Смысл и содержание программ предметной области искусство
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Смысл и содержание программ предметной области искусство
Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2016 года №1598), вызванный необходимостью приведения содержания отечественного образования в соответствие с общемировыми тенденциями и изменениями, опирается на результаты ряда мониторинговых исследований, современные достижения науки и технологий, а также на изменения запросов как самих учащихся, так и всего общества в целом в направлении ориентированности применения знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях.
Особое внимание необходимо уделить образовательной области «Искусство», представленной в общем образовании предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основная сложность обновления содержания данной области образования заключается в крайне малом количестве учебных часов, отводимых на уроки искусства. В связи с этим встает вопрос о существенном изменении в самом подходе к преподаванию музыки и изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы.
Последовательное стремление к унификации и стандартизации как требований к образованию, так и к его результатам привело к стремлению достижения единых требований к профессиональным качествам специалистов в разных областях знаний, что во многом уравняло возможности получения образования для многих социальных групп, но, в то же время, привело к дальнейшему упрощению и огрублению недооцененной до сего дня образовательной области «Искусство».
«Искусство и музыка старше науки… Homo Musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий ее, старше, чем Homo Sapiens. Человек музицировал уже тогда, когда не умел еще измерять и вычислять, не мог найти причину природных явлений, не умел обрабатывать землю, строить суда, пересекать моря… Музыка в глубочайшей древности была средоточием чувств и мыслей, помогала общаться с ближними, участвовать в открытии Слова. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства…» [4, с.].
Музыкальное и художественное образование в нашей стране осуществляется в двух качественно различных направлениях – профессиональном и общеразвивающем. «Профессиональное образование имеет в нашей стране давние традиции и значительные достижения в теории, методике и практике. Достаточно вспомнить блестящие результаты в области музыки, изобразительного искусства, хореографии, циркового искусства. Сюда можно отнести и спортивные достижения, так как воспитание и подготовка юных рекордсменов относится к сфере действия профессионального обучения. Многие педагогические находки и открытия в области профессионального обучения были восприняты развивающей педагогикой и являются своеобразным банком эффективных методов и приемов обучения» [3, с. 5].
Анализ образовательной деятельности специальных музыкальных и художественных школ, таких, как Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Московская средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств показал, что с первых шагов учащиеся данных образовательных учреждений полностью погружаются в пространство профессиональной подготовки. Это, прежде всего, ежедневные многочасовые занятия на музыкальном инструменте или (в художественном лицее) рисование мелких предметов (карандаш), натюрмортов, составленных из простых предметов (карандаш, акварель), наброски фигуры человека с натуры (карандаш, уголь), сочинение и рисование композиций на темы басен и сказок (акварель). За выходные дни, таким образом, ученик младших классов художественного лицея готовит порядка тридцати работ, а музыкант занимается по пять и более часов на инструменте. При этом необходимо помнить, что в данных учебных заведениях учатся дети, ярко одаренные в избранном виде искусства, обладающие выдающимися способностями и, что немаловажно – мотивированные на достижение успеха в избранной области обучения. В связи с этим очевидно, что содержание обучения в обычной общеобразовательной школе по данным дисциплинам не может ориентироваться на профессиональное направление хотя бы потому, что на это нет времени. Оставим за скобками уровень проявления специальных способностей, мотивацию и прочие параметры.
Общеразвивающее направление, связанное с искусством имеет большое значение для образования в целом, так как оно относится ко всем школьникам без исключения. И государственные документы (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 и др.), и исследования ученых постоянно декларируют важность эстетического (в том числе, музыкального и художественного) развития школьников. Отмечается, что эти занятия способствуют творческому развитию, осуществлению национальной идентификации, развитию ценностного отношения к окружающему миру, становлению и развитию художественного вкуса и т.п.
Однако, несмотря на то, что доказанную необходимость присутствия уроков искусства (музыки и изобразительного искусства) в полной мере в школьном расписании, согласно статистике «для 98,5% детей школьного возраста урок искусства в школе является «последним терминалом», где ребенок имеет возможность получить представления о культуре и искусстве в систематическом виде под руководством педагога, – если этот урок вообще имеет место из-за резкого недостатка учителей, даже в Москве и в крупных культурных центрах страны» [10, с. 8]. При этом на протяжении последних пятнадцати лет объем присутствия музыки в общеобразовательной школе последовательно сокращается. Сейчас предмет «Музыка» в школьном расписании присутствует с 1 по 7 (8) класс (1 час в неделю).
