Система образования в Российской Федерации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Л Е К Ц И Я
п о у ч е б н о й д и с ц и п л и н е
«Организационно-правовые основы системы образования»
Лекция № 2.
Т Е М А Система образования в Российской Федерации.
Москва – 2020
Содержание:
1. Структура системы образования.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
3. Образовательные программы. Сетевая форма реализации образовательных программ.
4. Формы получения образования и формы обучения.
1. Структура системы образования.
Выполнение целей и задач образования, т.е. воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, в современных условиях немыслимы без соответствующей образовательной системы. В качестве основных элементов системы образования выступают содержание образования, учебные заведения и органы управления образованием.
В широком смысле «система» – это порядок, планомерность, правильность в расположении частей; связанное целое; совокупность взаимодействующих элементов (составных частей).
Система образования в Российской Федерации включает:
1) все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности. В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются:
федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закона вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях. С 1 сентября 2016 г. начали действовать федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (утв. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599) и стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598);
федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ. Продолжают действовать федеральные государственные требования, а не федеральные государственные образовательные стандарты, как предусмотрено статьями 82, 83 Закона, к структуре основной профессиональной образовательной программы для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, для обучающихся в ординатуре, интернатуре;
образовательные стандарты для всех уровней высшего образования - для Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации. Разработка таких стандартов - право указанных образовательных организаций. Требования, которые содержат образовательные стандарты не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, примерная образовательная программа образовательная программа составляется на их основе. В отдельных случаях образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения образования. Это имеет место в отношении дополнительных общеразвивающих и с определенными особенностями дополнительных профессиональных программ. Программы же профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов).
Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается Минобрнауки России по согласованию с ФСБ России и Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК России).
Примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются Минздравом России.
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит гл. 4, посвященную обучающимся и их родителям, и гл. 5, посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 47 и 50 Закона);
3) органы, осуществляющие управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него присутствует признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.);
5) объединения юридических лиц, общественные объединения, объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы сферы труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (ст. 10 Закона), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) (п. 16 ст. 59, ст. 74 Закона); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги (подп. 3,5 ст.96 Закона).
Часть 2 ст. 10 Закона раскрывает систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий «эффект» образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена. Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, т.е. возможность получить не только образование в любом возрасте, но и другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.
В систему уровней образования входят:
- структура общего образования:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
- структура профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование - бакалавриат;
высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;
высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.
Обратим внимание на некоторые особенности системы уровней образования в комментируемом Законе: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. Однако, несмотря на то что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными и представляют собой единую систему общего образования (дошкольное образование теперь является первым уровнем образования), оно не является обязательным. Объясняется это тем, что дошкольное образование не сопровождается итоговой аттестацией и получением документа об образовании и может быть получено в форме семейного образования. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. На органы местного самоуправления возложено полномочие по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования. Вопросы учета детей как правило регламентируются муниципальным нормативным правовым актом.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Каждый их этих уровней знаменуется завершением соответствующей образовательной программы.
Среднее профессиональное образование поглощает две образовательные программы: программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена. Статьёй 108 Закона образовательные уровни, установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Закона, приравниваются к действующим уровням образования, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Такое соотношение демонстрирует суть произошедших изменений: среднее профессиональное образование представляет собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования.
Система высшего образования разделяется на несколько подуровней:
бакалавриат;
подготовка специалиста, магистратура;
подготовка научно-педагогических кадров.
Не каждая специальность и направление подготовки предполагают возможность освоения ее на любом из уровней высшего образования. Так, Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» утверждены перечни направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и перечни специальностей высшего образования - специалитета, подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без «сослагательного наклонения». Судебная практика по этому поводу, основываясь на Законе об образовании 1992 г., в противовес подходит к оценке бакалавриата как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ.
Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика.
Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от «уровня» образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана не соответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 и 132 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.
Следуя той логике, что каждый из «видов» уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 «Основные понятия» Закона), никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим. Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 «Высшее образование», где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются). К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.
Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае специалитет «на финише» соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.
