Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Системы управления базами данных

  • 👀 605 просмотров
  • 📌 546 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Системы управления базами данных
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Системы управления базами данных» pdf
Лекция знакомит студентов с основными возможностями современных ЭВМ для создания Банков данных.. Системы управления базами данных Одной из важнейших областей применения компьютеров является переработка и хранения больших объемов информации в различных сферах деятельности человека: в экономике, банковском деле, торговле, транспорте, медицине, науке и т.д. Существуют современные информационные системы, характеризующиеся огромными объемами хранимых и обрабатываемых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей. Информационная система – это система, реализующая автоматизированный сбор, обработку и манипулирование данными и включающая технические средства обработки данных, программное обеспечение и обслуживающий персонал. Цель любой информационной системы – обработка данных об объектах реального мира. Основой информационной системы является база данных. Существует много определений понятию база данных. В широком смысле база данных – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащую изучению для организации управления его объектами и, в конечном счете, автоматизации, например, предприятие, ВУЗ, маркетинговые исследования и т.д. и т.п. Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро производить выборку с произвольным сочетанием признаков. Большое значение при этом приобретает так называемое структурирование данных. Существует даже определение базы данных, которое звучит следующим образом. База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. Если вы помните, то данные и информация понятия взаимосвязанные, но не тождественные. На современном этапе развития вычислительной техники в памяти компьютера хранятся не только данные, но и методы (то есть программный код), с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или с другими программно-аппаратными комплексами. Таким образом, можно говорить, что в современных базах данных хранятся отнюдь не только данные, но и информация. Структурирование данных – это введение соглашения о способах представления данных. Так как структурирование данных имеет большое значение при объяснении работы с базами данных, этому вопросу посвящен следующий параграф данного учебника. Структуры данных Работа с большими наборами данных автоматизируется проще, когда данные упорядочены, то есть образуют заданную структуру. При создании любой структуры данных необходимо решить два вопроса: как разделить элементы данных между собой и как разыскивать нужные элементы. Существует три основных типа структур данных:  линейные структуры;  иерархические структуры;  табличные структуры. Линейные структуры – это списки. Список – это простейшая структура данных, отличающаяся тем, что каждый элемент данных однозначно определяется своим номером в массиве. Например, список 1 студентов в группе каждый студент зарегистрирован под своим уникальным номером в группе. Таким образом линейные структуры – это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента однозначно определяется его номером. Разделителем в списке может быть какой-нибудь специальный символ. Чаще всего используется пробел, но может быть ∗, например. В списке студентов, в котором каждый студент написан с новой строки, в качестве разделителя используется конец строки. Для розыска элементов с номером n просмотреть список с самого начала и пересчитать встретившиеся разделители. Когда будет отсчитано n-1 разделителей, начнется нужный элемент. Если все элементы списка имеют равную длину, то разделители не нужны. Например, длина элемента а. Для розыска элемента с номером n надо посмотреть список с самого начала и отсчитать а(n-1). Со следующего символа начинается разыскиваемый элемент. Упрощенные списки данных, состоящие из элементов равной длины, называют векторами данных. Иерархические структуры данных. В иерархической структуре адрес каждого элемента определяется путем доступа (маршрутом), ведущим от вершины структуры к данному элементу (примером иерархической структуры является, например, система почтовых адресов). Основным недостатком иерархической структуры является увеличенный размер пути доступа, часто для его записи требуется больше памяти, чем для записи данных. Поэтому для того, чтобы сделать путь доступа компактным используют дихотомию данных. Принцип действия метода дихотомия показан на рисунке 1. Информационное обеспечение Прикладные программы Неприкладные программы Графические редакторы Неграфические редакторы Текстовые процессоры Нетекстовые процессоры Текстовый процессор Word