Между тем, требования, предъявляемые современным обществом молодым людям, вступающим в жизнь, достаточно высоки, а возможности подготовки к самостоятельной успешной деятельности не всегда соответствуют этим требованиям. Общеизвестно, что для достижения значительных результатов человеку сегодня в равной степени необходимы развитые интеллектуальные и творческие способности. Наиболее широкие возможности для развития подрастающего поколения предоставляет область искусства, в которой в равной степени задействованы все сферы человеческой личности – интеллектуальная, эмоциональная, коммуникативная, эстетическая и этическая, а также ее способность к творческой деятельности, креативность. Необходимая для успешного развития культурная среда определяет и направление, и степень развития личности, так как «важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности» [2, с. 13], причем наиболее эффективной является педагогически организованная музыкальная среда [5].
На основе особенностей развития подростков, их интересов и запросов, на базе сформулированных целей нами была определена главная цель учебного раздела, посвященного подросткам – это комплексное художественно-творческое развитие школьников, формирование у них способности к самостоятельной продуктивно-творческой деятельности.
Данная цель предполагают постановку комплекса задач, связанных с личностным, познавательным, коммуникативным и социальным развитием учащихся. Среди них:
1. достижение школьниками необходимого уровня компетентности в области искусства;
2. формирование представления о роли и значимости искусства в жизни человека и общества;
3. развитие уважительного и заинтересованного отношения к музыкальной и художественной культуре России и других стран;
4. развитие стремления к позитивному самовыражению, реализации своего творческого потенциала с помощью искусства;
5. осуществление связи обучения искусству с другими предметами гуманитарно-художественного цикла;
6. достижение устойчивой тенденции к переносу полученных школьниками на уроках музыки и изобразительного искусства творческих навыков на другие сферы деятельности;
7. создание у школьников критериально-ценностного аппарата, способного противостоять разрушительному влиянию стихийной музыкальной и художественной среды и активизирующего духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
Необходимо отметить, что возрастные особенности подростков во многом обусловлены их потребностью в движении, что входит в противоречие с традиционным классно-урочным подходом, предполагающим вербальный тип общения во время занятий, преимущественно слуховое восприятие сообщений учителя, длительное неподвижное положение учащихся.
Необходимо учитывать, таким образом, активные действия подростков на протяжении всего урока, исходя из того, что обучение на данном этапе – это не столько сообщение неких сведений, сколько совместное порождение художественных образов, в процессе которого происходит усвоение необходимой информации и приобретение соответствующих возрасту учащихся навыков в данной области.
Еще раз подчеркнем, что педагогические усилия в данном случае направляются на организацию необходимой творческой обстановки, создание стимулов для саморазвития и самореализации, всестороннюю помощь учащимся в самостоятельном в своей основе творческом труде.
Для достижения значимых результатов необходима специальная организация пространства класса, при которой помещение для занятий музыкой с подростками приобретает многофункциональный, мобильный характер и может быстро и без особых усилий трансформироваться в хоровой, танцевальный, оркестровый или театральный класс, иметь специальное место для хранения музыкальных инструментов, уголок для тихого чтения и рассказывания увлекательных историй с локальным освещением, пространство для выставки творческих работ учащихся и т.п.
Организация пространства класса, в котором проходит урок изобразительного искусства представляет собой сложную задачу, так как связана с непосредственной работой с художественными материалами, требующей специальной подготовки. Краски, мольберты, вода – все это более уместно в условиях студии, чем в условиях класса. Поэтому каждая школа должна иметь специально оборудованную художественную студию, в которой школьники во внеурочное время смогут приобщиться к процессу художественного труда.
Для всестороннего полноценного развития школьникам необходимо восприятие произведений искусства в концерте, в музее, на художественной выставке, во время посещения мастерской художника, а не только в его вторичном репродуцированном виде (аудио- и видеозаписи, репродукции, слайды и т.п.).
Даже наиболее распространенные и востребованные программы по музыке и изобразительному искусству для основной школы, декларируя привлечение к содержанию программ актуальных задач развития учащихся в русле современных требований в большинстве своем сохраняют черты адаптированных профессиональных программ, где центром является сам учебный предмет – музыка, изобразительное искусство, а не ученик с его возрастными и психофизическими особенностями, интересами и склонностями. В тех случаях, когда авторы программ обращаются к области взаимодействия искусств и интеграции, на практике, как правило, предлагается взаимодействие, происходящее на самой начальной ступени, определяемое как межпредметные связи, способствующие развитию способности к сравнению, но не затрагивающие глубинные процессы, объединяющие искусства – интонационные, ритмические, конструктивные и пространственные мерности.