Таким образом, система образования согласно Закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимый уровень образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура). Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования согласно Закону организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.
Дополнительное образование является видом образования и включает такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ. К дополнительным образовательным программам относятся:
дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Каждая из видов образовательных программ, реализуемых в рамках дополнительного образования, может реализовываться лишь отдельными типами образовательных организаций. И лишь дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться всеми типами образовательных организаций.
Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучения по сокращенной программе обучения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования действуют на всей территории РФ и предусматривают единые требования для реализации образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС высшего образования обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами РФ.
Федеральные государственные образовательные стандарты действуют в отношении всех основных образовательных программ, а с 1 сентября 2016 года также федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральные государственные требования действуют в отношении дополнительных предпрофессиональных программ. Продолжают действовать федеральные государственные требования, а не федеральные государственные образовательные стандарты, как предусмотрено статьями 82, 83 Закона, к структуре основной профессиональной образовательной программы для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, для обучающихся в ординатуре, интернатуре. Такое противоречие объясняется последствиями правового регулирования ранее действовавшего Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Преемственность образовательных программ заключается в том, что, во-первых, содержание образовательных программ строится по принципу поступательного развития; во-вторых, вступительные испытания для обучения по образовательной программе следующего уровня должны отражать результаты освоения предыдущей образовательной программы. Такой подход сформулирован и в судебной практике, где, например, подчеркивается, что федеральные государственные стандарты высшего образования, определяющие уровень и содержание профессиональной подготовки специалистов, являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников и предусматривают в качестве обязательной дисциплины в структуре основных образовательных программ иностранный язык, освоение которого подтверждается аттестацией. Это означает, что вступительный экзамен по иностранному языку при поступлении в аспирантуру не противоречит нормам действующего законодательства.
Законом предоставляется возможность учета потребностей обучающихся, вариативности образовательной программы. Так, основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.
Обучающимся гарантируется право на участие в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов. Реализация права на выбор содержания образования ограничена определенными стандартом предметными областями. Например, на уровне среднего общего образования в каждой из предметных областей присутствуют от двух до шести предметов и обучающийся имеет право выбрать по 1 предмету из области, при этом 6 конкретных предметов федеральным государственным образовательным стандартом уже предусмотрены как обязательные. На уровне «старшей школы» - среднего общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Учебный план профильного обучения должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области или смежной с ней предметной области.
На уровне высшего образования каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования по всем циклам: гуманитарному, естественнонаучному и профессиональному. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в конечном счете не может составлять более 54 академических часов в неделю.
Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает определенные гарантии качества образования, единые на всей территории РФ.
Получение образования возможно как в образовательной организации, так и вне ее, в том числе в форме семейного образования и самообразования. Однако данное обстоятельство не снимает обязательности требований федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов в части результатов освоения образовательной программы обучающимся. Такие обучающиеся проходят промежуточную и итоговую аттестацию, в том числе вправе это делать в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Для дошкольного образования федеральные государственные образовательные стандарты не содержат требования к результатам освоения образовательной программы обучающимися на основе промежуточных и итоговых аттестаций.
Законодателем избран единый вариант структуры федеральных государственных образовательных стандартов вне зависимости от уровня образования:
1) определяется структура образовательной программы, соотношение обязательной и вариативной ее частей.
Обязательная часть:
основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования - 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования;
основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 1/3 от общего объема основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность;
основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30%) дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Основная образовательная программа предусматривает:
бакалавриата и специалитета - изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический, естественнонаучный, профессиональный и разделов: физическая культура, учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация;
магистратуры - изучение следующих учебных циклов: общенаучный, профессиональный и разделов: практики и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в конечном счете не может составлять более 54 академических часов в неделю;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах фактически основаны на требованиях образовательного законодательства к квалификации педагогических работников, санитарно-эпидемиологических требованиях, пожарных требованиях. Однако помимо этого закрепляются обязательность создания информационно-образовательной среды образовательного учреждения, наличие служб поддержки применения информационно-коммуникационных технологий, учебно-методическое и информационное обеспечение, определенные психолого-педагогические условия. Финансовые условия должны позволять выполнять все вышеперечисленные требования, а также требования законодательства;
3) закрепляются требования к результатам освоения образовательной программы.
