Система воспитательной работы в загородном лагере: история развития и современность
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция №1. Система воспитательной работы в загородном
лагере: история развития и современность
Цель занятия: сформировать у обучающихся целостное представление о
детском загородном лагере, истории его появления и развития, а также о
воспитательном потенциале, которым обладает детский лагерь на современном
этапе.
Основные понятия: детский загородный лагерь, всероссийский детские
лагеря, воспитательная система детского лагеря, законы и традиции лагеря,
воспитательный потенциал детского лагеря.
Лагерь – походный бивуак, временная стоянка на вечном пути движения.
Причем это лесной бивуак. Лагерь запоминается на всю жизнь образами
качающихся сосен, пением птиц, рассветами и закатами, ночным костром.
Лагерь – природная суверенная территория ребенка, где он осознает себя
личностью.
Природа и творчество – три кита лета. Необходимо напрочь отказаться
от всего сидячего и перейти на бродячее, бегательное, прыгательное,
плавательное. В хорошую погоду и в дождь. Любая остановка, топтание на
месте – верная примета поражения. Детям интересно там, где жизнь кипит и
деятельна.
С.А. Шмаков [1]
История возникновения и развития системы загородного отдыха
детей
Детские
загородные
лагеря
начинают
создаваться
различными
энтузиастами еще с конца XIX века. В 1876 году в швейцарских Альпах врачом
Джозефом Росроком был организован лагерь, который объединил 68 детей и
несколько родителей-добровольцев. Несколько позже к ним присоединились и
2
профессиональные педагоги. Вместе дети и взрослые ходили в походы, по
вечерам устраивали костры и пели песни, проводили командные соревнования
на свежем воздухе. По результатам такое времяпровождения оказало
чрезвычайно благоприятное влияние на физическое здоровье и эмоциональное
состояние детей. Поэтому вскоре подобные лагеря стали появляться во всем
мире.
Многие ритуалы и традиции лагеря, разработанные еще в конце XIX века,
стали стандартными практиками в последующие десятилетия; уже в тот период
сложилось довольно четкое представление о том, что дает опыт лагеря:
коллективную, наполненную творчеством жизнь вдали от родителей, но все же
под руководством взрослых, мероприятия на свежем воздухе, регулярные
вечерние костры, возможность увидеть и оценить мир природы, кроме того,
разнообразные игры и испытания на ловкость и самостоятельность.
В России детские лагеря функционируют уже дольше века. Ряд
исследователей,
разрабатывавших
проблему
периодизации
развития
воспитательной и оздоровительной работы с детьми в каникулярное время
(среди них В.А. Кудинов, Е.Н. Сорочинская и др.), условно выделили следующие
этапы развития системы загородных лагерей:
Первый этап (10-е – начало 40-х гг. ХХв.) характеризуется появлением и
последующим развитием системы детских оздоровительных лагерей как
самостоятельной сферы в педагогической работе с детьми в каникулярное время.
Как наиболее яркие и успешные формы, можно выделить:
- летнюю колонию «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко, в
которой большой упор делался на овладение подростками практически
значимых знаний, а также на их активное применение в деятельности; спасение
от многих социальных недугов педагогам виделось в живой творческой
занятости детей;
- «потешные» полки, организованные под эгидой Министерства
Просвещения – небольшие по составу военизированные отряды для сельской и
3
городской молодежи, в которых ребята учились маршировать, обращаться с
оружием;
-
скаутское движение, программа которого включала изучение военного
дела, ориентирование на местности, туризм, фотодело, туризм и др., но
происходило и глубокое нравственное воспитание, работало правило «Доброе
дело – каждый день»;
- начиная с 1917 года в разных районах страны возникали десятки
допионерских организаций, действующие под руководством комсомола или
партии: это были внешкольные разновозрастные организации, в которых детьми
реализовывалась естественная потребность в общении, их инициативы
поддерживались взрослыми, но руководители выбирались из среды самих ребят.
