Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция: Системно-ориентированные перспективы
Дата: 01.04.2019
Время: 10:10 - 11:40
Цель: Сформировать новые знания по лекции «Системно-ориентированные перспективы».
Задачи:
- Ознакомиться с новыми терминами и понятиями;
- Ознакомиться с исследованиями.
Участники:
1. Авраменко Владислав
2. Бабакова Елена
3. Бугаев Лев
4. Волков Варлам
5. Воробьева Анастасия
6. Корнеева Злата
7. Кулагин Вадим
8. Некрасов Павел
9. Осипова Наталья
10. Семёнова Ольга
11. Скробова Валерия
12. Тупикова Екатерина
Реквизит:
1. распечатанная полная лекция - 2 экземпляра;
2. мультимедиа;
3. презентация.
ХРОНОМЕТРАЖ:
№
Часть занятия / тематика
Время
1
Организационная часть
10:10-11:40
2
Основная часть лекции:
1. Понятийно-категориальный аппарат;
10:10-11:10
3
2. Характеристика систем;
4
3. Общая теория систем;
5
4. Системный подход;
6
5. Системное мышление;
7
6. Социальные системы и их структура;
8
7. Помогающие системы (Пинкус и Минахан);
9
8. Системный подход в социальной работе.
10
Обсуждение:
Вопросы студентов по теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Молитва
Добрый день! Сегодня я проведу лекцию по теме «Системно-ориентированные перспективы», а потом обсудим её.
Перед вами лежат методические материалы, ознакомьтесь с планом нашей лекции, с терминологией и листом оценивания, который можете заполнять в процессе.
Понятийно-категориальный аппарат:
Для начала нам нужно разобраться, что же такое система.
Система - это совокупность взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, образующих сложное единое целое1.
Любые объекты являются системами, - например, университет является системой и имеет свою структуру, во главе которой стоит ректор.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет определенные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами.
В противоположность закрытой системе, открытая система функционирует благодаря взаимодействию с окружающим миром.
Первостепенное значение при этом имеет обмен энергией и информацией с окружающей средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Например, семья как социальная система имеет внешние и внутренние границы. Внешние границы выражаются взаимоотношениями между семьей и социальным окружением (общение с друзьями), внутренние границы - это взаимоотношения в внутри семьи.
Характеристика систем:
Каждая система имеет две характеристики:
• Состоит из меньших систем;
• Является составной частью большей системы и имеет границы.
Понятия, характеризующие систему:
1. Элемент - простейшая, неделимая часть системы. (Например атомы и молекулы)
2. Подсистема - компонент более крупный, чем элемент, который обладает свойствами системы, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема. Этим подсистема отличается от простой группы элементов, у которой нет подцели и нет свойств целостности.
3. Связь - входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение её целостных свойств.
4. Структура - характеризует организованность системы, упорядоченность элементов и связей, отражает её устройство и строение.
5. Цель - конечный результат.
Понятия, характеризующие функционирование и развитие системы:
1. Состояние - определяется как остановка развития, как срез или "мгновенная фотография".
2. Поведение - определяет закономерность перехода одного состояния в другое.
3. Развитие - увеличение сложности системы, улучшение структуры, социальный прогресс.
4. Жизненный цикл - период времени от возникновения потребности в системе и её становления до снижения эффективности функционирования системы, реорганизации или ликвидации.
Общая теория систем:
Это научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов. Первый вариант общей теории систем был выдвинут в 1940 году австралийским биологом Людвигом фон Берталанфи. С 1950-х гг. и вплоть до своей смерти (1972 г.) Л. Берталанфи занимался применением теории открытых систем и общей теории систем к общественным наукам.
Предметом исследований в рамках этой теории является изучение:
• различных классов, видов и типов систем;
• основных принципов и закономерностей поведения систем (например, принцип узкого места - явление, при котором пропускная способность системы ограничена одним или несколькими компонентами или ресурсами);
• процессов функционирования и развития систем (например, равновесие, развитие, адаптация).