В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования с учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
В области профессионального образования результаты описываются в федеральных государственных образовательных стандартах через общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать специалист.
Следует отметить, что набор требований к структуре федерального государственного образовательного стандарта не является исчерпывающим. Так, стандарты в области профессионального образования включают характеристику направления подготовки, профессиональной деятельности, требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливается нормативный срок освоения образовательной программы. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Для образовательных программ среднего профессионального образования устанавливаются срок освоения образовательной программы на базе (полного) общего и на базе основного общего образования; нормативный срок углубленной подготовки; при очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (при ее наличии) форме получения образования. Для образовательных программ высшего образования - срок освоения образовательной программы в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (при ее наличии) форме получения образования.
Законом закрепляется видовое разнообразие федеральных государственных образовательных стандартов путем определения двух используемых критериев для классификации: уровень образования и профессия, специальность, направление подготовки. Первый критерий используется в сфере как общего, так и профессионального образования, второй - только в сфере профессионального образования. Такие основания дают возможность учитывать при конструировании требований особенности того или иного вида образования. В сфере профессионального образования разработаны федеральные государственные образовательные стандарты по всему перечню специальностей для каждого из уровней образования, утверждаемому приказом Минобрнауки России.
Поскольку Законом предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В этом случае в стандарте предусматриваются требования к программе коррекционной работы с такими обучающимися, оговаривается необходимость соблюдения особых условий реализации образовательной программы (архитектурная доступность, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса, и т.п.). Кроме того для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специально разработаны стандарт начального общего образования и стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В сфере профессионального образования разработано несколько специальных федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. При формировании таких стандартов учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов, которые утверждаются согласно ст. 191.1 ТК РФ.
Профессиональные стандарты должны разрабатываться по должностям (профессиям) или на группу родственных должностей (профессий) с учетом базовой технологической компетенции, являющейся общей для различных должностей служащих (профессий рабочих), схожих по психофизиологическим требованиям.
Определение профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым требуется разработка федеральных государственных стандартов, осуществляется на основе перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утверждаемых приказом Минобрнауки России. Такие перечни содержат квалификации, присваиваемые по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки в результате успешного освоения образовательной программы, и действуют на всех уровнях профессионального образования. В случае внесения в них изменений также приказом Минобрнауки России устанавливается соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях. То есть наряду с новым перечнем специальностей отдельным приказом устанавливается их соответствие прежним путем обозначения кода и названия специальности.
Минобрнауки России обеспечивает разработку проектов федеральных государственных образовательных стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.
Проекты стандартов высшего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений.
Минобрнауки России:
а) размещает проекты стандартов в недельный срок со дня их получения на своем официальном сайте в сети Интернет, за исключением проектов стандартов, содержащих государственную тайну, для обсуждения. Срок приема предложений, поступающих от заинтересованных граждан и организаций, составляет 14 дней с даты размещения проектов стандартов на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет;
б) направляет проекты стандартов не позднее 7 дней с даты их получения на независимую экспертизу.
Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Минобрнауки России:
1) объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, - по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
2) институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, - по проектам стандартов общего образования;
3) Министерством обороны РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.
По результатам независимой экспертизы в Минобрнауки России направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом, по форме, утвержденной Минобрнауки России, которое с целью рассмотрения стандартов, экспертных заключений и предложений, поступивших от заинтересованных граждан и организаций, создает совет, формирующийся на представительской основе и действующий на основании положения. Проекты стандартов, экспертные заключения и предложения, поступившие от заинтересованных граждан и организаций, направляются Минобрнауки России в совет в течение 5 дней со дня истечения срока для обсуждения или дачи экспертного заключения и рассматриваются советом в течение 14 дней с даты их поступления. По результатам рассмотрения совет принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. Решение совета направляется в Минобрнауки России в течение трех дней с даты его принятия.
