Семинарское занятие и его назначение.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 7. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ.
7.1. Семинар. Роль преподавателя на семинарском занятии.
В вузовской учебной практике сложились разнообразные аудиторные и внеаудиторные формы учебного процесса: лекции, семинары, консультации, зачеты, экзамены, курсовое и дипломное проектирование, практика, экскурсии, конкурсы студенческих работ. Ни одна из форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы находятся во взаимосвязи и логической последовательности. Например, качество лекции определяется уровнем подготовки и проведения семинарского занятия. Количественное соотношение форм обучения зависит от образовательных целей. На старших курсах возрастает роль семинаров и самостоятельной работы студентов.
Семинар - это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образовательных продуктов. В ходе практического занятия студент закрепляет знания, учится стандартным процедурам и поисковой деятельности при решении задач и упражнений, учится точно и доказательно выражать свои мысли, вести дискуссию на языке конкретной науки.
Семинары проводились в древнегреческих и римских школах, где сочетались диспуты, сообщения учащихся с комментариями и заключениями преподавателей. Впоследствии на кафедрах ученые организовали своеобразные школы для практического обучения студентов.
Как соотносится лекция и семинар?
Лекция - это логический «скелет» темы, а семинар - его «плоть». В лекции преподаватель самовыражается, а на семинарском занятии проявляет себя через студента. Роль преподавателя на практическом занятии - это роль дирижера. Функции преподавателя на семинаре:
1) оказание помощи студентам при подготовке семинара - составление плана, подбор литературы, определение индивидуальных заданий;
2) анализ и оценка ответов студентов;
3) развитие навыков работы с текстом, решение стандартных и нестандартных задач;
4) использование различных методов обучения в соответствии с образовательными целями и опытом студентов;
5) создание дружелюбной, творческой атмосферы.
В учебном процессе семинар выполняет определенные функции, прежде всего - познавательную. Он ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется самопознание человека, деятельностное отношение к природному и социальному миру, его преобразование. На семинаре студент получает дополнительную информацию, углубляет, систематизирует, обобщает материал, учится вырабатывать ценностные суждения об идеях, решениях. Преподаватель должен научить студентов думать, рассуждать, логически мыслить, а не просто пересказывать текст.
Еще одна функция семинара - контрольная. Посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентами. Семинар - это средство установления обратной связи между преподавателем и студентом.
К основным функциям семинара относится деятельностная. В процессе учебы студент приобретает навыки ведения научной дискуссии, публичного выступления, личностного взаимодействия, что способствует эффективной работе группы. На семинаре студенты вовлекаются в решение учебно-практических задач, проводят исследования.
7.2. Подготовка и поэтапное проведение семинара. Формы семинара.
Преподаватель готовит группу к семинару и сам готовится. Чем более высокие образовательные цели ставит преподаватель, тем интенсивнее ему приходится работать. Активное и интерактивное обучение требует много времени для подготовки занятия. Распространенной формой занятий при изучении экономических дисциплин является вопросно-ответная форма. В чем смысл подготовительной работы к семинару? Для двухчасового занятия определяется несколько вопросов, как правило, не более четырех. Семинар может развивать вопросы лекции или включать дополнительные. Студенту предлагается основная и дополнительная литература. Объем для изучения и конспектирования устанавливается преподавателем, он продумывает весь ход занятия, вопросы, варианты ответов, направленность дискуссии. Ему следует иметь свои варианты ответов в случае несогласия с аудиторией.
Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.
Второй этап - основное время семинарского занятия - предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказка. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.
Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучаемых. Форму проведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта студентов.
1. Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.
2. Семинар-диспут ориентируется на обсуждение проблемных вопросов экономики, вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой - на научное, когда существуют различные точки зрения, подходы к решению проблемы. Для организации дискуссии уместно использовать теорию спора.
3. В практике преподавания экономических дисциплин используется реферативная форма проведения семинара. Рефераты полезны по узким проблемам. Руководитель предлагает тему, литературу, предварительно знакомится с содержанием реферата, который затем представляется в устной форме. Требование к студенту - свободно владеть материалом. Преподаватель может прервать докладчика для обсуждения той или иной детали или идеи.
4. Семинарское занятие может пройти в форме письменного задания. Это может быть тестирование, вопросы с развернутыми ответами, сочинение. Вопросы с развернутыми ответами по сравнению с тестом дают студентам свободу при ответе, развивают логическую и языковую культуру, предлагают более глубокое рассмотрение той или иной проблемы. Однако письменные задания такого рода трудно оценивать. Для каждого из них предварительно разрабатывается модель подсчета баллов.
1. В образовательном процессе практикуется решение задач и упражнений. Следует давать полную самостоятельность студентам при решении задач. Если возникают общие для всей аудитории затруднения, задачи решают совместно. При объяснении новых задач преподавателю нужно показать алгоритм их решения на доске.
5. В последние годы при обучении экономическим дисциплинам все чаще используется деловая игра. Моделируется деятельность какого-нибудь социального института для решения реальной проблемы. На основе приобретенного опыта и развития личностных качеств формируются профессиональные навыки.
6. Некоторые преподаватели используют коллоквиум для проверки самостоятельной работы студентов. Студенту задается алгоритм, работа путем постановки вопросов по определенной теме. Вопросы ориентируются не только на репродуктивную деятельность (Кто? Что? Сколько? Где? Когда?), но и на продуктивную (Почему? Чем объяснить? Как доказать?). На коллоквиуме проверяются и закрепляются знания - в диалоге, дискуссии и свободном обмене мнениями.
7.3. Критерии оценки качества семинарского занятия
Целенаправленность - умение сформулировать проблему, предложить для обсуждения узловые вопросы, точное знание цели семинарского занятия. Планирование семинара тесно взаимосвязано с его целью. Преподаватель предусматривает логические ступени в развитии вопроса, постепенно повышает сложность материала, продумывает взаимосвязь теоретического материала с практикой. Следует помнить, что однообразие примеров, задач утомляет аудиторию, снижает мыслительную активность студентов.
На практическом занятии должны соблюдаться ключевые принципы обучения: это индивидуальность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность, прочность, научность, связь теории с практикой. Все эти нормативные требования к процессу обучения взаимосвязаны.
Важный критерий оценки семинара – уровень взаимодействия в аудитории. Под взаимодействием понимаются отношения между преподавателем и студентом и между самими студентами. Если преподаватель выбирает роль транслятора знаний, то будет наблюдаться ограниченное взаимодействие, а если разработчика учебной среды, тренера, тогда занятие будет более оживленным, допускающим расширенное взаимодействие.
Важная характеристика занятия - моральная сторона - уважительное и неравнодушное отношение преподавателя к студентам и студентов к преподавателю. Если педагог - высококлассный специалист, хороший методист и партнер в обучении, умеет согласовывать интересы, снимать напряжение, вовремя включаться в обсуждение, то такого преподавателя студенты уважают и ценят.
Одно из назначений семинара - получение обратной связи, поэтому убедительный, квалифицированный анализ выступлений студентов - важная составляющая семинарского занятия. Каждому студенту приятно быть замеченным и отмеченным. Это стимул к систематической и активной работе. Поэтому надо хвалить конкретно и адресно, а если критиковать, то сопереживая, подбадривая. Никогда не следует унижать человеческое достоинство.
В конце занятия обязательно обобщение знаний, умений и навыков, оценивание идей, решений, методов. Заключение должно быть квалифицированным, убедительным, обогащающим знания студентов.
ТЕМА 8. МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
8.1. Характеристика модели активного обучения.