В границах теории систем характеристики любого сложно организованного целого рассматриваются сквозь призму четырёх фундаментальных определяющих факторов:
• устройство системы;
• её состав (подсистемы, элементы);
• текущее глобальное состояние системной обусловленности;
• среда, в границах которой развёртываются все её организующие процессы.
Сам фон Берталанфи считал, что следующие научные дисциплины имеют (отчасти) общие цели или методы с теорией систем:
• Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.
• Теория информации - раздел прикладной математики, аксиоматически определяющий понятие информации, её свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных.
• Теория игр, как дисциплина, анализирующая в рамках особого математического аппарата рациональную конкуренцию двух или более противодействующих сил с целью достижения максимального выигрыша и минимального проигрыша.
• Теория принятия решений, анализирующая рациональные выборы внутри человеческих организаций.
• Топология, включающая неметрические области, такие, как теория сетей и теория графов (раздел математики, изучающий свойства графов, узлов, соединенных рёбрами).
• Факторный анализ, то есть процедуры выделения факторов (т.е. причин какого-либо процесса) в многопеременных явлениях в социологии и других научных областях.
Системный подход:
На основании теории систем сформирован системный подход, суть которого состоит в рассмотрении объекта в качестве целостной совокупности элементов, находящихся во множественных упорядоченных взаимосвязях.
Системный подход требует начинать процесс познания от целого к частям и выделения главного в исследуемых объектах и явлениях2.
Владение приёмами системного подхода требует от специалиста решать любую проблему с учётом взаимодействия с другими проблемами.
Системный подход к анализу теории и практики социальной работы позволяет выявить критические переменные и ограничения в системе.
Он требует не только анализа, но и синтеза систем, т. е. объединения отдельных элементов в целое.
Как считает М. Пейн, в технологию социальной работы были внедрены определенные понятия, ее характеристики:
• устойчивое состояние, когда система поддерживает сама себя, получая и используя входящую информацию, в системах могут происходить изменения, не затрагивающие их основных характеристик;
• гомеостаз или равновесие - способность системы сохранять свою фундаментальную сущность, несмотря на то, что входящая информация вносит определенные изменения;
• видоизменение - способность системы к усложнению, поскольку ее части видоизменяются с течением времени;
• системная сложность - система представляет собой целое, которое больше, чем сумма его частей;
• взаимовлияние - если одна часть системы меняется, то изменение затрагивает все другие части, которые также трансформируются.
Следующие понятия характеризуют системные процессы и варианты воздействия на них:
• ввод - энергия сквозь границы поступает в систему;
• вывод - энергия через границы выходит в окружающую среду и оказывает на нее воздействие;
• пропускная способность - энергия используется внутри системы;
• обратная петля - информация и энергия, попадает вновь в систему после того, как вывелась в окружающую среду и обогатилась в результате произошедших изменений;
• энтропия - система продолжает работать, пользуясь своей собственной энергией, и если не поступит новая информация извне, система исчерпает себя и остановится.
Социальные системы обладают синергией, (синергия - возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) они вырабатывают собственную энергию, чтобы поддерживать себя. Например, люди, взаимодействуя в браке, стремятся к сохранению или развитию отношений, устанавливая тесные связи внутри и укрепляют их. В случае отсутствия синергии (в семьях - место проживания, пища, совместная деятельность и взаимодействие взглядов на интеллектуальную, эмоциональную, физическую, социальную и духовную жизнь членов семьи). супруги должны получать дополнительную энергию извне (в семьях это сводится к отношениям со всем новым и посторонним, что входит в их жизнь), иначе будет увеличиваться энтропия. Следовательно, синергия является противоположностью энтропии.
Системное мышление:
Преимуществом системного подхода является видеть сходство разных систем и лучше понимать взаимосвязь между их элементами, обладая системным мышлением возможно объективно анализировать различные ситуации и принимать решения. Системное мышление специалисту по социальной работе нужно для того, чтобы принимать решения быстро и эффективно.
Системным мышлением понимается мышление, в процессе которого субъект рассматривает предмет мыслительной деятельности как систему, выделяя в нём соответствующие системные свойства, отношения, закономерности.
