Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
2.1. Формы записи СЛАУ
Систему линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) размерности m можно
записать в скалярном:
a11 x1 a12 x 2 ... a1m x m f1
a 21 x1 a 22 x 2 ... a2 m x m f 2
(2.1)
...
a m1 x1 a m 2 x 2 ... amm x m f m
векторном:
a11
a12
a1m
f1
a
a
a
21
22
2m
f2
x
x
...
x
... 1 ... 2
... m ...
(2.1)
a
a
a
f
m1
m2
mm
m
или матричном виде:
Ax f
a11
a21
A
Здесь
am1
a12
a22
am 2
x1
x2
x ...
частей,
xm 1
x
m
x
,
(2.1)
... a1m
f1
f 2
... a2 m
– матрица системы, f ... – вектор правых
f m 1
f
m
... amm
– вектор неизвестных.
Система имеет единственное решение, если A 0. По определению решения,
подставив вектор x в СЛАУ, получим m тождественных уравнений. Назовем
расширенной матрицей системы A матрицу, полученную в результате
добавления к исходной матрице системы вектора правых частей:
a11 ... a1m
a21 ... a2 m
A
am1 ... amm
f1
f2
.
...
fm
2.2. Методы решения СЛАУ
Методы решения СЛАУ можно разбить на два класса: прямые (точные) и
итерационные (приближенные).
Прямые методы позволяют получить решение за конечное число
арифметических операций. Если операции реализуются точно, то и решение
будет точным (поэтому класс прямых методов еще называют точными
методами). В итерационных методах решением является предел некоторой
бесконечной последовательности единообразных действий.
2.3. Прямые методы решения СЛАУ с невырожденной матрицей
Метод Крамера. Компоненты вектора решения определяются по формуле
xi
Ai
, i = 1, 2, …, m,
A
(2.2)
где матрицы Ai получены из основной матрицы A заменой i-го столбца на вектор
правых частей.
Метод обратной матрицы. Вектор решения получим, умножив обратную
матрицу на вектор правых частей:
(2.3)
x A1 f .
Метод Гаусса-Жордано. Исходная система с помощью эквивалентных
преобразований (перестановка строк; умножение строк на ненулевую константу;
сложение строк) расширенной матрицы сводится к системе с диагональной
(единичной) матрицей. Этот метод можно использовать для нахождения
обратной матрицы, для чего в расширенную матрицу надо включить единичную
матрицу.
x1 x 2 x 3 2
2 x1 x 2 x 3 3
Пример 2.1. Решить СЛАУ
x x x 6
1 2 3
методом Крамера, Гаусса – Жордано и обратной матрицы.
Решение. Создаем основную и три вспомогательных матрицы, находим их
определители и решение по формулам (2.2.):
1 1 1
2 1 1
A 2 1 1 , A1 3 1 1 ,
1 1 1
6 1 1
1 2 1
1 1 2
A 2 2 3 1 , A3 2 1 3 ,
1
6
1
1
1
6
A1 6
A 2 18
A3 12
x1
1, x2
3, x3
2.
A 6
A
6
A
6
Выполним проверку решения, подставив полученный вектор в исходную
систему, записанную в скалярной форме:
1 3 2 2
2 1 3 2 3
1 3 2 6
или в матричной форме:
1 1 1 1 11 1 3 (1) 2 2
Ax 2 1 1 3 (2) 1 1 3 1 2 3
1
1
1
2
1
1
1
3
1
2
6
Для того, чтобы найти обратную матрицу и решение СЛАУ по метод ГауссаЖордано, включим единичную матрицу I в расширенную и выполним
эквивалентные преобразования, приводящие исходную матрицу СЛАУ к
единичной. Эти же преобразования переведут единичную матрицу в обратную
матрицу, а вектор правых частей – в решение СЛАУ.