Основное назначение преподавателя в образовательном процессе - управлять процессом усвоения знаний. С этой целью используются различные технологии - как традиционная лекция, так и методы активного и интерактивного обучения, которые ориентируют на максимальное интеллектуальное вовлечение в процесс познания мира.
Концептуальная схема, позволяющая находить преподавателям пути обучающих видов деятельности, была предложена американскими учеными Ч. К. Бонуэлл и Е. Сазерлэнд. Они создали модель активного обучения, составными элементами которой стали цель курса, индивидуальный стиль преподавания и имеющийся опыт студентов. Охарактеризуем составляющие элементы модели активного обучения.
8.1.1. Континуум целей
При разработке курса преподаватель должен четко обозначить стратегию и тактику педагогического взаимодействия. Требования к результатам обучения по специальности являются базовыми для определения целей курса.
Студент, обучающийся по специальности «Экономика» обязан:
• знать: основные теоретические положения, категории, принципы, законы экономической теории; основные направления современной экономической мысли;
• уметь характеризовать: проблемы современного экономического развития; роль субъекта в системе современных экономических отношений; особенности экономического развития в условиях переходного периода; проблемы происходящих экономических процессов в России;
• уметь анализировать: практику экономических реформ в странах с переходной экономикой; содержание и эффективность экономической политики государства;
• приобрести навыки: самостоятельного экономического субъекта; адаптации экономического знания к конкретной практике хозяйствования.
В соответствии с требованиями к результатам обучения преподаватель определяет, что именно нужно студенту. Содержание курса будет различным для профилирующих и непрофилирующих дисциплин. Преподаватель изучает структурную последовательность курса, определяет, какими знаниями уже овладели студенты на других курсах.
Педагог устанавливает, какие навыки должен приобрести студент. Это важнейший компонент обучения, так как развитие навыков решения проблем и коммуникации способствуют более быстрой адаптации человека к профессиональной среде.
Немаловажным компонентом при определении целей курса является аттитьюд - установка, готовность, предрасположенность усваивать материал курса. Если студенты мотивированы, чувствуют интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение от педагогического взаимодействия, материал будет усваиваться эффективно.
Для определения относительного веса знаний, умений и аттитьюдов применительно к определенному курсу, воспользуемся нижеследующей схемой.
Преподаватель определяет, какую часть континуума будет покрывать курс. Если курс начальный для профильников, его следует в большей степени сориентировать на понятийный аппарат. Для непрофильников курс сориентирован на приобретение навыков для ориентации в повседневной жизни.
8.1.2. Континуум взаимодействия
На выбор методов обучения влияет индивидуальный стиль преподавания, что отражается и на уровне взаимодействия в аудитории: между преподавателем и студентом и между студентами.
Место на континууме зависит от личности преподавателя, способа контроля, желания идти на риск, восприятия своей роли в обучении.
Индивидуальные особенности. Существует множество теорий и инструментов для описания индивидуальных характеристик в психологии, бизнесе, политических науках. Ни один из типов нельзя назвать лучшим или худшим. Они существуют, и с этим приходится считаться при выборе методов.
Воспользуемся опросником стиля учения, представленном в таблице 2, который предложила Джейн Льюис, сотрудница университета Северного Лондона. В опроснике 40 утверждений, и надо отметить те, которые соответствуют Вашему стилю обучения.
Таблица 2
Опросник стиля учения
ОПРОСНИК СТИЛЕЙ УЧЕНИЯ
Отметьте те утверждения, которые характеризуют Ваш стиль учения
1.
Я абсолютно корректен(на) во всем
2.
Мне нравится рисковать
3.
Я предпочитаю решать проблемы, используя подход «шаг за шагом», а не путем догадок
4.
Я предпочитаю простые, прямые вещи - сложным
5.
Я часто делаю вещи «только потому, что я чувствую, что так надо», а не потому, что я принял такое решение на основе логических рассуждений
6.
Я не часто принимаю вещи «на веру». Я люблю сам (а) проверять все
7.
Важно, что мы учим, чем то, как это работает на практике
8.
Я активно ищу новые подходы в работе
9.
Когда я слышу о новой идее, то сразу же начинаю разрабатывать план, как проверить ее, опробовать
10.
Я вообще склонен(на) придерживаться установившихся порядков, правил строгого расписания
11.
Я тщательно доделываю вещи до конца. Я не люблю делать преждевременных выводов
12.
Я принимаю решения очень осторожно, тщательно взвешивая все возможности
13.
Я не люблю разбросанность, предпочитаю видеть вещи в некоторой целостности
14.
В дискуссиях я высказываюсь только по существу
15.
Я люблю пробовать новое и отличное от прежнего
16.
Я люблю все обдумать, прежде чем приходить к какому-либо заключению
17.
Мне трудно презентировать нестандартные идеи спонтанно
18.
Я предпочитаю получать как можно больше различной информации о предмете: чем больше я имею «для посева», тем лучше
19.
Я предпочитаю делать дела по мере того, как они появляются, а не планировать их заранее
20.
Я склонен(на) оценивать идеи других по тому, как они работают на практике
21.
Я не думаю, что можно принимать решение, основываясь только на чувствах. Нужно учитывать все факты
22.
У меня небольшой «пунктик» относительно того, КАК я делаю вещи, то есть я немного перфекционист(ка)
23.
В дискуссиях я обычно выступаю со множеством нестандартных идей
24.
В дискуссиях я выдвигаю идеи, которые, я знаю, будут работать
25.
Я предпочитаю, если можно, посмотреть на проблему с разных сторон, прежде чем начать работать
26.
Обычно я говорю больше, чем слушаю
27.
Довольно часто я могу разработать много практических способов выполнения работы
28.
Я уверен(а) в том, что ключевым в успешной работе является тщательное логическое мышление
29.
Если мне нужно написать официальное письмо, я предпочитаю написать несколько проектных вариантов, прежде чем приступить к финальной версии
30.
Я рассматриваю все альтернативы, прежде чем принимать решения
31.
Я не люблю нестандартные идеи. Они не очень практичны
32.
Прежде чем прыгнуть, нужно оглядеться
33.
Обычно я больше слушаю, чем говорю
34.
Не важно, КАК вещи делаются: главное, чтобы они работали
35.
Меня раздражают правила и планы: они лишают проблему ее сути
36.
Обычно я на вечеринке - душа компании
37.
Я делаю все возможное, чтобы выполнить работу
38.
Я люблю докапываться до сути вещей и узнавать, как они работают
39.
Я люблю такие встречи и дискуссии, которые проходят по строгой схеме, согласно повестке дня
40.
Я не против, если иногда вещи выходят из-под контроля
Опросник стиля обучения ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ В ОПРОСНИКЕ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
Если в предыдущем листе опросника Вы отнесли утверждение к себе, то поставьте рядом с номером утверждения в соответствующем столбце «галочку». Затем подсчитайте их количество в каждом столбце
2
11
1
4
5
12
3
7
8
16
6
9
15
18
10
14
19
21
13
20
23
25
17
24
26
29
22
27
35
30
28
31
36
32
38
34
40
33
39
37
Активист
Мыслитель
Теоретик
Прагматик
Стили учения - общее описание.
Активисты полностью посвящают себя новым переживаниям. Они довольны «здесь и сейчас» и счастливы, находятся во власти непосредственного переживания. Они откровенны, не скептичны и это делает их оптимистами во всем новом. Их философия: «Я попробую что-нибудь еще». Они сначала действуют, а затем обдумывают последствия. Их дни заполнены деятельностью. Они берутся за решение задачи, имея множество идей. Как только увлечение одной деятельностью проходит, они ищут другую. Они стремятся получить новый сложный опыт, но их раздражает сам процесс выполнения задачи, необходимость концентрации. Они общительные люди, постоянно взаимодействующие с другими, но в процессе общения стремятся быть в центре событий.