Появление в 1925 году санитарно-оздоровительного комплекса «Артек» в
Крыму означало начало развития общественно-государственной системы
воспитания детей в каникулярное время.
Основная функция детских лагерей этого периода – оздоровление и
закаливание подростков, их физическое совершенствование, санитарногигиеническое просвещение, ликвидация безграмотности, трудовое воспитание,
установление тесных связей между городскими и сельскими детьми.
Немаловажным было и последействие педагогического влияния на личность
ребенка: возвращаясь домой после лагеря, он привносил нормы санитарнобытовой культуры в семью, а опыт организации культурно-досуговой
деятельности – в школу и детские организации. К началу 40-х годов в структуре
воспитательной и оздоровительной работы лагерей оформились следующие
направления работы: здравоохранение, спортивно-массовая работа, а также
создание системы непрерывного оздоровления и воспитания детей. Созданная
накануне Великой Отечественной войны система оздоровительных лагерей
«дала ощутимые результаты именно в ходе войны, позволив выстоять, выжить в
тяжелейшей военной ситуации основной массе населения СССР». [2]
Второй этап (конец 40-х – середина 50-х гг.) характеризуется
восстановлением системы оздоровительных лагерей после войны. Появилась
4
жесткая государственная регламентация воспитательной деятельности. В эти
годы пионерской организация прочно входит в школу, а детские лагеря, в свою
очередь, отходят в подчинение профсоюзов. В 1951 году лагерь признается
оздоровительным учреждением профсоюзов, а основным критерием качества его
работы становится «средняя поправка детей в весе». Это объясняется тем, что
одна из основных задач состояла в оздоровлении детей послевоенного времени.
Отсюда – появление большого количества санаториев и повышений физической
активности детей в лагере.
Третий этап (середина 50-х – 80-е гг.) характеризуется становлением
системы оздоровительных лагерей и разработкой методики работы в лагере. В
это время появились педагогические труды О.С. Газмана, М.Б. Коваль, В.Ф.
Матвеева, Н.Е. Харитоновой, С.А. Шмакова, Л.С. Ждановой, А.Н. Лутошкина и
др. Вопросам воспитания в детском лагере стали посвящать научнопрактические конференции. Благодаря множеству проведенных педагогических
исследований были определены «основные функции детских оздоровительных
лагерей:
развитие
познавательных
способностей
детей
и
подростков;
расширение трудового воспитания; укрепление здоровья детей». [2]
Четвертый этап (1989 – 1995 гг.) – период поиска новых методов,
средств
и
форм
работы,
повышающих
эффективность
воспитания
и
оздоровления детей в условиях лагеря. Это период появления новых типов
детских учреждений: лагеря, функционирующие от детских и юношеских
организаций, профильные лагеря, детские и юношеские туристические лагеря,
лагеря-экспедиции, семейные дома отдыха, оздоровительные площадки и др.
Среди главных целей содержания летнего отдыха этого периода – создание таких
условий, в которых каждый ребенок смог бы осмыслить свою индивидуальность,
реализовать свои потребности, раскрыть свои способности, расширить круг
знаний и умений, получить новый социальный опыт, осознать свое место в
коллективе и обществе.
Пятый этап (1995 г. – по настоящее время) начинается вместе с
принятием Правительством Российской Федерации Постановления №233 от 7
5
марта 1995 года, утвердившего типовое положение «Об учреждении
дополнительного образования детей». С этого момента детские лагеря признаны
учреждениями дополнительного образования. Это в свою очередь вызвало
обусловило появление профильных лагерей по предметным направлениям
образования обучающихся: языковых, компьютерных, математических и др.
Своей ключевой задачей они ставят приобретение подростками новых знаний и
опыта в рамках какой-либо изучаемой области. По-прежнему, значительное
место в системе организации летнего отдыха по-прежнему занимают санаторнокурортные лагеря и центры. Объясняется это в первую очередь желанием
родителей в период летних каникул ориентировать отдых своих детей в первую
очередь
на
оздоровление,
профилактику
различных
заболеваний
и
психологическую коррекцию после напряженного учебного года. В последние
годы стали появляться детские лагеря крупных молодежных общественных и
политических организаций, в которых в первую очередь происходит воспитание
будущих
лидеров
–
руководителей
и
политиков.