A
I
f
1
1
–1
1
2
–2
1
1
1
3
1
1
1
1
6
Прибавляем ко второй строке первую, умноженную на 2, а из третьей вычитаем
первую:
1
1
–1
1
2
3
–1
2
1
7
2
–1
1
4
Делим вторую строку на 3 и вычитаем ее из первой:
1
1
1
1
3
3
3
1
1
3
2
2
3
–1
1
3
1
1
7
3
3
4
Делим последнюю строку на 2 и прибавляем ее с коэффициентом
строке и с коэффициентом 1 3 – ко второй:
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
3
1
1
1
1
3
к первой
3
1
6
3
2
2
A 1
x
I
В дальнейшем для обозначения эквивалентных преобразований будем
использовать символ . Вектор решения совпадает с тем, что получен методом
Крамера. Проверим, что обратная матрица найдена правильно:
1 1
0 3 3
1 1 1
1
1
1
A × A 1 2 1 1
2
3
6
1 1 1 1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1 0 1 2 (1) 2 1 3 1 3 1 0 1 3 1 6 1 2
1
1
1
1
1
1
1
2 0 1 1 2 1 1 0 2 1 1
2
3
3
6
2
2
3
1
1
1
1
1
1 0 1 1 1 1
1 1 1 0
1 1 1
2
3
3
6
2
2
3
1 0 0
0 1 0
0 0 1
Умножив обратную матрицу на вектор правых частей, получим решение
методом обратной матрицы (2.3):
1
1
1 1
02 3 6
3
3 1
3 3 2
1
1 1
1
1
1
x A 1 f
3
2
3
6
3
2
3
6
2
3
6
6
2
1
1
1
1
2 0 3 6
2
2
2
2
2.4. Исследование СЛАУ
Методы Крамера и обратной матрицы решения СЛАУ можно использовать,
если система имеет единственное решение, т.е. матрица квадратная и ее
определитель не равен нулю. Метод Гаусса-Жордано можно использовать для
решения или исследования СЛАУ с прямоугольной или вырожденной матрицей.
1 x1 0 x2 1 x3 2
1 x 1 x 0 x 3
1
2
3
Пример 2.2. Решить СЛАУ 1 x1 1 x2 1 x3 2 .
2 x1 1 x2 1 x3 1
Число неизвестных в системе – три, а число уравнений –четыре. Если все
уравнения независимы, то СЛАУ переопределена и решения не имеет.
Попробуем решить систему с помощью метода Гаусса-Жордано.
1 0 1 2 1 0 1 2 1 0 1 2 1 0 0
3 0 1 1 5 0 1 1 5 0 1 0
1 1 0
~
~
~
1
1
1
2
1
2
4
3
9
0 0 1
2 1 1 1 0 1 1 5 0 0 0 0 0 0 0
1
2
3
0
На третьем шаге все элементы последней строки расширенной матрицы
занулились. Это означает, что последнее уравнение СЛАУ является следствием
трех остальных уравнений, и может быть отброшено. Итоговую систему
запишем в векторном виде:
1
0
0 1
x1 0 x2 1 x3 0 2 ,
0
0
1 3
или
1
0
0
x1 e1 x2 e2 x3 e3 f , e1 0 , e2 1 , e3 0 .
0
0
1
Здесь e1 , e2 , e3 - базисные вектора в трехмерном векторном пространстве,
f - вектор правой части СЛАУ.
2 x1 0 x2 1 x3 1 x4 1
3 x 1 x 1 x 0 x 2
2
3
4
Пример 2.3. Решить СЛАУ 1
.
5 x1 1 x2 2 x3 1 x4 3
1 x1 1 x2 0 x3 1 x4 1
Решение. Легко проверить, что определитель матрицы равен нулю. В этом
случае СЛАУ либо несовместна, либо имеет бесконечно много решений.
Запишем расширенную матрицу и выполним преобразования Гаусса – Жордано:
2
3
5
1
1
1 1 1
1 1 0 2 2
~
1 2 1 3 3
1 0 1 1 5
0 1 1 1 1 0 1 1 1 1
0 1 1 1 0 2 1 3 1 0 2
~
~
1 1 0 2 0 2 1 3 1 0 0
1 2 1 3 0 4 2 6 2 0 0
1
0 1 1
1 3 1
0 0 0
0 0 0
На
первом
шаге
мы
поменяли местами первую и четвертую строки, на втором – преобразовали
первый столбец, на третьем – преобразовали третий столбец. В итоге две
последние строки занулились, и СЛАУ можно записать в виде
1
1
0
1 1
x1 x2 x3 x4
0
2
1
3 1
Неизвестные x1 и x3, которые в этой записи умножаются на базисные вектора,
назовем базисными, а две остальные неизвестные – свободными. Получим общее
уравнение СЛАУ, выразив базисные неизвестные через свободные:
x1 1 x2 x4
x3 1 2 x2 3 x4
.
Частное решение получим, подставив вместо свободных переменных
произвольные значения, например
x2 x4 0
x1 1 x2 x4 1
.
x3 1 2 x2 3 x4 1
Выполним проверку частного решения, подставив его в исходную систему:
2
3
5
1
1
1 1 1
1 1 0 0 2
.
1 2 1 1 3
1 0 1 0 1
2 x1 0 x2 1 x3 1 x4 1
3 x 1 x 1 x 0 x 2
2
3
4
Пример 2.4. Решить СЛАУ 1
.
5 x1 1 x2 2 x3 1 x4 5
1 x1 1 x2 0 x3 1 x4 7
Решение. Матрица СЛАУ такая же, как и в предыдущем примере. Выполняя
аналогичные преобразования, получим:
2
3
5
1
1
1 1 1
1 1 0 2 3
~
1 2 1 5 5
1 0 1 7 2
0 1 7 1 1 0 1
7 1
1 1 0 2 0 2 1 3 19 0
~
~
1 2 1 5 0 4 2 6 30 0
0 1 1 1 0 2 1 3 13 0
1
1 0 1
7
2 1 3 19
.
