Систематика функций менеджмента. Файоль о функциях менеджмента. Функции менеджмента в трактовке современных гуру. Отечественные авторы о функциях менеджмента. Школа СПбГЭУ о функциях менеджмента. Типизация функций менеджмента.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 15. Систематика функций менеджмента. Файоль о функциях менеджмента. Функции менеджмента в трактовке современных гуру. Отечественные авторы о функциях менеджмента. Школа СПбГЭУ о функциях менеджмента. Типизация функций менеджмента.
Мы начинаем изучение менеджмента как процесса (см. Процессный подход в менеджменте). Менеджмент - это процесс выполнения определенных функций в определенной последовательности. Все эти функции далее будут рассмотрены с достаточной степенью детализации. А сейчас речь пойдет о систематике функций менеджмента, какие они бывают, в чем заключаются, как соотносятся и т.п.
Ранее было дано определение функции менеджмента.
Под функцией менеджмента понимается устойчивый состав специфических действий, выполняемых менеджерами разных уровней в процессе их деятельности.
Считается, что устойчивый состав таких действий впервые предложил или выявил А.Файоль. Файоль не использовал термина «функция менеджмента», а писал и говорил об элементах управления.
Элементы управления по А.Файолю:
1. Предвидение. В современной трактовке это - функция целеполагания и планирования «в одном флаконе». «Предвидеть - здесь означает исчислять будущее и подготовлять его; предвидеть, это уже почти - действовать». «Предвидение может проявляться бесчисленными способами но главное его проявление ……… это - программа действия». Программа основывается на предположениях. «Программа действия - это одновременно - конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути, и средства, которые будут пущены в ход; это картина будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные представлены более или менее смутно; это - предвидимый и подготовленный на определенный период ход предприятия». Вот такой стиль изложения в русском переводе 1923 года под редакцией А.К.Гастева!
Очень интересная фраза: «Хорошо известно, что наилучшим образом разработанная программа никогда полностью не осуществляется (выделено мной - А.Ц.). Предположения - не пророчества. Их цель - довести до минимума количество непредвиденного.
Тем не менее, общество и даже наиболее знакомые с ходом дел заинтересованные лица - неблагожелательно относятся к руководителю, выдвинувшему определенную программу и не осуществившему ее».
Значит ли это, что можно не выполнять планы? Невыполнение плана характеризует менеджера не с лучшей стороны, но не должно служить единственной характеристикой его деятельности.
Эго: Советский подход - планы должны выполняться. Обязательно! Вплоть до расстрела.
2. Организация. По сравнению с современной трактовкой от этой функции осталось одно название. В этом разделе своей книги «Общее и промышленное управление» Файоль пишет об административной миссии социального организма предприятия, о построении социального организма, мимоходом критикует Тейлора, пишет о наборе персонала, о его подготовке…. Интересно, но несистемно. Хотя основные моменты, связанные с функцией организации (построение структур управления и делегирование полномочий), все-таки упоминаются в определенном контексте. В целом Файоль трактует функцию организации как «умение строить социальный организм».
3. Распорядительство. Определения функции распорядительства Файоль не дает, хотя отмечает, что «целью распорядительства является вовлечение, насколько это возможно, подчиненных ему служащих в круг интересов предприятия.
Менеджер, выполняющий функцию распорядительства, «должен:
1. Обладать глубоким знанием своего персонала
2. Устранять неспособных
3. Быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими.
4. Подавать хороший пример
5. Делать периодические осмотры предприятия; при этих осмотрах пользоваться синоптическими таблицами (Эго: схемами организационной структуры предприятия)
6. Устраивать совещания со своими главнейшими сотрудниками для достижения единство управления и согласования усилий
7. Не загружать свое внимание мелочами
8.Добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициативы и сознания долга».
Если исходить из современных трактовок функций менеджмента. то все это ближе всего к функции мотивирования. Можно сказать, что функция распорядительства в течение нескольких десятков лет трансформировалась в функцию мотивирования.