Вызывают
интерес
профилированные детские лагерей, на базах которых происходят слеты юных
спасателей, юных моряков и речников, учащихся кадетских школ и т.д. Эти
лагеря, с одной стороны, берут в основу гражданское воспитание подрастающего
поколения, а с другой выполняют и профориентационную функцию. Растет
фестивальное детское движение, в рамках которого каждый ребенок имеет
возможность продемонстрировать свои способности и талант, а также углубить
свои знания, расширить круг умений в определенной творческой деятельности и
обменяться опытом с другими ребятами.
Таким образом, в настоящее время система детских лагерей представлена
многочисленными учреждениями дополнительного образования, отличающихся
друг от друга по форме организации и направлению деятельности. Вместе с тем
все они, создавая внутри себя особую воспитывающую среду, представляя
возможности для сотворчества детей и взрослых в условиях временного детского
объединения, по-прежнему обладают особым воспитательным потенциалом,
присущим лишь детскому лагерю. [3]
6
Место
и
роль
Международного
детского
центра
«Артек»,
Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в развитии детскоюношеских организаций
МДЦ «Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих
туберкулезной интоксикацией, по инициативе председателя Российского
общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьева. Тщательный отбор
специалистов, круглогодичная работа, преемственность традиций и широкие
профессиональные связи с коллегами в СССР и за рубежом позволили «Артеку»
стать своеобразной лабораторией педагогического опыта.
Артековский опыт распространялся и вместе с сотрудниками лагеря,
продолжавшими трудовую деятельность в учреждениях образования и культуры
страны. Артековский трудовой стаж считался лучшей рекомендацией при
приеме на работу в детские лагеря, школы, дома пионеров.
«Мы создали хороший лагерь, наверное, лучший в мире. Но чтобы он
оставался таким и завтра, и послезавтра, уже сегодня надо думать о том, каким
будет мир и каким будет «Артек». Нам надо соответствовать времени и темпу
наших детей», – говорит Алексей Каспржак, директор МДЦ «Артек». Именно
поэтому «Артек» находится в постоянном развитии. Увеличилась «пропускная
способность» лагеря – в 2018 ожидается принять до 40 тыс. отдыхающих.
Успешно прошла апробацию новая образовательная технология «Сетевой
образовательный модуль», основанная на интеграции возможностей школы,
дополнительного образования и детского лагеря. Впоследствии эта технология
была рекомендована Правительством России для внедрения в субъектах РФ. В
артековской школе были оборудованы цифровые лаборатории физики и химии,
открыты лаборатории робототехники, биологии, а в конце года открыт новый
Центр дополнительного образования, в котором работают 45 студий детского
творчества. Новый этап развития связан с беспрецедентным по масштабу
детским инвестпроектом – новым лагерем «Солнечный».
ВДЦ «Орлёнок»
7
В 1957 году С.А. Шмаковым были разработаны проект и концепция
пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». 1959 год – 27 марта Совет
Министров РСФСР принял Постановление № 494 «О строительстве в
Краснодарском крае пионерского лагеря». Было выделено 211 гектаров земли,
протяженностью вдоль моря около 3-х километров.
Первая смена в «Орлёнке» в июле–августе 1960 года длилась 45 дней. Она
проходила в единственной тогда дружине «Солнечной», которая до 1998 года
оставалась палаточным лагерем, сохранявшим романтику жизни первых орлят.
А первая зимняя смена – сорокадневная – была в декабре 1963 года: на неё
приехали дети из школ-интернатов, они жили в гостинице Лунная.