Системное мышление приводит к более полному пониманию причин многих явлений, которые казались разрозненными, но объединённые в систему помогают выявить закономерности функционирования и развития исследуемой организации3.
Например, заключение договора службы ЧС с церковью - это системное решение. Обучают людей, повышают их квалификацию, проводят разные мероприятия. Все эти люди могут помочь в кризисной ситуации - и это является системной работой, а сама помощь будет являться кратковременной. Специалисты в кризисной ситуации должны будут проводить работу с людьми, а потом в зависимости от их положения, будут проводиться уже другие методы работы.
Основная функция мышления: анализировать причины явлений и процессов, происходящих в природе и обществе, и выявлять порождающие их закономерности; находить новые идеи в проблемных ситуациях - в тех ситуациях, когда нет готовых способов действия.
В практической деятельности эта функция проявляется как умение:
• рассматривать объекты и явления окружающего мира в их развитии и взаимосвязи;
• анализировать ситуации, то есть уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• обнаруживать скрытые зависимости и связи;
• выявлять противоречия, порождающие проблемы, и находить их наиболее эффективные решения;
• делать выводы, позволяющие прогнозировать последствия принятых решений4.
Все эти умения являются результатом способности мышления устанавливать взаимосвязи между элементами, составляющими систему, и системы - с внешней средой.
Социальные системы и их структура:
Социальная система - комплекс взаимодействующих компонентов в обществе и его уровней организации экономических, политических, общественных.
Социальная система может быть представлена в трех аспектах.
Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.
Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй - с понятием социальной организации, третий - с понятием культуры.
Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех элементов - социальной общности, социальной организации и культуры.
Социальный контроль – это целенаправленное воздействие на личность со стороны общества с целью достижения общепринятого порядка.
Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых в конечном счете лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.
Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие и стабильность элементов внутри структуры.
Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы - классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.
Выделяют преимущественно следующие основные подсистемы общества: экономическую, политическую, социальную и духовную.
Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с установлением, организацией, функционированием и изменением публичной власти.
Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности.
Духовная подсистема направляет деятельность по созданию, развитию и освоению культурных, духовно-нравственных ценностей, определяющих сознание и поведение человека.
Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Общество может нормально развиваться лишь в результате эффективного и согласованного функционирования всех своих основных подсистем.
Помогающие системы (Пинкус и Минахан):
Американские ученые Пинкус и Минахан выделяют три основных вида систем, влияющих на индивида и способных оказать ему помощь:
• неформальные, или естественные, системы (семья, друзья, сотрудники);
• формальные системы (общественные организации, профсоюзы);
• социетальные системы (больницы, школы)5.
Они считают, что в процессе развития общества и практики социальной работы возникли определенные системы формальной, неформальной и социетальной помощи. В связи с этим социальной работа с одной стороны, направлена решение проблем человека, с другой системы клиентуры.
Р. Пейн выделил основные компоненты системной модели социальной работы, на которых базируются подходы А. Пинкус и А. Минахан.
• Агента изменений (социальные работники и организации, которые призваны помогать и поддерживать клиентов);
• Клиентская система (люди, группы, семьи, которые ищут помощи)
• Целевая система (люди, которых система агента изменений стремиться изменить, чтобы достигнуть цели);
• Воздействующая система (люди, с которыми система агента изменений работает, чтобы достигнуть целей системы).
Система клиентуры развивает традиционные подходы к клиенту, когда проблемы личной жизни человека во всех ее аспектах, обратившегося за помощью является методологической основой методов поддержки. Система клиентуры включает в себя широкий спектр субъектов от индивидуума до организации и общины, где основание к помощи является контракт или соглашения.
Системный подход в социальной работе:
Системный подход использует набор объективных и субъективных принципов, позволяющих эффективно действовать на любом уровне социальной практики. К объективным принципам относят:
• целостность, т.е. несводимость системы при ее рассмотрении к сумме свойств ее элементов;
• иерархичность, т.е. необходимость изучения структурной организации системы;
• отношение, т.е. изучение всех типов взаимосвязей системы;
• инвариантность, т.е. выделение в системе инварианта – устойчивой части ее структуры, обеспечивающей равенство системы самой себе при всех внутренних и внешних изменениях;
• связь со средой через коммуникации и информационный обмен;
• язык системы как способ этого обмена.
