Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции 1 – 2.
Система воспитательной работы в
учреждениях общего и дополнительного
образования
Вопросы:
1.Процесс воспитания – часть целостного
педагогического процесса
2.Понятийный аппарат теории воспитания
3. Закономерности и принципы воспитания
4. Характеристика структуры и содержания
воспитательных систем
1. Процесс воспитания как часть целостного педагогического
процесса
Одним из двух главных процессов, составляющий целостный педагогический
процесс, является процесс воспитания (воспитательный процесс).
Теория воспитания
–
раздел педагогики, раскрывающий сущность,
закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные
элементы и методику.
Воспитательный процесс –
это целостная динамическая система,
системообразующим фактором которой является цель развития личности
воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
Основные компоненты воспитательного процесса:
Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).
Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт
образования).
Операционно-деятельностный
(технология
организации
деятельности
участников воспитательного процесса).
Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).
Движущие силы воспитательного процесса - противоречия
2. Понятийный аппарат теории воспитания
Социальные факторы развития личности: социальная среда и воспитание
• Воспитание– планомерное и целенаправленное воздействие на сознание, поведение и
эмоционально – волевую сферу человека с целью формирования у него определённых:
понятий, установок, принципов, ценностных ориентаций, чувств, привычек поведения, и
как результат - направленность личности.
Воспитательные факторы развития личности: объективные и субъективные
• К группе объективных (внешних) факторов относятся:
- наследственность и состояние здоровья человека;
- социальная и культурная принадлежность семьи;
- обстоятельства биографии;
- традиции национальной культуры;
- особенности исторической эпохи, страны.
• К группе субъективных (внутренних) факторов относятся:
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние
потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;
- система отношений с социумом;
- организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп,
объединений, так и со стороны всего общества.
• Воспитательное воздействие – это прямое (вербальное, невербальное), или опосредованное заданной
деятельностью влияние на воспитанника. Смысл данного понятия, по сути, синонимичен понятию «воспитательное
взаимодействие». В последнем, особо подчёркнута субъектность воспитанника и значимость двусторонности
воспитательного процесса.
• Взаимодействие осуществляется в ходе развивающейся воспитательной ситуации (воспитательного дела) –
единицы воспитательного процесса.
• Воспитанность ребёнка – результат воспитания, это уровень развития личностных качеств ребёнка, в которых
органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая
культура). Это сегодняшний уровень развития личности, в отличии от воспитуемости – потенциального уровня
развития личности.
• Самовоспитание сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и
совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств
• Перевоспитание - система целенаправленных воздействий на сознание и поведение воспитанника с
нравственными и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и
возвращения к принятым в обществе социальным нормам
• Воспитательная система – это целостный социальный организм, созданный совместными усилиями учителей и
учащихся, родителей и общественности, объединённых в единый воспитательный коллектив.
• Воспитательная работа - это организация и осуществление воспитательного процесса для решения конкретных
воспитательных задач
3. Закономерности и принципы воспитания
Закономерности процесса воспитания –объективно существующие,
повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями,
отдельными сторонами процесса воспитания
• Органическая связь воспитания с общественными потребностями и
условиями воспитания.
• Опора в воспитательном процессе на положительные качества
ребенка.
• Результаты воспитания зависят от воспитательного воздействия на
внутренний мир ребенка, его духовную, эмоциональную сферы.
• Определяющими в воспитании являются деятельность и общение.
• Необходимость соответствия цели и организации воспитательного
процесса
• Взаимосвязь обучения и воспитания
• Взаимосвязь воспитания и самовоспитания личности
Принципы процесса воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требовани
к содержанию, методам, организации воспитательного процесса
Принцип культуросообразности воспитания – ориентация воспитания на общечеловеческие и
национальные ценности
Принцип народности воспитания (К.Д.Ушинский) – ориентация на национальное своеобразие
воспитания
Принцип природосообразности воспитания - предполагает, что воспитание должно основываться на
научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими
законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также
формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию
ноосферы как сферы разума.
Принцип связи воспитания с жизнью – ценностно – содержательный принцип основополагающий в
большинстве воспитательных систем. он требует всестороннего ознакомления и включения
воспитанников в общественную и трудовую жизнь людей
Принцип единства требований семьи, школы, общества (единства воспитательных воздействий)
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив (А.С.Макаренко)
Принцип уважения к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему
(А.С.Макаренко)
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника –
психологическая поддержка воспитания одарённых детей и педагогическое сопровождение
«проблемных» детей
Принцип воспитания с опорой на положительное в личности воспитанника
Принцип воспитания с опорой на активность личности
Принцип гуманизации воспитания – предполагает уважение прав и свобод ребёнка,
ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь
и достоинство личности
Принцип гуманистической ориентации воспитания - добровольность включения ребёнка в
ту или иную деятельность, учёт его интересов и индивидуальных предпочтений
Принцип гуманистической направленности воспитания – отношение педагога к
воспитаннику как к субъекту собственного развития
Принцип системности воспитательного процесса
Отражает упорядочение элементов воспитательного процесса, их постепенную
интегрированность, движение к целостности.