Perfect Текстовый процессор Microsoft Word Рисунок 1 – Пример, поясняющий принцип действия метода дихотомии В иерархической структуре, построенной методом дихотомии, путь доступа к любому элементу можно представить как путь через рациональный лабиринт с поворотами налево (0) или направо (1) и, таким образом, выразить путь доступа в виде компактной двоичной записи. Например, на рисунке 50, поясняющем принцип действия 2 метода дихотомии путь доступа к текстовому процессору Microsoft Word выразится следующим двоичным числом: 1010. Таким образом, главным недостатком иерархической структуры является относительная трудоемкость записи адреса элемента данных и сложность их упорядочения. Табличные структуры (таблицы данных, матрицы данных) – это структуры, в которых элементы данных определяются адресом ячейки, который состоит не из одного параметра (как, например, в списках), а из нескольких. Для одномерных таблиц – это номер строки и столбца. Нужная ячейка находится на их пересечении, а элемент выбирается из ячейки. Если все элементы таблицы имеют равную длину, то такие таблицы называют матрицами. Матрица – это упорядоченная структура, в которой все элементы имеют равную длину, а адрес элемента определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых находится ячейка, содержащая искомый элемент. Таблица может иметь не два измерения (строка и столбец), а больше. Таблицы, которые имеют больше двух измерений называются многомерными. Для хранения табличных данных количество разделителей должно быть больше, чем для данных имеющих структуру списка. Например, таблицы разделяют графическими элементами – линиями вертикальной и горизонтальной разметки. Если нужно сохранить таблицу в виде длинной символьной строки, используют один символ разделитель для элементов, принадлежащих одной строке и другой разделитель для отделения строк. Для розыска элемента, имеющего адрес ячейки (m, n), надо просмотреть набор данных с начала и пересчитать разделители. Когда отсчитан (m-1), отсчитываем (n-1) разделитель и начинается нужный элемент. Для розыска элемента длиной а, в матрице, имеющей M строк и N столбцов, с адресом (m, n), просмотреть набор данных с начала и отсчитать а[N(m-1)+(n-1)]. Со следующего символа начнется нужный элемент. В процессе разработки программного обеспечения, предназначенного для обработки данных, возникает необходимость создания специфической структуры данных, обеспечивающей наибольшее быстродействие и использующий наименьший объем памяти. Но создавать для каждого программного пакета отдельную структуру данных оказалось нецелесообразно, поскольку многие программы, выполняющие разные функции, используют одни и те же данные, которые нужно заново вводить, хранить и изменять по мере необходимости. Получается многократное дублирование данных, а это – лишний объем памяти и затраты времени. Чтобы не дублировать в разных программах одну и ту же информацию, ее отделили от обрабатывающей программы. Таким образом, получилось, что к одним и тем же данным можно обращаться из разных программ и использовать их для различных целей. И появилось такое определение баз данных. Базами данных – называют данные, хранящиеся на запоминающих устройствах и организованные таким образом, что к ним могут иметь доступ различные программы. Средства управления этими базами данных получили название системы управления базами данных (СУБД). Системы управления базами данных (СУБД) База данных (БД) – это поименованная совокупность данных, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. Объектом называется элемент предметной области, информацию о котором мы сохраняем. Объектом может быть человек, изделие, товар и т.д. 3 Система управления базами данных – это комплекс программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного применения базы данных многими пользователями. Таким образом, система управления базами данных – это комплекс программных средств, позволяющий создавать структуру новой базы данных, наполнять базу данных ее содержимым, редактировать содержимое, проводить отбор данных в соответствии с заданным критерием, упорядочивать их и оформлять для последующей выдачи на устройства вывода или передачи по каналам связи. Централизованный характер управления данными в базе данных предполагает необходимость существования некоторого лица (или группы лиц), на которое возлагаются функции администрирования данными. По технологии обработки данных базы данных делятся на централизованные и распределенные. Централизованная база данных хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта вычислительная система является компонентом сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такой базе. Этот способ использования баз данных часто применяют в локальных сетях ПК. Распределенная база данных состоит из нескольких возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базы данных (СУРБД). По способу доступа к данным базы данных делятся на базы данных с локальным доступом и базы данных с удаленным (сетевым доступом). Системы с сетевым доступом предполагают различные архитектуры таких систем: файл-сервер; клиент-сервер. Архитектура файл-сервер предполагает выделение одной из машин сети в качестве центральной (сервер файлов). На такой машине хранится совместно используемая централизованная БД. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций. Файлы базы данных в соответствии с пользовательскими запросами передаются на рабочие станции, где в основном и производится обработка. Архитектура клиент-сервер помимо хранения централизованной базы данных, центральная машина (сервер базы данных) должна обеспечивать выполнение основного объема обработки данных. Запрос на использование данных, выдаваемый клиентом (рабочей станцией), приводит к поиску и извлечению данных на сервере. Извлеченные данные транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой архитектуры клиент-сервер является использование структурированного языка запросов SQL. Как упоминалось выше для полноценной работы с данными в базе данных необходимы СУБД (системы управления базы данных). СУБД основывается на определенной модели базы данных. Модель базы данных – это совокупность структур данных и операций их обработки. Современная СУБД основывается на следующих моделях данных: иерархическая; сетевая; реляционная. Кроме того, она может быть построена на комбинации этих моделей или на некотором их подмножестве. Иерархическая модель организует данные в виде древовидной структуры. Сетевая модель организует данные в виде сетевой структуры. Структура называется сетевой, если в отношениях между данными порожденный элемент имеет более одного исходного. Реляционная модель данных организует данные в виде взаимосвязанных двумерных таблиц – объектов модели. Понятие «реляционный» произошло от английского слова relation – отношение. Реляционные модели характеризуются простотой структуры данных, удобным для пользователя табличным представлением и возможностью использования формального 4 аппарата алгебры отношений и реляционного исчисления для обработки данных. Поэтому в настоящее время СУБД, построенные по этой модели, получили наибольшее распространение. Для баз данных, с которыми работают с помощью реляционных СУБД, даже существует такое определение. Базами данных называют огромные массивы данных, организованных в табличные структуры. Как уже упоминалось выше, СУБД представляют собой пакет программ, посредством которого реализуется централизованное управление базой данных и обеспечивается доступ к данным. То есть СУБД выступает в качестве интерфейса между пользователями и базой данных. Основными функциями систем управления базами данных являются: − создание пустой (незаполненной) структуры базы данных; − предоставление средств ее заполнения или импорта данных из таблиц другой базы; − обеспечение возможности доступа к данным, а также предоставление средств поиска и фильтрации; − решение вопросов совместного использования данных и их защиты. Многие системы управления базами данных дополнительно предоставляют возможности проведения простейшего анализа данных и их обработки. В результате возможно создание новых таблиц баз данных на основе имеющихся. СУБД также служит для поддержания базы данных в актуальном состоянии и обеспечивает эффективный доступ пользователей к содержащимся в ней данным в рамках предоставленных пользователям полномочий. По степени универсальности различают два класса СУБД:  системы общего назначения;  специализированные системы. СУБД общего назначения не ориентированы на какую-либо предметную область или на информационные потребности какой-либо группы пользователей. Каждая система такого рода реализуется как программный продукт, способный функционировать на некоторой модели ЭВМ в определенной операционной системе, и поставляется многим пользователям, как коммерческое изделие. Такие СУБД обладают свойствами настройки на работу с конкретной базой данных. Использование СУБД общего назначения в качестве инструментального средства для создания автоматизированных информационных систем, позволяет существенно сокращать сроки разработки таких систем. Основными средствами современных СУБД являются:  средства задания (описания) структуры базы данных;  средства конструирования экранных форм, предназначенных для ввода данных, просмотра и их обработки в диалоговом режиме;  средства создания запросов для выборки данных при заданных условиях, а также выполнения операций по их обработке;  средства создания отчетов и вывода на печать результатов обработки в удобном для пользователя виде;  языковые средства – макросы, встроенный алгоритмический язык (Dbase, Visual Basic и др.), язык запросов (QBE, SQL) и т.