Субъективные принципы системного подхода - позиция наблюдателя, т.е. исследователя системы, который в соответствии со своими личностными особенностями выбирает цель и выделяет объект и предмет исследования; а также метод декомпозиции - способ восприятия целого как меры своих частей путем разбивки его на составляющие, которые интерпретируются одновременно. В соответствии с этими принципами при анализе системы осуществляется определенная последовательность действий, представляющая собой технологический процесс ее исследования, от выбора позиции наблюдателя до представления системы в виде формальной модели, адекватной реальным явлениям и структурам.
Применение системного подхода в социальной работе включает четыре последовательных этапа:
На первом этапе определяется сфера системного подхода.
На втором проводятся необходимые исследования (системно-структурный анализ).
На третьем этапе разрабатываются многовариантные решения определенных социальных проблем, устанавливается тип социальных отношений и социальных рисков, характер социальных девиаций, определяется оптимальный вариант решения каждой задачи в области социальной работы.
На четвертом этапе осуществляется конкретное решение комплекса задач в сфере социальной работы при помощи современных технологий и частных методик.
Разумеется, системный подход предполагает применение системного метода, т. е. набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик подготовки и принятия программ действий с учетом специфики объектов и субъектов социальной работы.
В социальной работе системный подход является одним из основных, поскольку позволяет комплексно изучать воздействие на социальные процессы различных факторов и условий в их взаимосвязи. Так как социальный работник и клиент взаимодействуют, становится возможным объяснить, каковы же внутренние и внешние механизмы взаимодействия этих структур6.
Теория систем позволяет рассмотреть закономерности, имеющиеся между процессами взаимодействия элементов, которые обеспечивают возникновение у системы новых, интегративных качеств. Вследствие этого удается сконструировать модели социальной работы, где изменение отношений с социальным окружением привносит элемент гармонии в ситуацию клиента, позволяет ему не только решить свою проблему, но и установить позитивные взаимосвязи со средой.
Д/з: (на экране): Вам необходимо перечислить 3 известные системы общества, и описать как осуществляется помощь в этих системах
Преимущества системного подхода:
1. Это интерактивный подход, в нем анализируются не мысли и чувства, а влияние людей друг на друга. - Например, на воспитание ребенка влияние оказывают родители, ближайшие родственники и друзья, и влияние разных людей имеет разное воздействие. Если ребёнок попадает в плохую компанию, влияние на него является негативным. Родители, соответственно, прерывают общение ребенка с этой компанией.
Наркозависимые - их отправляют в реаб. Центр который далеко, нет старых друзей, нет родителей, нет никого, ибо их влияние привело к наркозависимым. В реаб. Центре живут минимум 3 года, создают новые системы. Условно закрытая система. Сами работать, сами себя обслуживать.
Примеры с границы с учреждения. Классический пример закрытой системе - вакуум. В социальной системе нет полной изоляции.
Колония - где администрация, не имеет никакого влияния.
2. Системный подход показывает социальным работникам возможность достижения одной и той же цели различными путями (равнофинальность и многофинальность). Благодаря этому уменьшается стигматизация нестандартных форм поведения, а также социальное давление.
Когда специалист хорошо знает систему, он, находясь в ней может предлагать разные варианты путей решения проблемных ситуаций.
3. Системный подход является единым, интегральным и целостным. Он используется в работе с отдельными индивидами, группами и в микросоциальной среде.
Системный подход является не самим методом, а выбором методов для работы. Специалист может выбрать любой подходящий путь, соответствующий системе.
В системном подходе важно научить научиться анализировать, что на что влияет. Потому что один фактор, может изменить всё вокруг.
В единичном частном случае системный подход не используется. Если, например человеку нужно сделать паспорт - у специалиста есть одна задача - сделать ему паспорт. А если нужно создать службу по созданию паспортов, то, значит нужно настроить системную работу, тогда выясняются причины, подбирается персонал, и в целом проводится диагностика.