В.А. Сластёнин подчеркивал, что целесообразность создания воспитательной системы
обусловлена рядом факторов:
- интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи
компонентов педагогического процесса ( целевого, содержательного, организационно –
деятельностного, оценочно – результирующего);
- расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательное
пространство элементов окружающей природной и социальной среды;
- экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и
диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивает
достижение поставленных воспитательных задач;
- созданием условий для самореализации и самоутверждения личности ребенка и
взрослого, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению
неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений.
4. Характеристика структуры и содержания воспитательных систем
Воспитательная система = авторская система воспитания
Воспитательная система - упорядоченная совокупность взаимосвязанных
компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую деятельность
Структура воспитательной системы
Идея
Общность
цели
Окружающая
среда
Технология
обучения,
воспитания
Системообразующая
деятельность
Отношения в
совместной
деятельности
детей и взрослых
– межвозрастное
сотрудничество
Источники
постановки
целей
обучения и
воспитания
Способы
постановки
целей
обучения и
воспитания
Характер
взаимодейств
ия педагога и
воспитуемого
ТИПОЛОГИЯ БАЗОВЫХ МОДЕЛЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Парадигма педагогики
авторитета
О
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
ы
й
процесс
Парадигма педагогики
манипуляции
Парадигма педагогики
поддержки
Компоненты воспитательной системы:
Субъекты деятельности – педагоги, учащиеся. детский коллектив
Системообразующая деятельность - труд, игра, коллективная
творческая деятельность
Среда системы – микросоциум, учреждения культуры
Управление системой – коммунарский сбор, общее собрание,
совет дела
Проектируемые параметры состояния воспитательной системы:
Теоретико – методологическая основа системы - педагогическая
концепция
Ценностные ориентиры системы - цели, задачи,, принципы
построения системы
Механизмы функционирования- системообразующие виды
деятельности, управление системой
Критерии оценки эффективности – показатели и способы
изучения
Классификации технологий воспитания:
1. По научной концепции:
• - деятельностные;
• - поведенческие;
• - интериоризаторские,
• - нейролингвистического программирования.
2. По философской основе:
• - гуманистические,
• - материалистические;
• - прагматические;
• - антропософские.
3. По категории объекта:
• - коллективные;
• - индивидуальные;
• - групповые;
• - массовые
Классификация технологий воспитания:
1. Общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические
системы – воспитательные системы)
1) Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили имеет особые целевые
ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию вребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (душии сердца,
познавательных сил). Идеал воспитания — самовоспитание.
2) Модель трудового воспитания А.А.Католикова по системе коммуны А.С.Макаренко:
дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по
программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа
формирования личности, интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен
быть личный интерес, поиск соединение обучения с производственным трудом в
форме школы-хозяйства; педагогика параллельного действия; детское
самоуправление и самоконтроль.
3) Авторская модель «Русская школа» (И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина) имеет целевые
ориентации: формирование нового русского человека —высоконравственного,
образованного, духовного, трудолюбивого, любящего свое Отечество; возрождение
традиционной русской культуры воспитания, включение обучающихся в
этнокультурную традицию, освоение богатейшего культурного наследия России,
пробуждение русского национального самосознания, русского национального
характера.
Классификация технологий воспитания:
2. Частно – методические воспитательные технологии
1) Технология воспитания общественного творчества в
условиях коллективной творческой деятельности
И.П.Иванова.
2) Технология личностно-ориентированной коллективной
творческой деятельности С.Д.Полякова.
3) Технология педагогической поддержки О.Г.Газмана.
4) Система нравственного воспитания через курс
«Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9-й кл.).
Классификация технологий воспитания:
3. Локальные (модульные) воспитательные технологии
Эти технологии наиболее подробно разработаны группой
педагогов
Н.Е.Щурковой, В.Ю.Питюковым, Л.Д.Рогозиной, А.П.Савченко и
др.
Например, в технологии педагогического общения могут быть
специальные технологии: педагогического требования,
информационного воздействия, создания воспитывающей
среды, организации групповой деятельности (здесь
модульные технологии целеполагания, анализа ситуации,
создания ситуацийуспеха и преодоления неуспеха), технология
индивидуального и
дифференцированного подхода, технология педагогической
оценки и т.д.
Для зам. директора по ВР при выборе воспитательных технологий
важно
учитывать следующее:
— соответствие технологии концепции воспитания (в том числе предмету
воспитания), реализуемой в данной школе;
— системную совместимость технологии с воспитательным процессом
своей школы;
— достаточную управляемость, наличие диагностического инструментария;
— сравнимость по результатам новой технологии с использованной ранее;
— наличие данных о воспроизводимости воспитательной технологии в
опыте других образовательных учреждений (особенно у близких по
профилю деятельности).