Мыслители (рефлексивное наблюдение)
Мыслители предпочитают обдумывание задачи активному участию. Они рассматривают проблему с разных точек зрения. Собирают разнообразные данные и предпочитают все тщательно обдумать, прежде чем прийти к заключению. В тщательной подборке и анализе данных задачи проявляется их тенденция откладывать так долго, как только это возможно, принятие решения. Их девиз: «Будь осторожен!» Это предусмотрительные люди, которые любят просчитывать все возможные варианты прежде, чем действовать. Они предпочитают занимать последние ряды на собраниях и дискуссиях. Любят наблюдать за действиями других людей. В ходе дискуссии они прислушиваются к мнениям других прежде, чем выразить свое собственное. Они имеют тенденцию к заниженной оценке и несколько отстраненное, терпимое отношение к действительности.
Теоретики (абстрактная концептуа-лизация)
Теоретики интегрируют и обобщают наблюдения в сложные но логические теории. Их способ решения задач последователен и логичен. Они преобразовывают несопоставимые факты в согласованные теории. Они относятся к тем людям, которые не позволяют себе отдохнуть до тех пор, пока все вещи не будут упорядочены в рациональные схемы. Им нравится анализ и синтез. Их проницательность строится на основе предположений, правил, теоретических моделей и мыслительных схем. Они приверженцы философии, основанной на рациональности и логике. «Если это логично, то это хорошо». Они часто спрашивают: «Имеет ли это смысл? Как это связано с тем? Что тому способствовало?» Они посвящают себя рациональной объективности, а не чему-либо субъективному или интуитивному. Их подход к проблеме всегда логичен. Это их «ментальная установка» и они настойчиво отрицают все, что этому противоречит.
Прагматики (активное эксперименти-рование)
Прагматики стремятся проверять все идеи, теории и техники, чтобы убедиться, что они работают на практике. Они решительно разыскивают новые идеи и при первой возможности экспериментируют с их применением. Они из тех людей, которые, возвращаясь с курсов менеджмента, переполнены новыми идеями, которые они хотят осуществить на практике. Они стремятся преуспеть в делах и действуют быстро и уверенно, если идея их привлекает.
Они нетерпимы к размышлениям и открытым дискуссиям. Это очень практичные, «приземленные» люди, которые реагируют на проблемы как на «вызов». Их философия - «всегда есть лучшее решение» и «то хорошо, что работает».
Индивидуальные особенности преподавателя влияют на уровень контроля в аудитории.
Контроль в обучении. Выбор метода взаимоувязывается с уровнем контроля. Для многих лекторов предпочтительна строго структурированная, последовательная деятельность в аудитории. Они не допускают спонтанности, разбросанности дискуссий по темам. Другие, для кого контроль менее значим, широко используют интерактивные занятия.
Степень риска. Некоторые преподаватели боятся активных методик из-за страха провала. Однако четкая логическая схема, оптимальная для изложения и усвоения, может минимизировать ощущение риска. Следует контролировать время и тщательно планировать виды деятельности.
Роль преподавателя. Какую роль преподаватель выполняет в аудитории, зависит от концептуального восприятия теории обучения. Преподаватели-трансляторы знаний видят себя в качестве источника информации. Другие преподаватели - конструкторы педагогического процесса - обращают больше внимания на создание самими студентами образовательного продукта. С этой позиции более эффективно использование времени для понимания материала.
Таблица 3.
Активист
ЛЮБЯТ
НЕ ЛЮБЯТ
делиться впечатлениями и опытом
теоретических докладов
найти отклик на свою деятельность
дружеских учителей
отклик других людей
применять приобретенные умения к реальным проблемам
самостоятельно мыслить
Мыслители
ЛЮБЯТ
НЕ ЛЮБЯТ
разъяснения эксперта и небольшое количество дискуссий
занятий, направленных на реализацию задач
оценивать идеи и замыслы по объективным критериям
занятий, связанных со своей профессией
время для мышления
исполнять роли (симуляции)
когда их оценивают другие участники
Теоретики
ЛЮБЯТ
НЕ ЛЮБЯТ
созидать теорию на основе исследования частных случаев
упражнений в группах
теоретические рассуждения
симуляции
«экспертов»
самостоятельности
диаграммы, табели
делиться своими впечатлениями
хорошо систематизированные занятия
Прагматики
ЛЮБЯТ
НЕ ЛЮБЯТ
дискуссии в небольших группах
докладов
проекты
оценивать их работу (хорошо-плохо)
отклик других людей
учителя в роли мастера церемонии
задачи для выполнения после занятий
присмотра
практические проблемы
выработку умений
Преимущества людей определенного стиля учебы
Если курс ориентирован на получение знаний, студенты имеют мало опыта в материале и методах обучения, а преподаватель предпочитает меньше взаимодействия в аудитории, в этом случае задания будут располагаться ближе к точке «простые задания» на континууме активного обучения. В обратном случае задания приближаются к точке «сложные задания». Представленный метод полезен для выбора методов обучения для конкретного курса определенного преподавателя.
8.2. Практическое применение модели активного обучения
Продемонстрировать вышеизложенный материал можно на примере разработки курса «Экономическая теория», который читается для студентов направления подготовки «Менеджмент» на первом курсе, необходимо с учетом следующих трех параметров:
• учебного плана Института и рабочей программы преподавателя;
• индивидуальных особенностей преподавателя;
• уровня подготовки, особенностей психического и умственного развития студентов начальных курсов.
Принимая во внимание то, что предмет «Экономическая теория» является часто первым специальным предметом у студентов, которые только что поступили в институт, то на преподавателя ложится огромная ответственность за то, чтобы правильно сориентировать студентов, сформировать интерес к экономической науке в целом и заложить тот стержень, на который будут крепиться приобретаемые в дальнейшем знания студентов. После того, как студенты прослушают курс, они должны будут:
1) усвоить основные категории и законы экономической теории, что позволит им в дальнейшем самостоятельно оперировать данными понятиями для анализа более сложных экономических явлений и событий.
2) получить общее представление о закономерностях поведения хозяйствующих субъектов в рыночной системе экономических отношений. Очень важно, чтобы полученные знания в данной области не просто усваивались параллельно со знанием экономических реалий, а как можно чаще пересекались. Ежедневно сталкиваясь с поведением различных хозяйствующих агентов, а также делая свой неоднократный экономический выбор, студенты смогут, с одной стороны, базировать свое практическое понимание жизни на теоретической основе, с другой - критически оценивать подаваемый материал.
3) получить представление о методах анализа и способах решения экономических проблем. Очевидно, что без знания категориального аппарата науки, ее теоретических и методологических основ невозможно сформировать высококлассного специалиста. Обучить студентов решать типовые и уже известные в науке и практике задачи, но не дать ему инструментов анализа и методов исследования -значит сделать его «безоружным» перед «вызовами» экономической действительности.
По известному выражению Джоан Робинсон, экономическая теория - это «ящик с инструментами». Иметь доступ к такому ящику - необходимое, но недостаточное условие для успешного решения практических хозяйственных задач. И все же, на мой взгляд, ключевая роль в этом процессе принадлежит выбору методики преподавания.
Таким образом, преподаватель «Экономической теории» может ставить своей целью достижение студентами прочных знаний.
Однако нельзя забывать о том, что без эффективного взаимодействия с аудиторией невозможно достигнуть поставленных целей. Такой тип личности как интровертный, сенсорный, рациональный, статичный - во многом подходит к проведению данного курса. Такие характеристики как чувство ответственности, серьезность, спокойствие и трудолюбие позволяют хорошо выполнять любую работу, и тем более преподавательскую. Методичность поможет выстроить логику данного курса. Способность людей такого типа убедительно обосновать свои взгляды, утверждения позволит привлечь внимание студентов не к поверхностному восприятию материала, а к тому, что каждое понятие и явление имеет свою внутреннюю логику и требует понимания его сути характеристик.
Материал, предлагаемый студентам на лекции, необходимо представлять в проблемном виде. Например, начать лекцию с примера из экономической реальности, сформулировать вопросы, которые студенты, наверняка, задают себе сами. Во время занятия постоянно приглашать аудиторию к диалогу. Никогда не забывайте, что аудиторию невозможно обмануть. Удачным приемом активизации внимания студентов можно считать ситуацию, когда преподаватель выскажет свой взгляд на какую-либо проблему и, тем более, если его взгляд противоречит мнению студента. Аудитория с большим удовольствием воспринимает вопросы типа: «Как вы думаете, что из той или иной теории применимо на практике, а что имеет большое теоретическое значение, и почему?» или «Я думаю, что вчерашние события, произошедшие с компанией «К» как нельзя лучше подтверждают данную зависимость».
Однако осторожность и приверженность традициям не позволят преподавателю при обсуждении забыть о таких принципах проведения лекции как научность, аргументированность и доказательность. Что же касается проведения семинаров, то такие формы проведения занятий как деловая игра, дискуссии, моделирование и многое другое могут использоваться на протяжении всего курса «Экономическая теория». Отмеченные способности придерживаться системы и порядка, а также терпимо относится к тем, кто не разделяет мнения преподавателя, позволят раскрепостить студентов, дать возможность творчески мыслить. С другой стороны, умение подвести логический итог (избегая, конечно, таких бесполезных фраз как: есть такое мнение, есть другое, а истина где-то посередине), привести все обсужденное в систему, а также тщательно проконтролировать корректность ответов и высказываний студентов - все это должно помочь закрепить знания студентов.
Преподаватель должен нести с собой в аудиторию хорошее настроение и добрый взгляд. В дополнение к этому еще хочется отметить, что при взаимодействии с аудиторией необходимо всегда помнить о том, что студент - это личность, со своим характером, чувством собственного достоинства, своим взглядом на происходящие события и индивидуальными способностями к восприятию материала. Таким образом, континуум взаимодействия с аудиторией можно представить как расширенное.
Если перейти к континууму опыта студентов и к степени сложности предлагаемых им вопросов, то вопросы должны задаваться и сложные, и простые. Учитывая то, что студенты только что поступили в институт, то их уровень опыта можно оценить как низкий, так как они еще не владеют в полной мере понятийным аппаратом, экономическими моделями и методами экономического анализа.
Студенты должны знать, какие вопросы обязательны для всех (наиболее простые), а какие требуют дополнительных знаний, творческого мышления, определенных исследовательских навыков. Нужно постараться установить психологический контакт с каждым студентом, чтобы знать, какие индивидуальные стимулы к активизации мыслительной деятельности необходимо применить. Если вспомнить, что аудитория, изучающая данный курс, является профильной, то сложные, проблемные вопросы - неотъемлемый элемент процесса обучения. Грамотно, интересно сформулированный вопрос - значит поспособствовать расширению взглядов студента на многогранность, глубину изучаемого предмета в частности и всей экономической жизни в целом. Пусть не каждый вопрос найдет ответ у студента сейчас, но сможет вызвать интерес к какой-либо самостоятельной работе. То есть сложный вопрос - это не вопрос, который ставит студента в тупик, а тот, который требует построения логических цепочек, анализа и т. д. Не страшно, что возложенные на студентов надежды могут не оправдаться, гораздо хуже, если преподаватель недооценит их опыт, знания и умственные способности.
Для проведения занятий со студентами первого курса при изучении курса «Экономическая теория» можно использовать следующие методы активного обучения: занятия в форме соревнований и игр; занятия с элементами самооценки и взаимооценки; исследовательские задачи; работа в малых группах и т.д.
ТЕМА 9. НАГЛЯДНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
9.1. Использование наглядных пособий. Формы наглядности.
Одна из важных проблем в методике преподавания экономических дисциплин - проблема использования наглядных пособий. Для восприятия информации и запоминания материала следует включать в познавательный процесс несколько органов чувств. Исследования показывают, что с помощью зрения человек воспринимает 83 % информации, слуха - 11 %, запаха - 3,5 %, прикосновения - 1,5 %.
Необходимость активного применения наглядных пособий вызвано следующими обстоятельствами:
во-первых, на основании живого созерцания формируются чувственные образы и понятия;
во-вторых, обеспечивается связь абстрактных положений с жизнью. Изучение экономического материала осуществляется путем восхождения от конкретных образов к абстрактному мышлению, так и движением мысли от абстрактного к конкретному;
в-третьих, активизируются мыслительные процессы. Сочетание живого слова с образами эмоционально влияет на обучаемых, привлекает к обсуждаемому вопросу, что способствует прочности запоминания.
Наглядное обучение - это обучение на конкретных образах. При изучении экономики используются различные средства наглядности. Крамаренко В. И. и др. классифицируют наглядность: на внутреннюю и внешнюю (см. рис. 1).
Внутренняя наглядность предполагает использование сложившихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей для создания новых образов.
Внешняяя наглядность - это комплекс естественных и специально созданных средств обучения. В свою очередь средства внешней наглядности делятся на натуральные, словесно-образные и изобразительные.
Натуральные средства представляют собой предметы, изделия, которые используются в естественном виде.
При изучении экономических дисциплин широко используется словесно-образная и изобразительная наглядность.
Рис. 1. Формы и виды наглядности
Словесно-образная наглядность - это использование художественных образов, сравнений, образцов устного народного творчества. Она помогает ярче раскрыть экономические явления, облегчив тем самым процесс восприятия и усвоения теоретического материала: эмоциональность воздействия на аудиторию слушателей. Так, стремление крестьян получить землю и стать ее хозяином выражены в поэме Я. Коласа «Новая земля». Герой поэмы Михаил говорит:
«А где же выход? Где спасенье,
От рабской доли избавленье?
Один лишь выход есть - земля!
Свой угол и свои поля.
Земля поднять на ноги может,
Земля, как друг, тебе поможет,
Земля даст волю, даст и силы.
Земля послужит до могилы.
Земля - опора детям в жизни,
Земля - начало всей отчизны!»
Художественная иллюстрация помогает не только пониманию, но и запоминанию. Одна и та же идея, но в разной форме, запомнится надолго.
Изобразительная наглядность означает применение искусственно созданных средств обучения. По технике исполнения и способу воспроизведения изобразительные средства классифицируют:
1) образные (портреты, фотографии, картины);
2) условные (схемы, рисунки, диаграммы, графики);
3) технические средства обучения (мультимедийные доски, презентации на проекторе, магнитофон, телевизор).
Использование средств наглядности в курсе экономических дисциплин способствует претворению в практику обучения таких принципов дидактики как научность, доступность и прочность усвоения знаний.
Средства наглядности воздействуют на психику обучаемых. Знания приобретают личностный характер, основанный на использовании органов чувств и, прежде всего зрения. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Средства наглядности выполняют определенные функции в учебном процессе и, прежде всего, познавательную. Наглядность может выступать как источник учебной проблемы, способ представления результата, средство систематизации знания. При изучении экономики происходит соединение абстрактного мышления с конкретными образами. Например, определение фирмы как человека или группы людей, преобразующих ограниченные ресурсы в полезности с целью максимизации прибыли раскрывает наиболее общие существенные стороны явления. Иллюстративное представление организационно-правовых форм фирм с использованием мультимедийной доски или презентации на проекторе, позволяет конкретизировать это явление и включить зрение в процесс усвоения.
Следующей функцией является мотивационная. Знания включают собственные переживания и эмоции студентов. Посредством эмоционального воздействия привлекается внимание аудитории к обсуждаемому вопросу.
Переживание жизненного смысла явлений и ситуаций интенсифицирует учебный процесс, повышает прочность запоминания.
9.2. Методические рекомендации по использованию средств наглядного обучения.
Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходимо соблюдать следующие методические правила.
1. Наглядность эффективна при обязательном объяснении преподавателя. Когда объекты изучения абстрактны или для них нельзя создать средств наглядности, то речь используется для уточнения наблюдений слушателей, анализа результатов наблюдения, объяснения назначения и функции наглядных пособий.
Изображение выполняет роль учебного пособия и может быть подготовлено с помощью компьютера, копировального аппарата или фломастера.
Преимущества использования слайдов:
а) не надо беспокоиться о почерке;
б) изображение появляется тогда, когда это необходимо; имеет место соответствие между словом и наглядным изображением;
в) большой размер экрана позволяет увидеть и воспринять даже мелкие детали;
г) слайды не занимают много места при хранении, не тускнеют со временем.
2. Нельзя перегружать студентов многообразием используемых средств. Излишняя наглядность вреднее, чем недостаточная. Использование в 2-х часовой лекции по экономической дисциплине более 30 элементов наглядности лишает ее учебной нацеленности, превращая ее в публичную. Если в 2-х часовой лекции технические средства использовались больше 20 минут, объяснения преподавателя уходят из памяти студентов, остаются лишь сюжеты, кадры, звуки, а не знания.
3. Любое используемое средство наглядности требует времени для осмысления, усвоения.
4. При использовании технических средств необходимо личное знание и умение ими пользоваться.
Итак, средства наглядности полезны, потому что обеспечивают точность восприятия, образность и глубину понимания предмета.
ТЕМА 10. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
10.1. Сущность самостоятельной работы. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов.
Эффективность учебного процесса определяет взаимодействие мышления, действия и речи. При помощи языка закрепляется и развивается мысль. Речевое общение позволяет учащемуся осознавать окружающий мир, самого себя в нем. Однако для развития мышления недостаточно одной системы средств общения, необходима самостоятельная деятельность обучаемого. Собственные усилия по овладению знаниями, навыками, умениями способствуют познавательному развитию и интеллектуальному росту.
Самостоятельная работа студентов по дидактической сути представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самоподготовку учащихся. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя.
Значимость самостоятельной работы возрастает. Постоянно растет объем информации, что требует ее регулярного осмысления. По подсчетам специалистов по социологии и информатике удвоение информации по конкретной отрасли человеческого знания происходит каждые 5-6 лет. Происходит не только ускоренный рост информации, но и качественное её изменение. Преподаватель, отслеживая новые знания на рынке книжной продукции, выбирает и рекомендует студентам издания как в рамках учебного курса, так и для общего интеллектуального развития.
В социально-экономической области имеет место большой разброс концепций, оценок, что затрудняет выработку собственных суждений об идеях, решениях, методах. Достаточно сложно на основании множества фактов, цифр, идей предложить собственную точку зрения. Роль преподавателя состоит в преодолении такого рода трудностей. Преподаватель совместно со студентами создает из отдельных элементов систему знаний по учебной дисциплине, привлекая по возможности информацию по другим смежным дисциплинам.
В зависимости от того, какие дидактические цели и задачи решает педагог, такие он использует средства и методы.
Важнейшими средствами изучения экономических дисциплин выступают учебники и учебные пособия, труды теоретиков и классиков экономической науки, справочные и статистические источники, экономическая периодика. Каждый из этих источников представляет тот или иной аспект реальности, имеет свои плюсы и минусы. Например, в учебниках и учебных пособиях достаточно глубоко, системно и последовательно изложен материал дисциплины. Однако к моменту своего выхода на книжный рынок происходит моральное старение отдельных положений, цифрового и фактологического материала. Высокой оперативностью характеризуется экономическая периодика, но она «страдает» отсутствием фундаментальности. Использование различных экономических источников позволяет компенсировать потери от одних выгодами от других, что создает условия для наиболее полного усвоения материала по определенной учебной дисциплине.
10.2. Основные виды самостоятельной работы студентов.
Основными видами самостоятельной работы студентов являются:
1) самостоятельная работа с литературой;
2) подготовка к семинарам, зачетам и экзаменам;
3) подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ (выпускная работа бакалавра, дипломная работа специалиста, маги-
стерская диссертация);
4) учебная, производственная и педагогическая практика;
5) подготовка научных докладов для студенческих конференций.
10.2.1. Самостоятельная работа с литературой
На первое место по значимости можно поставить умение работать с экономическими источниками.
Зададимся вопросом, как читать статьи, книги, чтобы извлечь максимум пользы? И насколько текст увязан с учебным курсом, методами обучения?
Методика работы с текстом включает в себя ряд ситуаций:
1) сознательное усвоение прочитанного, что предполагает осмысление текста и выделение ключевых идей и положений;
2) выяснение неизвестного - терминов, слов, понятий, личностей;
3) фокусировка внимания на тех вопросах, которые предусмотрены для рассмотрения на учебных занятиях.
Уровень вопросов определяется образовательными целями. Если вопросы нацелены на изучение фактов, цифр, идей, значит, занятие предполагает воспроизводство специальной информации, применение последней для решения проблем, использования в качестве доказательства во время дискуссии. Если ожидаемая деятельность направлена на критический анализ материала, применение в личном опыте, выработку ценностных суждений, значит, предполагается решение образовательных задач более высоких уровней познания.
Перечислим ряд методов, которые можно использовать для самостоятельной работы с экономическим текстом.
1. Дневник с реакцией на прочитанное предполагает письменное выполнение задания, предложенное преподавателем. Например, вы-
брать три основные идеи текста, с которыми Вы согласны или, наоборот, не согласны представить пошагово процедуру анализа конкретного процесса, явления.
Тезисно представить ход рассуждений автора.
2. Для работы с текстом используется картография - составление карты идей и понятий. Реализацию любой познавательной цели невозможно представить без овладения понятийным аппаратом. Из системы понятий вырастают теории, концепции, прикладные знания преобразуются в конкретные действия. Студентам индивидуально или в малых группах предлагается отразить основные идеи и существенные связи и взаимозависимости в виде карты-чертежа, модели. Отдельные части текста увязываются между собой, чтобы полно и точно раскрыть содержание изучаемого явления, предмета.
3. Для работы с экономическим материалом можно использовать критическую дискуссию, когда студенты подвергают сомнению авторские положения. Предлагается ряд вопросов для организации дискуссии:
а) Какие основные положения выдвигает автор и какие аргументы использует в свою защиту?
б) Какие сомнения возникают по поводу значимости полученных результатов?
в) Что можно предложить в защиту позиции автора?
г) Какие сильные стороны контраргументов?
4. Интересным представляется метод «оставьте за мной последнее слово». Студентам предлагается выбрать самый важный отрывок
из литературного источника и записать на одной стороне листа, а на другой прокомментировать свой выбор.
При обсуждении текста студентам поочередно предлагается зачитать свои отрывки, затем комментарий и оценочные суждения.
По методу «Мозаика» студенты участвуют в работе малых предметно специальных группах изучения нового материала, а затем возвращаются к первоначальным группам для преподавания. Более подробно этот метод описан в теме «Кооперативное обучение в высшей школе».
5. Метод «Конспектирование» предполагает письменное оформление источника. Формы записи может предложить преподаватель. Это может быть план, в котором представляется перечень основных вопросов, раскрывающих содержание источника. Тезисное изложение предполагает краткую формулировку основных положений источника без подробного раскрытия содержания. Можно предложить конспектирование с пояснениями.
10.2.2. Подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам
Роль преподавателя в организации подготовки студентов к семинарам, зачетам, экзаменам состоит, во-первых, в разработке и доведении до каждого обучающегося заданий, во-вторых, оказании помощи при их выполнении, коррекции работы студентов. Более подробное описание подготовки к семинарским занятиям содержится в теме «Семинар и его назначение».
Педагогическая помощь при подготовке к зачетам, экзаменам состоит в организации консультаций, которые нацелены на получение дополнительных знаний, расширение границ учебного курса.
10.2.3. Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ
Написание курсовых и выпускных квалификационных работ проводится с целью углубления, систематизации, обобщения знаний, умений и навыков студентов. Неотъемлемым требованием к работам по экономике является предложение решения профессиональной проблемы, конкретной экономической задачи. Тема исследования может быть предложена как научным руководителем, так и студентом. Последовательное осмысление взаимосвязанных проблем в курсовых и выпускных квалификационных работах способствует более глубокой и системной проработке предмета исследования. Особое внимание следует уделять аналитической части, содержащей собственные наблюдения и выводы.
Методическим требованием к студенческим научным работам является умение использовать современные методы исследования, умение работать с различной литературой, международными и отечественными статистическими источниками, интернетом.
Содержание работы должно быть доказательным, логичным, ясным, с использованием научной терминологии. Студент обязан самостоятельно излагать проблему, делать выводы, при использовании авторских материалов оформлять ссылки. С требованиями к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ студенты знакомятся, изучая учебно-методический материал по данному вопросу выпускающих кафедр.
На сегодня в РФ введена двухуровневая система подготовки специалиста: первый уровень - бакалавр (4 года обучения), магистр (6 лет). При этом параллельно продолжается обучение дипломированных специалистов (5 лет). Каждый уровень заканчивается написанием выпускной квалификационной работы. Особенности в подготовке и деятельности бакалавра, магистра и дипломированного специалиста позволяют различить выпускную квалификационную работу по содержанию и объему исследуемого материала.
Таблица
Различия квалификационных работ по структуре деятельности
Виды исследовательских работ
Приоритеты
1. Выпускная работа бакалавра
Теоретические знания и практические навыки (решение профессиональной проблемы с использованием статистического и литературного материала)
2. Дипломная работа специалиста
Специальные знания и навыки (решение конкретных научных, экономических, производственных задач)
3. Магистерская диссе
ртация
Узкоспециализированные знания, умения и навыки (решение нестандартных уникальных задач в определенной области исследования)
10.2.4. Учебная и производственная практика
Специальной формой учебного процесса является учебная и производственная практика студентов, которая направлена на углубление теоретических знаний и приобретение навыков практической деятельности в экономической сфере. Осваивая их, студент:
• получает информацию об основных направлениях деятельности предприятия, о производственной и управленческой структуре, основных функциях подразделений предприятия;
• изучает организацию управленческой деятельности на предприятии, методах организации производственного процесса;
• развивает умение анализировать основные финансовые результаты предприятий;
• приобретает навыки работы в производственном коллективе, опыт общественной и организационной деятельности.
Студент ведет дневник, в котором отмечает виды выполненных работ, фиксирует свои наблюдения, делает обобщения и выводы. В конце учебно-производственной практики готовит отчет. В дальнейшем экономический материал может быть использован для написания рефератов, курсовых и дипломных работ.
Педагогическая практика
Во время обучения в магистратуре студенты проходят педагогическую практику. Практика (от греч. praxis - действие, деятельность, опыт, освоение и преобразование действительности) обеспечивает возможность воплощения знаний, умений, навыков, способов педагогической деятельности в учебном процессе. На практике реализуются три плоскости квалификации студента в качестве педагога - предметная, методическая, межличностная. Студенты выполняют виды деятельности, определяемые специализацией - читают лекции, проводят семинарские занятия, посещают занятия преподавателей и студентов, готовят отчеты. Элементы дидактической деятельности отрабатываются со студентами на микрозанятиях. Обстоятельное обсуждение выступлений студентов настраивает их на серьезную работу в будущем - педагогическую практику. Преподаватель знакомит студентов с принципами обратной связи.
ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕСЕ ОБУЧЕНИЯ.
11.1. Контроль: функции, формы, требования. Оценка.
Обязательным компонентом образователь-ного процесса является контроль результатов деятельности обучаемого и педагога. Контроль представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения. В образовательном процессе контроль выполняет ряд функций:
1) информационную - свидетельствует о степени усвоения изучаемого материала, развитии способностей, приобретении знаний, умений, навыков;
2) диагностическую - определяет образовательный результат в зависимости от личностных приращений знаний, умений, навыков;
3) мотивационную - стимулирует активность в учебе, побуждает к самостоятельной работе;
4) воспитательную - формирует адекватную самооценку учебной деятельности.
Полученная в результате контроля информация используется для анализа успеваемости группы, курса, факультета и принятия решения о предоставлении стипендии. Для выполнения контроля следует придерживаться определенных требований:
1. Контроль должен носить всесторонний характер, охватывая все разделы программы и обеспечивая проверку знаний, умений и навыков по данной дисциплине.
2. Индивидуальный характер контроля, учитывающий особенности личных качеств студентов.
3. Систематичность, регулярность стимулирует непрерывный процесс обучения, стремление к новым, более высоким результатам.
4. Доброжелательность, доверие, что снимает напряжение в аудитории.
5. Объективность, справедливость оценки отражает адекватность уровня знаний, навыков, умений; нельзя увязывать оценку результатов деятельности с оценкой личности.
6. Разнообразие форм и методов контроля оценка репродуктивной и продуктивной деятельности студента. Репродуктивная память включает узнавание и воспроизведение усвоенной информации. Продуктивная - это эвристическое и творческое использование учебного материала. Эвристический уровень предполагает самостоятельное «производство» субъективно новой информации. Творческий уровень - получение объективно новой информации.
Каждый образовательный курс имеет стандарт, где сформулированы требования к уровню подготовки студентов данного учреждения. Степень усвоения студентами учебного материала отражает оценка. Способы выражения оценки различны - это устные суждения преподавателя, письменные качественные характеристики. О качестве знаний и навыков студентов судят на основании ряда критериев:
во-первых, полнота, измеряемая знанием программного материала;
во-вторых, глубина, характеризующаяся совокупностью осознанных существенных связей между составными частями материала;
в-третьих, структурированность - осознание иерархии и последовательности некоторой совокупности знаний;
в-четвертых, гибкость - готовность к самостоятельному поиску методов исследования, самостоятельному осознанному толкованию материала;
в-пятых, обобщенность - способность студента подвести конкретные знания под обобщения;
в-шестых, конкретность - готовность показать конкретное как проявления обобщенного.
С учетом вышеописанных критериев в традиционной системе оценки определяют четыре уровня: 1) владеет в полной мере учебным программным материалом и применяет на репродуктивном и продуктивном уровнях; 2) достаточно полное знание учебно-программного материала и применение на репродуктивном уровне; 3) недостаточное знание основного учебно-программного материала и ошибки в применении; 4) отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала.
Преподаватель обязан разъяснить обучаемому критерии оценки и обучить навыкам самооценки. Оценку необходимо отличать от отметки. Если оценка представляет собой качественный параметр результатов деятельности, то отметка - это количественный параметр, система знаков в виде числа, буквы, кодовых сигналов.
В системе высшего образования используются следующие формы контроля:
• предварительный - позволяет получать сведения об исходном уровне знаний студентов;
• текущий - отражает степень восприятия текущего материала;
• промежуточный - оценивает результат изучения данной дисциплины;
• итоговый - завершает полный цикл обучения и оценивает комплексные знания и умения студента.
В учебном процессе при изучении экономических дисциплин используются разнообразные методы контроля. Во-первых, устная проверка знаний, где происходит прямое общение преподавателя и студента. Во-вторых, письменный контроль, позволяющий одновременно контролировать деятельность всей группы и развивать навыки письменного изложения мыслей. В-третьих, смешанный метод, сочетающий в себе устную и письменную проверку знаний, например, защита курсовых и дипломных работ.
11.2. Общая характеристика видов и способов опроса.
Основная форма организации контроля в структуре обучения - опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании учащиеся перестают готовиться к занятиям, запускают материал. Постоянный доброжелательный контакт стимулирует систематическую подготовку к занятиям, приобретение новых знаний, навыков.
Посредством опроса обогащается язык, развивается речь, мышление, способность к анализу, обобщениям, оцениванию. Опрос позволяет регулировать усвоение учебного материала, подготавливает почву для последующего восприятия знаний. Преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.
Опрос является такой же полноценной частью занятия, как и объяснение.
Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы студенты видели конечную цель изучения темы, осознавали результаты собственной деятельности. Для этого следует руководствоваться требованиями к составлению вопросов:
1) вопрос должен быть ясным, четким, без дополнительных разъяснений;
2) он должен касаться основных, решающих моментов темы, чтобы проникнуть в сущность изучаемых явлений;
3) активизировать мыслительную деятельность, развивать навыки высоких уровней познания.
Опрос может проводиться в начале занятия, в конце и даже в середине. Различают следующие виды опроса:
1) текущий связан с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается;
2) обобщающий - опрос, подводящий итоги по текущей теме, разделу или курсу. Связан с повторением, углублением и обобщением пройденного материала.
В зависимости от количества опрашиваемых субъектов опрос делят на индивидуальный, фронтальный и комбинированный.
Индивидуальный опрос состоит в следующем. Ставится вопрос перед группой и через некоторое время заслушивается ответ студента. Затем преподаватель предлагает дополнить и откорректировать ответ, если в этом есть необходимость. Преимущества индивидуального опроса состоят в том, что учащийся учится отвечать системно, структурированно, логически стройно, развивает языковую культуру. Однако при индивидуальном опросе пассивна почти вся аудитория, за исключением нескольких активных участников.
Фронтальный опрос охватывает проверкой многих учащихся, держит в напряженном внимании всех студентов, вырабатывает способность к точному и краткому ответу, приучает к последовательности и обоснованности изложения. Однако студенты не учатся развернутому ответу, где отрабатываются переходы от одной мысли к другой, вскрывается вся глубина знания студента.
Комбинированный опрос предполагает одновременную работу группы студентов. Один отвечает устно, остальные письменно. При таком виде контроля охватывается большая студенческая аудитория и проверяется широкий диапазон знаний и умений. Затраты для преподавателя велики: охватить тему в целом и одновременно отобрать основные положения для проверки ограниченного диапазона знаний. Кроме этого он должен контролировать группу и тех, кто отвечает.
Способы опроса также различны, как и его виды. Например, беседа, упражнение, зачет, экзамен, эссе, тест. В беседе путем постановки системы вопросов проверяется пройденный материал и студенты подводятся к пониманию нового материала. Вопросы с развернутыми ответами измеряют, как правило, ограниченный диапазон знаний, но требуют от учащихся анализа и организации информации, решения задач, использования других навыков высоких уровней познания. Узкие вопросы используются, когда требуется осветить широкий диапазон знаний и получить конкретные ответы.
Зачеты, экзамены проводятся в устной или письменной форме, иногда комбинированной. Это формы промежуточного и итогового контроля по дисциплине. Экзамен может выступать как итоговая форма контроля за весь период обучения.
Методические рекомендации к зачету и экзамену:
1) дополнительные вопросы задаются с целью уточнить знания, а значит, и оценку студента;
2) при обнаружении шпаргалки предлагается убрать источник; при повторном нарушении предлагается либо поставить «неудовлетворительно», либо заменить билет, либо провести индивидуальное собеседование по всей программе;
3) при пространном ответе, не по существу вопроса, следует задавать конкретные вопросы, чтобы четко обозначился уровень знаний;
4) если полный ответ не состоялся и студент молчит, ожидая подсказки, надо предложить ему закончить ответ, чтобы не дать пищу для разговора о предвзятости преподавателя.
В процессе устного экзамена или зачета открыта возможность для корректировки отметки. Иногда это усложняет работу преподавателя, так как студенты пользуются этой возможностью, выпрашивая хорошие отметки.
Такой недостаток снимает письменная контрольная работа.
В учебном процессе все шире используются письменные работы: эссе и тесты. Существуют различные типы эссе с учетом определенных целей. В практике преподавания экономических дисциплин распространены причинно-следственное, сравнивающее и аргументирующее эссе. В причинно-следственном эссе размышления сосредотачиваются на условиях, факторах или ситуации и оцениваются причины и полученный эффект. Например, при изучении темы курса по экономической теории «Рынок и рыночный механизм» можно предложить студентам написать сочинение «При какой экономической системе я бы хотел(а) жить и почему?».
Сравнивающее эссе фиксирует сходство и различие предметов, явлений. Например: «Сравните командную и смешанную экономики».
Аргументирующее эссе обосновывает мнение относительно предмета исследования. В курсе методики преподавания экономических дисциплин студенты пишут сочинение на тему: «Использование модели активного обучения при разработке учебного курса».
Для каждого эссе следует предложить критерии оценки качества письменной работы. Например, сочинение оценивается по следующим критериям:
1) четкость передачи главной идеи;
2) организованность и продуманность мысли;
3) эффективность набора слов;
4) стройность и разнообразие предложений; б) правильность орфографии и пунктуации.
11.3. Тест для определения результатов обучения.
В экономических дисциплинах широко распространенной формой контроля является тест. В дидактической литературе по-разному определяется понятие «тест». В педагогической теории измерения проводится различие между тестом, тестовым заданием и заданием в тестовой форме.
Задание в тестовой форме должно отвечать следующим требованиям:
• цель;
• краткость;
• технологичность;
• логическая форма высказывания;
• определенность места для ответов;
• одинаковость правил оценки ответов;
• правильность расположения элементов задания;
• одинаковость инструкции для всех испытуемых;
• адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Педагогически тест (англ. test - испытание, исследование) - это система параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых.
Тест рассматривается как единство метода, результатов, полученных определенным методом и интерпретированных результатов.
Тест состоит из тестовых заданий, которые отвечают требованиям к заданиям в тестовой форме и дополнительно:
1) известной трудности;
2) дифференцирующей способности (достаточной вариации тестовых баллов);
3) положительной корреляции баллов задания с баллами по всему тесту.
Все три понятия - задание в тестовой форме, тестовое задание и тест соответствуют трем основным этапам разработки педагогических тестов. Первый этап начинается с разработки заданий в тестовой форме. На втором этапе осуществляется статистическая проверка заданий с целью обоснования их в качестве тестовых. Третий этап -это разработка теста.
В педагогической практике используется иное определение теста. Тест - это контрольное задание, отражающее степень усвоения деятельности определенного уровня в сочетании с определенной системой измерения и оценки качества усвоения.
Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона. Эталон отражает полное и правильное выполнение действия. По эталону определяется число р - количество существенных операций, ведущих к решению теста. Если сравнить ответ студента по числу правильных операций А с эталоном р, то можно рассчитать коэффициент усвоения: Кь = р .
Этот показатель легко сопоставляется с любой шкалой оценки. В соответствии с европейскими образовательными стандартами при К < 0,7 процесс обучения считается незавершенным и обучающийся обязан возвратиться к изучению данного учебного материала. А при К > 0,7 процесс обучения считается завершенным.
В соответствии с образовательными целями определяются уровни усвоения учебного материала: репродуктивный и продуктивный. Последние используются для конструирования различных типов тестов. Репродуктивный уровень предполагает узнавание (воспроизведение с подсказкой) и воспроизведение без подсказки знаний и умений. Приведем примеры тестов данного уровня по экономическим дисциплинам.
Тесты на узнавание: опознание, различение, классификация и соответствие.
Тест-опознание предполагает выделение объекта, его обозначение и помещение в условие теста. Студент сличает объект, его обозначение и делает выбор из альтернативы «да» - «нет».
Например: монетарная рестрикция - это уменьшение предложения денег:
Да Нет
Эталон: «Да», число операций в тексте р= 1.
Тест на различение - это избирательные тесты, выполняются в условиях, когда стоящие рядом варианты ответов затрудняют выбор правильного решения.
Например: отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) может назначать любую цену на свой продукт;
б) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
в) при данной кривой рыночного спроса выбирает комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;
г) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
Эталон: а) нет; б) нет; в) да; г) нет; где р= 4.
Тесты на классификацию и соответствие являются разновидностью тестов на различение. Например, соотнесите следующие типы маркетинга с состоянием спроса:
1) конверсионный; а) негативный;
2) развивающий; б) избыточный;
3) ремаркетинг; в) полный;
4) синхромаркетинг; г) колеблющийся;
5) поддерживающий; д) сниженный;
6) демаркетинг; е) формирующийся. Эталон: 1) - а; 2) - е; 3) - д; 4) - г; 5) - в; 6) - б; (р = 6).
В практике тестирования используются фасетные задания, когда в задании используются два вопроса. Пример:
Автор экономической теории
1) прав собственности;
2) общественного выбора;
а) Оливер Уильямсон;
б) Рональд Коуз;
в) Торстейн Веблен;
г) Джеймс Бьюкенен.
Эталон: 1б и 2г (р = 2).
Тесты на воспроизведение изучаемого материала предполагают отсутствие опоры на помощь или подсказку извне.
Тест-подстановка, в котором намеренно пропущены слово, фраза, формула или другой элемент текста.
Пример:
Задание: Перечислите недостающие признаки идеальной модели - совершенной конкуренции.
Эталон: 1) множество продавцов и покупателей; 2) однородность товаров; 3) симметричность информации; 4) неограниченность доступа на рынок; 5) независимость действий (р = 5).
Конструктивные тесты требуют самостоятельного создания ответа.
Пример:
Задание: Назовите основные организационно-правовые формы бизнеса.
Эталон: 1) единоличное владение; 2) партнерство; 3) корпорация
(р= 3).
Тест «типовая задача» предполагает использование известной процедуры (правила, формулы, алгоритма) и получение необходимого ответа на поставленный в задаче вопрос.
При выполнении тестов репродуктивного уровня демонстрируется знание способов деятельности применительно к изученным в процессе обучения ситуациям. Никакой новой информации студент не добывает. Такого рода тесты широко используются в предварительном и текущем контроле.
Эвристическая деятельность может реализоваться, если требуется соответствующее предварительное преобразование или условия задачи, или самого правила. Речь идет о нетиповой задаче, нетиповом вопросе.
Пример: Проанализируйте влияние девальвации белорусского рубля на уровень ВВП.
Эталон: 1) выявить влияние девальвации на конкурентоспособность белорусских экспортеров продукции; 2) определить влияние девальвации на цены импортируемых ресурсов; 3) представить макроэкономическое равновесие.
С учетом уровня сложности задания р увеличивается в несколько раз.
Если эвристическая деятельность ориентирована на решение новых для студента ситуаций, то творческая - на получение объективно новой информации. В таких тестах отсутствует готовый эталон и о качестве его решения может судить только эксперт.
В учебном процессе по экономическим дисциплинам распространены тесты репродуктивного уровня. Такого рода тестирование имеет свои достоинства и недостатки. Преимущества тестов заключаются в том, что с помощью последних охватывается широкий диапазон знаний и вся аудитория одновременно подвергается проверке на усвоение программного материала. Тесты легко оценивать. Преподаватель экономит время при их проверке.
Тесты имеют недостатки. Узость вопросов не позволяет раскрыть всей глубины знаний, ограничивает ответ обучаемого, недостаточно развивает логическую и языковую культуру. Тесты допускают угадывание.
Представляется, что в каждом конкретном случае в соответствии с образовательными целями преподаватель сам выбирает вид и форму опроса, которая адекватно отражает результаты образовательного процесса.
ТЕМА 12. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
12.1. Компоненты педагогического взаимодействия. Качества, необходимые преподавателю вуза.
Система взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности состоит из взаимодействия делового и личного характера. Деловые отношения связаны с соблюдением процедур, правил, которые установлены администрацией и преподавателями в высших учебных заведениях. Немецкий исследователь, директор Бимфельдского университета В. Д. Веблер выделил шесть основных, тесно взаимосвязанных я компонентов процесса педагогического взаимодействия: цель, содержание, методы, рамочные условия, участники, педагог.
Охарактеризуем элементы педагогического взаимодействия.
1. Цель - приобретение:
а) знаний о закономерностях, путях и средствах дидактического процесса по экономическим дисциплинам,
б) умений вырабатывать ценностные суждения о применяемых методиках,
в) навыков ведения лекционных и семинарских занятий.
2. Содержание педагогического взаимодейст-вия подчиняется определенным целям: общедидактическим и частнодидактическим. В курсе рассматриваются парадигмы образования, анализируются современные методы, формы образовательного процесса, средства контроля и мотивации воспитательной работы в вузе.
3. Рамочные условия включают в себя:
а) состояние помещения (освещение, вентиляцию, наличие и расположение мебели, наличие свободного пространства),
б) расписание занятий,
в) наличие всего необходимого для организации перерывов (буфеты, лотки, киоски),
г) обеспечение необходимыми материалами для проведения занятий (бумага, клей, ватман, маркеры, скотч, технические средства
обучения).
4. Методы педагогического взаимодействия зависят от целей курса, индивидуального стиля преподавателя, опыта студентов. В спецкурсе используются академический, активный, интерактивный методы, а также прямое обучение, исследование, моделирование, совместное обучение.
5. Участники - это студенты отделения экономической теории, которых готовят для работы в педагогической сфере.
6. Педагог организует взаимодействие. Он выступает как профессионал, методист, партнер. Как профессионал, он имеет соответствующую подготовку, владеет определенными знаниями, умениями и навыками. Как методист осваивает дидактические системы и образовательные технологии, владеет лекторскими и артистическими способностями. Хороший преподаватель ответственен, доброжелателен, требователен к себе и студентам. Он понимает мироощущение студента. Доверительный характер отношений надо заслужить. А для этого нужно уважать в студенте личность, хранить доверенную тайну, проявлять в отношении студентов честность, терпимость, дружелюбие. Успешное взаимодействие преподавателя со студентами определяется не только моральными качествами преподавателя, но и внешним видом, интеллектом, поступками.