п., которые используются для нестандартных алгоритмов обработки данных;  средства создания приложений пользователя (генераторы приложений, средства создания меню и панелей управления приложениями), позволяющие объединить различные операции работы с базой данных в единый технологический процесс. Используемые в настоящее время СУБД обладают средствами обеспечения целостности данных и безопасности, что дает возможность разработчикам 5 гарантировать большую безопасность данных при меньших затратах сил на низкоуровневое программирование. Обеспечение целостности данных – это характеристика, подразумевающая наличие средств, позволяющих удостовериться, что информация в базе данных всегда остается корректной и полной. Устанавливаются правила целостности , и они хранятся вместе с базой данных и соблюдаются на глобальном уровне. То есть правила хранятся вместе с базой данных и автоматически соблюдаются. Средства обеспечение безопасности обеспечивают выполнение следующих операций:  шифрование прикладных программ;  шифрование данных;  защиту данных паролем;  ограничение уровня доступа (к базе данных, к таблицам, к словарям, для пользователей различных категорий). Практически все современные СУБД позволяют работать в многопользовательских средах, но обладают для этого различными возможностями. Обработка данных в многопользовательских средах предполагает выполнение программным продуктом следующих функций:  блокировку базы данных, файла, записи, поля;  идентификацию станции, установившей блокировку;  обновление информации после модификации;  контроль времени и повторение обращения;  обработку транзакций (транзакция – последовательность операций пользователя над данными, которая сохраняет ее логическую целостность);  работу с сетевыми системами. Практически все современные СУБД обладают хорошими возможностями импорта-экспорта данных. Это дает следующее:  возможность обработки в СУБД информации, подготовленной другими программными средствами;  возможность использования другими программами данных, сформированных средствами рассматриваемой СУБД. Очевидно, что, сравнивая предоставляемые на рынок программных продуктов СУБД общего назначения, для выбора инструмента, позволяющего создать информационную систему, необходимо провести ее комплексную оценку. Однако важнейшей характеристикой является производительность СУБД, которая оценивается по следующим параметрам:  время выполнения запросов;  скорость поиска информации;  время выполнения операций импортирования данных других форматов;  скорость создания индексов и выполнение таких массовых операций, как обновление, вставка, удаление данных;  максимальное число параллельных обращений к данным в многопользовательском режиме;  время генерации отчета. Наибольшую популярность в настоящее время завоевали следующие СУБД: dBASE, FoxPro, Paradox, Access, Oracle, Informix. СУБД Access Как уже было сказано ранее, в мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами 6 и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Это дает нам возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы работы с ней на весь класс СУБД. В качестве такого учебного объекта выберем СУБД Access. Как уже упоминалось ранее, в информационных системах, создавая базу данных, пользователь описывает (моделирует) часть реального мира называемого предметной областью. Сведения о реальном мире представляются в базах данных посредством определенного набора понятий. В таком качестве выступают характеристики информационных объектов предметной области, отношения и связи между ними. Наименьшей единицей описания данных предметной области является атрибут (аttribute) –, т.е. определенная, минимальная, желательно неделимая часть информации о некотором информационном объекте (отношении). Часто атрибут называют полем и определяют как элементарную единицу логической организации данных, которая соответствует неделимой единице информации – реквизиту. Для описания поля (атрибута) используются следующие характеристики:  имя поля – определяет, как следует обращаться к данным этого поля при автоматических операциях с базой данных (например, название товара, номер накладной, закупленное количество, остаток товара на складе или фамилия сотрудника фирмы, имя, отчество, дата рождения, дата поступления в фирму), по умолчанию имена полей используются в качестве заголовков столбцов таблиц;  тип данных – определяет какого типа данные будут храниться в данном поле (например, текстовый, числовой, денежный и т.д.);  свойства полей базы данных – поля базы данных не просто определяют структуру базы данных, они еще определяют групповые свойства данных, записываемых в ячейки, принадлежащие каждому из полей, поэтому каждому полю могут быть задан определенный набор свойств (например, размер поля, формат поля, маска ввода, условие на значение и т.