Минобрнауки России, в свою очередь, в течение 7 дней с даты поступления соответствующего решения совета принимает решение утвердить стандарт, либо направить проект стандарта на доработку, либо отклонить проект. Проект стандарта, требующий доработки либо отклоненный, направляется разработчику в течение 5 дней с даты принятия соответствующего решения (с указанием срока доработки в случае решения о доработке). Доработанный проект стандарта направляется разработчиком в Минобрнауки России и рассматривается им в течение 5 дней с даты поступления. По результатам рассмотрения проект стандарта либо утверждается, либо направляется на доработку, либо отклоняется.
Проекты стандартов могут быть разработаны в инициативном порядке образовательными и научными организациями на безвозмездной основе и направлены в Минобрнауки России. Законом предусматривается возможность разработки и утверждения стандартов самими образовательными организациями, но только строго определенной категории: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, которые и так входят в указанный перечень. На данный момент в указанном Перечне находятся двенадцать образовательных организаций, и с момента своего утверждения он только расширяется.
Введение такой нормы преследует цель удовлетворить стремление ведущих образовательных организаций в повышении требований к реализуемым ими образовательным программам и тем самым обеспечить более высокий уровень образования, подтвердив свой особый статус. Непременным условием введения таких стандартов является повышение требований к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ по сравнению с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Сильную взаимосвязь федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования имеют с соответствующими профессиональными стандартами. Объясняется это рядом нормативных требований, предусмотренных Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 г. № 434.
Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения информации об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам, которые в месячный срок проводят анализ указанной информации и направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации сведения о том, что положения профессиональных стандартов учтены в стандартах профессионального образования либо требуются их доработка или разработка заново. Министерство образования и науки Российской Федерации в месячный срок рассматривает указанные сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает в порядке, установленном настоящими Правилами, разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования (вносимых в указанные стандарты изменений) не позднее года после утверждения соответствующих профессиональных стандартов.
3. Образовательные программы. Сетевая форма реализации образовательных программ.
Согласно ст. 12 Закона содержание образования определяется образовательной программой. В свою очередь, содержание образовательной программы закладывает фундамент развития личности, ее знаний и навыков их применения, квалификационных и профессиональных компетентностей. Поскольку образовательная программа является одним из важнейших инструментов образовательного процесса, Федеральный закон устанавливает ключевые исходные начала, на которых базируется как содержание образования, так и содержание образовательных программ. В их число включены основополагающие ценностные морально-нравственные принципы, сложившие в обществе и пропагандируемые государством. Так, в числе важнейших принципов Федеральный закон закрепляет: содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учет разнообразия мировоззренческих подходов; развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Федеральный закон предусматривает два вида образовательных программ: основные, которые охватывают общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение, и дополнительные, опосредующие дополнительное образование. Образовательная программа согласно ст. 2 Закона представляет собой комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и в отдельных случаях форм аттестации. По своей форме образовательная программа может быть представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Основные и дополнительные образовательные программы, в свою очередь, подразделяются по уровневой принадлежности на:
1) основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования);
2) основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования; образовательные программы высшего образования);
3) основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих);
4) дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы);
5) дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).
Согласно ст. 79 Закона образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.
Специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Отметим, что в настоящее время созданы объективные предпосылки для разработки и утверждения адаптированных образовательных программ начального общего образования, поскольку утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из положений Стандарта, такая образовательная программа должна учитывать следующие основные требования:
- срок освоения образовательной программы от четырех до шести лет в зависимости от группы обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей;
- реализация образовательной программы осуществляется на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- может быть разработан один или несколько вариантов программы с учетом особых образовательных потребностей;
- реализация программы может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях;
- возможно использование сетевой формы обучения и применение дистанционных образовательных технологий и др.