4. Координирование. «Координировать это значит - согласовать все операции в предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех». Можно понимать эту трактовку как действие по обеспечению гармоничного функционирования предприятия в целом. В современной трактовке это не функция менеджмента, а цель функционирования организации в целом. Отдельные элементы этой функции в современной трактовке функций менеджмента относятся к таким функциям, как планирование, организация, мотивирование, установление коммуникаций.
5. Контроль. «Контроль в предприятии состоит в проверке - все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным признакам.
Его целью является - отметить ошибки и заблуждения, чтобы можно было их исправить и избежать их повторения».
В принципе все соответствует современной трактовке функции контроля.
Столь подробное рассмотрение функций контроля по А. Файолю необходимо, поскольку этот перечень является основой для последующих теоретических построений как зарубежных, так и отечественных специалистов в области менеджмента.
В настоящее время единого представления о функциях менеджмента не существует. Не существует и нормативного перечня функций. Поэтому следует обратить внимание на различные превалирующие подходы.
Авторы классических зарубежных учебников по менеджменту (Р. Дафт; М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури) называют обычно четыре функции:
• Планирование
• Организация (organizing)
• Мотивация (motivating)
• Контроль
М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури называют эти четыре функции первичными и считают, что они объединяются связующими процессами коммуникации и принятия решений.
В отечественной теории и практике никакого единства мнений нет. В советский период были попытки стандартизировать функции управления и вот что вышло:
ГОСТ 24525.0-80 (Государственный стандарт 1980 года):
Общие функции управления
• прогнозирование и планирование;
• организация работы;
• мотивация;
• координация и регулирование;
• контроль, учет, анализ.
Конкретные функции управления
• перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
• организация работ по стандартизации;
• учет и отчетность;
• экономический анализ;
• техническая подготовка производства;
• организация производства;
• управление технологическими процессами;
• оперативное управление производством;
• метрологическое обеспечение;
• технологический контроль и испытания;
• сбыт продукции;
• организация работы с кадрами;
• организация труда и заработной платы;
• материально-техническое снабжение;
• капитальное строительство;
• финансовая деятельность
Авторы отечественных учебников подходят к формулированию функций менеджмента с разных позиций:
Виханский О.С., Наумов А.И.
• Установление целей
• Разработка стратегии
• Планирование
• Проектирование работ
• Мотивирование
• Координация
• Контроль
• Обратная связь
Герчикова И.Н.
• Маркетинг
• Планирование
• Организация
• Контроль
• Мотивация
Казанцев А.К., Серова Л.С., Малюк В.И.
Предметные (основные)
• Формирование целей
• Планирование
• Организация производственных процессов
• Контроль и регулирование
Процессуальные (технологические)
• Коммуникации
• Управленческие решения
Социально-психологические
• Делегирование полномочий
• Мотивация
Школа Института управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета, к которой мы с вами относимся, выделяет следующие функции менеджмента:
Общие (основные)
• Формирование целей
• Планирование
• Организовывание
• Контроль
• Регулирование
Связующие (фоновые, непрерывные)
• Разработка и принятие решений
• Установление коммуникаций
• Мотивирование сотрудников
Общие функции отражают действия менеджера в процессе управления деятельностью людей в любой организации и любой отрасли национальной экономики. Чтобы организация работала эффективно, необходимо сформулировать цели, спланировать ресурсы и действия конкретных исполнителей, организовать взаимодействия структурных подразделений и отдельных сотрудников, для чего создать структуру управления и установить систему взаимоотношений между людьми, проконтролировать как готовность к началу деятельности, так и ход трудовых процессов после ее начала, и, наконец, отрегулировать ход процесса деятельности, если он отличается от заранее спланированного, то есть внести необходимые изменения.
В процессе выполнения перечисленных функций, менеджер постоянно занимается подготовкой и принятием управленческих решений, устанавливает коммуникации между людьми и формирует стимулы для обеспечения единства интересов организации и отдельных сотрудников, то есть мотивирует их на эффективную работу по достижению целей организации. Эти функции выполняются непрерывно, связывают воедино всю деятельность менеджера и служат своеобразным фоном, на котором происходит процесс менеджмента в целом.
Такое описание процесса менеджмента довольно элементарно, но оно же и логично, и понятно.