п.), следует отметить, что набор задаваемых свойств зависит от типа данных;  отношение (relation или информационный объект) – определяет принадлежность элементов описания (атрибутов) к одному и тому же описываемому объекту предметной области (например, кадры, склад, клиенты и т.д.);  запись – совокупность логически связанных полей (атрибутов), т.е. объединенных отношением принадлежности к одному и тому же описываемому объекту предметной области называется записью базы данных;  экземпляр записи – отдельная реализация записи, содержащая конкретные значения ее полей;  таблица – совокупность экземпляров записей одной структуры;  Связь – это способ, которым связана информация из различных информационных объектов (отношений) в информационной системе управления. Взаимосвязи между информационными объектами предметной области типизированы и бывают следующих видов:  «один к одному» - одна запись одного из отношений может быть связана только с одной записью в другом отношении;  «один ко многим» - одна запись одного отношения взаимосвязана со многими записями другого отношения;  «многие ко многим» - одна и та же запись может входить в отношения со многими другими записями в различных отношениях. Основной целью анализа предметной области является выделение основных информационных объектов (отношений) и установление связей между ними. Затем дается описание логической структуры записи таблицы. 7 Описание логической структуры записи таблицы содержит последовательность расположения полей записи и их основные характеристики. В структуре записи файла указываются поля, значения которых являются ключами. Ключи бывают первичные и вторичные. Первичный ключ (ПК) – это одно или несколько полей, однозначно идентифицирующих запись. Если первичный ключ состоит из одного поля, он называется простым, если из нескольких полей – составным ключом. Вторичный ключ (ВК) – это одно или несколько полей, выполняющих роль поисковых или группированных признаков. В отличие от первичного, значение вторичного ключа может повторяться в нескольких записях таблицы, т.е. он является уникальным. Если по значению первичного ключа может быть найден один единственный экземпляр записи, то по значению вторичного – несколько. СУБД Access один из компонентов пакета программ Microsoft Office. Этот комплекс программ широко применяется в малом и среднем бизнесе, связанным с интенсивным товаро- и документооборотом. При желании в Access можно создать продвинутую бухгалтерскую или кадровую программу, создать сложный по своей архитектуре продукт. Эта программа успешно работает в сетях, позволяя создавать клиент-серверные приложения. СУБД Access создает и обрабатывает реляционные базы данных, т.е. данные хранятся в нескольких таблицах и между ними устанавливается связь. Обычно с базами данных работают две категории исполнителей. Первая категория – проектировщики. Их задача состоит в разработке структуры таблиц и других объектов, предназначенных для автоматизации работы с базой данных и организации защиты данных в базе от несанкционированного доступа. Вторая категория пользователей, работающих с базой данных – пользователи. Они получают базу данных от проектировщиков и занимаются ее наполнением и обслуживанием. Таким образом, СУБД имеет два режима работы: проектировочный и пользовательский. Первый предназначен для создания или изменения структуры базы данных и ее объектов. Во втором режиме происходит использование ранее подготовленных объектов для наполнения базы или получения данных из нее. Создавая информационную систему, проектировщики разрабатывают следующие объекты. Таблицы – они обладают структурой и содержанием. Вся информация, которая заносится в базу данных, сохраняется в таблицах. Структура таблицы создается в режиме конструктора. Создание структуры таблицы «Кадры» для информационной системы «Управление предприятием, занимающегося торгово-закупочной деятельностью» показано на рисунке 2. Как видно из рисунка ключевым полем в таблице является поле код сотрудника. Работать с данными в таблицах информационной системы можно, если таблицы открываются в режиме данных, как показано на рисунке 3. В этом режиме можно вносить данные в таблицы, но удобнее вводить данные через формы. 8 Рисунок 2 – таблица «Кадры» в режиме конструктора Рисунок 3 – таблица «Кадры» в режиме работы с данными После того, как созданы таблицы для информационной системы, между ними устанавливают связи. В реляционных СУБД пользователь может описать связи между таблицами. СУБД Microsoft Access учитывает эти связи при поиске взаимосвязанных данных во время обработки запросов, форм и отчетов, базирующихся на нескольких таблицах. 