Примеры воспитательных систем в истории педагогики
Зарубежная педагогика:
Рудольф Штайнер - Вальдорфская школа
Селестен Френе – Школа – типография
Януш Корчак – Дом сирот
Александр Нилл - Саммерхил
Отечественная педагогика:
Станислав Теофилович Шацкий – колония «Бодрая жизнь»
Антон Семёнович Макаренко – колония для несовершеннолетних
правонарушителей им. М.Горького
Василий Александрович Сухомлинский – Павлышская сельская школа
Владимир Абрамович Караковский – школа № 825 г. Москвы
Воспитательная система Международного детского центра «Артек».
Этапы развития воспитательной системы и их
характеристика
Этапы развития
Характеристика
1. Этап становления
Формирование концепции
воспитательной системы,
определение её
системообразующей деятельности
2. Этап развития
Отработка содержания
деятельности и структуры системы
3.Этап функционирования в
оптимальном режиме
Высокая степень сплочённости
коллектива в сочетании личностно –
ориентированным подходом
4.Этап старения
Обновление и перестройка системы,
направленные на преодоления
кризиса её развития
Характеристика качеств воспитательной системы
Социализирующий характер – создание
специальных условий для развития у человека
способности жить и работать в социуме
Открытость –приспособление к окружающей
среде или её совершенствование
Целостность – взаимосвязь и взаимодействие
всех компонентов системы
Целенаправленность – цели и задачи
воспитательной деятельности
Характеристика функций воспитательной системы
Интегрирующая – систематизация несогласованных
воспитательных воздействий
Регулирующая – упорядочение воспитательного процесса
Развивающая – обеспечение динамики воспитательной
системы (её оптимальное функционирование и
совершенствование)
Корректирующая – предупреждение негативного влияния
среды на формирование личности
Защитная - обеспечение социальной защиты детей
Комбинирующая –создание в школе условий для
самореализации всех детей
Управленческая – ориентация на оптимизацию
функционирования и развития школы
Критерии эффективности воспитательной
системы и их диагностика
Критерии эффективности
Диагностические методы
Сформированность
познавательного потенциала
личности учащегося
Тесты на интеллект
Сформированность физического
потенциала выпускника
Статистический медицинский
анализ состояния здоровья
Сформированность нравственного Методика ценностных
потенциала личности учащегося
ориентаций М.Рокича
Удовлетворённость учащихся
жизнедеятельностью в школе
Социометрия
Воспитательная система спортивной школы
Воспитательная система школы – форма интеграции воспитательных взаимодействий в целостной
воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями воспитанников и
обеспечивается реализация задач воспитания в специально организованных условиях
Воспитательная система школы предполагает наличие и взаимосвязь:
Цели – выраженной в концепции
Деятельности по её обеспечению
Субъектов деятельности, её реализующие и обеспечивающие
Интегрирующих отношений
Среды системы (взаимосвязь с семьёй, школой, досуговыми центрами и т.д.)
Управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы
Принципы деятельности воспитательной системы
Системность
Объективность
Оптимальность
Эффективность
Точно поставленные цели
Информационная достаточность
Обратная связь
Принцип ведущего звена
Принцип здравого смысла
Демократизма
Дисциплина и порядок
Стимулирования
Вознаграждения
Поощрения инициативы
Условия успешного функционирования воспитательной
системы детско – юношеской школы
По мнению учёных и руководителей спортивных школ среди важнейших условий успешного
функционирования воспитательной системы в спортивных школах выделяются следующие:
•
духовные единение всех спортсменов и тренеров шкоды – создание коллектива единомышленников, общими
принципами деятельности которого являются: демократизм, равенство, ответственность, гласность;
•
наличие ведущего вида творческой деятельности, самобытных традиций, романтических ритуалов, моральных
кодексов чести;
•
всемерная поддержка самостоятельности, творческого поиска спортсменов, активно и доброжелательно
поддерживающих друг друга;
•
предельная конкретизация планов и программ воспитания и постоянная их коррекция (на основе психологического
и социально – психологического тестирования);
•
осуществление преемственности в воспитании юных и взрослых спортсменов;
•
высокая степень согласованности воспитательных воздействий тренерско – преподавательского коллектива школы,
родителей, учителей общеобразовательных школ, педагогов досуговых центров, представителей общественных
организаций и т.д.;
•
активное участие педагогического коллектива спортивной школы в судьбе выпускников.
Соблюдение перечисленного ряда условий ведёт к реализации принципа системности, создаёт
специфическую воспитательную среду – воспитательное пространство, суть которого является наивысшее
внимание к личности спортсмена, побуждение его к самопознанию, творческому самовыражениию в
спортивной деятельности и к полноценной самореализации в других видах общественно-значимой
деятельности.