Что же касается содержания образования при получении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья дошкольного, основного общего образования и среднего общего образования, то оно также выстраивается в соответствии с адаптированными образовательными программами, основные требования к которым определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Часть 5 ст. 12 Закона определяет общее правило, касающееся разработки и утверждения образовательных программ: образовательная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией. Данная норма закрепляет принцип педагогической автономии, распространяя его на любые образовательные программы. Однако Федеральный закон устанавливает различные требования к аккредитованным и неаккредитованным образовательным программам. Это одно из новшеств Федерального закона, который допускает реализацию неаккредитованных государством образовательных программ, однако при этом финансовое обеспечение реализации образовательной программы за счет средств соответствующего бюджета напрямую зависит от наличия такой аккредитации. Согласно ст. 92 Закона цель государственной аккредитации - подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся. Соответственно, к аккредитованным образовательным программам предъявляются особые требования: такая образовательная программа в обязательном порядке должна учитывать требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и основываться на примерных образовательных программах соответствующего уровня.
Следует отметить, что помимо примерных образовательных программ основой для разработки образовательных программ могут выступать методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ, издаваемые Министерством образования и науки Российской Федерации. Такие рекомендации не носят обязательного характера, но могут стать действенным методическим подспорьем при разработке и реализации программ. Так, например, Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования бакалавриата. Тип образовательной программы «Прикладной бакалавриат» предусматривают в числе ориентиров образовательных программ прикладного бакалавриата - достижение практикоориентированных результатов освоения программ, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, потребностям отраслевых рынков труда и конкретных организаций и предприятий работодателей; обеспечение трудоустройства выпускников согласно полученному профилю и уровню высшего образования и др.
Часть 6 ст. 12 Закона конкретизирует требования к образовательным программам дошкольного образования. Такие программы являются исключением из рассмотренного выше общего порядка - для них не установлено требование государственной аккредитации. Однако в любом случае образовательные программы дошкольного образования должны разрабатываться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Это связано с тем, что, будучи включенным в систему общего образования, дошкольное образование подчинено требованиям стандартизации содержания образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Он призван унифицировать содержание образовательных программ дошкольного образования, обеспечить их преемственность с образовательными программами следующих уровней общего образования. Кроме того, установление общеобязательных требований к материально-техническим и финансовым условиям дошкольного образования, кадровому составу нацелено на обеспечение надлежащего качества первоначальной образовательной ступени.
Таким образом, Закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.
В части 7 ст. 12 Закона устанавливаются требования к аккредитованным образовательным программам любого уровня, за исключением тех, которые реализуются по образовательным стандартам, самостоятельно разрабатываемым отдельными образовательными организациями высшего образования. Аккредитованным образовательным программы должны соответствовать федеральный государственный образовательным стандартам и учитывать примерные основные образовательные программы.
Часть 8 ст. 12 Закона предусматривает особые правила в отношении разработки и утверждения образовательных программ для образовательных организаций высшего образования, которым законом предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты: в данном случае образовательные программы высшего образования разрабатываются на основе таких образовательных стандартов. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете в ст.4 определяет, что данные университеты реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. При этом требования, содержащиеся в таких самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартах, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов. Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. № 1332 утвержден Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. К числу таких образовательных организаций в частности отнесены: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Российский университет дружбы народов; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и другие ведущие образовательные организации высшего образования.
Часть 9 ст. 12 Закона устанавливает положения, касающиеся разработки примерных образовательных программ. Примерные программы разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов и представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др. Образовательная организация может не использовать материал, представленный в примерных образовательных программах, выстраивая собственную методику обучения. Однако в любом случае образовательная программа должна исходить из норм, установленных образовательными стандартами.
В настоящее время разработаны: примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015 № 2/15); примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 08.04.2015 № 1/15); примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 08.04.2015 № 1/15). Кроме того, разработаны несколько примерных программ по отдельным учебным предметам для общеобразовательных организаций (например, примерные программы по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)», «Крымскотатарская литература»).
Часть 10 ст. 12 Закона предусматривает ведение реестра примерных образовательных программ. В реестр примерные образовательные программы включаются после проведения экспертизы. Положения комментируемой статьи устанавливают, что реестр является государственной информационной системой; содержащаяся в нем информация является общедоступной.