Интеграция возникает при наличии целостного подхода к преподаванию, когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство, слово и т.п.), а сам ребенок, так как его природа полихудожественна. Единая художественная природа всех искусств соответствует «способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полихудожественность (многоязычие) ребенка… Ребенок рисует, поет, танцует, сочиняет стихи и сказки, смотрит картинки, кино, любит игры и театрализацию жизни» [10, с. 8].
Требования ФГОС предусматривают формирование образовательных результатов в процессе освоения курса «Музыка» и «Изобразительное искусство» – личностных, предметных и метапредметных. Достижение данных результатов обусловлено универсальными учебными действиями (УУД), которые определяются как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть, умение учиться» [1].
В настоящее время выделены следующие виды УУД – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В контексте учебных предметов области искусства мы определяем, что личностные УУД могут проявляться в творческой направленности деятельности учащихся, в их представлениях о взаимоотношениях людей – доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, в мотивационных установках к погружению в пространство искусства; регулятивные УУД заключаются, в первую очередь, в планировании собственных действий, осуществляемых в процессе занятий, в развитой способности ставить перед собой учебные задачи и стремлении их последовательно решать; познавательные УУД – это стремление и осуществление познавательной деятельности, направленной на усвоение необходимой информации об искусстве вообще и о культуре родного края, усвоение понятий, терминов и сведений об искусстве, композиторах, исполнителях, художниках, особенностях музыкального и художественного языка и формах произведений; коммуникативные УУД отражают способность учащихся к общению с педагогами, родителями и сверстниками в процессе освоения искусства, проявления сотворчества.
Приведенные выше универсальные учебные действия были дополнены логическими УУД – отражающими навыки формулирования и постановки проблемы, образно-смыслового анализа, сравнения и информационными УУД – отражающими развитые навыки получения информации, пользования источниками – книгами, справочной литературой, интернетом и т.п. для решения задач проектно-исследовательской учебной деятельности.
Универсальные учебные действия обладают рядом собственных функций, которые заключаются в следующем:
- обеспечение осуществления самостоятельных продуктивных действий учащихся;
- обеспечение формирования базовых компетенций, имеющих приложение в любой области знания;
- создание базы для дальнейшей самореализации в любой из избранных профессий.
Универсальные учебные действия носят обобщающий, метапредметный характер, обеспечивают сквозные линии развития, взаимосвязь всех ступеней образования, поддерживаются возрастными особенностями учащихся, их естественным развитием и переходом с одной ступени развития на другую. Вместе с тем, УУД определяют содержание и форму образовательного процесса в аспекте конкретных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия могут быть оценены в соответствии со следующими положениями:
- соответствие возрастным особенностям учащихся и направлениям их развития;
- соответствие содержанию планируемых результатов;
- метапредметный характер УУД (возможность обобщения и переноса информации и сформированных УУД на любую область человеческой деятельности).
Оценка Универсальных учебных действий может быть осуществлена в процессе выявления их осознанности, полноты и адекватной задаче действия формы. Для оценки результата УУД необходимо наличие завершенного творческого продукта, который может быть представлен вербально (устно или письменно), как результат моделирования, как творческое художественно-эстетическое высказывание (в области музыки – художественный образ в сочинении, импровизации, исполнении, интерпретации музыкального произведения, в области изобразительного искусства – художественный образ в рисунке, в критическом отзыве, сочинении, эссе и т.п.).
Таким образом, образовательная область «Искусство» в школе может быть гораздо более продуктивной и способствовать всестороннему развитию школьников, обеспечивая их способность к художественному обобщению, переносу знаний, представлений, умений и навыков, приобретенных на уроках искусства в любые другие области деятельности под влиянием возникающего в процессе занятий искусством резонанса, являющегося педагогическим условием художественного обобщения и переноса информации. По аналогии с физическим явлением (от франц. resono – звучу в ответ), мы предположили, что воздействие на ребенка определенной информации, настроенной на естественные направления его развития, свойственные тому или иному возрасту, найдет гармоничный отклик в его душе, свяжет воедино далекие на первый взгляд, но родственные в своей основе явления (Абрамов Б.Н., Кабкова Е.П., Князева Е.Н., Курдюмов В.П., Печко Л.П.).
В заключении необходимо отметить, что общеразвивающее направление художественного образования школьников должно базироваться на следующих принципах:
1. соответствие формы и содержания занятий возрастным особенностям учащихся;
2. сближение и взаимоподдержка урочных и внеурочных форм занятий;
3. внимание к формированию универсальных учебных действий как совокупности способов действия учащегося, обеспечивающих его способность и умение учиться.