0 0 0 8
0 0 0 6
Все элементы двух последних строк, кроме последнего столбца, занулились.
Запишем два последних уравнения в скалярном виде:
0 x1 0 x2 0 x3 0 x4 8
0 x1 0 x2 0 x3 0 x4 6
.
Эти уравнения не могут быть выполнены ни при каких значениях x1, x2, x3 и x4,
следовательно, решения СЛАУ не существует.
2.5. Метод прогонки
Для решения систем с ленточными (трехдиагональными) матрицами
предназначен метод прогонки.
Рассмотрим систему с трехдиагональной матрицей:
c0 x0 b0 x1 f 0
(2.4)
(2.5)
ai xi1 ci xi bi xi1 fi , i = 1, 2, …, m – 1
(2.6)
am xm1 cm xm
fm
В матричном виде эта система имеет вид:
c0
a
1
0
0
0
0
b0
c1 b1 0
a2
c2
b2
x0
0
x1
0
x2
...
...
...
xm 1
bm 1
xm
cm
0 a3
c3 b3
am 1 cm 1
am
f0
f1
f3
f m 1
fm
В методе прогонки решение ищем в виде
xi i 1xi 1 i 1 , i =0, 1,…m-1,
(2.7)
где i , i - прогоночные коэффициенты. Метод имеет два этапа. На первом этапе
определяются прогоночные коэффициенты, на втором – решение.
Первый этап. Запишем уравнение (2.4) в виде (2.7):
x0
b0
f
x1 0 ,
c0
c0
получим формулы для определения α1, β1:
b
f
1 0 , 1 0 .
c0
(2.8)
c0
Уменьшим в (2.7) индекс на единицу:
xi 1 i xi i
и подставим полученное выражение в (2.5):
aii xi ai i ci xi bi xi 1 fi ,
откуда
xi
bi
a fi
xi 1 i i
ci ai i
ci ai i
.
Данное
равенство
совпадает
с
(2.7),
если
i = 0, 1, …, m – 1 выполняются рекуррентные соотношения
при
всех
i 1
bi
ci ai i
,
i 1
ai i f i
ci ai i
,
(2.9)
по которым вычисляются все остальные коэффициенты αi, βi.
Второй этап. При i = m – 1 из (2.7) получим:
xm 1 m xm m .
Подставляя это выражение в (2.6) и разрешая полученное выражение
относительно xm, записываем:
a fm
xm m m
,
(2.11)
cm am m
где αm и βm известны. Далее по формулам (2.7) последовательно находятся xm–1,
xm–2, …, x0.
Метод прогонки позволяет быстро и точно решать большие СЛАУ. Для
успешного применения метода прогонки нужно, чтобы в процессе вычислений
не возникало ситуаций с делением на нуль, а при больших размерностях систем
не должно быть быстрого роста погрешностей округления. Это обеспечивает
выполнение условия диагонального преобладания
ci bi ai
, i = 0, 1, 2, …, m.
(2.12)
Пример 2.5. Решить методом прогонки СЛАУ A x f , где
4 1
1 4
A 0 3
0 0
0 0
2
5
1
0
1
0 0
2
1 0 , f 3 .
4 2
4
5
0 5
Решение. Составим вектора a, b и c, содержащие элементы главной и
дополнительных диагоналей:
0
1
4
1
2
4
a 3 , b 1 , c 5 .
1
2
4
0
0
5
Нумерация элементов массива начинается с нуля, поэтому m=4. Заметим
также, что дополнительные диагонали a и b короче главной, поэтому a0 = b4 = 0,
а вектор c содержит элементы главной диагонали с противоположным знаком.
Вычисляем по (2.8) первые прогоночные коэффициенты:
b
f
1
1
1 0
0.25 , 1 0 0.25 .
c0
4
c0
4
Вычисляем по (2.9) остальные прогоночные коэффициенты:
2
b1
a f
2
1 0.25 1
0.471; 2 1 1 1
0.412;
c1 a11 4 1 0.25
c1 a11 4 1 0.25
3
b2
a f2
1
1 0.25 1
0.156; 3 2 2
0.661;
c2 a2 2 5 3 0.471
c2 a2 2 5 3 0.471
4
b3
a f3
2
1 0.661 4
0.481; 4 3 3
0.804.
c3 a3 3 4 1 0.156
4 1 0.156 4 1 0.25
Вычисляем по (2.11)
x4
a4 4 f 4 0 (0.804) 5
1.
c4 a4 4
5 0 0.481
Вычисляем по (2.7) все остальные компоненты решения:
x3 4 x4 4 0.481 1 (0.804) 0.323;
x2 3 x3 3 0.156 (0.323) 0.661 0.711;
x1 2 x2 2 0.471 0.711 (0.412) 0.077;
x0 1 x1 1 0.25 (0.077) 0.25 0.269.