«Орлёнок» – особое имя. Его давали мальчишкам – героям гражданской и
Великой Отечественной войны. Его дали первому Всероссийскому пионерскому
лагерю. Этим именем зовутся ребята и вожатые, гости Центра, принявшие
традицию орлятской чести и старающиеся поддерживать её в жизни. Символ
этого имени – орлятский значок. Он был создан в 1965 году Борисом Старисом,
художником издательства «Молодая гвардия» и стал высшей наградой для орлят.
Он вручается на прощальных огоньках и сегодняшним ребятам.
А первый значок «Орлёнка» был выполнен в форме звезды, верхний луч
которой переходил в изображение пламени костра. На фоне моря, гор и
солнечных лучей был изображён парящий в небе орёл.
Именно в «Орлёнке» были сформулированы законы и традиции лагеря.
Закон – это правило жизни, которое должен соблюдать каждый. Он рождается не
на пустом месте, а идёт от жизненной необходимости. В каждом законе есть
какой-то запрет, но ещё – и это самое главное – законы учат нас тому, как жить,
не причиняя друг другу боли, огорчений и обид. Подробнее о законах «Орлёнка»
смотрите дополнительный материал – Документ «dop.mat.01.» Режим
доступа:
https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1T6j-b-8RpvsyeNEoXMo-
YBLcrtnCApi0. Традиция – это то, чего мы придерживаемся не по требованию, а
потому, что стремимся стать частью сообщества, в котором эти традиции
существуют. Например, желая стать своим в компании приятелей, человек
8
перенимает некоторые их привычки, увлечения, стиль общения. Следование
традициям – знак того, что нам нравится в этом месте и с этими людьми, что мы
разделяем их ценности. Подробнее о традициях «Орлёнка» смотрите
дополнительный материал – Документ «dop.mat.02.» Режим доступа:
https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1T6j-b-8RpvsyeNEoXMo-YBLcrtnCApi0.
На протяжении длительного времени «Орлёнок» был аккумулятором и
носителем всех лучших традиций, разработанных еще в 60-х годах
основоположниками методики работы в летнем лагере. Центр обладает
огромным методическим и практическим опытом, которым с радостью делится
со всеми, кто обращается за помощью, кто становится участником
педагогических конференций и фестивалей.
ВДЦ «Океан»
Постановлением ЦК ВЛКСМ и Совета Министров СССР от 12 мая 1972
года «Об итогах Всесоюзного коммунистического субботника 15 апреля 1972
года» было принято решение о строительстве пионерского лагеря для детей
Урала, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Строительство комплекса пионерских лагерей началось в январе 1974 года
в лесопарковой зоне г. Владивостока. А в 1975 году газета «Тихоокеанский
комсомолец» объявила конкурс на лучшее название лагеря. Победителем
конкурса стала Елена Староверова, ученица 8 класса школы № 37 г.
Владивостока, которая предложила название лагеря – «Океан».
В июне 1983 года в «Океан» прибыли первые вожатые из Всероссийского
пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок», Всесоюзного пионерского лагеря
ЦК ВЛКСМ «Артек» и Украинского республиканского лагеря «Молодая
гвардия».
Немало славных страниц вписано в историю пионерского «Океана»:
Всесоюзные слеты актива, слеты юных друзей милиции, пограничников,
моряков, туристов, слеты подрастающих дарований…
Современный «Океан» представляет собой социально-педагогическое
пространство,
в
котором
реализуются
уже
ставшие
традиционными
9
тематические программы. Среди них: «Интеллект», «Школа Добра», «Сильные
люди», «Молодые лидеры России», «Океанский Олимп», «Российский восход»,
«Океанская Лига КВН» и др. Все программы направлены на развитие
лидерского, творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи в
возрасте от 11 до 17 лет.
«Океан» растет и набирает силу. Педагоги Центра вместе с детьми
продолжают творить историю «Города детства» у самого краешка земли – у
Тихого океана.
Система воспитательной работы в современном загородном лагере
«В настоящее время детский лагерь представляет собой особый
социальный университет, который не только обеспечивает рекреацию и
восстановление физических и духовных сил, но также способствует получению
подростками новых знаний и усовершенствованию прежних, погружает их в
систему
новых
социальных
связей,
дает
возможность
удовлетворить
потребности в значимых сферах деятельности; он становится инструментом
формирования
ценностей,
мировоззрения,
гражданской
идентичности
подрастающего поколения.» [3]
Детские лагеря значительно отличаются друг от друга по содержанию,
формам, методам работы, по возрастному и качественному составу отдыхающих
детей, цели и задачи лагерей отличаются друг от друга. Приоритетными
становятся задачи наиболее важные для конкретного педагогического
коллектива, лагеря. Тем не менее, можно выделить общие цели и задачи
деятельности всех детских лагерей, не зависимо от того какой это лагерь. Эти
цели и задачи определяют специфичность лагеря как воспитательной
организации, его миссию.
Основными целями и задачами работы педагогического коллектива в
деятельности детского лагеря можно считать следующие [5]:
10
•
создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и
рационального использования каникулярного времени детей с опорой на
возможности социально-территориального окружения лагеря;
•
удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей,
развитие их интересов и способностей;
•
физическое и духовное развитие детей; формирование у них общей
культуры и навыков здорового образа жизни;
•
создание
условий
для
самоопределения
и
творческой
самореализации детей;
•
создание
максимальных
условий
для
быстрой
адаптации
воспитанников в новых условиях с учетом возрастных особенностей.
Воспитательная система загородного лагеря – это педагогическая
система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания,
развития и саморазвития ребенка; особая социально-природная, культурноисторическая среда жизнедеятельности временного коллектива детей и
взрослых; механизм организации пространства здорового образа жизни;
физического,
психического,
духовно-нравственного,
естественного
оздоровления ребенка через активный отдых; открытая система, позволяющая
целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный
окружающий мир. Воспитательная система в центр внимания ставит ребенка и
сообщество сверстников и взрослых.
Воспитательный потенциал детского лагеря состоит:
• в развитии самостоятельности подростков;
• в возможности продемонстрировать подростком уже
имеющиеся
способности, знания и умения, а также в специально созданных условия
обменяться своими знаниями и опытом с другими детьми;
• в возможности участия в самой разнообразной деятельности, причем эта та
ситуация, когда ребенок может преуспеть сразу и во всем: и в физкультурноспортивной, и в художественно-творческой, и в познавательной, и в
исследовательской деятельности;
11
• в возможности индивидуального развития личности;
• в создании условий для осознания подростком его значимости, важности
его участия в жизни отряда;
• в развитии лидерских способностей подростков;
• в получении широкого коммуникативного опыта;
• в особом потенциале экологического воспитания;
• в возможности осуществления в условиях лагеря процесса гражданской
идентификации подростков. [3]
Список использованной литературы
1. Теория, методика и практика воспитания и организации досуговой
деятельности школьников (по материалам работ профессора С.А.
Шмакова). Справочник. Ответственный редактор Л.П. Шопина. – Липецк,
2008.
2. Панченко С.И. День за днём в жизни вожатого. – М.: Школьные
технологии, 2008.
3. Кателина А.А. Воспитательный потенциал детского лагеря // Вестник ЛГУ
им. Пушкина. – 2016. - №2. – С.222-231.
4. Реконструкция, образование, международный прорыв и новый лагерь
«Солнечный» – «Артек» отпраздновал свой пятый российский день
рождения [электронный ресурс]. Режим доступа: https://artek.org/
5. Тимонина Л.И. Курс вожатого: рабочая тетрадь. [электронный ресурс].
Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1720057/
Вопросы для самоконтроля
1. Какие этапы выделяют исследователи в процессе появления и развития
система летнего отдыха детей?
2. Какие типы детских лагерей функционируют на современном этапе?
3. Расскажите о значении МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок» и «Океан» в
формировании системы работы с детьми в каникулярное время.
12
4. Что такое воспитательная система детского лагеря?
5. В чем состоит воспитательный потенциал детского загородного лагеря?