9 Для установки связи между таблицами строится схема данных. В схему данных можно добавлять не только таблицы, но и запросы. Создавая связи между таблицами, с помощью мыши перетаскивают поле, которое следует использовать для установления связи (обычно это ключевое поле, выделенное полужирным шрифтом), из списка полей главной таблицы на соответствующее поле подчиненной таблицы. Связи создаются от первичных ключей к внешним ключам. Параметры связи задаются пользователем в окне диалога «Связи». Вид окна диалога «Связи» показан на рисунке 4. Установленная связь отобразится на схеме линией, соединяющей связанные поля из таблиц. При этом будет отображен тип связи (один к одному или один - ко – многим). Рисунок 4 – Окно диалога «Связи» Схема данных для информационной системы «Управление предприятием, которое занимается торгово-закупочной деятельностью» показана на рисунке 5. Рисунок 5 – Схема данных Запросы – это объект для работы с уже заполненной базой данных. Они позволяют создать достаточно сложные выборки из взаимосвязанных таблиц и представить полученные данные в виде результирующей таблицы. То есть эти объекты служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. Особенность запросов является то, что они, выбирая данные из таблиц, создают на их основе временную результирующую таблицу. Эти таблицы хранятся только в оперативной памяти, но на их основе можно создавать другие таблицы, а также необходимые для работы пользователя объекты базы данных. В СУБД Access проектирование запросов реализуется двумя способами: 10  запрос проектируется на основе бланка QBE (Query By Example). Пользователь при таком проектировании задает отдельные параметры запроса в окне проектирования с использованием подсказок и образцов;  запросы, проектируемые на основе структурированного языка запросов SQL (Structured Query Language). Формируя такой запрос, пользователь применяет инструкции и функции языка, выстраивая некоторое описание. Типы запросов легко транслируются из одного вида в другой, поэтому СУБД Access безразлично каким образом строится запрос. Кроме того, в СУБД Access можно строить следующие виды запросов. Запрос на выборку – запросы этого типа возвращают данные из одной или нескольких таблиц Запросы на выборку можно также использовать для группировки записей и вычисления сумм, средних значений, подсчета записей и нахождения других типов итоговых значений. Запрос с параметрами — это запрос, при выполнении отображающий в собственном диалоговом окне приглашение ввести данные, например условие для выбора записей. Перекрестные запросы – используют для расчетов и представления данных в структуре, облегчающей их анализ. Запросы на изменение – такими запросами называют запросы, которые за одну операцию изменяют или перемещают несколько записей. Существует четыре типа запросов на изменение:  на удаление записи – запрос на удаление удаляет группу записей из одной или нескольких таблиц;  на обновление записи – запрос на обновление вносит общие изменения в группу записей одной или нескольких таблиц;  на добавление записей – запрос на добавление добавляет группу записей из одной или нескольких таблиц в конец одной или нескольких таблиц;  на создание таблицы – запрос на создание таблицы создает новую таблицу на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц. На рисунках 6 показан запрос «Список товаров» в режиме конструктора (бланк QBE для построения запроса) На рисунке 7 этот же запрос, написанный на языке программирования запросов SQL (Structured Query Language). На рисунке 8 результат выполнения запроса «Список товаров». На рисунке 9 показан запрос на обновление записи поля «остаток» в таблице «Склад». Этот запрос отрабатывает в тот момент, когда продается товар со склада фирмы. Рисунок 6 – запрос «Список товаров» в режиме конструктора (бланк QBE для построения запроса) 11 Рисунок 7 – запрос, написанный на языке программирования запросов SQL (Structured Query Language) Рисунок 8 – результат выполнения запроса «Список товаров» Рисунок 9 – запрос на обновление записи поля «остаток» в таблице «Склад» Формы – с помощью форм данные заносят и отображают в удобном для пользователя виде. По сути, это трафарет для работы с данными в таблицах. Формы позволяют предоставлять пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему положено заполнять. В форме можно разместить специальные элементы управления и таким образом автоматизировать ввод данных. Главная задача форм создать удобный пользовательский интерфейс. Организовать максимально удобную работу пользователя с информационной системой. Формы в Microsoft Access бывают следующих видов.  Простая форма – в один столбец (автоформа в столбец) в форму выводятся данные одной записи в таблице – это так называемый карточный интерфейс, т.