Проверяем полученное решение:
0
0
A x f 0 .
0
0
2.6. Решение СЛАУ в пакете MathCAD
Описанные выше алгоритмы решения СЛАУ реализованы в MathCAD в виде
функции lsolve, основанной на прямом методе Гаусса, и в виде
вычислительного блока Given/Find, в основе которого лежит итерационный
алгоритм.
Для применения функции lsolve система должна быть записана в
матричном виде (2.1). Пример использования функции lsolve показан на рис.
2.1.
Использование блока Given/Find может быть связано как со скалярной, так
и с матричной формой записи СЛАУ. Как уже было отмечено, данный метод
основан на итерационной схеме решения, поэтому всем неизвестным сначала
должны быть присвоены начальные значения. В случае если СЛАУ имеет
единственное решение, выбор начального приближения не влияет на решение.
После этого необходимо привести ключевое слово Given (Дано) и записать
СЛАУ в виде логического выражения, т.е. с использованием знака логического
равенства <=>, который можно найти на панели инструментов Boolean
(Логическая). Затем вызвать встроенную функцию Find, аргументами которой
являются искомые величины. На рис. 2.2 показано решение СЛАУ, записанной
в матричной форме, с помощью вычислительного блока Given/Find.
Рис. 2.1. Решение СЛАУ с помощью функции
lsolve
Рис. 2.2. Решение СЛАУ с помощью блока
Given/Find
Используя матричные функции, описанные выше, СЛАУ небольшой
размерности можно решать с помощью метода обратной матрицы и метода
Крамера. Соответствующие примеры показаны на рис. 2.3 и 2.4. Обращаем
внимание, что для вычисления определителей используется кнопка
«определитель» с панели инструментов «Матрицы» (см. рис. 1.1), и ее не следует
путать с кнопкой «модуль», находящейся на панели инструментов
«Калькулятор».
Рис. 2.3. Решение СЛАУ методом обратной
матрицы
Рис. 2.4. Решение СЛАУ методом Крамера
Стандартная функция rref(A), где A – расширенная матрица СЛАУ,
выполняет преобразования Гаусса-Жордано. На рис. 2.5 приведено решение
примеров 2.1-2.4 с помощью этой функции.
Пример 2.1
2
1 0 0
1 1 1
f 3
I identity( 3) 0 1 0
A 2 1 1
6
0 0 1
1 1 1
1 0 0 0
1
rref ( aug men t( A I f ) ) 0 1 0
2
1
0 0 1
2
Пример 2.2
1
1
A
1
2
Пример 2.3, 2.4
1
rref ( au gmen t( A f1 ) )
0
0
1 1
3 3
1
1
3
6
1
2
2
1
2
1
3
1 0
f rref ( aug men t( A f ) )
2
0
1 1
1
0
1 1
0 1
2
3
A
5
1
1 1 0
A 0 f1
1 2 1
1 0 1
0 1 1
3
0 0 1
1 0 2
0 1 3
0 0 0
1
2 f2
3
1
1
2
5
7
1
1 0.5 1.5 0.5
rref ( aug men t( A f2 ) )
0
0 0
0
0
0 0
0
0 0.5 0.5 0.5
0 0.5 0.5 0
1 0.5 1.5 0
1
0
Рис. 2.5. Решение СЛАУ с помощью стандартной функции rref
В некоторых случаях для решения СЛАУ можно использовать
пользовательские процедуры-функции, реализующие прямые или итерационные
методы решения СЛАУ. Ниже показан фрагмент рабочего листа MathCAD, на
котором
приведен
пример 2.5 решения СЛАУ с трехдиагональной матрицей методом прогонки
(рис. 2.6). Процедура-функция progonka содержит два цикла для нахождения
прогоночных коэффициентов и вектора решения.
pro gonka( a b c f )
n las t( f )
b
alf
1
c
f
bet
1
4
1
A 0
0
0
c
b
i 1
i
c alf a
i
i i
a bet f
bet
i 1
i
i
a bet f
n
n
n
c a alf
n
i
c alf a
i
x
1
0
2
1
3 5 1 0 a 3 b 1
2
1
0 1 4 2
0 0 0 5
0
0
4 2 0 0
1
4
2
4
c 5 f 3
4
4
5
5
for i 1 n 1
alf
1 0 0 0
n
i i
n
n
for i n n 1 1
x
i 1
x alf bet
i
i
i
x
0.269
0.077
pro gon ka( a b c f ) 0.711
0.322
1
Рис. 2.6. Решение СЛАУ методом прогонки