В настоящее время реестр функционирует в сети Интернет (http://fgosreestr.ru/). В реестре содержится общая информация о примерных образовательных программах и размещены тексты разработанных примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Приказом Минобрнауки России от 02.06.2015 № 557 право ведения реестра примерных основных образовательных программ в части образовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования предоставлено федеральному государственному бюджетному учреждению «Российская академия образования». Приказом Минобрнауки России от 16.07.2015 № 722 право ведения реестра примерных основных образовательных программ в части образовательных программ среднего профессионального образования предоставлено федеральному государственному автономному учреждению «Федеральный институт развития образования».
Часть 11 ст. 12 Закона устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России), в части определения порядка разработки, проведения экспертизы и ведения реестра примерных образовательных программ.
Приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 утвержден Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ. Порядок разработки проектов примерных образовательных программ разнится: примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются по заказу Минобрнауки России и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, а примерные основные профессиональные программы - любыми заинтересованными лицами, участвующими в образовательных правоотношениях. Примерные образовательные программы проходят обязательную экспертизу, процедура проведения которой также различается в зависимости от уровневой принадлежности образовательной программы. Так, проекты примерных основных общеобразовательных программ проходят экспертизу в федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию, а если такое УМО является разработчиком программы - то им самостоятельно. Проекты примерных программ размещаются в сети Интернет для информирования общественности. Экспертиза проводится в месячный срок, далее проект программы и экспертное заключение рассматриваются на заседании УМО, по результатам которого примерная программа либо одобряется, либо отправляется на доработку, либо отклоняется.
В отношении примерных основных профессиональных образовательных программ установлен следующий порядок. Экспертиза проекта примерной программы организуется учебно-методическими объединениями в системе профессионального образования, которые определяют экспертную организацию. Экспертиза проводится в месячный срок; экспертное заключение рассматривается на заседании учебно-методического объединения в системе профессионального образования, по результатам которого может быть принято одно из следующих решений: одобрить примерную программу; отклонить проект примерной программы; направить проект на доработку.
Часть 12 ст. 12 Закона предусматривает гарантии соблюдения декларируемого принципа защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства и предусматривает привлечение к экспертизе примерных основных общеобразовательных программ уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Часть 13 ст. 12 Закона определяет особенности разработки примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, примерных программ ассистентуры-стажировки и ординатуры. Такие примерные программы должны учитывать специфику направлений деятельности (военная служба, сферы культуры, здравоохранение и др.), поэтому их разработку обеспечивают соответствующие федеральные органы власти.
Часть 14 ст. 12 Закона устанавливает возможность разработки и утверждения примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ федеральными органами власти в случаях, установленных комментируемым Законом. Так, часть 7 ст. 76 Закона предусматривает, что типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Минтрансом России). В целях реализации данных положений Федерального закона Минтрансом России разработаны проекты типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок и типовой дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки специалистов для получения квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок. На основе типовой программы организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают соответствующие дополнительные профессиональные программы.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается разработка примерных дополнительных профессиональных программ: а) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка - разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 Закона); б) медицинского образования, фармацевтического образования - разрабатываются и утверждаются Минздравом России (ч. 3 ст. 82 Закона).
В целях методической помощи в связи с реализацией дополнительных профессиональных образовательных программ Минобрнауки России подготовлены разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования (письмо от 09.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).
Частью 15 ст. 12 Закона предусматриваются разработка и утверждение уполномоченными федеральными органами примерных программ профессионального обучения или типовых программ профессионального обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Так, ч. 3 ст. 85 определяет профессиональную направленность таких типовых программ, как подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также подготовка работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой. В настоящее время в целях реализации названных законодательных норм Минтрансом России утверждено несколько типовых программ профессионального обучения, в том числе Типовая основная программа профессионального обучения профессии «Приемщик поездов» (приказ Минтранса России от 26.03.2015 № 50); Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (приказ Минтранса России от 27.02.2014 г. № 55) и др.
Предусматриваются две формы реализации образовательным учреждением образовательных программ:
самостоятельно;
посредством сетевых форм реализации образовательных технологий, используемых при реализации образовательных программ, включает дистанционное и электронное обучения.
Ст. 13 Закона позволяет применять модульный принцип обучения, когда изучение дисциплины не завершается в одном учебном цикле. Вводится понятие «зачетная единица», содержание которой не раскрывается в ст. 2 Закона. Однако это понятие дано в ст. 13 в виде единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки, включающей все виды деятельности, предусмотренной учебным планом. Видимо, эта единица является основой для аттестации обучаемых по очередному циклу изучаемого предмета (дисциплины).
Новый Закон предусматривает проведение практики как вида учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также закрепляет основные требования к ее организации. Примечательно, что ст. 13 запрещает органам публичной власти вмешиваться в деятельность образовательных учреждений и изменять учебный план и учебный график их деятельности.
В статье 15 Закона законодатель закрепляет понятие сетевой формы реализации образовательных программ. Сетевая форма организации получения образования отражает новые образовательные практики, учитывающие факторы академической мобильности обучающихся и новые требования к уровню образования, в том числе обеспечению образовательного процесса.
Сетевая форма обучения дает возможность аккумулировать усилия нескольких организаций, как российских, так и зарубежных, как образовательных, так и практических, для реализации образовательных программ. Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить следующие задачи:
1) экономия денежных средств за счет объединения усилий нескольких организаций над решением общей задачи, отвечающей интересам всех участников такого образовательного альянса;
2) углубленное изучение обучаемыми отдельных образовательных программ, имеющих прикладное или межотраслевое (межгосударственное) значение;
3) приобретение обучаемыми практических навыков и углубленное овладение ими будущей профессией (специальностью);
4) использование практикующей организацией даровой рабочей силы для достижения прикладных результатов.
Организация сетевых форм реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров, основные требования к содержанию которых изложены в комментируемой норме. Заключение таких договоров позволяет решить несколько задач:
1) дисциплинировать стороны договора и сконцентрировать общие усилия на достижении конечного результата;
2) повысить качество освоения обучаемыми содержания образовательных программ;
3) обеспечить законность и финансовое обеспечение деятельности сторон договора.
4. Формы получения образования и формы обучения.
Статьёй 17 Закона вводятся формы получения образования и формы обучения.
Форм получения образования две:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Формы обучения разделяются по формам получения образования:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в очной, очно-заочной или заочной форме;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - в форме семейного образования и самообразования.
Вместе с тем, при системном анализе норм Закона можно выделить также надомное обучение как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (ст. 66 Закона).
Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Особо отметим, что Закон не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.
В нашей же стране формы получения образования равны, дети, освоившие образовательную программу соответствующего уровня общего образования, имеют равные права, в том числе право пройти итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к иным уровням образования.
Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья, и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.
Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.
По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременное и непрерывное или поэтапное (дискретное) обучение (ст. 76 Закона).
В действующем Законе «Об образовании» экстернат не является формой обучения, а представляет собой институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в неаккредитованных образовательных организациях либо аккредитованных образовательных организациях для обучавшихся в форме семейного образования или самообразования.
По-прежнему существует надомное обучение - для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: письма Минобразования России от 28.02.2003 г. № 27/2643-6 и от 30.03.2001 г. № 29/1470-6, письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 г. № 06-1254 «О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации», письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 г. № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
Следует отметить, что надомное обучение все чаще осуществляется путем реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В связи с этим большое количество подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих такую форму обучения, как надомное обучение, посвящено упорядочению использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе. Часть 6 ст. 41 Закона устанавливает, что порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Задачей законодательства в этой связи является определение правильного вектора своего развития, чтобы, используя ДОТ и ЭО в образовательном процессе, право на образование было гарантировано. В целях обеспечения равного права на образование с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от места жительства, принят Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.
Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.
Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со ст. 43 Конституции РФ гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.
Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию. Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего и среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего и среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в формах, установленных Приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» и Приказом Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018 г. № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе. Это означает и предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.
Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.
В письме Минобрнауки России от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» обращается внимание, что основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (ч. 1 ст.53 Закона).
Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении тем самым академической задолженности.
Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таких организаций - в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое его выделение объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.
Помимо этого, формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом.
Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона № 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).