е. данные одной записи, представлены в виде карточки (карточка клиента, карточка сотрудника, карточка товара, поступающего на склад). 12  Многостраничная форма – вариант простой формы, выполняется, когда поля из одной записи не помещаются на одну страницу, в этом случае при работе с формой пользователь вынужден использовать вертикальную линию прокрутки, или клавиши PgUp/PgDn, для того чтобы работать с полями в форме. Построение таких форм не желательно. Пользователю удобнее представлять информацию в формах, которые помещаются на один экран. Для организации таких форм можно использовать, например, элементы управления «корешки вкладок».  Ленточная форма (автоформа ленточная) – используется для просмотра списка записей, так называемый табличный интерфейс. В этой форме отформатированные записи выводятся на экран одна за другой, то есть в форму выводится информация о многих записях в таблице. Эту форму лучше строить для записей с небольшим количеством полей или использовать в такой форме горизонтальную линию прокрутки.  Табличная форма (автоформа табличная) – вариант табличного интерфейса, при котором в форму выводятся не отформатированные записи.  Сложные формы (формы «один ко многим») – формы создаваемые на основе запроса из двух и более связанных таблиц. В этих формах информация из одной таблицы (связь со стороны «один») выводится в основной (главной) форме, а информация из других таблиц (связь со стороны «многие») выводится в другие подчиненные формы.  Подчиненная форма – внедряется в основную форму и содержит информацию из другой таблицы или запроса (связь со стороны «многие»). Подчиненная форма должна быть связана с основной таблицей через какое-нибудь поле.  Всплывающая форма – специальное окно диалога, которое служит для вывода сообщений для пользователя или для ввода данных пользователем, прежде чем приложение Microsoft Access продолжит свою работу. Всплывающая форма располагается поверх других открытых форм, даже если активной является другая форма. Всплывающая форма может быть немодальной или модальной.  Модальная форма – окно диалога, которое остается поверх других окон. Фокус ввода невозможно перевести в другие окна, пока модальная форма не будет закрыта или свернута. Если всплывающая форма является немодальной, пользователь имеет возможность получить доступ к другим объектам и командам меню, пока форма открыта, а если модальной – то нет. Всплывающие модальные и немодальные формы используются для создания наиболее удобного пользовательского интерфейса и позволяют обеспечить защиту системы от некорректной работы пользователя. В Microsoft Access имеется возможность создания форм, как в режиме конструктора, так и с помощью мастера. При разработке информационной системы следует использовать оба метода. Формы в Microsoft Access состоят из трех основных частей: области заголовка, области данных и области примечания. Вся информация в формах содержится в элементах управления. Элементы управления могут быть связанными и несвязанными. Связанные элементы управления вводят/выводят данные из базовых таблиц или запросов. Несвязанные элементы управления показывают данные, вычисляемые непосредственно в форме, или текст, какие-либо числа, дату или время, номер страницы. На рисунке 10 показано окно СУБД Access, в котором идет конструирование формы «Личная карточка сотрудника». Это одна из форм для работы в информационной системе «Управление предприятием, которое занимается торгово-закупочной деятельностью». С помощью этой формы будут вноситься данные в таблицу «Кадры» рассматриваемой информационной системы. Форма «Личная карточка сотрудника» показана на рисунке 11. Отчеты – служат для выдачи результатов работы в информационной системе на принтер. Они во многом похожи на формы, но должны учитывать параметры принтера и 13 параметры используемой бумаги, так как служат для форматированного вывода данных на печатающие устройства. Макросы – это средства для автоматизации работы с базой, которые позволяют упростить длинные последовательности действий. Модули – это программы, которые может написать пользователь (для СУБД Access на языке программирования Visual Basic for Application) для расширения возможностей стандартных средств Access. Рисунок 10 – окно СУБД Access, в котором идет конструирование формы «Личная карточка сотрудника» 14 Рисунок 11 – форма «Личная карточка сотрудника» Кроме того, в настоящее время в связи с широким распространением сетевых технологий к современным системам управления базами данных предъявляется также требование возможности работы с удаленными и распределенными ресурсами, находящимися на серверах всемирной компьютерной сети. 15
«Системы управления базами данных» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 70 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot