будет равна 96, в 40 лет – 87, в 50 лет – 80, в 60 лет – 75%.         При рассмотрении социально-психологического общения, в котором социальная коммуникация играет далеко не последнюю роль, по нашему мнению, интересен подход к этой проблеме отечественного психолога В.Н. Мясищева. Он считал необходимым различать понятие “общение”, “отношение”, “обращение” в качестве ведущих категорий для осмысления структуры социально-психологического общения. Содержательной стороной общения, по его суждению, выступает отношение, а что касается формы, то это обращение.        Итак, по мнению Мясищева, формой общения и отношения является обращение. Если общение обусловлено жизненной необходимостью, на его результативность влияет отношение между коммуникатором и реципиентами, уровень доверия и взаимопонимания между ними, то обращение, многообразное по форме своего выражения, формирует потребность или сдерживание в общении.          В социальной коммуникации играет роль дифференцирование коммуникатором целевых групп. Вследствие этого информация может подаваться в доброжелательной, требовательной по необходимости, ободряющей, несколько суховатой сжатой или для полного достижение цели развернутой благожелательной форме.  6. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ          Стоит учитывать, что коммуникатор в зависимости от характеристик реципиентов для достижения качества социальной коммуникации может занимать различные позиции. Открытая позиция – коммуникатор не скрывает, что он сторонник излагаемой точки зрения, к которой он привержен. Отстраненная позиция – коммуникатор при изложении содержания подчеркнуто сохраняет нейтральное отношение к высказываемому, сопоставляет разные точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но твердо на ней не настаивает. Закрытая позиция – коммуникатор скрывает свою точку зрения, даже порой маскирует ее возможными не всегда достоверными противоречивыми фактами.         Эффективность социальной коммуникации определяется тем, насколько это удалось. Если, например, используется информация СМИ, то ее КПД воздействия доходит до 5%. Если же эту информацию обсудить в заинтересованных группах, то КПД ее роста воздействия равен чуть ли не 25%. Из приведенных данных явствует, что многими людьми переоцениваются возможности воздействия СМИ, для его роста обязательно необходимо обсуждение в целевых группах. Информационный поток идет из различных источников, поэтому нет подавляющего превосходства по воздействию на граждан одного из них над другим.         Информация при социальной коммуникации должна быть достаточной. В ней должно достигаться умелое сочетание констатирующей и побудительной составляющих, которое определяется характеристикой целевых групп, для которых предоставляется эта информация.         Побудительная составляющая может быть выражена в форме совета, просьбы. Она рассчитана на стимулирование какого-нибудь полезного для общества дела. Эта стимуляция может быть различной. Например, активизация, побуждение к действию в заданном направлении. Либо интердикция, не допускающая побуждения определенных действий, запрещающая определенные виды деятельности. А то и дестабилизация, под которой понимают рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.         Что касается констатирующей составляющей, то она может выступать в форме сообщения, что свойственно образовательным системам. Она не направлена непосредственно на изменение поведения, хотя опосредованно способствует этому. Характер сообщения может быть разным. Мера объективности варьируется от полного нейтрального тона изложения до включения в текстовой материал сообщения недвусмысленных элементов убеждения. Коммутатор определяет вариант сообщения, так как именно он – источник первичной информации.         При социальной коммуникации важна позиция молодежи к коммуникатору. Молодежь обращает внимание в отношении к коммуникатору на следующее:  • Его моральную позицию;  • Профессиональную деятельность, квалификацию;  • Поведение в личной жизни;  • Возраст, физическую форму, манеру говорить, жестикуляцию, одежду;  • Ролевой статус (политический комментатор, ученый, педагог, актер, певец, спортсмен);  • Особые личностные черты персональной презентации.  Определяя целевые группы для социальной коммуникации, психологи учитывают:  • Общность межличностных отношений;  • Организационную зависимость;  • Психологический настрой на деятельность;  • Сенсомоторную согласованность реакций.      В зависимости от выбора целевой группы социальная коммуникация может реализовываться разными путями. Например, иметь деловой или игровой характер. Быть безлично-ролевым или межличностным ориентиром. Использовать духовность, а там, где необходимо, утилитарный подход. Быть инновационной или традиционной коммуникацией.       Типологические особенности социальной коммуникации обусловлены их характером, а видовые различия – их предметной направленностью. Итак, считается, что правомерно определять психологическую специфику социальной коммуникации, например, в политической, научной, религиозной, экономической областях знаний.        Социальная коммуникация в религиозной сфере протекает в рамках традиционных ритуалов и канонов. Если для светской идеологии свойственно проявление энергетики противоборства, порой непримиримости, то для социальной коммуникации в религиозной сфере свойственны дух смирения и умиротворенности.         Социальная коммуникация в научной сфере характеризуется доминантой духа разума, стремление к достижению истины, где критерий истинности – обоснованные доказательства, а не вера, что имеет место в религиозной сфере. Социальная коммуникация в современной экономической сфере характеризуется холодным расчетом и спекулятивной игрой, обоснованным риском, азартом, стремлением к обладанию богатством. Социальная коммуникация по своей масштабности может охватывать межличностные и групповые отношения, отношения между массами людей.          К объективным факторам информационного обмена при социальной коммуникации относят посторонние шумы, мешающие восприятию информации, плохую акустику в аудитории, отсутствие свежего воздуха в помещении для занятий, отсутствие переключение внимания реципиентов при неприменении, например, мультимедийных средств. В зависимости от рассмотрения тут могут также выступать объективно-субъективные факторы: раздражающая манера речевого поведения коммуникатора, терминологическая перенасыщенность изложения материала, готовность реципиентов к информационному обмену (плохое самочувствие, отсутствие привычки сосредотачиваться, низкая работоспособность, склонность к безделью, ошибки в социальном и профессиональном самоопределении).          Подводя итог вышеизложенному, отметим, что социальная коммуникация служит социализации личности, и при помощи нее обогащаются центральные процессы развития личности: усвоение духовно-нравственных категорий, общественных норм и ценностей, усвоение актуальной информации о событиях в окружающем мире, например, из сфер социальной жизни или экологии, удовлетворение культурно-художественных интересов и т.д. При этом в недавнем прошлом больше уделялось внимание восприятию информации, а не ее производству, которое также играет существенную роль для развития личности.        Восприятие информации и процесс ее производства и формы подачи связаны друг с другом, зависят друг от друга при определении их целевого решения. Они не существуют отдельно от реципиента, поэтому надо учитывать коммуникативные способности людей, так как соответствующий поток информации предназначен именно им. При социальной коммуникации особое значение приобретают связи между производством и осознанным восприятием и накоплением соответствующей информации. Информация не возникает на пустом месте, она касается определенного содержательного контекста, в котором она реализует свои функции. Информация коммуникатором рассчитывается на определенный круг лиц. Одна и та же информация может иметь разное воздействие в зависимости от того, в каком личностном контексте она воспринята.          Каждая коммуникация представляет собой обоюдный или по силе своего воздействия и убеждений односторонний процесс влияния партнеров по коммуникации.  Выбор лишь в том, что такое положение вещей осознается, либо нет. Весьма сомнительно то, что каждый человек сам без помощи других приходит к определенному убеждению. Подход безаппеляционности самостоятельного принятия решения в данном случае иллюзия, так как каждый человек формируется в процессе коммуникации, поэтому альтернатива только в том, осознана эта коммуникация или нет. Для успешного формирования личности стоит создавать условия осознанности процессов коммуникации и в первую очередь социальной коммуникации.    7.          Для социальной коммуникации, особенно рассчитанной на молодежь, важно знать мотивы общности, объединяющие старшее и молодое поколение людей, особенности молодежи и специфику отдельных слоев и групп внутри молодежи. Это необходимо знать по следующий причинам:  • Молодежь пользуется всей информацией из разных источников, не только рассчитанных на нее;  • Информация, адресованная молодежи, должна учитывать возрастные особенности молодых людей;  • Для дифференцированной работы с молодежью требуется звания специфики отдельных слоев и групп людей молодежного возраста.       Процесс усвоения социальной коммуникации можно проанализировать по следующим направлениям:  • Усвоение в целом содержания информации в ситуации;  • Усвоение значения, содержания информации конкретной ситуации, о котором идет речь;  • Усвоение смысловых связей и значений служащих мостками для восприятия околоситуационного информационного поля;  • Усвоение в коммуникационном процессе информации, ее переработка партнерами по коммуникации.        Конечно, процесс воспитания и передача опыта социальной коммуникацией должны проходить на положительных примерах, которыми для молодежи служат личности, обладающие следующими характеристиками:  • Не имеют второго дна в своей нравственной позиции;  • Имеют хорошее образование;  • Имеют специальные знания и способности в определенной области, например по профессии, а также области, которую позиционируют;  • Понимают молодежную среду, анализируют молодежные интересы, проблемы, ситуации с молодежью;  • Обладают способностями самостоятельного и творческого решения задач, проблем, ситуаций. При этом молодежь тянется к таким людям, сама хочет принимать участие в таких решениях, формулируя свои суждения, взгляды;  • Ведут себя естественно, всегда оказывают молодежи помощь, дружелюбны, приветливы.        Молодежь ожидает от социальной коммуникации, что она поможет разрешить проблемы их повседневной жизни, даст импульс для их решения. К таким проблемам, в частности, относят вопросы нравственного поведения, о смысле жизни, трудовых отношений, любви, брака.        Ценность социальной коммуникации состоит в том, насколько ее влияние вызвало желание ее реципиентов дополнительно пообщаться по поднятым вопросам с другими людьми. Ценно также в состоявшейся социальной коммуникации и то, насколько она побудила своих реципиентов обратиться самостоятельно к дополнительным источникам информации, насколько она побудила к последующему информационному контакту со знакомым уже коммуникатором. При социальной коммуникации важно перепроверять, какие убеждения реципиентов должны быть поддержаны и закреплены.       При социальной коммуникации следует учитывать, что если факты усваиваются молодыми реципиентами быстро и легко, то это вовсе не означает, что на основе этих фактов сразу же делаются верные обобщения – как бы это не рассматривалось, как само собой разумеющееся, - если только информационным путем это не сделано в соответствующей социальной коммуникации. Мы на это специально указываем, чтобы у коммуникаторов при социальной коммуникации не сложилось мнения, что цель коммуникации уже достигнута. Требуется тщательная обработка фактов, сложение их в целостную систему для доказательства предполагаемого положения, чтобы подвести молодых реципиентов к правильному обобщению.       Информация социальной коммуникации с идеальным изображением дел часто не достигает намеченного воздействия. При такой передаче информации реципиент вступает в противоречие с окружающей его действительностью, он оценивает все более критично, чем перед вступлением в коммуникационный контакт. В этом плане воспитание на положительном примере не должно быть подвержено особой выборке, цель которой – олицетворение безупречного героя. При такой демонстрации событий может наступить обратный эффект, т.е. реципиент прервет информационный контакт.         Если мы сравниваем устную и письменную социальную коммуникацию, каковы их преимущества и недостатки, то стоит отметить, что письменная информация не связана со временем и местом, к ней можно вернуться и еще раз изучить. А услышанный или увиденный информационный материал при социальной коммуникации не всегда можно вновь возобновить, так как при получении соответствующей информации нет уверенности, насколько она важна.        При социальной коммуникации человек должен сам искать ответы на свои вопросы, идентифицировать себя с ее содержанием, быть ангажирован ее целями. Информация социальной коммуникации должна провоцировать на высказывание своего мнения, тут открыто ставятся вопросы и от реципиентов требуется своя собственная позиция, собственная точка зрения.  ВОПРОСЫ: 1. Как вы понимаете понятие «социальная коммуникация»? 2. Что вам известно о структуре социальной коммуникации? 3. В каких случаях наблюдаются нарушения социальной коммуникации? 4. Что способствует оптимальному прохождению социальной коммуникации? 5. Что вам известно о психологическом аспекте социальной коммуникации? 6. Как проявляет себя социальная коммуникация в психологической сфере? 7. Какое влияние оказывает Интернет на развитие массовой коммуникации? 8. Что вам известно об использовании СМИ в целях социальной коммуникации? 9. Что вы можете рассказать о роли коммуникатора в социальной коммуникации? 10. Как социальная коммуникация помогает решению проблем современной молодёжи?
«Социальная коммуникация и индивидуально-психологические особенности личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot